Lightroom Classic. Новые возможности маскирования. Важнейшие инструменты для обработки фотографий в Lightroom

Т от, кто впервые открывает программу Lightroom или любой другой профессиональный графический редактор в первую очередь задается вопросом: -О как, и с чего здесь начать? И если вы сейчас стоите перед таким вопросом, то эта статья для вас.

Сегодня я собираюсь показать вам, как организовать свой процесс обработки фотографий в программе Adobe Lightroom, и как можно добиться превосходных результатов используя только несколько инструментов. Освоив их, вы, конечно же, можете продолжить свой поиск и исследовать другие возможности программы, но изучив основные принципы работы с предлагаемыми инструментами, дальше дорога будет легче.

Пять основных инструментов Lightroom.

Эта программа просто напичкана всевозможными ползунками и кнопками, и все они предназначены для того, чтобы сделать ваши снимки интересными: проявить детали, сделать акценты на нужных областях фотографии и так далее и тому подобное. Но их количество и названия могут завести в тупик не только новичка.

Сегодня мы поговорим о пяти основных инструментах, которые используются при редактировании практически каждой фотографии. То есть, когда мы начинаем ретушировать фотоснимок, мы в первую очередь обращаем на такие детали, как: средние тона, тени, блики, резкость и баланс белого. Мы будем редактировать все эти области, используя только несколько ползунков, которые находятся в основной вкладке Lightroom. Чтобы попасть в раздел редактирования просто нажмите на кнопку «Разработка (Develop)», а затем перейдите во вкладку «Основные (Basic)». Теперь можно начинать знакомиться.

Экспозиция (Exposure).

Когда я обрабатываю фотографии, я всегда начинаю именно с этого инструмента, чтобы придать фотографии необходимую яркость. Этот ползунок предназначен для регулировки средних тонов на фотографии, а, следовательно, может добавить или уменьшить общую яркость на изображении. Чтобы сделать снимок недоэкспонированным просто передвигайте ползунок экспозиции вправо. А если вы хотите уменьшить яркость и сделать снимок темнее, передвигайте его влево.

При этом следите за показателями гистограммы и за тем, как изменяется общая сцена на вашем снимке. На примере ниже я лишь немного изменил экспозицию, чтобы придать изображению выразительность.

Контраст (Contrast).

Этот инструмент позволяет более четко разделить темные и светлые области изображения. Если вы передвигаете ползунок контраста вправо, то фотография становится «жестче», проявляются детали, светлые и темные области явно разделяются. Если вы двигаете ползунок влево, то переходы от теней к светлым областям сглаживаются, фотография приобретает воздушность, но при этом вы можете потерять отдельные детали.

Тени / Света (Shadows/Highlights).

Одни из самых полезных ползунков в программе Lightroom. Примечание: если вы используете старую версию Lightroom, то они там называются немного иначе: Fill Light и Recovery. Но при этом работают также превосходно.

Эти два ползунка работают в противоположных направлениях. Если вы хотите проявить детали в светлых областях изображения, вы будете двигать ползунок Highlights влево. Если вы хотите проявить детали в темных областях, вы будете двигать ползунок Shadows вправо. Но есть один нюанс, убедитесь, что вы работаете с RAW форматом, и в файле имеются данные о деталях в тенях и светах. Иначе эти инструменты просто будут выдавливать соответствующие области.

При этом если вы будете наблюдать за гистограммой вашего изображения, то заметите, что ползунок Shadows влияет на левую сторону графика, а ползунок Highlights на правую. Ползунки Black и White (о них мы сегодня не будем вспоминать) оказывают влияние на самые крайние точки гистограммы.

Четкость (Clarity)

В сети Интернет есть целые статьи, посвященные проблемам регулировки резкости фотографий в программе Lightroom. И инструмент Clarity на начальном этапе – хороший способ усилить резкость или ее ослабить. Вы, конечно же, не получите полного контроля над изображением, но все же сможете сделать снимок четче.

Когда вы начнете передвигать этот ползунок, вы заметите, что работает он так же, как и инструмент «Контраст», но только на более мелком детальном уровне. При этом всегда помните, что на пейзажных фотографиях – лучше двигать ползунок вправо, придавая четкие очертания объектам, а вот при редактировании портретной фотографии, лучше двигать его влево, что бы придать портрету мягкость и воздушность.

Баланс белого (White Balance).

И снова спаренный инструмент: температура и оттенок, который позволяет регулировать баланс белого на вашем изображении. В самом начале знакомства с программой, я бы предложил использовать предустановленные настройки, которые можно выбрать из выпадающего меню. И только затем, когда вы поймете, как работает этот инструмент, вы можете перейти на «ручное» управление ползунками.

Следует только понять, что, передвигая ползунок «Temp» влево, вы будете придавать снимку более холодные тона, а если начнете двигать вправо, то изображение приобретет теплые оттенки.

