Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные

Понятие норм процессуального права

Определение 1

Нормы процессуального права - это правовые нормы, устанавливающие оптимальный порядок, в котором происходит реализация норм материального права, защита прав и интересов человека и государства.

Многообразие общественных отношений, а также разнообразие жизненных ситуаций вместе со способностью человека реагировать на происходящее обуславливают то, что правовые нормы становятся довольно разнообразны. Основания для проведения классификации могут быть самыми разными. Вообще правовые нормы - это первичные ячейки права, в которых заложены самостоятельные программы воздействия на регулируемые ими отношения и их участников.

Особенности процессуальных норм

Процессуальные нормы отличаются от материальных норм по ряду признаков. К ним, в том числе, относятся:

  • своеобразие даваемых предписаний. Это обуславливается характером процессуальных норм, их функциональному назначению. В то время как функция материального права состоит в том, чтобы непосредственно регулировать поведение субъекта права, то в назначение процессуальных норм входит регулирование самих общественных отношений, которые могут сложиться в ходе применения материально-правовых норм. Другими словами - это содействие для достижению результата, который предусмотрен материально-правовой нормой. Кром того, положения, закрепленные в процессуальных нормах, носят характер процедуры, то есть ими определяется единый целесообразный порядок правоприменительной (учредительной, законодательной, контрольной) деятельности . Также множеством норм процессуального характера определяется порядок, в котором происходит организация деятельности государственных органов и реализации ими своих полномочий.
  • особенность адресатов данных норм. Обычно процессуальные нормы адресованы субъектам, наделенным властными полномочиями по применению материально-правовых норм. Предписания, закрепленные в них, всегда звучат как категорические повеления в отношении субъектов, которые уполномочены заниматься принимать решения по делу. В то же время данные норму могут содержать диспозитивные начала, касающиеся иных заинтересованных участников дела.
  • специфическая структура. Процессуальные нормы, также как и материальные, имеют трехэлементную структуру. Однако здесь имеется ряд особенности, которые заключается, во-первых, в том что, диспозиция процессуальной нормы остается формой для реализации нормы материального права; во-вторых, у гипотезы процессуальной нормы условия и обстоятельства ее применения могут быть определены только содержанием материально-правовой нормы, то есть норма материального права как будто бы заключена в норму процессуального; в-третьих, производность природы процессуальной нормы определяет также и специфичность содержащейся в ней санкции, которая обычно состоит в отмене решения, принятого в нарушение такой процессуальной нормы.
  • тесная связь с разнообразными приемами и способами, используемыми государственными органами в ходе реализации своих полномочий.

Замечание 1

Значимость норм процессуального права трудно переоценить. Именно с помощью данного вида норм юридический процесс в любой отрасли права превращается в строго определенную последовательность действий правоприменителя и иных участников направленных на достижение единого для них справедливого и законного результата. Соблюдение норм процессуального права гарантирует с одной стороны соблюдение основных прав и интересов личности, а с другой - стабильность функционирования государственного аппарата, в том числе аппарата принуждения.

<*> Научные труды. Вып. 2. Т. 2. М.: РАЮН, 2002.

Административный процесс, как и другая процессуальная деятельность, осуществляется по определенным правилам, содержащимся в правовых нормах. Эти нормы, как и процессуальные нормы иных процессуальных отраслей права, определяют порядок реализации материально-правовых норм. Они также устанавливаются или санкционируются государством, являются общеобязательными правилами для всех государственных и прочих органов, должностных лиц и отдельных граждан.

Административный процесс мы представляем как урегулированный административно-процессуальными нормами порядок рассмотрения индивидуально-конкретных дел, возникающих из административно-правовых отношений, не связанных со служебным (управленческим) подчинением. По существу, это порядок реализации административной ответственности.

Правореализация в названной сфере осуществляется посредством использования и применения административно-процессуальных норм, установленных (или санкционированных) государством в лице законодательных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также организационно-технических (процедурных) правил, установленных органами исполнительной власти, ведомственными, региональными органами, включая органы местного самоуправления, в том числе территориальные (например, органы налоговой полиции). Ко второму виду норм относятся компетенционные (судоустройственные) правила, фиксируемые в положениях, инструкциях, наставлениях, приказах и т.д.

Данная статья подготовлена с учетом возможной раздельной кодификации административных материально-правовых и административно-процессуальных правовых норм, устанавливающих административную ответственность за правонарушения и регулирующих порядок ее реализации. Далее приводятся нормы соответствующих положений КоАП РФ 2001 г.

Административно-процессуальные нормы, применяемые в сфере административной юрисдикции, вступают в действие не во всех ситуациях, когда возникает необходимость реализации материально-правовых норм, обеспеченных санкцией, а только тогда, когда реализация последних может быть осуществлена в определенных организационных и правовых рамках. Например , при незафиксированном в установленном законом порядке административном правонарушении сам факт проступка остается вне организационных действий. Поэтому под процессуальными нормами понимаются "лишь те нормы, которые упорядочивают объективно обособившиеся сложные формы правоприменительной деятельности, необходимые для реализации других, чаще всего материально-правовых норм" <1>.

<1> См.: Шагиева Р.В. Процессуально-правовые нормы и их реализация в социалистическом обществе. Казань, 1986. С. 17.

Правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления административной юрисдикции, содержат правила поведения и действий участников административного процесса. Характерно, что процессуальные нормы, применяемые в этой сфере, формулируются как права для одних участников разбирательства по делам и как обязанности - для других. При этом невыполнение таких обязанностей не всегда влечет применение санкций. Так, право лица, привлекаемого к административной ответственности, давать объяснения, заявлять ходатайства, участвовать при рассмотрении дела - это в то же время и обязанности субъекта правоприменения предоставить названному лицу возможность ознакомиться с материалами дела, рассмотреть и по возможности удовлетворить ходатайство, известить о времени и месте рассмотрения дела и т.п. С другой стороны, обязанность субъекта правоприменения совершать указанные действия, в случае ее невыполнения, не обеспечивается конкретными санкциями. Не всегда обеспечены материальными или процессуальными санкциями нарушения обязанностей и другими участниками административного процесса. Так, свидетель может нести административную ответственность за уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей, а потерпевший - нет (ст. 17.9 КоАП РФ 2001 г.).

