Психология преступного поведения. Преступное поведение: что это такое. Общий социально-психологический анализ деятельности в структуре противоправного поведения

Поведение каждого конкретного лица обусловлено системой факторов, его поведение порождающих, поэтому поведение преступное - это поведение конфликтное, основанное на противоречиях, существующих в обществе, в различных социальных группах, между этими группами, а также между отдельными личностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ.

В соответствии с действующим законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Преступление имеет характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект объективная сторона субъект субъективная сторона

Субъект - это физ-е, вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта, лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих действиях и руководить своими поступками.

К субъективной стороне - относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления. Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение, т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Действия. которые направлены на возникновение и развитие преступного деяния, называются Механизмом преступления .

Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий, необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий :

Формирование преступных замыслов;

Формирование мотивов преступления;

Выработка окончательного решения и психологической устремленности к достижению конкретной цели.

Мотивация преступного поведения - это системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти, с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. Мотив преступления является средством правильной квалификации содеянного, а также для назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует субъективную значимость преступного деяния, а цель - его объективную направленность.

Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием.

Повод к совершению преступления.

Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью.

Итак, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления .

Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия . Такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляются психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов.

Среди основных факторов , способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют:

  • отклонения характера;
  • отрицательное влияние социального окружения;
  • педагогическую запущенность.

Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках :

  1. отношения личности;
  2. направленность личности;
  3. мотивационно-побудительная сфера.

В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности .

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности : жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой. К данному типу относятся также большинство хулиганских правонарушений.

Корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления.

Легкомысленно-безответственное отношение , проявляющееся в неосторожных преступлениях.

Что же касается направленности личности , то можно также выделить четыре основных типа.

  • Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.
  • Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.
  • Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.
  • Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия - убийства, членовредительство, хищение социалистической собственности, государственные и военные преступления.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов, мотивационно-побудительная сфера личности преступника дифференцируется следующим образом:

  1. корыстно-утилитарная мотивация поведения;
  2. мотивация социального престижа;
  3. мотивация самоутверждения;
  4. мотивы хулиганских побуждений;
  5. мотивы озорства;
  6. суицидальная мотивация (самоубийства);
  7. персонифицированная (личностная) мотивация поведения;
  8. низменная мотивация;
  9. антисоциальная мотивация.

На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная; религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.). Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться разными отношениями:

положительное влияние одного типа может дополняться * и приумножаться таким же влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого;

И отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;

положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.

В целом как определенную закономерность можно отметить своеобразную «цепную реакцию», взаимное дополнение различных отрицательных влияний, исходящих из различных типов микросреды.

4. Роль конкретной ситуации в совершении преступления

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления -- криминогенную ситуацию.

Ситуация преступления -- особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность.

Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, психологически «подготавливая» его к совершению преступления; во втором -- этот промежуток сокращается до минимума, и ситуация как бы сливается с самим преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной -- затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе).

По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют виктимологическими. Следует, однако, иметь в виду, что таковыми они являются именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение.

По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автомобильная авария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости).

проблемная - при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашения на брак);

конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди военнослужащих и т.п.).

По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:

экстремальной -- необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования);

разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.

Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводя-. щей порой к серьезным насильственным преступлениям.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для понимания причин совершенного преступления.

Искаженное восприятие ситуации может быть либо: следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти, злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.); либо результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).

Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.

Следовательно, для профилактики правонарушений (в том числе и преступлений), которая будет осуществляться Вами, как военнослужащими пограничных войск, необходимо, с одной стороны, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а с другой -- надлежащее нравственное формирование субъектов профилактики (военнослужащих, местное население): подавление отрицательных нравственных свойств и усиление положительных нравственных качеств.

Элементами криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления. Таковы различные недостатки административно-служебной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные явления. Так, плохая охрана оружия, несовершенный учет и контроль, халатность облегчает совершение хищения оружия и боеприпасов; пьяное состояние потерпевшего -- его ограбление; ненастная погода -- нарушение государственной границы и т.д. Подобные обстоятельства могут иметь противоправный или даже преступный характер (например, ненадлежащий контроль начальника заставы за поведением и времяпровождением солдат, недобросовестное отношение к охране техники) либо противоречить нормам морали (уголовно ненаказуемое недонесение о готовящемся преступлении). Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Виновный может даже не знать об их наличии. Однако в тех случаях, когда подобные обстоятельства повлияли на решение лица совершить преступление, они включаются в психологический механизм индивидуального преступного поведения.

