Какие дела суды рассматривают по правилам кас. КАС РФ и другие процессуальные кодексы. Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике

1. При входе судей все присутствующие в зале судебного заседания встают.

2. Все участники судебного разбирательства обращаются к суду, дают показания и делают заявления стоя. Отступление от этого правила может быть допущено с разрешения председательствующего.

3. Участники судебного разбирательства, а также иные лица, присутствующие в зале судебного заседания, обращаются к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье — «Ваша честь».

4. Судебный пристав обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования судебного пристава по обеспечению порядка судебного заседания обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

5. Судебное разбирательство проводится в условиях, обеспечивающих установленный порядок судебного заседания и безопасность участников уголовного судопроизводства. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом фотографирование, видеозапись и (или) киносъемку, трансляцию по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не должны нарушать установленный порядок судебного заседания. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

Комментарий к Ст. 257 УПК РФ

1. В комментируемой статье законодательно закреплены некоторые наиболее существенные, обязательные обрядовые черты судопроизводства, выработанные всем мировым опытом этого вида деятельности, имеющего огромное влияние на формирование гражданского правосознания.

2. Регламент судебного заседания предусматривает определенные нормы поведения сторон, других участников процесса и граждан, присутствующих в зале суда. Его основные задачи: обеспечить предусмотренный законом порядок рассмотрения дела, поддержать авторитет суда как органа власти, способствовать тем самым вынесению судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

3. Отступления от установленных правил регламента в зале судебного заседания могут быть разрешены только председательствующим в силу особых обстоятельств. Так, например, тот, кто не может или кому трудно давать показания стоя по состоянию здоровья или из-за преклонного возраста, может давать показания, не вставая с места.

4. Соблюдение регламента судебного заседания обеспечивает председательствующий, который реализует свои указания непосредственно, объявляя их, либо через судебного пристава; их требования должны беспрекословно выполняться всеми лицами, находящимися в зале судебного заседания.

5. Порядок в судебном заседании обеспечивает судебный пристав — должностное лицо, состоящее на государственной службе в органах юстиции, получившее необходимую специальную подготовку и имеющее право на ношение огнестрельного оружия и специальных средств. При исполнении служебных обязанностей судебный пристав носит форменную одежду. Он выполняет распоряжения председательствующего в судебном заседании и осуществляет другие полномочия, возложенные на него законом, а именно: обеспечивает безопасность судей и всех других участников судебного процесса; исполняет судебные решения о применении к подсудимому и к другим гражданам мер процессуального принуждения; обеспечивает охрану совещательной комнаты; осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд (статьи 4 и 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; 2000. N 46. Ст. 4537; 2004. N 35. Ст. 3607). Максимально детально обязанности судебных приставов прописаны в Административном регламенте исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов (утвержден Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2006 г. // Российская газета. 2007. 25 янв.).

6. В условиях обострения проблемы личной безопасности участников судебного разбирательства и всех, кто присутствует в зале судебного заседания, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в марте 2004 г. наделены правом проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, а при наличии достаточных оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, — правом производить их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей (пункт 2 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах» в редакции Федерального закона от 3 марта 2007 г. N 29 // Российская газета. 2007. 7 марта).

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС). Он регулирует производство по делам, которые возникают из публичных правоотношений, а также по некоторым иным категориям споров.

Какие заблуждения в связи с принятием КАС встречаются на практике?

Для начала хотелось бы развеять два заблуждения, связанных с принятием КАС, которые распространены среди юристов (и не только среди них).

1) порядок рассмотрения дел, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, ранее вообще не был урегулирован.
Разумеется, это утверждение не соответствует действительности. Все дела, которые с 15 сентября рассматриваются по правилам КАС, раньше рассматривались по правилам ГПК РФ.
2) КАС устанавливает порядок осуществления правосудия по всем административным делам.
Это также не соответствует действительности. КАС устанавливает порядок рассмотрения далеко не всех дел, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Во-первых, КАС не распространяется на порядок рассмотрения дел из административных правоотношений отнесенных к компетенции арбитражных судов (раздел III АПК РФ).
Во-вторых, дела об административных правонарушениях, которые подведомственны судам общей юрисдикции, не рассматриваются по правилам КАС. Такие дела, как и раньше, рассматриваются по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В-третьих, положения КАС не распространяются на дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Какие дела суды рассматривают по правилам КАС.

