Россия современное демократическое государство. Понятие и сущность народовластия

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

Часть 1.

А1 Что является функцией исполнительной власти?

1) создание законов 2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ

А2 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 3. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

А 4. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим 2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 5. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства

А 6.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом

3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

А 7 Функцией государства является

1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 8. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 9 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

А 10. Любое государство характеризуется

1) верховенством права 2) наличием аппарата управления

3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека

А 11. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 12.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров

2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3) власть монарха не имеет законодательных ограничений

4) монарх является верховным главнокомандующим

А 13. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

Уважаемые коллеги, скоро начинается зачётная неделя. Может быть пригодятся тесты по праву и экономике. Источник: "АВС. Обществознание. Контрольные тестовые задания. М. :Эксмо. 2009. (сост. Котова О.А.), а также др. литература.

Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 1.

1. 1) правоохранительная деятельность; 2) взаимная ответственность государства и гражданина; 3) признание ценности прав и свобод человека; 4) активная внешняя политика;

2. Ниже приведены формы государства. Все они, за исключением одного, относятся к политическим режимам. Найдите и укажите форму, выпадающую из этого ряда:

3. Право в отличие от других видов социальных норм: 1) регулирует общественную жизнь; 2) устанавливает правила поведения; 3) ограничивает свободу людей; 4) обеспечивается силой государства.

4. Какое из приведённых ниже понятий объединяет, обобщает три других? 1)система права; 2) институт права; 3) нормативный правовой акт; 4) отрасль права.

5. Ниже приведены примеры нормативных правовых актов. Все они за исключением одного, относятся к подзаконным актам. Найдите и укажите пример, выпадающую из этого ряда: Указ Президента; постановление правительства, Конституция государства, распоряжение министра, приказ директора школы.

6. Урегулированное источниками права общественное взаимодействие, участники которого имеют юридически значимые права и обязанности, обеспеченные силой государства, называют : 1) юридической ответственностью; 2) источником права; 3) правоотношением; 4) правонарушением.

7. Правоспособность возникает у гражданина: 1) с рождения; 2) с 6 лет; 3) с 14 лет; 4) с 18 лет.

8. Какое суждение является верным?

А. Любое государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод.

Б. формами демократии являются народовластие, бюрократия, олигархия.

9. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право объединены общим понятием ___________ .

10. В приведённом списке указаны черты сходства авторитарного и тоталитарного политических режимов, а также их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем отличия:

1. всеобъемлющий контроль государства над обществом и личностью;

2. некоторые сферы общественной жизни существуют вне контроля со стороны государства;

3. является недемократическим режимом;

4. ограничение прав и свобод граждан.

Сходства Отличия

Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 2.

1. Что свойственно любому государству: 1) рыночная экономическая система; 2) стремление расширить свою территорию; 3) гарантия прав и свобод человека; 4) издание правовых норм.

2. Ниже приведены формы государственного устройства. Найдите и укажите форму, выпадающую из этого ряда:

унитарное государство, республика, федерация.

3. В государстве Н. действует конституция, в соответствии с которой установлена однопартийная система, лидер единственной партии является главой государства. В стране существует единственная, обязательная для всех идеология. Основой экономики является государственная собственность на средства производства. О каком политическом режиме идёт речь : 1) авторитарный; 2) тоталитарный; 3) монархический; 4) демократический.

4. Нормативный акт высшего законодательного органа, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения, называется : 1) Федеральный Закон РФ; 2) Инструкция МВД РФ; 3) Постановление Правительства РФ; 4) Указ Президента РФ.

5. В соответствии с Конституцией РФ законодательная власть представлена системой органов государства, к которой относится : 1) Правительство РФ; 2) Государственная Дума РФ; 3) Президент РФ; 4) органы местного самоуправления.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки;

Б. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать любые сделки, так как Конституция РФ признаёт равенство граждан перед законом.

1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

7.Что относится к источникам права? 1) газетная статья о военной службе; 2) мемуары известного военачальника; 3)обращение в Комитет солдатский матерей; 4) приказ министра обороны.

8 . На последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых правовой нормой, направлен такой элемент структуры правовой нормы, как: 1) гипотеза; 2) доказательство; 3) диспозиция; 4) санкция.

9 . Организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом структурами, выбранными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках установленных полномочий - это определение ______________ .

10 . В приведённом списке указаны черты сходства политических партий и политических движений. Выберите и запишите в таблицу сходства и различия :

1) всегда стремятся к получению власти; 2) выражают интересы определённых групп населения; 3) являются институтами политической системы государства; 4) имеют жёсткую иерархическую структуру.

