Расчет стоимости патента розничная торговля. Патентная система налогообложения псн. Совмещение ПСН с другими режимами налогообложения

Специалисты ФНС России в письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911 сформировали позицию по вопросу определения состава выручки для целей применения освобождения от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ . Точка зрения налоговиков в пользу компаний. Более того, новый подход согласован с Минфином России (письмо от 21.04.2014 № 03-07-15/18197).

Прежняя позиция фискалов

Разъяснения по рассматриваемому вопросу были даны московскими налоговиками в письмах ­УФНС России по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, от 07.06.2005 № 19-11/40890 и УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Опишем суть проблемы и подход фискалов.

Для того чтобы организации и индивидуальные предприниматели могли воспользоваться правом на освобождение от обязанностей плательщика НДС, необходимо, чтобы у компаний и бизнесменов за три предшествующих последовательных календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышала в совокупнос­ти 2 млн руб. Основание — п. 1 ст. 145 НК РФ . Возникает вопрос: нужно ли при определении выручки включать в ее состав абсолютно все операции (и облагаемые, и не облагаемые НДС) или же только те, которые облагаются НДС?

Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Позиция налоговиков заключается в следующем: выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению, включается в сумму выручки в целях применения ст. 145 НК РФ . При этом в письме от 26.01.2004 № 24-14/04847 московские налоговики прямо перечислили, что компании не должны включать в выручку. Это:

  • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, переведенной на ЕНВД;
  • денежные средства, перечисленные в ст. 162 НК РФ , включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
  • суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • операции, перечисленные в подп. 2—4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ ;
  • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ .

Заметим, что по рассматриваемому вопросу высказывался и Минфин России. Так, в письме от 24.01.2014 № 03-11-10/2510 в ответ на предложение Торгово-промышленной палаты внести изменения в п. 1 ст. 145 НК РФ и прямо установить в этой норме, что суммы по операциям, не облагаемым НДС, не включаются в расчет выручки для применения ст. 145 НК РФ , финансисты сочли это предложение нецелесообразным. Более того, по мнению Минфина России, в целях единообразного применения п. 1 ст. 145 НК РФ в эту норму следует внести уточнение в части определения суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), имея в виду включение в нее сумм, полученных от операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

На уровне судов спор решен давно

До ноября 2012 г. в арбитражной практике не было единого подхода к решению рассматриваемой проблемы. Некоторые суды поддерживали налоговиков и считали, что при определении размера выручки для целей применения ст. 145 НК РФ в расчет необходимо включать суммы как по облагаемым, так и по не облагаемым НДС операциям (например, постановления ФАС Уральского округа от 01.11.2012 № Ф09-10415/12, Поволжского округа от 10.11.2011 № А06-1875/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 21.02.2012 № ВАС-810/12), Северо-Западного округа от 07.07.2005 № А26-2984/04-29). Но были и решения в пользу налогоплательщиков. В них арбитры признавали правомерным не включать в расчет выручки суммы от не облагаемых НДС операций (например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.03.2012 № А45-11287/2011, Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 № А19-9447/10).

Неоднозначность ситуации устранил Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.11.2012 № 10252/12 (далее — постановление Президиума ВАС РФ). В нем высшие арбитры встали на сторону налогоплательщика.

По мнению компании, обратившейся в Президиум ВАС РФ за восстановлением справедливости, для получения права на освобождение от обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 НК РФ следует учитывать только выручку от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу по данному налогу. Организация осуществляла как облагаемые НДС операции, так и операции, освобождаемые от налогообложения по ст. 149 НК РФ . Суммы от необлагаемых операций не учитывались при расчете выручки для целей применения ст. 145 НК РФ . Правомерность такого подхода поддержали высшие арбитры.

По смыслу п. 1 ст. 145 НК РФ институт освобождения от исполнения обязаннос­тей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении компаний и бизнесменов, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение данного освобождения, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Новый подход

В комментируемом письме специалис­ты ФНС России констатировали тот факт, что ст. 145 НК РФ не предусмот­рено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС, либо не признающихся объектом налогообложения по НДС. Однако согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ, предельный показатель выручки для целей применения ст. 145 НК РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

Также налоговики отметили, что постановление Президиума ВАС РФ указывает на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием.

