Что является первичным элементом системы права. Основные элементы экономической системы. Структура правовой культуры включает

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Первичным элементом системы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.

Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).

Система права и система законодательства различаются по объему:

  1. законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, например правовых обычаев ;
  2. в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, например названия и номера статей.

Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона , если, например, изменилось официальное толкование закона (например, Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).

При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования .

Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования

  1. императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон,
  2. диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними.

Иногда выделяют и иные методы, например, метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, например, широко используется в правовом регулировании

Система права – это исторически сложившаяся внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность многообразных, необходимых, функционально взаимосвязанных и достаточных элементов, их состав, иерархию и взаимодействие.

Признаки системы права:

Объективность, так как отражает исторические и реально существующие общественные отношения и потребности их регулирования;

Единство, согласованность и взаимосвязь правовых норм, составляющих систему права;

Способность к делению, которая возникает вследствие многообразия общественных отношений, регулируемых системой права;

Способность к развитию, которая возникает вследствие постоянного изменения общественных отношений, нуждающихся в развитии средств и способов правового воздействия;

Основные структурные элементы системы права:

Правовая норма – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое государство создает и охраняет;

Норма права – базовый элемент системы права, представленный в виде государственного регулятора общественных отношений.

Институт права – это обособленная совокупность правовых норм, которая регулирует определенный вид общественных отношений:

отраслевой вид – институт, регулирующий однородные отношения какой–либо отрасли права;



межотраслевой (комплексный) вид – институт, состоящий из норм различных отраслей права и регулирующий взаимосвязанные отношения в определенной сфере общественных отношений;

Материальный и процессуальный вид (по правовому характеру);

Регулятивный и охранительный вид (по функциональному назначению);

Субинститут права – это совокупность норм права в рамках определенного института права, которая регулирует конкретную сферу общественных отношений;

Отрасль права – это совокупность однородных правовых норм и институтов права, которые регулируют определенную сферу родственных общественных отношений (конституционное, гражданское, уголовное право):

Материальные – отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения;

Процессуальные – отрасли права, которые регламентируют правовое регулирование материальных отраслей права;

Комплексные – отрасли права, которые занимают промежуточное положение между материальными и процессуальными отраслями права;

Подотрасль права – промежуточная совокупность правовых норм, которые регулируют специфические и обособленные родственные общественные отношения и находятся между институтом права и правовой отраслью, например, наследственное, патентное право – подотрасли гражданского права;

Первичным элементом системы права является юридическая норма - унифицированный стандарт поведенческого либо институционального характера, устанавливаемый от имени государства, обеспечиваемый системой государственных гарантий и санкций.

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - праваТакое взаимосоотношение системы права и системы законодательства высказывается в большинстве юридической литературы.

Они соотносятся между собой, как форма и содержание

Система права, по его содержанию – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Таким образом, выявляется следующая зависимость: право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Обновление системы права связано, прежде всего, с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Но там, где невозможно создать общие положения, отражающие единые принципы и методы регулирования для всех норм, нельзя говорить о каких-либо преобразованиях в системе права.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права - системой законодательства.

Законодательство - форма существования, прежде всего, правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты

Но система законодательства - не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главными из которых являются предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права. Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Важно отметить, что система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является нормы, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т. д.). Такие отрасли права не кодифицирован действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (например, таможенное законодательство).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское, уголовное право и др.). Он наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоническое развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, законодательство по объему содержащегося в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. п.).

В-третьих, в основе деления системы права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности.

Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральные и республиканское законодательство. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти;

2) акты высших органов государственного управления.

Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, отрасли, институты и т. д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она произвольно выражает различные виды и стороны общественных отношений, дифференцированно проявляющиеся в поведении людей. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже обусловлена определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проводить различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т. е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную и логическую систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - это и теоретическая, и практическая задача. Надлежащее ее решение должно обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Система законодательства - это совокупность всех источников права, действующих в государстве, их взаимосвязь. Элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Можно выделить следующие системы законодательства:

·Горизонтальная (отраслевая) - выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права

·Вертикальная (иерархическая) - отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе (законы и подзаконные акты)

·Федеративная - основана на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации. Выделяют три уровня нормативно-правовых актов:

Федеральные

Акты субъектов федерации

Акты органов местного самоуправления

·Комплексная - складывается в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранительное, транспортное законодательство)

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Система права и система законодательства не тождественные понятия. Можно выделить следующие различия между ними:

·система права - это объективное явление, которое складывается в соответствии с общественными отношениями, а система законодательства является субъективной, поскольку создается законодателем

·Если элементами системы права являются нормы, институты, отрасли, то элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.).