Обстоятельства, детерминирующие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, включающий разнообразные по содержанию и характеру действия факторы (экономические, социально-психологические, педагогические и т.д.), которые проявляются в различных сферах социальной жизни. И, соответственно, законом для криминологической профилактики должно быть комплексное противодействие этим факторам. Нельзя, в частности, сводить индивидуально-профилактическую работу с конкретным правонарушителем к одному воспитательному воздействию на него самого (проведению с ним профилактических бесед и т.д.). Профилактическое воздействие должно распространяться на бытовое и иное окружение данного лица, включать оказание ему необходимой социальной помощи в решении различных вопросов жизненного устройства, нейтрализацию отрицательных влияний и т.д. Прочные результаты в воспитательно-профилактической работе достигается там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейные отношения, досуг; способствует формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.

Отдельные звенья причинной цепочки, ведущей к преступлению, срабатывают скоротечно, быстро. Это особенно характерно для действия криминогенных ситуаций. Отсюда необходимость их своевременного выявления (в момент возникновения или на самых ранних стадиях) и оперативного профилактического реагирования, предупреждающего дальнейшее неблагоприятное развитие событий.

Применительно ко всему комплексу причин и условий, вызывающих индивидуальное преступное поведение, следует иметь в виду, что его действие обычно развернуто во времени. И соответственно, в целом профилактическое воздействие должно быть длящимся, сориентированным не только на то, что «есть», но и на то, что «было», а также на то, что «будет».

Это требует наличия у работников МВД, осуществляющих профилактические функции, знаний, необходимых для всесторонней глубокой криминологической диагностики, изучения истории жизни конкретного лица, анализа его поступков и мотивов (включая те, которые могут относиться к далекому прошлому), а также умений и навыков прогнозирования индивидуального антиобщественного поведения.

5. Юридическая ответственность за преступные деяния

С точки зрения психологии ответственность представляет из себя подчиненность человека социальным требованиям общества. Основанием же привлечения лица к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, предусмотренного уголовным законом, т.е. наличие в действиях конкретного лица признаков преступления: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны преступления. При отсутствии одного из указанных признаков уголовная ответственность наступить не может.

Юридическая ответственность -- это отношения между нарушителями права и органами государства, урегулированные самим правом.

Принципы реализации юридической ответственности сводятся к следующему:

Справедливость -- наказание всегда должно соответствовать содеянному.

Целесообразность -- строгая индивидуализация наказания.

Законность -- деятельность компетентных государственных органов строится в строгом соответствии с законом.

Основанием уголовной ответственности обязательно является вина, т.е. личная причастность лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, осознающего последствия такого деяния. Закон различает следующие формы вины.

Умышленная -- когда лицо осознает степень опасности совершенных им общественно опасных действий или бездействия и сознательно желает их наступления.

Неосторожная -- когда лицо осознает характер и степень опасности совершаемых им противоправных действий, но легкомысленно относится к их наступлению.

Закон предусматривает наступление уголовной ответственности за непосредственное совершение противоправного деяния, за приготовление к нему или покушение на его совершение, а также за соучастие в нем. Особое внимание закон уделяет условиям наступления уголовной ответственности, к числу которых относится вменяемость лица, т.е. его способность отдавать отчет в своих действиях, а также достижение возраста, с которого такая ответственность наступает (14--16 лет в зависимости от тяжести совершенного преступления).

6. Преступное поведение и его отражение в уголовном законодательстве

Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причин и условий, его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого установления и понимания психологического содержания необходимо вскрыть внутренние пружины, которые привели в действие конкретную личность.

Вина, мотив и цель всегда входят в структуру преступного действия лица. Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Это положение необходимо особенно подчеркнуть, так как вина, мотив и цель нередко рассматриваются сами по себе, в качестве самостоятельных явлений, вне структуры преступного поведения, элементами которого они являются. Так, например, одними авторами они рассматриваются только с точки зрения их выражения в норме закона, другими же они рассматриваются лишь как признаки личности обвиняемого.