Все дела, которые рассматриваются по правилам КАС, можно разбить на три группы.
1. Дела о защите нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Собственно говоря, это основная масса дел, которые рассматриваются по правилам КАС.
Сюда включаются следующие категории дел:
об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
2. Дела, которые связаны с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Это дела:
о прекращении деятельности средств массовой информации;
о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
о временном помещении иностранного гражданина, который подлежит депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Кто может участвовать в качестве представителя в административных делах, рассматриваемых по правилам КАС
КАС содержит новые правила о том, кто сможет выступать представителем по административным делам.
Во-первых, представителями в суде по административным делам могут выступать только лица, которые имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС). Тот, у кого нет высшего юридического образования, не может представлять интересы своего доверителя по административному делу в суде общей юрисдикции или в Верховном суде РФ.
Это общее правило, согласно буквальному смыслу КАС, распространяется на все виды представительства: законное представительство, представительство от имени организаций и государственных (муниципальных) органов.
Однако, если истолковать положения КАС в их системной связи с иными нормами кодекса, можно прийти к выводу, что из этого правила все-таки есть одно исключение. При обращении в суд группы лиц с коллективным административным иском, если участники группы поручили вести свои дела одному или нескольким членам группы (ч. 3 ст. 42 КАС), такое лицо не обязано иметь высшее юридическое образование. Это объясняется тем, что лицо, которое другие члены группы наделили полномочиями вести их дела, в первую очередь является истцом, обладающим соответствующим материально-правовым интересом. А для того, чтобы быть истцом по делу, наличие высшего юридического образования не требуется.
Таким образом, чтобы лицу участвовать в административном деле в качестве представителя, ему нужно представить в суд не только документы, которые подтверждают его полномочия, и документ, удостоверяющий личность, но и диплом о высшем юридическом образовании. Последний нужно будет представить в оригинале и в виде копии.
Если представитель подает исковое заявление вместо истца, то к нему нужно приложить копию диплома о получении представителем высшего юридического образования (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС). Такая копия должна быть заверена надлежащим образом (организацией, которая его выдала, нотариально либо иным лицом, которое имеет на это право).
Как представляется, вместо диплома представитель может представить суду документ о присвоении ученой степени или ученого звания в сфере права. Кроме того, если представитель по делу имеет статус адвоката, то достаточно представить документ, подтверждающий этот статус. Дело в том, что для получения статуса адвоката в силу закона обязательно наличие высшего юридического образования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Во-вторых, если лицо не желает участвовать в деле через представителя, оно может лично защищать свои права в административном процессе (как, собственно, и в гражданском). Это традиционное правило сохранил и КАС: для того чтобы лично вести свои дела в суде, не требуется иметь высшее юридическое образование. Однако теперь из этого правила есть одно исключение: по делам об оспаривании нормативных правовых актов. По таким делам граждане могут лично вести свои дела только при наличии у них высшего юридического образования. В противном случае граждане могут вести дела только через представителей, которые имеют высшее юридическое образование.
Кроме того, КАС сохранил прежнее правило о том, что доверенность от имени организации должна быть скреплена печатью (ч. 6 ст. 57 КАС). Ранее аналогичное правило для гражданского и арбитражного процессов было отменено. Это правило сохранилось в КАС по ошибке. В настоящее время готовится законопроект о внесении изменений в КАС, который отменит правило об обязательном удостоверении печатью доверенностей организаций. Однако до внесения указанных изменений выдаваемые от имени организаций доверенности на участие в административных делах рекомендуется все-таки скреплять печатью (разумеется, при ее наличии у организации).
Когда участники административных споров смогут подавать иски, жалобы и иные документы в суд через Интернет.

КАС предоставляет участникам процесса возможность подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде. Это происходит посредством заполнения формы, которая размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, подобно тому как это уже давно практикуется в арбитражном процессе. Такие правила установлены в части 2 статьи 45, части 8 статьи 125, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347 КАС.
Также КАС вводит правило о том, что информацию о принятии административного искового заявления или жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия суд обязан размещать на своем официальном сайте в сети Интернет. Суд обязан будет это сделать не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено в КАС. Такие правила установлены в части 7 статьи 96 КАС.
Кроме того, КАС устанавливает правило о том, что участвующие в деле лица по их ходатайству вправе получать через Интернет копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой ограничен). Данные копии будут являться электронными документами, которые подписаны судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такие правила установлены в части 4 статьи 45 КАС.
Однако данные положения вступают в силу только с 15 сентября 2016 года.

Насколько существенны иные изменения КАС в сравнении с ранее действовавшим правовым регулированием?

