Можно классифицировать по различным основаниям. Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям. Вопросы для самоконтроля

Виды

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

3.1 Обязательной сертификации подлежит продукция (услуга), на которую законами или государственными стандартами Российской Федерации установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и требования охраны окружающей среды.

3.2 Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России, другие государственные органы управления в соответствии с их компетенцией, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации.

3.3 Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольную сертификацию могут проводить юридические лица, взявшие на себя функцию органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации (в пределах их области аккредитации).

Сертификация основывается на следующих принципах:

Государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

Объективности – независимости от изготовителя и потребителя;

Достоверности – использования профессиональной испытательной базы;

Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

Демократичности – предоставления изготовителю самому выбрать орган по сертификации.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечивающая организацию методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй – роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Принцип четвертый процессный подход и органично с ним связанный.

Пятый принцип – системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

В стандартных ИСО 9001 и QS 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.

Принцип шестой – постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Принцип седьмой – взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовы-вать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Принцип восьмой – принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров. Для разработки и практической реализации этой системы создано АО "Сертификация биржевых товаров".

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Общепринятые схемы сертификации в РФ приведены в приложении, которые отличаются объемом и способами проводимых органом сертификации работ, а также устанавливаемого инспекционного контроля. Причем, от этих параметров схем сертификации зависит степень доказательности результатов сертификации, уверенности органа по сертификации в надежности выданных сертификатов. Схемы 1-8 классифицированы ИСО и общеприняты в зарубежной и международной практике. Схемы 9-10 основаны на использовании Декларации поставщика о соответствии продукции, как общепринятой в ЕЭС практике элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой из них. Если заявитель не располагает информацией о таких органах и порядке сертификации интересующей его продукции, то эту информацию он может получить в территориальном органе Госстандарта России. Наличие заявки и содержащаяся в ней информация являются формой доказательства уверенности руководства предприятия-заявителя о выпуске (поставке) продукции, соответствующей по обязательным требованиям действующим стандартам и нормативным документам. Заявитель может дополнительно представить в орган по сертификации документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные соответствующими органами государственного управления в пределах своей компетенции, а также протоколы испытаний, проведенных при разработке продукции и постановке ее на производство. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение, и котором содержатся все основные условия сертификации, схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень испытательных лабораторий, проводивших испытания продукции, и перечень органов, которые могут провести сертификацию производств и систем качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Заявитель вправе выбрать конкретную испытательную лабораторию и орган по сертификации систем качества (производств).

З – заявитель;

ОС – орган по сертификации;

ИЛ – испытательная лаборатория.

1. Подача заявки на сертификацию З
2. Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы ОС
3. Отбор, идентификация образцов и их испытания ОС, ИЛ
4. Оценка производств (если это предусмотрено схемой сертификации) ОС
5. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия ОС
6. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия ОС
7. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией ОС
8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия установленным требованиям и неправильное применение знака соответствия З
9. Информация о результатах сертификации ОС

Госстандарт России выполняет следующие функции:

Координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации,метрологии;

Взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

Направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

Подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

Устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

Принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

Осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

Руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

Осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

Представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;

Сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

Руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

Участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

Устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

При разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Конституция РФ по способу изменения, внесения поправок и дополнений является жесткой, что характерно для писаных конституций.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Конституция РФ является республиканской.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, Индии, и в том числе России. Унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

О фиктивности конституции речь может идти при несоответствии устоям социально-экономической и общественно - политической жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина, игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются, когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что

Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

в верховенстве конституции

в стабильности

в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

в реальности

в народности

в легитимности

Эти юридические свойства конституции будут рассмотрены более подробно в рамках следующей главы.

Виды трудовых споров по спорящим субъектам:

1.индивидуальные трудовые споры - когда они затрагивают интересы отдельных работников;

2.коллективные трудовые споры - когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).

