Актуальные проблемы теории государства и права эссе. Проблемы государства. « Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных: институтов и отношений, которая призвана обеспечить условия для самореализации отдел

Актуальные проблемы ТГП.

Преподаватель: Архипкин И.В.

«Актуальные проблемы теории государства и права» - Пьянов.

Методологические проблемы ТГП.

Наука – это систематическое воспроизводство знаний;

это социальный институт, который аккумулирует потребности общества в определенного рода знаниях;

это система научных учреждений;

этот система трансляции знаний и применения их на практике.

История юридической науки.

Юриспруденция возникает в Древнем Риме в 1 веке до н.э. (Гай, Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин).

Появление юридических университетов в г. Болонье в Италии (период средневековья 9 века).

Дифференциация юридической науки и появление отраслей права.

Особый вклад Сперанского М.М. – рассмотрение юридической науки, как систематического учения о праве.

Юридическая сфера деятельности – три основные института, влияющие на правопорядок:

1. проведение кодификации;

2. формирование сословий юристов;

3. развитие юридической науки.

Развитие ТГП как юридической науки.

Появление юридической науки «Энциклопедия права» или «Введение в специальность» в конце 17 века.

В 1835 года университетским Уставом вводится в качестве обязательного предмета.

Общетеоретические вопросы до начала 19 века являются предметом «Философии права».

С конца 19 века формируется наука теории права (Г.Ф. Шершеневич «Общая теория права»).

Преобразование в ТГП.

В 1940 году увидел свет первый в мире учебник по теории ГП под авторством С.А. Голунского и М.С. Строговича.

Подходы к проблеме научного статуса ТГП.

1. Это не наука, а учебная дисциплина – В.А. Четвернин.

2. ТГП – это не единая наука о Г и П – В.Е. Чиркин.

3. Это наука о «юридической науке» - В.С. Нерсесянц.

4. ТГП – единая наука и аналогичная учебная дисциплина.

Чиркин В.Е.:

1. теория государства;

2. теория права, которая в свою очередь включает:

1) философию права;

2) энциклопедию права.

Нерсесянц В.С.:

теория права и государства в широком научном смысле, т.е. теоретические знания о праве и государстве, в полном систематически развернутом и конкретизированном виде, представлены в юридической науке.

Лекция 2.

Предмет и объект ТГП.

«Актуальные проблемы ТГП», Пьянов.

Предмет – понятие более узкое, чем объект.

Предмет – какая-то часть, какая-то сторона объекта.

Предмет – наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений.

Учёные иначе стали трактовать предмет ТГП: Княгинин - Красноярск, Поляков – СПб, Нерсесянц, - предмет науки ТГП:

Поляков: объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность; предмет науки – совокупность знаний об объекте.

Предмет науки – это результат познавательной деятельности науки, - то, что уже изучено.

Элементы предмета:

1. наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционировании государства и права;

2. … других государственно-правовых явлений;

3. … с другими социальными явлениями и личностью;

4. наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования юридической науки в целом и науки ТГП.

Структура рассматривается из 3 позиций:

структура любой фундаментальной науки: законы, частные теории, научные факты, научные гипотезы.

1. теория государства.

2. теория права.

3. теория юридической науки.

Философия права, социология права, сравнительное правоведение – элементы ТГП. Но есть точка зрения, что это самостоятельные отрасли.

Методология ТГП.

Методология: все связывают с разными понятиями – исторический материализм, диалектика и т.д.

Методология – учение о методе.

Другая точка зрения: методология – совокупность методов.

Метод – совокупность философско-мировоззренческих подходов, принципов научного познания, приемов научного исследования.

Элементы метода науки выражаются через понятие метода:

1. философско-мировоззренческие подходы;

2. принципы научного познания:

Принцип историзма;

Принцип объективности;

Принцип всесторонности;

Принцип плюрализма.

3. приемы научного исследования.

Деидеологизация – избавление науки от идеологии (надо избавить науку от Марксизма и Ленинизма). Избавить науку от идеологии невозможно. Должна быть плюрализм в идеологиях.

Лекция 3.

Основные способы возникновения государства.

Чиркин В.Е. Государствоведение.

Пьянов Н.А. ТГП.

Черданцев.

Под редакцией Бабаева.

Морозова.

Власенко.

3 основные способы государства.

1. Первичное возникновение государства:

Теологическая теория;

Теория насилия внутреннее и внешнее насилие – Дюринг, Гумплович;

Теория общественного договора;

Ирригационная теория;

Марксистско-ленинская теория;

Органическая теория – Спенсер;

Психологическая теория – Петражицкий.

Патриархальная теория.

2. Производственное возникновение государства – на базе чего-то возникает что-то (когда уже было одно государство и возникло второе государство):

1) весь мир до основания мы разрушим, а затем построим государство. В результате революции возникает государство новое – 1917 год.

2) производственное государство возникает в результате разделения одного государства на несколько государств – 1 января 1993 года. Чехословакия – Словакия и Чехия.

3) сецессия – выход государства из состава другого государства: Пакистан – из его состава вышел штат Бенгалия (Бангладеш). 1991 год: Конституция 1977 года – каждая республика имеет право выхода из государства (но была нарушена сама процедура выхода).

