Обязательство означает право ходатайствовать. Общие положения обязательственного права. Контрольные вопросы и задания

? Что такое экологический менеджмент?

! Экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

! Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной деятельностью, которое включает в себя: правовой и экономический механизмы охраны природы; систему государственных и региональных органов управления; деятельность руководителей и специалистов предприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Экологический менеджмент - это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики.

! Экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями.

! Экологический менеджмент - организация охраны окружающей среды во всей ее совокупности.

? Что такое система экологического менеджмента?

В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, ее целей и задач.

? Какова структура системы экологического менеджмента?

! Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

Утвержденную экологическую политику;

Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента;

Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований;

Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов;

Установленные цели и задачи по охране окружающей среды;

Сформированную экологическую программу;

Документационное обеспечение системы экологического менеджмента;

Управление операциями;

Обучение персонала;

Экологический мониторинг;

Корректирующие и предупреждающие действия;

Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита;

Анализ со стороны руководства.

? Какие цели преследует экологический менеджмент?

! Основные цели внедрения на предприятии системы экологического менеджмента и ее сертификации следующие:

Снижение негативного воздействия предприятия на окружающую среду;

Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;


Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;

Снижение образования и переработка отходов.

? Каковы основные задачи экологического менеджмента?

Задачи экологического менеджмента выглядят следующим образом.

! Обоснование экологической политики и обязательств. Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

! Планирование экологической деятельности. Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

! Организация внутренней и внешней экологической деятельности. Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.).

! Мотивация персонала. Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

! Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль. Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

! Анализ и оценка результатов экологической деятельности. Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

! Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента. В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

? Каков механизм внедрения систем экологического менеджмента на реально работающих предприятиях?

! В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

Оценка исходной ситуации;

Планирование внедрения системы экологического менеджмента;

Постановка целей, задач и разработка программ;

Мониторинг (система наблюдения);

Оценка результативности;

Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

? Насколько распространены системы экологического менеджмента в мире?

! Предприятия могут осуществлять сертификацию прямо по международному стандарту ISO 14001 . В 1996 году в мире была зафикисирована 1491 организация, имеющая систему экологического менеджмента, в 2000 году - 22897 организаций, в 2004 году - 72877 организаций.

В России первое предприятие создавшее систему экологического менеджмента появилось в 1998 году, на конец 2004 года таких предприятий было 127. В июле 2009 года системы экологического менеджмента функционировали в 300 российских организациях.

? Дайте определение понятию «экологический аудит системы экологического ме­неджмента»?

Экологический аудит системы экологического ме­неджмента, в соответствии со стандартом ISO 14000, трактуется как систематический и документирован­ный процесс получения объективных доказательств для определения соответствия.

Проведение такого аудита регламентируется в Рос­сийской Федерации рядом государственных стан­дартов (на основе стандартов серии ISO 14000), в том числе:

ГОСТ Р ИСО 14010-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принци­пы»;

ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедура аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»;

ГОСТ Р ИСО 14012-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии».

? Каковы задачи аудита системы экологического ме­неджмента?

! В комментарии к указанным стандартам указывается, что их применение позволяет как малым, так и крупным организациям любого профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) осуществлять всесторон­нюю проверку своей деятельности с целью выявления степени воздействия на окружающую среду с учетом особенности используемого сырья, технологических процессов, реализации продукции и даже утилизации ее после использования.

Программа экологического аудита системы эколо­гического менеджмента должна быть основана на на­стоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов. Проведение эко­логического аудирования должно быть выгодным ру­ководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологическо­го управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической по­литикой и целями. Предприятие может также заказы­вать проведение экологического аудита с иными задачами, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в со­ответствии с национальным или международным стан­дартами.

? Что нужно учитывать при планировании программы и процедуры экологического аудирова­ния предприятия?

! Программы и процедуры экологического аудирова­ния должны учитывать:

Приоритетные экологические аспекты деятель­ности предприятия;

Периодичность проведения аудитов;

Эффективное планирование и эффективную ор­ганизацию работы аудиторской «команды»;

Активное использование результатов аудита;

Компетенцию аудиторов;

Общую методологию экологического аудирова­ния и методику осуществления аудитов.

? Каким по форме может быть экологический аудит систем экологического менеджмента?

! Экологический аудит систем экологического ме­неджмента может быть внутренним и/или внешним.

