Профессиональные риски анкеты охрана труда. Оценка профессиональных рисков. Обучение по охране труда

Управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами.

Целью управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Элементы системы управления профессиональными рисками:

I. Политика управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению

II. Планирование работ по управлению профессиональными рисками

III. Процедуры системы управления профессиональными рисками

IV. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

V. Анализ функционирования системы управления профессиональными рисками

Требования к элементам системы управления профессиональными рисками:

1. Требования к политике управления профессиональными рисками, целям и программам

Политика в области управления профессиональными рисками должна:

  • Соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками (СУПР).
  • Включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.
  • Регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии.
  • Быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики в области охраны труда.

Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. Устанавливая цели, работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками. им на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников.

Программы в области управления профессиональными рисками должны включать:

  • Установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями.
  • Технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

2. Требования к планированию внедрения системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений.


Планирование должно включать анализ следующей основной исходной информации:

  • Данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании.
  • Результаты анализа производственного травматизма.
  • Результаты анализа профессиональных заболеваний.
  • Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.


Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя.


Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.


Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.


Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

3. Требования к организации и внедрению системы управления профессиональными рисками

В рамках организации и внедрения системы управления профессиональными рисками на работодателе лежит обязанность по обеспечению функционирования всех необходимых процедур.


Работодатель должен обеспечить функционирование следующих процедур:

  • Обучения и подготовки персонала.
  • Идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков.
  • Управления профессиональными рисками.
  • Документирования системы управления профессиональными рисками.
  • Информирования работников и их участия.
  • Подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

4. Требования к контролю функционирования системы управления профессиональными рисками

Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.


Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

  • Мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков.
  • Мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний.
  • Мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников.
  • Мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на оценку результативности системы управления профессиональными рисками в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Оценка рисков на рабочем месте. Предпосылки

Что такое оценка рисков?

Под оценкой рисков подразумевается выявление возникающих в процессе труда опасностей , определение их величины и значимости возникающих рисков. Оценка рисков является наиболее эффективным превентивным мероприятием. При оценке рисков учитываются не только неблагоприятные события и несчастные случаи, происшедшие ранее, но и опасности, пока не вызвавшие неблагоприятных последствий.


Рис. 1. Этапы оценки и управления рисками


Таким образом, оценка рисков позволяет выявить опасности, свойственные данной работе, прежде чем они вызовут несчастный случай или причинят иной вред работнику.


Оценка рисков является непрерывным и систематическим процессом. Она проводится поэтапно, с учетом ранее выявленных опасностей (рис. 1). Основой для оценки рисков служит выявление опасностей, возникших во время работы. Если эти опасности нельзя полностью устранить, следует оценить их риск для здоровья и безопасности работников. На основе оценки можно принять обоснованные решения по повышению безопасности.


Чтобы оценка рисков действительно приводила к повышению безопасности труда на практике, необходимо на основе полученных данных определить приоритеты повышения безопасности труда. Самыми эффективными мерами являются меры по полной ликвидации наиболее выраженных опасностей. Предполагаемые меры должны быть конкретными и выполнимыми. Постоянство оценки рисков предполагает также оценку эффективности внедренных мероприятий, постоянное наблюдение за рисками и взаимодействие с работниками, подверженными рискам.

Признаки хорошо проведенной оценки рисков

Хорошая оценка рисков организуется работодателем. К ней привлекаются различные подразделения организации в соответствии со своими заданиями. Хорошая оценка рисков основана на принципе Р-С-Р, иными словами, в ней участвуют работодатель, специалисты и работники. Оценка, производимая сторонними специалистами, должна осуществляться совместно с работниками работодателя. Привлечение собственного персонала должно активно сопровождаться его информированием о ходе выполнения и результатах оценки рисков.


Хорошо выполненная оценка рисков отражает действительное положение, а ее результаты отражают реальные условия труда и трудового процесса. Во время оценки рисков необходимо выполнять все ее мероприятия объективно и адекватно. Ранее внедренные мероприятия по управлению рисками учитываются в той части, в какой они соответствуют действительности. Например, оценка величины риска, причиняемого шумом, должна учитывать эффективность мероприятий по предотвращению шума лишь в той части, в какой мероприятия на самом деле выполнены.