4) объединение государств.

3. Государство возникает в безгосударственном колониальном обществе. Латинская Америка, Африка – пора освободительных революций.

Основные подходы к пониманию государства.

1. Теологический подход к пониманию государства: самый древний подход.

*Неотомизм – посмотреть особенности: обоснование существования Г. по теологической теории.

2. Арифметический подход к пониманию государства.

Шершеневич. Государство = территория + власть + население. 19-20 века. Но это не государство, потому что нет суверенитета.

3. Юридический подход (правовой подход) к пониманию государства.

Ганс Кельзенг «Чистое учение о праве», «Чистое учение о государстве». Государство – объект общественных отношений, юридическое лицо.

4. Социологический подход к пониманию государства.

Наиболее распространенный подход.

государство в узком смысле – определенная организация людей в обществе.

государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество.

5. Кибернетический подход к пониманию государства.

Информационная машина, электронный подход – государство. Электронное правительство. Прямые и обратные связи.

Лекция 4.

Закономерности развития государства по Алексееву:

1. государство возникает из просто организованной власти в политически-организованное общество.

2. постепенно происходит уход государства из экономики от деления хозяйственной жизни.

3. развитие институтов и правовых механизмов для ограничения политической власти.

4. преобладание республиканской формы правления.

5. эволюция формы, методов осуществления государственной власти.

Закономерности развития государства по Чиркину:

1. развитие государства носит волнообразный характер.

2. процесс демократизации и социализации.

3. усиление технологических и технократических процессов.

4. уменьшение роли принуждения.

5. возрастание переходных, гибридных и промежуточных форм государства.

Государство – это определенная организация общественной жизни;

государства – это определенная политическая организация (это два родовых признака).

Специфические признаки государства:

1. государство – это территориальная организация: территориальные воды; воздушный столб = от 90 до 100 километров.

2. наличие аппарата управления.

3. наличие аппарата принуждения.

4. сбор налогов.

Признак суверенитета – присущее государству верховенство над своей территорией и независимость в международных отношениях, суверенитет внешний и внутренний.

Внешний суверенитет – базируется на принципах МП, - принципы неделимости, единства территорий, невмешательства во внутренние дела, перехода через границы территории.

Наличие стабильного государства и политической системы.

Классификация, построенная на признаках государства, позволяющая объединить их в определенную группу и показать логику исторического государства.

Существует типология государства:

1. Формационный подход.

2. Цивилизационный подход.

3. Иные подходы.

Лекция 5.

Сущность – это совокупность черт явления, которая его характеризует.

1. кому принадлежит власть в государстве.

Классовый и надклассовый подходы.

Теория государства всеобщего благоденствия.

Теория элит.

Технократическая теория.

Теория плюралистической демократии.

Теория конвергенции.

Все государства делились на мировые и великие – в зависимости от площади.

Функции государства.

1. по сфере общественной жизни: экономические, социальные и т.д.

2. по временной и чрезвычайной функциям.

3. по территории действия: внутренние и внешние.

4. в зависимости от сущности – направленности: общесоциальные и сословные функции.

5. в зависимости от степени значимости: основные и неосновные.

Лекция 6.

Государственная власть

Власть социальная – это право или возможность распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо, возможность подчинять себе своей волей других людей.

Власть – разновидность социальной власти.

Государственная власть – власть политическая.

Соотношение политической и государственной власти.

Политическая власть – способность одного субъекта навязывать свою волю массам и индивидам – исполнительные, судебные, законодательные органы государства.

Признаки политической власти:

1. верховенство.

2. публичность.

3. легальность.

Государственная власть:

официальный характер или законность.

аппарат власти.

общеобязательный характер ее решений.

наличие прав на использование специальных служб.

отмена постановлений и решений негосударственных организаций.

законное изъятие части доходов граждан посредством налогообложения.

Признаки государственной власти:

Территориальность: территории континентального шельфа, посольства и консульства, воздушные пространства, судно государства.

Публичность: специальный аппарат принуждения, налогообложение, бюджет.

Средства осуществления гос. власти:

1) органы государства.

2) нормы позитивного права.

Методы осуществления гос. власти:

1) принуждение.

2) убеждение.

Легальность.

Гос. власть – необходимый атрибут государства.

Государственная власть в развитии (динамика).

Классификация гос. власти с точки зрения разделения властей:

Федеративное государство:

Высшая гос. власть.

Региональная власть.

Местная государственная власть: районная милиция, районная таможенная служба, районный суд.

Органы местного самоуправления не входят в структуру гос. власти!!!

Есть органы, которым государство делегировало свои полномочия.

Механизм гос. власти – это совокупность органов государства, гос. учреждений, предприятий и организаций, а также негосударственных организаций, которым оно – государство – делегировало свои полномочия, с помощью которых выполняются функции и задачи государства.

Лекция 5.

Орган государства – это определенная часть гос. аппарата, имеющая свою внутреннюю структуру, образуемая в установленном законом порядке, наделённая властными полномочиями, обладающая специфической компетенцией.

1) осуществляет гос. власть от имени государства.

2) наделение властными полномочиями.

3) наличие определенной компетенции.

4) издание НПА.

5) материальная база.

