Наличие публичной власти означает. Понятие и признаки государства. Основные теоретические концепции о понятии, происхождении и сущности права

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний.

Публичная власть в государственном и муниципальном управлении. Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, более находчивы, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Этот личный элемент (особые качества того или иного человека) при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становится предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Однако для возникновения публичной власти главное значение имеют не личные качества людей или их группировок.

Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная - первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом - коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) - государственным и муниципальным.

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими её качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущность и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы к государству.

Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.

Наличие публичной власти

Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства, как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только как добро или зло. И теоретически и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным и противоречивым и даже трагическим, может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеет отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям:

Она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве;

Она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, даже в случае ошибки) от имени общества, народа нации;

По своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества;

Она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Таким образом, публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета.

государственный муниципальный управление власть

Управление всегда является реализацией некой власти. Без властных полномочий управление объектом невозможно, не состоится. В наиболее общем, философском смысле, власть представляет собой способность влиять на подвластного индивида в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

Государственная власть, очевидно, не является единственным видом власти, существующим в обществе. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений.

2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти - способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Из огромного многообразия видов власти выделяется власть публичная. В отличие от непубличных видов власти, она:

Опирается на публичное право;

Имеет публичный характер осуществления;

Не зависит от личных характеристик носителя (безлична).

В отличие от непубличных видов власти (к примеру, власть родительская или криминальная), публичная власть предсказуема, ее границы и объем указаны в публичных правовых актах, она осуществляется от имени группы населения. Объем полномочий носителя публичной власти зафиксирован в публичном праве и не зависит от того, какие личные характеристики носитель имеет.

Публичная власть включает в себя государственную и муниципальную власть.

Государственная власть - право, возможность и способность государства оказывать воздействие на отношения и действия людей с помощью различных средств и методов.

Государственная власть обладает рядом особенностей:

1. Публичность власти. Власть выступает от имени народа и имеет публичную основу для своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы и налоги с населения).

2. Аппаратность власти. Власть имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и так далее. Соответственно реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью: властных структур - органов государства, властных институтов - политических учреждений и процедур.

3. Власть поддерживается законом, государство есть юридическая форма осуществления власти.

4. Суверенитет власти. Власть не зависит, ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь).

Важно подчеркнуть еще одну особенность государственной власти. Ее источником является народ, население страны. Однако понятно, что народ же является и объектом государственного управления (процесса реализации власти). Такая концепция государственной власти выявляет обязательный для учёта при рассмотрении властных отношений механизм обратной связи. Поскольку население выступает в данном случае источником власти, восприятие им властных решений становится не менее важным, нежели сами эти решения.

Государственная власть характеризуется:

Наличием специального аппарата принуждения;

Универсальностью ввиду разносторонности решаемых задач;

Легальностью и легитимностью.

Государственную власть характеризуют термины «легальность» и «легитимность». Под легальностью принято понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - общественное признание этих решений и степень их одобрения большинством населения.

Государственная власть в целях повышения результативности консолидируется с другими видами власти, присутствующими в обществе: родительской (семейной), церковной (религиозной), хозяйственной (производственной), корпоративной, партийной, школьной.

Чтобы охарактеризовать тот или иной вид власти, используется анализ ряда ее черт (рис. 1) Рассмотрим черты государственной власти.

Источники власти - ее основания, виды ее происхождения у носителей. Источниками государственной власти могут служить традиции (например, в монархиях власть традиционно передается в рамках конкретной семьи), харизма (власть получает тот, кто сумеет стать привлекательным в глазах подвластных людей, например, на выборах), закон (на основании законных процедур государственную власть получают, к примеру, должностные лица в демократических государствах). Издавна одним из основных источников государственной власти была сила (более сильное государство захватывало менее сильное и устанавливало свою власть и т.п.). Важнейшим источником является воля, выраженное, деятельное желание, в частности, основным источником власти в демократических государствах является воля народа.

Субъекты власти - те, кто является ее носителем, кто осуществляет ее. Для государственной власти мы можем выделить следующих носителей: государство в целом и его органы, являющиеся основными носителями государственной власти, а также политические партии и политичсекие лидеры.

Объекты государственной власти, т.е. те, на кого она может распространяться, к кому быть применена. Объектом государственной власти может стать отдельный человек (например, при принятии судебного решения государственным органом - судом, в отношении конкретного человека). Может быть объектом власти отдельная социальная группа (к примеру, при проведении государственной политики в отношении социальной группы инвалидов и др.). Наконец, объектом государственной власти может стать все общество (например, при проведении государством каких-либо реформ, затрагивающих большинство граждан, при принятии общеобязательных законов и т.д.).

Рис. 1.