Вариант 3. Тесты по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

1. Что из перечисленного не является обязательным признаком государства : 1) наличие публичной власти, отделённой от общества; 2) разделение государственной власти на три ветви; 3) суверенитет; 4) наличие территории, очерчивающей границы государства.

2. Главой государства по Конституции РФ является : 1) Президент РФ; 2) Премьер-министр РФ; 3) Председатель Совета Федерации; 4) Председатель Государственной думы РФ.

3. Ниже приведены термины . Все они, за исключением одного, относятся к правонарушению. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда:

деяние, субъект; дееспособность; умысел; правомерное поведение, халатность.

4. Формой правления как способом организации верховной государственной власти не является : 1) федерация; 2) республика; 3) монархия; 4) парламентская республика.

5. В государстве Н. верховная власть передаётся по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что государство Н. является абсолютной монархией: 1) размеры территории государства очень велики; 2) престол передаётся от отца к сыну; 3) полномочия монарха никем и ничем не ограничены; 4) монарх назначает послов в другие страны.

6. Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижению полной дееспособности? 1) на презумпцию невиновности; 2) на участие в общественной организации; 3) на свободу слова; 4) на участие в выборах Президента.

7. Кто в РФ может лишить человека гражданства: 1) Президент РФ своим указом; 2) Конституционный суд РФ; 3) Верховный суд РФ; 4) сам человек.

8. Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод гражданина.

1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников - это определение -_____________.

10. Восстановите логическую последовательность возникновения государства:

А. возникновение государства; Б) переход от присваивающего хозяйства к производящему; В) появление социального неравенства; Г) возникновение частной собственности.

Ключи к тестам по праву по темам Глав 1,2. 10 класс (профиль)

Вариант 1.

1-1; 2-федерация; 3-4; 4-1; 5-Конституция государства; 6-3; 7-1; 8-4;

9-источники права; 10- сходство - 3 и 4, отличия - 1 и 2.

Вариант 2.

1-4; 2-федерация; 3-2; 4-1; 5-2; 6-1; 7-4; 8-4; 9-государство;

10- сходства - 2 и 3; отличия 1 и 4.

Вариант 3

1-2; 2-1; 3-правомерное поведение; 4-1; 5-3; 6-4; 7-4; 8-1; 9-норма права;

10-БГВА.

Тесты по экономике , 10 класс, профильный уровень.

Вариант 1.

1. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Это пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника : 1. Распоряжаться; 2. Пользоваться; 3. Владеть; 4. Наследовать.

2. Что характеризует рыночную экономику : 1) частная собственность на средства производства; 2.уравнительное распределение производимых продуктов; 3.государственное регулирование ценообразования; 4.централизованное планирование производства.

3.Что относится к доходам государственного бюджета? 1) содержание вооружённых сил;

2) налоги и сборы с граждан и фирм; 3) оплата внешнего долга; 4) финансирование социальных программ.

Как называется ежегодный доход владельцев акций ? 1) заработная плата; 2) дивиденд;3. предпринимательский доход; 4) банковский процент.

4. На рисунке отражена ситуация на рынке кофе: линия предложения S переместилась в новое положение S 1.

Это перемещение может быть связано с: 1) увеличением затрат производителей кофе; 2) снижением доходов потребителей; 3) введением акцизного налога на кофе; 4) высоким урожаем кофе.

P

S

S 1

Q

5. Расположите в логической последовательности факторы производства: 1) обмен; 2) производство; 3) потребление; 4) распределение.

6.Верны ли следующие суждения об экономическом росте?

А. Экстенсивный экономический рост отражает повышение эффективности использования факторов производства.

Б. Экономическим ростом называют увеличение способности экономики производить товары и услуги.

7.Граждане страны Z уплачивают 15% подоходный налог. Объектом налога являются (-ется):

1) граждане; 2) заработная плата4 3) 15%; 4)национальная валюта страны Z .

8. В стране Z в течение нескольких месяцев цены на товары и услуги выросли на 20 %, причём качество их не улучшилось. Какое экономическое явление проявилось в стране Z ?

1) инфляция; 2) монополия; 3) спрос; 4) дефицит.

9.Какое словосочетание пропущено в схеме?


10. Установите соответствие между примерами и факторами, влияющими на формирование спроса:

Пример

Фактор

А) в летний период увеличился спрос на товары для пляжного отдыха.

1) религиозный фактор

Б) накануне новогодних праздников граждане активно покупают ёлки и ёлочные украшения.