Классификация:

1. по способу возникновения:

1) первичные – выборные органы/в порядке престолонаследия.

2) вторичные – назначаемые органы.

2. По территории:

1) федеральные.

2) региональные.

3) местные: районный суд, районное УФМС.

3. По характеру компетенции:

1) органы общей компетенции: Правительство РФ.

2) органы специальной компетенции: ФМС.

4. По порядку принятия решения:

1) единоначальный: Президент.

2) коллегиальный: гос. Дума.

5. По принципу разделения властей.

6. По времени:

1) постоянный.

2) временный.

3) чрезвычайный.

7. По объёму властных полномочий:

1) высший.

2) местный.

Принципы организации деятельности гос. аппарата.

Общие и частные принципы.

Частные принципы характерны для определенной ветви власти.

Общие принципы характерны для всего гос. аппарата:

1. принцип единства и целостности гос. аппарата.

2. принцип законности.

3. принцип разделения властей.

4. принцип демократизма.

5. принцип профессионализма.

Лекция 6.

Соотношение органов гос. власти и органов МСУ.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо общности по управлению своими делами.

ФЗ «Об общих принципах МСУ» №131 – легальное определение понятия «МСУ».

МСУ не входит в систему органов гос. власти – Конституция РФ.

Города, сельские населенные пункты и другие территориальные единицы – с учетом исторических и иных особенностей.

Признаки МСУ:

1) органы МСУ не входит в систему гос. власти.

2) органы не подчинены друг другу.

3) деятельность в пределах своей территории.

3) своя финансовая база.

Местное управление и местное государственное управление – разные сочетания. В РФ – МСУ.

1 вопрос: назвать формы самоуправления – дополнительные, - производственное МСУ, студенческое МСУ, религиозное МСУ, профсоюзное МСУ. Некоторые положения ФЗ № 131 вступят в 2012 году.

2 вопрос: соотношение МСУ и местного управления – МУ государственное и негосударственное (органы МСУ).

4 системы органов МСУ (Чиркин):

Англо-саксонская система.

Континентальная система (Франция, Бельгия и Италия).

Иберийская (Испания).

Бывшие социалистические страны (вся власть принадлежит одном органу - Советы).

Монархическая форма правления.

Республиканская форма правления.

Президентская республика.

Парламентарная республика.

1. президент – глава государства (США).

2. жёсткое разделение между исполнительной и законодательной властью.

3. президент избирается, как правило, населением.

4. министры назначаются президентом по своему усмотрению и не нуждаются в утверждении.

5. страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах.

1. нет жёсткого разделения исполнительной и законодательной властью.

2. президент выбирается парламентом или особая коллегия.

3. правительство несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом.

4. правит партия, которая была выбрана.

Италия, Германия.

Смешанная форма правления.

Виды унитарного государства.

1. в зависимости от наличия в УГ автономных образований:

Простые унитарные государства: нет автономных образований.

Сложные унитарные государства: есть автономные образования – Дания.

2. в зависимости от национального состава населения:

Мононациональные государства (Болгария, Япония).

Полинациональные государства.

3. в зависимости от соотношения полномочий центральных и местных органов власти:

Централизованные государства: органы на местах назначаются центральной властью – Индонезия.

Децентрализованные государства: органы МСУ существуют, и нет чиновников, которые контролировали деятельность этих органов – Великобритания и Япония.

Относительно централизованные государства (полуцентрализованнные государства):

Виды федеративных государств:

1. по критерию образования:

Территориальные: США – по географическому признаку.

Национально-территориальные: РФ.

Национальные федерации: 15 союзных республик в СССР.

2. по возможности выхода субъекта из состава федерации:

Федерации на основе союза: субъекты имеют право сецессии – СССР. Прибалтийские республики, когда выходили из состава, увели с собой процедуру выхода. Конституция Эфиопии 1994 года.

Федерации на основе автономии: нет права сецессии.

3. по характеру создания:

Федерации, созданные на основе договора: принятие конституции – Пакистан.

Федерации, созданные снизу: сами субъекты федерации заключили договор о создании федерации.

4. по правовому положению субъектов:

Симметричные федерации: все субъекты в государстве называются одинаково и обладают одинаковыми правами.

Ассиметричные государства:

1) помимо субъектов в государстве есть и иные образования: помимо штатов есть федеральный округ – США.

2) по правовому статусу: Германия – субъекты обладают неравными правами, верхняя палата парламента формируется по территориальному признаку.

3) субъекты разнопорядковые и обладают неравными правами – РФ.

Международные образования с элементами федерализма.

Чиркин: в связи с интеграцией государства возникли международные образования.

Признаки:

1) внутренняя структура между частями государства по территории – государство, МО – между странами.

2) суверенитет – возможность передачи части суверенных прав образованию.

Империя – насильственное объединение государств путем завоевания.

Протекторат.

Сюзеренитет – вассальные государства.

Уния – личная и реальная – один монарх.

Кондоминиум.

Фузия – слияние государств.

инкорпорация – включение одного Г. в состав другого государства.

Конфедерация – объединение государств на основе договора для достижения целей – временный или постоянный характер – создание необходимых органов управления.