Виды трудовых споров по правоотношениям, из которых они возникают (вытекают из предмета трудового права):

1. трудовые споры, возникающие вследствие правонарушения трудовых отношений (например, но невыплате зарплаты, о незаконном увольнении, задержке выдачи трудовой книжки и др.);

2. трудовые споры, возникающие из правонарушения отношений, непосредственно связанных с трудовыми

Виды трудовых споров по характеру спора:

1.споры о применении норм трудового законодательства. В том числе споры о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников);

2.споры об установлении или изменении существующих условий труда.

Виды трудовых споров по предмету спора:

1.споры о признании права, нарушаемого другой стороной трудового договора;

2.споры о присуждении выплат и возмещения вреда.

Виды трудовых споров по способу его разрешения:

1.исковые споры;

2.споры неискового характера.

60. Принципы и подведомственность рассмотрения трудовых споров.

Компетенция суда. Суд рассматривает две группы трудовых споров:

1) суд принимает к рассмотрению трудовой спор, прошедший досудебную стадию его разрешения; суд рассматривает заявление работника, когда он обращается в суд, минуя по тем или иным причинам КТС. Соответствующие причины не указаны законодателем, но в таком качестве может, например, выступать отсутствие КТС в организации или у работодателя – индивидуального предпринимателя;

2) суд рассматривает споры, непосредственно ему подведомственные (ч. 2 ст. 391 ТК РФ):

по заявлению работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; изменении даты и формулировки причины увольнения; переводе на другую работу; оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

по заявлению работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах решаются также споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающихся, что они подверглись дискриминации.

Ст. 231 ТК РФ относит к подведомственности суда рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Суда рассматривают трудовые споры о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ); исковые требования работника о возмещении морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями (бездействием) работодателя (ст. 237 ТК РФ).

При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подсудность суду данного спора.

Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска.

Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным.

Районному суду подсудны все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работни-ком в связи с неудовлетворительным результатом испытания; дела по искам работников, трудовые отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении формулировки причины увольнения.

Суды рассматривают трудовые дела по правилам гражданского судопроизводства, установленным ГПК РФ.

Иски предъявляются в суд по месту жительства ответчика, а иски к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества юридического лица. Исковое заявление подается в суд в письменной форме. К заявлению должны быть приложены необходимые документы.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового до-говора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК РФ).

Особенности вынесения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу определены ст. 394 ТК РФ.

Решение суда приводится в исполнение по вступлению в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки.

61. Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллек-тивного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или измене-нии индивидуальных условий труда), о которых заявлено в ор-ган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, либо лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

Порядок рассмотрения и разрешения трудового спора – это законодательно установленная для данного юрисдикцион-ного органа определенная форма процесса разбирательства трудового спора, начиная с принятия заявления и заканчивая вынесением и исполнением решения по данному делу. Он включает объективное исследование всех обстоятельств дела и применение к ним соответствующих норм права.

Процесс рассмотрения споров определяется характером и порядком работы того органа, которому данный спор подве-домствен, поэтому необходимо различать порядок рассмотре-ния индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и, если тру-довой спор рассматривается в особом порядке, в вышестоя-щем органе. Все эти органы могут осуществлять правовосстанавливающие действия в различном порядке.

Большинство споров из трудовых правоотношений по при-менению трудового законодательства рассматривается в об-щем порядке , то есть начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на ре-шение в суд.

Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой порядок установлен в ст. 390 ТК РФ, а для суда также и ГПК РФ. При общем порядке рассмотрения индивидуальных трудо-вых споров различаются два самостоятельных вида разбира-тельства: в КТС и в суде.

62. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в 10-дневный срок , работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Работник или работодатель при несогласии с решением КТС может обжаловать это решение в суд в 10-дневный срок со дня вручения копии указанного решения. В случае пропуска установленного срока в силу уважи­тельности причин суд может его восстановить и рассмотреть индивидуаль­ный трудовой спор по существу.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудо­вые споры по заявлениям:

- работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки при­чины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынуж­денного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время вы­полнения нижеоплачиваемой работы; о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

- работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

Об отказе в приеме на работу;

Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных орг-ций;

Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК).