систематической . Оценка рисков сделана хорошо, если в ней систематически распознавались опасности и оценивались риски для самых главных производственных процессов (рабочих операциях). Оценка рисков должна охватывать все значительные зоны рисков. Оценку нужно делать так, чтобы наиболее выраженные и обширные зоны рисков контролировались бы наиболее тщательно. Оценка общего характера должна дополняться возможно более подробными уточнениями и разъяснениями.


Хорошая оценка рисков отражает наиболее острые проблемы (нужды) обеспечения безопасности труда. Определение величины риска нужно выполнять так, чтобы были выделены наиболее выраженные и значимые с точки зрения обеспечения безопасности риски. С другой стороны, при оценке рисков надо выделять и те риски, по отношению к которым не требуются специальные мероприятия или дополнительные разъяснения. Результаты оценки должны быть использованы при разработке конкретных мероприятий по управлению рисками.


Хорошая оценка рисков должна носить профилактический характер. Она основывается на имеющихся данных организации о рисках и ранее происшедших опасных ситуациях, несчастных случаях, а также недавних инцидентах. Помимо архивных данных учитываются потенциальные опасности, которые пока не проявились, но возникновение которых в процессе работы вероятно. Также оценивается достаточность внедренных ранее мероприятий по безопасности труда.


Хорошая оценка рисков является практичной. Главная ее задача осуществить ясные и выполнимые мероприятия для повышения безопасности труда. К хорошему использованию результатов оценки рисков относится и то, что они внедряются в соответствии с установленными законодательством методами в виде множества форм реализации, в том числе, например, включаются в инструктажи по охране труда.


Хорошая оценка рисков должна быть документированной . Результаты оценки рисков и решения по ним представляются в письменном виде. Документы следует сопровождать информацией о выполнении мероприятий. Выполненные мероприятия свидетельствуют о результативной оценке рисков.


Хорошая оценка рисков является развивающейся и постоянно действующей функцией предприятия. К хорошей оценке рисков относится отслеживание выполнения мероприятий, повторная оценка рисков для оценки их воздействий и непрерывный контроль производственной среды для профилактики рисков. Информации, содержащейся в документах по оценке рисков, следует придерживаться при повторной оценке.

Законодательство

Обязанности работодателя


Работодатель, согласно Закону об охране труда (TTL 738/2002), обязан заботиться о здоровье своих работников и безопасности на рабочих местах. В §10 закона об охране труда оценка рисков регулируется следующим образом:


Работодатель при учете характера трудовой деятельности должен в достаточной мере систематически выявлять и идентифицировать опасности в труде, рабочем помещении, иных рабочих зонах и условиях труда. Если их нельзя устранить, необходимо оценивать их значения с точки зрения безопасности работников и их здоровья. При этом нужно учитывать следующее:


1. Опасность несчастного случая и иной потери здоровья;
2. Выявленные несчастные случаи, профессиональные заболевания и болезни, вызванные условиями труда, а также опасные ситуации;
3. Возраст, пол, профессиональный уровень и другие личные характеристики работника;
4. Уровни трудовой нагрузки;
5. Возможная опасность для репродуктивного здоровья.


Факторы опасности, возникающие на работе, необходимо выявлять и оценивать на всех рабочих местах, в том числе, в общественном и частном секторах, независимо от размера рабочего места и сферы деятельности. Способы и методы выявления и оценки можно выбирать применительно к особенностям рабочего места, при этом должны учитываться все виды работ и все факторы опасности. Если, единовременного выяснения недостаточно, выявление опасностей должно быть систематичным и непрерывным. Если у специалистов предприятия недостаточно квалификации для выявления факторов опасности и выполнения оценки рисков, необходимо привлекать сторонних специалистов.


Выявленные факторы опасности, по возможности, следует полностью устранить. Значения оставшихся опасностей необходимо определить в рамках оценки рисков. Из результатов оценки должны следовать мероприятия по приведению значений оставшихся факторов опасности до таких уровней, которые удовлетворяли бы минимальным требованиям, установленным законодательством, с тем, чтобы здоровье работников подвергалось минимальной опасности.


Согласно закону об охране труда, в распоряжении работодателя должен быть отчет с оценкой факторов опасности, имеющихся на рабочих местах. Работодатель должен быть способен показать, что оценка рисков действительно проведена. При этом требований к какой-то определенной форме отчета не существует. Из практических соображений оценка рисков должна быть оформлена письменно или в электронном виде так, чтобы можно было ее легко представить работникам. Если оценку риска проводят с помощью данного пособия, то документация оценки риска будет состоять из заполненных анкет. Отчет сотрудника службы медицины и гигиены труда по рабочему месту, результатам инструментальных замеров, произведенных на рабочих местах, и иные отчеты дополнят документацию оценки рисков.


