Государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Каковы полномочия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров? Порядок разрешения коллективных трудовых споров

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;

ведет базу данных по учету трудовых арбитров;

организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Комментарии к ст. 407 ТК РФ


1. Комментируемая статья определила функции и компетенцию государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

Урегулирование коллективных трудовых споров - одна из функций Роструда, федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Минздравсоцразвития России.

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. См. также Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости".

Роструд руководствуется в деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, а также названным Положением.

Роструд осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утв. Приказом Роструда от 2 марта 2005 г. N 30.

В целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров были утверждены следующие наименования управлений по урегулированию коллективных трудовых споров: Центрально-Черноземное; Северо-Западное; Северо-Кавказское; Волго-Вятское; Поволжское; Уральское; Западно-Сибирское; Восточно-Сибирское; Дальневосточное.

3. Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2008 г. N 22н.

4. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из следующих разделов.

1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:

количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;

причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;

проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.

Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Организация работы по:

содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;

оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

участию в формировании трудовых арбитражей;

повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.

Применение инновационных методов работы.

2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.

Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественные и качественные показатели).

Участие в проводимых Федеральной службой по труду и занятости мероприятиях по информатизации.

Участие в мероприятиях, проводимых в субъекте РФ в части информатизации (конференции, семинары, конкурсы, территориальные программы и др.).

Перспективы использования и развития технических и информационных ресурсов, анализ эффективности расходования средств федерального бюджета.

3. Информационная деятельность, взаимодействие со СМИ. Размещение материалов в центральных и региональных средствах массовой информации (характер публикаций, условия размещения, периодичность и т.д.).

Выступления в передачах на радио и телевидении. Участие в выпуске непериодических изданий (листовки, буклеты и др.). Размещение информационных материалов в сети Интернет.

Участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта РФ или общественными организациями (конференциях, совещаниях, семинарах и проч.).

4. Развитие территориального органа. Организация работы по проведению инвентаризации и учету объектов движимого и недвижимого имущества (информация о продаже, приобретении, передаче в иную форму собственности или аренду объектов (зданий, сооружений, помещений, землеотводов, основных средств), являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении территориального органа).

Численность (штатная и фактическая) и состав работников. Затраты на содержание, а также в расчете на одного работника, в том числе по фонду оплаты труда.

5. Структура отчета о деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год утв. Приказом Роструда от 26 декабря 2007 г. N 275.

6. Положение о Совете руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Роструда от 8 февраля 2005 г. N 13.

Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости является совещательным органом Роструда, созданным для подготовки и рассмотрения предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов и выработки рекомендаций по реализации возложенных на них полномочий с учетом практики работы.

Совет руководителей осуществляет деятельность на принципах коллегиальности и гласности и руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, названным Положением, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, индивидуальными правовыми актами Роструда.

Одной из задач Совета руководителей является подготовка предложений и участие в рассмотрении документов по одному из основных направлений деятельности территориальных органов Роструда - урегулированию коллективных трудовых споров.

Система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Основные задачи и функции Службы:

Осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров;

Проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора;

Формирование списка трудовых арбитров;

Проведение подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

Выявление и обобщение причины и условий возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению;

Оказание методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

Организация в установленном порядке финансирования примирительных процедур;

Организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур.

Источник: Постановление Правительства от 15.04.1996 г. № 4Θ6 (с изм. от 21.03.98 г.) «Об утверждении Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» .

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в течение трех рабочих дней со дня получения требования от работников.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то разногласия считаются урегулированными и коллективного спора не возникает. Если работодатель отклоняет требования работников (полностью, или частично) или не сообщает о своем решении, а также, если работники не будут удовлетворены ответом работодателя, то начинается коллективный трудовой спор.

Учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов работников, акцент в регулировании коллективных трудовых отношений сделан на недопущении социальной напряженности, на достижении согласия между работниками и работодателями, на создание социально-партнерских отношений между ними.