Ползунок «Tint (Оттенок)» используется для небольших изменений, например, чтобы удалить или добавить снимку зеленый или пурпурный цвет. Чаще всего используется для получения естественного цвета кожи человека на портретной фотографии . Однако, есть профессионалы, которые используют этот инструмент для более творческих целей. Попробуйте «поиграть» с ним и вы поймете, о чем я говорю.

Одно маленькое примечание

Если вы фотографируете в формате RAW, то у вас появится больше возможностей для улучшения конечного результата. Вы получите практически безграничный контроль над своими фотографиями. Если же вы снимаете в формате JPEG, то вы сами себя ограничиваете в своих возможностях. И нечего пенять на кого-то, когда сами не хотите получать от ситуации максимум. О формате RAW вы можете прочитать здесь.

А теперь еще несколько примеров в формате «До и После» после применения этих пяти инструментов.

Вот так вот всего пять ползунков программы Lightroom могут изменить качество ваших фотоснимков.

Для эффективной обработки не обязательно полностью изучать функционал Lightroom, достаточно изучить основные инструменты обработки.

В данной статье вы узнаете как быстро и красиво обработать фотографию в Adobe Lightroom с помощью трёх самых важных инструментов: экспозиция, кисть и тонирование.

Оригинал:

Давайте начнем работу с анализа фотографии. Явная проблема — большой перепад яркости из-за того, что часть лица в тени, а другая часть на солнце.

Что нужно сделать? Всё просто – осветлить тёмные участки и затемнить светлые, достав оттуда потерянную в пересвете информацию.

План работы:

  • Коррекция экспозиции
  • Осветление глаз
  • Тонирование
  • Отделение фона

Важно! Вы должны понимать, что цифры всега разные и зависят от конкретной фотографии.

Экспозиция

Давайте кратко разберём, что мы сделали:

Exposure: -1,05 – я уменьшил экспозицию на ступень, для того, чтобы затемнить пересвеченные области лица. Темная часть ещё больше затемнилась, но я компенсирую это ниже.
Hightlights: -46 – эта настройка управляет светлыми областями, с её помощью я восстанавливаю всё ещё пересвеченные участки на лице
Shadows: +82 – освещаю темные участки фотографии

После этого темные участки стали слишком светлыми, а пересветы на лице всё ещё остаются.

Whites: -57 – в отличии от hightlights, whites работает с самой светлой частью гистограммы , что позволит мне убрать последние явные пересветы.
Blacks: -66 – из-за того, что я сильно осветлил темные участки в shadows я потерял контраст, картинка стала плоской. И в данном инструменте я затемнил самые темные участки. вытянул очень много из темных участков очень много

Clarity: +20 – сам по себе инструмент увеличивает контраст в средних тонах, то есть в нашем случае эффект будет в буквальном смысле на лице.

Осветление глаз

Я решил немного подсветить глаза. Для этого нам нужно будет выделить участки изображения с помощью кисти.

Работа с кистью

Заходите в инструмент кисть, который находится справа, выбираете режим New и ставите значения, которые вы хотите применить к будущей выделенной области. Эти значения можно будет изменить в любой момент.

Ниже настроек для выделенной области вы можете увидеть настройку самой кисти (подчеркнуто зеленым). Вы можете настроить три кисти: A, B и отдельно кисть-ластик Erase чтобы переключаться между ними. Например, одну кисть для больших участков и другую для маленьких деталей.

Настройки кисти такие же как в Photoshop.
Size: размер кисти.
Feather: жёсткость граней.
Flow: поток, по сути прозрачность.

Auto Mask: включает маску. Если вы выделяете голубое небо, то кисть автоматически выделит только небо (ориентируясь по цвету) и не затронет объекты других цветов.
Density: чувствительность маски.

Начав выделение вы увидите круглую точку, по которой потом сможете найти выделение (если она мешает, можно отклчить её клавишей H) и красную область маски. Кстати, цвет маски можно изменить с помощью сочетания клавиш CMD+O (ctrl+O для PC), это необходимо если вы пытаетесь сделать выделение на красных участках.

Как видите зеленая маска удобнее для выделения.

В итоге я выделяю глаза и увеличиваю экспозицию и контраст. Последний добавляется для того, чтобы они не просто засветились как лампочки, но и сохранили контраст. Вот такое масло масленное.

Тонирование

Инструмент тонирования в Lightroom достаточно удобный.

Для данной фотографии я выбрал достаточно типичное сочитание — желтые светлые и синие тёмные.

Гибкость инструмента в том, что вы можете тонировать светлые и темные участки изображения разными цветами и при этом, управлять балансом светлых и тёмных участков (например, чтобы за чёрный принималось 20% гистограммы, а за светлые остальные 80%).

Вы можете выбрать цвет нажав на прямоугольник справа от названия. Цвет отразится ниже.

Highlights — светлые участки
Shadows — тёмные участки

Hue и Saturation — показывают, соответственно оттенок и насыщенность цвета.
Balance — баланс светлыми и тёмными участками. При значении 0 — балан делится пополам.

