Направлено по подведомственности что значит. Что такое подведомственность и подсудность? Разделение полномочий по рассмотрению административных правонарушений

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий , определяющих возникновениеправа на обращение в суд .

Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность - это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературенет. Термин«подведомственность» имеет исконнорусское происхождение и означает«подвести под ведомство» , ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы , однаков ряде случаев они помещаются ив материальных законах .Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции *, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio - добиваюсь, соответствую, подхожу)- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела , т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы .

Во-первых , органы государства, осуществляющие судебную власть : Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека , если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов , подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную .

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную , императивную , альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения , т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения . Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина (Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Важный признак подведомственности, как определение ее правил только в законе, например в ст. 22 ГПК, ст. 27-33 АПК, ст. 11 ГК, ст. 18-23, 27, 35, 41 и др. СК и т.д.

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Отличное определение

Неполное определение

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из гражданских, административных, семейных, трудовых, финансовых, земельных и т.п. правоотношений. П. позволяет разграничить круг дел, отнесенных и компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Основными критериями разграничения являются субъектный состав и характер спорного правоотношения (предмет). Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется законодательством о судах общей юрисдикции и арбитражных судах, ГПК РСФСР и АПК РФ. По субъектному составу к ведению судов общей юрисдикции отнесены, как общее правило, дела, участниками которых хотя бы на одной стороне являются граждане. Применительно к предметной компетенции к ведению судов общей юрисдикции отнесены дела искового производства; дела, возникающие из административно- правовых отношений, и дела особого производства. В порядке искового производства суд общей юрисдикции рассматривает дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов (ГПК РСФСР, п. 1 ст. 25). В данном случае действует принцип, согласно которому к компетенции указанных судов отнесены все споры, возникающие из перечисленных отношений, если хотя бы одной их стороной является гражданин. Не подлежат рассмотрению только те дела, которые отнесены к ведению иных органов. В основе П. дел, возникающих из административно- правовых отношений, лежит противоположный принцип: суд общей юрисдикции рассматривает только те дела, которые прямо отнесены законом к его компетенции (ГПК РСФСР, ст. 231). Многие из этих дел предусмотрены непосредственно в ГПК РСФСР: жалобы на действия административных органов или должностных лиц; жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; дела о взыскании с граждан недоимки по налогам и др. дела, перечисленные в ст. 2 ГПК РСФСР Суд общей юрисдикции рассматривает также дела, в которых отсутствует спор. Это так называемые дела особого производства. В их числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; признание имущества бесхозяйным и др. дела, перечисленные в ст. 245 ГПК РСФСР. Суды общей юрисдикции рассматривают также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. Арбитражным судам подведомственны дела, участниками которых являются юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть участниками арбитражного судопроизводства в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами. Если иное не предусмотрено международным договором РФ, участниками арбитражного процесса могут быть иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. По характеру рассматриваемых дел к ведению арбитражного суда отнесены экономические споры; дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан- предпринимателей [см. Дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде]. Т.Е. Абова

Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминовФинансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Для того чтобы все правовые основы страны приносили нужный результат, каждый государственный орган обязан точно выполнять те обязанности, которые были на него возложены. Причем делать это нужно только в рамках предоставленных полномочий, без попыток вторжения в работу других органов. Подведомственность - это один из инструментов, использование которого обеспечивает реализацию данного принципа.

Суть понятия

Когда речь идет о различных общественных организациях и государственных органах, одним из основных критериев их работы является определение типов тех гражданских процессов, которые для них актуальны. Подведомственность - это тот элемент рассмотрения гражданского процесса, который выполняет задачу идентификации актуального круга дел для конкретного органа. Это эффективный способ разграничения юрисдикции, неоднократно доказавший свою актуальность.

В качестве примера можно привести судебные разбирательства. Перед тем как принять дело к производству, каждый суд должен, прежде всего, проверить, не относит ли закон рассмотрение конкретной ситуации к юрисдикции других органов. Именно такую проверку и можно назвать определением подведомственности.

Грани данного правового явления

Для того чтобы в полной мере понять суть процесса определения компетенции в отношении гражданских дел, стоит обратить внимание на различные направления деятельности, которые включают понятие и виды подведомственности.

Изначально нужно понимать, что подобный процесс правильно будет относить к исключительно производным юридическим фактам. Когда речь идет о выборе юрисдикции в рамках работы с конкретным делом, то решение принимается исходя из сведений, имеющих юридическое значение.