Содружество – государства объединяются для урегулирования отношений в различных сферах – СНГ.

Региональное государство – Чиркин:

1. Испания: провинция Каталония: когда Каталонцы едут в Мадрид, они говорят, что едут в Испанию. Органы региональные получают определенные полномочия.

2. Италия: Сардиния; 20 образований.

3. ЮАР. 4. Шри-Ланка.

Форма политического режима.

Либерально-демократический режим (полудемократический режим) – такой тип государственного властвования, в условиях которого демократические способы, приемы, средства осуществления гос. власти получают неполное ограниченное непосредственное применение.

1. признание самооценки личности.

2. индивидуализм и гуманизм.

3. отстаивание прав гражданина и человека.

4. парламентаризм, публичный порядок.

5. гос. органы не вторгаются в жизнь людей.

6. терпимость и плюрализм.

7. периодически проводимые выборы.

8. способствование развитию населения в сферах.

1. представительная демократия – не всегда выражается воля всех людей.

2. создание законов, которые позволяют злоупотреблять ими со стороны бюрократического аппарата.

3. в случае войны – длительная процедура согласования.

Индустриальные и постсоциалистические государства.

Лекция 7.

Понятие, структура и субъекты политической системы общества.

Институциональный подход – включение институтов 3 групп:

1. собственно политические институты.

2. не собственно политические институты..

3. эпизодические институты.

Регулятивный подход.

Функциональный подход.

Идеологический подход.

Личностный подход.

Обладание суверенитетом как внутренним, так и внешним.

Государство – самый большой собственник.

Политические партии:

массовые и кадровые.

По методу осуществления борьбы:

левые, правые, центристские.

Лекция 8.

Объект, субъект и содержание правопонимания.

Субъект – простой гражданин, - обыденное правопонимание.

Субъект – юрист-профессионал, - профессиональное правопонимание.

Субъект – учёные-юристы, - доктринальное правопонимание.

Правопонимание:

Групповое;

Индивидуальное;

Общественное.

Объект правопонимания:

1. отдельные правовые нормы.

2. институт права.

3. право конкретного государства.

4. отрасль права.

5. право в целом.

Знание субъектов.

Понимание.

Исполнение.

Все правовые переживания – личные и интуитивные.

Функции права:

регулятивная;

оценочная функция.

Лекция 9.

Нормативное предписание - логически завершенное установление в тексте НПА.

1. Нормативные справки.

2. Нормативный массив общих актов: задачи, прогнозы, дефиниции, инструкции, прогнозы.

3. Нормативный массив особенной части.

4. Специализированные обеспечивающие предписания.

Прямой, отсылочный и бланкетный способы.

1) норма права характеризует содержание права.

Нормы права – логические и нормы-предписания.

Логическая норма состоит из 3 элементов – гипотеза, диспозиция, санкция.

Норма-предписание состоит из 2 элементов.

Дефиниции – нормы коллизионные, на них правило не распространяется.

Охранительные и регулятивные нормы.

Институты и отрасли права.

Критерии деления на институты и отрасли права:

1. предмет правового регулирования:

хулиганство – административное и уголовно наказуемое.

2. метод правового регулирования.

императивный и диспозитивный методы.

Институт права – определенный вид общественных отношений.

Виды институтов:

материальные (договор аренды) и процессуальный (возбуждение уголовного дела).

2. в зависимости от сферы распространения:

отраслевые и межотраслевые институты (институт частной собственности).

3. в зависимости от функциональной роли:

регулятивные и охранительные.

Виды отраслей:

1. в зависимости от характера общественных отношений:

материальные и процессуальные.

2. в зависимости от функциональной роли.

ГП – регулятивная, УП – охранительная отрасль.

3. в зависимости от сложности:

простые (семейное право) и комплексные (предпринимательское, аграрное, экологическое право) отрасли.

Правовые общности.

Англия: Право общее и право справедливости.

Материальное и процессуальное право.

Сунниты и Шииты.

Частное и публичное право.

Процессуальное право – обслуживающий характер, - применение норм материального права.

Процессуальное право – достижение юридического результата.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 1 страница

Глава I. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. Политико-юридический характер теории государства и права

§ 2. Место и роль теории государства и права в системе

гуманитарных наук

§ 3. Соотношение теории государства и права с другими

юридическими науками

Глава II. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

§ 1. Роль экономики в генезисе права

§2.Соотношение права и экономики в различных социальных

системах

Глава III. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 1. Постановка проблемы

§ 2. Тип соотношения государства и права

§ 3. Некоторые методологические аспекты соотношения

государства и права

§ 4. Конкретное понимание соотношения государства и права

Глава IV. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА

§1. Регулятивная система первобытного общества: мононорма или

архаическое право?

§2. Архаическое право с позиции юридической этнологии и

юридической антропологии

§ 3. Происхождение права: конкретизация проблемы

Глава V. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ

§ 1. Понятие правовых средств

§ 2. Основные признаки правовых средств и их содержание

Глава VI. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

§ 1. Спорные вопросы понятия "законный интерес"

§ 2. Соотношение законного интереса и субъективного права

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ ЛЬГОТ И ПООЩРЕНИЙ В ПРАВЕ

§ 1. Понятие, признаки и функции правовых льгот

§ 2. Понятие, признаки и функции правовых поощрений

§ 3. Поощрительные санкции

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

§ 1. Правовые системы и критерии их классификации.