Между тем определяющим положением при характеристике названных психологических фактов является их рассмотрение как структурных элементов преступного поведения. Подобный подход позволяет анализировать их как элементы деятельности лица, выяснить место вины, мотива и цели в структуре различных форм преступного поведения и функции, осуществляемые ими в период подготовки (мотивации) и осуществления преступления.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность. Как правило, она выступает как центральное связующее звено отдельных действий этого конкретного лица. Через нее достигается единство в регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении.

С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной -- физическими действиями или воздержанием от них. Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. п.), то лицо не подлежит уголовной ответственности.

Если же в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. п.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность. Учет волевого характера преступного поведения находит свое выражение в уголовном законодательстве. Так, законодательное понятие преступления непосредственно исходит из волевого характера преступного поведения: «...преступлением признается предусмотренное законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный и государственный строй, систему хозяйства, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом».

Это положение подчеркивается и в теории уголовного права, в частности, то, что волевое действие человека, лежащее в основе построения понятия преступления, можно определить как сознательное целенаправленное воздействие человека на окружающий мир.

Таким образом, когда речь идет о психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Такому типу лидера соответствуют преимущественно «новые» «воры в законе», которые, в отличие от «старых» (нэпманских), стараются тщательно маскировать свой антиобщественный образ жизни под внешне законопослушный и сами уже не совершают преступлений, а делают это с помощью других лиц («пехоты»). Деятельность таких лидеров заключается в основном в решении организационных вопросов, нередко таких, за которые в 50-е годы сходка приговаривала к смерти.

Лидер-организатор -- является центральной фигурой организованного преступного формирования. Зачастую это последовательно-криминогенный тип личности, характеризующийся высокой степенью антиобщественной направленности, сформировавшейся негативной личностной ориентацией, который не просто подыскивает подходящую ситуацию для совершения преступлений, но и создает ее, активно преодолевает встречающиеся препятствия. Этот тип, в отличие от предыдущего, лично организует и руководит групповой преступной деятельностью, осуществляет программу, ранее выработанную всей группой. К данному типу относятся «нэпманские» «воры в законе», источником жизнедеятельности которых было только совершение групповых краж, в которых они участвовали лично. Такие лидеры преступных групп, как правило, имеют за спиной большой криминальный опыт, что, несомненно, повышает их авторитет среди других членов группы. К тому же, кроме общих функций по управлению преступной группой, организации совершения преступлений, такие лидеры наделены кругом специальных, обязательных для выполнения полномочий.

Лидер смешанного типа -- этот тип, соответственно, сочетает в себе элементы лидера-вдохновителя и лидера-организатора, то есть он разрабатывает план, задает программы и одновременно организует и руководит ее выполнением. В литературе удалось выявить следующие разновидности лидеров смешанного типа: 1) лидеры, последовательно или одновременно выполняющие функции вдохновителя, инициатора и организатора; 2) лидеры, выполняющие роль инициатора-организатора; 3) организаторы-руководители; 4) руководители-исполнители.

Лидеры данного типа -- используют в руководстве как авторитарные, так и демократические методы управления.

Авторитарные лидеры -- используют в своей преступной деятельности авторитарные, жесткие методы управления группой. Этот тип лидера решает все вопросы жизни и деятельности преступной группы, поддерживает жесткую дисциплину и следит за неукоснительным соблюдением и выполнением принятых группой норм поведения («кодекс чести» у «воров в законе»). Такие руководители не терпят возражений и советов, принимают все решения сами, а остальные выполняют их волю, за непослушание следует суровое возмездие.

Демократические лидеры -- используют в руководстве преступной группой демократический стиль управления. Склонны учитывать мнение других членов преступной группы, могут советоваться с ними, хотя последнее слово всегда остается за лидером. В целях обеспечения моральной поддержки в группе такой лидер часто выдает свои решения за решения всей групы.

Ситуативный лидер -- проявляет свои организаторские качества только в определенных ситуациях, например при совершении группового преступления.

Универсальный лидер -- в отличие от предыдущего, постоянно проявляет свои качества и выполняет функции лидера.

Заключение

Психологический механизм имеет место в волевых действиях и отсутствует в рефлекторных, инстинктивных и импульсивных действиях.

Когда речь идет о психологии правонарушения, то это значит, что речь идет только о сознательных волевых действиях психически здорового, лица. Разрушение психической деятельности под влиянием болезни прежде всего изменяет психологические компоненты поведения. Мотивация личности становится патологической в силу того, что она формируется в условиях нарушенной нейродинамики мозга. У психически больной личности нарушаются социальные установки и мотивы поведения, внешние (социальные) раздражители попадают в больной мозг, в силу чего происходит нарушение смысловой регуляции поведения личности.