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (ст. 390-397). Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в порядке искового про-ва. Рассмотрению индивидуальных трудовых споров свойст­венны некоторые процессуальные особенности . Прежде всего, это указан­ный вопрос по определению подведомственности индивидуальных трудо­вых споров, которые рассматриваются в КТС, а после этого могут рассматриваться в суде и непосредственно разрешаются в суде, минуя КТС в порядке, установленном ст. 391 ТК. Для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам установлены определенные сроки :

1) по делам об увольнении - месячный срок со дня вручения работ­нику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

2) по остальным трудовым спорам 3-месячный срок со дня, когда ра­ботник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

3) в 10-дневный срок со дня вручения копий решения КТС , если работник или работодатель обжалует это решение;

4) по спорам о возмещении работни­ком вреда , причиненного имуществу работодателя (организации), устанав­ливается срок в 1 год со дня обнаружения причиненного работником ущерба. При пропуске срока обращения суд, признав уважительность при­чины пропуска, может восстановить этот срок, принять заявление и рас­смотреть спор по существу.

По общему правилу граждане могут лично осуществлять свои про­цессуальные права при наличии у них процессуальной дееспособности, кото­рая наступает в полном объеме с 18-летнего возраста. Особенность трудовых споров заключается в том, что стороной этого спора может быть лицо, наде­ленное трудовой право-дееспособностью, возникающей у работника с 16-летнего возраста, а в установленных законом случаях - с 15 и с 14 лет (ст. 63 ТК).

В суд может обратиться не только работник, но и профессиональный союз , защищающий интересы работника, если он не согласен с решением КТС. При соблюдении процедуры, связанной с учетом мотивированного мне­ния выборного органа первичной профсоюзной орг-ции при расторжении трудового договора с работником (в соответствии с п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК), как работ­ник, так и представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной орг-ции впра­ве обжаловать увольнение непосредственно в суд (ч. 4 ст. 373 ТК).

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из тру­довых правоотношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и су­дебных расходов.

С учетом всех обстоятельств дела и на основании закона орган , рас­сматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает обоснованное и мотивированное решение , в котором содержится вывод об удовлетворении иска или отказе в иске. По денежным требованиям указывается конкретная сумма , подлежащая удовлетворению в пользу работника, либо сумма, взы­скиваемая с работника в возмещение ущерба, нанесенного имуществу рабо­тодателя (организации).

Районный суд рассматривает дела о : восстановлении на работе, о признании забастовки незаконной (?). Все остальные дела рассматриваются мировым судьёй (п.7 ч.1 ст. 23 ГПК – дела, возникающие из труд. отн-ий, за искл. дел о восст-ии на работе и дел о разрешении коллект. труд. споров)

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может принять решение об изменении формулировки осно­вания увольнения на увольнение по собственному желанию. Если формули­ровка увольнения будет признана неправильной или несоответствующей закону, суд изменяет ее и указывает в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой ТК или иного ФЗ.

Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденно­го прогула.

По денежным требованиям, признанным обоснованными, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, выносит решение о вы­плате работнику причитающихся сумм .

Обоснованные денежные требования работника удовлетво­ряются в полном объеме без всякого ограничения.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда , причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Решение органа по трудовому спору приводится в исполнение по общему правилу после вступления его в законную силу. Но решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на дру­гую работу работника подлежит немедленному исполнению . При задержке работодателем исполнения такого решения суд, принявший решение, выно­сит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время за­держки исполнения решения суда (ст. 396 ТК).

Если работнику по решению органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров выплачена опре­деленная сумма, а в дальнейшем указанное решение было отменено в поряд­ке надзора, то обратное взыскание выплаченных ему сумм допускается только в случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных доку­ментах (ст. 397 ТК).

63. Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Статья 394. Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника указанных в части второй настоящей статьи компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Если увольнение признано незаконным, а срок трудового договора на время рассмотрения спора судом истек, то суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае, когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя. Если неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

64. Порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

65. Понятие государственного обязательного страхования и его особенности.