Многие решения Государственного совета содержат конкретные требования по выявлению опасностей и оценки их значений. Они являются элементом процедуры оценки рисков рабочих мест, а их результаты следует повсеместно учитывать. Отчет о факторах опасности должен обновляться и корректироваться при изменении условий труда и должен отражать действительное их состояние.


Выявление факторов опасности не ограничивается лишь простой работой по их оценке. Работодатель обязан постоянно контролировать состояние производственной среды, состояние здоровья работников, безопасность трудового процесса и прибегать к надлежащим мерам для выявления и предотвращения несчастных случаев, неблагоприятных воздействий на здоровье и опасных ситуаций. С помощью непрерывного и систематического контроля можно обеспечить безопасность труда и выявить ранее скрытые опасности и недостатки в ее организации.


Более подробные определения и обязательства, касающиеся оценки рисков, есть , кроме Закона об охране труда, в нескольких предписаниях (VNp) и постановлениях (VNa) Государственного совета, например, по следующим вопросам:

  1. Работы с асбестом (VNp 1380/1994)
  2. О выборе и применении средств индивидуальной защиты на работе (VNp 1407/1993)
  3. О принципах применения хорошего рабочего здравоохранения (VNa 1484/2001)
  4. О химических факторах в труде (VNa 715/2001)
  5. О безопасности машин (VNp 1314/1994)
  6. О ручном труде по подъему и перемещению грузов (VNp 1409/1993)
  7. О работе со свинцом (VNp 1154/1993)
  8. О работе за монитором (VNp 1405/1993)
  9. Об охране труда в строительстве (VNp 629/1994)
  10. Об инструкциях по организации взрывных и шахтных работ (VNp 410/1986)
  11. О защите труда при работе с едкими веществами (VNa 716/2000)
  12. О применении знаков безопасности на рабочих местах (VNp 976/1994)
  13. О защите работников от опасности, вызываемой биологическими факторами (VNp 1155/1993)
  14. О защите работников от опасности серьезных несчастных случаев (VNp 922/1999)
  15. О поставке, безопасной эксплуатации и контроле машин и другого оборудования, используемого в работе (VNp 856/1998)

За соблюдение Закона об охране труда, Закона о рабочем здравоохранении и решений Государственного совета, а затем о выполнении оценки рисков на предприятии следят государственные органы системы охраны труда. При необходимости делайте запрос в свою уполномоченную организацию!


Задачи служб медицины и гигиены труда на производстве.


Работодатель обязан организовывать соответствующую систему мероприятий по вопросам медицины и гигиены труда своим работникам. Целью служб медицины и гигиены труда на производстве является создание здоровой и безопасной производственной среды, эффективно работающего рабочего коллектива, предупреждение заболеваний и несчастных случаев, связанных с работой, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности работников. Одной из задач служб медицины и гигиены труда на производстве является выявление, оценка и контроль возникающих в труде опасностей с помощью систематических посещений рабочих мест, выяснения состояния условий труда и других мероприятий (Закон о рабочем здравоохранении 1383/2001).


Организация служб медицины и гигиены труда на производстве является частью деятельности предприятия по обеспечению охраны труда. При оценке рисков необходимо сотрудничество между ответственным за охрану труда и службой медицины и гигиены труда предприятия. Как правило, предприятие владеет информацией о возникающих рисках, однако для их более точного анализа зачастую требуется профессионализм представителей службы медицины и гигиены труда на производстве Служба медицины и гигиены труда на производстве является независимым и надежным профессиональным партнером, который способен поддержать предприятие, главным образом, при оценке влияния на здоровье опасных и вредных факторов в труде и в выборе и планировании мероприятий по его оздоровлению.


Отчеты служб медицины и гигиены труда о состоянии рабочих мест и собственные оценки рисков, выполненные предприятием, являются параллельными и дополняющими друг друга. Оценки рисков, произведенные на рабочем месте согласно закону об охране труда, выполняются под ответственность работодателя, отчеты о рабочих местах, согласно закону о гигиене труда делаются под ответственность служб медицины и гигиены труда. И у тех, и у других один объект и одна цель: поддержание и развитие безопасности труда.