Поэтому сотруднику правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскной деятельности во всех случаях следует обращать внимание на поведение лица (правильное ли оно или неправильное), на его высказывания и интересы. Обычно внешняя форма поведения у психически больных лиц бывает неправильной, однако в отдельных случаях может быть правильной, сохраняется даже профессиональная пригодность. Но объяснения своего поведения, в частности своих мотивов, иногда уже вызывают сомнение в психическом здоровье лица.

На практике, кроме личного значения, действие может иметь определенное социальное значение. Действие лица становится социально значимым и приобретает характер общественного действия всегда, когда оно затрагивает интересы личности, определенных общественных групп, общества в целом. В зависимости от своего социально-психологического значения действие при этом выступает в форме поступка или проступка.

Поступком называется социально полезное действие, т. е. действие, имеющее положительное моральное, юридическое и общественное значение.

Проступком является социально вредное действие, т. е. действие, которое имеет отрицательное моральное, юридическое или общественное значение.

Для сотрудника правоохранительных органов в оперативно-розыскной деятельности всегда важно понять поступок лица, его социально-психологическое значение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в каждом преступном поведении наряду с физическими и наблюдаемыми имеются и психологические (ненаблюдаемые) элементы; когда мы говорим о психологии правонарушения, то мы подразумеваем только один вид человеческого поведения -- волевое поведение; волевое действие лица может иметь положительное или отрицательное социально-психологическое значение.

Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической зашиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву, такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, отсюда -- конфликтным взаимодействием с окружающими.

Вывод: конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.

Именно поэтому очевидно, что психические аномалии связаны с трудностями социальной адаптации индивида, его низкими возможностями руководить своими поступками и отдавать в них отчет.

Из вышеизложенного видно, что при установлении психологического содержания правонарушения необходимо всегда проводить психологический анализ поведения, чтобы установить, к какому виду преступного поведения, действия или деятельности оно относится.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Подобные документы

    Сущность понятий "преступное действие", "преступная деятельность". Психологическая структура преступного действия, характеристика преступной деятельности, предпосылки и мотивация преступного поведения. Примеры интерпретации преступных деяний и действий.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Психологические факторы и характеристики преступного поведения. Основополагающие психологические положения при установлении мотивов, целей и способов преступного деяния. Специфические черты и психология преступных групп и криминальных сообществ.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Психологические факторы формирования преступного поведения личности и психология преступного деяния. Характеристика происхождения преступного поведения и формирования составляющих его сторон. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.

    реферат , добавлен 20.04.2010

    Мотивация, планирование и исполнение преступления как механизм преступного поведения при совершении умышленных преступлений. Особенности принятия решения у лиц с психическими аномалиями и свойства личности, которые способствуют проявлению жестокости.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Анализ причин преступного поведения. Психодиагностическое исследование осужденных: индивидуально-психологические особенности личности, характеристика уровня агрессии и эмпатии. Методы психокоррекции по снижению агрессивности поведения осужденных.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2010

    Понятие психологической структуры преступного деяния. Психология организованной преступности и методы борьбы с ней. Психолого-правовая оценка организованных преступных групп и их противоправной деятельности. Психология предумышленного преступного деяния.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    Характеристика природного и общественного начал в человеке. О соотношении биологического и социального в генезисе преступного поведения. Исследования А. Бухановского, касающиеся отклонений в поведении серийных убийц, маньяков и других асоциальных лиц.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Предмет и задачи криминальной психологии. Психологические особенности личности преступника и типы преступников. Особенности психических состояний. Основные закономерности формирования преступной группы. Виды правонарушений и мотивы преступного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Типы и характеристика женщины-преступницы. Причины ее преступного поведения. Особенности криминальной мотивации женщин, совершивших корыстные преступления. Криминологическая характеристика личностей преступниц. Формирование различных мотивов их поведения.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2015

    Социальная природа преступности, личность преступника. Механизм преступного поведения, социальные факторы и поведение. Понятие и структура процесса мотивации, формирование мотива преступления. Роль мотива в преступном поведении, неадекватная мотивация.

Т е м а 7. Психология преступного поведения

Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Мотивация преступного поведения. «Безмотивная» преступная деятельность. Психологические особенности поведения преступника в послепреступный период.

