Семейное право в школе. Семейное образование – актуальные правовые вопросы. Тест «Какой вы будущий хозяин?»

Начиная с 1923 года в общественно-полезном деле охраны и привлечения птиц принимают участие пионеры и школьники, в первую очередь юннаты.

Ежегодно, в дни весенних каникул, они проводят традиционный массовый праздник - «День птиц». Готовясь к этому празднику, юннаты ведут большую разъяснительную работу о пользе птиц, организуют выставки, посвященные «Дню птиц», строят и развешивают гнездовья для пернатых друзей.

Уничтожая несметное количество вредных насекомых, птицы являются лучшими помощниками человека в борьбе за урожай. Особенно много вредителей истребляют они в период выкормки птенцов.

По наблюдениям орнитолога (ученого, изучающего птиц) А. Н. Промптова, скворец прилетал к гнезду с кормом 198 раз за семнадцать часов, городская ласточка - 295 раз за восемнадцать часов, большая синица - 332 раза и поползень 370-380 раз в день.

По наблюдениям, проведенным в окрестностях Москвы, дятел кормил птенцов с 4 часов утра до 9 часов 30 минут вечера, причем 8 июня прилетал к гнезду с кормом 350 раз.

Юными зоологами Центральной станции юных натуралистов подсчитано, что горихвостки в период выкормки птенцов приносили им корм 580 раз, а мухоловки пеструшки - 630 раз в день.

Прожорливая кукушка, поглощая без разбора всех насекомых, за день едва успевает удовлетворить свой ненасытный аппетит.

Степные орлы, совы, сычи, сарычи и другие хищные птицы уничтожают полевок, мышей, сусликов и хомяков.

Привлечь полезных птиц в сады и огороды, на поля и в леса для уничтожения вредных насекомых и грызунов можно разными способами: посадкой деревьев и кустарников, где птицы могли бы гнездиться; охраной гнезд и птенцов от кошек и других врагов; организацией подкормки птиц в зимнее время. Самый простой способ привлечения птиц - это развеска для птиц, гнездящихся в дуплах, искусственных гнездовий: скворечников и дуплянок. В скворечниках чаще всего поселяются скворец, большая синица, синица лазоревка, трясогузка, горихвостка, мухоловка пеструшка и мухоловка серая. Для этих птиц и надо готовить скворечники. Форма и размеры скворечников должны отвечать привычкам птиц, для которых они предназначены. Делают скворечники из сухих досок толщиной не менее 2 сантиметров. Ту сторону доски, которая будет обращена наружу, гладко выстругивают рубанком. Внутреннюю сторону стенок скворечника оставляют неостроганной, чтобы птице легче было вылезать из гнезда.

В передней стенке стамеской или большим сверлом делают отверстие - леток - по величине птицы. Сколачивают скворечник очень плотно, без щелей. Крышу лучше сделать на петлях. Это даст возможность в любое время осматривать скворечник, а осенью вычищать из него сор. Крыша должна быть несколько шире скворечника, чтобы в него не затекала вода. Планку, которой скворечник прикрепляется к стволу дерева или шесту, прибивают к задней стенке так, чтобы шляпки гвоздей были обращены внутрь скворечника. Никаких украшений в виде, крылечек и карнизов делать не следует.

Кроме скворечников, для птиц делают дуплянки. Изготовляют их так: в обрубке ствола дерева выдалбливают сердцевину, сбоку просверливают леток, сверху прибивают широкую крышу. Степки дуплянки должны быть не тоньше. 3-5 сантиметров.

Выбор типа и размера гнездовий зависит от того, каких птиц мы хотим привлечь. Одним птицам для сбора пищи нужна сравнительно большая площадь леса или сада (синицы), другие могут обходиться и совсем без деревьев (скворцы), третьи могут жить только у водоемов (белая трясогузка). Поэтому важно знать, где и какие гнездовья следует развешивать.

В городе и в поселке можно вешать гнездовья для стрижей, серых и пестрых мухоловок, горихвосток и галок.