Исходным пунктом в оценке рисков является ответственность работодателя в полном выявлении всех факторов опасности в труде. Служба медицины и гигиены труда на производстве поддерживает работодателя в выполнении этой задачи. Ее отчет о состоянии рабочих мест может быть более профессиональным и свободным по форме. Служба медицины и гигиены труда в состоянии более глубоко оценивать значения факторов опасности. Оценки рисков и отчеты по рабочим местам являются дополняющим друг друга материалом, который может использовать каждая из сторон, дополняя его своими данными и учитывая материал другой стороны.

Оценка рисков и план работы по охране труда

Работа по охране труда на предприятии должна основываться на выявлении имеющихся рисков и управлении ими. Оценка рисков является при этом краеугольным камнем планирования по охране труда. Эффективное управление охраной труда возможно лишь при том условии, что известно нынешнее состояние охраны труда и выявлены проблемные места.


Целью охраны труда является повышение безопасности труда и планомерное улучшение условий на рабочих местах. Работа по охране труда создает рамки, в которых можно построить всю эту деятельность (рис. 2).


Рис. 2. Результаты оценки рисков можно использовать как исходные данные при составлении плана работы по охране труда. В свою очередь,в плане по охране труда определяют общие направления оценки рисков


План работы по охране труда должен учитываться работодателем в своей деятельности. В этом плане работодатель отражает мероприятия по организации и совершенствованию. мероприятий охраны труда на рабочих местах. Подобный план может содержать лишь отражение общей политики в области охраны труда, но может быть детальным и конкретным планом работы.


С помощью оценки рисков определяются потребности развития охраны труда, включаемые в план. В план работы записывают мероприятия, уже оказавшиеся действенными на практике, включают вопросы устранения недостатков в способах работы, а также разрабатывают главные направления развития. Из плана работы по охране труда следуют конкретные цели и мероприятия для осуществления требований обеспечения безопасности и сохранения здоровья.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

До 2014 года степень профессионального риска в России оценивалась процедурой аттестации рабочих мест (АРМ). С 2014 года ее сменила специальная оценка условий труда . Однако многие работодатели продолжают путать процедуру СОУТ с оценкой профессиональных рисков. В чем разница между двумя схожими мероприятиями по охране труда?

Оценка профессиональных рисков — система мероприятий, предусматривающих и СОУТ, и оценку рисков травмирования, и оценку защищенности работников СИЗ, и оценку индивидуальных профессиональных рисков работников. Таким образом, принципиальное отличие спецоценки от оценки профессиональных рисков — в масштабах:

  • СОУТ нацелена на проверку конкретного рабочего места, оценка профрисков — на всю деятельность работника с точки зрения опасности, которой он себя подвергает.
  • СОУТ оценивает место, оценка профессиональных рисков — работника.
  • СОУТ предполагает инструментальные замеры конкретных вредных и опасных факторов и составление вывода на основе этих показателей. При оценке профессиональных рисков замеров не производится.

Оценка профессионального риска находится на стыке охраны труда и гигиены (медицины) труда. Ее основные цели:

  • Определение потенциальной угрозы, имеющейся в самом рабочем процессе;
  • Актуализация перечня мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности и сохранности здоровья работников;
  • Выбор правильного оборудования и материалов для работы;
  • Проверка эффективности осуществляемых мероприятий по охране труда;
  • Обеспечение превентивных мер по сохранности здоровья и обеспечению безопасности работников.

Для чего нужна оценка профессиональных рисков

Проверку уровня риска в отношении работников необходимо устраивать каждый раз, когда производятся какие-либо изменения в рабочем процессе: вводится в эксплуатацию новое оборудование, перемещаются рабочие места в другие помещения, изменяется организация труда, используется новое оборудование и материалы.

Преимущества оценки профессиональных рисков заключены в:

  1. Подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS;
  2. Организации контроля опасных факторов производственной среды;
  3. Предоставлении работнику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает.

Методология и показатели оценки профессиональных рисков

Конкретной официальной методологии и нормативных актов, позволяющих определить профессиональные риски, в России нет. Основой для оценки служат:

  • Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series);
  • Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001;
  • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки .

При оценке профессиональных рисков работодателю важно основываться на двух главных принципах:ъ

  1. Оценивать все возможные риски при организации деятельности работника;
  2. Выяснить, возможно ли устранить риск полностью, или просчитать его вероятные последствия.