Обязательное государственное страхование является мерой социальной защиты определенных категории государственных служащих РФ и предусматривает страхование их жизни, здоровья и имущества. Оно осуществляется государственными учреждениями за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего государственного бюджета (ст. 927 ГК РФ).
Государственные учреждения обязаны являться страхователями жизни и здоровья следующих лиц:
1) военнослужащих;
2) граждан, призванных на военные сборы;
3) лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
4) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
5) сотрудников федеральных органов налоговой полиции;
6) сотрудников, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы.
Все названные категории лиц обеспечиваются страховыми гарантиями в силу специальных законов.
Так, подлежат обязательному государственному личному страхованию в размере 180 окладов денежного содержания (должностных окладов), установленных на день выплаты, всесотрудники кадрового состава органов внешней разведки (ст. 22 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»). Страхователем при этом является орган внешней разведки РФ, руководство которым осуществляет Президент РФ.
Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь, здоровье и имущество судьи . При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы (ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»). Об обязательном государственном страховании судей сказано также в Федеральном законе от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Согласно данному Закону обязательному государственному страхованию подлежат и другие категории лиц, например: прокуроры, следователи, лица, производящие дознание и другие.
Изданы Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».
Вышеуказанный перечень законов, вменяющих обязательное государственное страхование, не является исчерпывающим.

66. Понятие, субъекты и источники международно-правового регулирования труда.

Официальной целью МОТ в соответствии с Филадельфийской декларацией, принятой 10 мая 1944 г. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ, являются «установление прочного" мира на основе социальной справедливости и обеспечение эконо­мической и социальной стабильности в мире». В Уставе МОТ и Филадельфийской декларации сформулированы задачи, направленные на достижение этой цели. Они сводятся к развитию и по­ощрению как на международном, так и на национальном уровнях деятельности, направленной на улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся. Необходимо отметить, что в качестве основополагающего принципа провозглашается то, что все люди независимо от веры, расы, пола должны иметь право наосуществление своего материального благосостояния, а также ду­ховного развития в условиях свободы и достоинства, экономиче­ской устойчивости и равных возможностей.

Кроме Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.) 18 июня 1998 г. МОТ приняла Декларацию об основополагаю­щих принципах и правах в сфере труда. В данной Декларации сформулированы четыре важных принципа, которые являются обязательными для всех государств - членов МОТ. К ним от­носятся: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех, форм принудительного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. Пере­численные задачи и принципы осуществляются путем установ­ления международных трудовых норм в форме конвенций и ре­комендаций.

Для выполнения своих задач МОТ использует три допол­няющих друг друга метода работы: разработка, принятие между­народных норм и осуществление контроля за их соблюдением. Кроме того, МОТ оказывает государствам-членам техническую помощь в этой области: проведение исследовательской работы и распространение информации.

За период с 1919 по 2002 г. были приняты 184 конвенции и 191 рекомендация. Они затрагивают широкий круг проблем мира, труда и, в частности, некоторые основные права человека (право на свободу объединения, право на коллективные переговоры и до­говоры, право на труд, отдых, упразднение принудительного тру­да, ликвидацию дискриминации в области найма и др.), а также вопросы, связанные с трудовыми отношениями, политикой в об­ласти занятости, условиями труда, социальным обеспечением, без­опасностью и гигиеной труда, охраной труда женщин, несовер­шеннолетних и условий труда отдельных категорий трудящихся (например, мигрантов).

Международная организация труда включает в себя: Гене­ральную конференцию, Административный совет и Международ­ное бюро труда (МВТ). В соответствии со ст. 3 Устава МОТ Генеральная конференция является высшим нормативным орга­ном МОТ. Она состоит из делегатов всех государств - членов МОТ. Генеральная конференция МОТ созывается каждый раз, когда этого требуют обстоятельства, но не реже чем один раз в год. В ней участвуют по четыре представителя от каждого госу­дарства, из которых два являются правительственными делегата­ми, а два других представляют соответственно: один - предпри­нимателей, а другой - трудящихся.

