Конституция латвийской республики. Конституции стран балтии конституция латвийской республики Значимые непринятые поправки, текущие события

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (стати 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

  • Краткая преамбула: «Латвийский народ, в своём свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:».
  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Сейм
  • Глава 3. Президент государства
  • Глава 4. Кабинет министров
  • Глава 5. Законодательство
  • Глава 6. Суд
  • Глава 7. Государственный контроль
  • Глава 8. Основные права человека

Поправки

Процедура внесения

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 10 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на декабрь 2011 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.

Значимые непринятые поправки

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис, совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум (англ. ) был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В 2011 году объединением «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ проект поправок о полном переходе на латышский язык в публичных школах был доведён до этапа сбора подписей, организованного ЦИК.

В 2011 г. президент В. Затлерс представил в порядке статьи 47 на рассмотрение Сейма инициативу поправок, предусматривающих расширение полномочий президента и усложнение процедуры его импичмента.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей. В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на референдум .

Текущие события

В конце 2011 года в Сейм внесёны и переданы на рассмотрение комиссиям: проект поправок к статьям 36 и 85 об отказе от закрытых голосований в Сейме по назначению и отзыву должностных лиц (подан группой депутатов от ПРЗ) и проект поправки к статье 66 о финансовой стабильности (подан Кабинетом министров).

В 2012 году СЗК инициировал поправки о запрете референдумов, «угрожающих латвийской государственности» .

Примечания

См. также

Литература

  • Lēbers D. A., Bišers I. Ministru kabinets. Komentārs Latvijas Republikas Satversmes IV nodaļai "Ministru kabinets". Rīga: Tiesiskās informācijas centrs, 1998
  • Latvijas Republikas Satversmes komentāri. VIII nodaļa. Cilvēka pamattiesības. Zin. vad. R. Balodis Rīga: Latvijas Vēstnesis, 2011. ISBN 978-9984-840-19-2

Ссылки

  • Текст Конституции Латвийской Республики на сайте Конституционного суда Латвийской Республики
  • Изначальный текст Конституции (латыш.)
  • Комиссия по конституционному праву при президенте (латыш.)

КОНСТИТУЦИИ СТРАН БАЛТИИ

КОНСТИТУЦИЯ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята в пленарном заседании Латвийского Учредительного Собрания 15 февраля 1922 года и вступившая в силу 7 ноября 1922 года
Латвийский народ, в своем свободно избранном Учредительном Собрании, установил для себя следующую Конституцию:
I ОТДЕЛ
ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
1. Латвия есть независимая демократическая республика.
2. Суверенная власть государства Латвии принадлежит латвийскому народу.
3. Территорию государства Латвии, в пределах, установленных международными договорами, составляют Лифляндия, Латгалия, Курляндия и Земгалия.
4. Государственный флаг Латвии - красный с белой полосой.

II ОТДЕЛ СЕЙМ

5. Сейм состоит из ста народных представителей.
6. Сейм избирается всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием.
7. Латвия делится на отдельные избирательные округа и число депутатов, подлежащих избранию в Сейм в каждом избирательном округе, определяется пропорционально числу избирателей каждого отдельного округа.
8. Право избирать принадлежит полноправным гражданам Латвии обоего пола, коим к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
9. В Сейм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, которому к первому дню выборов исполнилось двадцать один год.
10. Сейм избирается на три года.
11. Выборы в Сейм должны быть произведены в первое воскресенье октября месяца и в субботу накануне.
12. Вновь избранный Сейм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, когда и кончаются полномочия предыдущего Сейма.
13. Если, в случае роспуска Сейма, выборы в Сейм происходят в другое время года, то таковой Сейм собирается не позже одного месяца после его избрания и его полномочия кончаются через два года в первый вторник следующего ноября месяца, одновременно с открытием вновь избранного Сейма.
14. Избиратели не могут отозвать отдельных членов Сейма.
15. Заседания Сейма происходят в Риге и лишь вследствие чрезвычайных обстоятельств Сейм может собираться в другом месте.
16. Сейм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретарей. Президиум Сейма действует непрерывно во все время полномочий Сейма.
17. Первое заседание вновь избранного Сейма открывает председатель предыдущего Сейма или, по поручению президиума, другой член президиума.
18. Сейм сам проверяет полномочия своих членов.
19. Президиум Сейма созывает сессии и назначает очередные и чрезвычайные заседания Сейма.
20. Президиум Сейма обязан назначить заседание Сейма, если того требует Президент республики, Президент министров или не менее одной трети членов Сейма.
21. Для определения внутренней деятельности и порядка Сейм вырабатывает себе наказ.
22. Заседания Сейма открыты. По требованию десяти членов Сейма, Президента республики, Президента министров или одного из министров Сейм, большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов, может постановить вести закрытое заседание.
23. Заседания Сейма могут состояться, если в них участвует по крайней мере половина членов Сейма.
24. Сейм, за исключением особых, предусмотренных конституцией случаев, выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.
25. Сейм избирает комиссии, определяя число их членов и их задачи. Комиссии вправе требовать необходимые для своей деятельности сведения и пояснения от отдельных министров и органов самоуправления, а также вызывать в свои заседания для дачи пояснений ответственных представителей соответствующих министерств и органов самоуправления. Комиссии могут действовать и в перерывах между сессиями.
26. Сейм обязан назначать для определенных случаев парламентские следственные комиссии, если того требует не менее одной трети членов Сейма.
27. Сейм имеет право вносить Президенту министров или отдельному министру запросы и вопросы, на которые те обязаны давать ответ лично или через уполномоченное ими на то ответственное должностное лицо. Президент министров или министр, по требованию Сейма или его комиссий, обязан предъявлять им соответствующие документы и дела.
28. Член Сейма не может быть привлекаем к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядка за голосование или за мнения, высказанные им при исполнении обязанностей. Член Сейма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, хотя бы и при исполнении своих обязанностей, распространяет:
1) заведомо для него ложные порочащие честь сведения; 2) порочащие честь сведения, касающиеся частной или семей ной жизни.
29. Член Сейма не может быть арестован; у него не может быть произведен обыск или иначе ограничена его личная свобода, если нет на то согласия Сейма. Член Сейма может быть арестован, если будет застигнут при совершении преступления. Обо всяком аресте члена Сейма надлежит в течение двадцати четырех часов сообщить председателю Сейма, который на ближайшем заседании Сейма докладывает об этом последнему для постановления решения о дальнейшем оставлении под арестом задержанного члена Сейма или об его освобождении. В перерыве между сессиями и во время до открытия сессии, о дальнейшем содержании члена Сейма под арестом решает президиум Сейма.
30. За преступное деяние против члена Сейма нельзя начать судебного или административного преследования без согласия Сейма.
31. Член Сейма вправе отказаться дать показания: 1) о лицах, доверивших ему, как народному представителю, какие-либо факты или сведения; 2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности народного представителя, доверил какие-либо факты или сведения; 3) о самих этих фактах или сведениях.
32. Член Сейма не может ни сам, ни на имя другого лица получать заказы и концессии от государства. Постановления сей статьи относятся к министрам, хотя бы они и не состояли членами Сейма.
33. Члены Сейма получают вознаграждение из государственных средств.
34. За отчеты о заседаниях Сейма и комиссий, если от четы эти соответствуют действительности, никто к ответственности привлекаем быть не может. Сведения о закрытых заседаниях Сейма и комиссий могут быть даваемы лишь с разрешения президиума Сейма или комиссий.