Правовые семьи

§ 2. Англо-саксонская правовая семья

§ 3. Романо-германская правовая семья

§ 4. Мусульманское право

Глава IХ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

§2. Общая теория юридической ответственности и

теории ответственности отраслевых юридических наук

Глава I. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ НАУК

§ 1. ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Название каждой научной отрасли знаний и учебной дисциплины от­ражает не только особенности их предмета, но также их характер и содержание. Это касается как естественных, технических, так и гума­нитарных, общественных наук.

Теория государства и права в этом отношении не является исключе­нием. Характер и содержание ее, находясь в органической связи и бу­дучи обусловленными предметом этой науки, в значительной мере от­ражаются в ее названии.

О чем говорит название рассматриваемой отрасли знаний и учебной дисциплины?

Во-первых, о том, что это - теория. А теория понимается как "система обобщенного знания", объяснения различных сторон иссле­дуемого явления. Она воспринимается также как "форма научного зна­ния, дающая целостное представление о закономерностях и существен­ных связях действительности".

Во-вторых, о том, что это не абстрактная теория, а "система обоб­щенного знания" о конкретных явлениях, в качестве каковых выступа­ют государство и право.

В-третьих, о том, что это не изолированные друг от друга явления и соответствующие им институты и учреждения, а взаимосвязанные, взаи­мозависимые и дополняющие друг друга.

И в-четвертых, о том, что рассматриваемые феномены в виде госу­дарства и права по своему происхождению являются не естественными, техническими или природными, а сугубо общественными, социальными явлениями.

Исходя из того, что государство как социальное явление общеприня­то (а рпоп) считать и политическим явлением, а право, естественно, -юридическим явлением, в результате приходим к логическому выводу о том, что рассматриваемая отрасль знаний и учебная дисциплина под названием "теория государства и права", имеющая дело с данными фе­номенами, должна рассматриваться не иначе как одновременно в каче­стве политической и юридической отраслей знаний и дисциплины. По­литико-правовой характер теории государства и права отражается, таким образом, в ее названии.

Однако, допуская возможность определения характера теории госу­дарства и права, равно как и любой иной дисциплины, по названию, следует обратить внимание вместе с тем на известную условность и да­же поверхностность такого подхода и "метода" определения.

Дело прежде всего в том, что данная отрасль знаний и учебная дис­циплина не везде и не всегда именовалась и именуется теорией государ­ства и права или общей теорией государства и права, как она сейчас иногда называется1.

В ряде случаев она ассоциируется, например, с тем, что раньше на­зывалось энциклопедией права. Раскрывая характер и содержание дан­ной, довольно древней дисциплины, в которую, по словам Г.Ф. Шерше-невича, в конце XVIII - начале XIX в. ворвался "новый философский дух", автор говорит о том, что в этот период энциклопедия права пред­ставляла собой "соединение элементов юридического, философского и исторического". В ее содержании в данный, как и в последующие, пе­риод выделялись две основные тенденции. С одной стороны, стал замет­но сокращаться традиционный для данной дисциплины "обзор различ­ных частей положительного права". А с другой - "стал выдвигаться очерк основных понятий о праве. Энциклопедия права начала прибли­жаться к философии права".

Несмотря на то что в российских и западноевропейских университе­тах данной дисциплине первоначально уделялось значительное внима­ние, что ее нередко называли "наукой наук" и считали, что она "служит необходимым введением в изучение специальных юридических наук", все же состоятельность энциклопедии права как самостоятельной от­расли знаний и учебной дисциплины подвергалась со стороны ряда из­вестных в тот период ученых-юристов сомнению. Со временем в Рос­сии энциклопедия права по своему названию и содержанию постепенно "перешла в теорию права", а на Западе наряду с ней и под ее опреде­ленным влиянием набрала силу такая дисциплина, как современная юриспруденция.

Нужно отметить, что юриспруденция как наука и учебная дисципли­на возникла задолго до появления энциклопедии права. Юриспруденция, писал в связи с этим Л. Петражицкий, это "весьма древняя наука и уче­ная профессия". Существование и "обильное развитие этой ученой профессии" является "характерным спутником правовой жизни" уже на таких ступенях развития культуры, когда о появлении и развитии науч­но-теоретического знания и исследования, "о добывании и разработке научного света ради него самого, ради знания и объяснения явлений еще нет и не может быть речи"1. В настоящее время, как и раньше, среди авторов, занимающихся проблемами юриспруденции, нет едино­го мнения ни о предмете, ни о методе, ни о характере этой весьма важной юридической отрасли знаний и дисциплины.



Отмечая это обстоятельство и подчеркивая "неопределенность" даже самого термина и названия этой науки и дисциплины, американские юристы считают, например, что юриспруденция представляет собой: а) систему знаний и "умений" в области права; б) науку, изучающую "писаные и неписаные права человека как таковые"; в) "систему права и самое право" . Канадские ученые определяют юриспруденцию как "науку о праве, которая исследует принципы позитивного и реально существующего права, а также правовые отношения". Основными ее задачами являются: установление принципов, на основе которых созда­ются и реализуются нормы права; классификация этих принципов и установление их субординации; выделение в каждом из принципов наи­более важных, существенных элементов и отделение их от несущест­венных и др.