Устанавливается подведомственность каким-либо органам различными правовыми актами и законами, в которых зафиксированы общие правила, а также исключения из них. Именно с их помощью в каждом конкретном случае происходит разрешение вопроса относительно того, какой орган будет заниматься делом (исполнительная, судебная власть и др.).

Критерии подведомственности также включают также следующие элементы:

  • Субъектный состав (те, кто принимают участие в споре).
  • Характер спорного правоотношения. Здесь речь идет об основном взаимоположении субъектов в рамках спорного материального правоотношения.
  • Наличие договора, заключенного обеими сторонами, участвующими в споре.
  • Спорность права или же его бесспорность.
  • В качестве еще одного критерия выступает характер правового акта. В данном случае имеется в виду определение ненормативного или нормативного характера.
  • Важным является определение органа, принявшего упомянутый выше акт. Здесь есть смысл говорить о целой структуре, то есть всех инстанциях, участвовавших в процессе принятия документа.

На этом комплекс принципов не заканчивается. Другими словами, в зависимости от ситуации возможно использование в законодательстве и дополнительных критериев, позволяющих эффективно разграничить сферы компетенции.

Виды гражданской подведомственности

В зависимости от того факта, какой орган будет заниматься конкретным делом, можно разделить процесс выявления актуальной юрисдикции на несколько направлений:

  • подведомственность дел общественным организациям (сюда относится компетенция биржевых комиссий, третейского суда и др.);
  • судебная (арбитражный или общий);
  • административная.

На этом разграничения в процессе определения нужного органа для работы с конкретным делом не заканчиваются.

Множественная подведомственность

Если продолжать говорить о таком процессе, как разграничение подведомственности, то стоит отметить, что определение юрисдикции можно разделить также на исключительную и множественную. Вторая заслуживает больше внимания, поскольку имеет несколько видов:

  • Императивная. Данный термин используется для описания тех дел, которые рассматриваются несколькими органами, но при этом именно в той последовательности, которая определена законом. В качестве примера стоит привести прежний порядок рассмотрения трудовых споров: изначально ими занимались соответствующие комиссии и лишь потом суды, причем в порядке обжалования. Но современный ТК позволяет физическим лицам обращаться изначально в суд, не соприкасаясь с комиссией по трудовым спорам.
  • Договорная подведомственность. Это не что иное, как определение юрисдикционного органа посредством соглашения участвующих сторон.
  • Смешанная. В этом случае есть смысл говорить о сочетании императивного и альтернативного видов определения компетенции. Другими словами, лицо, являющееся инициатором спора, может принять решение относительно того, чтобы его дело рассматривали несколько органов. Но даже после того, как будет принято окончательное решение в рамках выбранной юрисдикции, всегда остается возможность его обжалования в суде.
  • Альтернативная. Имеется в виду возможность определения конкретного органа лицом, которое намерено получить защиту собственных прав. Раньше суть подобного права сводилась к разрешению делать выбор между судом арбитражным и общей юрисдикции (лишь по некоторым видам дел). Но по причине обновления процессуального кодекса и введения более четких принципов определения актуальной компетенции, данный вид подведомственности фактически исчерпал себя.

Чем чреваты ошибки

Стоит понимать, что нарушение подведомственности - это достаточно серьезная проблема. Закон так определяет механизмы данных процессов, что в случае неверного выбора органа юрисдикции может быть отменено все дело.

Это означает, что все усилия, которые были приложены до момента выявления нарушения, фактически сводятся к нулю. Но подобная реакция возможна и в самом начале процесса. Скажем, если спор, инициированный конкретными гражданами, не относится к компетенции суда, то исковое заявление изначально не будет принято еще на стадии обсуждения. Во всяком случае, так должно быть. Итогом станет передача по подведомственности, которая позволит закончить дело в полном соответствии с требованиями закона.

Если же ошибку зафиксировали в процессе ведения дела, то этого будет достаточно для того, чтобы остановить процесс.

Юрисдикция и подведомственность в рамках суда

Изначально любые процедуры определения судебной компетентности можно разделить на несколько типов:

  • Альтернативная подведомственность. Имеется в виду возможность рассмотрения гражданских дел в различных юрисдикционных органах, а не только в суде;
  • Исключительная. В этом случае речь идет о проверке гражданских дел, которая в итоге исключает возможность обращаться куда-либо помимо суда с целью защиты собственных прав.
  • Договорная подведомственность - это процесс определения компетенции, в основании которого лежит соглашение сторон о том, что дело может быть рассмотрено в третейском суде.
  • Условная. Этот процесс требует урегулирования спора во внесудебном порядке перед тем, как будет начато официальное рассмотрение дела.