Разрешение коллективных трудовых споров по их подведомственности обычно подразделяются следующим образом:

Споры, рассматриваемые с участием примирительной комиссии;

Споры, рассматриваемые с участием посредника;

Споры, рассматриваемые в трудовом арбитраже.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается непосредственно в организации, где возник спор. При этом работодатель не вправе уклоняться от ее создания и участия в ее работе. Комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Она принимает решение по соглашению сторон, оформляет протокол, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. Если стороны не нашли компромиссного решения, то для дальнейшего разрешения спора приглашается посредник.

Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. При этом посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора; проводить как совместные, так и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения спора.

Посредник приглашается по соглашению представителей работников и работодателей самостоятельно, либо через Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Соглашение об участии посредника в разрешении трудового спора оформляется протоколом. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника регулируется в соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и сторонами спора.

Если спорные вопросы не урегулированы, то составляется протокол разногласий и разрешение спора продолжается в трудовом арбитраже. К трудовому арбитражу можно прибегнуть, минуя приглашения посредника, если стороны в срок до трех рабочих дней не достигли соглашения относительно его кандидатуры.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в определенный срок. Служба по вопросам формирования трудового арбитража в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Ими могут быть руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

Заслушивание представителей сторон;

Заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

Если урегулирование коллективных трудовых споров через примирительную комиссию, посредника и арбитраж не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения этого спора, то работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Забастовка - полная остановка производства с выдвижением требований экономического, а иногда и политического характера.

Забастовка является этапом коллективного трудового спора и одновременно крайней мерой его разрешения. Она нередко становится одним из единственных активных способов давления работников на работодателей после неэффективности других способов защиты трудовых прав работников.

По мнению специалистов, право на забастовку - важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных переговоров и разумного разрешения трудовых споров на предприятиях. Такие известные теоретики, как Л. Коузер, Р. Дарендорф, Т. Гайгер, утверждают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку не только не ослабляет, а наоборот, придает существующей системе трудовых отношений демократичность и социальную справедливость. Правда, такие закономерные

теоретические выводы не всегда согласуются с их практическим применением. К примеру, в России забастовочное движение 90-х гг. XX в. имеют предпосылки осложнения положения предприятий на российском рынке.

Служба по урегулирования коллективных трудовых споров - это государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и частая в них.

Систему Службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными задачами службы являются содействие в урегулировании коллективных трудовых споров; организация примирительных процедур и участие в них; осуществление мер по предупреждению и разрешению коллек­тивных трудовых споров.

В соответствии с изложенными задачами Служба:

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· формирует списки посредников и трудовых арбитров, определяет порядок приглашения посредника или назначения его службой, организует их подготовку и повы­шение квалификации;

· участвует в формировании трудового арбитража, в определении его регламента и полномочий, утверждает состав трудового арбитража; организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

· выявляет причины и условия возникновения кол­лективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

· подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) и принимаемых мерах по их разрешению.

Помимо вышеперечисленных задач, Служба выполняет массу функций, основная цель которых - исследование причин, порождающих коллективные трудовые споры, изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта организации работ по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров при проведении примирительных процедур, издание информационного бюллетеня и др.

Работники службы имеют соответствующие удостоверения установленного образца и пользуются правом беспрепятственного посещения организаций, их структурных подразделений в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры и конфликты . Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.Служба действует на основании Федерального закона "О разрешении коллективных тру­довых споров" и Положения "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров" .

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения работникам или их представителям решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или не сообщение работодателем своего решения в отношении выдвинутых требований в течение трех рабочих дней с момента получения требований; требования и решение по ним должны быть оформлены письменно.

Требования работников и их представителей должны быть оформлены в соответствии с Федеральным законом "О коллективных трудовых спорах", а именно: эти требования должны быть сформулированы и выдвинуты на общем собрании (конференции) работников большинством голосов; на этом же собрании избираются полномочные представители для участия в разрешении коллективного трудового спора в случае полного или частичного отклонения выдвинутых требований. И выдвижение требований, и избрание представителей должно быть отражено в протоколе общего собрания (конференции) работников. Требования и протокол оформляются в трех экземплярах, один из которых направляется работодателю, еще один экземпляр может быть направлен в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (к нему прилагается также и подтверждение направления требований работодателю).