Есть все основания считать, что правовые нормы, регламентирующие осуществление административного процесса, обеспечивают реализацию субъективных прав и исполнение юридических обязанностей участников процесса. Они являются административно-правовыми нормами по своей правовой природе и представляют собой установленные законом или подзаконными актами правила совершения действий участниками административного процесса. Данные нормы направлены на реализацию мер государственно-правового воздействия в отношении лиц, нарушивших предписания должного поведения.

Процессуальные нормы призваны обслуживать прежде всего материально-правовые нормы, обеспеченные административно-правовыми санкциями материального права (например, административные наказания), а также процессуального характера (например, привод, административное задержание, отмена постановления, вынесенного неправомочным органом). Эти правовые нормы выполняют сложные функции по регулированию прав и обязанностей участников административного процесса, заинтересованных и не заинтересованных в результатах рассмотрения дела; они определяют порядок рассмотрения дел, вынесения постановлений и порядок исполнения последних. На их основе рассматриваются и разрешаются вопросы, связанные с исполнением постановлений.

Административно-процессуальные нормы приводят в действие весь правоприменительный механизм административного процесса - от включения в него субъектов правоотношения до окончания исполнения правоприменительного акта. Они в определенной мере универсальны, так как рассчитываются на применение в неограниченном множестве ситуаций, которые могут повторяться в процессе регулирования общественных отношений. Данные нормы регламентируют целиком порядок развития правоотношений: возникновение, изменение и (или) его прекращение.

В конкретных случаях административно-процессуальные нормы имеют конкретных адресатов: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, эксперт, переводчик, адвокат, субъект правоприменения и т.п.

Административно-процессуальные нормы имеют определенный предмет правового регулирования, обусловленный видом мер административного принуждения, поэтому однопорядковые нормы группируются в процессуальные институты, которые являются административными производствами. В отличие от материально-правовых норм административно-процессуальные нормы регулируют правоотношения в динамике, тогда как первые - в статике.

Административно-процессуальные нормы, являясь средством реализации материально-правовых норм, применяются в тех случаях, когда компетентные органы административной юрисдикции разрешают вопрос о применении санкции материально-правовых или процессуально-правовых норм (и назначении административного наказания или принудительном исполнении постановления).

Административно-процессуальные нормы реализуются посредством их соблюдения, исполнения, применения, что обеспечивает выполнение задач административного процесса. Применение норм - наиболее активная форма их реализации, находящая свое выражение в процессуальных актах-документах (протокол об административном правонарушении, протокол заседания коллегиального органа, рассматривающего дело, постановление органа или должностного лица) либо в действиях, совершаемых органами или должностными лицами (административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов). Перечисленные действия иногда называют актами-действиями <1>.

<1> См.: Горшенев В.М. Возрастание роли общественных организаций в применении норм советского права // Советское государственное право в период развернутого строительства коммунизма: Тез. докл. на межвуз. науч. конф. Л., 1961. С. 11 - 12.

Соблюдение и исполнение административно-процессуальных норм осуществляется в процессе регулирования правоотношений - при их возникновении, изменении и прекращении. Административно-процессуальные нормы могут применяться по аналогии.

Соблюдение процессуальных норм в административном процессе стимулируется процессуальными санкциями: рассмотрение дела некомпетентным органом влечет отмену постановления с направлением дела на новое рассмотрение (ч. 2 ст. 273 КоАП РСФСР 1984 г.). В некоторых случаях соблюдение норм в административном процессе обеспечивается применением санкций, содержащихся в нормах других отраслей права. Так, неисполнение или ненадлежащее исполнение постановления по делу об административном правонарушении либо утрата исполнительного документа влечет за собой наложение штрафа на виновное должностное лицо в соответствии со ст. ст. 344, 394 ГПК РСФСР; если при рассмотрении дела об административном правонарушении судья установит в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, признаки преступления, он обязан возбудить уголовное дело.

Характерные черты административно-процессуальных норм:

устанавливаются законами или подзаконными актами и являются нормативными предписаниями;

рассчитаны на неопределенное множество ситуаций;

по содержанию подразделяются на управомочивающие (орган административной юрисдикции вправе рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности), обязывающие (в некоторых случаях явка указанных лиц обязательна и обеспечивается приводом - ст. ст. 25.1, 27.15 КоАП РФ 2001 г.) и запрещающие (дело может быть рассмотрено только компетентным органом);

обязательно соблюдение их участниками административного процесса, которым нормы адресованы;

обеспечивают вынесение законных, обоснованных и справедливых постановлений.

Логически совершенная конструкция процессуальных норм, четкость содержащихся в них правовых предписаний призваны обеспечить гарантии законности в административном процессе. Процессуальным нормам отводится роль центрального звена в правовом механизме и, в частности, в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административно-процессуальные нормы регулируют различные правоотношения, в которых выступают многочисленные участники административного процесса, степень заинтересованности, самостоятельности и активности которых различна.

Под процессуальным правоотношением понимается урегулированное процессуальными нормами общественное отношение, складывающееся между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им прав и обязанностей, которые связаны с осуществлением (применением) материального закона в правоприменительной сфере деятельности государства и его органов <1>.

<1> См.: Галаган И.А. Сущность и общее назначение процессуальных норм и отношений в советском праве // Процессуальные нормы и отношения в советском праве. Воронеж, 1985. С. 77.

Цель процессуальных норм состоит в регулировании поведения и действий участников административного процесса, что и определяет содержание процессуальных правоотношений.

Круг участников административно-процессуального правоотношения значительно шире круга субъектов соответствующего материально-правового отношения. Если материально-правовое отношение возможно только между нарушителем административно-правовой нормы и органом государства, то в административно-процессуальные отношения наряду с ними включаются другие участники: потерпевший, свидетели, эксперты, переводчики, органы исполнения постановления и др.; кроме этого, связующим звеном и обязательным участником их всегда является государство в лице правомочных органов (должностных лиц), компетентных разрешать конкретное дело.

Административно-процессуальные нормы имеют тенденцию к дифференциации, т.е. детальному регулированию правоприменительного процесса, и общее количество таких норм будет увеличиваться. Например , в КоАП РСФСР 1984 г. в первой редакции его процессуальную часть составляют 114 статей; КоАП РФ 2001 г. содержит 163 "процессуальные" статьи, которые имеют значительный объем, что убедительно представлено в ст. 28.3 КоАП РФ 2001 г.