В случае внутреннего аудита руководство предприя­тия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», ку­да могут входить и специалисты со стороны.

В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистами, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае специалисты, осуществляющие эколо­гический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными. Создать и обеспечить эффективное функционирование системы эко­логического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выяв­ления тех направлений и аспектов деятельности, кото­рые еще недостаточно развиты.

Что обязательно должно содержать заключение экологического аудирования систем экологического ме­неджмента?

Заключение экологического аудирования обязательно должно содержать квалифицированные рекомендации по раз­витию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для пред­ставления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях офици­альной сертификации системы экологического ме­неджмента. Такой аудит выполняется внешними неза­висимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологический аудит, который проводится для банков или инвесторов.

Результаты экологического аудита могут служить источником маркетинговой информации об экологи­ческих аспектах деятельности компании, причем эта информация исключительно важна для принятия последующих управленческих решений.

В соответствии с трактовкой экоменеджмента как вида управления в социально-экологической сфере его общее определение таково: экологический менеджмент - это специальная область управления, заключающаяся в регулировании сознательного воздействия человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы.

Экоменеджмент допустимо трактовать как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и управления природопользованием, охраной окружающей среды и экологической безопасностью на всех уровнях управленческой иерархии - от индивидуального предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества.

Введение экологического менеджмента направлено на реализацию экологических целей проектов и программ предприятия, что регламентируют соответствующие стандарты: российские (ГОСТ 2452-95); европейские (EMAS, BS 7750 и др.) и Международной организации стандартизации (ISO) серии 1400 (150-14000). Настоящее пособие ориентирует на выполнение рекомендаций стандартов наивысшего иерархического уровня - ISO-14000.

Система экологического менеджмента предприятия - это часть его общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Основными принципами создания системы экологического менеджмента в соответствии с ISO - стандартом являются: -

установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из высших приоритетов предприятия; -

создание или укрепление экологической службы предприятия; -

установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными в эффективной экологической политике сторонами, включая общественность; -

реализация согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с ясным пониманием взаимной экономической и другой ответственности; -

идентификация требований нормативно-правовых актов к экологическим аспектам деятельности предприятия и уточнение соответствия этим требованиям показателей его воздействия на окружающую среду; -

первичная оценка параметров производственных и других процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия; -

включение процедур планирования и учета экологических аспектов во весь жизненный цикл продукции или услуг, в т.ч. во вспомогательные процессы; -

выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения выбранного уровня экологичности; -

более точная оценка характеристик экологичности и их соответствия текущей экологической политике организации, ее перспективным целям и задачам в данной области; -

оценка процессов экологического управления посредством проверок и идентификации возможности улучшения самой системы экологического менеджмента путем ее аудита; -

активизация и поддержка деятельности субподрядчиков по созданию и развитию их собственных систем экологического менеджмента; -

внедрение и развитие подсистем экологического маркетинга, инжиниринга, экологического образования и других.

Для внедрения системы экоменеджмента необходимо: -

определить экологическую политику и сформулировать требования к системе экологического менеджмента; -

сформировать программу реализации экологической политики; -

разработать механизм, обеспечивающий достижение целей и задач экологической политики; -

обеспечить экологический мониторинг, эффективный контроль и эпизодическую проверку (аудит) характеристик окружающей среды; -

обеспечить постоянный анализ состояния и улучшение характеристик системы экологического менеджмента, обеспечивая ее соответствие изменяющими внешним и внутренним факторам, которые представляются наиболее значимыми (например, с позиции выполнении требований нормативно-правовых актов в области экобезопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования); -

обеспечить совместное рассмотрение экологических аспектов и хозяйственных проблем.

Важнейшим элементом функционирования системы экологического менеджмента является анализ текущего состоянии управления качеством окружающей среды, которое может быть оценено сопоставлением с исходным состоянием управления окружающей средой.

Анализ исходного состояния в этом случае должен охватывать следующие области: -

требования законодательных и других государственных нормативных актов; -

экологические аспекты деятельности организации, ее продукцию, услуги, оказывающие воздействие на окружающую среду; -

оценку соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; -

существующую практику и процедуры экологического менеджмента; -

политику и деловые процедуры по выполнению контрактов и поставок, в т.ч. с учетом экологических требований; -

реализацию обратной связи по результатам анализа предыдущих случаев нарушения договоров, в т. ч. по экологическим причинам; -

возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов; -

оценку заинтересованных сторон в эффективности управления предприятием окружающей средой; -

функции и деятельность других организационно-технических систем, способствующих или препятствующих улучшению характеристик окружающей среды.