2) культурные традиции

В) В соответствии с церковным календарём посетители ресторанов нередко заказываютпостные блюда.

3) общее состояние экономики страны

Г) в условиях экономического кризиса граждане активно приобретают продовольственные товары длительного хранения.

4) сезонность

Д) граждане, организующие свадьбу, заказывают специальные автомобили, цветы, платье невесты.

Ответит оформить так, например, 43213

Тесты по экономике, 10 класс, профильный уровень.

Вариант 2.

1. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного, характеризуют понятие рынок. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

2. Ателье производит закупку тканей, ниток, фурнитуры для пошива одежды. Затраты фирмы : 1) внутренние переменные; 2) внутренние постоянные; 3) внешние переменные; 4) внешние постоянные.

3. Что отличает предпринимательскую деятельность? 1) получение практического результата ; 2) риск, новаторский характер; 3) использование факторов производства; 4) использование технологий.

4. Фирма выращивает в теплицах цветы, овощи и зелень. К труду как фактору производства фирмы относятся : 1) оборудование теплиц; 2) выращенная продукция; 3) выручка от сбыта продукции; 4) штат работников теплиц.

5. Принадлежащие разным владельцам автосалоны города одновременно объявили о снижении цен и различных подарочных акциях, желая привлечь клиентов. Какое экономическое явление проявилось в данном факте? 1) спрос; 2) рыночное равновесие; 3)инфляция; 4) конкуренция.

6. На рисунке отражена ситуация на рынке легковых автомобилей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1.

P

D 1

D


Q

Это перемещение может быть связано с : 1) увеличением затрат автозаводов; 2. Повышением цен на бензин и дизельное топливо; 3) увеличением доходов потребителей; 4) повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей.

(P - цена товара,Q - объём спроса товара)

7. Верны ли следующие суждения об экономическом развитии?

А. Экономическое развитие носит циклический характер.

Б. Среднесрочные экономические циклы могут быть связаны с сезонными колебаниями спроса и предложения.

1. верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

8.Цена букета цветов =- 500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа; 2) средство обмена; 3) средство накопления; 4) мера стоимости.

9.Ниже приведены методы примера налогов. Все они, за исключением одного, относятся к прямым налогам. Найдите и укажите налог, выпадающий из этого ряда, относящийсяк другому виду налогов.

Подоходный, с недвижимости, акциз, на прибыль с фирм, земельный, на автотранспортное средство.

10. Прочтите приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения текста носят:

А. фактический характер; Б. характер оценочных (прогностических суждений).

1

2

3

4

1. Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. 2. Для этого государство ограничивает свои расходы, повышает налоги, изымает из оборота «лишние» деньги. 3. Однако, такие меры могут привести к замедлению экономического роста. 4. Непопулярной мерой может стать установление контроля над ценами и заработной платой путём их замораживания или установления пределов роста.

Ключи к тесту по экономики, 10 класс, профиль, № 1.

Вариант 1.

1-1; 2-1; 3-2; 4-4; 5-2413; 6-1; 7- 2; 8-1; 9-(мировые деньги); 10-42132.(или А4,Б2,В-1,Г-3,Д-2).

Вариант 2.

1-государственное распределение; 2-3; 3-2;4-4; 5-4; 6-3; 7-1; 8-4; 9-акциз; 10-ААББ.

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 2008 года путём всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАРОДОВЛАСТИЯ

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина 1 . Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное — обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым 2 .

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; в) непосредственная демократия.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ) 1 . Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ), то характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть — категория социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение 2 .

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

2. МЕХАНИЗМ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАРОДОВЛАСТИЯ

а) система представительных учреждений: понятие, принципы, построение, правовая основа

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы 1 . Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления 2 . На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации 1 .

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

б) референдум как форма прямой демократии

Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части. Таким образом, референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

Референдум - это высшая форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения.

Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» 1 референдум Российской Федерации закрепляется как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения 2 .

В этой же статье закрепляются, в виде характеристики, основополагающие принципиальные позиции: «Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дается три определения референдума:

«референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации».

В статье 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 прослеживается аналогичная позиция в определении местного референдума - он служит для непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Законодательством субъектов Российской Федерации и в уставах муниципальных образований даются определения референдумов, в основном, в рамках определений, данных федеральным законодателем.

К конституционным основам института референдума можно отнести три группы норм: первая группа основополагающих, общих и специальных.

К основополагающим нормам можно отнести такие конституционные установления, как:

    Россия - правовое, демократическое, федеративное государство с республиканской формой правления (ст. 1);

    носителем суверенитета и единства источников власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

    народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3).