Разграничение, как можно заметить, достаточно грамотное, что позволяет быстро определять актуальный орган для конкретного процесса.

Какие дела рассматривает суд

Помня о том, что подведомственность, по сути, является определением наиболее подходящей юрисдикции, есть смысл рассмотреть ситуации, когда гражданам стоит обращаться именно в судебные органы.

Если обратить внимание на законодательство, то можно выделить следующие виды дел:

  • Споры, которые возникли по причине трудовых, семейных и гражданских правоотношений. При этом хотя бы один из участников должен быть гражданином.
  • Дела, которые на основании ст. 231 ГПК причисляются к судебной компетенции, хотя представляют собой результат административно-правовых отношений.
  • Разбирательства, касающиеся споров, которые возникли на основании договоров по доставке грузов посредством прямого воздушного и железнодорожного сообщения между различными компаниями, предприятиями с одной стороны, и органами воздушного, а также ж/д транспорта с другой. Подобные споры вытекают, как правило, из международных соглашений.
  • Зафиксированные в ст. 245 ГПК дела особого производства.

В некоторых случаях суды могут рассматривать и другие виды споров, которые были отображены в законодательстве РФ.

Изменение подсудности

Если рассматривать ситуации в рамках судебной ветви власти, то стоит отметить, что в том случае, когда было установлено несоответствие спора компетенции выбранного суда, передача дела другому органу не произойдет. То есть, если дело по своему типу относится к юрисдикции другого судебного органа, оно останется на рассмотрении у прежнего.

Изменение подведомственности в данном случае возможно лишь при допущенной ошибке, согласно второй части ст. 33 ГПК. При этом допускается подача частной жалобы с целью перевода дела в другой суд или же получения отказа передачи. Но если и было совершено перенаправление, то процесс должен продолжаться в любом случае. При этом инициировать споры о подсудности законодательство не позволяет.

Актуальность судебной юрисдикции

Очевидно, что права обычных граждан нуждаются в защите, причем надежной. Именно современное судопроизводство и выполняет такую функцию. Причем граждане могут рассчитывать на грамотные и объективные разбирательства не только в случаях, описанных в ст. 25 ГПК, но также и в любых конфликтных ситуациях. Речь идет об ущемлении свобод и прав вследствие действий каких-либо органов управления и государственной власти, организаций и физических лиц.

Следовательно, в процессе определения судебной компетенции, вне зависимости от того факта, какие правоотношения стали причиной спора, физическое лицо может рассчитывать на рассмотрение дела. В случае отсутствия иного порядка, установленного законом, свобода и право любого гражданина подлежит судебной защите.

Возможные исключения

Случаев, которые не подведомственны суду, не так уж и много. В качестве примера можно привести почти все коллективные трудовые споры между профсоюзом либо же работниками предприятия и администрацией компании. Такие дела не относятся к судебной юрисдикции и подлежат рассмотрению в особом порядке.

Если рассмотреть индивидуальные трудовые процессы, то в этом случае суды не могут разрешать споры руководящих лиц, которые были избраны, назначены или утверждены на свою должность высшим органом РФ или государственной власти. В эту исключительную категорию попадают прокуроры, судьи, а также их заместители и помощники.

Итоги

Рассмотрев систему разделения компетенции между различным органами, можно утверждать, что методы определения юрисдикции достаточно практичны. Тем не менее, во избежание недоразумений во время разрешения споров, есть смысл внимательно изучить описанные выше принципы и указанные в законе исключения.

Чтобы спор возможно было решить в суде, необходимо составить исковое заявление и определить суд, который вправе рассматривать спор.

Зачастую даже опытные юристы ошибаются в выборе надлежащего суда. Определение органа судебной власти, куда нужно подать конкретное исковое заявление, зависит от подсудности и подведомственности спора.

Подведомственность - это разграничение компетенции между органами власти.

Споры могут быть подведомственны судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции : мировой суд, районный суд, областной суд - рассматривают споры с участием граждан и юридических лиц по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п.1 ст. 22 ГПК РФ).

Арбитражные суды - рассматривают экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).

Для выяснения подведомственности достаточно определить, является ли спор экономическим и связанным с предпринимательской деятельностью.