Помимо вышесказанного, многие положения КАС повторяют положения ГПК РФ, с небольшими, несущественными изменениями.
В сравнении с ГПК РФ КАС по-иному регулирует, в частности, следующие вопросы.
1. Председатель суда теперь вправе вынести определение об ускорении рассмотрения дела не только по заявлению заинтересованных лиц, но и по своей инициативе (ч. 6 ст. 10 КАС).
2. В КАС общее родовое понятие для решений, определений и постановлений судов – «судебные акты» (ч. 1 ст. 16 КАС), а не «судебные постановления», как в ГПК РФ.
3. Появились правила о заключении сторонами соглашения по обстоятельствам дела (ст. 65 КАС), как в арбитражном процессе.
4. КАС урегулировал порядок обращения группы лиц с коллективным административным иском (ст. 42 КАС).
5. Меры обеспечения иска в КАС именуются мерами предварительной защиты, а сам порядок их применения урегулирован несколько более подробно...
6. Появились новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение такого участника слова (ст. 118 КАС), а также обязательство о явке (ст. 121 КАС).
7. Увеличились размеры судебных штрафов. В ГПК РФ размер большинства штрафов не превышает 1 тыс. руб., а максимальный размер штрафа в кодексе – 5 тыс. руб. КАС же устанавливает, что судебный штраф может быть наложен в следующих размерах: на государственный орган – до 100 тыс. руб., на орган местного самоуправления и иные органы (организации) с публичными полномочиями – до 80 тыс. руб., на организации – до 50 тыс. руб., на должностное лицо – до 30 тыс. руб., на государственного или муниципального служащего – до 10 тыс. руб., на гражданина – до 5 тыс. руб. (ч. 1 ст. 122 КАС). Кроме того, увеличилось количество случаев, когда суд может наложить судебный штраф, а также появились случаи, когда суд обязан наложить судебный штраф на участвующее в деле лицо.
8. Вопрос о принятии административного искового заявления к производству судья теперь решает в течение трех дней со дня его поступления, а не в течение пяти, как это было ранее.
9. В КАС появилось упрощенное производство, то есть упрощенный (письменный) порядок рассмотрения административного дела без проведения устного разбирательства и в более короткий срок.
10. В КАС появились главы, которых ранее не было в ГПК РФ, посвященные особенностям отдельных категорий дел:
производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости (гл. 25 КАС);
производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций;
производство по делам, которые рассматривает Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ;
производство по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, о прекращении деятельности средств массовой информации.
11. По отдельным делам установлены сокращенные сроки на подачу апелляционных жалоб (ч. 2–6 ст. 298 КАС), а также сокращенные сроки рассмотрения жалоб в суде апелляционной инстанции (ч. 3–10 ст. 305 КАС).
12. Суд апелляционной инстанции получил право в определенных случаях отменить обжалованное решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
13. Заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационных и надзорных жалоб теперь нужно подавать не в суд первой инстанции до подачи самих жалоб, как это было ранее, а непосредственно в суд кассационной либо надзорной инстанции.
Помимо этого, есть немало иных незначительных изменений КАС в сравнении с ГПК РФ.

Материал подготовили:

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон - Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий административных дел.


Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, а также процессуальные нововведения, предусмотренные данным документом, и станут предметом исследования в настоящем материале.


Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются. Предусмотрено, что в порядке КАС РФ будут рассматриваться следующие дела:


1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;


2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;


3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;


4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;


5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);


6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;


7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.


8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;


9. О прекращении деятельности средств массовой информации;


10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);


11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);


12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) - раннее положения об административном надзоре были урегулированы ГПК РФ.


13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке - раннее данную процедуру также регулировал ГПК РФ;


14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;


15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.


Т.е. фактически предусмотрено изъятие определенных категорий дел из предмета регулирования ГПК РФ и передача их в сферу действия КАС РФ.


В свою очередь, такая смена источника правового регулирования рассмотрения указанных категорий дел, будет означать не просто смену реквизитов документа, регулирующего процедуру их рассмотрения, а введение ряда принципиально новых особенностей судопроизводства по данным делам, раннее не предусмотренных другими процессуальными кодексами.


На анализе данных особенностей следует остановиться более подробно.

1. Введен ряд изменений понятийного аппарата, используемого при обозначении процессуальных терминов.

Так, привычные понятия «Истец», Ответчик«, «Исковое заявление» заменяют такие понятия, как «Административный истец», «Административный ответчик», «Административное исковое заявление».


Лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, именуется Заинтересованными лицами, а не Третьими лицами, как это предусмотрено ГПК И АПК РФ. Смысл указанных терминов при этом остается неизменным.

2. Возрастает степень самостоятельности суда при рассмотрении дела.

Так, КАС предусматривается возможность привлечения второго административного ответчика в качестве надлежащего даже при отсутствии согласия истца. Т.е. в случае, когда изначально требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, суд по своей инициативе может привлечь к участию деле лицо, являющееся надлежащим ответчиком, согласие истца при этом требоваться не будет.


Указанная ситуация невозможна в гражданском и арбитражном процессах, где замена ненадлежащего Ответчика может быть произведена только с согласия Истца.


КАС напрямую предусмотрено право суда истребовать доказательства по своей инициативе, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, в которых формально истребование судом доказательств возможно лишь по заявлению участников процесса.


Надо отметить, что подобная норма КАС РФ по сути кодифицирует уже сложившуюся практику судов общей юрисдикции, которые зачастую самостоятельно истребуют доказательства, подтверждающие по их мнению обстоятельства, имеющие значение для дела.


Законодательное закрепление данного правила свидетельствует о стремлении законодателя увеличить роль суда в формировании доказательственной базы по делу.