    К общим отнесем:

    высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

    граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
    управлении делами государства как непосредственно, так и через
    своих представителей (ч. 1 ст. 32);

    граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть
    избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);

    не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32).

    Третья группа конституционных установлений, которую автор условно объединил в группу специальных, включает в себя нормы, закрепляющие элементы механизма проведения референдумов в России:

    местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130);

    обязанность Президентом РФ назначить референдум (ст. 84);

    отсутствие права назначить референдум у временно исполняющего обязанности Президента Российской Федерации (ст. 92).

    Благодаря конституционному закреплению местного референдума ст. 130 Конституции России и возможности проведения конституционного референдума (ст. 135), можно говорить о конституционном закреплении следующих видов референдумов: по территории проведения - на общероссийский, субъектов Федерации и муниципальный. По юридической силе - императивный (принятие Конституции России); по императивности назначения - факультативный (ст. 135).

    в) выборы – как форма прямой демократии

    Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

    В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами 1 .

    Под выборами понимается участие граждан в осуществлении народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на таких выборах.

    Главное в выборах — это то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов — прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

    Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право — право не просто человека, а гражданина.

    Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное Собрание (однако избирался населением Совет Федерации только первого созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций, мэры городов.

    Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство — это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

    В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

    Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

    Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

    Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. 12 .12. 1993 // Российская газета. – 1993. 25 декабря.

Вопрос 1. В качестве чего предстает, прежде всего, перед каждым человеком государство?

1. структуры; 2. субстанции;

3. формы общества;

4. материи; 5. ощущений.

Вопрос 2. Чем является территориальная организация людей?

1. общиной; 2. государством;

3. общностью; 4. структурой;

5. сущностью.

Вопрос 3. Каким способом объединяет государство людей?

1. демографическим; 2. материальным;

3. психологическим; 4. юридическим;

5. моральным.

Вопрос 4. Какой институт выступает юридическим способом объединения людей в государстве?

1. институт гражданства;

2. институт принуждения;

3. институт убеждения;

4. институт насилия;

5. институт повиновения.

Вопрос 5. Назовите форму общества, выступающую единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления?

1. парламент; 2. администрация;

3. департамент; 4. комитет;

5. государство.

Задание 2. (оценка 5)

Вопрос 1. Кому принадлежит верховная власть в монархическом государстве?

1. народу; 2. парламенту; 3. феодалам;

4. наследственному монарху; 5. буржуазии.

Вопрос 2. В каком году была записана в Конституции США фраза: «мы народ… устанавливаем и принимаем…»?

1. 1786 г. ; 2. 1787 г. ; 3. 1788 г. ; 4. 1789 г. ; 5. 1790 г..

Вопрос 3. Для какого века характерно признание достоинств и перспективности демократического государства?

1. XX в. ; 2. XIX в. ; 3. XVIII в. ; 4. XVII в. ;

Вопрос 4. На что существенно влияет выбор формы правления, функций, структуры и других параметров общегосударственной власти?

1. на формы организации;

2. на общественные структуры;

3. на государственное управление;

4. на типы организации;

5. на форму власти.

Вопрос 5. Какие виды государств подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти?

1. федеративные; 2. парламентские;

3. монархические; 4. демократические;

5. унитарные.

Задание 3. (оценка 3)

Вопрос 1. Кому принадлежит выражение: «Функция – это существование, мыслимое нами в действии»?

1. Ильину И.; 2. Гете И.;

3. Тихомирову Л.; 4. Шлезингеру А.;

5. Поппер К.

Вопрос 2. Какая функция государства направлена на обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина?

1. социальная; 2. политическая;

3. экономическая; 4. организационная;

5. внутренняя.

Вопрос 3. Кто является автором вывода: «Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и национальная безопасность обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности»?

1. Ильин И. ; 2. Гете И. ;

3. Шлезингер А. ; 4. Тихомиров Л. ;

5. Поппер К.

Вопрос 4. В каком обществе существует плюрализм?

1. в правовом; 2. в социальном;

3. в феодальном; 4. в рабовладельческом;

5. в гражданском.

Вопрос 5. Какими структурами должна закрепляться актуальность государственной политики?

1. институциональными; 2. универсальными;

3. материальными;

4. государственно-правовыми;

5. внешнеэкономическими.

Задание 4. (оценка 5)

Вопрос 1. Какое представление о компонентах, элементах и их взаимосвязях для государственного управления имеет принципиальное значение?

1. методическое; 2. философское;

3. политическое; 4. системное;

5. методологическое.