  • +100 – вся картинка заливается тоном для светлого
  • -100 – вся картинка заливается тоном для темного

Отделение фона

Особенность человеческого восприятия такова, что когда мы смотрим на какой-то объект, то все остальные объекты наше сознание отодвигает за задний план, делая их менее контрастными, менее яркими и менее резкими. Подробнее о восприятии вы можете прочитать в статье Почему приходится корректировать изображение .

Для своего изображения я просто выделю фон и изменю экспозицию на -1 ступень.

Итог

Пошаговый gif

Хотите попробовать сами?

Скачайте оригинальный RAW для экспериментов — https://yadi.sk/d/cRRwBUFHbUo5B

В этом уроке мы описали несколько очень полезных инструментов в Lightroom, которые многие почему то не используют для редактирования свои фото и очень даже напрасно.

Инструмент Выпрямление – коррекция перспективы

Иногда бывает такое, что на фотографиях горизонт наклонен, делая композицию неловкой. Возможно вы держали камеру неправильно или просто не обратили внимание на обрамление в момент фотографирования. В любом случае, вы можете исправить это в Lightroom с помощью инструмента Выпрямление, который находится под гистограммой и выглядит, как перфорированный прямоугольник. Или вы можете просто нажать клавишу “R” на клавиатуре, чтобы активировать меню Обрезка и выпрямление в модуле Коррекции. Когда вы сделаете это, изображение, над которым вы работаете, будет обрамлено кромкой для обрезки. Удерживая углы фото, вы можете поворачивать его так, как считаете нужным. Исправление линии горизонта будет более точным и простым.

Выберите инструмент Выпрямление и нарисуйте линию в противовес линейной поверхности на фото. Чем длиннее и прямее будет линия, тем проще будет выровнять. На фото ниже у меня не было отличительной линии, чтобы помочь мне определиться, где именно рисовать линию. Поэтому я использовала линию их обуви в качестве ориентира. В этом случае все получилось достаточно хорошо, поэтому я нажала enter, чтобы принять изменения. Единственное, что вы должны помнить при использовании этого инструмента, что он может немного обрезать края, делая снимок сжатым. Если ваша фотография, которая подлежит коррекции, уже достаточно сжата, то будьте очень осторожны при использовании инструмента Выпрямление.

Панель HSL (Оттенок, Насыщенность, Светлота) – инструмент регулировки цветов

Инструмент регулировки цвета был весьма интересной находкой для меня. Он позволяет программе Lightroom определять для вас HSL, вы одновременно можете следить за изменениями и остановиться в тот момент, когда достигнете желаемого художественного результата. Я использую этот инструмент совсем немного, так как все коррекции цвета на фотографиях и таких дополнительных элементов, как оттенок кожи, изменяются в Lightroom. Этот инструмент не станет идеальным для ретуши фотографий из сферы моды, но для свадебных, семейных, ландшафтных фотографий он даст большую гибкость, не прибегая к Photoshop.

Для активации инструмента все, что вам нужно сделать, это нажать на него, а потом коснуться в любом месте фотографии, где вы хотите сделать выборочные изменения. На этой фотографии я решила выделить цвет неба и добавить немного синего в том месте, которое хотела подчеркнуть. Вы просто тяните инструмент вверх для увеличения HSL или вниз, чтобы приглушить определенный цвет по вашему выбору. Помните, что инструмент регулировки цвета должен быть в том месте, где вы хотите внести изменения.

Наряду с использованием инструмента баланс белого, чтобы откорректировать оттенок кожи, вы можете использовать регулировку цвета для этой цели. Но должна вас предостеречь, что изменения коснуться и других участков фотографии, которые содержат тот же цвет, с которым вы работаете. Так что не переусердствуйте.

NIKON Df + 50 мм f /1.8 @ 50 мм, ISO 100, 1/320, f /2.5

Инструмент Удаление пятен

Удаление пятен – это другой великолепный инструмент, который вы можете использовать в свою пользу. Он прошел долгий путь от ограничений только круглой формой и до функций, подобным Восстанавливающей кисти в Photoshop. Хотя он и не такой гибкий, как подобный ему из Photoshop. Но в сторону ограничения, вот то, что вы можете с ним делать.

Вы можете выбрать Удаление пятен, нажав на иконку, или же нажмите клавишу “Q” для активации меню. Здесь вам доступны две функции для удаления пятен: клонирование и восстановление. В основном этот инструмент используется для замещения выбранного вами участка на подобный ему. Если вы знакомы с Photoshop, клонирование является идентичным инструментом восстанавливающей кисти для замещения. Я не использую его очень часто, пока для него не будет четкой задачи. Но использую восстановление, и по функциональности он аналогичен восстанавливающей кисти в Photoshop. Он создает очень мягкую и плавную текстуру, которая хорошо смешивается с остальными пикселями на фото.

На приведенной ниже фотографии я решила, что листья в нижнем левом углу достаточно отвлекающие, поэтому не хотела делать их частью изображения. Вот как я использовала кисть Удаление пятен, чтобы избавится от них:

А вот до и после:

NIKON Df + 50 мм f/1.8 @ 50 мм , ISO 100, 1/320, f/2.5

Вы можете использовать этот инструмент для удаления случайного волос, незначительных недостатков и отвлекающих предметов, которые удалить не очень сложно. Я использую его для удаления пятен и пылинок на фотографиях. Помните, что этот инструмент не подойдет, если вам нужно работать с большим участком.