В компетенцию Генеральной конференции входят:

определение основных задач и направлений деятельности МОТ;

внесение изменений и дополнений в Устав МОТ;

разработка и принятие международных конвенций и рекомен­даций в области трудовых отношений;

прием в члены МОТ отдельных государств;

контроль за применением государствами ратифицированных ими конвенций и рекомендаций.

Вторым по своей значимости после Генеральной конферен­ции органом МОТ является Административный совет. Он изби­рается на три года. Из своего состава Административный совет избирает председателя и двух заместителей, из которых один яв­ляется представителем правительства, один - представителем предпринимателей и один - представителем трудящихся. Он ус­танавливает собственную процедуру и определяет время своих заседаний.

Третье место в структуре органов МОТ занимает Междуна­родное бюро труда (МВТ). Во главе МВТ стоит Генеральный директор, который назначается Административным советом и в соответствии с его инструкциями отвечает перед ним за эффек­тивную работу Бюро и за выполнение любых других задач, ему порученных. Генеральный директор или его заместитель присут­ствуют на всех заседаниях Административного совета.

Основными функциями МВТ являются сбор и распространение сведений по всем вопросам, относящимся к международному регу­лированию условий труда и положению трудящихся, и, в част­ности, изучение вопросов, которые предполагается представить на рассмотрение Конференции в целях принятия международных кон­венций, а также проведение различных специальных обследований, порученных ему Конференцией и Административным советом.

Субъектами международно-правового регулирования труда могут быть различные объединения государств. Например, в на­стоящее время отдельными полномочиями по такому регулиро­ванию обладают члены Содружества Независимых Государств (СНГ). Российская Федерация среди главных направлений дея­тельности, как член СНГ, участвует в расширении договор­но-правовой базы Содружества на основе принципов равнопра­вия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга, обеспечения прав и свобод россиян, проживающих в дру­гих государствах СНГ, и др.

Источники международно-правового регулирования труда. Разработка и принятие международных трудовых норм представ­ляет собой важнейшую функцию МОТ.

Международные трудовые нормы являются одним из каналов, через который результаты социальных достижений отдельных го­сударств становятся известными, и в той или иной степени за счет его внедрения на национальном уровне других стран стано­вятся доступными для большинства слоев населения.

Среди всех источников международно-правового регулирова­ния труда по сфере регулирования, по числу и значению боль­шое место занимают конвенции МОТ. Конвенции и рекоменда­ции МОТ (их более 375) приняты по многочисленным вопросам регулирования трудовых, профессиональных, социально-экономи­ческих отношений. "*

Конвенции являются юридическими документами, имеющими силу международного договора, правовой статус которого опре­деляют порядок заключения, действия, изменения и прекраще­ния международных обязательств, условия их действительности.

Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами - членами МОТ. Что касается каждого государства - члена МОТ, то конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственной власти.

Все ратифицированные конвенции регистрируются в МВТ и там же хранятся.

Вторую группу источников международно-правового регули­рования труда составляют договоры и соглашения. В соответст­вии с нормами международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и соглашений ратификацион­ной грамотой. Договоры могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

Рекомендации вырабатываются МОТ в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия твердых, конвенционных обязательств или когда требуется дета­лизировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым измене­ниям.

Рекомендации МОТ не являются международным договором, а следовательно, не требуют ратификации. Рекомендация пред­ставляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное зако­нодательство. В отличие от конвенции рекомендация является источником информации, а также возможной моделью для даль­нейшего совершенствования национального законодательства.

Представители трудящихся и правительства ряда стран, как правило, выступают за принятие конвенций, дополненных реко­мендациями. Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ состоит в том, чтобы служить дополнительным сти­мулом развития и совершенствования национального законода­тельства в социально-трудовой области и совершенствования системы социальной защиты трудящихся.

Международные трудовые нормы, вырабатываемые в рамках Организации, содержатся, как было сказано выше, в конвенциях и рекомендациях МОТ. Различие между этими двумя видами актов состоит прежде всего в том, что конвенции возлагают на ратифицирующее их государство международно-правовые обязан­ности, а рекомендации таких обязанностей не создают.