Вопрос 2. Назовите определяющую доминанту элементов государственного управления:

1. экономическая основа государства;

2. общественно-политическая природа государства;

3. социальная сущность государства;

4. онтологическая природа государства;

5. этическая основа государства.

1. Винер Н.; 2. Питерс Т.; 3. Клаус Г.;

4. Петрушенко Л.; 5. Берталанфи Н.

Вопрос 4. Сколько типов обратных связей представляется возможным выделить в системе государственного управления?

1. один; 2 два; 3. три; 4 четыре; 5. пять.

Вопрос 5. Какие связи характеризуют целесообразность и рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов?

1. объектные прямые связи;

2. объектные внешние связи;

3. организационно-структурные связи;

4. субъектные обратные связи;

5. субъектные внутренние связи.

Задание 5. (оценка 4)

Вопрос 1. Что означает типичное в системе государственного управления?

1. единство элементов системы;

2. унификация ее элементов;

3. общее качество множества элементов;

4. шаблонирование элементов;

5. сходство элементов системы.

Вопрос 2. Что связано с иерархическим, пирамидальным строением субъекта государственного управления?

1. сложность системы государственного управления;

2. многообразие взаимосвязей управляемых объектов;

3. многообразие проявлений государственного управления;

4. дифференциация, конкретизация и специализация управляющих воздействий;

5. уровень субъекта государственного управления.

управления должен раскрываться по таким типовым направлениям как: построение аппарата; трудовые процессы, служебные отношения и отношения с обществом:

1. Т. Питерс; 2. С. Ковалевски;

3. Р. Уотермен; 4. Л. Тихомиров;

5. У. Эшби.

Вопрос 4. Чем определяется устойчивость системы государственного управления?

1. многообразием ее элементов;

2. единообразием;

3. центризмом;

4. унифицированностью элементов;

5. формализмом управления.

Вопрос 5. Развитие человеческого потенциала государственного управления способствует:

1. динамизму государственного управления;

2. эффективности системы государственного управления при снижении материальных затрат на нее;

3. реализации принципов федерализма и самоуправления;

4. специализации и комплексности управления;

5. многообразию форм и видов собственности.

Задание 6. (оценка 4)

Вопрос 1. Что составляет сущность государственного управления?

1. иерархия целей государственного управления;

2. приоритет потребностей и интересов развития общества;

3. предвидение, прогнозирование, программирование, планирование;

4. объективная практическая целенаправленность государственного управления;

5. субъективная сторона государственного управления.

Вопрос 2. Какие цели являются «стволом» «дерева целей» государственного управления?

1. тактические; 2. оперативные;

3. обеспечивающие; 4. стратегические;

5. организационные.

Вопрос 3. Демократия - это:

1. власть народа;

2. система самоорганизации жизни людей на основе их прав и свобод;

3. организация общества, вызывающая доверие людей к власти;

4. общество, в котором личность защищена системой законов;

5. форма государства, в котором раскрываются инновационно-тактические

возможности общества.

Вопрос 4. Какие ресурсы занимают особое место в обеспечении государственного управления?

1. ресурс права; 2. ресурс организации;

3. ресурс демократии; 4. ресурс знаний;

5. природные, финансовые и трудовые ресурсы.

Вопрос 5. Какое число требований к целям государственного управления являются необходимым и достаточным?

1. четыре; 2. три; 3. семь; 4. пять; 5. два.

Задание 7. (оценка 4)

Вопрос 1. Что является функцией государственного управления?

1. элементы управленческого процесса;

2. реальное, целенаправленное, регулирующее влияние на управляемое явление;

3. стадии управленческого цикла;

4. непосредственная организация управляемых объектов;

5. внутриаппаратная работа.

Вопрос 2. Что выражает смысл и характер управляющего воздействия?

1. предмет функций государственного управления;

2. способ реализации функций управления;

4. объем влияния функций;

5. средства реализации функций.

Вопрос 3. Кто выделяет в качестве общих функций, государственного управления такие, как планирование, организация, руководство, мотивация и контроль?

1. Г. Кунц; 2. К. Киллен; 3. Р. Фалмер;

4. С. О’Доннел; 5. Ч. Макмиллан.

Вопрос 4. Что обеспечивает рациональность и эффективность функциональной структуры государственного управления?

1. вертикаль исполнительной власти;

2. уровень самоуправления управляемых объектов;

3. форма государственного устройства;

4. форма правления;

5. социальная направленность управляющих воздействий.

Вопрос 5. В чем смысл юридического оформления управленческих функций государственных органов?