Этот анализ должен охватывать полный диапазон условий функционирования, включая возможные аварийные ситуации. Результаты анализа исходного состояния должны быть документированы, а возможности разработки системы экологического менеджмента идентифицированы (подтверждены).

Область анализа состояния управления качеством окружающей среды может быть получена: -

на основе анализа документации предприятия; -

прямых измерений параметров окружающей среды; -

анализа деятельности сторонних организаций или собственных подразделений. -

материалов интервью и контрольных опросов персонала организации.

Источниками информации при этом могут быть: -

органы власти различного уровня; -

промышленные ассоциации, банки, фонды и т.д.; -

общества потребителей и другие общественные объединения; -

партнеры по хозяйственной деятельности.

Экологическая политика предприятия -важнейший элемент системы экоменеджмента. Политика в области охраны окружающей среды устанавливается общим направлением хозяйственной деятельности предприятия, состоянием окружающей среды, требованиями законодательных и других государственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в этой области.

Важно установить уровень ответственности предприятия за состояние окружающей среды. Политика предприятия должна быть индивидуализирована и должна учитывать его специфику. При этом руководство предприятия несет ответственность за формирование, внедрение и своевременное совершенствование политики в области охраны окружающей среды.

При анализе деятельности предприятия по охране окружающей среды рассматриваются также следующие вопросы: -

имеет ли предприятие документально оформленную политику охраны окружающей среды; -

сформулированы ли цели и задачи экологической политики; -

отражает ли эта политика основные (наиболее общие) цели предприятия; -

одобрена ли экологическая политика советом директоров или другим высшим органом административного управления организации, обеспечена ли возможность корректировки этой политики, в т.ч.

По предложениям персонала; -

стимулирует ли экологическая политика направление деятельности в области экологического мониторинга, экоаудита и использования соответствующих информационных технологий в практике управления; -

поддерживает ли экологическая политика деятельность предприятия по непрерывному улучшению характеристик экологичности, по данным экологического мониторинга и выполнению нормативных экологических требований, а также учитывает ли мнения заинтересованных сторон.

Следующий элемент системы экоменеджмента - это оценка воздействия на окружающую среду планируемых и осуществляемых работ предприятия.

Оценки значимости воздействия включают: -

экологические аспекты: характер, масштаб, интенсивность, продолжительность воздействия на окружающую среду; -

влияние экологических аспектов на имидж организации в глазах общественности; -

хозяйственные аспекты: возможность нормативно-правового регулирования; трудности измерения характеристик воздействия, затраты на измерения уровня воздействий, влияние изменения характера деятельности или процесса на уровень воздействия, отношение заинтересованных сторон.

Организация должна идентифицировать и оценить все внешние критерии - нормативно-правовые и другие требования, непосредственно связанные с экологическими аспектами выбранных видов деятельности. Внутренние критерии разрабатываются и внедряются там, где отсутствуют или нет необходимости во внешних документах, регламентирующих деятельность предприятия. Внутренние и внешние критерии помогают в разработке предприятием своих целей и задач, правильному планированию деятельности.

Примеры видов деятельности, где предприятие может иметь свои внутренние критерии: -

системы административного управления; -

обеспечение ответственности работников за охрану окружающей среды; -

приобретение, управление собственностью, лишение прав собственности; -

выбор поставщиков; -

выбор субподрядчиков; -

управление сбытом продукции; -

организация природоохранной деятельности; -

отношения с контрольными и надзорными органами; -

подготовленность к аварийным экологическим ситуациям; -

осведомленность персонала в области охраны окружающей среды; -

измерения характеристик экологичности и их улучшение; -

снижение производственного и экологического рисков; -

предотвращение загрязнений и образования отходов; -

ресурсосбережение, переход на возобновимые ресурсы; -

проекты инвестиций (с включением экологических статей); -

модификация технических решений, переход на безотходные технологических процессы; -

управление использованием комплектующих и сырьевых материалов; -

управление отходами внутри организации; -

управление расходованием энергии.