Просто рисуйте на области, которая требует внимания, и мгновенно увидите, как инструмент восстанавливает его и откуда взяты пиксели. Вы можете перемещать участок, который служит образцом, и управлять инструментом на ваше усмотрение. Вот участки, которые были определены с помощью инструмента Удаление пятен в процессе ретуши портрета.

NIKON Df + 85 мм f/1.8 @ 85 мм , ISO 100, 1/320, f/2.0

Кисть коррекции для Яркости, Осветления и Управления цветом

Я использую кисть коррекции в разных случаях. Я могу высветлить тени в определенных участках фотографии, не воздействуя на остальные затененные участки. Я могу выборочно делать цвет более насыщенным или повышать резкость без перемещения в Photoshop. Вот несколько примеров того, как вы можете его применить.

Выберите Кисть коррекции из меню или нажмите “K”. Выделите интересующий вас участок, обрисовав его. В данном случае я решила повысить резкость, яркость и интенсивность цвета глаз.

Вы не можете сделать каждое из изменений одним нажатием кисти. Возможно понадобится несколько попыток, чтобы достичь желаемого результата.

Вот небольшой пример того, как можно изменить цвет глаз:

Выберите интересующую вас область, обрисовав ее. Нажмите на Цвет в панели Кисть коррекции. Выберите желаемый цвет и поэкспериментируйте с непрозрачностью и насыщенностью. Нажмите Enter, чтобы принять изменения.

NIKON Df + 85 мм f/1.8 @ 85 мм , ISO 320, 1/200, f/1.8

Градиент - фильтр

В основном Градиент-фильтр используется для того, чтобы сбалансировать или исправить экспонирование больших участков, которые не могут быть эффективно исправлены с помощью Кисти коррекции. Но вы также можете использовать его для создания особого настроения на фотографиях. Вы можете успешно имитировать цветную отражающую поверхность, что обычно случается при съемке через определенные предметы.

Ниже приведен пример запланированного снимка, который, по моему мнению, передает ощущение тепла и лета. Фото было сделано через куст с желтыми цветами.

NIKON D 3 S + 50 мм f /1.8 @ 50 мм, ISO 200, 1/800, f /2.0

А вот пример того, как вы можете создать аналогичный эффект в Lightroom. Нажмите на краю фотографии и тяните вниз до того места, где бы вы хотели создать эффект. Когда фильтр размещен, вы можете выбрать цвет и использовать ползунки для изменения насыщенности и других эффектов.

Хорошо в градиент-фильтре то, что вы можете вносить изменения в любое время, и программа напомнит вам, что было применено до этого. Так что вы можете повторно использовать эффект или же создать новые настройки. К тому же вы все еще можете копировать-вставлять примененные настройки между разными фотографиями.

NIKON D3S + 50 мм f/1.8 @ 50 мм , ISO 200, 1/250, f/2.2

Вот еще один пример креативного использования градиент-фильтра:

Описанные процессы могут быть не настолько гибкие, как при использовании Photoshop, но, если вы имеете дело с множеством фотографий и вам нужен кратчайший путь, эти советы сотворят чудеса. Вы можете использовать эти методы практически для каждого вида фотографий!

Недавно Adobe обновила практически весь свой фотософт: Photoshop, Lightroom, Camera Raw и Bridge.
Отныне обновлённый Lightroom СС носит название Classic CC. ИМХО, обновляться на него стоит уже ради одной заставки:

Кроме заставки, Lightroom (и Camera RAW тоже) получила возможность создания двух типов масок в инструментах локальной коррекции. Разнятся они типом выделения: по цвету и по яркости. ИМХО, оба варианта весьма полезны, особенно для тех, кто ограничивается одним Lightroom, дабы не скрипеть извилинами, изучая ещё и Photoshop. Надеюсь, прочитав данную публикацию, вы с лёгкостью сможете пользоваться новыми возможностями хорошо знакомых инструментов.

В тексте я буду упоминать "горячие клавиши" (буквы в круглых скобках) для выбора команд или инструментов. Напоминаю, что в Lightroom они работают ТОЛЬКО при английской раскладке клавиатуры.

1. Маскирование с выделением по цвету .

Тёплый свет вечернего солнца при достаточно драматическом небе. Но нам бы хотелось этот драматизм немного усилить, не затрагивая всё остальное:

02.

Очевидно, что в данном кадре небо заметно отличается от всего остального цветом - в нём доминируют синие тона. Поэтому выделять его будем при помощи маскирования по цвету. Возьмём инструмент Graduated Filter (M), и протянем его сверху вниз, выделив верхнюю половину кадра:

03.

Чтобы увидеть выделенную область, следует нажать (O). Выделенная часть кадра будет залита красным тоном. К сожалению, кроме неба она захватывает ещё кроны деревьев и крыши строений:

04.