______________________________

Преступное поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленной на достижение преступной цели. Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды - а именно причин и условий - его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности.

Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Преступное поведение имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив – это предмет потребности;

2) цель – это представление субъекта о результате действия.

Мотив и цель являются психологическими компонентами внутренней структуры преступного поведения.

3) предмет действия, способы, средства и условия его реализации (это физические и вещественные компоненты);

4) результат действия, т. е. то последствия, которые наступили от действия.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность и выступает как центральное связующее звено отдельных действий лица, через нее достигается единство регуляции этих действий и поведения в целом.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной – физическими действиями или воздержанием от них.

Если в совершенном преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внутренних причин (расстройство сознания, психическая болезнь и т. д.), то лицо не подлежит уголовной ответственности. Если в преступлении воля лица не нашла своего выражения в силу внешних причин (принуждение, насилие и т. д.), то это является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность.



Таким образом, когда речь идет о психологии преступного поведения, психологии правонарушения, это означает, что речь идет только об одном виде человеческого поведения, а именно о волевом поведении.

Конкретные преступления как волевые акты по своей структуре могут быть простыми и сложными. Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятия «преступное действие» и «преступная деятельность» как единицы психологического анализа не следует смешивать с соответствующими уголовно-правовыми понятиями. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

К одноразовым преступным действиям, как правило, относятся неосторожные преступления, совершенные при превышении пределов необходимой обороны, а также в состоянии сильного душевного волнения. Примерами одноразового преступного действия могут служить единичные акты хищения, изнасилования, хулиганства и т. д.

Ряд статей УК РФ говорит только о преступной деятельности. Примером преступной деятельности, т. е. формы волевого акта, являются продолжаемые хищения, рэкет и т. д., складывающиеся из ряда тождественных преступных действий, которые охватываются единым умыслом виновного и составляют в своей совокупности одно преступление. Характер действий, входящих в деятельность, зависит от вида преступления. Так, преступная деятельность при умышленном убийстве и умышленном причинении вреда здоровью, как правило, состоит из четырех и более эпизодов: непреступные действия; конфликтные ситуации и действия; подготовительные (не всегда); исполнительные действия.

В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Социально-психологическое отчуждение – это развивающееся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) безразличие, а также усвоенная социально-психологической дистанция между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Однозначно изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае, когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, то он может предпринять попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, самоощущение, самоценность, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное бытие. По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Рассмотренные феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, а поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.

В большинстве случаев в основе преступного поведения лежит агрессивность человека, как свойство его личности.

Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда или даже на уничтожение человека или группы. В качестве объекта агрессии могут выступать как одушевленные, так и неодушевленные предметы.

Виды агрессии: 1) агрессия реактивная – это реакция субъекта на фрустрацию, она сопровождается гневом, враждебностью; 2) агрессия проактивная – это поведение, направленное на получение результата в ситуации без провокаций (например, запугивание, угроза); 3) агрессия инструментальная – не является выражением эмоциональных состояний, а является средством достижения цели); 4) аутоагрессия – агрессивное поведение, направленное на себя; 5) агрессия физическая – агрессивное поведение с использованием физической силы; 6) агрессия вербальная – агрессивное поведение в котором используются соответствующие интонации, угрозы, жесты, мимика, пантомимика; 7) агрессия прямая – агрессивное поведение намеренного характера, цель такого поведения не скрывается; 8) агрессия косвенная – агрессивное поведение направленность которого скрывается или не осознается.

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности и называется агрессивностью.

Агрессивность – это устойчивое стремление индивида нанести человеку физический или психический вред, ущерб.

Виды агрессивности: 1) фрустрационная агрессивность, т. е. агрессивность направлена против тех, кто препятствует достижению значимых целей; 2) импульсивная агрессивность, т. е. агрессивность в состоянии аффекта; 3) умышленная агрессивность, т. е. агрессивность используется лишь как средство достижения цели.

Агрессивность имеет следующие характеристики: это устойчивая черта личности; формируется в неблагоприятных условиях психического развития личности; является показателем несформированности у личности социальной идентификации; некоторые ученые рассматривают агрессивность как врожденную форму поведения. Но наряду с биологическими факторами агрессивность несет элементы той среды, в которой живет человек (например, пословица: «…С волками жить – по-волчьи выть…»).

Существует следующая классификация агрессивных преступлений:

1. Агрессивность в преступлении является характерной особенностью личности.