Ресурсы власти - потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы для достижения ее целей, но, в то же время, могу ограничить свободу ее действий либо определить объем властных полномочий. Среди ресурсов власти выделяется насилие, принуждение. Только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. Также государственная власть может опираться на мифы и убеждения, имеющие силу в обществе, для того чтобы реализовывать свои цели. К примеру, убеждение общества в наличии «внешнего врага» издревле считается мощным инструментом в руках власти для проведения агрессивной политики. Важнейшим ресурсом власти и основным в демократическом государстве является право. Государство опирается на правовую систему общества, на его законы для легитимации своей политики.

Не менее важен финансовый ресурс власти, который можно назвать также ограничителем ее решений.

Функции власти - роль, которую государственная власть играет в обществе, суть и смысл ее существования. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни, выполняя классические функции управления (прогнозирование, планирование, учет, регулирование, контроль). Также власть реализует присущие ей функции: господство (обществу организационно и психологически требуется наличие властного субъекта, подчинения ему), упорядочения, а также, безусловно, самосохранения.

Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Важно подчеркнуть, что в современном понимании, государственная власть представляет собой безличную обобщенную силу, принадлежащую обществу, которое общество передает для централизованной реализации в его (общества) интересах государству, специальному институту осуществления государственной власти через процесс государственного управления. Именно такое понимание происхождения и сути государственной власти обуславливает формирование ряда принципов ее организации в демократических государствах.

Принципы организации государственной власти в современных демократических государствах:

1. Разделение властей

2. Подчиненность праву, законность

3. Безличность

4. Предельность влияния на общество

5. Легитимность

Таким образом, можно сказать, что государственная власть является потенциалом, возможностью для осуществления государственного управления, которое, в свою очередь, можно представить как процесс реализации государственной власти ее носителями.

Публичная власть - это такое особое явление, которое характеризует отношения межу людьми. Данное понятие существенно отличается от таких форм влияния, как, например, ораторский талант или «власть» выдающегося ума. Принудительным, властным путем невозможно определить желаемое поведение любого объекта, особенно с использованием природных данных или ценностных качеств явления. Указанные формы воздействия являются только побудительными мотивами поведения, имеющими стихийный, неосмысленный характер. Они не могут включить момент их осознания как власти (или общественной власти) и не воспринимаются в качестве волевого принуждения объектом.

При рассмотрении данного понятия в территориальной плоскости публичная власть представляет собой отношения подчинения и господства, осознаваемые и объектом, и субъектом. Достаточно просто и в то же время с позиции науки немецким политологом М. Вебером было сформулировано рассматриваемое понятие «власть» как предоставляемая возможность навязывать собственную волю, даже вопреки сопротивлению. Например, вызывающий восторг оратор у слушателей не проявляет осознанное волевое принуждение. При этом в нашей жизни довольно часто встречается такое принуждение. Например, навязывание своей воли в семье отцом. Или другой пример: принятие решения о выплатах советом директоров компании и т.п. Однако такая власть проявляется на базе не общественных и социальных интересов, а основана на связях иного рода: родственных или хозяйственных.

Публичная власть должна осуществляться в интересах того коллектива, воплощением которого она явилась. Но фактически это выглядит несколько иначе: зачастую ее используют доминирующие в данном обществе силы, которые могут оказывать влияние с использованием экономических, политических и идеологических рычагов. Иногда такой сможет превращаться в личную власть конкретного руководителя, а владельцы таких публичных полномочий любого коллектива могут придерживаться позиций, которые противоположны коллективным интересам. И даже в тех случаях, когда публичная власть осуществляет свои полномочия в интересах коллектива, у ее органа в виде определенных служащих, кадров или руководителей существуют собственные интересы. История показывает, разрешаются с помощью приведения в соответствие власти и воли коллектива различными способами, иногда вплоть до революции.

Переходя на высший уровень взаимоотношений власти и простых граждан, посредником между этими двумя сторонами является орган государства. Этот тип органов предназначен для управления государством в целом и обществом в частности. Структура государственных представителей представляет собой наличие власти, включающих в себя центральные и региональные, а также местного самоуправления. Именно представители этих органов осуществляют и олицетворяют публичную власть на государственной территории.

Структура и система в любом государстве должна быть определена правящей политической силой и закреплена в соответствующих нормативных актах. Так, Конституция выделяет такие органы и их институты, осуществляющие контроль за региональными, федеральными и местными организациями (например, прокуратура, различные службы финансового контроля, центральные избиркомы и т.п.). Не остается здесь без внимания и оказание определенного воздействия на граждан.

На местном и региональном уровнях количество таких органов публичной власти может варьироваться в зависимости от региональных особенностей, а также принятых указов, постановлений высших органов власти и, конечно же, регулироваться Конституцией страны.

Основным субъектом политической деятельности признается государство.

С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем.

С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия , органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Основными признаками государства являются : наличие определенной территории, суверенитет , широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии).

Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);


Население . Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему.

Публичный характер власти выражается в том, что— государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Право . Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло.

Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Правоохранительные органы . Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.

Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой.

Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

Армия . Одна из главных целей правящей элиты — сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства.

Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.