Идём в панель инструмента Graduated Filter, и в нижней его части открываем выпадающий список Range Mask. В списке выбираем значение Color:

05.

На месте списка появляется инструментарий цветового маскирования: пипетка и ползунок Amount:

06.

При помощи пипетки следует обозначить области, цвет которых Lightroom использует, как образец при создании маски. Таких зон может быть несколько. Нажав, и удерживая нажатым Shift, мы выделяем нужные области, протягивая мышь с нажатой левой клавишей. Как видите, я создал 5 зон замера. Почему именно 5? - да просто так. Разброс оттенков неба в данном кадре невелик, и, полагаю, хватило бы и двух. Сами поэкспериментируйте в этом направлении:

07.

Возвращаем пипетку на место, и Lightroom показывает нам, как изменилась зона выделения. Если у вас не показывает, снова нажмите хоткей (O). Видно, что мы заметно приблизились к желаемому, но выделение ещё не достаточно точное:

08.

Для уточнения воспользуемся ползунком Amount, сдвинув его от умолчательного значения 50 до значения 7. Теперь выделение пригодно для применения:

09.

Нажатием хоткея (O) гасим красную заливку, и вводим параметры коррекции неба: Exposure = -0.20 и Clarity 73. Почему именно эти значения? Они подбираются исключительно визуально.
Избегайте ИЗБЫТОЧНОЙ коррекции, чувство меры и художественный вкус - ваши лучшие друзья:

10.

При работе с изображениями нам сильно мешает наша зрительная адаптация. Дабы этого не происходило, следует каждый шаг коррекции промигивать, что позволит гораздо точнее подобрать силу воздействия. Промигивание удобно выполнять при помощи небольшого слайдера слева снизу панели инструмента Graduated Filter (M). Результат коррекции - на анимированном слайде 11. Если степень коррекции вас не удовлетворяет, скорректируйте её параметры в желаемую сторону:

11.

2. Маскирование с выделением по яркости.

Пейзажисты знают, как часто снимая в режимное время с контровым светом при безоблачной погоде, получаем кадры, в которых небо является самым маловыразительным элементом. Его хочется чуть притемнить и добавить цветовой насыщенности. На рис. 12 как раз такой пейзаж. В данном случае небо существенно ярче остальной части изображения, поэтому будем строить яркостную маску:

12.

Берём инструмент Adjustment Brush (K), и закрашиваем всё небо, захватив края темной части изображения:

13.

Затем в нижней части панели инструмента щёлкаем по выпадающему списку Range Mask и выбираем значение Luminance:

14.

Вместо списка возникают инструменты яркостного маскирования: слайдеры Range и Smoothness:

15.

Два ползунка слайдера Range позволяют с двух сторон ограничить яркость объектов, которые будут выделены. В данном случае нам нужно отсечь тени, поэтому смещаем левый ползунок вправо до значения 73 (подбирается визуально). Т.е будут выделены объекты, яркость которых от 73% до 100%. Как и прошлый раз, уточняем границу маски вторым ползунком, задав ему значение 36:

16.

Маска готова. Хоткеем (O) гасим красную заливку, и задаём параметры коррекции неба: Temp = -70, Tint = -10 (добавили синего и немного зелёного), Exposure = -23 (притемнили), и Saturation = +30 (увеличили насыщенность):

17.

И вновь повторю: любую коррекцию заканчиваем промигиванием было/стало:

18.

И напоследок: любую созданную в Lightroom маску, при необходимости, можно подкорректировать кистью вручную.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Успехов в обработке ваших замечательных кадров!

Нередко при обработке нам требуется оказать воздействие не на все изображение в целом, а лишь на отдельную его часть - например, сделать небо более выразительным, осветлить затененную часть снимка, убрать мусор из кадра. В этом случае используются инструменты удаления точек, корректирующая кисть и градиентный фильтр.

Ретушь изображений

Ретушь необходима для исправления различных недостатков изображения: пыли, мусора в кадре, дефектов кожи и т.д. В Lightroom для ретуши используется инструмент Spot Removal (Удаление точек). Принцип его работы похож на постановку заплаток: поврежденный фрагмент заменяется образцом, взятым из другого места изображения.

При выполнении ретуши следует учитывать, каким образом будет использоваться снимок в дальнейшем: чем большим форматом вы планируете его печатать, тем тщательнее должна быть обработка.
Для начала увеличьте масштаб изображения до 100% (а для тонкой ретуши придется использовать и большие значения), а затем щелкните по кнопке инструмента удаления точек под панелью гистограммы.

Кнопка вызова инструмента ретуши и его настройки

Алгоритм выполнения ретуши прост: наведите курсор на дефектную область. Подгоните размер кисти так, чтобы она чуть превышала размер пятна - для этого вращайте колесико мыши или используйте клавиши. Щелкните: Lightroom сам попытается определить подходящую область-донора и заменит выбранный участок изображения. Обычно Lightroom не может сделать оптимальный выбор, поэтому нужно вручную перетянуть кружок-донор на подходящее место - учитывая, чтобы там не было лишних деталей, а фактура и освещение примерно совпадали с редактируемой областью.