Задачи по охране окружающей среды на предприятиях формируются на основе поставленных целей в определенных временных рамках. Когда цели и задачи экоменеджмента определены, организация должна определить измеряемые показатели экологичности. Такие показатели важны как для экологического управления, так и для функционирующих производственных систем. Цели и задачи ставятся для организации в целом, для отдельных подразделений, имеющих свою специфику, и для соответствующих уровней управления.

Прогресс в достижении целей может измеряться посредством показателей экологичности: -

количество используемых сырьевых материалов и энергии на единицу продукции; -

количество выбросов в атмосферу; -

количество твердых отходов, производимых в расчете на единицу продукции; -

число аварий, связанных с воздействием на окружающую среду; -

уровень утилизации отходов, в т.ч. другими предприятиями; -

уровень переработки материалов, используемых для упаковки; -

километраж пробега транспортных средств, приходящийся на единицу продукции; -

инвестиции в охрану окружающей среды; -

число судебных исков, связанных с экологическими нарушениями; -

наличие прилегающих участков местности, пригодных для жизни диких животных.

Функционирование системы экоменеджмента должно осуществляться таким образом, чтобы организация постоянно реагировала на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечивала непрерывное совершенствование системы.

Для внедрения экологической политики и достижения поставленных целей организация должна иметь соответствующие ресурсы - кадровые, материальные и финансовые.

Ответственность за эффективность системы экологического менеджмента должна возлагаться на официальное лицо из состава исполнительной дирекции, обладающее достаточным авторитетом, компетенцией и полномочиями. Функциональные руководители должны определить ответственных за эффективное внедрение системы экологического менеджмента и обеспечение требуемых характеристик экологичности. Работники на всех уровнях должны иметь полномочия на поддержание требуемых характеристик системы.

Мониторинг, аудит и оценки - ключевые элементы деятельности в рамках систем экологического менеджмента, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружаю щей среды. Система мониторинга должна обеспечивать получение информации, достаточной для оперативных пред- и послеаварийных мероприятий, а также оценки соответствия экологических параметров деятельности организации требованиям нормативно-правовых актов по охране окружающей среды.

Выводы, заключения, рекомендации, получаемые на основе мониторинга, аудиторских проверок и других способов оценки эффективности систем экологического менеджмента должны документироваться с указанием необходимых корректирующих и превентивных мер. Обеспечение управляющим персоналом проведения корректирующих и превентивных мер свидетельствует о его систематической работе по повышению эффективности системы экологического менеджмента на предприятии.

Экологический аудит в трактовке Международных стандартов ISO серии 14000 означает проверку и оценку характеристик системы экоменеджмента, процедур экологического мониторинга, определение степени соответствия показателей загрязнения окружающей среды нормативным требованиям.

Таким образом, экологическое аудирование - важный инструмент экологического управления непосредственно на действующем источнике воздействия на природную среду. Аудит следует проводить исходя из потребностей предприятия с учетом международных стандартов ISO серии 14000 (ISO 14010, ISO 14012, ISO 14013), инструкций Мирового банка, схемы экологического управления и аудита Европейского Союза (EMAS) и практики других стран. 4.2.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ – стандартизированная система управления охраной окружающей среды на предприятии, основывающаяся на положениях международных стандартов ИСО серии 14000 и обеспечивающая устойчивое развитие предприятия с учетом требований рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Экологический менеджмент является относительно новым направлением развития системы управления на предприятиях, которое возникло в середине 90-х годов .

2.1. Разработка и оформление экологической политики предприятия

Первостепенное значение для внедрения всех элементов сис­темы экологического менеджмента на предприятии имеет разработкаэкологичес­кой политики организации (рис.5).

Рис.5. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента нам предприятии

В соответствии с определением, уста­новленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» ,

экологическая политика - это за­явление организации о своих намерениях и принципах, связан­ных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плано­вых экологических показателей.

Необходимость разработки эко­логической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).

Экологическая политика предприятия

    направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружа­ющей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды;

    формирует базу, на основе которой организация опре­деляет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды.

Эколо­гическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть пре­дусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях от­ражения в ней изменившихся условий и новой информации.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологичес­кой политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу , напри­мер, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за эко­логические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобре­тать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себяобязательство по улуч­шению управления деятельностью организации с точки зрения воз­действия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении си­стем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологи­ческой политики организации должны осуществляться на самом выс­шем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность орга­низации.