2. Агрессивность в преступлении связана со сложившейся ситуацией.

3. Агрессивность в состоянии аффекта.

В результате изучения гл. 9 студенты должны:

знать

  • предметное содержание криминальной психологии;
  • структуру противоправного поведения, составляющие его элементы;
  • психологические особенности поведения лиц, совершающих преступления при различных формах вины;

уметь

Анализировать такие социально-психологические уголовно-релевантные понятия, как противоправная деятельность, преступное поведение, противоправное действие, мотивационная сфера, процессы мотивации и целеполагания в поведении лиц, совершаюших преступления;

владеть

Навыками психологического анализа противоправных действий, совершаемых умышленно с прямым или косвенным умыслом, либо по неосторожности.

Общий социально-психологический анализ деятельности в структуре противоправного поведения

Известно, что одним из научно-прикладных направлений в области юридической (правовой) психологии является криминальная психология, развивающаяся на стыке психологии с различными отраслями правовой науки (уголовным, гражданским правом и др.), что особенно видно при изучении такой комплексной междисциплинарной межотраслевой науки какой является криминология. О ее тесной связи с психологической наукой пишет наш известный ученый в этой области В. В. Лунеев, обращающий внимание на то, что «важнейшие разделы криминологии не могли бы развиваться без опоры на психологическую науку, особенно на психологию личности...» . Таким образом, проблема личности преступника, психология его противоправной деятельности, мотивационной сферы, в целом - юридически значимого поведения является тем объединяющим звеном, который связывает криминальную психологию с различными отраслями права, с собственно самой криминологией. И это принципиально важное положение следует иметь в виду при рассмотрении различных проблем, относящихся к криминальной психологии.

С точки зрения психологии любое правонарушение, преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.

Анализируя психологические особенности преступления, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как «деятельность», «поведение», «действия», «мотивы и цели деятельности».

В социальной психологии под деятельностью понимается та или иная (внутренняя или внешняя ) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С. Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности» .

Любая деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, с жизнью всего общества, общественными отношениями . Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т.п.), по своей природе глубоко социальна. В деятельности и через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические особенности и свойства личности.

Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. Любая деятельность (в том числе, разумеется, и противоправная) наполнена внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами» .

Будучи активным субъектом деятельности, человек включается в общественные, межличностные отношения и тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, его социальных ценностей. По словам С. Л. Рубинштейна, на этой стадии деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной ) и внутренней (психической ) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.

Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное (криминальное) поведение, которое имеет все вышеназванные элементы, однако по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения законопослушного гражданина.

Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» . Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его личностная позиция, отношение к происходящим явлениям и окружающим его людям.

Рассматривая деятельность, мы также не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую), предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (букв. - превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать на вербальном уровне или может быть свернут, представлен в виде мысленных образов. Внешнюю, предметную сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности. Обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой.

Все это лежит в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.

Неотъемлемым элементом деятельности являются потребности человека, которые служат источником его активности, предваряющей деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; “немотивированная” деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» . Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых «безмотивных» преступлений, к которой мы еще вернемся.

Чтобы активность приобрела характер деятельности, независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель, - только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целеобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может ставить и более конкретные, промежуточные цели, соотнося их с общей, главной целью деятельности. Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний.

Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных возможностей) недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, депрессии, послужить причиной развития конфликтных отношений с окружающими, спровоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.

Серьезные нарушения процессов целеобразования, их внутренняя рассогласованность обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.

Единицей деятельности является действие. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.

Действие - это относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, достижение той или иной конкретной (частной ) цели.

В основе действий лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом, как только появляется конкретная цель. Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С. Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).

В уголовном законе (см., например, ст. 14 УК) употребляется такой специфический термин, как «деяние». С точки зрения науки уголовного права деяние - это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия» .

В зависимости от того, как человек управляет своими действиями, насколько он контролирует их, можно выделить следующие виды действий:

  • а) инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Чаще такие действия наблюдаются в раннем детском возрасте;
  • б) рефлекторные действия (действия-реакции). Эти действия совершаются рефлекторно и предварительно не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т.д.;
  • в) импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного, возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективными действиями. Подобное аффективное действие-разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим» . Поэтому целенаправленный, волевой контроль над импульсивными действиями, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем управлять ими во время их совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта в стадии кульминации.

Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (ст. 107, 113 УК);