КАС предусматривается право суда выходить за пределы заявленных требований и доводов сторон.


Из данного правила можно сделать вывод, что суд при рассмотрении дела в порядке КАС РФ не связан аргументами, приводимыми участниками процесса, и проверяет правомерность заявленных требований с учетом всех обстоятельств, признанных им в качестве имеющих значение для дела.

3. КАС вводит ряд дополнительных мер процессуального принуждения.

Предусмотрена возможность принудительного привода любого лица, участвующего в деле.


Так, в случае, когда участие в рассмотрении дела конкретного лица признано судом обязательным, и это лицо не является в судебное заседание без уважительных причин, такое лицо может подвергнуто судом принудительному приводу.


В этом заключается весьма существенное отличие КАС от ГПК РФ, где принудительно в судебное заседание можно доставить лишь надлежащим образом уведомленного свидетеля, но никак не лицо, являющееся стороной по делу.


Вводится такая мера, как обязательство о явке. Представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.


Закреплена возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства. Заключается в фактической остановке со стороны суда выступления участника процесса, если он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.


Установлено право суда лишить участника судебного разбирательства слова, т.е. по сути лишить его права на дальнейшее выступление в судебном заседании. Это допустимо, если участник процесса самовольно нарушает последовательность выступлений, неоднократно не исполняет требования судьи, а также допускает оскорбления либо призывает к осуществлению незаконных действий.


Надо отметить, что применение указанных мер принуждения (ограничение выступления и лишение слова) может быть обжаловано только при обжаловании решения суда по делу. На практике это может означать возникновение ситуации, при которой любого участника процесса можно будет лишить слова в самом начале судебного заседания, что нельзя будет оспорить до момента вынесения судом итогового судебного акта.

4. Участие представителя по ряду дел становится обязательным.

Предусмотрено обязательное участие представителя при рассмотрении следующих категорий дел:


Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Лично по таким делам гражданин может выступать лишь в случае наличия у него высшего юридического образования.


Дела о принудительном помещении в психиатрический стационар;


Дела о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;


В последних двух случаях суд при отсутствии представителя сам назначает адвоката.


Кроме того, установлено обязательное требование о наличии высшего юридического образования у представителя по любому делу, рассматриваемому в порядке КАС. Наличие образования представители будут обязаны документально подтверждать перед рассмотрением дела.

5. Коллегиальное рассмотрение по первой инстанции для ряда дел.

Выделен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению уже в суде первой инстанции.


Среди них дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; дела о расформировании избирательных комиссий и т.д.

6. Новые технологии при введении судопроизводства.

Расширяются возможности использования технических средств при рассмотрении дела.


Участники процесса смогут с их согласия получать судебные извещения путем отправки СМС сообщения либо по электронной почте. Информирование участвующего в деле лица в подобной форме допускается при наличии его согласия, подтверждаемого распиской.


Предусмотрена возможность представления в суд документов в электронном виде;


Предусмотрена возможность для участников процесса получать копии судебных актов и иных документов в электронном виде при наличии соответствующего ходатайства.


Антон Поликутин , юрист компании «ЮрИнвест»:

В целом основные нововведения КАС РФ заключаются в увеличении роли суда в рассмотрении дел и повышении требований к представителям.

Предполагается, что такой подход будет способствовать укреплению механизма судебной защиты нарушенных государством прав и законных интересов, а также приведет к повышению качества рассмотрения административных дел.

Эффективность защиты нарушенных прав при рассмотрении дел в порядке КАС РФ возможно будет оценить с течением времени, но уже сейчас хочется выразить надежду, что наделение суда активной ролью в административном судопроизводстве не приведет к нарушениям принципа состязательности сторон и ограничению для них возможности доказывать свою правоту всеми не запрещенными законом способами.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
Статья 3. Право на обращение в суд
Статья 4. Возбуждение гражданского дела в суде
Статья 5. Осуществление правосудия только судами
Статья 6. Равенство всех перед законом и судом
Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
Статья 7. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
Статья 8. Независимость судей
Статья 9. Язык гражданского судопроизводства
Статья 10. Гласность судебного разбирательства
Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
Статья 13. Обязательность судебных постановлений

Статья 14. Состав суда
Статья 15. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
Статья 16. Основания для отвода судьи
Статья 17. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
Статья 18. Основания для отвода прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
Статья 19. Заявления о самоотводах и об отводах
Статья 20. Порядок разрешения заявления об отводе
Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе

Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам
Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду
Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
Статья 27. Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика
Статья 29. Подсудность по выбору истца
Статья 30. Исключительная подсудность
Статья 31. Подсудность нескольких связанных между собой дел
Статья 32. Договорная подсудность
Статья 33. Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