Ill
ОТДЕЛ ПРЕЗИДЕНТ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

35. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года.
36. Президент республики избирается закрытым голосованием большинством не менее пятидесяти одного голоса членов Сейма.
37. В Президенты республики не может быть избрано лицо, не достигшее полных сорока лет.
38. Должность Президента республики несовместима с другой должностью. Если лицо, избранное в Президенты республики, состоит членом Сейма, то оно обязано сложить полномочия члена Сейма.
39. Одно и то же лицо не может быть Президентом республики более шести лет сряду.
40. В ближайшем после избрания заседании Сейма Президент республики, принимая на себя должностные обязанности, дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что вся моя деятельность будет посвящена благу латвийского народа. Я сделаю все, что будет в моих силах, чтобы способствовать благополучию Латвийского Государства и его населения. Я буду почитать священными и соблюдать Конституцию Латвии и законы государства. По отношению ко всем я буду справедлив и обязанности буду исполнять по доброй совести".
41. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Он выполняет постановления Сейма о ратификации международных договоров.
42. Президент республики является верховным вождем вооруженных сил государства. В случае войны он назначает главнокомандующего.
43. Президент республики на основании постановления Сейма объявляет войну.
44. Президент республики вправе предпринять необходимые меры военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или если неприятель нападает на латвийские границы. Вместе с тем Президент республики немедленно созывает Сейм, который постановляет об объявлении и начале войны.
45. Президенту республики принадлежит право помилования преступников, по отношению к которым судебный приговор вошел в законную силу. Это право помилования не распространяется на случаи, в которых закон предусматривает другой порядок. Амнистию дарует Сейм.
46. Президент республики имеет право созывать и вести чрезвычайные заседания кабинета министров, устанавливая порядок дня этих заседаний.
47. Президенту республики принадлежит право законодательной инициативы.
48. Президент республики вправе возбудить вопрос о роспуске Сейма. В таком случае должно состояться народное голосование. Если больше половины участников выскажется за роспуск Сейма, таковой считается распущенным, и должны быть назначены новые выборы, которые должны состояться не позже 2-х месяцев со дня роспуска Сейма.
49. Если Сейм распущен, то полномочия членов Сейма все же сохраняют силу до открытия Сейма нового состава, но заседания прежнего Сейма могут состояться лишь в том случае, если Президент республики таковой созывает. По рядок дня таких заседаний Сейма определяет Президент республики.
50. Если в народном голосовании более половины голосов подано против роспуска Сейма, то Президент считается смещенным, и Сейм избирает нового Президента республики на остающийся срок полномочии смещенного Президента.
51. По предложению не менее половины всех членов Сейма, Сейм в закрытом заседании большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма может постановить о смещении Президента республики. Вслед за таким постановлением Сейм немедленно избирает нового Президента республики.
52. Если Президент республики отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока его полномочий, обязанности Президента республики, до избрания Сеймом нового Президента, исполняет председатель Сейма. Точно так же председатель Сейма исполняет должность Президента республики, если последний находится вне границ государства или иначе встречает препятствия к исполнению своих обязанностей.
53. Президент республики за свою деятельность политической ответственности не несет. Все распоряжения Президента республики должны быть контрассигнованы Президентом министров или соответствующим министром, которые вместе с тем принимают на себя всю ответственность за эти распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.
54. Президент республики может быть привлечен к уголовной ответственности, если на то соглашается Сейм большинством не менее двух третей голосов.

IV
ОТДЕЛ КАБИНЕТ МИНИСТРОВ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

55. Кабинет Министров состоит из Президента министров и приглашенных им министров.
56. Кабинет Министров составляется лицом, призванным к этому Президентом республики.
57. Число министерств, объем их деятельности, равно как взаимные отношения государственных учреждений между собою, устанавливаются законом.
58. Кабинету Министров подчинены органы государственного управления.
59. Для исполнения своей должности Президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма, и за свою деятельность они ответственны перед Сеймом. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то уходит в отставку весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров призывает другое лицо.
60. Заседания Кабинета Министров ведет Президент министров, а во время его отсутствия тот министр, которого он на то уполномочил.
61. Кабинет Министров обсуждает все выработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, касающиеся деятельности нескольких министерств, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.
62. Если государству угрожает внешний враг или же в государстве или в какой-либо его части произошли или грозят произойти внутренние волнения, представляющие опасность для существующего государственного строя, то кабинет министров вправе объявить исключительное положение, доведя об этом в течение двадцати четырех часов до сведения президиума Сейма, который о постановлении кабинета министров немедленно докладывает Сейму.
63. Министры, даже если они не состоят членами Сейма, а также уполномоченные министрами ответственные должностные лица имеют право принимать участие в заседаниях Сейма и его комиссий и вносить дополнения и поправки к законопроектам.