67. Международная организация труда (МОТ) и ее структура

Международная организация труда (МОТ) - одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Дата образования организации - 11 апреля 1919 г. В МОТ входит более 170 государств в том числе Российская Федерация.

Структуру МОТ составляют: Международная конференция труда, Административный совет, Международное бюро труда, Трехсторонние комитеты, Региональные и специализированные конференции

Международная конференция труда (МКТ) - высший орган МОТ, собирается ежегодно.

Административный совет - исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр.

Трехсторонние комитеты по важнейшим отраслям экономики (строительство, внутренний транспорт, химия, черная металлургия, нефтяная промышленность и др.) и экспертные советы по вопросам профессионального образования, повышения квалификации руководящих кадров.

Региональные и специальные конференции занимаются вопросами, представляющими региональный или отраслевой интерес.

МОТ определяет международные трудовые стандарты в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав:

* свобода ассоциаций,

* право организовываться,

* коллективные сделки,

* отмена принудительного труда,

* равные возможности и

68. Принципы деятельности МОТ.

МОТ обеспечивает техническую помощь, в основном в области профессионального обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового законодательства и производственных нормативов, условий труда, развития управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, охраны труда и производственной гигиены.
Она помогает развитию независимых организаций работников и работодателей и обеспечивает этим организациям услуги по обучению и консультации. МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру внутри ООН, где работники и работодатели как равные партнеры участвуют в деятельности ее руководящих органов наравне с правительствами.
Международная организация труда имеет представительства по всему миру.
Адрес: Рут де Морийон 4, 1211 Женева 22.
В России Бюро МОТ находится в Москве.
Основные задачи МОТ

1. По происхождению различают :

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пре­делах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров , по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам 1993 г.

2. По форме коллизионной привязки :

односторонние – норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

двусторонние – норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

3. По характеру содержащегося в норме правила поведения :

императивные – нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору
компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению
участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

диспозитивные – нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но
предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:



К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, приме­няется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

альтернативные – нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право стра­ны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

простые альтернативные – нормы, где все альтернативные привязки равнозначны

сложные альтернативные – нормы, где привязки подчинены основной привязке, ко­торая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.
Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была приме­нена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - Предоставление на терри­тории соответствующего государства иностранным лицам (иностранным гражданам, ли­цам без гражданства, иностранным организациям) прав и возложение на них обязанностей. В России действует национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

По общему правилу, в России применяется национальный режим в отношении иностранных лиц, что и закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ права и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром РФ.

Например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав­торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До­говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос­тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы­пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре­доставляемой настоящей Конвенцией.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра­воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим. В соот­ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста­навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе­нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож­дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери­нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова­ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он устанавливается на основании международных договоров

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб­ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран­ного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало­гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон­курирующим товарам российского происхождения в отношении прода­жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис­пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Специальный режим - это режим, предусматривающий изъятия из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст­венной власти РФ, занимать определенные должно­сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об­ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези­дентом РФ.

20 . КОЛЛИЗИЯ КОЛЛИЗИЙ состоит в том, что коллизионные нормы внутреннего законодательства не всегда совпадают. Так, например, лич­ный закон физического лица в РФ и странах конти­нентальной системы права определяется гражданством, а в странах об­щего права - местом жительства гражданина. Личным законом юриди­ческого лица в РФ и странах общего права является место учреждения юридического лица, а в странах континентального права - место нахождения органов правления.

Обратная отсылка или отсылка к праву третьего государства имеет место в тех случаях, когда коллизионная норма одного государст­ва содержит отсылку к закону другого государства, а коллизионная нор­ма последнего отсылает обратно или к праву третьего государства. От­сылка к праву третьего государства определяется термином трансмис­сия .

С целью избежания такой проблемы в международных договорах и законодательстве ряда стран закреплено правило об ограничении об­ратной отсылки , а именно к коллизионному законодательству иностран­ного государства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 1190 Граждан­ского кодекса РФ любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.