В результате создаются предпосылки для более совершенной их систематизации, в том числе в связи с пересмотром многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актов, в составе которых содержатся материальные и процессуально-правовые нормы. Наряду с тенденцией к увеличению числа административно-процессуальных норм сохраняется тенденция к их унификации с вероятным сокращением числа ведомственных, региональных и локальных нормативных административно-процессуальных актов <1>.

<1> См.: Масленников М.Я. Порядок применения административных взысканий. М., 1998. С. 225 - 228.

С нормативно-правовым определением сущности и содержания административного процесса и функциональной дифференциации административно-процессуальных норм и организационно-технических (процедурных) правил открывается перспектива для внесения корректив в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации административного и административно-процессуального законодательства с "выходом" на создание Российского административно-процессуального кодекса, призванного регулировать процедуры правоприменения по делам об административных правонарушениях.

В целях обеспечения единства правоприменительного процесса представляется целесообразным исключить из правомочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления вопросы административно-процессуального законодательства. С материально-правовыми нормами дело обстоит более или менее ясно: штраф остается штрафом от Калининграда до Находки, а его предельные размеры определены КоАП РФ.

Правоприменительный процесс должен быть последовательным, логичным и четким. От "прописанности" процесса зависит в конечном итоге социальная эффективность действия правового механизма в целом.

В интересах формирования административного процесса как особой отрасли права необходимо определиться с категориями "административный процесс" и "управленческие процедуры", к которым относятся немедленное провозглашение принятого решения (постановления) или объявление только резолютивной части. Процесс проявляется там, где процессуальными нормами регламентирована последовательность стадий производства по делам и совершаемых участниками процесса действий, а также формы их фиксации и осуществления контроля за их реализацией (исполнением постановления либо иных решений).

Организационно-технические (процедурные) правила носят вспомогательный характер, и их несоблюдение правовых последствий не несет. Например , выписывание повестки не в помещении суда, а в ином месте не имеет значения для правильного рассмотрения дела.

Процесс совершенствования законодательства по осуществлению административной юрисдикции идет в направлении более детального правового регулирования порядка реализации материально-правовых норм, что вызвано объективными потребностями правоприменительной практики. Без организационно-технических (процедурных) правил административный процесс не может реализовываться, поэтому названные правила подлежат включению в административно-процессуальный кодекс.

Процедурные правоотношения - это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение в установленные законом сроки о применении нормы права.

Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного отношения, по социальному обеспечению не существует. К процедурным относятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, о чем выше уже говорилось. Данное правоотношение может предшествовать другому, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реализацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.

По сроку действия процедурные правоотношения - это всегда правоотношения с определенным сроком действия, причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицательное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же касается второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих социальное обеспечение. Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только орган медико-социальной экспертизы; факт иждивенчества устанавливается, в частности, судом и т. д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредственно предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (например, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защиты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социального обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения. В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат определенных законом действий обязанного субъекта.

Какой же должна быть последовательность действий органа, применяющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам применения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение.

Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юридическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке (установить юридический факт, рассмотреть заявление и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица).

Специфика данных отношений заключается в том, что они регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, а нормами гражданского процессуального и административного права.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин может реализовать свое право на судебную защиту. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий. В связи с этим ст. 129 Закона 1990 г., предусматривающая досудебную процедуру рассмотрения спора как обязательную, противоречит ст. 46 Конституции. Такая процедура желательна, но не обязательна.

Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защиты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защиты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права. В первом случае рассмотрение спора регулируется нормами гражданского процессуального права, а во втором - нормами Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан».

Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).

Процессуальное правоотношение возникает в связи с обжалованием решений органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение, также в административном порядке. К сожалению, такой порядок обжалования действий и решений определен лишь в самой общей форме до сих пор продолжающим действовать Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Что касается общих правил административного производства по жалобам, то они следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости дополнительной проверки сведений, содержащихся в жалобе, срок ее рассмотрения в порядке исключения может быть продлен до двух месяцев.

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение - обоснованным, а исполнение решения - организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

Контрольные вопросы:

1.В каких правоотношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?

2.Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?

4.С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами? Каково их содержание?

5.Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?

6.По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?

8.Что является объектом процедурных и процессуальных отношений,
регулируемых правом социального обеспечения?

9.Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться компетентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоотношений?

10.Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу
реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения.

11.В каком порядке граждане могут обжаловать действия органов
(должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение?

12.Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с обращением граждан со спорами по вопросам социального обеспечения.

Основной нормативный материал к Общей части

Всеобщая декларация прав человека (1948).

Декларация «О правах инвалидов» (1975) //Соц. обеспечение. 1990. № 1. С. 38.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. М., 1992.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина // Ведомости СССР. 1976. №17. Ст. 291.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952).

Конвенция МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967).

Конвенция «О правах ребенка» (1989).

Европейская социальная хартия // Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. I.

Европейская конвенция о социальном обеспечении // Социальные права человека: Документы и материалы Совета Европы. М., 1996. Ч. II.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. // Пенсионное законодательство: Сб. нормат. актов и документов. М., 1996. С. 361.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан // СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 2215; № 47. Ст. 5625.

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1991. № 52.

Конституция Российской Федерации, 1993: ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41 45, 46, 53.

Федеральный закон от 20 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 773.

Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // СЗ РФ. 1996. №9. Ст. 774.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №43. Ст. 4904; 2000. № 22. Ст. 2264.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка» // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3802.

Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. №29. Ст. 3686.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5615.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5619.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. // Ведомости РСФСР. 1992. №5. Ст. 180; САПП РФ. 1993. №52. Ст. 5086; СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Утв. Пост. Правительства РФ от 21 февраля 1994 г. // САПП РФ. 1994. №8. Ст. 599; СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131; 1996. №9. Ст. 809; №16. Ст. 1908; 1997. №1. Ст. 174; №48. Ст. 5555.

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1997. №41. Ст. 4705.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998г. «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №21. Ст. 2239.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Пост. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2239.

Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №8. Ст. 1089.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г.» // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2432.

План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы. Утв. расп. правительства РФ от 26 июля 2000 г. // РГ. 2000. 5 авг.

Постановление Правительства РФ от 11 августа 2000 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3407.


Особенная часть

Раздел I. Трудовой стаж

Процессуально-правовые нормы и их особенности.