Если организация является частью более крупного объеди­нения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Поскольку каждая организация вправе самостоятельно опре­делять степень охвата своих подразделений системой экологичес­кого менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к опреде­ленным видам деятельности . В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установ­ленные в других подразделениях организации, могут быть согласо­ваны с его требованиями при условии, если это правомерно.

Уровень детализации и сложности системы управления охра­ной окружающей среды, объем документации и используемые ре­сурсы зависят от размера организации и характера ее деятельнос­ти, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологичес­кую политику организации, должно учитывать ряд требований, которые позволят обеспечить соответствие экологической политики масштабу деятельности организации , ха­рактеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окру­жающую среду.

Требования, которые необходимо учесть при разработке экологиче6ской политики предприятия (организации) :

    отражение руководящих принципов организации и на­правленность на установление целевых и плановых экологических показателей;

    обязательность выполнения законодательных и норматив­ных актов в области охраны окружающей среды;

    учет ожиданий заинтересованных сторон;

    наличие обязательства в отношении постоянного улучше­ния экологической ситуации, связанной с деятельностью органи­зации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;

    координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);

    создание специальной структуры для определения и пере­смотра целей и задач в области охраны окружающей среды;

    обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде - для общественнос­ти.

В рамках экологической политики должны учитываться следу­ющие факторы :

* региональные и местные условия деятельности;

* оценка и снижение любых отрицательных воздействий соот­ветствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);

* управление энергией, ресурсосбережением и выбор энер­гоносителей;

* управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;

* управление использованием и охраной водных ресурсов;

* сокращение образования отходов, их вторичное использо­вание, транспортировка и утилизация отходов;

*оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;

* выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;

* планирование продукции (проектирование, производ­ство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация от­ходов) с позиций охраны окружающей среды;

* определение влияния практической деятельности подрядчи­ков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состоя­ния окружающей среды;

* предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;

* экологическое обучение и подготовка кадров по пробле­мам охраны окружающей среды;

* внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.

Разработанная экологическая политика должна быть офи­циально утверждена высшим руководством организации и над­лежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток) (рис. 6-8).

Рис.6. Экологическая политика REPGroup

Рис.7. Экологическая политика ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Газпромбурение»

Рис.8. Экологическая политика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТТИЗ»

Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляет­ся возможность соотносить свои действия с требованиями эколо­гической политики, чтобы их всегда можно было проконтролиро­вать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается раз­витие общей экологической культуры производства.

2.2. Планирование системы экологического менеджмента НА ПРЕДПРЯТИИ

Планирование системы экологического менеджмента являет­ся важнейшим условием ее успешного функционирования. В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние тради­ции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмот­ря на устранение системы директивного планирования, осуще­ствляет разработку экологических программ и планирует их по­этапную реализацию исходя из своих финансовых возможно­стей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.

В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.

2.2.1. Определение экологических аспектов

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относят определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду; выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологической позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов возможной частоты таких воздействий, а также определение выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные).

При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия. Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, ко­торые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбро­сов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использо­вания природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.

Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выпол­нения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки норма­тивных требований или в других целях.

Круг вопросов, рассматриваемых при идентифи­кации экологических аспектов на предприятии, очень широкий. Например, наряду с выяв­лением различных аспектов ресурсопотребления и факторов хими­ческого загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важ­но в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции - с использованием рентге­новских аппаратов, связи с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление ис­точников опасного биологического воздействия. При этом предпри­ятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.

Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их из­менения от нижнего до верхнего предела, включая обычные усло­вия производства, условия производства при осуществлении ре­монта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.

Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны оп­ределять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта:

* рассмотрение законодательных и нормативных требований,

* иден­тификацию экологических аспектов, имеющих важные последст­вия,

* изучение существующих процедур управления охраной окру­жающей среды,

* оценка данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях.

Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и из­мерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.

Процесс идентификации экологических аспектов со значи­тельными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия, воз­действия которых рассматриваются как значительные.

Управление продукцией и ее воздействием на экологические аспекты может существенно изменяться в зависимости от положе­ния организации на рынке. У подрядчика или поставщика управле­ние может быть сравнительно слабым, в то время как организа­ция, ответственная за проектирование продукции, может значительно влиять на окружающую среду, например, изменив один из входящих в продукцию материалов. В большинстве случаев организации имеют ограниченные возможности контроля в сфере распределения и использования продукции, тем не менее, когда это практически возможно, следует применять соответствующие механизмы.

