Роль социальных норм в современном обществе. Примеры социальных норм в обществе. Виды социальных норм. Современные социальные нормы

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Как отмечалось ранее, потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются по типам.

Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют индивидов в группы, а группы в общество;
  • контролируют отклоняющееся поведение;
  • ·служат образцами, эталонами поведения.

Теории социального развития и социальных изменений. Структура социального процесса. Понятие социального факта.

Теория соц.развития

Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями – с другой. В свою очередь, и производственные отношения (базис) постоянно оказываются в конфликте с надстройкой и различными формами осознания этого базиса в обществе. В целом развитие производительных сил, согласно Марксу, является непреложным законом; они не могут не развиваться.

Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение - наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику. Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.

Структура

1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.

2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость.

3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами.

Социальный факт- единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

38. Понятие глобализации и её основные характеристики.

Глобализация- процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Социальные, экономические, политические реформы, происходящие в России в конце XX - начале XXI веков приводят к трансформации системы социальных норм и ценностей российского общества.

Актуальность работы определяется социально-экономическими и культурными изменениями, происходящими в России. В последние годы в нашей стране происходит трансформация традиционных социальных норм, на которую оказывают влияние такие тенденции современного общества как стремление к индивидуализации, смена приоритетов в области исполнения социальных ролей.

Цель работы – раскрыть роль социальных норм в обществе.

Задачи : раскрыть сущность социальных норм, их содержание. Рассматриваются также их разнообразие, социальные аспекты, природа и специфика функционирования норм в качестве механизмов стабилизации общественной жизни.

Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями. Определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.

Рассматривая социальные нормы в их целостности и выявляя особенности их типологии, мы попытались выявить соотношение между различными нормами в общественном бытии на современном этапе и доказать, что требование нашего времени состоит в использовании всех социальных норм, особенно традиций и обычаев, норм совместного проживания, которые были забыты в результате доминирования правовых норм. Между тем, именно традиционные нормы могут стать эффективным средством в преодолении негативных явлений, проявляющихся в поведении людей.

Список использованной литературы

1. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

2. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

3. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

4. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Название дисциплины: Социология

Тема: Социальные нормы и их роль в общественной жизни

студента

Гордиенок

Алексея Николаевича

общественная организация социальная норма

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Социальные нормы общества в своей сущности нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность социума активно воздействуют на процесс появления материальных и духовных ценностей.

В системе социальных норм социума важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественной жизни. В процессе осуществления своей регулирующей роли право плотно взаимодействует с разными социальными нормами, в так же с традициями и обыкновениями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Целью творческой работы является анализ сути социальных норм, их содержания, и объективного нрава, функционирования их в качестве механизмов стабилизации социальной жизни в целом.

Понятие общественного круга очень многогранно. Оно может быть причислено к сравнительно маленьким группам людей, объединенных по какому-либо существенному для них основанию, например, компаниям спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом можно понимать отдельную страну, например, российское или американское сообщество. Для характеристики стабильных межнациональных, межгосударственных образований используется представление сообщества (европейское сообщество).

Под обществом постигается и все человечество как некая, сравнительно обособившаяся часть природы, как носитель ума, место рождения культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется выделить некоторые существенные свойства общества, говорят о его разновидностях. По технологическому основанию разбирают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные сферы. По религиозному характеру: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: русские, американские и др. Каждое из них, хоть и отличается от других своими особыми чертами, но подчиняется всеобщим закономерностям.

В философии осмысление общества связывается с суждением об исторически сложившейся совокупности социума, связанных совместной жизнедеятельностью. Основная черта общества- его небольшая целостность, системность, поскольку народы объединены в нем на основе необходимого для них совместного способа существования. К главным признакам любого общества откладываются: исторически сложившееся население; единство территории; определенный метод жизнедеятельности; упорядоченность взаимоотношений (экономических, социальных, политических); единство языка, духовной цивилизации и традиций; порядок власти и управления.

Главными элементами любой общественной организации выступают ее субъекты. Главный субъект деятельности общества, разумеется, человек. Тем не менее, в качестве субъектов сферы могут выступать и разные группы, объединения людей:

1)возрастные (молодежь, пожилые);

2)профессиональные (электрики, пожарные, шахтеры);

3)этнические (народность, нация);

4)религиозные (церковь, культ);

5)политические (партии, оппозиция, государства).

Общество живет и развивается только благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Разнообразные формы взаимодействия социума, связи, появляющиеся между социальными субъектами или внутри них, называются общественными связями.