V
ОТДЕЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

64. Право законодательства принадлежит Сейму, а так же, в порядке и в размерах, предусмотренных настоящей конституцией, народу.
65. Законопроекты могут вносить в Сейм: Президент республики, Кабинет Министров, комиссии Сейма, группы депутатов в числе не менее пяти человек, а также, в случаях и порядке, предусмотренных настоящей Конституцией, одна десятая часть избирателей.
66. Сейм ежегодно, до начала хозяйственного года, вотирует государственный приходно-расходный бюджет, проект которого вносится Кабинетом Министров.
Если Сейм принимает постановление, которое связано с не предусмотренными в бюджете расходами, то в этом же постановлении должны быть предусмотрены также средства, коими таковые расходы могли бы быть покрыты.
По истечении бюджетного года кабинет министров вносит на утверждение Сейма отчет об исполнении бюджета.
67. Сейм устанавливает размеры вооруженных сил государства в мирное время.
68. Для всех международных договоров, регулирующих вопросы, разрешаемые законодательным путем, необходима санкция Сейма.
69. Президент республики публикует принятые в Сейме законы не ранее чем на седьмой и не позднее чем на двадцать первый день по их принятии. Закон получает обязательную силу, если в нем не определен иной срок, спустя четырнадцать дней по опубликовании.
70. Президент республики публикует принятые законы следующим образом: "Сейм (или народ) принял и Президент республики публикует следующий закон: текст закона".
71. Президент республики может требовать в течение се ми дней, считая со дня принятия закона Сеймом, в мотивированном письме на имя председателя Сейма, вторичное рассмотрение закона. Если Сейм закон не изменит. Президент вторично возражать не может.
72. Президент республики вправе задержать публикацию закона на два месяца. Он обязан задержать публикацию закона, если того требует не менее одной трети членов Сейма. Этим правом Президент республики или одна треть членов Сейма могут воспользоваться в течение семи дней, считая со дня принятия закона в Сейме. Задержанный таким образом закон подвергается народному голосованию, если того потребует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеуказанных двух месяцев подобное требование не будет предъявлено, то по истечении указанного срока закон подлежит публикации. Народное голосование все же не происходит, если Сейм вторично вотирует этот закон и если за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.
73. Народному голосованию не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении исключительного положения, мобилизации и де мобилизации, равно как договоры с другими государствами.
74. Закон, принятый в Сейме и задержанный в порядке семьдесят второй статьи, может быть отменен народным голосованием, если в голосовании принимала участие по крайней мере половина всех имеющих право голоса.
75. Если Сейм большинством не менее двух третей голо сов принимает спешность закона, то Президент республики не может требовать вторичного пересмотра такого закона;
такой закон не может быть передан на народное голосование и должен быть опубликован не позднее как на третий день со дня получения принятого закона Президентом.
76. Сейм может изменить Конституцию в заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Сейма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.
77. Если Сейм изменил статьи первую, вторую, третью или шестую Конституции, то такие изменения, чтобы пол учить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.
78. Не менее одной десятой части избирателей вправе представить Президенту республики вполне разработанный проект поправок к Конституции или законопроект, который Президент передает Сейму. Если Сейм не примет проекта без изменений по существу, то таковой передается на народное голосование.
79. Переданные на народное голосование изменения Конституции считаются принятыми, если на них последовало согласие не менее половины всех имеющих право голоса.
80. В народном голосовании могут участвовать все Латвийские граждане, имеющие право голоса на выборах в Сейм.
81. В промежутке между сессиями Сейма Кабинет министров имеет право, если неотложная необходимость того требует, издавать постановления, имеющие силу закона. Такие постановления не могут изменять закона о выборах в Сейм, законов о судоустройстве и судопроизводстве, бюджета и бюджетного права, а также законов, принятых во время деятельности существующего Сейма; равным образом они не могут касаться амнистии, эмиссии знаков государственного казначейства, государственных налогов, таможенных сборов, железнодорожных тарифов и займов; они теряют силу, если не будут внесены в Сейм до истечения трех дней после открытия ближайшей сессии Сейма.

VI
ОТДЕЛ СУД В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

82. Перед законом и судом все граждане равны.
83. Судьи независимы и подчиняются только закону.
84. Судьи утверждаются Сеймом и несменяемы. Судьи вопреки своей воле могут быть отрешены от должности исключительно на основании постановления суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность.
85. В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона.
86. Отправлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом. Военные суды действуют на основании особого закона.

VII
ОТДЕЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В КОНСТИТУЦИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

87. Государственный контроль есть независимое коллегиальное учреждение.
88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в том же порядке, как судьи, но лишь на определенный срок, в пределах которого они могут быть смещены лишь на основании постановления суда. Устройство и компетенцию государственного контроля определяет особый закон.
//Конституции и декларации о государственном суверенитете государств - участников СНГ и стран Балтии. Материалы участника международной конференции. 26-27 апреля 1994 г., Москва

Сатверсме (Конституция) Латвийской Республики

Документ по состоянию на январь 2016 года

САТВЕРСМЕ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Провозглашенное 18 ноября 1918 года Латвийское государство образовано путем объединения исторических латышских земель и на основании непреложной государственной воли латышской нации и ее неотъемлемого права на самоопределение, для того чтобы гарантировать существование и развитие латышской нации, ее языка и культуры на протяжении веков, обеспечить свободу и содействовать благосостоянию народа Латвии и каждого.

Народ Латвии завоевал свое государство в борьбе за Свободу. На свободно избранном Конституционном собрании он закрепил государственный строй и принял решение о своей Сатверсме.

Народ Латвии не признал оккупационные режимы, оказывал сопротивление им и обрел свободу, восстановив 4 мая 1990 года государственную независимость на основании непрерывности государства. Он чтит своих борцов за свободу, помнит жертвы чужих властей, осуждает коммунистический и нацистский тоталитарные режимы и их преступления.

Латвия как демократическое, правовое, социально ответственное и национальное государство основывается на человеческом достоинстве и свободе, признает и защищает основные права человека и уважает национальные меньшинства. Народ Латвии защищает свой суверенитет, независимость, территорию Латвийского государства, его единство и демократическое устройство государства.

Идентичность Латвии в европейском культурном пространстве образуют традиции латышей и ливов, латышский образ жизни, латышский язык, общечеловеческие и христианские ценности. Верность Латвии, латышский язык как единственный государственный язык, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, честность, трудовая нравственность и семья являются основой сплоченного общества. Каждый заботится о себе, своих близких и общем благе общества, ответственно относясь к другим, будущим поколениям, среде и природе.

Латвия, осознавая свою равноценность в международном сообществе, защищает интересы государства и способствует устойчивому и демократическому развитию единой Европы и мира.

Боже, благослови Латвию!

(вводная часть в ред. Закона ЛР от 08.07.2014)

Раздел 1. Общие положения

1. Латвия является независимой и демократической республикой.

2. Суверенная власть Латвийского государства принадлежит народу Латвии.

3. Территорию Латвийского государства в определенных международными договорами пределах составляют Видземе, Латгале, Курземе и Земгале.

4. Государственным языком в Латвийский Республике является латышский язык. Флаг Латвии - красный с белой полосой.

Раздел 2. Саэйм

5. Саэйм состоит из ста народных представителей.

6. Саэйм избирается всеобщим, равным, тайным и пропорциональным голосованием.

7. Латвия делится на отдельные избирательные участки, количество депутатов Саэйма, избираемое на каждом избирательном участке, определяется пропорционально числу избирателей на каждом участке.