Инструментарий, применяемый на практике для определения экологических аспектов, обычновключает проведение внутренней и внешней проверки процесса производства , а также представление выводов об экологических последствиях производства описа­тельным методом или путем количественной экспертной оценки, когда данные проверки представляются в виде чисел, обозначаю­щих баллы загрязнения.

Проверки должны содержать следующие элементы:

Выполнение требований, вытекающих из законодатель­ства в области охраны окружающей среды;

Определение важных аспектов в политике охраны окружающей среды;

Контроль мероп­риятий, проводимых в данной сфере, и производственного про­цесса;

Оценку ранее имевших место аварийных ситуаций.

2.2.2. Установление соответствия деятельности организации требованиям нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в ра­бочем состоянии процедуры идентификации требований законо­дательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам де­ятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этогонеобходимо ведение реестра законодательных и других требований , что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.

Основными специальными законодательными актами, отра­жающими важнейшие аспекты экологического права и обязатель­ными для выполнения при планировании и функционировании системы экологического менеджмента, в нашей стране в настоя­щее время являются федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природ­ных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности на­селения», «Об экологической экспертизе». К основным законода­тельным актам, регламентирующим использование природных ре­сурсов, относятся Закон РФ «О недрах», Земельный, Водный и Лесной кодексы.

Наряду с законодательными требованиями при планировании и функционировании системы экологического менеджмента необ­ходимо учитывать также обязательные для выполнения требования национальных стандартов (ГОСТов), санитарных правил и норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных актов. При этом первостепенное значение имеет соблюдение законодательных и других требований в области экологического нормирования.

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп.

Первая группа включает показатели, характери­зующие качество окружающей среды: нормы предельно допусти­мой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.

Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допусти­мых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, ра­диационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захороне­ние твердых отходов и некоторые другие.

Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унифи­кации деятельности организационных, правовых и производствен­ных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарно-защитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природ­ную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.

Применительно к деятельности по определению, экологичес­ких аспектов в рамках планирования систем экологического ме­неджмента особое значение имеет учет требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ст. 32) в отношении оценки воздействия на окружающую среду .

В общем виде оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических тре­бований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии хозяйственных решений. ОВОС организуется и осуще­ствляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для обще­ства экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о до­пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду . Проектные и иные решения, содержащиеся в обосно­вывающей документации, должны быть разработаны с учетом воз­можных последствий ее реализации. Информация о состоянии ок­ружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подго­тавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетво­ряющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Ре­зультаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в случаях ее проведения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава 6) и Феде­ральным законом «Об экологической экспертизе».

ОВОС организуется и проводится при подготовке:

Программ и планов социально-экономического развития;

Схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

Документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

Предпроектных обоснований инвестиций в строительство;

Техни­ко-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения дей­ствующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

При подготовке хозяйственных решений, включающей разра­ботку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС про­водится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных негативных последствий в про­цессе ОВОС разработчиком обосновывающей документации дол­жны быть рассмотрены цели реализации замысла или предпола­гаемого проекта, разумные альтернативы намечаемой деятель­ности, характеристика проектных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной террито­рии с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономи­ческом развитии, возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив, меры по предотвращению неприем­лемых для общества последствий осуществления принимаемых ре­шений, а также предложения по разработке программы монито­ринга реализации поддерживаемых решений и плана после проектного экологического анализа.

В соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие может взять на себя, наряду с соблюдением обяза­тельных требований национальных нормативно-правовых актов, и выполнение других требований, например, кодексов сложившейся производственной практики, различных соглашений или руко­водств, не являющихся обязательными для применения.

Особо следует отметить требования законодательных актов, подлежащих обязательному выполнению, которые регламентиру­ют финансово-экономические отношения по поводу природо­пользования, и прежде всего взимание платежей за природные ре­сурсы и загрязнение окружающей природной среды.