Специфика процессуальных норм не лишает их конструктивных качеств норм права, не исключает их из группы социальных норм и не изменяет ни одного из обязательных свойств правовой нормы (Н.А.Чечина).

Процессуальным нормам присущи признаки норм права: они носят волевой характер, объективны по содержанию, исходят от государства, устанавливаются и санкционируются им. Они служат определенным масштабом поведения, их назначение состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов, они обладают признаком формальной определенности, общеобязательности, неперсонифицированности, неоднократности действий и в соответствующих случаях, обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

Особенности процессуальных норм вытекают из особенностей процессуальных отношений, которые ими регулируются и заключаются в следующем.

1.К особенностям относится категоричный характер их предписаний и адресуются, в основном субъектами, наделенными властными полномочиями.

2.Основной формой реализации является их исполнение, т.е. совершение активных действий, направленных на реализацию обязывающих правовых предписаний.

3.Нормы носят процедурный характер, описывают не только действия участников, но и способ, процедуру, последовательность их совершения.

Сложный характер процедурных норм предопределяется сложностью регулируемых процессуальных отношений: множественность участников процессуальной деятельности взаимосвязи, взаимозависимости, взаимоограничения одновременно нескольких субъектов; в ходе процессуальной деятельности осуществляется правоприменение, предполагающие специфический вид познания в ходе доказывания.

4.Совпадение субъективного права с юридической обязанностью. Однако процессуальные нормы, закрепляющие полномочия, в большинстве предполагают свободу усмотрения. Такое поведение обеспечивается санкциями в виде отмены решений.

Таким образом, отличие субъективного права от обязанности в составе полномочий органов и должностных лиц в процессуальном правоотношении проводится по признаку: последуют ли санкции за невыполнение предписаний процессуальных норм.

Под санкцией в процессуальной литературе понимают указание на неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта процессуальных правоотношений при невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований процессуальной нормы.

Такое понимание санкций характерно только для ученых представителей процессуальных отраслей права. Обычно под санкцией понимают применение принуждение за невыполнение правовой нормы. Вследствие этого в литературе высказывается мнение, что процессуальные нормы не содержат санкций. Такое мнение спорно, санкция – это неблагоприятные последствия, которые наступают за нарушение предписаний, содержащихся в нормах права.

Процессуальные санкции обладают рядом особенностей. Особенностью процессуального права является такое построение норм, когда за нарушение разных процессуальных норм предусмотрена одна санкция, которая формируется в виде отдельного предписания.

Особенностью процессуальных норм является то, что значительная их часть охраняется санкциями материального, уголовного, административного, гражданского права, но применяются они не вместо, а наряду с собственно уголовно-процессуальными санкциями.

Специфику санкций процессуальных норм составляет то, что они, главным образом, выражаются в таких последствиях как отмена процессуальных решений (актов), принятого в нарушение данной процессуальной процедуры, признание доказательства, полученного с нарушением закона, не имеющим юридической силы, оставление заявления или жалобы без движения, если не выполнены все требования закона к их составлению и подаче.

Иногда санкция процессуальной нормы может выражаться в признании недействительными, юридически ничтожными действий, не соответствующих требованиям процессуальной нормы.

И лишь в небольшом числе случаев выполнение норм процессуального права обеспечивается возможностью применения мер непосредственного принуждения. Таким образом, в отличие от норм материального права, которые преимущественно обеспечиваются мерами юридической ответственности или принудительным исполнением обязанности, процессуальные нормы обеспечиваются чаще всего при помощи восстановительных санкций.

6. Нормы процессуального права не могут конструироваться как предоставительно-обязывающие

Структура процессуальной нормы. Структура правовой нормы чаще всего имеет трехчленную структуру: Гипотеза – та часть правовой нормы, в которой содержится указание на условия ее действия, при которых норма приходит в «рабочее» состояние. Диспозиция – это та часть правовой нормы, в которой описываются масштабы (правила) образцы возможного, должного поведения участников регулируемого общественного отношения. Санкция – это та часть правовой нормы, в которой содержится мера государственного обеспечения правила поведения, которое предусмотрено в ее диспозиции.

Некоторые теоретики считают, что правовая нормы состоит из двух элементов, которые называются по-разному: первая часть нормы, обозначающая условия ее применения, именуется гипотезой или диспозицией, вторая часть – определяющая само правило поведения – диспозицией или санкцией. Мотовиловкер Е.Я. указывает, что логические отношения гипотезы, диспозиции и санкции не представляют структурного единства. Ни гипотеза, ни диспозиция логически непосредственно с санкцией не связаны: гипотеза – потому что она есть условие, влекущее диспозицию, диспозиция потому, что она как структурное образование является правовым предписанием, заканчивающим нормативное предписание. Диспозиция сама по себе логически не способна вызвать санкцию. Санкция актуализируется, если произойдет факт, препятствующий реализации первоначальных прав и обязанностей. Но это уже новый факт, отраженный другой гипотезой. Таким образом, санкция остается без своего логического обоснования. Мотовиловкер Е.Я. считает, что в норме права должен быть еще один элемент, который связывает диспозицию, гипотезу с санкцией и таким элементом он считает отрицание диспозиции. Этот элемент находится за пределами диспозиции. В соответствии с этой концепцией в праве действуют нормы – предписания, состоящие из гипотезы и диспозиции. При этом нормы, в состав которых входит юридический факт, связанный с предоставлением субъективных прав и юридических обязанностей, в целях обеспечения нормативной организации именуется регулятивным. Нормы, устанавливающие правовые последствия правонарушений и других обстоятельств, препятствующих осуществлению регулятивных норм, называются охранительными.



Сторонники трехэлементной структуры ввели понятие «нормативное предписание», под которым понимается сформулированное в тексте нормативного акта логически завершенное положение, направленное на регулирование определенного вида общественных отношений.

С другой стороны теоретическое и практическое значение трехэлементной структуры правовой нормы стало признаваться ее авторитетными критиками. В результате понятие нормы права исследуется в двух аспектах: 1) логическая норма; 2) норма – предписание. Логическая норма – это та, трехчленная норма, рассматриваемая как способ связи правовой системы на уровне ее первоначальных элементов.

Особого внимание заслуживает концепция О.Е. Лейста, он санкцию отрицает в качестве структурного элемента, а понимает как свойство правовой нормы.

Системность, указывает О.Е. Лейст, является существенным качеством права, а поэтому атрибутом правовой нормы признается не только санкция, но и гипотеза.