8. Правом избирать обладают полноправные граждане Латвии, которые на день выборов достигли восемнадцатилетнего возраста.

9. В Саэйм может быть избран каждый полноправный гражданин Латвии, который на первый день выборов был старше двадцати одного года.

10. Саэйм избирается на четыре года.

11. Выборы Саэйма проводятся в первую субботу октября месяца.

12. Вновь избранный Саэйм собирается на первое заседание в первый вторник ноября, тогда же истекают полномочия предыдущего Саэйма.

13. Если выборы в Саэйм в случаях роспуска Саэйма проводятся в другое время года, то этот Саэйм собирается не позднее чем через один месяц после его избрания, и его полномочия прекращаются через три года, в первый вторник следующего ноября, с созывом вновь избранного Саэйма.

14. Не менее одной десятой части избирателей имеет право внести предложение о всенародном голосовании об отзыве Саэйма. Если во всенародном голосовании за отзыв Саэйма проголосовало большинство из голосующих и не менее двух третей от количества избирателей, принявших участие в выборах последнего Саэйма, то Саэйм считается отозванным. Право внесения предложения о всенародном голосовании об отзыве Саэйма не может быть использовано в течение года после созыва Саэйма, в течение года до истечения полномочий Саэйма, в течение последних шести месяцев полномочий Президента страны, а также ранее шести месяцев после предыдущего всенародного голосования об отзыве Саэйма.

Избиратели не могут отозвать отдельных членов Саэйма.

15. Саэйм проводит свои заседания в Риге, и только при чрезвычайных обстоятельствах он может собираться в другом месте.

16. Саэйм избирает свой президиум, состоящий из председателя, двух его товарищей и секретаря. Президиум Саэйма действует непрерывно в течение всего срока полномочий Саэйма.

17. Первое заседание вновь избранного Саэйма открывает председатель предыдущего Саэйма или, по заданию президиума, другой член президиума.

18. Саэйм сам проверяет полномочия своих членов.

Полномочия члена Саэйма получает избранное в Саэйм лицо, если оно на заседании Саэйма дает свою торжественное обещание:

"Я, принимая на себя должностные обязанности депутата Саэйма, перед народом Латвии клянусь (торжественно обещаю) быть верным Латвии, упрочивать ее суверенитет и латышский язык как единственный государственный язык, защищать Латвию как независимое и демократическое государство, свои обязанности исполнять добросовестно и с лучшими побуждениями."

19. Президиум Саэйма созывает сессии и назначает очередные и внеочередные заседания Саэйма.

20. Президиум Саэйма должен созывать заседание Саэйма по требованию Президента страны, премьер-министра или не менее одной трети членов Саэйма.

21. Для определения внутренней деятельности и распорядка Саэйм разрабатывает для себя правила распорядка. Рабочий язык Саэйма - латышский язык.

22. Заседания Саэйма являются открытыми. По требованию десяти членов Саэйма, Президента страны, премьер-министра или министра Саэйм большинством голосов не менее двух третей присутствующих депутатов может постановить провести закрытое заседание.

23. Заседания Саэйма могут происходить, если в них принимают участие не менее половины членов Саэйма.

24. Саэйм, за исключением особо предусмотренных в Сатверсме случаев, принимает свои решения абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов.

25. Саэйм избирает комиссии, определяя их задачи и количество членов комиссий. Комиссии имеют право затребовать необходимые для своей деятельности сведения и разъяснения от отдельных министров и учреждений самоуправления, а также приглашать на свои заседания для дачи пояснений представителей отдельных министерств и учреждений самоуправления. Комиссии могут действовать также и между сессиями.

26. Для определенных случаев Саэйм должен назначить парламентарные следственные комиссии, если этого требуют не менее одной трети членов Саэйма.

27. Саэйм имеет право направлять запросы и вопросы премьер-министру или отдельным министрам, на которые должны отвечать они или уполномоченное ими ответственное государственное должностное лицо. Премьер-министр или министр по запросу Саэйма или его комиссий должен представить ему соответствующие документы и акты.

28. Член Саэйма ни за голосование, ни за соображения, высказанные при исполнении должностных обязанностей не может быть привлечен к ответственности ни в судебном, ни в административном, ни в дисциплинарном порядке. Член Саэйма может быть привлечен к судебной ответственности, если он, даже при исполнении должностных обязанностей, распространяет:

1) порочащие честь заведомо ложные сведения, или

2) порочащие честь сведения о частной или семейной жизни.

29. Члена Саэйма нельзя арестовать, производить у него обыск либо другим способом ограничивать свободу его личности без согласия Саэйма. Члена Саэйма можно арестовать в случае задержания на месте преступления. О задержании каждого члена Саэйма в течение двадцати четырех часов необходимо сообщить президиуму Саэйма, который ставит на следующем заседании Саэйма вопрос о содержании члена Саэйма под стражей или о его освобождении.

Во время между сессиями, до открытия сессии, решение о содержании члена Саэйма под стражей принимает президиум Саэйма.

30. Против члена Саэйма не может быть начато уголовное преследование или на него не может быть наложено административное наказание без согласия Саэйма.

31. Член Саэйма имеет право отказаться от дачи показаний:

1) о лицах, которые доверили ему, как представителю народа, какие-либо факты или сведения;

2) о лицах, которым он, исполняя свои обязанности представителя народа, доверил какие-либо факты или сведения;

3) о самих этих фактах или сведениях;

32. Член Саэйма не может ни сам, ни на имя другого лица получать от государства заказы и концессии.

Положения данной статьи относятся к министрам, также если они не являются членами Саэйма.

33. Члены Саэйма получают вознаграждения из средств государства

34. За цитирование заседаний Саэйма и комиссий, если они соответствуют истине, никто не может быть привлечен к ответственности.

Сведения о закрытых заседаниях Саэйма и комиссий могут быть предоставлены только с разрешения президиума Саэйма или комиссии.

Раздел 3. Президент страны

35. Президента страны избирает Саэйм на четыре года.

37. Президентом страны может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигший возраста 40 лет. Президентом страны не может быть избран гражданин с двойным гражданством.

38. Должность Президента страны не может совмещаться с другой должностью. Если выбранное Президентом страны лицо является член Саэйма, то оно должно сложить полномочия члена Саэйма.

39. Одно и то же лицо не может быть Президентом страны свыше 8 лет подряд.

