Советское государство, сущность, форма, основные этапы его развития, распад. Советское социалистическое гос. как исторический тип и форма гос

Социалистическое государство - новый тип государства, возникший в результате социалистической революции, провозглашающий диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся.

Согласно марксистским учениям, социалистическое государство должно создать новую систему экономических отношений, базирующихся на общественной собственности орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества, социальное равенство и независимость от каких-либо форм принуждения.

Основные положения социалистического государства, закрепленные в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф.Энгельса и развитые в произведениях В.И.Ленина, следующие:

1) Социалистическое государство возникает путем совершения социалистической революции, акта, насильственного овладения власти, цели, формы осуществления, основные направления и методы которого четко прописаны в работах классиков марксизма-ленинизма.

«Социалистическая революция - насильственное свержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата с целью уничтожения капиталистического способа производства (а значит и частной собственности) и организации нового, социалистического способа производства» Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. - В 3 т. Т. 3. - М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955. - С. 270. . Так, основной идеей революции является идея «революционной диктатуры пролетариата, которая красной нитью проходит через все учение марксизма о государстве и праве» История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянцаа. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 697.. Маркс утверждал, что покуда существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, и пролетариат с ним борется, то он обязан применять меры насилия.

Обоснованием необходимости социалистической революции считается время, когда «постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке» История политических и правовых учений / под общ. ред. Э. Лейста - М.: Зерцало, 2004. - С.326..

Социалистическая революция, по мнению марксистов и ленинистов, могла осуществляться как в мирной, так и в немирной форме. «Насилие может быть грубым, непосредственным, физическим: порабощение, грабежи, внесудебные расправы и т.п. Но может выражаться и в менее острых (нередко официально санкционируемых) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг, другие виды дискриминации. Эти формы не менее действенны, чем прямой произвол» История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянцаа. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 697.

2) «Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата» Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004. - С.183., так как приход власти нового класса посредством революции, должен «разбить» старую государственную машину и командовать только при помощи новой.

3) Сущность социалистического государства - диктатура пролетариата, власть принадлежит трудящимся классам во главе с рабочим классом. Это значит, что только определенный класс может руководить всей массой трудящихся и капиталом. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство диктатуры пролетариата в качестве главного орудия социального переустройства буржуазного общества.

«Диктатура пролетариата - новый тип государства, создающий предпосылки для перехода от социализма к коммунизму и отмиранию государства и классов вообще» Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 394.

4) В своем становлении и развитии государство проходит несколько этапов или ступеней эволюционного развития:

· этап существования государства диктатуры пролетариата и одновременно с этим этап перехода от капитализма к социализму. Особенностью этого периода является то, что «государство должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, соревновательством социалистического общества» История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 700., то есть это этап революционного перехода от капитализма к коммунизма;

· этап функционирования собственно социалистического государства и права, который так же отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества, его первую (низшую) фазу. К этому времени средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, больше нет эксплуататорских классов, поэтому общество больше не нуждается в насильственных методах подавления одного класса другим. Установление социализма было законодательно закреплено в Конституции СССР 1936 года;

· этап развития общенародного государства, соотносившийся с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества, высшей его фазы. Советское государство провозглашалось общенародным, выражавшим интересы не только рабочих, крестьян, но и трудящихся всех наций и народностей страны. Однако, по мнению М.Энгельса, этот этап содержит предвидение полного отмирания государства, потерю его политического смысла.

5) Государство и право находятся в неразрывной связи друг с другом, так как согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, а значит, может проводить, трансформировать эти интересы в государственную волю, проводя их в жизнь.

Государство, как и право, носит классовый характер. Так, государство интерпретировалось основоположниками марксизма как машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Однако как государство, так и право не являются вечными и неизменными явлениями. Так, по мнению марксистов, государство появляется только на определенной ступени развития общества, опять исчезает, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени. Поэтому само социалистическое государство задумывалось как «полугосударство», имеющего временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Так, «социалистическое государство по мере развития производительных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает» Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 397..