Статья 34. Состав лиц, участвующих в деле
Статья 35. Права и обязанности лиц, участвующих в деле
Статья 36. Гражданская процессуальная правоспособность
Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность
Статья 38. Стороны
Статья 39. Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
Статья 40. Участие в деле нескольких истцов или ответчиков
Статья 41. Замена ненадлежащего ответчика
Статья 42. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
Статья 43. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
Статья 44. Процессуальное правопреемство
Статья 45. Участие в деле прокурора
Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
Статья 47. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

Статья 48. Ведение дел в суде через представителей
Статья 49. Лица, которые могут быть представителями в суде
Статья 50. Представители, назначаемые судом
Статья 51. Лица, которые не могут быть представителями в суде
Статья 52. Законные представители
Статья 53. Оформление полномочий представителя
Статья 54. Полномочия представителя

Статья 55. Доказательства
Статья 56. Обязанность доказывания
Статья 57. Представление и истребование доказательств
Статья 58. Осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения
Статья 59. Относимость доказательств
Статья 60. Допустимость доказательств
Статья 61. Основания для освобождения от доказывания
Статья 62. Судебные поручения
Статья 63. Порядок выполнения судебного поручения
Статья 64. Обеспечение доказательств
Статья 65. Заявление об обеспечении доказательств
Статья 66. Порядок обеспечения доказательств
Статья 67. Оценка доказательств
Статья 68. Объяснения сторон и третьих лиц
Статья 69. Свидетельские показания
Статья 70. Обязанности и права свидетеля
Статья 71. Письменные доказательства
Статья 72. Возвращение письменных доказательств
Статья 73. Вещественные доказательства
Статья 74. Хранение вещественных доказательств
Статья 75. Осмотр и исследование вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче
Статья 76. Распоряжение вещественными доказательствами
Статья 77. Аудио- и видеозаписи
Статья 78. Хранение и возврат носителей аудио- и видеозаписей
Статья 79. Назначение экспертизы
Статья 80. Содержание определения суда о назначении экспертизы
Статья 81. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе
Статья 82. Комплексная экспертиза
Статья 83. Комиссионная экспертиза
Статья 84. Порядок проведения экспертизы
Статья 85. Обязанности и права эксперта
Статья 86. Заключение эксперта
Статья 87. Дополнительная и повторная экспертизы

Статья 88. Судебные расходы
Статья 89. Льготы по уплате государственной пошлины
Статья 90. Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
Статья 91. Цена иска
Статья 92. Доплата государственной пошлины
Статья 93. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Статья 94. Издержки, связанные с рассмотрением дела
Статья 95. Денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам
Статья 96. Внесение сторонами денежных сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам
Статья 97. Выплата денежных сумм, причитающихся свидетелям и переводчикам
Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами
Статья 99. Взыскание компенсации за потерю времени
Статья 100. Возмещение расходов на оплату услуг представителя
Статья 101. Распределение судебных расходов при отказе от иска и заключении мирового соглашения
Статья 102. Возмещение сторонам судебных расходов
Статья 103. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела
Статья 104. Обжалование определения суда по вопросам, связанным с судебными расходами

Статья 105. Наложение судебных штрафов
Статья 106. Сложение или уменьшение судебного штрафа

Статья 107. Исчисление процессуальных сроков
Статья 108. Окончание процессуального срока
Статья 109. Последствия пропуска процессуальных сроков
Статья 110. Приостановление процессуальных сроков
Статья 111. Продление процессуальных сроков
Статья 112. Восстановление процессуальных сроков

Статья 113. Судебные извещения и вызовы
Статья 114. Содержание судебных повесток и иных судебных извещений
Статья 115. Доставка судебных повесток и иных судебных извещений
Статья 116. Вручение судебной повестки
Статья 117. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения
Статья 118. Перемена адреса во время производства по делу
Статья 119. Неизвестность места пребывания ответчика
Статья 120. Розыск ответчика

Раздел II. Производство в суде первой инстанции

Подраздел I. Приказное производство

Статья 121. Судебный приказ
Статья 122. Требования, по которым выдается судебный приказ
Статья 123. Подача заявления о вынесении судебного приказа
Статья 124. Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа
Статья 125. Основания для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа
Статья 126. Порядок вынесения судебного приказа
Статья 127. Содержание судебного приказа
Статья 128. Извещение должника о вынесении судебного приказа
Статья 129. Отмена судебного приказа
Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю

Подраздел II. Исковое производство

Статья 131. Форма и содержание искового заявления
Статья 132. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Статья 133. Принятие искового заявления
Статья 134. Отказ в принятии искового заявления
Статья 135. Возвращение искового заявления
Статья 136. Оставление искового заявления без движения
Статья 137. Предъявление встречного иска
Статья 138. Условия принятия встречного иска

Статья 139. Основания для обеспечения иска
Статья 140. Меры по обеспечению иска
Статья 141. Рассмотрение заявления об обеспечении иска
Статья 142. Исполнение определения суда об обеспечении иска
Статья 143. Замена одних мер по обеспечению иска другими мерами по обеспечению иска
Статья 144. Отмена обеспечения иска
Статья 145. Обжалование определений суда об обеспечении иска
Статья 146. Возмещение ответчику убытков, причиненных обеспечением иска