С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

При возникновении коллективного трудового спора участвующие в нем стороны обязаны приступить к примирительным процедурам, уклоняться от которых не вправе ни одна из сторон. Последствия уклонения работодателя от участия в примирительных процедурах оговорены в ст.10 Закона. Они предусматривают передачу трудового спора на рассмотрение трудового арбитража, если работодатель уклоняется от создания примирительной комиссии. В случае уклонения от создания трудового арбитража работники могут приступить к проведению забастовки.

Кроме того, Закон предусматривает ответственность представителей работодателя, уклоняющихся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, отказывающих в предоставлении помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований или препятствующих его проведению, в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.

Сторонами в течение трех рабочих дней с момента возникновения коллективного трудового спора создают примирительную комиссию, на разрешение которой и передается возникший спор. Создание комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников (трудового коллектива, коллектива подразделения). На работодателя возлагается обязанность обеспечить необходимые условия для работы примирительной комиссии. В состав примирительной комиссии входят представители работников и работодателя на равноправной основе. Для работы примирительной комиссии по разрешению возникшего трудового спора закон отводит не более пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Итоги работы примирительной комиссии могут быть следующими:

· достижение соглашения по спорному вопросу и принятие по соглашению сторон решения, которое должно быть оформлено протоколом; это решение имеет обязательную для сторон силу и исполняется в установленном этим решением порядке и сроки;

· стороны не пришли к соглашению, но договорились о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовом арбитраже;

· стороны не достигли соглашения как по существу спора, так и по вопросу использования примирительных процедур; в этом случае они приступают к формированию трудового арбитража.

На любой стадии разрешения коллективного трудового спора, в том числе и в процессе работы примирительной комиссии, стороны могут прийти к соглашению по всему объему спорных вопросов либо их части. Это соглашение должно быть письменно оформлено сторонами, только в этом случае оно будет иметь обязательную для них силу.

Закон предусматривает ответственность за невыполнение соглашения в виде дисциплинарного взыскания или штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемого на представителей работодателя, виновных в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры .

Дела о наложении штрафов за уклонение от участия в примирительной процедуре, неисполнение обязательств по соглашению, а также за незаконную забастовку рассматриваются в порядке, установлен­ном законодательством об административных правонарушениях .

УЧАСТИЕ ПОСРЕДНИКА

Может возникнуть и такая ситуация: процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии по существу вопрос не решила, но стороны заинтересованы в продолжении примирительных процедур и намерены прибегнуть к услугам посредника. В этом случае они приглашают его независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Посредник может быть назначен Службой в случае, если стороны не пришли к соглашению относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней. О назначении конкретного лица посредником в рассмотрении коллективного трудового спора стороны уведомляются письменно в течение трех дней. Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора, разногласий, возникших между ними по поводу установления, изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами,

Посредник имеет право:

· запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;

· в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздель­ные заседания представителей сторон;

· предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

  • § 2. Перевод на другую постоянную работу
  • Порядок перевода на другую постоянную работу
  • §3. Перевод на другую временную работу
  • §4. Основания и порядок отстранения от работы
  • Глава IV. Общие основания прекращения трудового договора,увольнение работника §1. Понятие прекращения трудового договораи классификация его оснований
  • §2. Прекращение трудового договора по соглашению сторон, в связи систечением срока его действия и по инициативе работника
  • §3. Общие основания расторжения трудового договорапо инициативе работодателя
  • Глава V. Расторжение трудового договора по основаниям,связанным с виной работника §1. Основания увольнения за дисциплинарный проступок
  • §2. Основания расторжения трудового договора, не относящиеся кдисциплинарным проступкам
  • Глава VI. Расторжение трудового договора по основаниям,не связанным с виной работника §1. Расторжение трудового договора по обстоятельствампроизводственного характера
  • §2. Расторжение трудового договора по основаниям,связанным с личностными качествами работника
  • Раздел третий.Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров Глава VII. Понятие и общая правовая характеристикаиндивидуальных трудовых споров
  • §1. Понятие, причины, правовая природа и характеристикаиндивидуальных трудовых споров
  • §2. Правовое разграничение индивидуальных и коллективныхтрудовых споров
  • Глава VIII. Подведомственность и подсудность гражданских дел ииндивидуальные трудовые споры
  • §1. Подведомственность трудовых дел
  • §2. Подсудность трудовых дел
  • §3. Общий порядок рассмотрения и разрешенияиндивидуальных трудовых споров
  • Глава IX. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров вюрисдикционных органах §1. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров вкомиссии по трудовым спорам
  • §2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споровв суде первой инстанции
  • Предъявление иска в суд. Подготовка дела к судебному разбирательству
  • Вынесение судом решений по индивидуальным трудовым спорам обувольнении и о переводе на другую работу
  • Глава X. Доказательства и доказывание при судебном разбирательстветрудовых споров
  • §1. Понятие судебных доказательств и их виды
  • §2. Доказывание в судебном процессе
  • Доказывания как разновидность судебного познания обстоятельств дела
  • Обязанность доказывания и его стадии
  • Предмет и средства доказывания
  • Глава XI. Пересмотр решений суда по индивидуальнымтрудовым спорам и их исполнение
  • §1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споровв кассационной инстанции
  • §2. Пересмотр решений, определений и постановлений в порядке надзора
  • §3. Пересмотр решений судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • §4. Исполнение решений суда
  • Компетентность
  • Обеспечение принципа независимости
  • Профессионализм при разрешении трудовых споров
  • Принципы принятия решений
  • Раздел четвертый.Нарушение условий социального партнерства - основание длявозникновения коллективного трудового спора
  • Глава XII. Коллективный договор как основа социального партнерства §1. Понятие, основные принципы, формы и правовое регулированиесоциального партнерства
  • §2. Коллективный договор и его роль в регулированиисоциально-трудовых отношений Понятие и содержание коллективного договора
  • Заключение, изменение и реализация коллективного договора
  • Глава хiii. Понятие коллективных трудовых споров и государственныеорганы по их урегулированию
  • §1. Понятие, стороны и виды коллективных трудовых споров
  • §2. Государственные органы по урегулированиюколлективных трудовых споров
  • §3. Гарантии работников в связи с разрешениемколлективного трудового спора
  • §2. Примирительные процедуры
  • §3. Рассмотрение коллективного трудового спорапримирительной комиссией
  • §4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  • §5. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
  • Глава XV. Забастовка как способ разрешенияколлективного трудового спора §1. Понятие забастовки, становление и развитие права на забастовкув отечественном законодательстве
  • §2. Основания порядок проведения забастовок
  • Нормативные правовые акты и документы
  • Судебные акты правоприменения
  • Литература
  • §2. Государственные органы по урегулированиюколлективных трудовых споров

    В статье 407 ТК РФ установлено, что государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

    Этот не обозначенный в ТК РФ федеральный орган исполнительной власти в указанной статье наделен определенными, рассматриваемыми ниже функциями по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования *(304) коллективных трудовых споров.

    В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Президентом РФ был издан Указ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 15 марта 2005 г. N 295, от 27 марта 2006 г. N 261 *(305) , согласно п. 12 которого было упразднено Министерство труда и социального развития РФ, а образовано Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 13) с одновременной передачей ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемых Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социального развития РФ, а также образована Федеральная служба по труду и занятости, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ. Согласно п. 21 Указа Правительству РФ дано указание распределить функции упраздняемых федеральных органов исполнительной власти исходя из положений данного Указа и установить необходимую для их исполнения штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти, действовавшей на день издания Указа, а также утвердить положения о федеральных органах исполнительной власти и внести предложения о внесении изменений в соответствующие акты Президента РФ.