Японские исследователи рассматривают юриспруденцию в качестве научной и учебной дисциплины, занимающейся "изучением природы права, причин и условий его возникновения и развития". К основным направлениям ее исследования они относят: проблемы методологии пра­ва; изучение причин и условий возникновения и развития права; исто­рию развития политической и социальной мысли; теорию государства и права с особым выделением демократических и тоталитарных доктрин; основные принципы организации деятельности органов юстиции и др.

Наконец, отечественные ученые-юристы, отождествляя юриспруден­цию с правоведением и юридической наукой, рассматривают ее как "общественную науку, изучающую право как особую систему социаль­ных норм", правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества. Сравнивая различные сложившиеся в юридическом мире представления о юриспруденции как о науке и учеб­ной дисциплине с содержанием теории государства и права, нетрудно заметить, что между ними существуют значительные черты сходства. Речь идет, разумеется, о содержании теории государства и права и


юриспруденции, а не об их названии. Аналогично дело обстоит и с эн­циклопедией права, у которой сходное с теорией государства и права содержание, но, как видим, разное название.

Из этого следует, что, несмотря на то что, по общему правилу, на­звание той или иной отрасли знаний и дисциплины, включая теорию государства и права, адекватно отражает ее содержание, из этого прави­ла имеются исключения. Поэтому при определении характера теории государства и права как самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины гораздо важнее и надежнее использовать не ее название, а предмет и содержание.

Отвечая на вопрос, каков характер теории государства и права и что она представляет собой в социальном плане, следует обращать внима­ние прежде всего не на ее название, а на то, чем она занимается, какие стороны или аспекты государства как политического феномена и права как юридического явления она изучает, что составляет ее предмет и содержание.

Важно исходить также из того, какие по характеру цели стоят перед теорией государства и права и какие задачи она решает. Ведь от того, на что направлено изучение охватываемого ее предметом материала, для решения каких по своему характеру (политических, юридических, сугу­бо научных, образовательных и пр.) задач используются получаемые при исследовании государства и права с позиций данной дисциплины научные знания, также в значительной степени зависит характер теории государства и права.

Разумеется, в реальной жизни четкое деление задач или целей, кото­рые преследуются в процессе научных исследований и при изучении теории государства и права, на чисто политические, академические и другие далеко не всегда представляется возможным, ибо зачастую они переплетаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга.

Такое деление является весьма условным и относительным, но тем не менее оно имеет смысл. Дело в том, что выделение даже смешанных (политических с юридическими, академических с политическими и т.д.) целей и задач, которые решаются в рамках теории государства и права, помогает наряду с ее предметом и содержанием лучше понять характер данной дисциплины.

Какие же задачи по своему характеру решает теория государства и права и какие цели она при этом преследует? Отвечая на данный во­прос еще в начале XX в. в отношении теории права, известный русский ученый И. Михайловский писал, что общая теория права ставит перед исследователем, по крайней мере, две академические задачи. Первая из них заключается в том, чтобы построить "логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством".

А вторая задача состоит в том, чтобы "изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки". При этом, пояснял автор, то, что "эта последняя задача не входит в область ни одной из специальных наук, совершенно очевидно: вопросы методологии являют­ся общими для всех наук".

Аналогичные академические, точнее, методологические по своему характеру, задачи решала раньше и теория государства. На ранних стадиях развития общества, когда, с одной стороны, не проводилось деления между государством и политикой, когда, по выражению Г. Еллинека, "под влиянием античных воззрений" практиковалось употребле­ние терминов "наука о государстве" и "политика" в качестве "равнозна­чащих" , а с другой - не прослеживалась достаточно четкая и последо­вательная взаимосвязь и взаимозависимость между государством и пра­вом, задачи теории государства и задачи теории права ставились и ре­шались обособленно.

Наука о государстве классической древности, констатировал в связи с этим Г. Еллинек, "не различала строго учений о государстве и о пра­ве", тем более что для нее "все вообще человеческое общежитие имело государственный характер". Прогрессирующая специализация, пояснял автор, обязанная своим происхождением развитию науки о праве у рим­лян, возвысила общее правоведение, в рамках которого стали изучать не только вопросы государства, но и вопросы права, "на ступень самостоя­тельной области знания"3. В более поздний период развития общества и государства, включая современный, когда наряду с продолжавшейся и продолжающейся дифференциацией юридических наук и систем права на новые отрасли, подотрасли и институты возникла одновременно по­требность в "обобщающей" науке, каковой логически стала теория го­сударства и права, задачи теории государства и задачи теории права приобрели известную общность и стали решаться не обособленно друг от друга, а вместе.

Поскольку в реальной жизни и в теории, отражающей эту жизнь, "науки о государстве и о праве находятся в тесной систематической связи", писал еще в XIX в. Г. Еллинек, то существуют дисциплины, которые должны быть отнесены к той и другой, именно дисциплины, изучающие "юридические свойства и отношения" как самого государст­ва, так и права. "Они являются науками как о государстве, так и о пра­ве" . Одной из таких наук наряду с историей государства и права, исто­рией политических и правовых учений и др. является теория государст­ва и права.