Особенности обязательственных правоотношений:

Обязательственные правоотношения оформляют процесс товарообмена, поэтому они являются отношениями экономического оборота. Например, по договору купли-продажи предмет купли-продажи перемещается от продавца к покупателю, при договоре строительного подряда результат деятельности подрядчика переходит к заказчику и т.д.;

Обязательственные правоотношения относятся к имущественным правоотношениям;

Обязательственные правоотношения могут быть направлены на организацию товарообмена, т.е. на создание условий перехода имущественных благ в будущем (например, предварительный договор дарения ;

Обязательственные правоотношения являются относительным правоотношением: в нем имеются конкретные участники, обязанные к определенному поведению, преследующему имущественный интерес (в отличие от абсолютного отношения, в котором управомоченное лицо противостоит неопределенному числу лиц, например в правоотношениях собственности , оперативного управления , авторских прав);

Обязательственные правоотношения тесно связаны с правоотношениями собственности: реализация собственником правомочия распоряжения (например, продажа вещи) ведет к возникновению обязательственного правоотношения (например, при продаже вещи у продавца возникает обязанность передать ее покупателю, а у последнего — уплатить продавцу деньги), а реализация некоторых обязательств направлена на возникновение права собственности (например, в договорах купли-продажи, дарения, поставки).

Обязательство — это относительное правоотношение, опосредующее перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действие по предоставлению ему материальных благ.

Второе определение, будучи доктринальным, дополняет легальное определение, поскольку отражает значение обязательства в гражданском товарообороте.

Структура обязательства — совокупность элементов, входящих в него.

Элементы обязательства:

  • содержание обязательственных правоотношений.

В прошлые годы в структуру обязательства включали еще и четвертый элемент — основания возникновения обязательств. Теперь его рассматривают отдельно.

Субъекты обязательственных правоотношений — должник и кредитор.

Должник — обязанная сторона (он должен совершить определенное действие или воздержаться от определенного действия). Его обязанность называется долгом.

Кредитор — сторона, управомоченная требовать от должника совершения определенного действия либо воздержаться от определенного действия. Право кредитора называется правом требования.

В тех случаях, когда на стороне обязательства имеется несколько субъектов, такое обязательство называют обязательством со множественностью лиц. Различают активную множественность (обязательство с несколькими кредиторами), пассивную множественность (обязательство с несколькими должниками) и смешанную множественность (на каждой стороне по нескольку субъектов).

В период действия обязательства возможна замена лиц, выступающих в качестве сторон. Замена кредитора называется уступкой требования (цессией), а замена должника — переводом долга.

Такая замена представляет собой дополнительный договор, оформляемый таким же образом, как и основной.

Объекты обязательственных правоотношений - определенные действия должника (по передаче денег, имущества, вещей, совершению работ, услуг) или воздержание от определенных действий (объект не следует путать с предметом обязательственных отношений, под последним понимают то, в отношении чего совершаются действия: деньги, вещи и т.д.).

Права и обязанности сторон обязательства называют субъективным обязательственным правом. Осуществление субъективного обязательственного права кредитором возможно, как правило, лишь в случае совершения должником действий, составляющих его обязанность, т.е. при содействии должника (это является отличительной чертой субъективного обязательственного права от субъективного вещного права : обладатель последнего может осуществить его без содействия других лиц). Осуществление обязательств обеспечивается мерами государственного принуждения в форме санкций.

Основанием возникновения обязательственных правоотношений являются юридические факты либо их сочетание (юридические составы). Виды оснований разнообразны (ст. 8 и 307 ГК):

Все гражданско-правовые обязательства должны исполняться, изменяться и прекращаться по определенным правилам. В случае неисполнения обязательств либо ненадлежащего их исполнения наступают гражданско-правовые санкции.

Обязательства классифицируются на типы, группы, виды и подвиды.

В зависимости от оснований обязательств последние делятся на два типа: договорные (в основе которых лежит договор, например о поставке, подряде) и внедоговорные (в основе их лежат деликт, неосновательное обогащение или другие юридические факты).

Каждый из указанных выше типов обязательств делится на группы. Так, договорные обязательства в зависимости от характера опосредуемого ими перемещения материальных благ делятся на девять групп:

  • по передаче имущества в собственность;
  • по предоставлению имущества в пользование;
  • по выполнению работ;
  • по перевозкам;
  • по оказанию услуг;
  • по расчетам и кредитованию;
  • по совместной деятельности;
  • смешанные обязательства.

Внедоговорные обязательства делятся на две группы:

Обязательства, входящие в одну и ту же группу, имеют общие экономические особенности и как следствие этого — общие принципы правового регулирования .