40. Президент страны, принимая должностные обязанности, на заседании Саэйма дает следующее торжественное обещание: "Клянусь, что весь мой труд будет направлен на благо Латвии. Я сделаю все, что в моих силах для достижения благополучия Латвийского государства и его жителей. Я буду соблюдать Сатверсме Латвии и законы страны. Ко всем буду относиться справедливо и свои обязанности исполнять добросовестно.

41. Президент страны представляет государство на международном уровне, назначает Латвийских, а также принимает иностранных дипломатических представителей. Он исполняет решения Саэйма о ратификации международных договоров.

42. Президент страны является высшим руководителем вооруженных сил государства. На время войны он назначает главнокомандующего.

43. Президент страны на основе решения Саэйма объявляет войну.

44. Президент страны имеет право предпринимать необходимые шаги военной обороны, если какое-либо другое государство объявило войну Латвии или враг напал на Латвийские рубежи. Вместе с тем Президент страны незамедлительно созывает Саэйм, который принимает решение об объявлении войны и начале военных действий.

45. Президент страны имеет право на помилование преступников, по которым приговор суда вступил в законную силу. Объем и порядок использования данного права определяет особый закон. Амнистию объявляет Саэйм.

46. Президент страны имеет право созывать и вести внеочередные заседания Кабинета министров, устанавливая их повестку дня.

47. Президент страны имеет право законодательной инициативы.

48. Президент страны имеет право инициативы роспуска Саэйма. После этого происходит всенародное голосование. Если на народном голосовании более половины голосующих высказывается за роспуск Саэйма, Саэйм считается распущенным и провозглашаются новые выборы, которые должны произойти не позднее чем через два месяца после роспуска Саэйма.

49. Если Саэйм распущен или отозван, то полномочия членов Саэйма все же сохраняют силу до созыва вновь избранного Саэйма, но прежний Саэйм могут быть созван на заседания лишь в том случае, если Президент страны таковые созывает. Порядок дня таких заседаний Саэйма определяет Президент страны. Не ранее чем через один месяц и не позднее чем через два месяца после отзыва Саэйма должны быть проведены новые выборы.

50. Если на народном голосовании более половины голосов было отдано против роспуска Саэйма, тогда Президент страны считается отстраненным от должности, и Саэйм избирает нового Президента страны на оставшееся время полномочий освобожденного от должности Президента.

51. По предложению не менее половины всех членов Саэйма, на закрытом заседании, большинством голосов не менее двух третей всех членов Саэйма, Саэйм может принять решение об отстранении Президента страны от должности. После принятия такого решения Саэйм незамедлительно избирает нового Президента страны.

52. Если Президент страны отказывается от должности, умирает или отзывается до истечения срока своей должности, обязанности Президента страны исполняет председатель Саэйма до избрания Саэймом нового Президента страны. Также председатель Саэйма исполняет обязанности президента страны, если последний находится за рубежом или по другой причине не может исполнять свои должностные обязанности.

53. Президент страны не несет политической ответственности за свои действия. Все распоряжения Президента должны быть подписаны также премьер-министром или соответствующим министром, которые таким образом берут на себя всю ответственность за данные распоряжения, за исключением случаев, предусмотренных в статьях сорок восьмой и пятьдесят шестой.

54. Президент страны может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия Саэйма, полученного большинством голосов не менее двух третей членов Саэйма.

Раздел 4. Кабинет министров

55. Кабинет министров состоит из премьер-министра и приглашенных им министров.

56. Кабинет министров составляет лицо, приглашенное для этого Президентом страны.

57. Количество министров и объем их деятельности, а также взаимоотношения государственных учреждений устанавливаются законом.

58. Кабинету министров подчинены учреждения государственного управления.

59. Премьер-министру и министрам для исполнения своих обязанностей необходимо доверие Саэйма, и они за свою деятельность несут ответственность перед Саэймом. Если Саэйм выражает недоверие премьер-министру, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то он должен уйти в отставку, и премьер-министр вместо него должен пригласить другое лицо.

60. Заседания Кабинета министров ведет премьер-министр, а в его отсутствие - уполномоченный им на это министр.

61. Кабинет министров обсуждает все разработанные отдельными министерствами законопроекты и вопросы, относящиеся к деятельности большинства министров, а также поднятые отдельными членами кабинета вопросы государственной политики.

62. Если государству угрожает внешний враг, или в государстве или в его части поднялись или грозят внутренние беспорядки, угрожающие существующему государственному устройству, Кабинет министров имеет право объявить чрезвычайное положение, сообщив об этом в течение двадцати четырех часов президиуму Саэйма, который должен незамедлительно представить данное решение кабинета Саэйму.

63. Министры, если они не являются членами Саэйма, и уполномоченные министрами ответственные государственные должностные лица имеют право участвовать в заседаниях Саэйма и его комиссий и вносить дополнения и поправки в законопроекты.

Раздел 5. Законодательство

64. Законодательное право принадлежит Саэйму, а также народу в порядке и размерах, установленных в данной Сатверсме.

65. Законопроекты в Саэйм могут представлять Президент страны, Кабинет министров, комиссии Саэйма, не менее пяти депутатов, а также одна десятая часть избирателей, в случаях, предусмотренных в данной Сатверсме.

66. Саэйм ежегодно перед началом хозяйственного года принимает решения о государственном бюджете доходов и расходов, проект которого представляется Кабинетом министров. Если Саэйм принимает решение, связанное с непредвиденными расходами бюджета, то в решении необходимо также предусмотреть средства покрытия данных расходов. По истечении бюджетного года кабинет министров должен представить на утверждение Саэйма расчеты об исполнении бюджета.

67. Саэйм принимает решения о величине вооруженных сил страны в мирное время.

68. Все международные договора, регулирующие вопросы, разрешаемые законодательным путем, должны утверждаться Саэймом.

При заключении международных договоров Латвия в целях упрочения демократии может делегировать международным институциям часть компетенции государственных институций. Международные договора, в которых международным институциям делегируется часть компетенции государственных институций, Саэйм может утверждать на заседаниях, в которых участвует не менее двух третей членов Саэйма, и для их утверждения необходимо большинство голосов не менее двух третей присутствующих депутатов.

Участие Латвии в Европейском Союзе решается народным голосованием, решение о котором принимает Саэйм.

Если этого требуют не менее половины депутатов Саэйма, существенные изменения в условиях участия Латвии в Европейском Союзе решаются народным голосованием.

69. Президент страны провозглашает принятые в Саэйме законы не ранее чем на десятый день и не позднее чем на двадцать первый день после их принятия. Закон вступает в силу через четырнадцать дней после провозглашения, если в законе не установлен иной срок.

70. Президент страны провозглашает принятые законы следующим образом: "Саэйм принял и Президент страны провозглашает следующий закон: (текст закона)".