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего времени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного развития явились попытки сознательного преобразования общественного и государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, выдвинутыми учеными-философами, юристами, теологами, осознавшими пороки и недостатки эксплуататорского государства. Такой концепцией стало и социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), оно имеет множество школ, самостоятельных ветвей и направлений развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных условиях является шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась советская модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной Европы.

Теоретическая модель социалистического государства восточноевропейского типа изложена в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, отстаивавших идею построения единого общепланетарного государства трудящихся. Первыми шагами такого государства должны были стать установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечную цель общественного развития Маркс видел в построении коммунизма, т.е. такого общественного строя, который отличает высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.

Однако, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, Маркс и Энгельс лишь в общем плане наметили прообраз будущего социального устройства, не показав путей его реального достижения. В их теории был и целый ряд существенных недостатков принципиального характера. Так, эксплуатацию человека человеком эти философы объясняли наличием частной собственности: они отрицательно относились к федеративному устройству государства; проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Энгельса) государства и т.д. Причина этих ошибок кроется в чрезмерном увлечении теорией классовой борьбы.

Значительный вклад в развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И. Ленин, на практике воплотивший целый ряд идей социалистического учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России - стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.п. Дальнейшее развитие страны шло по пути укрепления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния идеологическим противникам в лице капиталистических стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство стран мира идет но пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка (от лат. - свободный). Социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о чем можно судить по расширению политического представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако главное отличие описанного выше социального государства от государства социалистического, особенно советского типа, состоит именно в наличии либерально-демократической модели развития.

Либерально-демократическое общество основано па невмешательстве государства в жизнь человека и гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм. В соответствии с ним граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем общество демократичнее и свободнее, тем сильнее, устойчивее и стабильнее государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демократическим, правовым (перечисленные признаки более подробно будут рассмотрены ниже).


Социалистическое государство - государство нового типа, впервые созданное рабочим классом СССР вместо разбитой и уничтоженной проле^ тарской революцией буржуазной государственной машины.

Социалистическое государство является «государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». По своей сущности социалистическое государство является (см.). Значение и роль социалистического государства состоят в том, что оно является главным орудием в руках рабочих и крестьян в борьбе за победу социализма и в защите социалистических завоеваний трудящихся от капиталистического окружения. Руководящей силой социалистического государства является Коммунистическая партия, направляющая всё развитие социалистического общества, Повседневная работа социалистического государства осуществляется при помощи «приводов», «рычагов», связывающих партию с трудящимися массами,- профсоюзов, Советов, кооперации, Союза молодёжи.

Со времени Октябрьской революции Советское социалистическое государство прошло в своём развитии две главные фазы. Первая фаза - период от Октябрьской революции до ликвидации эксплуататорских классов. Основная задача социалистического государства в этот период состояла в подавлениисопротивлениясвергнутых эксплуататорских классов, в организации обороны страны от нападения интервентов, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов. Сообразно с этим государство осуществляло в этот период две основные функции: подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов внутри страны и оборону от нападения извне.

Наряду с этими, основными для того периода, функциями социалистическое государство осуществляло и третью функцию: хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную, но эта функция не получила в тот период серьёзного развития. Вторая фаза включает период от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции и период строительства коммунизма. Основная задача государства в этот период заключается в организации социалистического хозяйства по всей стране и ликвидации последних остатков капиталистических элементов, в проведении культурной революции, в организации вполне современной армии для обороны страны.

Соответственно с этими новыми задачами изменились в этот второй период и функции Советского социалистического государства. Отпала функция военного подавления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуататоров больше нет. Вместо функции подавления появилась у государства функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападения извне. Своё полное развитие получЕла функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов. Главная задача Советского государства внутри страны во второй фазе состоит в мирной хозяйственно-организаторской и культурно воспитательной работе.