Обязательства, входящие в отдельные группы, делятся на виды в зависимости от их различия в экономическом содержании. Так, обязательства, входящие в группу по передаче имущества в собственность, делятся на договоры купли-продажи, мены, дарения, поставки, контрактации. Договоры по передаче имущества в пользование — на аренду , лизинг, ссуду и т.д.

Обязательства, образующие один и тот же вид, могут подразделяться на подвиды. Так, обязательства по купле-продаже делятся на подвиды: розничная купля-продажа, оптовая купля-продажа, продажа по предварительным заказам, продажа в порядке самообслуживания, продажа на торгах, продажа на бирже , продажа на рынке и т.д.

Кроме того, обязательства со множественностью лиц подразделяются на долевые (в таких обязательствах каждый из нескольких должников отвечает только за свои долги) и на солидарные (при таких обязательствах каждый из должников может отвечать как по своим долгам, так и по долгам других должников по данному обязательству).

Долевым обязательством является любое обязательство со множественностью лиц, если из закона или условия обязательства не следует иного (ст. 31 ГК). При пассивной множественности каждый из нескольких должников обязан исполнить обязательство в соответствии со своей долей, а при активной множественности — каждый из кредиторов имеет право требовать от должника в свою пользу долю, определенную законом или договором. При этом доли долга и доли требования считаются равными, если иное не обусловлено законом или договором.

Солидарные обязательства делятся на три вида:

  • солидарная обязанность (один кредитор и несколько должников);
  • солидарное требование (один должник и несколько кредиторов);
  • смешанная солидарность (несколько должников и несколько кредиторов).

При солидарной обязанности кредитор вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга (ст. 323 ГК). Должник, исполнивший солидарную обязанность за других, имеет право регрессного требования к другим должникам.

При солидарном требовании любой из кредиторов вправе требовать от должника исполнения долга в полном объеме.

При смешанном солидарном обязательстве применяются правила и солидарной обязанности, и солидарного требования.

Оценивая значение долевых и солидарных обязательств, следует отметить, что солидарные обязательства надежнее защищают интересы сторон по сравнению с долевыми обязательствами.

В обязательствах со множественностью лиц выделяются обязательства основные и субсидиарные. В основу этого деления положена степень ответственности должника. Субсидиарные должники — это, как правило, третьи лица в обязательстве. Пример: несовершеннолетний , причинивший вред своему товарищу, является основным должником по возмещению ему вреда, а его родитель — дополнительным, т.е. субсидиарным, должником.

Кроме того, существуют регрессные (обратные) обязательства.

Они возникают тогда, когда должник по основному обязательству выполняет его либо вместо, либо по вине третьего лица. Лицо, выполнившее такое обязательство, имеет право на возмещение исполненного.

Понятие обязательственного права употребляется в двух смыслах: в субъективном и объективном.

Обязательственное право в субъективном смысле — права и обязанности должника и кредитора в конкретном обязательстве.

Обязательственное право в объективном смысле — совокупность правовых норм , регулирующих все обязательственные правоотношения. Эта совокупность норм образует подотрасль гражданского права .

Правовые нормы обязательственного права делятся на три группы:

  • общие положения обязательственного права;
  • общие положения о договоре;
  • особенности отдельных видов обязательств.

Нормы эти изложены в Гражданском кодексе РФ, причем первые две — в первой части Гражданского кодекса РФ, а третья — во второй части Гражданского кодекса РФ.

Нормы, регулирующие особенности отдельных видов обязательств, излагаются в Гражданском кодексе РФ в соответствии с классификацией обязательств — все нормы объединены в соответствии с типами, группами, видами и подвидами обязательств, т.е. систематизированы.

Обязательственное право как подотрасль является самой большой по объему, самой сложной по структуре и содержанию по сравнению с другими подотраслями гражданского права. Наибольший объем норм ГК РФ посвящен отдельным обязательствам (их 645). Причем большая их часть (601) посвящена договорным обязательствам.

Следует иметь в виду, что представленные в ГК РФ договоры являются моделями договоров, рекомендуемыми законодателем. Однако на практике возможно составление договоров, отсутствующих в Кодексе. В последнее время наметилась тенденция к составлению договоров, представляющих комбинацию из нескольких видов договоров , предусмотренных ГК РФ с намерением «урезать» права своего контрагента.

Значение обязательственного права состоит в том, что оно определяет те формы и правила, в которых должно осуществляться перемещение материальных благ в сфере экономического оборота.