Если поблизости есть речка или пруд, то в гнездовье может поселиться белая трясогузка, а если невдалеке имеются огороды или поля, то может жить и скворец.

Вблизи помоек, скотных дворов особенно полезны будут мухоловки - истребители мух.

На огороды желательно привлечь скворцов и трясогузок.

В плодовом саду наибольшую пользу принесут синицы, а также горихвостки и мухоловки.

На поля следует привлекать хищных птиц-мышеедов. Для них ставят шесты с 50-сантиметровой перекладиной (по три-четыре шеста на гектар).

В парках и рощах могут жить вертишейки, пишухи, поползни, дятлы, синицы, горихвостки и мухоловки.

Развеской дуплянок можно привлечь в лес многих полезных птиц: пищух, поползней, синиц, дятлов и др.

Чем культурнее ведется лесное хозяйство, тем необходимее развеска в лесу дуплянок, так как в нем нет старых дуплистых деревьев, в которых гнездятся птицы.

Развеску гнездовий лучше производить с осени - зимующие птицы используют их для ночлега, привыкнут к ним и весной выведут в них птенцов.

Можно развешивать искусственные гнездовья и ранней весной, за две недели до прилета птиц. Например, в Московской области скворечники нужно вешать в период с 15 марта по 10 апреля, в южных районах - раньше, в северных - позднее.

Прикрепляется гнездовье отвесно или с небольшим наклоном вперед, чтобы птице было легче вылетать из гнезда.

Леток должен быть обращен на солнечную сторону. Прикреплять скворечники и дуплянки нужно прочно, чтобы они не качались при ветре, иначе птицы их не займут.

Лучше всего привязывать дуплянку веревкой или железной проволокой сечением 1,5-2 миллиметра. Чтобы проволока не врезалась в ствол дерева, под нее надо положить небольшие деревянные брусочки.

На дереве с гладким стволом гнездовье будет в большей безопасности от кошек.

Перед развешиванием скворечников в них насыпают опилки и торф слоем 2-2,5 сантиметра.

В соответствии с привычками различных птиц гнездовья прикрепляются на разной высоте.

Синица обычно гнездится на высоте около 3 метров, горихвостка - на высоте 4 метров, мухоловки пеструшки чаще выбирают высоко расположенные дупла (случалось находить их гнезда на высоте 10 метров). Для скворцов нужно вешать гнездовья на высоте не менее 8 метров. Скворечники для скворцов можно развешивать близко один от другого, даже на одном дереве.

Развесив гнездовья, следует организовать наблюдения за прилетом птиц, проследить, как заселяются птицами приготовленные для них квартиры.

Наблюдения за прилетом птиц имеют большое практическое значение. Многолетние наблюдения устанавливают связь между прилетом птиц и такими явлениями природы, как вскрытие рек, прекращение весенних заморозков и др.

В марте, вскоре после появления первых проталин, прилетают грачи. В Москве, по наблюдениям юных зоологов Центральной станции юных натуралистов, грачи прилетают, в среднем, 17 марта. Чуть позже прилетают весенние певцы - полевые жаворонки. Не видя самих певцов, можно определить присутствие жаворонков по их звонкой песне. Одновременно с жаворонками прилетают скворцы и заселяют приготовленные для них квартиры - скворечники.

В конце марта можно услышать громкое, красивое пение зяблика. С красной грудкой, с белыми полосками на крылышках, сначала появляются ярко окрашенные самцы, а через несколько дней прилетают самки. Они более скромны в оперении, менее заметны - серенькие и тоже с белой полоской на крылышках.

В апреле одни за другими появляются новые птицы: зорянки, дрозды, журавли, чекан луговой, горихвостка, мухоловка пеструшка. В последних числах апреля или в начале мая раздается первое кукование кукушки.

В первой декаде мая прилетают одни из лучших певцов - черноголовые славки. Вслед за славками, почти одновременно с ними, появляются мухоловки серые, а потом - соловьи.

С середины мая из-под крыш домов, где гнездятся ласточки, раздается их щебетанье.

Одновременно с ласточками появляются острокрылые стрижи.