Обратная отсылка иностранного права может приниматься в слу­чаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положе­ние физического лица (статьи 1195-1200 ГК РФ), а именно при определении:

Личного закона физического лица;

Правоспособности и дееспособности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Имени гражданина РФ, иностранного граж­данина и лица без гражданства;

Опеки и попечительства;

Признания физического лица безвестно отсутствующим и объяв­ления умершим.

При отсутствии в законодательстве нормы, ограничивающей об­ратную отсылку или отсылку к коллизионному праву третьего государ­ства, суд, рассматривающий дело, может применить в зависимости от ситуации либо собственное право, либо закон третьего государства.

«Хромающие отношения» - это отношения, которые признаются в одной стране и не признаются в другой. Так, например, брак, заклю­ченный российским и иностранным гражданами за рубежом признаются недействительными в РФ, если брак заключен, не­смотря на обстоятельства, предусмотренные ст. 14 Семейного кодекса РФ и препятствующие заключению брака, а именно заключение брака, если предыдущий не был расторгнут, заключение брака с недееспособ­ным гражданином и др.

21 .КОНФЛИКТОМ КВАЛИФИКАЦИЙ - различный смысл юридических терминов в разных правовых.

Выделяют две ситуации: первичную и вторичную квалификации.

Первичная квалификация юридических понятий происходит до применения коллизионной нормы. При этом используются разные способы:

1. юридические понятия квалифицируются по праву страны суда (lex fori), (по национальному праву того государства, правоприменительный орган которого рассматривает дело).

Недостатки: Поскольку первона­чальное толкование понятий осуществляется на основе другой правовой системы, то в силу несоответствия смысла одних и тех же понятий в отечественном и иностранном праве происхо­дит искажение содержания иностранного права.

Второй недостаток состоит в невозможности применить коллизион­ную норму, если в отечественном праве вообще отсутствует соответствующий институт.

2. юридические понятия квалифицируются по праву страны, с которой связано правоотношение в целом (lex causae). Здесь юридический термин интерпретируется так, как это предписывает правовая система иностранного государства, к которой отсылает отечест­венная коллизионная норма либо которой известно данное юридическое понятие.

Этот способ квалификации позволяет преодолеть недостатки первого, но тоже облада­ет ими: использовать его затруднительно, поскольку при первоначальной квалификации по­нятий еще не известно, право какого государства будет применено к правоотношению.

3. юридические понятия квалифицируются на основе общих для разных государств понятий, которые формулируются путем сравнительного правоведения (способ «автономной квалификации»).

Этот способ используется в международных договорах, которые содержат специальные статьи, посвященные раскрытию смысла юридических понятий. Но применяется только в праве государств-участниц соответствующего международного договора.

Таким образом, в России при квалификации юридических понятий применяются все способы. Первый – в качестве общего правила, второй – субсидиарно, а третий – только в рамках международных договоров РФ.

Вторичная квалификация юридических понятий происходит уже после применения коллизионной нормы. Раскрытие смысла юридических терминов осуществляется в рамках той правовой системы, к которой коллизионная норма сделала отсылку.

Другая проблема, возникающая при применении коллизионных норм, связана с таким правовым явлением как коллизия коллизий , т.е. столкновением коллизионных норм разных государств.

Положительная коллизия означает, что несколько государств рассматривают конкретное правоотношение как предмет регулирования своего собственного права. Например, по обще­му правилу, закрепленному в ГК РФ, при отсутствии соглашения сторон о применимом к до­говору праве их права и обязанности определяются по закону страны-продавца. В то же время, если договор подлежит исполнению в Швейцарии, швейцарская сторона-покупатель может настаивать на применении коллизионной нормы швейцарского права – закона места испол­нения обязательства.

Отрицательная коллизия означает , что ни одно из государств, с которыми связано конкретное правоотношение, не рассматривает его как предмет регулирования своего собственного права. Результатом такой коллизии являются обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

22. ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

Выделяют два вида оговорки о публичном порядке :

1. позитивная – совокупность правовых норм, которые в силу их принципиального значения для защиты общественных основ данного государства применяются всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву;

2. негативная – иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия такого применения противоречат публич­ному порядку страны.