Как известно, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся арбит­ражной практикой, которой налоговики должны руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначислений (письмо ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097). Исходя из этого, специалистам налоговых органов ничего и не оставалось, как только прийти к выводу, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Данная позиция будет доведена до налоговых органов на местах, и именно ей теперь будут руководствоваться проверяющие.

Официальный текст :

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями и настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

В отличие от лиц, не являющихся плательщиками НДС, за организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, предусмотренном данной статьей, сохраняется обязанность представлять налоговые декларации, оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика должно быть подтверждено лицом, использующим такое право, путем подачи письменного уведомления в налоговый орган по месту своего учета с приложением документов, подтверждающих это право. Указанные уведомление и документы должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ устранена неопределенность в отношении срока, в течение которого (после истечения 12-месячного периода освобождения) должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. До вступления в силу этого Федерального закона установить такой срок (и применить соответствующие последствия в случае его нарушения) налоговые органы могли, только истребовав необходимые документы в порядке статьи 93 Налогового Кодекса РФ , т.е. в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Результатом превышения предусмотренного пунктом 1 статьи 145 ограничения, касающегося выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо указанного в пункте 2 относительно реализации подакцизных товаров, является утрата права на освобождение, причем не только в том месяце, в котором имело место превышение (реализация), но и во всех оставшихся до окончания периода освобождения месяцах, даже при соблюдении в последующие месяцы условий, предусмотренных в пунктах 1-3 данной статьи.

Существенным недочетом статьи до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ было то, что законодатель обходил молчанием вопрос о последствиях нарушения второго условия, дающего право на освобождение, - о последствиях реализации подакцизных товаров в течение срока, на который было предоставлено освобождение. В Методических рекомендациях по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ МНС России предлагало налоговым органам исходить из того, что право на освобождение в данном случае также утрачивается до конца срока, на который оно было предоставлено. Однако, учитывая, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает возможности применения аналогии закона, а статья 145 не содержала такого последствия реализации подакцизных товаров, как лишение права на полученное ранее освобождение на весь оставшийся срок освобождения, у налогоплательщиков были основания для того, чтобы требовать признания правомерности использования права на освобождение в те налоговые периоды, когда не осуществлялась реализация указанных товаров (с учетом также гарантий прав налогоплательщиков, установленных статьей 3 Налогового Кодекса РФ).

Пункт 6 статьи 145 устанавливает перечень документов, которыми подтверждается право на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика. До вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ существенным недостатком данной статьи являлось отсутствие законодательно установленного перечня таких документов, что создавало возможность для неограниченного усмотрения в процессе право применения и, соответственно, нарушения принципа равенства. К сожалению, эти опасения не были безосновательными. Налоговые органы воспользовались пробелом в законодательстве, превратив "Форму заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС" в значительной ее части в перечень подлежащих представлению документов. При этом в данный перечень были включены документы, ранее уже представленные в налоговый орган, - декларации по НДС, а также выписки из бухгалтерских балансов. Кроме того, "Форма заявления..." предусматривала представление такого документа, как "Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам" в качестве подтверждения того факта, что "все необходимые расчеты по налогам и сборам и бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные (налоговые) периоды сданы в налоговый орган своевременно и в полном объеме".

Фактически это означало, что в дополнение к условиям освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, установленным законодательством о налогах и сборах, МНС устанавливало два новых условия:

1) своевременное и полное представление бухгалтерской и налоговой отчетности по всем налогам за все предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

2) отсутствие задолженности по всем налогам и сборам (на момент представления заявления).

Еще одним примером необоснованного ограничения прав налогоплательщиков (подтверждающим обоснованность изменения на законодательном уровне разрешительного режима использования права на освобождение на уведомительный) являлись требования пункта 2.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ (в соответствующей редакции применительно к периоду до вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ), которые устанавливали, что в случае выявления в ходе рассмотрения заявления на освобождение недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, представления неполного пакета документов налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение, причем "повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение". Аналогичная норма содержалась в абзацах 3-4 пункта 2.7 указанных Методических рекомендаций (в редакции, действовавшей в соответствующий период) применительно к процедуре рассмотрения заявления о продлении освобождения.

Данное положение ограничивало права налогоплательщиков, установленные законом, в тех случаях, когда налогоплательщик подавал заявление более чем за 10 дней (отведенных налоговому органу на принятие решения - пункт 5 статьи 145 в "старой" редакции) до 20-го числа соответствующего месяца. Между тем право налогоплательщика подать заявление на освобождение до 20-го числа месяца, с которого он претендовал на освобождение, законодателем не было поставлено в зависимость от предшествующих действий налогоплательщика (за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 данной статьи в ранее действовавшей редакции). Кроме того, необходимо учитывать, что рассматриваемая категория налогоплательщиков (пункт 1 статьи 145) относится к налогоплательщикам, для которых налоговый период установлен как квартал. Поэтому если следовать пункту 2.5 прежней редакции Методических рекомендаций, то налогоплательщик, представивший неполный пакет документов, например в июле, мог повторно подать заявление и документы не ранее, чем в октябре, т.е. через три месяца. Между тем по смыслу статьи 145 налогоплательщик при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1-3 данной статьи, вправе претендовать на освобождение с любого месяца по собственному выбору.

Аналогичные выводы следует сделать и в отношении ограничений, установленных в ранее действовавшей редакции пункта 2.7 Методических рекомендаций. Пунктом 7 статьи 145 предусмотрено право налогоплательщика направить уведомление и документы заказным письмом. Следует обратить внимание на то, что имеет значение именно дата представления документов в налоговый орган (а не их направления), и соответственно для определения последнего дня направления документов по почте установленные пунктом 7 шесть дней необходимо вычитать из общего срока представления документов. При этом исходя из буквального смысла пункта 7 статьи 145 налогоплательщик, направивший документы с нарушением данного правила, будет считаться нарушителем даже в случае фактического их поступления в налоговый орган до истечения срока, установленного пунктами 3 и 4 статьи 145.

Для малого бизнеса патентная система налогообложения является наиболее подходящим решением. Приобретение патента дает право его владельцу не оплачивать налоги на добавленную стоимость, на доход физических лиц и не подавать налоговую декларацию. Это позволяет обладателям лицензии сэкономить не только на обязательных платежах, но и на статье расходов, связанной с оплатой услуг бухгалтера.

Патент покупается индивидуальным предпринимателем, при условии, если параметры его бизнеса соответствуют регламентированным требованиям. Его стоимость зависит от региональных коэффициентов и от объем бизнеса. Как рассчитать стоимость патента для ИП, чтобы понять, выгодно ли работать по такой системе, или лучше выбрать другую?

Что дает патент, преимущества

При ПСН шестипроцентным налогом облагается не фактический, а теоретически возможный доход субъекта хозяйствования.

Его величина устанавливается на правительственном уровне. Она зависит от региона ведения предпринимательства, а также от вида деятельности, являющегося источником дохода. Учитывается также число наемных работников и количество объектов бизнеса у конкретного индивидуального предпринимателя.

В какой ситуации актуальна ПСН

При первичной регистрации предпринимательства в научной, производственной или социальной сфере, возможно установление нулевой процентной ставки. Величина страховых взносов, которые нужно начислять за наемных работников, отличается пониженными размерами по сравнению с параметрами, применяемыми при использовании других методов налогообложения при условии, что основным видом деятельности не является торговля, общественное питание и аренда недвижимости.

Какой ИП может перейти на ПСН

Приобретение лицензии актуально для предпринимателей, использующих наемный труд работников, количество которых не превышает 15 человек, при условии, что общий предпринимательский доход при этом не достигает отметки в 60000000 рублей.

Нормативно-правовые источники регламентируют определенные виды деятельности, при реализации которых можно оформить патент. Если в списке отсутствует применяемый вид деятельности, то предпринимателю следует рассмотреть другие методы налогообложения доходов. В законодательных нормах существуют дополнительные ограничения применения ПСН, связанные с регламентированием площади торговой зоны, в ситуации, когда основным видом деятельности предпринимателя является торговля.

Расчет величина патента на калькуляторе ФНС

Современные возможности позволяют предпринимателям произвести оперативные расчеты для определения величины налоговых платежей. На официальном сайте Налоговой Службы представлен специальный калькулятор, который, после ввода данных, рассчитает стоимость лицензии. Заранее следует подготовить данные, которые понадобятся при заполнении формы:

  • срок действия документа;
  • месторасположение субъекта, по адресу которого планируется ведение бизнеса;
  • сфера деятельности индивидуального предпринимателя;
  • количество бизнес-объектов;
  • наличие и количество наемных работников.

После оформления запроса и его программной обработки, на экране выдается информация о возможности оформления патента, о его величине и о разделении начисленной суммы на несколько платежей.

Расчет стоимости патента для ИП может быть произведен вручную. Процедура проводится в несколько этапов:

  1. Выбор региона, в котором планируется ведение деятельности в таблице базовой доходности для системы ПСН.
  2. Получение информации о величине базового дохода, применяемого к конкретному виду предпринимательства, реализуемого в определенном регионе.
  3. Вычисление стоимости патента посредством умножения величины базового дохода на ставку в шесть процентов. Полученная цифра идентифицирует годовую стоимость лицензии. В случае ее оформления на меньший период, следует провести соответственную корректировку.

Читайте также: Налог на прибыль ИП на ОСНО

Пример вычисления

Для индивидуального предпринимателя, работающего в Москве, без наемных работников в сфере репетиторства, законодательно установлена базовая величина годового дохода в 330000 рублей. Стоимость патента соответствует шести процентам от потенциальной прибыли. За год репетитору нужно оплатить 330000х0,06=19800 рублей.

Порядок оплаты

Лицензия может быть оплачена одним платежом, сразу за весь период пользования. В случае финансовых трудностей у предпринимателя, допускается разбитие основной суммы на несколько частей. Если патент был выписан на временной период от одного до шести месяцев, то он должен быть оплачен единым платежом до истечения срока действия документа.

На два платежа можно разбить стоимость патента только в случае, если он был выдан на срок от шести до двенадцати месяцев. Первый платеж в размере одной третьей от общей стоимости документа должен быть внесен до окончания третьего месяца его действия. Вся остальная сумма оплачивается на протяжении всего времени действия бумаги.

Как перейти на ПСН

Основанием для перевода бизнесмена на патентную систему налогообложения является его личное желание, выраженное в виде оформленного заявления. Процедура должна быть оформлена заранее, за десять дней до предполагаемой даты ведения бизнеса по новой системе. Документы подаются в Федеральную Налоговую Службу, по месту регистрации бизнеса заявителя в случае планирования им ведения деятельности в этом же регионе. Если реализация бизнес-проекта будет осуществлена по другому адресу, то документы оформляются в другом отделении уполномоченного органа.

Стоит отметить, что для претендентов на нулевую ставку предусмотрена другая форма заявления, с образцом которого можно ознакомиться на сайте ФНС. Сроки рассмотрения заявления законодательно регламентированы пятью рабочими днями, по истечении которых уполномоченные представители выдают заявителю патент или уведомляют его об отказе.

Добрый день, уважаемые ИП!

Начал собирать сводные данные по изменения для ИП на ПСН на 2019 год.

Сразу подчеркну, что статья будет обновляться, по мере утверждения новых законов и прочих изменений для ПСН. А изменений будет много, особенно связанных с началом использования онлайн-касс ИП на ПСН.

Поэтому, лучше сразу подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить важные изменения:

Важные обновления и хорошие новости:

Знаю, что очень многие ИП на ПСН очень переживают по-поводу перехода на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года… Постоянно пишут в комментариях и задают вопросы по этому поводу. Поэтому, вынес эти две важные новости в самый верх статьи. Разумеется, основная тема статьи будет чуть ниже.

Также посмотрите два небольших видеообзора по этим важным нововведениям, которые есть в статье ниже. Я специально их записал, так как от читателей раздаются одни и те же вопросы =) Поэтому, прежде чем задавать вопрос про онлайн-кассы, посмотрите их внимательно.

Хорошая новость №4: Ожидается введение новых видов деятельности, разрешенных на ПСН, для тех, кто занимается растениеводством и животноводством:

А что еще изменится для ИП на патенте?

Уважаемые читатели, у меня есть отдельная рубрика для ИП на патенте, которую тоже советую посмотреть, так как в ней я рассказываю о других нюансах по применению этой системы налогов:

Итак, приступим:

ИП, которые хотят максимально уменьшить отчетность для ФНС, как правило, выбирают патентную систему налогообложения. Действительно, отчетность для ИП на ПСН минимальна, по сравнению с другими системами налогообложения.