1. в правильном сочетании управленческих функций;

2. в описании целей и управленческих функций;

3. в определении компетенции государственных органов;

4. в возможности конкретизировать и четко выразить содержание управляющих воздействий;

5. в удалении управленческой активности государственных органов.

Задание 8. (оценка 5)

Вопрос 1. Что является системообразующим элементом организационной структуры государственного управления?

1. социально-функциональная роль государственного управления;

2. государственный орган, осуществляющий управляющие воздействия;

3. организация технических и других средств;

4. устойчивая взаимосвязь человеческих ресурсов;

5. социальные качества государства.

Вопрос 2. Организационные характеристики государственного органа раскрывают его как:

1. коллектив людей, предназначенный для выполнения государственных задач;

2. структуру, выполняющую определенные функции государства;

3. принадлежность данной структуры к государственному аппарату, ее внутреннее строение;

4. наделение этой структуры государственно-властными полномочиями;

5. формирование государственно-управляющих воздействий.

Вопрос 3. Что представляет собой государственный орган?

1. государственную организацию в какой-либо сфере общественной жизни;

2. государственное предприятие, осуществляющее экономическую деятельность;

3. государственное учреждение, созданное для оказания социальных услуг;

4. организацию государственных управляющих воздействий;

5. единичную структуру власти, созданную для реализации целей и функций государства.

Вопрос 4. Каково необходимое и достаточное число признаков местного самоуправления?

1. четыре; 2. два; 3. шесть; 4. три; 5. пять.

Вопрос 5. Объективные основания организационной структуры государственного управления - это:

1. человеческий потенциал;

2. демократизм государственного управления;

3. государственная политика;

4. информационное обеспечение государственного управления;

5. устойчивая взаимосвязь управляемых объектов.

Задание 9. (оценка 4)

Вопрос 1. Вертикальная, однонаправленная подчиненность государственных органов характерна для структуры с основанием:

1. функциональным;

2. линейным;

3. линейно-функциональным;

4. программно-целевым;

5. матричным.

Вопрос 2. Каково необходимое и достаточное число типовых, внешних связей государственного органа?

1. четыре; 2. шесть; 3. три; 4. две; 5. семь.

Вопрос 3. Соподчиненность государственных органов между собой является критерием классификации государственных органов, по которому они различаются на:

1. вышестоящие и нижестоящие;

2. образуемые государством и избираемые населением;

3. общей, отраслевой и межотраслевой компетенции;

4. федеральные, органы субъектов федерации и местные;

5. коллегиального или единоличного управления.

Вопрос 4. Как относится судебная власть к организационной структуре государственного управления?

1. суды не участвуют в осуществлении управляющих воздействий;

3. суды вправе приостанавливать или отменять управленческие решения;

4. судебные процессы формируют общественное мнение в государстве;

5. судебная власть в государстве более значима, чем власть исполнительная.

Вопрос 5. Какой основной признак позволяет относить государственные органы к тому или иному звену организационной структуры управления?

1. статус государственного органа;

2. структура органа государственной власти;

3. его функция;

4. соподчиненность к другим государственным органам;

5. совпадение правового статуса, структуры и внешних воздействий.

Задание 10. (оценка 3)

Вопрос 1. Каково необходимое и достаточное количество положений, определяющее сущность федерализма в различных странах?

1. восемь; 2. семь;3. шесть;4. пять; 5. четыре.

Вопрос 2. Кто является идеологом теории государственного суверенитета?

1. Ж.-Ж. Руссо; 2. Ж. Боден;

3. Ф. Прокопович; 4. И. Посошков;

5. В. Татищев.

Вопрос 3. В чем сущность идеи национального суверенитета?

1. каждая нация имеет самобытную культуру;

2. каждая нация экономически независима;

3. каждая нация имеет свое государство;

4. каждая нация политически независима;

5. каждая нация занимает определенную территорию.

Вопрос 4. Государственный суверенитет обусловливает:

1. права государства;

2. его обязанности;

3. права и обязанности государства;

4. волю народа;

5. территориальную целостность.

Вопрос 5. Носителем (субъектом) национального выступают:

1. нации; 2. классы; 3. коллективы;

4. люди; 5. государственные структуры.

Задание 11. (оценка 4)

Вопрос 1. Кому принадлежит выражение «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе»?

1. И. Канту; 2. Т. Гоббсу; 3. Ж.-Ж. Руссо;

4. Сократу; 5. Платону.

Вопрос 2. Статус гражданина характеризует взаимосвязь человека и государства, прежде всего:

1. экономическую; 2. политическую;

3. нравственную; 4. юридическую;

5. практическую.