Позднее всех в зазеленевших лесах и рощах появляются яркожелтые иволги. О присутствии иволги можно сразу узнать по ее красивому, мелодичному, флейтовому свисту. Зато протяжный, пронзительный крик самца и самки иволги, издаваемый ими при тревоге, звучит очень неприятно.

Но вот раздалась звонкая, своеобразная песня: «ты Витю ви-дел» или «че-че-ви-цу ви-дел». Это поет чечевица. Можно считать, что прилет птиц закончился. Наступает пора гнездования.

Многие из тех птиц, что прилетели раньше, к этому времени уже успели вывести птенцов.

На весенних экскурсиях каждый юннат может познакомиться с птицами своего края, научиться распознавать их по внешнему виду. К каждой экскурсии надо тщательно подготовиться, наметить ее маршрут, определить цель. Правда, специального снаряжения для орнитологических экскурсий не требуется. Если есть, желательно захватить с собой бинокль. Но как и на другой любой экскурсии, у каждого юнната обязательно должны быть записная книжка и простой карандаш для записи наблюдений и зарисовок. Делать на экскурсии записи химическим карандашом нельзя, так как в случае дождя или снега они могут расплыться. Хорошо, если кто-либо из участников экскурсии возьмет с собой фотоаппарат.

Проводя весенние экскурсии, выясните сроки прилета птиц в вашей местности, отметьте время появления первых стай и массовый прилет этих птиц, проследите за поведением птиц после прилета. При встрече незнакомой птицы постарайтесь дать подробное ее описание: какой внешний вид этой птицы (сравнить по величине с одной из тех птиц, которые всем хорошо известны, - воробьем, галкой, вороной, скворцом и др.); какая общая окраска птицы и есть ли у нее характерные цветные отметины. Обратите внимание на форму ее тела. Опишите поведение птицы и пенье или звуки, которые она издает. Составьте календарь весеннего прилета птиц в вашей местности. Очень полезно научиться распознавать птиц в природе не только по внешнему виду, но и по голосу.

После прилета птиц проследите, когда и какие птицы начнут осматривать скворечники, когда и какой материал начнут они приносить в скворечник для постройки гнезда и сколько времени строят его.

Проверьте, все ли развешанные гнездовья заняты птицами. Если окажутся гнездовья, забракованные птицами, постарайтесь выяснить, почему это произошло.

Проводя орнитологические экскурсии, интересно выяснить, как распределяются птицы по гнездовым местам, составить список птиц, гнездящихся на опушках и в чаще леса, а также птиц поля, луга, сада.

Ценный материал могут дать наблюдения за жизнью определенного гнезда: когда начнет самка откладывать яйца и как она их откладывает - ежедневно или с промежутками; когда начнется насиживание и сколько времени оно продлится; принимает ли участие самец в насиживании (в какие часы он сменяет самку); если самец не помогает насиживать, то приносит ли он корм самке; время вылупления птенцов из яиц.

Наблюдения у гнезда надо делать без шума и резких движений. Яйца в гнезде лучше не трогать - многие птицы после этого покидают гнездо.

В период выкормки птенцов интересно выявить район, куда различные птицы летают за кормом; определить, какой корм они собирают; какие птицы лучше осматривают плодовые деревья, ягодные кусты, охотятся над грядками; подсчитать, сколько раз в сутки кормят птицы своих птенцов.

Вывешенное у окна чердака искусственное гнездовье с застекленной задней стенкой даст возможность проследить, каких слизняков, червей, гусениц и взрослых насекомых приносят птенцам родители.

Интересно также наблюдать первые уроки летания только что оперившихся птенцов, самостоятельные поиски ими пищи и другие моменты их жизни.

Большое научное и практическое значение имеет работа юннатов по кольцеванию птиц.

Работу по кольцеванию юннаты могут проводить только под руководством знающего руководителя. Последний должен через Центральную станцию юных натуралистов или непосредственно установить связь с бюро кольцевания при Управлении по заповедникам и оттуда получить кольца и инструкцию по кольцеванию птиц.