Повторяйте этот алгоритм до тех пор, пока все дефекты не будут исправлены.

Последовательность действий при ретуши

Чтобы видеть, какие области были отретушированы, установите переключатель Tool Overlay (Показать наложение) на панели инструментов в положение Always (Всегда) - тогда все отретушированные фрагменты будут отображаться кружками. Выбор Auto (Авто) будет отображать «заплатки» только тогда, когда курсор мыши будет находиться в пределах рабочей области; Selected (Выделенный) - отображает область только выделенной «заплатки»; наконец, Never (Никогда) скрывает все кружки.

Однажды установленную «заплатку» можно в любой момент переместить мышью или изменить ее размер, взявшись за угол и потянув (или регулируя параметр Size на панели инструмента). Чтобы удалить заплатку, щелкните по ней и нажмите клавишу Delete; чтобы отменить всю ретушь, нажмите Reset (Сбросить) на панели настроек инструмента. Режимы инструмента ретуши
У инструмента ретуши есть два режима: Clone (Клонирование) и Heal (Восстановление). Переключать их можно и после того, как выполните ретушь, выделив какую-либо заплатку: так будет легче увидеть разницу между этими режимами.

В режиме клонирования выбранный фрагмент просто копируется с одного места на другое, в режиме восстановления Lightroom подгоняет ретушируемый участок по текстуре и яркости к указанному образцу.

В большинстве случаев используется режим восстановления - например, для ретуши кожи или неба в пейзаже.
Однако если изображение вокруг ретушируемой области неоднородное - участок кожи рядом с волосами, мусор в траве и т.п., - режим восстановления может привести к появлению артефактов. В этом случае надо использовать режим клонирования и очень аккуратно подбирать область-донора, чтобы не было заметно расхождения. Для получения более естественного результата можно уменьшить непрозрачность инструмента регулятором Opacity.

При ретуши неоднородных участков изображения лучше использовать режим клонирования

Инструмент ретуши в Lightroom имеет довольно много ограничений, поэтому перед выполнением ретуши нужно оценить объем работы и принять решение - можно ли выполнить ее в Lightroom или будет целесообразно отправить этот снимок на ретушь в Photoshop.

Небольшую ретушь - пятна от пыли на матрице, небольшие дефекты кожи и т.п. - выгоднее делать в Lightroom. Сложную ретушь - «парадную» обработку портрета или удаление фигур с заднего плана - быстрее и качественнее получится сделать в Photoshop. Учитывайте, что после обработки в Photoshop вы потеряете возможность неразрушающего редактирования, поэтому лучше будет отложить ретушь, сделав ее самым последним этапом обработки, а изображение пока отметить цветовой меткой.

Если требуется отретушировать довольно крупный дефект на снимке, режим Heal может работать некорректно, оставляя темные пятна по бокам заплатки. В этом случае следует сначала грубо заретушировать участок в режиме Clone, а затем пройтись поверх в режиме Heal.

Если вы забыли почистить матрицу камеры и на снимках появлялись следы от пыли, не нужно ретушировать каждый кадр вручную. К счастью, пыль на матрице всегда находится на одном и том же месте - а значит, работу можно автоматизировать. Отретушируйте пыль на одном снимке, скопируйте установки этого снимка (Ctrl+Shift+C), отметив среди копируемых установок только Spot Removal (Удаление точек). Затем примените эти установки (Ctrl+Shift+V) ко всем остальным снимкам из этой серии. (Подробнее про синхронизацию и копирование настроек будет рассказано на Уроке 6). Теперь вам осталось только просмотреть эти кадры и убедиться, что ретушь не затрагивает сюжетно-важных частей изображения, а при необходимости - скорректировать выбор участков-доноров вручную.

Следы от пыли на матрице…

…и их ретушь

Параметры синхронизации настроек для автоматического удаления следов от пыли на матрице

Корректирующая кисть

С помощью корректирующей кисти можно изменять яркость, контраст, резкость, насыщенность отдельных фрагментов изображения, а также тонировать его. Для начала работы с кистью щелкните мышью по значку инструмента (крайний правый под панелью гистограммы) или нажмите горячую клавишу K. Под строкой с инструментами откроется панель настройки кисти с привычными регуляторами экспозиции, яркости и т.д.

Рисуя кистью по изображению (этот процесс также называют созданием маски кисти), мы можем изменить один или несколько параметров, указанных в настройках. Если параметр установлен на значении 0, то меняться он не будет.