Общественные связи условно можно поделить на две крупные группы: взаимоотношения материальные и взаимоотношения духовные. Материальные взаимоотношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической работы человека, а закрепляются в вещественных конфигурациях материальной культуры (творение, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные взаимоотношения связаны с совершенными ценностями: этическими, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные связи разделяются по областям общественной жизни. В всяком обществе - свободно от языка, доминирующей религии, истории, ориентации хозяйства - имеют место четыре типа деятельности, которые обязаны воспроизводиться в целях его неизменности и продолжения. Они составляют базу формирования 4 основных сфер социальной жизни и, соответственно, четырех обличий общественных отношений. Таким образом, выделяют:

1)экономические взаимоотношения (взаимоотношения в процессе материального производства);

2)социальные взаимоотношения (системообразующие взаимоотношения между субъектами общественной жизни); политические взаимоотношения (по поводу функционирования власти в обществе);

3)духовно - интеллектуальные взаимоотношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные взаимоотношения испытывают на себе воздействие регулирующей деятельности человека и сообщества в целом. В то же время от характера взаимоотношений, установившихся в этом сообществе, зависят положение и благополучие каждого человека, а также направленность и темпы коллективного развития. Экономические, политические, социальные и духовные взаимоотношения людей в любом исторически определенном сообществе существуют объективно, в большей степени независимо от желания отдельного индивидуума. Но система общественных отношений формируется только на основе творческих стараний многих людей, практическая деятельность оных рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен сообщества, необходимо понять противоречия человека как социального «атома», а далее осмыслить в характере закономерностей, соединяющих людей в некое большое единое целое, в общественный «организм». В принципе отличаются три основных подхода к объяснению данных связей и закономерностей.

Первый может быть отмечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое сообщество рассматривается как натуральное продолжение закономерностей природы, мира животных и в исходном итоге - Космоса. С этих взглядов тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной энергичности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической сферы, спецификой человека как природного творения, его генетическими, расовыми и половыми признаками. Сообщество предстает как неповторимый эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и постоянное образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного недостатка человека и бремени несовершенных глобальных проблем может повести к суициду человечества. В рамках этой тенденции предполагается также, что сообщество может поменять форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там дать начало новому витку своей эволюции.

Иной подход может быть наречен «идеалистическим». Здесь сущность связей, соединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных мыслей, верований, мифов. История знала немало образцов существования теократических государств, где единство обеспечивается единой верой, которая тем самым делается государственной религией. Многие тоталитарные системы основывались на единственной государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль остова общественного устройства. Рупором данных идей выступал обыкновенно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические поступки (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли данного человека, которая основывалась на данную идеологическую или религиозную организацию.

Третий подход объяснения общественной конструкции связан с философским анализом межчеловеческих сношений и отношений, которые зарождаются в соответствующих естественных условиях и при наличии тех или иных религий, но имеют самодовлеющий, определяющий нрав. Сообщество предстает как целая, определенная система, структурированная своеобразным образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании индивид реализует себя в подчиненности от места, занимаемого им в сообществе и участия в общем процессе. Отношения людей обусловливаются не соглашением или контрактом, а согласием членов сообщества (консенсусом), в котором учитываются непредубежденные закономерности исторического формирования.

На протяжении всей истории люди пытались понять, разъяснить причины возникновения сообщества, направленность его формирования. Первоначально такие разъяснения давались в мифологической форме, в легендах о богах и героях, пожелания и действия которых назначали человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские концепции об сообществе появились в Древнем мире, когда в первый раз были предприняты попытки доказать взгляд на общество, как на специфическую форму существования, имеющую свои законы. к примеру, Аристотель устанавливал сообщество как совокупность человеческих особей, которые сплотились для удовлетворения общественных инстинктов. В Средние века философские разъяснения общественной жизни основывались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский постигали человеческое сообщество как существование особого рода, как вид гуманной жизнедеятельности, смысл каковой определен Богом, и которое формируется в соответствии с волей Бога.

В пору Нового времени приобрели распространение идеи о том, что сообщество возникло и формируется естественным путем на базе соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) доказывали положение о «естественных правах» любого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского сообщества в наиболее глубоком виде разработал немецкий философ Г.Гегель, обусловивший его как связь, общение людей через согласование надобностей, разделение труда, взаимное сопровождение порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться данная наука об обществе - социология. Это воззрение было введено французским философом О.Контом. Объектом изучения этой науки стало общественное развитие, решающим фактором которого, по О.Конту, выдвигается духовное и умственное формирование человечества.

Определенным периодом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно каковой развитие сообщества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое сообщество, по Марксу, проходит в своем формировании пять общественно-экономических этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Обвинения в адрес марксизма связаны с тем, что в разнообразии исторических процессов на главный план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится вторая роль.