Пойманной птице на ногу надевается легкое алюминиевое кольцо со следующей надписью: «Москва, БЮН» (что означает «Биостанция юных натуралистов»; впервые бюро кольцевания было организовано в 1924 году на биостанции, первыми метчиками птиц были юннаты), № кольца и серия.

Серия кольца обозначается одной из следующих букв латинского алфавита: А, В, С, D и Е. Только самое маленькое кольцо - для мелких воробьиных птиц - не имеет серии.

Юннаты оказывают существенную помощь в работе по кольцеванию птиц не только путем распространения сведении о кольцевании среди населения, но и практическим участием в работе по кольцеванию.

Чаще всего кольцевание проводится перед вылетом птенцов или выводков. Вот описание одной из таких работ в дневнике юнната Коли Волкова:

«Никто из нас, участников этой экскурсии, никогда не видел такой массы птиц, как у залива Московского моря. Когда мы впервые подходили к морю, солнце уже касалось горизонта. Разноголосое кряканье уток слышалось со всех сторон. В камышах попискивали многочисленные утиные выводки, а их мамаши - старые утки - с непрерывным кряканьем летали перед нами, стараясь отвести нас в сторону. Вспугнутая нами огромная стая чибисов наполнила воздух разноголосым плачем. То и дело слышался мелодичный свист различных куличков. На берегу, около лужиц, чуть ли не под каждой кочкой сидели дупеля и бекасы - так их здесь было много! Мы все пожалели, что не захватили с собой из Москвы колец для кольцевания птиц. Ведь это было самое лучшее время для кольцевания уток: молодые еще не летали, селезни линяли и тоже не могли летать.

Обратились к заведующему охотничьей станцией и, получив все имеющиеся у него кольца, занялись на следующий день кольцеванием птиц.

Чтоб кольцевать птиц, мы находили выводки и, встав в ряд, окружали их с трех сторон, постепенно загоняя на берег. В одном таком загоне было иногда до тридцати-сорока утят и линяющих селезней. Некоторые из них прорывались через цепь, ныряли и уходили, но основная масса выходила на берег и пряталась среди растений. Здесь мы их брали руками. Для кольцевания мы ловили кряковых уток, широконосок, чирков-трескунков и свистунков.

После того как птица была окольцована, мы записывали номер и серию кольца, породу утки и какая утка (молодая или старая) этим кольцом окольцована и выпускали птицу».

С приближением поры осеннего отлета птиц многие из них начинают собираться в стайки. В поисках корма они кочуют с места на место.

Сроки отлета различных птиц неодинаковы. Раньше всего исчезают те птицы, которые позднее других прилетели весной (стрижи, ласточки, кукушки, соловьи и др.).

Отлет некоторых птиц, например журавлей, уток, осенью можно легко проследить; мелкие же птицы летят преимущественно ночью, и поэтому их отлет заметить бывает очень трудно.

В конце сентября большими стайками направляются на юг скворцы.

По мере того как улетают на юг наши птицы, с севера к нам прилетают новые, из которых одни остаются у нас лишь короткое время, другие же - на всю зиму.

На осенних экскурсиях следует изучить кочевки птиц, проследить места их кормежки, выяснить, чем различные птицы питаются осенью, изменяется ли их корм по сравнению с летним, постараться отметить время исчезновения отдельных видов птиц и появление зимних - свиристелей, снегирей, чечеток и др.

Зима - самое тяжелое время в жизни наших оседлых птиц. Много их погибает в морозы, вьюги и гололедицу.

Юннаты должны своевременно позаботиться о подкормке птиц в это время. Зимняя подкормка птиц спасает многих из них от гибели. Кроме того, подкормкой можно привлечь птиц к гнездованию на этом участке весной.