В конечном счете, этот взгляд отражает позицию, согласно которому санкции и гипотезы являются лишь «атрибутами» Следуя рассуждениям автора, можно сделать вывод о том, что правовая норма и диспозиция понятия тождественные. Такой вывод вытекает из положения о системности права, системность это общее свойство правовых норм. Но в отношении процессуального права, на наш взгляд, это качество проявляется наиболее ярко в своем практически абсолютном варианте. Как указывалось выше юридический процесс, возникший по конкретному делу, обслуживается не конкретными нормами, а целым комплексом норм. Поэтому нормами процессуального права и создается целостная система функционирования данного юридического процесса.

Особенностью норм процессуального права является, то, что диспозиция является первоначальным элементом нормы права. В одном случае, вступая во взаимосвязи с другими диспозициями она выполняет роль диспозиции, а в другом случае – гипотезы.

Основными юридическими фактами, опосредующими процессуальные отношения, являются процессуальные действия и сами процессуальные правоотношения, которые представляют собой реализацию субъективного права или юридической обязанности, т.е. определенное поведение, предусмотренное процессуальной нормой. Таким образом, условием действия одной диспозиции (гипотезой) является реализация другой диспозиции.

Под процессуальной нормой следует понимать установленное государством общеобязательное правило поведения процедурного характера, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере юрисдикционной и иной охранительной деятельности уполномоченных субъектов.

Процессуальные нормы в механизме процессуального правового регулирования. Для того чтобы получить правильное целостное представление о процессуально-правовом механизме, в котором все его элементы находятся в постоянном движении, развитии и диалектических взаимопереходах, необходимо уяснить, когда и при каких условиях, в какой связи и в связи с чем процессуальное предписание выполняет роль диспозиции, гипотезы и санкции.

Процессуальные нормы, также и материально-правовые нормы, могут быть регулятивными и охранительными. Роль диспозиции в собственном смысле слова (диспозиция в трехчленной структуре) в процессуально-правовом механизме выполняют регулятивные нормы, тогда как роль санкции выполняют охранительные процессуальные нормы. Охранительная норма и санкция – это та же диспозиция правило поведения, рассчитанное однако на случай отклонения от нормального развития процесса. Как диспозиция, охранительная процессуальная норма определяет, что вправе требовать управомоченный субъект процесса от обязанного лица, не желающего исполнять требования закона. В качестве санкции именно такое правило обеспечено мерами принуждения. Причем в качестве санкции такое правило выступает по отношению к обязанному субъекту, к лицу, допустившему нарушение. С позиции же управомоченного такое правило остается диспозицией. Поэтому несоблюдение управомоченным такой диспозиции влечет за собой вступление в действие нормы, обладающее всеми свойствами охранительного предписания.

В системе процессуальных норм, помимо регулятивных и охранительных норм выделяются организационные процессуальные предписания, определяющие порядок, условия и формы реализации регулятивных норм. Такие предписания, по мнению автора, выполняют функцию гипотез в механизме процессуального регулирования, и к ним относятся, например, правила, определяющие подведомственность и подсудность.

Виды процессуальных норм. В зависимости от функции в механизме процессуального регулирования, процессуальные нормы подразделяются на нормы конкретного содержания (собственно правила поведения) и нормы общего содержания.

Процессуальные номы конкретного содержания – это большинство правовых норм, обладающих представительно обязывающим характером, т.е. непосредственно устанавливающих права и обязанности субъектов процесса, условия и порядок их реализации. Так, например, ст. 34 ГПК РФ, содержащая процессуальную норму конкретного содержания, указывает на право истца в гражданском процессе изменить основания или предмет иска, увеличить или изменить размер исковых требований, одновременно, той же нормой предусматривается обязанность суда признать эти действия, если они не противоречат закону и не нарушают интересы других лиц.

Процессы специализации, свойственные праву, приводят к тому, что в его системе обособляются нормы, имеющие высокий уровень обобщения практики предписания – нормы общего содержания. Они являются нормами опосредованного регулирования, участвуют в правовом регулировании в системе с другими правовыми нормами.

Среди норм общего характера в системе процессуального права выделяют: нормы-задачи, нормы-принципы; нормы обобщения (юридические конструкции, предписания-дефиниции; статутные нормы).

Нормы-задачи выражают намерения законодателя, указывают на тот результат, который он стремиться достичь, устанавливая процессуально-правовые нормы. Так, например, положения ст. 24.1 КоАП указывают на результаты, которые необходимо достичь в процессе производства по административному делу: всесторонне полно, объективно, и своевременно выяснить обстоятельства каждого дела, разрешить его в соответствии с законом, обеспечить исполнение вынесенного постановления, выявить причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений. Нормы-принципы, предписания-принципы. Эти нормы определяют направление общественного поведения и становятся наиболее общим социальным ориентиром, закладывает фундамент правового регулирования общественных отношений.

Для процессуального права характерна более высокая степень обобщенности нормативных предписаний, и соответственно большее количество, чем в отраслях материального права, предписаний-принципов. Наиболее полно учение о принципах разработано в уголовно-процессуальном праве.

Принципы права являются основополагающими началами, общими идеями, исходными положениями, его основанием, они выступают в качестве категории правосознания. Каждый принцип - это идея, мысль как продукт человеческого мышления об общем и наиболее существенном представлении о праве, правовом мировоззрении, о ценности права. Идеи-принципы дают представление о долженствующем в праве, каким оно должно быть. С другой стороны принципы выступают в виде положений нормативного характера. Поэтому в науке процессуального права приемлемой является точка зрения, что принципы процессуального права – это основополагающие, руководящие идеи, имеющие нормативно-правовой характер.

Вопрос о нормативности принципов права является дискуссионным, например, И.Р. Демидов считает, что идеи-принципы не всегда получают свое процессуальное закрепление. И далее ученый указывает: «Свое регулирующее воздействие на правоприменительную практику могут оказывать и такие правовые идеи-принципы, которые не закреплены в процессуальном законе».

Большинство автором полагают, что несмотря на то, что принципы вырабатываются наукой, обязательную силу они приобретают только после их закрепления в законодательстве. Назначение правовых принципов, в обеспечении идеологического единства.