71. В течение десяти дней со дня принятия закона в Саэйме Президент страны мотивированным письмом председателю Саэйма может просить повторного пересмотра закона. Если Саэйм закон не изменил, Президент страны повторно выдвигать возражения не может.

72. Президент страны имеет право приостановить публикацию закона на два месяца. Он должен задержать публикацию закона, если этого требует не менее одной трети членов Саэйма. Данное право Президент страны или одна треть членов Саэйма может использовать в течение десяти дней со дня принятия закона в Саэйме. Задержанный таким образом закон выносится на всенародное голосование, если этого требует не менее одной десятой части избирателей. Если в течение вышеупомянутых двух месяцев такое требование не поступает, то по истечении этого срока закон подлежит публикации. Всенародное голосование все же не происходит, если Саэйм повторно голосует за этот закон, и за его принятие высказывается не менее трех четвертей всех депутатов.

73. На всенародное голосование нельзя выносить бюджет и законы о займах, о налогах, таможне, железнодорожных тарифах, о воинской повинности, об объявлении войны и начале военных действий, о заключении мира, об объявлении чрезвычайного положения и о его окончании, о мобилизации и демобилизации, а также договора с иностранными государствами.

74. Принятый в Саэйме и приостановленный в порядке, предусмотренном статьей семьдесят два закон отклоняется на всенародном голосовании, если число голосовавших составило не менее половины от числа избирателей на последних выборах в Саэйм, и большинство из них проголосовало за отмену закона.

75. Если Саэйм большинством не менее двух третей голосов принимает срочность закона, то Президент страны не может требовать повторного пересмотра этого закона, закон не может быть вынесен на всенародное голосование, и он провозглашается не позднее чем на третий день после получения данного закона Президентом.

76. Саэйм может вносить изменения в Сатверсме на заседаниях, на которых присутствует не менее двух третей членов Саэйма. Изменения принимаются в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов.

77. Если Саэйм изменил статью первую, вторую, третью, четвертую, шестую или семьдесят седьмую Сатверсме, то такие изменения, чтобы получить силу закона, должны быть подвергнуты народному голосованию.

78. Не менее одной десятой части избирателей имеют право представить Президенту страны полностью разработанный проект изменений Сатверсме или законопроект, который Президент представляет в Саэйм. Если Саэйм его не принимает без изменений содержания, то он выносится на всенародное голосование.

Вынесенный на решение народного голосования законопроект, решение об участии Латвии в Европейском Союзе или существенные изменения в условиях этого участия принимаются, если число голосовавших - не менее половины от участвовавших в последних выборах Саэйма - проголосовало за принятие законопроекта, участие Латвии в Европейском Союзе или существенные изменения в условиях этого участия.

81. Исключена Законом ЛР от 17.05.2007.

Раздел 6. Суды

82. В Латвии вершат суд районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а в случае войны или чрезвычайного положения - также военные суды.

83. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону.

84. Судей утверждает Саэйм, и они не подлежат смещению. Судью против его воли отстранить от занимаемой должности может Саэйм исключительно в предусмотренных законом случаях на основании постановления дисциплинарной коллегии судей или приговора суда по уголовному делу. Законом может быть установлен возраст, по достижении которого судьи оставляют свою должность.

85. В Латвии существует Конституционный суд, который в пределах установленной компетенции рассматривает дела о соответствии законов Сатверсме, а также другие переданные законом в его компетенцию дела. Конституционный суд правомочен признавать не имеющими силу законы и другие акты или их части. Судей Конституционного суда на установленный законом срок утверждает Саэйм закрытым голосованием большинством не менее 51 голоса членов Саэйма.

86. Правосудие могут осуществлять только те органы, которым это право предоставлено законом. Военный суд действует на основании специального закона.

Раздел 7. Государственный контроль

87. Государственный контроль является независимым коллегиальным учреждением.

88. Государственные контролеры назначаются и утверждаются в должности в таком же порядке как судьи, но только на определенный срок, в течение которого их можно отстранить от должности только на основании решения суда. Устройство государственного контроля и его компетенция определяется специальным законом.

Раздел 8. Основные права человека

89. Государство признает и защищает основные права человека в соответствии с настоящей Сатверсме, законами и обязательными для Латвии международными договорами.

90. Каждый имеет право знать свои права.

91. Все люди в Латвии равны перед законом и судом. Права человека осуществляются без какой-либо дискриминации.

92. Каждый может защищать свои права и законные интересы в справедливом суде. Каждый считается невиновным, пока его вина не будет признана в соответствии с законом. В случае необоснованного ущемления прав каждый имеет право на соответствующее возмещение. Каждый имеет право на помощь адвоката.

93. Право каждого на жизнь защищено законом.

94. Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никого нельзя лишать свободы или ограничивать свободу иначе как в соответствии с законом.

95. Государство стоит на страже чести и достоинства человека. Истязания, иное жестокое или унижающее достоинство отношение к человеку запрещены.

96. Каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, жилища и корреспонденции.

97. Каждый, кто законно находится на территории Латвии, имеет право свободы перемещения и выбора места жительства.

98. Каждый имеет право на выезд из Латвии. Каждый, имеющий Латвийский паспорт, за пределами Латвии находится под защитой государства и имеет право беспрепятственно вернуться в Латвию. Латвийский гражданин не может быть выдан иностранным государствам, за исключением предусмотренных в утвержденных Саэймом международных договорах случаев, если выдачей не нарушаются установленные в Сатверсме основные права человека.

99. Каждый имеет право на свободу мысли, сознания и вероисповедания. Церковь отделена от государства.

100. Каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Цензура запрещена.

101. Каждый гражданин Латвии имеет право в предусмотренном законом виде участвовать в деятельности государства и самоуправлений, а также выполнять обязанности государственной службы.

Самоуправления избирают полноправные граждане Латвии и граждане Европейского Союза, постоянно пребывающие в Латвии. Каждый гражданин Европейского Союза, постоянно пребывающий в Латвии, имеет право в предусмотренном законом виде участвовать в деятельности самоуправлений. Рабочим языком самоуправлений является латышский язык.

102. Каждый имеет право объединяться в общества, политические партии и иные общественные организации.

103. Государство защищает свободу ранее заявленных мирных собраний и шествий, а также пикетов.

104. Каждый имеет право в предусмотренном законом порядке обратиться в учреждения государства и самоуправлений с заявлениями и получить ответ по существу. Каждый имеет право получить ответ на латышском языке.