Кормушки для птиц бывают разных типов: в виде полочек, ящичков и даже домиков. Наиболее удобны кормовые доски, которые приделываются к форточке,

Кормом для птиц служат конопляное семя, пшено, овес, сушеные муравьиные яйца, сушеные ягоды бузины, можжевельника, калины, рябины и семена различных древесных растений (клена, ясеня, липы и др.). Ягодами клюквы или рябины можно привлечь зимой снегирей, свиристелей. К зернам конопли, проса, овса прилетят овсянки, щеглы, большие синицы, поползни и снегири. Синицы особенно охотно летят к кормушкам, если подвесить кусочек сала или мяса.

Начав подкормку, нужно производить ее регулярно, так как, не найдя корма на месте, птица может исчезнуть на несколько дней. Часто других птиц прогоняют воробьи, поэтому их надо отпугивать от кормушек.

Место подкормки должно быть выбрано тихое, окруженное со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений.

Кормушки для защиты от снега и ветра должны иметь крышу. Их нужно размешать так, чтобы птицы могли с ветвей прямо соскакивать к корму.

Наблюдая за птицами у кормушки, выясните, какие птицы посещают кормушки, какой корм предпочитают, каково поведение кормящихся птиц, отношение птиц одного и разных видов друг к другу, какие птицы бывают более голодны, в какое время дня и в какую погоду они охотнее посещают кормовые столики, и проследите за изменениями в поведении, составе и численности птиц у кормушки в течение зимы и накануне весны.

Такие наблюдения не только расширят и углубят ваши знания о птицах, но и дадут возможность лучше использовать пернатую армию на охране урожая.

елена дорошенко
Занятие по экологии «Весенние заботы птиц» (старшая группа)

Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной .

Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма .

Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд, как заботятся о птенцах .

Формировать гуманное отношение к птицам .

Материал :

Игрушка Карлсон; игры «Чье гнездо» , «Чем заняты скворцы› ; книги о птицах , картинки с изображением птиц , календарь прилета птиц .

Предварительная работа

Чтение книг о птицах : Т. Нуждина «Сова» , «Сорока» , «Цапля» , «Ястреб» , «Снегирь» , «Кукушка» , «Журавли» , «Дятел» ,«Воробьи» , «Аист» ; А. Тамбиев «Кто в кустарниках живет » ,Г. Снегирев «ІІесная речка››; В. Бианки «Лесные домишки» , «Чей нос лучше» , «Птичьи разговоры» , «Люля» , «Синичкин календарь››; З. Воскресенская «Петя-пересмешник» М. Алыбаев «Как

птицы спасли дуб », М. Горький «Воробьишко» В. Астафьев «Стриженок Скрип» . Наблюдение и зарисовка прилета птиц на протяжении весны ; беседа «22 марта - праздник птиц » .

Ход занятия

Педагог. Ребята, какое сейчас время года? (Весна) Давайте откроем окно и послушаем. Что мы слышим?

Ответы детей : чириканье воробьев, щебетание мухоловок,

Педагог. Почему птицы так оживились ? Чем они весной занимаются?

Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы .

группе появляется игровой персонаж Карлсон. Раскрывает пакет : там веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки.)

Карлосн. Собирают всякий мусор. Зачем он им? Не пойму!

Педагог. Здравствуй, Карлсон. Мы очень рады видеть тебя. Как ты к нам попал? Заходи к нам. Мы с ребятами тебе поможем разобраться с твоей находкой. Ребята, как вы думаете, что такое принес нам Карлсон? Для чего птицам ветки ,тряпочки, соломинки?

(Ответы детей : птицы строят гнезда .)

Педагог. Карлсон, садись и послушай, что тебе расскажут дети о птицах , об их весенних заботах . Они же наши лучшие друзья и помощники.

Карлсон. Лучший друг и помощник детворы - это я,

Карлсон, который живет на крыше.

Педагог. Я не спорю, тебя действительно знает и любит вся детвора. Но мы с детьми наблюдаем за птицами на протяжении всей весны и узнали много интересного о них.

Хочешь, мы тебе расскажем?

Карлсон. Конечно, хочу.

Педагог. Ребята, покажите Карлсону птиц , которых вы знаете.

(Дети берут по две картинки птиц и называют их .)