Статья 147. Определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству
Статья 148. Задачи подготовки дела к судебному разбирательству
Статья 149. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству
Статья 150. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству
Статья 151. Соединение и разъединение нескольких исковых требований
Статья 152. Предварительное судебное заседание
Статья 153. Назначение дела к судебному разбирательству

Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел
Статья 155. Судебное заседание
Статья 156. Председательствующий в судебном заседании
Статья 157. Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства
Статья 158. Порядок в судебном заседании
Статья 159. Меры, применяемые к нарушителям порядка в судебном заседании
Статья 160. Открытие судебного заседания
Статья 161. Проверка явки участников процесса
Статья 162. Разъяснение переводчику его прав и обязанностей
Статья 163. Удаление свидетелей из зала судебного заседания
Статья 164. Объявление состава суда и разъяснение права самоотвода и отвода
Статья 165. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей
Статья 166. Разрешение судом ходатайств лиц, участвующих в деле
Статья 167. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
Статья 168. Последствия неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков
Статья 169. Отложение разбирательства дела
Статья 170. Допрос свидетелей при отложении разбирательства дела
Статья 171. Разъяснение эксперту и специалисту их прав и обязанностей
Статья 172. Начало рассмотрения дела по существу
Статья 173. Отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон
Статья 174. Объяснения лиц, участвующих в деле
Статья 175. Установление последовательности исследования доказательств
Статья 176. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний
Статья 177. Порядок допроса свидетеля
Статья 178. Использование свидетелем письменных материалов
Статья 179. Допрос несовершеннолетнего свидетеля
Статья 180. Оглашение показаний свидетелей
Статья 181. Исследование письменных доказательств
Статья 182. Оглашение и исследование переписки и телеграфных сообщений граждан
Статья 183. Исследование вещественных доказательств
Статья 184. Осмотр на месте
Статья 185. Воспроизведение аудио- или видеозаписи и ее исследование
Статья 186. Заявление о подложности доказательства
Статья 187. Исследование заключения эксперта. Назначение дополнительной или повторной экспертизы
Статья 188. Консультация специалиста
Статья 189. Окончание рассмотрения дела по существу
Статья 190. Судебные прения
Статья 191. Возобновление рассмотрения дела по существу
Статья 192. Удаление суда для принятия решения
Статья 193. Объявление решения суда

Статья 194. Принятие решения суда
Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда
Статья 197. Изложение решения суда
Статья 198. Содержание решения суда
Статья 199. Составление мотивированного решения суда
Статья 200. Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда
Статья 201. Дополнительное решение суда
Статья 202. Разъяснение решения суда
Статья 203. Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда
Статья 204. Определение порядка и срока исполнения решения суда, обеспечения его исполнения
Статья 205. Решение суда о присуждении имущества или его стоимости
Статья 206. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия
Статья 207. Решение суда в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков
Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм
Статья 209. Вступление в законную силу решений суда
Статья 210. Исполнение решения суда
Статья 211. Решения суда, подлежащие немедленному исполнению
Статья 212. Право суда обратить решение к немедленному исполнению
Статья 213. Обеспечение исполнения решения суда
Статья 214. Высылка лицам, участвующим в деле, копий решения суда

Статья 215. Обязанность суда приостановить производство по делу
Статья 216. Право суда приостановить производство по делу
Статья 217. Сроки приостановления производства по делу
Статья 218. Обжалование определения суда о приостановлении производства по делу
Статья 219. Возобновление производства по делу

Статья 220. Основания прекращения производства по делу
Статья 221. Порядок и последствия прекращения производства по делу

Статья 222. Основания для оставления заявления без рассмотрения
Статья 223. Порядок и последствия оставления заявления без рассмотрения

Статья 224. Порядок вынесения определений суда
Статья 225. Содержание определения суда
Статья 226. Частные определения суда
Статья 227. Высылка лицам, участвующим в деле, копий определения суда

Статья 228. Обязательность ведения протокола
Статья 229. Содержание протокола
Статья 230. Составление протокола
Статья 231. Замечания на протокол
Статья 232. Рассмотрение замечаний на протокол

Статья 233. Основания для заочного производства
Статья 234. Порядок заочного производства
Статья 235. Содержание заочного решения суда
Статья 236. Высылка копии заочного решения суда
Статья 237. Обжалование заочного решения суда
Статья 238. Содержание заявления об отмене заочного решения суда
Статья 239. Действия суда после принятия заявления об отмене заочного решения суда
Статья 240. Рассмотрение заявления об отмене заочного решения суда
Статья 241. Полномочия суда
Статья 242. Основания для отмены заочного решения суда
Статья 243. Возобновление рассмотрения дела
Статья 244. Законная сила заочного решения суда