Простой пример: при установке шумозащитных пленок на стекла в офисе или цеху, следует заранее оценить, обеспечат ли они надлежащую вентиляцию воздуха. Если уровень шума будет снижен, но качество вентилирования помещения будет снижено — работодатель избавится от одного риска, но приобретет другой, не менее опасный.

Порядок оценки профессиональных рисков:

  1. Определение перечня профессий и рабочих мест, которые необходимо оценить;
  2. Определение количества работников, занятых на той или иной должности на конкретном рабочем месте;
  3. Определение регулярно производимых работником операций и их частоты;
  4. Выявление опасностей (рисков) для каждой такой операции;
  5. Определение количества опасных операций;
  6. Определение возможности устранения рисков или тяжести их последствий;
  7. Расчет и анализ рисков.

Так, чтобы уменьшить риски для конкретного работника, можно:

  • Автоматизировать процесс;
  • Равномерно распределить нагрузку между несколькими сотрудниками;
  • Внедрить новые технологии, сырье или материалы, снижающие степень опасности;
  • Использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.

Решения конкретной задачи будут зависеть от ее сути, и для каждой задачи их может быть несколько. Работодателю нужно выбрать наиболее эффективные из них.

На глаз определить профессиональные риски и провести спецоценку очень трудно и практически невозможно. Учитывайте тот факт, что необходимо привлечь инженеров по охране труда, нужны измерительные приборы. Выше уже вы ознакомились с некоторыми трудностями при улучшении рабочего мест для сотрудников, что заставляет задуматься о помощи со стороны организаций.

Для грамотной и компетентной оценки рисков рекомендуется привлекать опытных инженеров по охране труда, в том числе и со стороны независимых аккредитованных организаций. Специалисты и эксперты компании Attek с радостью окажут Вам квалифицированную помощь по оценке профессиональных рисков и проведут необходимые консультации.

Приветствую, уважаемые друзья! Всем, кто хочет подружиться с оценкой рисков и управлением их уровней, да и для тех, кто уже в теме, предлагаю ознакомиться с рабочим материалом, которым поделилась наша коллега и подписчица Екатерина Звягина. Так что не забудьте в конце этой заметки поставить рейтинговую звёздочки и в комментариях сказать мерси или конструктивно обозначить замечания и предложения.

Идентифицируем опасности и управляем уровнем риска в организации

Катя не только скинула пример идентификации опасностей и управления уровнем риска, но и снабдила документы пояснительным сообщением. Цитирую:

Здравствуйте, коллеги!

Сразу хочу отметить, что данный стандарт – это внутренний локальный документ нашей организации, но на его основе, Вы сможете разработать что-то свое, где-то упростить (усложнять его уже некуда)), и ввести эту процедуру в действие у себя на предприятии)). Так как Вас очень много, направляю разработанную карту оценки для образца.

Итак, есть два пути проведения данной процедуры – простой и более точный и правильный:

Простой — определяемся с производственными процессами, которые обязан выполнять Ваш работник в течении рабочего времени (из инструкций), берем инструкции по видам работ и профессии (которые входят в программу первичного инструктажа на рабочем месте) и выписываем от туда опасные и вредные факторы, подстерегающие работника на его рабочем месте (кроме факторов, уже обозначенных в СОУТ) — это у нас «Опасность», каждый фактор делим на возможные последствия в случае возникновения «Опасности» — это у нас «Опасное событие», и далее описываем последствия.

На основании данных карт идентификации в последствии разрабатывается план мероприятий по устранению высоких рисков и снижению уровня средних и низких рисков.

Второй путь — нужно определиться с производственными процессами т.е. начиная с того момента, когда нога работника переступила порог Вашего предприятия (ну либо транспорта, на котором Вы доставляете этого работника к месту производства работ) и заканчивая тем же только в обратном направлении)) и разбираете пошагово, где он ходит и чем занимается (передвижение по скользким поверхностям, нахождение вблизи вращающихся и движущихся механизмов) в общем все, что может его подстерегать, где бы он не находился и что бы не делал в процессе рабочего времени. И далее все как описано в первом варианте.

Знакомим работников под роспись и живем спокойно, так как оповестили их обо всех опасностях и рисках и мерах по снижению.))

Я надеюсь данная информация для вас полезна.

Прошу написать мне в комментариях о своих впечатлениях и размышлениях по этому поводу, если не затруднит)

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Комплект рабочих документов по идентификации опасностей и управления уровнем риска

На этом всё. Про звёздочки говорил 😉

Продолжение следует...