Внимание! Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если в исковом заявлении имеется нескольких взаимосвязанных требований, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду, то такое дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Если требования не взаимосвязаны, то суд вправе их разделить и принять только подведомственное требование (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Определив подведомственность (в рассматриваемом случае пусть это будут суды общей юрисдикции), необходимо определить подсудность.

Подсудность - это совокупность признаков спора, указывающая, какой именно суд должен рассматривать такой спор.

Подсудность делиться на два типа: родовая и территориальная.

Родовая подсудность зависит от характера спора, его цены и предмета. Определяет уровень суда, который должен рассматривать спор.

Родовая подсудность делится на четыре подтипа:

Подсудность мирового суда;

Подсудность районного суда (для жителей Истринского района - Истринский городской суд);

Подсудность Верховного суда республики, областного или краевого суда, городского суда города Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области, суда автономных округов (для жителей Истринского района - Московский областной суд);

Подсудность Верховного суда РФ.

Мировому суду подсудны следующие споры (ст. 23 ГПК РФ):

О выдаче судебного приказа;

О расторжении брака, при отсутствии спора о детях;

О разделе совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Иные семейно-правовые дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

По имущественным спорам (за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности), при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

Об определении порядка пользования имуществом.

Районному суду подсудны все оставшиеся споры, которые не отнесены к подсудности мирового, областного, военного и Верховного судов (ст. 24 ГПК РФ).

Военным судам подсудны споры с участием военнослужащих (ст. 7 ФЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»).

Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны следующие споры (ст. 26 ГПК РФ):

Связанные с государственной тайной;

О признании и исполнении решений иностранных судов.

Внимание! Московскому городскому суду подсудны дела по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, кроме прав на фотографии и аналогичные произведения. При рассмотрении спора Московским городским судом о защите авторских и смежных прав ему подсудно также рассмотрение вопроса о блокировке.

Верховному суду РФ подсудны следующие споры (ст. 27 ГПК РФ, ст. 2 ФКЗ от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»):

Об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов;

Об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов;

О приостановлении, ликвидации деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

О прекращении деятельности средств массовой информации;

Об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

Об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов;

О прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы;

О расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

По разрешению споров между органами власти согласно ст. 85 Конституции Российской Федерации;

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Интересно: в случае если подсудность дела изменяется в ходе его рассмотрения, то дело передается в соответствующий суд для его рассмотрения согласно новой подсудности.

Территориальная подсудность определяет конкретный и определённый суд, которой должен рассматривать спор. По общему правила территориальная подсудность определяется по месту жительства или нахождения ответчика по иску (ст. 28 ГПК РФ).

Истец имеет право выбрать другой суд по следующим правилам (ст. 29 ГПК РФ):

Если место жительства ответчика неизвестно или он его не имеет - по месту нахождения его имущества или по последнему месту жительства;

Иск к организации по спору в отношении действий её филиала может быть предъявлен по месту нахождения этого филиала;

Иски о защите прав потребителя могут быть предъявлены по месту жительства или месту нахождения истца, либо по месту заключения или исполнения договора;

Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены по месту их исполнения;

Иски, связанные со столкновением судов, заработной платы экипажа суда, репатриации и взносов на социальное страхование, а также взысканием вознаграждения за помощь в спасении на море, могут быть предъявлены по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

По месту жительства истца могут быть предъявлены следующие иски:

О взыскании алиментов и установлении отцовства;

О расторжении брака, если истец имеет несовершеннолетнего ребенка или по состоянию здоровья невозможен его выезд к ответчику;

О возмещении вреда, причинённого повреждением здоровья;

По восстановлению пенсионных и жилищных прав, возврата имущества и его стоимости, иски связанные с незаконным осуждением и привлечением к уголовной ответственности;

О защите персональных данных;

О прекращении оператором поисковой сети выдачи ссылок;

О восстановлении трудовых прав.

Исключением территориальной подсудности являются следующие споры (исключительная подсудность):

Иски о правах на объекты, прочно связанные с землёй, (здания, строения, сооружения), а также иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землёй, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Если иск направлен к нескольким ответчикам, то его можно предъявить по месту жительства одного из ответчиков (ст. 31 ГПК РФ).

Также территориальная подсудность может быть установлена по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, чтобы найти суд, в который необходимо подавать иск, следует сначала определить подведомственность (арбитражный суд или суд общей юрисдикции), после чего определить родовую подсудность (мировой суд, районный, областной или верховный), а затем - территориальную. В результате будет определён необходимый суд.

Кирилл Серёгин, юрист