Статья 244.1. Право на обращение в суд с заявлениями о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.2. Порядок подачи заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.3. Требования к заявлению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.4. Принятие заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.5. Оставление заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок без движения
Статья 244.6. Возвращение заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.7. Срок рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.8. Особенности рассмотрения заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.9. Решение суда по делу о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок
Статья 244.10. Обжалование определений суда первой инстанции

Подраздел III. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Статья 245. Дела, возникающие из публичных правоотношений
Статья 246. Порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений
Статья 247. Порядок обращения в суд
Статья 248. Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений
Статья 249. Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений
Статья 250. Законная сила решения суда

Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства
Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд
Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего
Статья 258. Решение суда и его реализация

Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Статья 260. Сроки обращения в суд и рассмотрения заявления
Статья 260.1. Порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Статья 261. Решение суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и его реализация

Статья 261.1. Подача заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении
Статья 261.2. Срок подачи заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении
Статья 261.3. Рассмотрение заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении
Статья 261.4. Решение суда в отношении заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении

Статья 261.5. Подача заявления по делу об административном надзоре
Статья 261.6. Содержание заявления по делу об административном надзоре
Статья 261.7. Рассмотрение дела об административном надзоре
Статья 261.8. Решение суда по делу об административном надзоре

Подраздел IV. Особое производство

Статья 262. Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства
Статья 263. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства

Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Статья 265. Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение
Статья 266. Подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение
Статья 267. Содержание заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение
Статья 268. Решение суда относительно заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение

Статья 269. Подача заявления об усыновлении или удочерении
Статья 270. Содержание заявления об усыновлении
Статья 271. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении
Статья 272. Подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству
Статья 273. Рассмотрение заявления об усыновлении
Статья 274. Решение суда по заявлению об усыновлении
Статья 275. Отмена усыновления

Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Статья 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Статья 278. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Статья 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
Статья 280. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

Статья 281. Подача заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Статья 282. Содержание заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Статья 283. Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина
Статья 284. Рассмотрение заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Статья 285. Решение суда по заявлению об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным
Статья 286. Отмена ограничения гражданина в дееспособности и признание гражданина дееспособным

Статья 287. Подача заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным
Статья 288. Рассмотрение заявления об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным
Статья 289. Решение суда по заявлению об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным

Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Статья 291. Содержание заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Статья 292. Подготовка дела к судебному разбирательству и рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Статья 293. Решение суда относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Статья 294. Подача заявления о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним
Статья 295. Содержание заявления о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним
Статья 296. Действия судьи после принятия заявления о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним
Статья 297. Заявление держателя документа
Статья 298. Действия суда после поступления заявления держателя документа
Статья 299. Рассмотрение заявления о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним
Статья 300. Решение суда относительно заявления о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним
Статья 301. Право держателя документа предъявить иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества

Статья 302. Подача заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством
Статья 303. Срок подачи заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар
Статья 304. Рассмотрение заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством
Статья 305. Решение суда относительно заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством
Статья 306. Принудительное психиатрическое освидетельствование

Статья 307. Подача заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния
Статья 308. Содержание заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния
Статья 309. Решение суда относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния

Статья 310. Подача заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении
Статья 311. Рассмотрение заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении
Статья 312. Решение суда относительно заявления о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении

Статья 313. Порядок восстановления утраченного судебного производства
Статья 314. Подача заявления о восстановлении утраченного судебного производства
Статья 315. Оставление заявления о восстановлении утраченного судебного производства без движения или рассмотрения
Статья 316. Отказ в восстановлении утраченного судебного производства
Статья 317. Решение суда о восстановлении утраченного судебного производства
Статья 318. Прекращение производства по делу о восстановлении утраченного судебного производства
Статья 319. Порядок обжалования судебных постановлений, связанных с восстановлением утраченного судебного производства

Раздел III. Производство в суде второй инстанции

Статья 320. Право апелляционного обжалования
Статья 320.1. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления
Статья 321. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления
Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления
Статья 323. Оставление апелляционных жалобы, представления без движения
Статья 324. Возвращение апелляционных жалобы, представления
Статья 325. Действия суда первой инстанции после получения апелляционных жалобы, представления
Статья 326. Отказ от апелляционных жалобы, представления
Статья 326.1. Отказ истца от иска, признание иска ответчиком, мировое соглашение сторон в суде апелляционной инстанции
Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
Статья 327.1. Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции
Статья 327.2. Сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции
Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
Статья 331. Обжалование определений суда первой инстанции
Статья 332. Срок подачи частной жалобы, представления прокурора
Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора
Статья 334. Полномочия суда апелляционной инстанции при рассмотрении частной жалобы, представления прокурора
Статья 335. Законная сила определения суда апелляционной инстанции