105. Каждый имеет право на собственность. Собственность не разрешается использовать вразрез с интересами общества. Право на собственность может быть ограничено исключительно в соответствии с законом. Принудительное отчуждение собственности для общественных нужд допустимо только в исключительных случаях на основании отдельного закона в обмен на справедливое возмещение.

106. Каждый имеет право свободы выбора вида занятий и места работы в соответствии со своими способностями и квалификацией. Принудительный труд запрещен. Принудительным трудом не считается привлечение к ликвидации катастроф и их последствий и занятость в соответствии с постановлением суда.

107. Каждый работник имеет право на получение соответствующего вознаграждения за проделанный труд, которое не менее установленного государством минимума, а также право на еженедельные выходные дни и ежегодный оплачиваемый отпуск.

108. Трудящиеся имеют право на совместный договор, а также право на забастовку. Государство защищает свободу профсоюзов.

109. Каждый имеет право на социальное обеспечение по старости, по нетрудоспособности, по безработице и в иных установленных законом случаях.

110. Государство защищает и поддерживает брак - союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и ребенка. Государство особую поддержку оказывает детям-инвалидам, детям, оставшимся без опеки родителей или пострадавшим от насилия.

111. Государство защищает здоровье людей и гарантирует каждому минимум медицинской помощи.

112. Каждый имеет право на образование. Государство обеспечивает возможность бесплатного получения основного и среднего образования. Основное образование является обязательным.

113. Государство признает свободу научного, художественного и иного творчества, а также защищает авторские и патентные права.

114. Лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право на сохранение и развитие своего языка, этнического и культурного своеобразия.

115. Государство защищает право каждого на жизнь в благоприятной среде, предоставляя информацию о состоянии среды и заботясь о ее сохранении и улучшении.

116. Права личности, установленные в статьях девяносто шестой, девяносто седьмой, девяносто восьмой, сотой, сто второй, сто третьей, сто шестой и сто восьмой Сатверсме, могут быть ограничены в предусмотренных законом случаях, чтобы защитить права других людей, демократическое государственное устройство, общественную безопасность, благосостояние и нравственность. На основании упомянутых в настоящей статье условий может быть ограничено также выражение вероисповедания.


Президент Учредительного Собрания Я.ЧАКСТЕ


Секретарь Учредительного Собрания Р.ИВАНОВ

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Несмотря на протесты оппозиции, президент Латвии Андрис Берзиньш утвердил поправки.

Латвийская оппозиция и ряд общественных деятелей рассчитывают оспорить в суде недавно принятую преамбулу к конституции страны. Текст преамбулы, как считают оппозиционеры, делит граждан страны на два сорта.

В принятой в июне преамбуле говорится о создании Латвийского государства "для гарантирования существования и развития латышской нации, культуры и языка" и "для обеспечения свободы и благополучия латышского народа..."

Там также говорится об идентичности Латвии, которую "издавна составляют традиции латышей и ливов, латышский менталитет и язык, общечеловеческие и христианские ценности".

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем. Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе Андрей Юдин, депутат правящей коалиции

Основой сплочения общества, согласно преамбуле, являются "верность Латвии, латышский язык как единственный государственный, равенство, солидарность, справедливость, честность, трудолюбие и семья".

Неравенство наций?

Новая преамбула к Сатверсме (конституции) вызвала большой резонанс в латвийском обществе, особенно в его русскоязычной части. По мнению некоторых экспертов, она подчеркивает преимущества латышской нации над остальными.

"Политически легитимизируется концепция о том, что формально все граждане равны, но некоторые равнее. Те, кто принадлежат к латышскому народу, это первый сорт. Второй - все остальные", - cказал Русской службе Би-би-си депутат Сейма и правозащитник Борис Цилевич.

Однако правящие политики не видят в новой преамбуле ничего оскорбительного для представителей нацменьшинств.

"Преамбула - это вопрос о ценностях, о том, куда и зачем мы идем, - говорит депутат правящей коалиции Андрей Юдин. - Что касается упоминания латышской нации, то лично мне это слух не режет. Я понимаю, что некоторые воспринимают слово "latvieši" (латыши) через этническое происхождение, сколько там капель крови. Я понимаю его иначе".

Языковой референдум

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2012 году большинство жителей Латвии проголосовали против предоставления русскому языку государственного статуса

Почему местные политики решили прописать в конституции идеологические основы государства именно сейчас, никто из них однозначно объяснить не может.

В латвийском обществе распространена версия о том, что поводом стал так называемый языковой референдум: два года назад инициативная группа решила вынести на всенародное голосование идею присвоения русскому языку статуса второго государственного.

"Языковой референдум стал толчком для возникновения дискуссий о том, что можно и нельзя менять в конституции", - считает правозащитник и консультант фракции "Зеленых" в Европарламенте Алексей Димитров.

"Эта дискуссия началась в президентской комиссии по конституционному праву, там же появилось понятие ядра конституции. Потом эта дискуссия перешла в создание преамбулы", - говорит Димитров.

Оппозиция "держит паузу"

Несмотря на протесты оппозиции, президент страны Андрис Берзиньш утвердил поправки.

В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество Валерий Агешин, парламентская фракция "Центр согласия"

Общественные деятели, в свою очередь, надеются вернуть конституции прежний вид.

"Я и мои коллеги-юристы оцениваем возможности составления заявления в Конституционный суд, - говорит Русской службе Би-би-си общественный омбудсмен Елена Бачинская, избранная Конгрессом неграждан. - Если найдем зацепку, то такое заявление будет подано - это сто процентов".

Ранее о намерении обжаловать новую преамбулу в конституционном суде говорили представители крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Центр согласия", которую традиционно связывают с защитой интересов русскоязычного электората.

"В течение последних месяцев мы достаточно четко демонстрировали, что выступаем против этого документа, раскалывающего латвийское общество, - говорит bbcrussian.com замглавы фракции Валерий Агешин. - Президент совсем недавно [утвердил] преамбулу, и пока мы выдерживаем паузу, в том числе относительно наших действий в Конституционном суде".

Государство для латышей

По словам правозащитников, основным поводом для обжалования могут стать те преимущества, которые преамбула якобы приписывает латышской нации по сравнению с остальными.

Особенно много споров возникло по поводу нормы о целях латвийского государства, в число которых вошли "гарантии существования и развития латышской нации, ее языка и культуры". Защита других культур и языков в списке целей государства не упоминается.

"Это показывает обществу, что этническое важнее, чем права и свободы, - считает правозащитник, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова. - Преамбула является инструментом для интерпретации того, что написано в конституции. Поэтому она станет еще одним оправданием для того, чтобы ограничивать права русскоязычного меньшинства".