Идеи, не получившие закрепления в законодательстве, остаются началами правосознания, научными выводами, представляют собой замысел нормы-принципа, а не правовую норму. Нормативность имманентное свойство принципов, неотделимое от природы процесса как особого рода государственно-правовой деятельности. Принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается арсеналом правовых средств.

Принципы процессуального права – это теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые идеи, которые выражают демократическую и гуманистическую сущность юридического процесса.

Нормативные обобщения (предписания-дефиниции, конструкции) являются средством правового закрепления контуров облика целостного юридического явления, а также средствами оценки фактических обстоятельств, критерием обоснованности юридической квалификации во всех видах юридической деятельности, им присуща роль своего рода трафарета для удостоверения юридической характеристики определенного фактического обстоятельства, состояния, имеющего юридическое значение.

Характером нормативных обобщений ст 42, 46, 47, ст 5 УПк РФ ст. 49 ГПК РФ.

Статутные нормы или закрепительные направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Развитие этой разновидности норм связано с выведением за скобки некоторых общих моментов в правовом опосредовании общественных отношений. К их числу относятся, например, нормы, регламентирующие процессуальную правосубъектность подведомственность юридических дел.

Особенность правовой природы статутных предписаний заключается в том. что они вместе с нормативными обобщениями составляют ядро.

Процессуально-правовые нормы определяют:

1) задачи и цели охранительной деятельности;

2) принципы этой деятельности и принципы организации юридикционных органов;

3) отношение юрисдикционных и примыкающих к ним органов и должностных лиц с друг другом;

4) объем и содержание компетенции (юрисдикции) названных органов;

5) объем и содержание процессуальной правоспособности и дееспособности участников процесса;

6) условия, порядок и формы возбуждения, движения, и окончания процессуальной деятельности:

7) свойства и последствия юрисдикционного акта;

8) порядок обжалования и пересмотр таких актов;

9) порядок принудительного их исполнения.

Процессуальные нормы и процессуальное право

В юридической науке принято деление норм права на материальные и процессуальные. Это разделение коренится в терминологии гражданского права, в котором четко выделяются нормы, регулирующие имущественные, т.е. собственно материальные, отношения, поскольку их объектом являются материальные ценности (в договорах купли-продажи, займа, аренды и т.п.).

По аналогии «материальными» стали именовать и иные нормы гражданского и других отраслей права (семейного, трудового, уголовного, административного и др.), определяющие права и обязанности субъектов в таких правоотношениях, объектом которых являются нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь человека, право на отдых, почетные звания и проч.) либо действия (трудовая деятельность, выполнение служебных обязанностей и т.п.).

Вместе с тем в некоторых отраслях права были выделены и такие нормы, которые регламентируют порядок, процедуры деятельности, направленной на охрану соответствующих норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений или применение мер государственного при­нуждения к лицам, совершившим преступление, и т.п.). Эти нормы стали называть «процессуальными».

Таким образом возникло разделение всех правовых норм на нормы материального права, регулирующие содержание правоотношений, и процессуальные нормы, регламентирующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений. Эти нормы «вторичны», они являются формой реализации норм материального права.

Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е. правоохранительный, процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными орга­нами (судом, прокуратурой и проч.) в случаях совершения преступ­лений и других правонарушений или «спора о праве», когда сторо­ны правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд.

Все процессуальные нормы входят в три чисто процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право) и две материальные (конституционное и административное право), являясь их составными частями.

Наряду с ними существуют и нормы, регулирующие процедуру иных форм государственно-властной, правоприменительной дея­тельности, которые также связаны с реализацией норм материаль­ного права, но не имеют юрисдикционного характера (например, регистрация брака, выдача разрешения на хранение оружия, правотворческая деятельность и проч.). Эти нормы обычно называют «процедурными» и относят к материально-правовым.

Следует отметить, что такие процедуры могут «перерасти» в юридический процесс. Это связано с тем, что в большинстве случа­ев у лиц, чьи права и законные интересы нарушены, возникает возможность обжаловать в суд соответствующее решение практи­чески любого государственного органа (об этом будет сказано позже), и после подачи такой жалобы начинается уже юрисдикционная, процессуальная деятельность.

Все нормы процессуального права обладают следующими общи­ми признаками:

Они адресованы прежде всего компетентным органам и должностным лицам, наделенным полномочиями по осуществлению государственно-властной деятельности в правоохранительной сфере (суду, прокуратуре, милиции и др., их работникам);

Они регламентируют юридический процесс, т.е. порядок правоприменительной деятельности указанных субъектов, связанный с обеспечением законности, обоснованности и эффективности принимаемых ими решений.

Понятие процессуального права

Все процессуальные нормы в комплексе могут рассматриваться как единое межотраслевое образование - процессуальное право, что, помимо общих признаков всех этих норм, о чем говорилось выше, определяется также следующими обстоятельствами:

единством предмета правового регулирования (деятельность прежде всего компетентных государственных органов и должност­ных лиц, наделенных властными юрисдикционными полномочиями);

единством метода правового регулирования (императивный характер большинства правовых предписаний, отношений власти- подчинения между большинством субъектов);

единством целей (обеспечение законности, обоснованности, эффективности как самого юрисдикционного процесса, так и его результатов, т.е. надлежащей реализации соответствующих мате­риально-правовых норм);

особым составом субъектов процессуальной деятельности (ор­ганы и должностные лица, обладающие властными полномочиями в правоохранительной сфере, среди которых высшее положение занимает суд, правомочный во всех случаях принимать окончатель­ное решение);

наличием общих для всех видов юридического процесса прин­ципов.

Таким образом, процессуальное право можно определить как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих по­ рядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятель­ности компетентных государственных органов и должностных лиц, направленной на реализацию норм различных отраслей ма териального права.

Источники процессуального права

Нормы процессуального права содержатся в различных источ­никах. Рассмотрим основные из них.

1. Конституция России. Конституция закрепляет наиболее важ­ные положения, имеющие значение для всех сфер социальной жизни, в том числе и для процессуальной деятельности. Речь идет, в частности, об основах конституционного строя, о важнейших пра­вах и обязанностях граждан, об основах федеративного устройства России, о системе высших органов государства, их компетенции, о правомочиях суда, прокуратуры и проч. Велика роль конституцион­ных принципов, как общеправовых, так и чисто процессуальных (о них будет особый разговор).

Важно, что конституционные нормы имеют прямое действие, т.е. могут применяться непосредственно по конкретным делам.