    Во исполнение п. 21 Указа было издано постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" *(306) (далее - Постановление).

    Так, согласно п. 1 постановления, Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

    В силу п. 4 постановления Федеральная служба по труду и занятости осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Указанным постановлением за Федеральной службой по труду и занятости закреплены следующие полномочия:

    осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (подп. 5.1.1);

    регистрация в уведомительном порядке отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (подп. 5.3.2);

    оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг по содействию в разрешении коллективных трудовых споров (подп. 5.4.12);

    организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров (подп. 5.4.13);

    информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (подп. 5.5.4), обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовка соответствующих предложений об их совершенствовании (подп. 5.5.5).

    Кроме того, Федеральная служба по труду и занятости (далее - Служба) имеет право организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов.

    Согласно п. 11 постановления, Служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора.

    Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в Службу. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и Служба лишь проверяет получение требований другой стороной. В случае необходимости работники Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.

    После начала коллективного трудового спора и работники и работодатели могут обратиться в Службу для уведомительной регистрации спора. Сама уведомительная регистрация не влечет за собой правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в Службу за разъяснениями, получать консультации и т.п.

    Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

    Работодатель обязан предупредить Службу о предстоящей забастовке. В случае приостановки забастовки Служба должна быть предупреждена о ее возобновлении не позднее чем за три рабочих дня.

    Положение определяет функции Службы, которые включают не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

    Служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения, прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможным проведение аналитической работы и подготовку предложений о смягчении социальной напряженности в сфере труда.

    В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, Служба проверяет полномочия представителей. Для этого она может истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей, локальные акты организации, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя, протоколы собраний (конференций) и др. Служба может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения *(307) .

    Одной из важнейших функций Службы является формирование списка трудовых арбитров и их подготовка. В список могут быть включены работники Службы. Обладая опытом практической работы и располагая информацией о состоянии дел в регионе, они в то же время являются независимыми от сторон и незаинтересованными в исходе спора.

    Наряду с работниками Службы в список трудовых арбитров включаются высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями трудового законодательства, экономики труда, навыками проведения примирительных процедур, а также организационными способностями независимо от места постоянной работы.

    В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба оказывает работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего это проявляется в проведении консультаций и подготовке разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон и др. Служба рекомендует кандидатуры трудовых арбитров, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров. За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.

    Функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Она проводит работу по изучению и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

    На основании анализа имеющейся информации Служба подготавливает предложения о совершенствовании действующего законодательства о труде и об изменении (корректировке) социально-экономической политики, в том числе разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров. Для этого Служба анализирует статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносит предложения о проведении научно-исследовательских работ.

    Положение определяет основной принцип деятельности Службы. Это - взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и местного самоуправления.

    При организации примирительных процедур, реализации иных возложенных на нее задач Служба предоставляет имеющуюся информацию органам государственной власти и местного самоуправления, оказывает помощь представителям сторон в создании примирительных органов, проводит консультации и разъяснения.

    При составлении списка трудовых арбитров могут учитываться предложения профессиональных союзов, объединений работодателей, органов по труду, отраслевых министерств и т.д.

    В ходе проведения забастовки взаимодействие представителей сторон Службы и органов исполнительной власти или местного самоуправления приобретает особое значение, поскольку от этого зависят и обеспечение реализации конституционного права работников, и защита законных интересов других граждан. Согласованные действия сторон и указанных органов должны обеспечить продолжение переговорного процесса (и, в конечном счете, разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг), с тем чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц *(308) .

    Положение определяет также некоторые элементы правового статуса работников Службы. Они обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, доверенную им в связи с рассмотрением коллективного трудового спора (подп. 5.7 Положения).

    Для выполнения возложенных на них задач работникам Службы предоставлены определенные права. Они могут посещать организации и их обособленные структурные подразделения (при предъявлении удостоверения установленного образца) и выполнять другие функции в рамках своей компетенции.