Советская Армия, карательные органы, разведка обращены теперь своим остриём не во внутрь страны, а во вне страны и имеют своей целью охранять её от внешних врагов. В Великой Отечественной войне основной задачей Советского, социалистического государства была организация защиты Родины и разгрома врага. В условиях войны, как и в период мирного строительства, советский государственный строй доказал свою жизнеспособность, свои преимущества перед буржуазным государственным строем.Советское государство сумело быстро перевести на военные рельсы народное хозяйство, мобилизовать все резервы и возможности для достижения великой победы. В послевоенный период Советское государство развернуло невиданную ещё по размаху организационную работу, направленную к дальнейшему подъёму народного хозяйства, к подъёму культуры народа для успешного осуществления задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

ной кооперативно-колхозной собственности. При социализме производственные отношения находятся в полном соответствии с характером производительных сил, так как общественный характер производства подкреплён общественной собственностью на средства производства. Целью социалистического способа производства является но прибыль, а человек,удовлетворение его разносторонних материальных и культурных потребностей. Существенными чертами и требованиями (см.) является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Социалистическое производство ведётся на основе объективного экономического закона планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства (см.), который даёт возможность планирующим советским органам правильно планировать всё общественное производство.

Текущие и перспективные планы Советского государства, вся система планирования хозяйственного и культурного развития СССР является более или менее точным от-; ражением требований закона планомерного развития народного хозяйства, опирающегося на основной экономический закон социализма. В противовес капиталистическому строю с его анархией производства, экономическими кризисами, войнами и другими язвами капитализма социализм осуществляет непрерывный процесс расширенного воспроизводства, обеспечивает невиданные для буржуазного общества высокие темпы развития народного хозяйства. Поскольку при социализме существуют два основных производственных сектора - государственный и кооперативно-колхозный,- сохраняется и товарное производство, представляющее собой товарное производство особого рода, товарное производство без капиталистов.

Основной принцип социалистического общества состоит в том, что каждый работает по своим способностям и получает предметы потребления в соответствии с работой, которую он произвёл для общества. Поэтому мерилом оценки деятельности каждого человека при социализме является труд. Осуществление социалистического принципа распределения предметов потребления по количеству и качеству труда означаем, что производительность труда ещё не так высока, чтобы обеспечить изобилие предметов потребления.

Социализм враждебен мелкобуржуазной уравниловке, не имеющей ничего общего с марксистско-ленинским пониманием равенства людей, устанавливаемого социалистическим строем. «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности на средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду...». Социалистический строй, освобождённый от антагонистических противоречий, не знает экономических кризисов, безработицы и нищеты трудящихся масс; он обеспечивает каждому трудящемуся право на труд, право на отдых, право на образование и т. д. Лишь в социалистическом обществе каждый является свободным тружеником.

Победа социализма в СССР привела к уничтожению противоположности между городом и деревней, мел-еду умственным и физическим трудом. В советском социалистическом обществе остались существенные различия между городом (промышленностью) и деревней (сельским хозяйством), между умственным и физическим трудом, которые в процессе дальнейшего развития производительных сил, создания единой общенародной собственности и поднятия культурно-технического уровня трудящихся до уровня инженерно-технических работников также исчезнут.

С ликвидацией эксплуататорских классов в СССР и эксплуатации человека человеком изменилась классовая структура советского общества. Вместо пролетариата, лишённого при капиталистическом строе средств производства и жестоко эксплуатируемого капиталистами, появился новый класс, рабочий класс СССР, утвердивший социалистическую собственность па орудия и средства производства и направляющий социалистическое общество по пути коммунизма. Вместо единоличного крестьянства с его мелкими хозяйствами, эксплуатируемого при капитализме помещиками и кулаками, спекулянтами и ростовщиками, появилось в СССР новое, колхозное крестьянство, хозяйство которого основано на социалистической собственности, на коллективном труде и современной технике. Претерпела коренные изменения также и (см.).