2. Международные соглашения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России общепринятые принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. При расхожде­нии положений закона России и международного договора приме­няются нормы договора.

В этой связи важную роль в процессуальном праве играют нормы Всеобщей декларации прав человека, принятой Организа­цией Объединенных Наций в 1948 г., Пакта о гражданских и по­литических правах, Пакта об экономических, социальных и куль­турных правах, принятых Организацией Объединенных Наций в 1966 г., и др.

Многие вопросы процессуальной деятельности решаются дого­ворами о правовой помощи, заключенными Россией с рядом госу­дарств (Китай, Венгрия, Финляндия, ряд государств, входящих в Содружество Независимых Государств, - всего около 30), а также Минской конвенцией, заключенной в 1993 г. между странами, вхо­дящими в Содружество.

3. Законы. Среди законов необходимо прежде всего выделить кодексы: Уголовно-процессуальный (УПК), Гражданский процес­суальный (ГПК), Арбитражный процессуальный (АПК), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и др. Они определя­ют круг участников юридического процесса, их права и обязаннос­ти, порядок отношений между ними, процедуру производства раз­личных процессуальных действий, принятия решений и т.п.

Надо иметь в виду, что многие кодексы приняты в 60-70-х гг. и, хотя за прошедшее время в них вносилась масса исправлений и дополнений, они во многом устарели. Сейчас ведется работа по подготовке новых кодексов.

Процессуальные нормы содержатся и в других федеральных законах: федеральные конституционные законы «О Конституци­онном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Россий­ской Федерации», Федеральный закон «О Прокуратуре Россий­ской Федерации» и др., которые устанавливают компетенцию соот­ветствующих органов, порядок их деятельности и т.п.

Законы субъектов Российской Федерации являются источни­ком права только в конституционном и административном про­цессе.

4. Подзаконные нормативные акты. В целом подзаконные нор­мативные акты в регулировании юридического процесса большой роли не играют: все основные вопросы решаются на законодатель­ном уровне. Тем не менее иногда (например, в случаях, требующих быстрого решения) используется и подзаконное регулирование. Можно, в частности, назвать Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», который действовал до 1997 г., или «Временное положение о порядке обращения взыс­кания на имущество организаций», утвержденное Указом Прези­дента РФ от 14 февраля 1996 г.

Принципы юридического процесса

Процессуальные принципы - основные идеи, начала, отра­ жающие наиболее существенные черты и свойства юридического процесса, обеспечивающие его единство и достижение стоящих перед ним целей. Эти принципы либо прямо закреплены в законо­дательстве, либо вытекают из содержащихся там положений. Они образуют основу, фундамент всех процессуальных норм, обеспечи­вают законность и эффективность деятельности соответствующих органов, обоснованность принимаемых решений.

Основные из этих принципов закреплены в Конституции РФ. Часть из них имеет общеправовой характер, т.е. они относятся ко всем отраслям, институтам и нормам права (неотчуждаемость ос­новных прав и свобод человека, их непосредственное действие, равенство всех перед законом и судом и др.). Другие же принципы характерны именно для юридического процесса в целом или от­дельных отраслей процессуального права. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее существенное значение для процессу­альной деятельности.

Принцип приоритетности прав человека (ст. 2 Конституции РФ). Человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обя­занность государства. Вся деятельность органов, осуществляющих процессуальную деятельность, должна строиться на основе этих положений.

Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соблюдать правовые предписания обязаны все участники общественных отно­шений, однако совершенно нетерпимы нарушения закона в работе государственных органов, особенно тех, которые осуществляют правоохранительную деятельность, сами следят за исполнением за­конов другими субъектами, правомочны применять меры государ­ственного принуждения. Это определяет необходимость высокой правовой культуры таких лиц и существования системы контроля и надзора за их работой (о ней будет сказано ниже).

Принцип свободы и неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции РФ). Этот принцип заключается в том, что никто не может быть лишен свободы иначе как в порядке и на основаниях, установ­ленных законом.

Принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 23, 24 Конституции РФ). Частная жизнь людей, их личная и семейная тайна неприкосновенны. С учетом этого организуется весь ход юридичес­кого процесса.

Закон обеспечивает также тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права может иметь место только в установленных законом случаях.

Принцип государственной защиты прав и свобод человека (ст. 45 Конституции РФ). Из этого принципа вытекает важнейшая обязанность всех государственных органов: рассматривать защиту прав личности в качестве одной из основных целей своей процессуальной деятельности.

Принцип права на жалобу (ст. 33 Конституции РФ). Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные или коллективные обращения в любые государственные орга­ны. Это определяет обязанность этих органов рассматривать соот­ветствующие обращения и принимать по ним законные и обосно­ванные решения.

Принцип судебной защиты прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Все решения, все действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объеди­нений, должностных лиц могут быть гражданами обжалованы в суд. Следовательно, любые юридические процедуры могут завершить­ся как юридический процесс.

Поскольку основой всех видов юридического процесса является правосудие, общепроцессуальный характер приобретают принци­пы, относящиеся к организации и деятельности суда.

К ним относятся следующие:

Принцип осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст.118 Конституции РФ). Его суть состоит в том, что все наиболее важные, а в подавляющем большинстве случаев и окончательные решения могут приниматься только судом и только в форме осуществления правосудия.

Принцип независимости судей (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ). Судьям, а также народным и присяжным заседателям при осущест­влении правосудия должна быть обеспечена полная независимость, никто не может оказывать на них давление, подчиняются они толь­ко закону.

Принцип состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). При осуществлении правосудия суд выступает как независимый от кого бы то ни было арбитр, а стороны процесса (прокурор и защитник, истец и ответчик) имеют равные права и состязаются между собой, представляя доказательства, высказывая соответствующие доводы и проч.

Наряду с названными можно указать и на другие принципы, имеющие существенное значение для юридического процесса: не­ сменяемость судей, неприкосновенность судей, гласность судеб­ ного разбирательства и др.

Структура юридического процесса

Структура юридического процесса может рассматриваться с не­скольких позиций. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения содер­жания и развития процесса.

Как уже указывалось, юридический процесс является комплекс­ным образованием, включающим пять самостоятельных, обладаю­щих своими особенностями процессов: конституционный, уголов­ный, гражданский, арбитражный и административный. Различия между ними обусловлены прежде всего теми особенностями, кото­рыми обладают соответствующие отрасли материального права.