Кнопка вызова корректирующей кисти и ее настройки

Прежде чем начать коррекцию, нужно установить параметры кисти в нижней части панели настроек. Если с параметром Size (Размер) все очевидно - он меняет размер кисти, то другие параметры могут показаться на первый взгляд непонятными. Feather (Растушевка) меняет внутреннюю окружность в курсоре кисти, отделяющую жесткую серединку кисти от мягких краев. Чем выше значение Feather, тем мягче будет кисть. Параметр Flow (Нажим) влияет на интенсивность воздействия: чем меньше нажим, тем менее существенным будет изменение картинки от штриха кисти. Однако, сделав несколько штрихов по одному месту, можно усилить воздействие. Предельное значение, до которого можно усиливать воздействие кисти, определяется параметром Density (Плотность). То есть, например, если установить Flow 25 и Density 50, то за первый штрих кистью мы получим коррекцию с 25% интенсивностью, за второй - с 50%, а третий и последующие штрихи уже не будут оказывать воздействия.

Влияние установки плотности кисти на ее след

Для кисти доступны две настройки: А и В - можно установить в них разные параметры кисти и быстро переключаться между ними при работе (клавиша /). Чтобы стереть часть маски, нужно переключиться на режим Erase, удерживая нажатой клавишу Alt.

Настроив кисть, проведите курсором по тому фрагменту изображения, который нужно скорректировать. В нашем примере мы хотим затемнить второстепенные детали в изображении с помощью кисти с отрицательной экспозицией.

Нам необходимо как можно более точно закрасить корректируемую область, не задев окружающих элементов. Для удобства работы размер кисти можно менять непосредственно во время рисования с помощью колесика мыши. Во многих случаях удобно сначала обозначить область коррекции с помощью большой кисти, а затем скорректировать ее кистью малого размера и ластиком.
Если границы области достаточно явно выражены, имеет смысл активировать режим Auto Mask (Автоматическое маскирование). Теперь Lightroom автоматически будет определять границы маскируемой области в пределах мягкого края кисти.

Слева: маска, создаваемая вручную. Справа: используется режим автоматического маскирования

При работе имеет смысл время от времени включать просмотр маски, устанавливая флажок Show Selected Mask Overlay на панели инструментов под рабочей областью (или клавишу O). Это полезно для контроля границ маски и пропусков в ней, которые особенно часто возникают при использовании режима автомаски. Кстати, чтобы быстро закрасить эти пропуски, автомаску лучше отключить.
Чтобы создать новую область коррекции с другими параметрами - или, иными словами, новую маску, - щелкните по слову New в верхней части панели настроек кисти. Теперь можно задавать новые параметры и продолжать коррекцию.

Каждая маска отмечается на изображении так называемой «булавкой» - маленьким кружочком. Щелкнув по нему, можно выбрать маску и изменить ее параметры: с помощью панели или просто нажав мышь и «перетаскивая» булавку в стороны: движение влево будет уменьшать значения параметров, вправо - увеличивать. Можно и вовсе удалить маску, нажав клавишу Del.

Теперь, изучив теорию, перейдем к рассмотрению наиболее распространенных практических задач, решаемых с помощью корректирующей кисти.

Расстановка акцентов в изображении

Пожалуй, самая частая задача для корректирующей кисти - расстановка акцентов в изображении. Нам часто требуется осветлить какой-то элемент снимка, чтобы привлечь к нему внимание - или, наоборот, затемнить, тем самым отодвинув на задний план. Не забывайте и о цвете: иногда бывает выгоднее снизить насыщенность фона, а не затемнять его.
Окружающий пейзаж в исходном изображении был светлым и невыразительным. Затемнить его с помощью базовых настроек не составляет труда, однако в этом случае фигуры молодоженов также оказываются в тени. Можно, конечно, вытащить детали из теней с помощью заполняющего света, но в этом случае мы получим некрасивые «пережаренные» цвета. Прорисовав фигуры корректирующей кистью с положительным значением экспозиции, мы получаем драматичный, сочный снимок с хорошо читаемыми деталями.

Слева: исходное изображение. Справа: при затемнении фона в тень ушли и фигуры молодоженов

После обработки фигур молодоженов корректирующей кистью с положительным значением экспозиции мы получаем желаемый результат

На этом снимке нам не нравятся слишком яркие синие элементы на заднем плане, а также желтые вывески справа. Их можно приглушить, снизив насыщенность цвета. Это проще сделать средствами цветокоррекции, однако в данном случае общее снижение насыщенности синего приводит и к изменению цвета платья невесты, а уж изменение насыщенности желтого или оранжевого вообще недопустимо, поскольку влияет на телесные тона. Поэтому используем корректирующую кисть с отрицательным значением Saturation. Проработав наиболее яркие участки заднего плана, мы получаем спокойный, не привлекающий к себе излишнего внимания фон.

Исходное изображение. Синий цвет на заднем плане кажется слишком ярким и отвлекающим

Проработав яркие участки фона кистью с отрицательным значением Saturation, мы получаем более спокойный фон

Локальное тонирование

При обработке нередко требуется усилить или изменить цвет отдельного элемента снимка - эта задача вполне решаема благодаря корректирующей кисти. Для усиления цвета регулируется параметр Saturation, а также Brightness - восприятие цвета меняется в зависимости от яркости объекта.