В большинстве своём это интеллигенция, вышедшая из среды рабочего класса и крестьянства. Советская интеллигенция - это новая интеллигенция, кровно связанная с советским народом; она преданно и деятельно служит пароду, активно содействуя продвижению Советской страны вперёд, к коммунизму. Стираются, падают классовые грани и различия между рабочим классом и крестьянством в СССР, равно как между этими классами и интеллигенцией. В противоположность капиталистическому строю с его непримиримыми классовыми противоречиями социалистический строй представляет собой дружественное сотрудничество рабочих, крестьян и интеллигенции. При этом государственное руководство принадлежит рабочему классу (диктатура пролетариата) как самому передовому и революционному классу общества.

На основе победы социализма получили своё дальнейшее развитие движущие силы советского общества: (см.) советского народа, (см.), советский патриотизм (см.). Советский социалистический строй утвердил и развил впервые в истории человеческого общества новый, высший тип демократии - демократии социалистической. Советская демократия дала подлинное равноправие всему трудящемуся народу. В противоположность лживой буржуазиой демократии, провозглашающей лишь формальные права граждан, советская демократия, основанная на ликвидации эксплуатации че» ловека человеком, на общественной, социалистической собственности, обеспечивает осуществление прав и демократических свобод советских людей всеми средствами, находящимися в распотрадиции искусства прошлого, особенно русского искусства- искусства Пушкина и Толстого, Гоголя и Некрасова, Репина и Сурикова, Чайковского и Глинки и др. Но реализм советского искусства есть качественно новая ступень в мировой истории искусства.

Это реализм, оплодотворённый коммунистической идейностью, борьбой за революционное изменение общества и построение коммунизма. Это реализм, базирующийся на идеях научного социализма, выросший на почве практического строительства социализма. Социалистический реализм преодолевает идейную ограниченность старого художественного реализма. Он вооружает художника способностью видеть движущие силы общественной жизни, решающую роль народных масс в истории, значение пролетариата - руководителя угнетённых масс в борьбе против капитализма. Именно поэтому социалистический реализм является самой последовательной и высшей формой художественного реализма.

Основное требование социалистического реализма - это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии. Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм не исключает, а включает в себя как свою составную часть революционный романтизм, умение в зародышах и ростках нового видеть то, чему принадлежит будущее, ибо, как указывал А. А. Жданов в речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей, «вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами».

С позиций марксизма типично не только то, что наиболее часто встречается, статистически среднее, а то, что наиболее глубоко выражает данное социально-историческое явление. Поэтому сознательное преувеличение и заострение образа полнее раскрывает, типическое. Писатель, художник, стремясь воплотить в образы ту нля иную идею, прибегают к такого рода преувеличениям, что нисколько не противоречит реализму, а, напротив, является средством наиболее реалистического отражения самой ЖЕЗНИ. Отсюда следует, что типизация есть та сфера, в которой находит своё выражение партийность искусства. С помощью изображения типического писатель, художнгк вмешиваются в жизнь, борются против устаревшего, отстаивают свои идеалы, воспитывают в определённом направлении людей.

Советские писатели, художники являются инженерами человеческих душ. Они воспитывают трудящихся в духе коммунизма, беззаветной преданности Коммунистической партии, в духе (см.) и любви к великой социалистической Родине. Советские писатели и художники в своих произведениях должны активно бороться с пережитками капитализма в (см.) и воспитывать в советских людях принципы социалистической морали. Социалистический реализм как основной метод советского искусства не только не исключает, а, наоборот, предполагает широкую инициативу художника в выборе разнообразных форм, стиля и жанров творчества. Социалистический реализм в корне враждебен формализму и теориям «чистого искусства». Социалистический реализм есть качественно новая историческая ступень в развитии искусства не только в отношении идейного содержания, но и в отношении художественной формы.

Новаторская сущность советской литературы, театра, кино, живописи, музыки проявилась в многочисленных первоклассных произведениях. Иными стали в советском искусстве по сравнению со старым искусством сюжеты, действующие лица, драматические конфликты, масштабы изображаемых событий и т. д. Советское искусство - глубоко народное искусство не только по своему идейному содержанию и направлению, но и по своей форме. Ленин говорил, что новое искусство должно быть понятно массам. В 1948 г. в постановлении ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» была дана ясная программная установка по этому вопросу.