Решая общие для теории государства и для теории права методо­логические задачи, она тем самым решает и политико-юридические задачи. Ибо так же как нет методологии в "чистом", социально или классово нейтральном виде, так нет и соответствующих социально или классово "чистых" методологических задач.

Например, решая такой методологически важный вопрос, как вопрос о понятии и определении права - этого "высшего и основного понятия" в юридической науке, по представлению Г.Ф. Шершеневича1, или же решая аналогичный вопрос о понятии и определении государства, мы тем самым решаем одновременно и соответствующие политико-юридические вопросы. А именно вопросы о том, чьи социальные, а точ­нее, социально-политические и правовые, ценности и интересы данные понятия и определения отражают; по каким социально-политическим и юридическим представлениям (чертежам) создаются те или иные госу­дарственно-правовые конструкции; наконец, в чьих политических и иных интересах они функционируют, чьи интересы и ценности они при этом выражают и защищают.

Наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировоззренческие вопросы. Мировоззрение согласно сложившемуся о нем представлению выступает как "система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности"2.

Мировоззрение в широком смысле слова включает совокупность всех самых разнообразных взглядов человека на окружающий мир. Это и философские, и политические, и правовые, и этические, а также иные взгляды и представления. В решающей мере мировоззрение формирует­ся под влиянием окружающего человека материального и духовного бытия, а также под воздействием получаемой им в процессе жизнедея­тельности многообразной информации и различных знаний.

Немаловажную роль среди последних играют знания, формирующие­ся в рамках теории государства и права и получаемые в процессе ее изучения.

Будучи научными по своей природе, объективно отражающими ок­ружающий человека государственно-правовой мир, они тем не менее выражают вполне определенное (философское, политическое, этическое и пр.) видение государственно-правовых явлений, институтов и учреж­дений.

В советской юридической литературе такое видение именовалось классовым подходом к рассмотрению проблем государства и права, объективным восприятием их сквозь призму классовых интересов, цен­ностей и отношений. Нередко оно сопровождалось ссылками на много­кратно подтвержденное самой жизнью, в принципе правильное, но не­сколько одностороннее ввиду своей ориентации только на классовое восприятие положение В.И. Ленина о том, что "люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, поли­тическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыски­вать интересы тех или иных классов"1.

Односторонность такого ориентированного только на классовые ин­тересы и ценности утверждения и подхода к оценке и восприятию госу­дарственно-правовых явлений, институтов и учреждений заключается в том, что при этом не учитываются все иные (групповые, индивидуаль­ные, национальные и пр.) интересы и ценности. Это, несомненно, явля­ется крайностью.

Однако другой, не менее ярко проявляющейся особенно в настоя­щее, постсоветское время крайностью является представление о госу­дарстве, праве, законности, конституционности и пр. как о неких "сво­бодных" от каких бы то ни было интересов и ценностей, кроме "обще­мировых", "общечеловеческих" и других феноменов. За такими утвер­ждениями на бытовом прагматическом уровне чаще всего скрывается невежество или лукавство, а на политическом и идеологическом уров­нях - элементы фарисейства и демагогии. Дело в том, что в мире не бы­ло и нет ни "чисто" классовых, ни "чисто" надклассовых, "общечелове­ческих" ценностей и интересов, а соответственно и отражающих их представлений и понятий о государственно-правовых явлениях, институ­тах и учреждениях. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы. И все они в той или иной мере отражаются в их понятиях и определениях.

Теория государства и права, вырабатывая эти понятия и формулируя их определения, с неизбежностью (хотя и в разной степени) учитывает во избежание их явной субъективности и общественной неприемлемо­сти все эти социальные ценности и интересы, создает тем самым объек­тивно необходимые предпосылки для формирования как отдельных по­литико-правовых взглядов граждан, так и всего их мировоззрения. В этом также, помимо ранее названных факторов, проявляется политико-юридический характер данной отрасли знаний и учебной дисциплины.

§ 2. МЕСТО И РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Теория государства и права, как было уже отмечено, является дале­ко не единственной наукой и учебной дисциплиной, объектом исследования которой являются государство и право. Изучением последних за­нимаются также и другие дисциплины. Среди них важное место зани­мают неюридические отрасли знаний и дисциплины, такие, как фи­лософия, политология, экономические науки, социология и социальная психология.

В процессе исследования государства и права вполне естественно и неизбежно возникает вопрос о соотношении их друг с другом, а также с теорией государства и права.

Как соотносится, например, теория государства и права с филосо­фией, имеющей также отчасти дело с государственно-правовой матери­ей? Отвечая на данный вопрос, следует сказать прежде всего, что фило­софия является наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиня­ется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания. С теорией государства и права у нее весьма глубокая и многогранная связь, которая прослеживается по раз­ным направлениям.

Теория государства и права широко использует, в частности, фило­софские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение мно­гих столетий представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей фор­мулировать общие принципы государственно-правового развития обще­ства.