В российском праве действует и позитивная, и негативная оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка отражена в ст. 1192 ГК РФ:

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соот­ветствующие отношения независимо от подлежащего применению права. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1209 ГК РФ:

1.Форма сделки подчиняется праву места ее совершения…

2.Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Применение негативной оговорки о публичном праве ограничено рядом положений :

1. применение оговорки возможно только в исключительных случаях , т.е. суд должен обосновать необходимость применения оговорки в каждом конкретном случае.

2. применение оговорки возможно только в случаях, когда последствия ее примене­ния противоречили бы публичному порядку России. Противоре­чие должно существовать не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

3. Суд должен доказать, что существует оче­видная несовместимость между последствиями применения иностранной право­вой нормы и основами отечественного правопорядка.

4. отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на от­личии правовой, политической или экономической системы соответствующего ино­странного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.

23.СВЕРХИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ или императивные нормы в МЧП - такие императивные нормы в национальном законодательстве, которые в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения, или судом (в результате применения коллизионных норм).

Статья 1192. Применение императивных норм

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения".

Примером такой нормы в российском праве может служить ст. 162 ГК "Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки", в п. 3 которой установлено, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Эта императивная норма российского законодательства, как свидетельствует обширная практика, не может быть изменена никаким соглашением сторон, включая соглашение о применимом праве. Это означает, что независимо от выбранного сторонами или установленного судом применимого права положение о форме внешнеэкономической сделки применяется всегда.

24.ПРОБЛЕМА ОБХОДА ЗАКОНА . Ее суть состоит в том, что субъекты сознательно передают правоотношение из-под действия правопорядка од­ной страны, которому оно должно быть подчинено при обычных условиях, под действие правопорядка другой страны, более выгодного для них (например, желая избежать высокого налогообложения на доходы либо использовать льготный порядок учреждения юри­дического лица и т.д.).

В российском праве для решения данной проблемы действует п. 5 ст. 1210 ГК РФ:

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Пример :… российский предприниматель, проведя переговоры на территории Объединен­ных Арабских Эмиратов с предпринимателем из Эмиратов (ОАЭ не являются участником Венской конвенции 1980 г.), заключил с ним там же договор купли-продажи, по которому поставил товары со склада готовой продукции, находящегося в Эмира­тах, и получил платеж в местном банке. Договор реально связан с одним государст­вом – ОАЭ, а стороны при заключении договора выбрали английское право 2 .

В этой ситуации суд должен применить императивные нормы ОАЭ.

Реальная (преимущественная) связь договора с правом одной страны автоматиче­ски не отменяет возможность сторон выбрать в качестве применимого права право друго­го государства. Но это означает, что вместе с избранным правом будут применяться императивные нормы государства, с которым договор реально связан.

25. ПРИНЦИП УСТАНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА В РАМКАХ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА .

Он означает, что иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. П. 1 ст. 1191 ГК РФ предписывает:

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктри­ной в соответствующем иностранном государстве.

Принцип применения иностранного права независимо от взаимности . Со­гласно п. 1 ст. 1189 ГК РФ:

Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение ино­странного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Взаимность в МЧП означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется россий­ское право.

принцип наиболее тесной связи означает следующее: если из обстоятельств
дела следует, что отношение тесным образом связано с правом только одного го­сударства, то право именно этого государства применяется. В некоторых странах (например, в Австрии) этот принцип является общим правилом, но в России он носит субсидиарный характер. Это видно из нормы п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если… невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностран­ным элементом, наиболее тесно связано.

оговорка о публичном порядке . Она означает, что иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку послед­ствия его применения противоречат публичному порядку страны.

реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав рос­сийских граждан и организаций.

принцип автономии воли сторон означает: субъекты правоотношения могут выбрать применимое к их отношению право, что в свою очередь исключает применение коллизионных норм

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции – Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.