В постановлении указывалось, что основами реалистического направления в советской музыке являются сочетание «высокой содержательности с художественным совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, её глубокая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, высокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музыкальных произведений». Метод социалистического реализма означает органическое сочетание национального и интернационального в искусстве. Советское искусство руководствуется марксистским положением о том, что советская культура - это культура социалистическая но своему содержанию и национальная по своей форме.

У истоков социалистического реализма стоит великий пролетарский писатель М. Горький, творчество которого ознаменовало наступление новой эпохи в развитии русской литературы. Метод социалистического реализма ныне становится достоянием деятелей искусства и в странах народной демократии, освободившихся от ига капитализма и строящих социалистическое общество, социалистическую культуру. Он становится также достоянием лучших представителей литературы и искусства, ведущих в капиталистических странах борьбу за свободу народов, борьбу за мир, демократию и социализм.

Социалистический тип государства. С 1917 г. в России (СССР) до 1991 г. , в послевоенное время – множество стран Восточной Европы, КНДР, Китай, Куба.

Основные черты:

1. Юридическое равенство граждан.

2. Только республика по форме правления. Для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием.

3. Принцип соединения властей (вся власть советам).

4. Доминирует однопартийная система (КПСС).

5. Решающую роль играет закон, принимаемый на основании решений правящей партии.

6. Приоритет социально-экономических и личных прав и свобод населения (можно говорить о том, что граждане более ограничены в политических правах, но не в других правах, например, право на труд, право на образование, жилищное, право на жизнь).

Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь уже на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти.

Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов или ступеней эволюционного изменения. Каждым из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

В. И. Ленин обосновал, что социалистическое государство возникает в результате пролетарской революции, что необходимо «разбить, сломать» старую государственную машину. Идеи вождя были осуществлены Великой Октябрьской социалистической революцией. В России был уничтожен старый буржуазный государственный аппарат —правительство, армия, полиция, суд—и создано новое пролетарское государство на подлинно демократических началах, выражающее интересы трудящихся.

С момента возникновения и до настоящего времени советское социалистическое государство прошло три периода своего развития.

Первый период переходный, т. е. период революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое. Этот период характеризуется острой борьбой между еще непобежденным полностью капитализмом и возникшим, крепнущим социализмом, а поэтому социалистическое государство в это время выступает в форме диктатуры пролетариата. Основной задачей государства на данном этапе развития явилась созидательная деятельность по установлению общественной собственности на средства производства, созданию новых общественных отношений путем социалистической индустриализации и перестройки сельского хозяйства, осуществления культурной революции.

Задачи переходного периода были полностью решены к времени принятия Конституции СССР 1936 г., законодательно закрепившей построение основ социализма в стране. С этого времени в стране наступает второй период — период упрочения социализма и формирования развитого социалистического общества, когда создаются могучие производительные силы, становится господствующей социалистическая собственность на средства производства, на основе сближения всех классов и социальных слоев, фактического равенства всех наций и народностей образуется новая историческая общность людей — советский народ.

Наше государство воплощает в себе социально-экономичес| кую зрелость всего социалистического строя. Оно становится общенародным, т. е. политической организацией всего народа при сохранении ведущей роли рабочего класса.

Таким образом, настоящий, третий период — период общенародного государства, совершенствования социализма, строительства основ коммунистического общества. На этом историческом рубеже на пути к коммунизму, как намечено XXVII съездом КПСС, достигается высшая цель, а именно: неуклонны подъем материального и культурного уровня жизни народа путем ускорения социально-экономического развития, всемерной интенсификации и повышения эффективности производства на базе научно-технического прогресса.

Важной особенностью общенародного государства данного периода является дальнейшее развитие демократии, утверждение демократии всенародной, обеспечивающей реальное, широкое вовлечение трудящихся в управление государственным и общественными делами, усиление роли трудовых коллективов общественных организаций в обсуждении и решении этих дел.

Из сказанного следует, что общенародное государство есть организация политической власти, выражающая волю и интересы советского народа в условиях социалистического общества, высшей целью которой является построение бесклассового коммунистического общества.