Если нам нужно изменить цвет, можно выбрать новый цвет в строке Color, щелкнув мышью по прямоугольнику, а затем указав цвет в палитре. В этом случае кисть будет тонировать изображение. При выборе цвета в палитре оттенок изменяется по горизонтали, а насыщенность - по вертикали, т.е. чем выше точка в палитре, тем насыщеннее будет цвет. Как правило, удобнее сначала нанести маску, а потом выбирать цвет и одновременно просматривать, насколько он подходит к снимку.

Палитра выбора цвета корректирующей кисти

В данном случае мы с помощью кисти с параметром Saturation –100 обесцветили весь снимок, кроме двух фигур на переднем плане

Обработка портретов

В некоторых случаях средства Lightroom могут оказаться вполне достаточными для наведения небольшого глянца. Прежде чем начать работу, необходимо оценить ее объем: при большом количестве масок Lightroom начинает подтормаживать даже на самых мощных компьютерах, и работа становится невыносимой, поэтому не следует требовать от него невозможного. Для серьезной обработки портретов, конечно, лучше использовать Photoshop.

При обработке портретов можно использовать имеющиеся предустановки из списка Effect.

Предустановка Iris Enhance (Улучшение радужной оболочки глаза) увеличивает экспозицию, насыщенность и четкость изображения, позволяя сделать глаза на портрете более выразительными. Выбрав эту предустановку из списка, проведите кистью по радужной оболочке глаз и посмотрите на результат.

Вторая предустановка носит название Teeth Whitening (Отбеливание зубов). Она действует, слегка повышая экспозицию и снижая насыщенность. «Закрасьте» кистью область зубов, стараясь не задеть губы. Кстати, эту же предустановку можно использовать и для отбеливания белков глаз.

Сверху - исходное изображение, снизу - результат после улучшения радужки и отбеливания белков глаз

Сверху - исходное изображение, снизу - результат отбеливания зубов

Предустановка Soften Skin (Смягчение кожи) использует отрицательное значение параметра Clarity (Четкость). Такая кисть улучшает вид кожи, делая ее более гладкой, создавая впечатление шелковистости. Обработайте кистью кожу на портрете, исключая область глаз, волосы, губы. Дополнительно можно снизить резкость: установите Sharpness, равное примерно –50. Обратите внимание, что стандартная предустановка Clarity –100 слишком экстремальна; во многих случаях значение Clarity следует установить равным примерно –50…–70 (или уменьшить плотность кисти), чтобы изображение не производило впечатления пластикового манекена. Эту регулировку удобно проводить уже после того, как вы нанесли маску, визуально оценивая полученный эффект.
Обратите внимание: в большинстве случаев потребуется проработать кожу не только на лице, но и на шее.

Результат смягчения кожи кистью с отрицательным Clarity

Кроме предустановок, можно использовать и другие возможности. Например, для придания портрету выразительности можно повысить резкость ресниц, используя кисть с параметрами Sharpness +30…+50 и Clarity +10…+20. Кстати, повышение резкости пойдет на пользу не только ресницам, но и, например, украшениям. А если аккуратно пройтись по щекам мягкой кистью с красноватым оттенком, можно придать лицу легкий румянец. Выбирая различные цвета из пункта Color, можно даже сделать «цифровой макияж».

Градиентный фильтр

Градиентный фильтр в Lightroom не только позволяет имитировать действие традиционного градиентного фильтра - затемнять изображение в одной части, плавно снижая это затемнение, но и точно так же, градиентом, изменять другие параметры снимка.

Традиционно градиентный фильтр применяется для притемнения и тонирования неба в случае, когда на исходном снимке оно выглядит слишком бледным. Но для свадебных снимков гораздо более интересно другое - творческое применение градиентов для смены освещения в кадре.

В нашем примере два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим, делая свет более холодным, и тем самым создают контраст между фоном и главными героями. Обратите внимание, что воздействия градиентов не доходят до фигур молодоженов и, соответственно, не меняют цвет лиц или одежды.

Исходное изображение

Два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим

Для применения градиентного фильтра к изображению нажмите кнопку этого инструмента (вторая справа под гистограммой) или горячую клавишу M. Под гистограммой откроется панель настроек градиентного фильтра, все настройки аналогичны настройкам корректирующей кисти.

Кнопка вызова и панель настроек градиентного фильтра

Установив желаемые параметры, щелкните мышью по изображению и переместите курсор. Область наложения фильтра обозначена тремя линиями: центральная (с «булавкой») соответствует среднему эффекту фильтра, а две крайние - максимальному и минимальному. Чем больше будет расстояние между крайними линиями, тем плавнее будет действие фильтра.

Однажды примененный фильтр всегда можно отредактировать: для этого щелкните по «булавке» фильтра и измените его параметры по своему усмотрению. «Взявшись» мышью за булавку, можно перемещать фильтр в другое место в изображении, наведя курсор мыши на центральную линию, можно вращать фильтр, а, наведя на одну из боковых линий, менять его размеры.

На одно изображение можно наложить несколько фильтров. Удалить выбранный фильтр можно нажатием клавиши Delete. Чтобы закончить работу с фильтрами, нажмите Done на панели инструментов под рабочей областью. Заключение