Вопрос 3. Каналом взаимосвязи гражданина и государства являются:

1. заработная плата;

2. социальные пособия;

3. средства массовой информации;

4. государственная политика;

5. волеизъявление граждан.

Вопрос 4. Системообразующий фактор в формировании и взаимодействии всех структур власти - это:

1. уровень власти;

2. статус гражданина;

3. воля граждан;

4. политический режим;

5. организация системных взаимосвязей общества.

Вопрос 5. Между правами и свободами человека и правами и свободами народов существует:

1. относительное соответствие;

2. корреляция;

3. соподчинение;

4. отсутствие всякой связи;

5. жесткая взаимосвязь.

Задание 12. (оценка 5)

Вопрос 1. Введение каких элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность?

1. всех; 2. отдельных;

3. некоторых; 4. целенаправленных;

5. исключительных.

Вопрос 2. При каком количестве правовых форм фиксируются управленческие решения?

1. при одной; 2. при двух; 3. при трех;

4. при четырех; 5. при пяти.

Вопрос 3. Какие государственно-управленческие формы связаны с определенными коллективными или индивидуальными действиями (оперативно-организационными и материально-техническими операциями)?

1. правовые; 2. регламентационные;

3. организационные;

4. директивные; 5. контрольные.

Вопрос 4. Что представляет собой управленческое решение в большинстве случаев?

1. директиву; 2. указание; 3. предписание;

4. правовой акт; 5. постановление.

Вопрос 5. Как называется научное знание о совершенной деятельности?

1. дианетика; 2. праксеология;

3. прогнозирование; 4. онтология;

5. гносеология.

Задание 13. (оценка 5)

Вопрос 1. Какие из перечисленных методов обеспечения реализации целей и функций государственного управления по содержанию, а так же по аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека следует исключить как ошибочные?

1. морально-этические;

2. административные;

3. психологические;

4. социально-политические;

5. экономические.

Вопрос 2. Какие методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления обращены к достоинству, чести и совести человека?

1. административные;

2. психологические;

3. морально-этические;

4. социально-политические;

5. экономические.

Вопрос 3. Какие методы государственно-управленческой деятельности обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и соответственно в управленческих процессах?

1. социально-политические;

2. административные; 3. психологические;

4. экономические; 5. морально-этические.

Вопрос 4. Назовите количество стадий, различаемых в управленческой деятельности:

1. шесть; 2. семь; 3. восемь;

4. девять; 5. десять.

Вопрос 5. Как называется однородная логически неделимая часть процесса управления, направленная на достижение определенной цели?

1. функция; 2. диспозиция; 3. тенденция;

4. процедура; 5. операция.

Задание 14. (оценка 5)

Вопрос 1. Сколько взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов можно выделить в проблеме принципов государственного управления?

1. один; 2. два; 3. три; 4. четыре;5. пять.

Вопрос 2. Какой аспект способствует выявлению оснований, объективных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления?

1. гносеологический; 2. онтологический;

3. методологический; 4. практический;

5. теоретический.

Вопрос 3. Какой аспект показывает роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере государственного управления?

1. гносеологический; 2. онтологический;

3. теоретический; 4. методологический;

5. практический.

Вопрос 4. Сколько принципов государственного управления называет А. Файоль?

1. 14; 2. 13; 3. 12; 4. 11; 5. 10.

Вопрос 5. Чем являются закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженные в виде определенного научного положения, в большинстве своем закрепленного правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению?

1. методом государственного управления;

2. степенью государственного управления;

3. особенностью государственного управления;

4. правилом государственного управления;

5. принципом государственного управления.

Задание 15. (оценка 4)

Вопрос 1. Назовите период действия системы разделения властей, оцениваемый американским ученым:

1. 100 лет; 2. 200 лет; 3. 300 лет;

4. 400 лет; 5. 500 лет.

Вопрос 2. Какой вид структурных принципов государственного управления характеризует закономерности, отношения и взаимосвязи построения функциональной структуры государственного управления?

1. структурно-целевой;

2. структурно-функциональный;

3. структурно-методологический;

4. структурно-организационный;

5. структурно-процессуальный.

Вопрос 3. Какой принцип раскрывает объем и содержание подчиненности и управленческого взаимодействия в организационной структуре государственного управления?

1. структурно-процессуальный;

2. территориально-целевой;

3. структурно-функциональный;

4. линейно-функциональный;

5. структурно-организационный.

Задание 16. (оценка 5)

Вопрос 1. От кого идет различие понятий «право» и «закон»?