В конце XIX века завоевала популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выдвинулся с призывом к переосмыслению всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер анализировал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых отрезков, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер думал, что европейское общество вошло в полосу окончательного заката.

В начале XX века приобрели распространение труды ярчайшего философа М.Вебера, рассматривавшего недостатки социального действия. Анализу возможных типов социальных организаций, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности индивида за выбор общества, в котором ему придется жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское постижение общественной жизни было разбавлено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выставили ряд теорий, которые объясняли процессы, случающиеся в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три главные этапа развития общества:

1)Доиндустриальное (Аграрное),

2)Индустриальное (Промышленно развитое),

3)Постиндустриальное(Высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого индивида).

С начала XX века предпринимались бесчисленные попытки объяснить социальную действительность средствами естественных наук: биологии, географии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта направленность очень показательна с ролью, история философской мысли показывает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - показывает увеличивающуюся сложность развивающихся общественных систем. Выход из данного противоречия позиций сближения естественнонаучных и социальных учений.

Таким образом, история философской мысли передает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность формирующихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на стези познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие стабильных связей между всеми элементами общества, их единство никогда не вызывало у мыслителей сомнений. Тем не менее, существовали и существуют разнообразные подходы к пониманию характера единства общества. В истории философии знакомы «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», учение социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». В данный момент же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) применяют теорию общества как системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Идеология как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, выражающих интересы социальных групп общества. Роль идеологии в общественной жизни и управлении обществом, ее социальная функция и уровень влияния на сознание людей.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Сущность социологии и ее взаимодействие с другими науками. Научное изучение специфики общества и социальных отношений, действий и взаимодействия людей и их объединений. Структура социологии по сферам общественной жизни, масштабам и задачам исследования.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Социальные проблемы мегаполиса и пути их решения на примере города Санкт-Петербурга. Принципы функционирования и анализ деятельности Общественной приемной. Экспертные оценки взаимодействия Общественной приемной с органами государственной власти и СМИ.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы -- это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия.

Социальные нормы -- это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, -- обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Ритуал представляет собой правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения.

Религиозные нормы -- разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах. Государство, в котором не существует официально признанной государством религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным, является светским государством

Корпоративные нормы -- правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

  • 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
  • 2) имеют один и тот же объект регулирования -- общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
  • 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;
  • 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
  • 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;
  • 6) преследуют одну и ту же цель -- упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

  • 1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
  • 2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • 3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место.
  • 4. Качество системности, иначе говоря, право -- сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
  • 5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей -- извечные идеалы, к которым стремится человечество.
  • 6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества -- власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
  • 7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
  • 8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления -- законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
  • 9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.
  • 10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Соц. контроль – это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности.

В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей.

По своему характеру соц. санкции могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные.

15. Теории социального развития и социальных изменений.

СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое, или модификация в структуре общества. Понятие "Социальное изменение" не содержит оценочного компонента, т.е безразлично к направленности. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социальные изменения могут касаться количества элементов в системе (размер социальной группы, ее численность и т.д) и собственно подсистем (число подразделений, социальных групп, социальных институтов), их взаимосвязи (социальные связи, взаимодействия, обмен), функций, окружения системы (изменения природных условий, геополитическое положение, изменения в других странах). Среди источников выделяют: внешние по отношению к социальной системе (природные, биологические, психологические), так и внутренне присущие ей - теории социального конфликта определяют решающую роль конфликта, марксизм причиной. В связи с анализом социального изменения для социологии характерно разделение на социальную статику и социальную динамику, которое было введено О. Контом. Последствием такого противопоставления стало разделение типов исследовательских процедур на синхронные, в которых общество рассматривалось во временной статике, и диахронные - включающие переменную времени и акцентирующиеся на социальном изменении. Дальнейшее развитие понятия получило в рамках системной модели общества (теория систем, функционализм, структурный функционализм). Концепция основывалась на следующем положении: анализируются различные временные моменты в состоянии одной системы. С позиции системного анализа различают: 1) изменения внутри системы, когда имеют место отдельные социальные изменения, не отражающиеся на других элементах, - в этом случае целостность системы в целом сохраняется; 2) изменения самой системы, при котором социальное изменение охватывают систему в целом и затрагивают все ее компоненты, - в результате сама система переходит в качественно иное состояние. Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "социальный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерывность социальных изменений Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация. "Онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику" (П. Штомпка). 41. Стадии развития личности и механизмы социализации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация - это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны - передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны - их усвоение индивидом. Кроме того, процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации - те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии - ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, - что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей - формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками.