Предмет, метод и система права социального обеспечения

Экономическое положение государства в различные периоды исторически было неоднозначным, но тем не менее тяжелое материальное положение граждан вынуждало государство на выполнение функций, касающихся поддержки обездоленных людей. Часто это носило несистемный характер. Причиной неблагополучного материального состояния граждан были и стихийные бедствия, войны, болезни. Прежде всего нуждающимися были престарелые, нетрудоспособные граждане. Привилегиями в России пользовались чиновники и военнослужащие. Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось за счет казны государства и зависело от персональных заслуг перед государством на основании действующего законодательства России. Р.И. Иванова утверждает, что в XIX в. в обществе присутствовали благотворительность, опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений, государственное признание для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и др.

В конце XIX - начале XX в. в России насчитывалось более 14 тыс. государственных и частных учреждений общественного призрения .

Реформы докапиталистического периода были направлены еще и на профилактику предупреждения бедности. Пожертвования более обеспеченного класса населения были весьма традиционными для поддержания специальных учреждений, в которых находились бедные люди, дети, не имеющие родителей, и др.

Развитие законодательства о социальном обеспечении в большей степени относится к периоду капитализма. Наемные рабочие нуждались в особой защите.

Несчастные случаи на производстве, частичная или полная утрата трудоспособности, дети, оставшиеся без обеспечения, иные иждивенцы являлись снованием для выплаты пособий. В первой половине XIX в. были приняты законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и др.

Важным оставалось государственное страхование рабочих и всех лиц наемного труда и их семейств во всех случаях утраты ими трудоспособности и организация страховых организаций.

В первой половине XIX в. молодое Российское государство уделяло особое внимание охране материнства и детства: открывались специальные учреждения, менялась законодательная база, предусматривалось пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности и др.

Но не все категории граждан имели право на указанные виды пособий. Например, социальное обеспечение крестьян не входило в систему государственного социального обеспечения. Бывшие помещики, фабриканты, жандармы, полицейские и др. также не входили в систему государственного страхования . И это решение было оправдано для того времени.

Страна находилась в сложной ситуации. Тем не менее Россия с 1917 г. установила страхование на случай безработицы, пенсионное обеспечение по инвалидности солдат, членов их семей (пособие по случаю потери кормильца). Государство проявляло заботу о детях, лишенных родителей (открытие специальных учреждений для детей, детских домов).

Медицинское обслуживание ряда категорий граждан включало и санаторно-курортное лечение . Платные медицинские услуги не были популярной мерой и являлись исключением в сложный экономический период для молодого государства. Государство было ориентировано на оказание бесплатной медицинской помощи всем гражданам независимо от их социального положения.

Пенсионное обеспечение по старости в 1930 г. устанавливало пенсионный возраст для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; общий трудовой стаж для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет.

Конституция СССР 1936 г. установила следующие права: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкий сети курортов».

Война 1941-1945 г. затормозила развитие законодательства о социальном обеспечении, но в 1950-е годы СССР был принят ряд важнейших законов, постановлений:

  • Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»;
  • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»;
  • Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхоза»;
  • постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г. «О мероприятиях по дальнейшему повышению благосостояния советского народа».

К 1977 г. в СССР была создана единая система норм о пенсионном обеспечении.

Конституция СССР 1977 г. закрепила ряд важнейших прав, в том числе право на материальное обеспечение, равенство между мужчинами и женщинами, право граждан СССР на охрану здоровья и право на заботу государства о семье.

В 1990 г. был принят новый Закон РСФСР № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Важным критерием по данному закону была продолжительность трудового стажа, уровень среднего заработка, из которого осуществлялся перерасчет, индексация. Понятие трудового стажа, включение в трудовой стаж периодов, когда жены военнослужащих не могли трудиться в местностях, где их мужья проходили сверхсрочную службу, учеба в вузах, аспирантуре и др. значительно изменили пенсионное законодательство к лучшему.

Реализация прав Конституции РФ 1993 г. впоследствии привела к реформе, в соответствии с которой постановлением от 20 мая 1998 г. № 463 была принята Программа пенсионной реформы о трехуровневой пенсионной системе.

Первый уровень - базовая пенсия. Второй - страховая пенсия. Страховая часть пенсии зависит от продолжительности участия в страховании. Негосударственное пенсионное обеспечение - это третий уровень пенсионной системы. Были приняты законы от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Основы законодательства об охране здоровья от 22 июля 1993 г., Закон о медицинском страховании, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о трудовых пенсиях и др.

Тем не менее, несмотря на некоторые достижения в этой области, можно смело утверждать, что реформа 2001 г. не предоставила пенсионерам достойной жизни. Ряд проблем еще предстоит решить, и прежде всего в правовом аспекте.

Предмет самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Вопрос о самостоятельности отрасли права социального обеспечения впервые возник на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Помимо чешских ученых-правоведов (В. Вергайнер, К. Пинц, И. Томеш) мысль о самостоятельности отрасли права социального обеспечения была поддержана выдающимся русским ученым В.С. Андреевым, В.В. Караваевым и др. Именно В.С. Андреев разработал учение, принципы и методе отрасли права социального обеспечения. Особый вклад внесли в развитие науки М.М. Захаров, Р.И. Иванова, К.С. Батыгин, А.Е. Пашерстник, А.Д. Зайкин и др.

Предмет правового регулирования права социального обеспечения до сих пор остается дискуссионным. В.С. Андреев включал в предмет права обеспечения особый субъектный состав, алиментарный характер отношений, особые источники финансирования, процессуальные отношения.

Термин «алиментарность» использовался в разных значениях. Один из выдающихся ученых советского периода - М.Л. Захаров понимал под этим термином «признанную социалистическим государством обязанность общества содержать своих престарелых и нетрудоспособных членов» . По представлению Р.И. Ивановой, этот термин означает «способ предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе в объеме нормального уровня жизненного стандарта, сложившегося на данном этапе развития советского общества, бесплатно, безэквивалентно, а не в порядке ответных действий за новый встречный труд, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения . В.Ш. Шайхатдинов утверждал, что особенность предмета регулирования состоит не в алиментарности общественных отношений, а в том, что посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет общественных фондов потребления . Выдающийся ученый

Е.Е. Мачульская утверждает, что в условиях рыночных отношений, экономики, с учетом изменения механизмов финансирования, появления новых социальных рисков и других факторов отдельные признаки отношений по социальному обеспечению, выявленные В.С. Андреевым, утратили актуальность. Другие в несколько преобразованном виде могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения» .

С этим можно отчасти согласиться. Но, по мнению автора, именно в условиях рыночной экономики необходимо термин «али- ментарность» понимать как принцип материального содержания лиц, попавших в любые сложные материальные обстоятельства, даже если эти лица не внесли вклада в общество, но нуждаются на определенный период в поддержании нормального уровня жизни.

Так, В.С. Аракчеев не сомневался, что «в социальном обеспечении речь идет не об индивидуальной (договор пожизненной ренты) или групповой (семейно-правовой) алиментации, а именно социальной, то есть общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению» .

Впервые разработанное В.С. Андреевым учение о предмете и методе права социального обеспечения актуально и в настоящее время.

Понятие предмета права социального обеспечения связано с сущностью понятия социального обеспечения. Тем не менее содержание предмета права социального обеспечения, группы общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, излагается у ряда авторов по-разному.

Так, К.Н. Гусов предлагает следующие группы общественных отношений.

  • 1. Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты).
  • 2. Отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение).
  • 3. Процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в первые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают их них (процессуальные) .

Е.Е. Мачульская относит общественные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения, к двум группам.

  • 1. К первой группе следует отнести те из них, в которых выделяется экономическая сущность рассматриваемых отношений. При этом основным признаком является наличие прямой или косвенной связи между уплатой страховых взносов и возникновением права на трудовую пенсию, страховое пособие или медицинскую помощь. Причем плательщиками взносов могут быть как сами получатели трудовых пенсий, пособий или медицинских услуг (например, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица), так и страхователи (работодатели, заказчики работ или услуг по гражданско-правовым договорам и т.п.).
  • 2. Вторую группу образуют позиции тех ученых, которые подчеркивают юридический аспект этих отношений - отсутствие встречных обязанностей у обеспечиваемого лица.

Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, Российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства, необходимые для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН или страховых взносов (например, социальная пенсия ребенку- инвалиду).

Отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, имеют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точки зрения. Их экономическая сторона характеризуется полной бесплатностью для получателя, поскольку источником финансирования социальных выплат и услуг служат средства бюджетов различных уровней (преимущественно регионального и муниципального), а не страховые взносы, уплаченные самим получателем или за него страхователем .

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случае потери кормильца .

Для предмета права социального обеспечения свойственны правовая и экономическая составляющие части отношений. Трудовые пенсии имеют экономическую составляющую часть, поскольку являются возмездными. Важным моментом является уплата страховых взносов. И таких отношений в праве социального обеспечения подавляющее большинство.

Есть еще и иные виды пенсии, основания получения которых различны. Например, пенсии за выслугу лет - важен период прохождения службы; общий трудовой стаж важен и для получения пенсий лицами, пострадавшими в результате радиационных и техногенных катастроф. Но элемент экономической возмездности тоже в этих отношениях присутствует.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены социальные пенсии. В отношениях по их выплате также присутствует заинтересованность государства обеспечить лиц, которые не смогли по каким-то причинам трудиться, поддержать их материально.

В системе отношений, касающихся материального обеспечения граждан, относятся пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице и др.).

К системе отношений, имеющих целью материальную помощь компенсационного характера, относятся, например, компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, и др.

Особую систему отношений составляют услуги социального характера.

В.С. Андреев считал, что в предмет права социального обеспечения включаются отношения по бесплатному лечению граждан . И с этим трудно не согласиться, так как оказание бесплатной медицинской помощи предусмотрено Конституцией РФ.

К системе социальных отношений следует отнести отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, обеспечению бесплатными лекарствами некоторых категорий граждан.

К системе отношений можно отнести социальные услуги, материальную помощь государства, оказываемую детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

В предмет права социального обеспечения включаются отношения процедурного и процессуального характера. Некоторые авторы считают это утверждение спорным. С точки зрения автора, такое мнение не имеет достаточного основания, так как право защищать нарушенное право предусмотрено Конституцией РФ.

Заявительный характер отношений социального обеспечения требует установления ряда юридических фактов (например, факт участия в ликвидации аварии на Чернобольской АЭС, факт инвалидности, право на получение пособий, социальных услуг, медицинской помощи и т.п.).

К процедурным отношениях можно отнести установление факта нуждаемости лиц, обратившихся за помощью (Федеральный закон о государственной социальной помощи).

Процессуальные отношения предусматривают рассмотрение спорных вопросов уполномоченными вышестоящими органами. Но с точки зрения автора, значение общегражданских судов не вызывает никаких сомнений в рассмотрении спорных ситуаций. Но хотелось бы высказать мнение, что в структуре общегражданских судов должно быть отдельное подразделение по рассмотрению споров о восстановлении нарушенных прав человека в области социального обеспечения.

Эти споры весьма специфичны, но к тому же лица, обращающиеся в суд, материально нуждаются, не могут находиться длительно в процессе, и поэтому следует установить иные процессуальные сроки рассмотрения подобных споров.

Предмет науки права социального обеспечения шире предмета отрасти, поскольку наука обобщает накопленный опыт о предмете, изучает исторический аспект развития отрасли, использует специфические методы для получения объективных знаний о предмете, методе, правоотношениях, принципах отрасли, которые затем используются в учебной дисциплине.

В учебной дисциплине права социального обеспечения используются полученные научные знания, но и авторское субъективное мнение может быть предусмотрено учебной дисциплиной.

  • Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): Автореф, дис. ...докт. юрид. наук. 1987. С. 20.
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», текст с изменениями идополнениями на 2012 г. М.: Эксмо, 2012. Ст. 5.
  • Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М.: Юрид,лит., 1980. С. 34.
Право социального обеспечения. Шпаргалка Белоусов Михаил Сергеевич

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Предмет права социального обеспечения включает несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинского обслуживания, льгот для отдельных категорий граждан);

3) процедурные ипроцессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы. Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению, специфика которых обусловлена распределительным характером этих отношений. Право социального обеспечения использует два метода: императивный и диспозитивный.

Система права социального обеспечения состоит из двух частей: общей иособенной.

Общая часть охватывает положения и нормы, относящиеся ко всем отношениям по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В структуре особенной части права социального обеспечения сформировался комплекс самостоятельных институтов:

трудового стажа, пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обслуживания, медицинской помощи и лечения, по установлению юридических фактов, по разрешению жалоб и споров, по наступлению юридической ответственности.

Источники: нормы международных актов, Конституция РФ, федеральные законы РФ, подзаконные акты! (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), муниципальные и локальные нормативные акты.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

2 НОРМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ Норма права социального обеспечения – это определенное общеобязательное, санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой правило поведения, регулирующее отношения,

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

27. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПАТЕНТНОГО ПРАВА Патентное право – это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА Трудовое право – совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда.В зависимости от экономического

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

31. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Вопросы социального обеспечения Выплата пенсий и пособий гражданам СССР, находящимся за границей по служебным или частным делам, производится в соответствии с советским законодательством, положениями заключенных между СССР и страной пребывания соглашений или

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

Право социального обеспечения ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - система правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению и обслуживанию как отдельных граждан РФ (в старости, в случае болезни, частичной, или полной потери трудоспособности, потери

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги О стыде. Умереть, но не сказать автора Цирюльник Борис

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Определение предмета права социального обеспечения неразрывно связано с самим понятием социального обеспечения. Однако общественные отношения, составляющие социальное обеспечение, не идентичны предмету права социального обеспечения.

Во-первых, общественные отношения могут быть предметом правового регулирования лишь постольку, поскольку они выступают в качестве волевых отношений, т.е. независимо от своего места в структуре социальных связей выражаются в волевом поведении людей и проявляются в виде имущественных, трудовых, организационных и иных социальных связей, имеющих волевой характер.

Социальное обеспечение включает в себя конкретные акты поведения людей, направленные на создание специальных фондов и их распределение. Складывающиеся при этом общественные связи - волевая форма распределительных отношений, поэтому они поддаются правовому регулированию.

Во-вторых, как отмечено выше, в рамках социальною обеспечения складываются три основные группы общественных отношений: по образованию и распределению финансовых источников, предназначенных для социального обеспечения, по управлению социальным обеспечением, по реализации гражданами своих прав па отдельные виды обеспечения. По своей природе и содержанию они далеко не однородны. Так, отношения, которые складываются в процессе образования фондов с целью социального обеспечения, являются типичными финансовыми отношениями и входят в предмет финансового права, отношения же по управлению социальным обеспечением обладают всеми признаками административных отношений и включены в предмет административного права.

Таким образом, в входят отношения, складывающиеся между гражданами и органами государственной власти, местного самоуправления, организациями по поводу реализации гражданами своих прав на различные виды социального обеспечения.

Отношения, составляющие ядро предмета права социального обеспечения, представляют собой разновидность имущественных отношений и обладают всеми основными признаками последних. Данные признаки проявляются через объект и содержание указанных отношений. Отношения по социальному обеспечению возникают, как правило, в тех случаях, когда для граждан наступают неблагоприятные материальные последствия в виде утраты или снижения заработка или увеличения расходов. Поэтому объект этих отношений обычно составляют материальные блага (пенсии, пособия и др.), которые охватываются понятием "имущество", а также натуральные виды помощи и услуги материального характера.

Отношения но социальному обеспечению являются имущественными и по содержанию, поскольку связаны с собственностью. В рамках этих отношений происходит передача материальных благ, составляющих государственную (федеральную и субъектов РФ), муниципальную, частную и другие виды собственности, в собственность отдельных граждан, а также пользование объектами этих видов собственности.

Предмет права социального обеспечения неоднороден. Его ядро составляют пенсионные отношения и отношения по предоставлению денежных пособий, складывающиеся между гражданами и органами, предоставляющими обеспечение.

В предмет права социального обеспечения входят и иные отношения: по оказанию медицинской помощи, по социальному обслуживанию, социальной поддержке, по государственной социальной помощи. Все эти отношения обладают специфической природой и имеют разную степень связи с ядром предмета данной отрасли.

В то же время субъектами указанных отношений выступают лица, получающие пенсии и пособия, эти отношения возникают на основе одних и тех же юридических фактов. В силу этого все они тяготеют к ядру предмета права социального обеспечения и входят в состав предмета. Большинство из них являются имущественными.

В предмет права социального обеспечения входит значительное число нематериальных отношений (процедурные, процессуальные). Они способствуют возникновению и развитию материальных отношений, обеспечивают их нормальное функционирование и охрану (отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению обеспечения, в связи с юридической ответственностью сторон этих отношений; по рассмотрению споров).

С учетом сказанного, предмет права социального обеспечения составляют пенсионные отношения, отношения по обеспечению пособиями, по оказанию медицинской помощи, по социальному обслуживанию, социальной поддержке, государственной социальной помощи, дополнительному социальному обеспечению, а также тесно связанные с ними отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению обеспечения, в связи с юридической ответственностью сторон этих отношений и по рассмотрению споров.

Структура предмета права социального обеспечения определяется условиями возникновения и функционирования отношений по социальному обеспечению и объектами этих отношений. Исторически сложилось так, что в указанных отношениях каждому жизненному событию (страховому, социальному случаю, группе однородных событий) соответствует конкретный объект отношения (вид материального блага, услуги), с помощью которых удовлетворяются потребности граждан как носителей общественных отношений. Отсюда сформировались различные по форме, но родственные по содержанию, а потому взаимосвязанные группы отношений, составляющие ядро предмета права социального обеспечения. Это пенсионные отношения, в основе которых лежат достижение гражданами установленной возрастной границы, наступление инвалидности, выслуга лет, потеря кормильца; отношения по предоставлению различного рода пособий - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей и т.д. К ним примыкают отношения по оказанию медицинской помощи, по социальному обслуживанию, социальной поддержке, государственной социальной помощи и др.

Связи, возникающие из действий субъектов (носителей) названных отношений (граждан и органов, предоставляющих обеспечение), образуют группу нематериальных отношений. Сюда входят отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению обеспечения, в связи с юридической ответственностью сторон этих отношений, по рассмотрению споров. В свою очередь, каждый из элементов структуры предмета права социального обеспечения состоит из ряда взаимосвязанных компонентов и имеет собственную структуру. Так, пенсионные отношения включают в себя отношения по обеспечению пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями. Имеют внутреннее строение и другие элементы структуры предмета права социального обеспечения.

Наконец, следует иметь в виду динамизм общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Он проявляется в возникновении новых групп отношений, вызванных потребностями общественной жизни. Таковы, например, отношения по предоставлению помощи лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, незаконно репрессированным, беженцам и вынужденным переселенцам, по государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения.

Предмет любой отрасли права получает юридическое закрепление в соответствующих нормативных правовых актах. В большинстве отраслей законодательства предмет правовой отрасли непосредственно отражается в главах, разделах и других подразделениях кодифицированных нормативных правовых актов. Несколько по-иному обстоит дело в области права социального обеспечения. В Российской Федерации уровень кодификации законодательства о социальном обеспечении недостаточно высок, поэтому предмет данной отрасли нормативно закреплен в целом ряде актов. Так, пенсионные отношения получили закрепление в Законе о трудовых пенсиях, Законе о государственном пенсионном обеспечении, Законе о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Отношения по обеспечению граждан пособиями закреплены в Законе о пособиях по временной нетрудоспособности и др. Детальное нормативное закрепление получили и другие отношения по социальному обеспечению.

Нормы нематериального характера, которые опосредуют отношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по представлению обеспечения, по вопросам юридической ответственности и но рассмотрению споров, включены и в акты, регулирующие материальные отношения, и в акты, посвященные процедурным и процессуальным вопросам.

Право социального обеспечения – это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерациясоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, одним из важнейших направлений деятельности РФ является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Все государства, в том числе Российская Федерация, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., признают право каждого человека на социальное обеспечение.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, сущность которого состоит в осуществлении государством системы экономических и правовых мер, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Таким образом, значение права социального обеспечения заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом права социального обеспечения как отрасли права являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения, т. е. урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам – с другой стороны, по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на:

– пенсионные правоотношения, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии на: пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т. д.;

– правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т. д.;

– правоотношения по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют:

– правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

– правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают:

материальные правоотношения, т. е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

процедурные правоотношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

– процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами. Предпосылкой любого правоотношения являются юридические факты, т. е. конкретные жизненные (объективные) обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как правило, большинство правоотношений в сфере социального обеспечения возникают из сложных юридических составов. В таких случаях для наступления правовых последствий необходимо одновременно наличие нескольких обстоятельств. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

– субъект;

– объект;

– субъективное право и юридическую обязанность, т. е. юридическое содержание.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. В свою очередь к указанным государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т. е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. Правовые нормы, которые регулируют отношения по социальному обеспечению, внутренне взаимосвязаны и построены на единых принципах.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.

По сфере действия все принципы права принято делить на:

– общеправовые, свойственные всем отраслям права;

– межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

– отраслевые, действующие в рамках только одной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В соответствии с этой классификацией к принципам права социального обеспечения относятся:

– общеправовые: законность, гуманизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т. д.;

– отраслевые: всеобщность и доступность социального обеспечения; гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных в законе; дифференциация условий социального обеспечения в зависимости от условий труда, от трудового стажа, от природно-климатической зоны и т. д.; многообразие видов социального обеспечения, комплексность правового регулирования; принцип социального обеспечения за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды; принцип соответствия величины размеров пособий, пенсий и других выплат финансовым возможностям государства;

– межотраслевые: направленность, всесторонность, принцип неотвратимости ответственности, состязательности судопроизводства ит. п.;

– внутриотраслевые: каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию, каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника, адресность, доступность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг и др. Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения обусловлен комплексным характером его предмета. Поэтому воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется путем применения и административно-правового, и гражданско-правового методов.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения, так как одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, разрешений. В частности, все права и обязанности субъектов данных правоотношений определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон. Указанный метод находит свое проявление и в том факте, что большинство отношений по социальному обеспечению строятся все же не на договорной основе.

Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов (к примеру, когда одна сторона имеет только обязанность). В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Метод права социального обеспечения характеризуется следующими чертами:

– сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

– формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем. Однако большинство отношений по социальному обеспечению строится все же не на договорной основе. Так, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия;

– специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т. д.);

– абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения состоит из двух больших групп:

– общая часть, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

– особенная часть, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

    обеспечение пенсиями;

    обеспечение пособиями;

    бесплатное медицинское обслуживание;

    предоставление санаторно-курортного лечения;

    социальная помощь семьям, имеющим детей;

    обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

    сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

    права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

    все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

    специфика санкций, применяемых к правонарушителям , и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается, во-первых , в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не должно.

А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

    общую часть,

    особенную часть,

    специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

    трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

    по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

Пособия,

Социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

    конститутивные,

    кодифицированные,

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

    законы (примеры приводились выше);

    указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

    постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

    постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

    другие нормативные акты.

3 . По сфере действия источники ПСО делятся на:

      общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

      республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

      отраслевые

      локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений , регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.