1. от древних греков; 2. от древних славян;

3. от викингов; 4. от древних римлян;

5. от финно-угров.

Вопрос 2. Что связано с глубинными потребностями и интересами людей в упорядочении собственной, общественной и частной жизнедеятельности?

1. право; 2. теория; 3. поведение; 4. мотив;

5. интерес.

Вопрос 3. Чем является деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которые обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата?

1. практикой управления;

2. правовым регулированием;

3. теорией управления;

4. методом управления;

5. стилем управления.

Вопрос 4. Чем является деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности)?

1. методом управления;

2. стилем управления;

3. методологией управления;

4. правовым регулированием государственного управления;

5. структурированием управления.

Вопрос 5. Что находится в центре правового регулирования государственного управления?

1. правовой статус государственного органа;

2. субординация государственного органа;

3. роль государственного органа;

4. полномочия государственного органа;

5. функции государственного органа.

Задание 17. (оценка 5)

Вопрос 1. Чем является юридическое выражение совокупности управленческих функций и полномочий государственного органа в отношении отдельных управляемых объектов?

1. статусом государственного органа;

2. компетенцией государственного органа;

3. субординацией государственного органа;

4. полномочиями государственного органа;

5. правомочностью государственного органа.

Вопрос 2. Назовите моменты, характеризующие метод правового регулирования государственного управления:

1. субъект (источник) правового регулирования;

2. возможность правового регулирования;

3. характер правового регулирования;

4. пределы правового регулирования;

5. смысл и содержание правовых норм.

Вопрос 3. Назовите статью Конституции РФ, определяющую предметы ведения Российской Федерации:

1. 69; 2. 70; 3. 71; 4. 72; 5. 73.

Вопрос 4. От чего зависит смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение в управленческих процессах и отношениях?

1. от охранительных норм;

2. от дефиниций;

4. от способов правового регулирования;

5. от регулятивных норм.

Вопрос 5. Какие юридические нормы регулируют выбор между нормами?

1. коллизионные ; 2. оперативные;

5. охранительные.

Задание 18. (оценка 4)

Вопрос 1. В каком году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации»?

1. 1992 г. ; 2. 1993 г. ; 3. 1994 г. ;

4. 1995 г. ; 5. 1996 г.

Вопрос 2. Какими образованиями являются городское, сельское население, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть населения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и

выборные органы местного самоуправления?

1. муниципальными; 2. территориальными;

3. региональными; 4. местными;

5. административными.

Вопрос 3. Какое самоуправление призвано обеспечить самостоятельные решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью?

1. городское; 2. сельское; 3. местное;

4. территориальное; 5. региональное.

Вопрос 4. В область полномочий каких органов недопустимо вторгаться органом местного самоуправления?

1. правительственных; 2. государственных;

3. компетентных; 4. административных;

5. директивных.

Вопрос 5. По модели каких образований создаются муниципальные образования?

1. региональных; 2. местных;

3. административных; 4. областных;

5. государственных.

Задание 19. (оценка 5)

Вопрос 1. Назовите дату принятия Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность»:

1. 1990 г. ; 2. 1991 г. ; 3. 1992 г. ;

4. 1993 г. ; 5. 1994 г.

Вопрос 2. В течение какого срока подлежат передаче в муниципальную собственность объекты, полностью соответствующие требованиям Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1997 года?

1. в пятимесячный срок;

2. в четырехмесячный срок;

3. в трехмесячный срок;

4. в двухмесячный срок;

5. в месячный срок.

Вопрос 3. С какого времени произошло разграничение государственной и муниципальной служб?

1. с 1993 г. ; 2. с 1994 г. ; 3. с 1995 г. ;

4. с 1996 г. ; 5. с 1997 г.

Вопрос 4. Как называется профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению полномочий?

1. административная работа;

2. государственная служба;

3. муниципальная служба;

4. управленческая работа;

5. общественная работа.

Вопрос 5. По какому принципу классифицируются муниципальные служащие согласно законодательству о муниципальной службе?

1. по классам; 2. по рангам;

3. по разрядам; 4. по должностям;

5. по группам.

Задание 20 (оценка 5)

Вопрос 1. На каком уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления?

1. на региональном; 2. на местном;

3. на государственном; 4. на федеральном;

5. на областном.

Вопрос 2. Назовите статью Конституции РФ, признающую и гарантирующую местное самоуправление в Российской Федерации:

1. 13; 2. 12; 3. 11;

Вопрос 3. Какая статья Конституции РФ целиком посвящена местному самоуправлению?

1. 8; 2. 9; 3. 10; 4. 12; 5. 14.