Необходимо учитывать и следующие обстоятельства.

Во-первых, отраслей материального права намного больше, чем процессуальных. Поэтому правоохранительная деятельность в слу­чае отсутствия «своего» процессуального права неизбежно осу­ществляется по процедурам одного из существующих юридичес­ких процессов. Во-вторых, в рамках одной отрасли материального права различные нормы обладают особенностями, которые требуют определенных различий в процедуре их обеспечения. В-третьих, нередко возникает необходимость учесть особенности и конкрет­ных дел.

Это приводит к тому, что в рамках одной процессуальной отрас­ли, одного вида юридического процесса появляются различные виды процессуального производства. Так, в гражданском процессе существуют: исковое производство, связанное с рассмотрением споров участников правоотношений; производство по делам, воз­никающим из административно-правовых отношений; особое про­изводство, которое связано с необходимостью судебного удостове­рения каких-либо фактов, по которым нет споров (например, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим), и др. В уголовном процессе выделяются производст­ва: общее (наиболее распространенное), по делам несовершенно­летних, по применению принудительных мер медицинского харак­тера и др.

Важное значение имеет выделение стадий юридического про­ цесса, отражающих его развитие во времени. По каждому делу процесс в установленных случаях начинается (это делается по ре­шению управомоченных органов), развивается также на основе закона, соответствующим образом проходя те или иные стадии, и находит в результате определенное завершение. К вопросу о стади­ях мы еще вернемся.

Доказательства и доказывание

Доказательства - это любые фактические данные, на основа­ нии которых компетентные органы или должностные лица в пред­ писанном законом порядке устанавливают обстоятельства, имею­ щие значение для разрешения дела.

Процесс собирания и оценки доказательств называется доказы­ванием.

Процессуальная деятельность в значительной степени состоит в собирании доказательств и принятии на их основе соответствующих процессуальных решений. Содержание юридического процесса во многом сводится к доказыванию. При этом от того, насколько достоверно и полно установлены обстоятельства дела, зависят обоснованность, законность и справедливость принимаемого по нему решения, обеспечение прав и законных интересов граждан. От эф­фективности доказывания, которая является «сердцевиной» юридического процесса, зависит его эффективность в целом.

Процессуальное доказывание включает следующие компоненты:

предмет и пределы доказывания (что именно и в каком объеме должно быть установлено);

субъектов и бремя доказывания (кто участвует в доказывании и на кого из них возлагается обязанность доказать те или иные обстоятельства);

средства доказывания (откуда и каким путем могут быть получе­ны доказательства).

Применительно к предмету доказывания закон определяет, какие обстоятельства должны быть установлены для принятия того или иного решения. При этом требования к степени доказанности определенных обстоятельств возрастают по мере развития процесса. Так, для возбуждения уголовного дела необходимы лишь «достаточные данные, указывающие на признаки преступления», а к моменту вынесения приговора должны быть достоверно установлены все обстоятельства этого преступления, в том числе виновность определенного лица в его совершении.

Субъекты доказывания делятся на три группы:

1) субъекты, на которых закон возлагает обязанность доказать определенные обстоятельства (в уголовном процессе, например органы, проводящие расследование, а в судебном заседании прокурор обязаны доказать виновность обвиняемого в совершении преступления; в гражданском процессе истец и ответчик доказывают те обстоятельства, на которые они ссылаются в подтверждение или опровержение исковых требований, и т.п.);

2) субъекты, правомочные оценивать доказательства и принимать на этой основе процессуальные решения (суд - во всех вида процесса; органы расследования и прокурор - в уголовном процессе до передачи дела в суд и проч.);

3) субъекты, представляющие доказательства (свидетели, эксперты и др.).

Процессуальный закон дает перечень тех источников, из кото­рых могут быть получены доказательства. Для всех видов процесса это - показания свидетелей, заключения экспертов, веществен­ные доказательства, документы, в том числе и протоколы, фикси­рующие производство процессуальных действий. Некоторые виды процесса знают и иные, специфичные для них источники доказа­тельств (например, показания обвиняемого и потерпевшего в уго­ловном процессе).

Во многих случаях законодательно устанавливают и формы, спо­собы получения доказательств: процедура допроса свидетеля, поря­док назначения и производства экспертиз и др.

Важное значение имеет закрепление в законе процедуры и критериев оценки доказательств. Так, определен порядок оценки доказательств составом суда в совещательной комнате при выне­сении приговора по уголовному или решения по гражданскому делу.

Применительно к оценке доказательств, по существу, действует ряд правил. В частности, ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы; все они оцениваются управомоченным субъ­ектом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, на основании закона и своего правосознания.

Процессуальные документы

Одним из важнейших свойств юридического процесса является документальное закрепление его хода и результатов. Достигается это посредством законодательно установленной системы процессу­альной документации.

Процессуальные документы можно разделить на четыре группы:

1. Решения, которые принимаются компетентными органами и связаны с направлением процесса. Среди них следует выделить: а) исходные, с которых начинается юридический процесс (прото­кол об административном правонарушении, постановлении о воз­буждении уголовного дела, определение судьи о подготовке граж­данского дела к судебному разбирательству и проч.); б) промеж­уточные, направляющие дальнейшее развитие процесса (постанов­ления о привлечении в качестве обвиняемого, о назначении экспер­тизы, о производстве обыска и др.); в) завершающие, в которых фиксируется результат процесса в целом или его наиболее существенных этапов (обвинительное заключение, приговор суда по уго­ловному делу, решение суда по уголовному делу, решение суда по гражданскому делу и др.).

2. Документы, исходящие от других участников процесса и порождающие права и обязанности государственных органов (заяв­ления и сообщения о преступлениях, жалобы, исковые заявления, ходатайства и др.).

3. Документы, фиксирующие результаты отдельных процессу­альных действий (протоколы допросов, осмотров и т.п.). Напомним, что эти документы являются источником доказательств.

4. Документы, носящие технико-информационный характер (представление следователя об устранении причин преступления, опись документов, находящихся в деле, и др.).

Ко всем процессуальным документам, особенно к входящим в первую группу, закон предъявляет довольно жесткие требования с позиций их содержания, оформления и процедуры принятия. Существенные нарушения этих требований (особенно применитель­но к приговорам, решениям и определениям судов) могут повлечь отмену соответствующих решений.