До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры Борис Цилевич, депутат Сейма и правозащитник

Еще один неоднозначный момент: в новой преамбуле говорится, что латвийское государство было создано за счет объединения латышских земель и на основании права латышей на самоопределение.

Противники новой преамбулы напоминают, что на момент создания основного закона (в 1922 году) около 27% жителей страны представляли нацменьшинства - и они также участвовали в процессах создания государства, были представлены в органах власти.

Сегодня в Латвии нацменьшинства составляют около 40% жителей, и многие из них крайне недовольны новой редакцией преамбулы.

С соответствующим заявлением, например, выступили представители общины староверов, чьи предки поселились на территории Латвии за несколько веков до основания государства.

"Предлагаемый ныне текст - это пространные и пафосные фантазии, - цитирует сайт Mixnews.lv обращение, подписанное председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии отцом Алексием Жилко.

"Как-то вскользь упомянуты национальные меньшинства, права которых в Латвии, как демократическом государстве, между прочим, тоже как бы соблюдаются. Что четко подчеркивает наличие одной главной латышской нации и всех прочих", - отмечает Жилко.

Угроза для русских школ

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Традиционное празднование Дня победы в Риге, столице Латвии

Будет ли принятие преамбулы иметь практические последствия, эксперты однозначно ответить пока не могут.

По словам специалиста по конституционному праву Яниса Плепса, преамбула имеет силу закона - так же как любая статья самой конституции. Однако сам факт ее принятия не означает, что парламенту придется переписать все государственные нормативы.

Зато спорные нормы, которые попадают в конституционный суд, должны будут оцениваться через прописанные в преамбуле ценности.

Оппозиционный депутат Борис Цилевич обращает внимание на языковой вопрос и считает, что новая преамбула может существенно осложнить борьбу с дискриминационными нормами.

"Пример - норма о квотах на нелатышское вещание на радио и телевидении, - говорит Цилевич. - Она существовала в Латвии, но была признана антиконституционной в суде, так как нарушала принцип равенства. Сейчас интерпретация уже не так однозначна".

"До сих пор основополагающим принципом был принцип равенства. Сегодня благодаря новой преамбуле в конституцию введен конкурирующий принцип, который заключается в том, что одна из основных задач государства - это защита интересов именно латышской этнической нации, латышского языка и культуры", - отмечает депутат.

Latvijas Republikas Satversme ) - основной закон Латвии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СССР уже восстановили в Латвии!

Субтитры

История

Конституция 1922 года провозглашала Латвию демократической республикой (статья 1), вводила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании для граждан старше 21 года (статьи 7 и 8), наделяла Сейм правом принимать законы (статья 64), бюджет (статья 66), утверждать международные договоры (статья 68), министры должны были пользоваться доверием Сейма (статья 59).

15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного президентом министров Карлисом Улманисом , действие Конституции было частично отменено. После включения Латвии в состав СССР в 1940 г. Конституцию сменила Конституция (Основной Закон) Латвийской ССР , которая была заменена на новую в 1978 году .

Структура

Преамбула.

Поправки к Конституции (как и обычные законопроекты) имеют право вносить президент, правительство, комиссии Сейма, не менее 5 депутатов Сейма, а также одна десятая часть избирателей (ст. 65). Их принимает Сейм в трёх чтениях большинством не менее двух третей голосов присутствующих депутатов при кворуме в две трети членов Сейма. Изменения статей 1, 2, 3, 4, 6 или 77 Конституции, а также внесённые 10 % избирателей, но не принятые Сеймом проекты поправок, выносятся на референдум. Для принятия поправок на референдуме требуется, чтобы их поддержало большинство лиц, имеющих право голоса (ст. 76-79).

Подача поправок избирателями предусматривает сначала сбор инициаторами 30 000 нотариально заверенных подписей, затем - организованный ЦИК сбор подписей. Если в сумме собраны подписи 10 % избирателей, поправки поступают на рассмотрение Сейма .

Президент имеет также право (ст. 47) вносить на рассмотрение Сейма инициативы не в форме законопроектов.

Принятые поправки

По состоянию на июнь 2016 года, были внесены следующие поправки:

  • 1933 - изменены правила проведения референдума.
  • 1994 - возрастной ценз на выборах Сейма снижен с 21 до 18 лет.
  • 1996 - введён институт Конституционного суда .
  • 1997 - срок полномочий Сейма и президента продлен с 3 до 4 лет.
  • 1998 - введен раздел о правах человека, в Конституцию внесено уже имевшееся в Законе о языках положение о статусе государственного для латышского языка , усложнённая процедура внесения поправок отнесена к большему числу статей Конституции.
  • 2002 - в ряде статей закреплены положения о роли государственного языка, уже имевшиеся в Законе о государственном языке и регламенте Сейма, от депутатов парламента требуется клятва или торжественно обещание (в частности, укреплять латышский язык как единственный государственный).
  • 2003 - введены положения о членстве в Европейском союзе .
  • 2004 - президенту предоставлено больше времени для принятия решения о подписании законов.
  • 2005 - внесено в Конституцию уже имевшееся в Гражданском законе положение об обязательной разнополости супругов.
  • 2007 - правительство лишено права издавать правила с силой закона в промежутке между сессиями парламента.
  • 2009 - введена возможность для избирателей инициировать референдум для досрочного роспуска парламента.
  • 2014 - конституция дополнена подробной преамбулой.
  • 2016 - иммунитет депутатов Сейма ограничен уголовными делами (ранее он распространялся и на административные взыскания).

Значимые непринятые поправки, текущие события

5 апреля 1922 года Учредительное собрание отклонило проект второй части Конституции (о правах человека).

Весной 1934 года по инициативе Латышского крестьянского союза Сейм рассматривал проект поправок, расширявших полномочия президента и отменявших неприкосновенность депутатов Сейма. Когда ключевые положения проекта были отклонены Сеймом, лидер ЛКС, премьер-министр К. Улманис , совершил государственный переворот .

В 2008 году на референдум были вынесены поправки, распространявшие применение референдума на вопрос о досрочном роспуске парламента, но референдум был признан несостоявшимся из-за низкой явки.

В ответ на поправки «ВЛ!»-«ТБ»/ДННЛ в марте 2011 года ряд общественных и политических организаций начал сбор подписей за поправки к статьям 4, 18, 21, 101 и 104 Конституции о введении русского языка как второго государственного , к 19 апреля собрав под поправками требуемые 10 000 нотариально заверенных подписей . В ноябре начался сбор подписей, организованный ЦИК . Поправки были отклонены Сеймом и переданы на .