А также эта система наиболее понятна для начинающих предпринимателей.

— Но есть и плохая новость – дело в том, что далеко не при любом виде деятельности возможно выбрать ПСН. Этот список видов деятельности довольно куцый и на данный момент состоит из 63 видов деятельности.

— Также, в связи введением онлайн-касс ПСН станет менее привлекательной, так как часто ПСН выбирали по той причине, что можно было не использовать кассы. Но об этом моменте поговорим ниже.

1. Какие виды деятельности доступны для перехода ИП на ПСН?

  1. Во-первых, этот список указан в Налоговом Кодексе РФ (ст. 346.43) и содержит 63 вида, которые разрешены по всей России.
  2. Во-вторых, местные органы власти могут добавлять дополнительные виды деятельности , которые разрешены в субъекте РФ. Например, в начале 2017 года в Москве разрешали покупать патенты тем ИП, которые занимаются вендингом (то есть, продают через торговые автоматы). Поэтому, уточните список действующих видов деятельности для ИП на патенте на 2018 год в своей налоговой инспекции. Или ищите изменения по соответствующим законам для ИП на ПСН на официальных сайтах местных органов власти.

2. Рассмотрим первый список, который указан в статье 346.43 НК РФ

  1. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  2. Ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  3. Парикмахерские и косметические услуги;
  4. Химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
  5. Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
  6. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  7. Ремонт мебели;
  8. Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
  9. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  10. Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
  11. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
  12. Ремонт жилья и других построек;
  13. Услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
  14. Услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
  15. Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
  16. Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
  17. Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома;
  18. Ветеринарные услуги;
  19. Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  20. Изготовление изделий народных художественных промыслов;
  21. Прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке масло семян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);
  22. Производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
  23. Ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
  24. Чеканка и гравировка ювелирных изделий;
  25. Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
  26. Услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
  27. Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
  28. Проведение занятий по физической культуре и спорту;
  29. Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  30. Услуги платных туалетов;
  31. Услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
  32. Оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
  33. Оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
  34. Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
  35. Услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
  36. Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
  37. Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  38. Занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  39. Осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
  40. Услуги по прокату;
  41. Экскурсионные услуги;
  42. Обрядовые услуги;
  43. Ритуальные услуги;
  44. Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
  45. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  46. Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  47. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  48. Услуги общественного питания без зала обслуживания посетителей;
  49. Услуги по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  50. Производство кожи и изделий из нее;
  51. Сбор и заготовка растений, в том числе лекарственных;
  52. Сушка и переработка фруктов и овощей;
  53. Производство молочной продукции, хлебобулочных изделий;
  54. Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;
  55. Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  56. Товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  57. Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  58. Деятельность по письменному и устному переводу;
  59. Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
  60. Сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
  61. Резка, обработка и отделка камня для памятников;
  62. Оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  63. Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования;

3. Помимо ограничений по видам деятельности ИП должен выполнить еще несколько условий:

  1. Среднее количество сотрудников НЕ должно превышать 15 человек;
  2. Доход в течение календарного года не должен превышать 60 миллионов рублей;

4. Сколько стоит патент на 2019 год?

Уже давно действует официальный калькулятор от ФНС, где можно быстро посчитать стоимость патента.

Отмечу, что данные по 2019 году в официальном калькуляторе должны появиться примерно в декабре 2018 года (так было в и прошлом году).

5. Как перейти на ПСН?

Для того, чтобы перейти на ПСН, необходимо за 10 рабочих (не календарных!) дней подать заявление в ФНС по форме №26.5-1.

Обратите внимание, что сейчас готовятся изменения в этом заявлении и лучше взять актуальный бланк с официального сайта ФНС.

https://www.nalog.ru/rn77/ip/ip_pay_taxes/patent/#title5 (по этой-же ссылке есть много другой полезной информации для ИП на ПСН)

Обновление. Обратите внимание, что введена новая форма на получение патента, начиная с 2018 года. Подробнее читайте в отдельной статье:

6. Куда именно нужно подавать это заявление? В какую инспекцию?

  • Если деятельность ИП будет проводиться по месту жительства (т.е. по прописке в паспорте), то заявление подаем в свою “родную” налоговую;
  • А вот если бурная деятельность будет проходить в другом регионе (не по месту прописки), то подаем заявление по месту будущей деятельности (это важно);

7. Можно ли совмещать ПСН с другими системами налогообложения?

Да, можно.

Например, можно совмещать УСН + ПСН. Но здесь стоит помнить, что отчитываться придется сразу по двум системам налогообложения. Понятно, что на ПСН не сдается декларация, но по УСН придется сдавать, даже если она будет нулевой.

8. Важный момент

Также нужно учитывать тот момент, что покупая патент, Вы не снимаетесь “на автомате” с предыдущей системы налогообложения.

Например, Вы ИП на УСН 6% и купили патент.

Это значит, что Вы стали совмещать УСН 6% + ПСН. А значит, придется отчитываться и по УСН 6% и по ПСН. Чтобы избежать этой мороки, придется сниматься с учета по УСН (что возможно только с 1-го января, по заявлению). Но, на самом деле, не нужно отказываться от УСН, так как в случае утери права применять ПСН, вы «слетите» на УСН, что лучше, чем ОСН.

9. Как оплатить патент в 2019 году?

Согласно статье Статья 346.51 НК РФ:

  1. Если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
  2. Если патент куплен на срок от 6 до 12 месяцев, то оплата происходит в 2 этапа:
  • в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
  • в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

10. Нужно ли будет применять онлайн-кассу?

Начиная с 2017 года начался постепенный переход на новые онлайн-кассы. Для ИП на ПСН (и ЕНВД) сделали отсрочку по переходу и установили крайний срок на 01 июля 2018 года. Но повторюсь, что для некоторых категорий ИП на ПСН дали отсрочку до 1 июля 2019 года (а и вовсе освободили от применения онлайн-касс).

Еще будет налоговый вычет за покупку онлайн-кассы

Подробнее смотрите в видео ниже:

Или прочтите вот эти статьи:

12. А какие ИП могут НЕ применять онлайн-кассы? Наверняка есть в недрах закона послабления?

Да, есть такой список =) Есть даже территории РФ, на которых разрешают не использовать онлайн-кассы, так как они слишком далеко от цивилизации и устойчивого доступа в Интернет.

Советую осилить вот эту статью, которая должна снять большинство ваших вопросов:

13. А если торговать пивом?

ИП на ПСН должны были начать применять онлайн-кассы уже с 31 марта 2017 года. К сожалению, это так.

Никаких исключений для торговцев спиртосодержащих напитков нет.

Подробнее об этой ситуации читайте вот здесь:

Важное обновление! Неожиданно снова дали отсрочку тем ИП на ПСН, которые торгуют пивом по применению новых онлайн-касс до 1 июля 2018 года. Подробнее об этой необычной ситуации читайте вот здесь:

14. Что случится, если не продлить вовремя срок действия патента?

Одной из главных забот ИП на ПСН было вовремя продлить действие патента на следующий период. Если кто-то не успевал это сделать в установленный срок, то считалось, что ИП автоматически начал применять ОСН (общую систему налогообложения). В случае совмещения УСН + ПСН предприниматель «слетал» на УСН.

К счастью, эта практика отменена с 01.01.2017, о чем сообщается в информационном письме из ФНС № СД-19-3/19@ от 06.02.2017

15. Можно ли применять ПСН для интернет-магазина?

Нет, нельзя. Этот вопрос настолько частый, что пришлось написать отдельную статью по этому поводу:

Взносы ИП на 2019 год

Снял новое видео про взносы ИП «за себя» на 2019 год, советую посмотреть:

Напоминаю, что на мой видеоканал на Youtube можно подписаться по этой ссылке:

Также очень часто задают вопросы про то, как платить 1% при доходе свыше 300 000 рублей в год. Советую посмотреть другое мое видео на 2019 год:

Предварительный итог:

Еще раз повторюсь, что эта статья сводная и будет обрастать новыми подробностями, по мере поступления новых изменений.

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2019 год
  7. И многое другое!

Уважаемые предприниматели!

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2019 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2019 году?"

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2019 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Уважаемые читатели, готова новая электронная книга для ИП на 2019 год:

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2019 году?"

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2019 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.