·система права является содержанием права, а система законодательства - формой

·система права первична по отношению к системе законодательства

·система права строится в основном на горизонтальных связях, а система законодательства может быть построена на горизонтальных, вертикальных, федеративных и комплексных связях

·система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву.

Вопрос 26. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды

Систематизация законодательства - это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

    для правильного уяснения и применения нормативных актов;

    развития и совершенствования законодательства;

    формирования правосознания.

В основном законодательство строится с учетом Отраслевого принципа (гражданское, уголовное, конституционное право). Однако, в системе законодательства могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие нормы разных отраслей права.

В основу построения системы законодательства может быть положена и Юридическая сила нормативно-правовых актов. В этом случае нормативные акты будут располагаться в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу (нормы конституционного права).

В федеративных государствах система законодательства строится с учетом принципа Федерализма - федеративное законодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации (федеративное законодательство имеет преимущество перед законодательством субъектов).

Выделяют Три вида систематизации:

·Инкорпорация - это такой вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом) в единых сборниках. Инкорпорация является низшей формой систематизации. Различают Официальную , проводимую непосредственно правотворческими органами, Официозную (полуофициальную ), выполняемую по поручению правотворческого органа, и Неофициальную инкорпорацию, проводимую учебными, научными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальная инкорпорация является официальным источником законодательства

·Кодификация - это деятельность, направленная на создание нового сводного нормативно-правового акта - кодекса, устава и пр. с целью обеспечения единого непротиворечивого регулирования определенной сферы общественных отношений. Кодификация является высшей формой систематизации, ее могут проводить только правотворческие органы .

Различают Всеобщую , предполагающую образование кодифицированных актов по основным отраслям законодательства, Отраслевую , представляющую собой объединение нормативного материала по определенной отрасли или подотрасли, и Специальную кодификацию, объединяющую нормы правового института или нескольких правовых институтов

·Консолидация - это такой вид систематизации, при котором несколько родственных нормативно-правовых актов сводятся в один для устранения множественности нормативно-правовых актов. Консолидация является промежуточным видом систематизации между инкорпорацией и кодификацией

Как уже отмечалось, система права носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Структурными элементами системы права являются:

  • 1) норма права;
  • 2) отрасль права;
  • 3) подотрасль права;
  • 4) институт права.

Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Нормы права составляют основу любой системы права. Они являются первичным элементами системы права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения.

Норма права - это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.

Вместе с тем норма права - это и особая социальная норма, имеющая свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

Норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм.

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств

б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны.

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.

Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального.

Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям. И здесь три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.

Так как социально-юридические функции обуславливают строение права, то главное подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.

Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие.

Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

  • 1. Общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.
  • 2. Дефинитивные нормы или дефиниции это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий.
  • 3. Декларативные нормы (нормы принципы) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели.
  • 4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые.
  • 5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и пред конфликтных ситуаций.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

По отраслям права нормы классифицируются на: нормы государственного права, нормы гражданского права, нормы уголовного права, нормы трудового права, нормы семейного права.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений.

По признаку объема (сферы) их деятельности нормы права также могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы действующие только в пределах отдельного вида отношений. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так в трудовом праве общие нормы распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные.

Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы и временные. Общие нормы устанавливаются на неопределенный срок действия до их отмены. А временные нормы устанавливаются на определенный срок. Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

Наряду с нормами права огромное значение для любой системы права имеют институты и отрасли права.

Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет ("протоколирует") эту потребность.

Следующим элементом системы права является подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права.

Подотрасль права объединяет несколько институтов, являясь по сути упорядоченной совокупностью родственных институтов одной и той же отрасли права. Внешним признаком подотрасли является наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие положения, присущие нескольким правовым институтам.

Подотрасль права обладает следующими признаками:

  • · Реализует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета правового регулирования соответствующей отрасли права;
  • · Наличие обособленного законодательства;
  • · Является не обязательным (факультативным) элементом системы права.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность". Институты права обладают следующими признаками:

  • · Юридическое единство правовых норм, являющихся составной частью отрасли права;
  • · Полнота правового регулирования;
  • · Обособление норм правового института, как правило, в главах (разделах) нормативно-правового акта.

Наряду с институтами, действующими в пределах отрасли права (конституционное право, гражданское право, трудовое право), существуют немногочисленные институты, вбирающие в себя нормы нескольких отраслей права. В научной и юридической литературе их называют смешанными институтами.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

  • 1) структура отдельного нормативного предписания;
  • 2) структура правового института;
  • 3) структура правовой отрасли;
  • 4) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

  • 1. Государственное (конституционное) право -- это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.
  • 2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
  • 3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
  • 4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
  • 5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные Сними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.
  • 6. Трудовое право -- это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.
  • 7. Семейное право -- отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.
  • 8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.
  • 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.
  • 10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.
  • 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.