Педагог. Какие бывают птицы ? (Зимуюшие и перелетные)

Дети выкладывают на панно зимующих и перелетных птиц :

Перелетные : грач, дрозд, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, аист, кукушка, гуси, журавли, утки.

Зимующие : воробей, синица, голубь, ворона, оляпка, клёст, дятел, сорока, галка.

Дети выставляют птиц и рассказывают о них.

Вопросы детям :

Почему зимующие птицы остались на зиму с нами?

Чем они питались?

Как мы им помогали?

Чем заняты птицы сейчас ?

Изменилось ли их поведение? (Они весело чирикают , купаются в лужах, строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.)

Педагог. Почему улетели на юг перелетные птицы ?

(Зимой им нечего есть.)

Карлсон. А зачем они улетают с юга? Там тепло и корм есть.

(Ребята объясняют Карлсону, что у птиц здесь родина , они

здесь родились.)

Педагог. Ребята, давайте покажем Карлсону календарь прилета птиц , который мы с вами ведем всю весну.

(Дети рассказывают Карлсону о птицах , которых наблюдали сами, и о тех, про которых читали в книгах.)

Карлсон. Теперь я знаю очень много о птицах . Спасибо вам за интересные рассказы. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы » . Я буду называть только птиц , но если вдруг ошибусь, вы услышите что-то другое, то можно топать ногами. Начинаем.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (Дети топают)

Карлсон. Что неправильно?

(Дети : мухи.)

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны! (Дети топают)

Прилетели птицы :

Голуби, куницы. (Дети топают)

прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совки-сплюшки.

Педагог. Карлсон, а ты знаешь, какая птица , какой дом строит?

Дети, давайте покажем Карлсону, какие дома строят птицы , они у них все разные, называются они. (гнездами) .

Игровое упражнение «Чьё гнездо» . Детям предлагаются изображения 6 гнёзд и 6 птиц . Ребёнок должен разложить всех птиц по своим гнёздам . Затем каждый ребёнок рассказывает об одной птичке.

Примеры рассказов.

«Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших веток и прутьев. Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких карнизов. Соломинки, травинки, листья для гнёзд они ловят прямо на лету во время ветра.»

«Сова любит селиться в старых , заброшенных гнездах, в дуплах деревьев. Там она проводит весь день, а ночью вылетает охотиться».

«Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким пухом, мхом травинками.

Педагог. А сейчас выберите тот материал, из которого построено гнездо, и положите рядом с гнёздышком. Сейчас многие птицы сидят в своих гнёздах и высиживают птенцов. Чем кормят птицы своих птенцов ?

Карлсон. Я знаю - их надо кормить вареньем, печеньем, конфетами.

Педагог. Ты неправ, Карлсон. Ребята сейчас тебе покажут картинки и расскажут, какая птица , чем выкармливает своего птенца.

Игровое упражнение «Чем заняты скворцы » .

Дети берут картинки и по очереди рассказывают, что нарисовано и что они знают о птицах и птенцах .

Вопросы детям :

Какую пользу приносят птицы , выкармливая своих птенцов?

Чему учат птицы птенчиков ?

Послушайте еще один рассказ о птицах «Птицы - наши помощники » .

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц . Птицы строят гнезда , высиживают птенцов и начинают их выкармливать. Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов - около 200 за один день. И непременно притащит своим скворчатам червяка или гусеницу.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое комариное время можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от надоедливых комаров. Береговушки выедают их начисто.

Далеко в лесу слышен стук дятла. Но стучит он не по всякому дереву. Дятел выбирает стволы «больные» , зараженные личинками насекомых. Быстро находит вредителей и крепким клювом вытаскивает их из-под коры.

Над полями и степями днем парят хищные птицы , высматривая полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето и работают птицы , помогая нам сохранить леса и сады, урожай фруктов, овощей, зерна.

Теперь вам будет понятно, почему говорят : птицы – наши помощники и друзья. А кроме того, они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселыми звонкими песнями .

Карлсон. Спасибо, ребята, за интересные рассказы о птицах , я много нового и интересного узнал о птицах , Мне пора. До свидания.