Среди философских категорий и понятий, которые активно исполь­зуются в теории государства и права, в качестве примеров можно на­звать такие, как "отношение", "функция", "прогресс", "свобода", "раз­витие", "эволюция", "связь", "целое" и др. Широкое использование философских категорий и понятий в рамках теории государства и права имеет не только сугубо теоретическое, но и огромное методоло­гическое значение.

Большое значение для развития теории государства и права имеет также широкое использование ею философских законов и закономерно­стей, а кроме того, огромную важность для нее представляет философ­ский, мировоззренческий аспект. Ведь не следует забывать, что фило­софия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельно­го человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем челове­ка. И от того, на каких мировоззренческих позициях стоит исследова­тель, в значительной мере будут определяться и результаты его исследо­ваний.

В учебной и научной литературе совершенно справедливо в связи с этим указывается на то, что "обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права" позволяет иссле­дователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правиль­ной постановке новых проблем и более осознанному решению "вечных" вопросов государства и права.

Прямая и остро ощутимая зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений прослежи­вается на всех этапах развития человеческого общества.

Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-право­вых теорий и идей. Например, идеалистическая по своему характеру философская система Гегеля объективно способствовала распростране­нию консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Рас­сматривая государство как идею разума, свободы и права, а его сущест­вование и функционирование - как "шествие бога в мире", Гегель предлагал в качестве образца такой "идеи разума" считать конституци­онную монархию. Развивая свои взгляды в далеко не демократических условиях Прусской монархии, Гегель рьяно отстаивал суверенитет на­следственного конституционного монарха, отвергал демократическую идею народного суверенитета, восхвалял чиновничество как главную опору государства "в отношении законности и интеллигентности".

Материалистические основы мировоззрения в отличие от идеали­стических чаще всего способствовали возникновению и развитию про­грессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения Дж. Локка, способствовавшие выработке представления о государстве как о "социальном институте", призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о неотчуждаемости человеком "ни при каких обстоятельствах" ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необхо­димости и важности установления и реализации принципа разделения властей и др.

Справедливости ради следует отметить, однако, что не всегда идеа­лизм в философии приводил к появлению консервативных, антидемо­кратических теорий и идей в сфере государственной и правовой жизни. И наоборот. Материалистические философские воззрения не всегда вы­ступали в качестве надежной основы для выработки и реализации про­грессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

В подтверждение сказанного можно сослаться на идеалистические основы мировоззрения Т. Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиоз­ными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его мировоззрения и социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократиче­ского по своей природе монархического строя, но, наоборот, подтолк­нули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в сво­ей знаменитой "Утопии" некоего идеально-демократического, фантасти­ческого по своему духу государственного строя.

В отличие от других стран, повествовал автор устами своего героя Гитлодея, где "повсюду говорящие об общественном благополучии забо­тятся только о своем собственном", при данном, единственном в своем роде, общественном строе, "где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами". Далее. Если каж­дый знает, что "как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично", то в силу необходимости он "должен предпочитать собственные интересы интересам народа".

Что же касается данного общественного строя, то здесь, "где все принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только поза­ботиться о том, чтобы общественные магазины были полны". Тут не надо тревожиться, продолжал автор, насчет своего пропитания, "не при­ходится страдать от жалобных требований жены, опасаться бедности для сына, беспокоиться о приданом дочери". Каждый может быть спокоен "насчет пропитания и благополучия как своего, так и всех своих близ­ких"1.

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке государст­венно-правовых теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способ­ствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвое­нию изучаемого в курсе теории государства и права материала.

Наряду с философией теория государства и права имеет тесные связи и с политологией. Политология - это наука, занимающаяся изу­чением всего многообразия политологического мира, именуемого поли­тикой. В поле зрения исследователей-политологов находятся общие за­коны развития политических явлений, институтов и учреждений, вопро­сы политической власти, политической системы, политической идеоло­гии, политического режима, политических отношений и др.2

Используя политологические данные, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зре­ния их внутреннего строения, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений, институтов и учреждений. Это дает возможность исследовать их не только самих по себе, но и в контексте их связей с окружающей политической средой. В результате такого подхода, на­пример, к исследованию государства или его отдельных органов появля­ется возможность видения государства и его аппарата не только "изнутри", но и "извне" - со стороны его связей с политической систе­мой общества или же с ее отдельными элементами, такими, как поли­тические партии, общественно-политические организации, союзы и пр.

Между теорией государства и права и политологией существуют не только прямые, но и обратные связи. Это означает, что не только поли­тология оказывает влияние своими знаниями на развитие теории госу­дарства и права, но и наоборот. Последнее проявляется, в частности, в том, что в процессе проведения политологических исследований и изу­чения курса политологии широко используются наряду с собственно политологическим материалом также положения и выводы, сделанные специалистами в области теории государства и права. Это касается, например, вопросов понятия государства и государственного механизма, проблем определения политической власти, соотношения политического и государственного режимов, форм и функций государства, соотноше­ния государства, политических партий и регулирующих их деятельность норм права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают политиче­скую экономию, историю экономической мысли, экономическую стати­стику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, фи­нансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу эко­номической науки составляет политэкономия.

Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления эко­номикой, характера производительных сил и производственных отноше­ний, проблем труда и заработной платы и т.п., решают тем самым не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.