Раздел IV. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений

Статья 376. Право на обращение в суд кассационной инстанции
Статья 377. Порядок подачи кассационных жалобы, представления
Статья 378. Содержание кассационных жалобы, представления
Статья 379. Утратила силу
Статья 379.1. Возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу
Статья 380. Утратила силу
Статья 380.1. Действия суда кассационной инстанции после поступления кассационных жалобы, представления
Статья 381. Рассмотрение кассационных жалобы, представления
Статья 382. Сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления
Статья 383. Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 384. Определение судьи о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции
Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
Статья 389. Утратила силу
Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции
Статья 391. Вступление в законную силу постановления или определения суда кассационной инстанции

Статья 391.1. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Статья 391.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления
Статья 391.3. Содержание надзорных жалобы, представления
Статья 391.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
Статья 391.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления
Статья 391.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления
Статья 391.7. Определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Статья 391.8. Определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Статья 391.9. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
Статья 391.10. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Статья 391.11. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации
Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора
Статья 391.13. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Статья 391.14. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Статья 392. Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам)
Статья 393. Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Статья 394. Подача заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Статья 395. Исчисление срока подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Статья 396. Рассмотрение заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Статья 397. Определение суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам

Раздел V. Производство по делам с участием иностранных лиц

Статья 398. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства
Статья 400. Процессуальная правоспособность иностранной организации и международной организации
Статья 401. Иски к иностранным государствам и международным организациям. Дипломатический иммунитет

Статья 402. Применение правил подсудности
Статья 403. Исключительная подсудность дел с участием иностранных лиц
Статья 404. Договорная подсудность дел с участием иностранных лиц
Статья 405. Неизменность места рассмотрения дела
Статья 406. Процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом
Статья 407. Судебные поручения
Статья 408. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств

Статья 409. Признание и исполнение решений иностранных судов
Статья 410. Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда
Статья 411. Содержание ходатайства о принудительном исполнении решения иностранного суда
Статья 412. Отказ в принудительном исполнении решения иностранного суда
Статья 413. Признание решений иностранных судов
Статья 414. Отказ в признании решения иностранного суда
Статья 415. Признание решений иностранных судов, не требующих дальнейшего производства
Статья 416. Признание и исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей)
Статья 417. Отказ в признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей)

Раздел VI. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов

Статья 418. Оспаривание решения третейского суда
Статья 419. Форма и содержание заявления об отмене решения третейского суда
Статья 420. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда
Статья 421. Основания для отмены решения третейского суда
Статья 422. Определение суда по делу об оспаривании решения третейского суда

Статья 423. Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 424. Форма и содержание заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 425. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 426. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 427. Определение суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

Статья 428. Выдача судом исполнительного листа
Статья 429. Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов
Статья 430. Выдача судом дубликата исполнительного листа или судебного приказа
Статья 431. Ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа
Статья 432. Перерыв и восстановление срока предъявления исполнительного документа к исполнению
Статья 433. Разъяснение исполнительного документа
Статья 434. Отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения, индексация присужденных денежных сумм
Статья 435. Утратила силу
Статья 436. Обязанность суда приостановить исполнительное производство
Статья 437. Право суда приостановить исполнительное производство
Статья 438. Возобновление исполнительного производства
Статья 439. Прекращение исполнительного производства
Статья 440. Порядок приостановления или прекращения исполнительного производства судом
Статья 441. Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Статья 442. Защита прав других лиц при исполнении судебного постановления либо постановления государственного или иного органа
Статья 443. Поворот исполнения решения суда
Статья 444. Порядок поворота исполнения решения суда судом первой инстанции
Статья 445. Порядок поворота исполнения решения суда судами апелляционной, кассационной или надзорной инстанции
Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам

15 сентября 2015 года в России вступит в силу (далее – КАС РФ). Документом будет введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений (обжалование действий и бездействия госорганов, их должностных лиц, нормативных актов). Одновременно соответствующие положения ГПК РФ () утратят силу. Та же участь ждет главу о присуждении компенсаций за длительное судебное разбирательство ().

Главная цель, которая декларировалась при разработке КАС РФ, – обеспечить равенство в административном процессе граждан и госорганов. Несмотря на то, что кодекс примерно на 70% содержит нормы, которые уже присутствуют в российском законодательстве, в нем есть и ряд совершенно новых положений. Главные особенности и наиболее важные новеллы документа – в материале.

Административные дела смогут рассматривать только ВС РФ и суды общей юрисдикции, кроме мировых в соответствии с правилами подсудности (). Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (). Среди них, в частности:

  • об оспаривании нормативных правовых актов и решений, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, их должностных лиц и служащих;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) НКО, наделенных публичными полномочиями, в том числе СРО;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (например, налогов);
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (далее – избирательные права);
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (по делам судов общей юрисдикции);
  • о приостановлении деятельности, ликвидации, запрете общественных объединений, НКО, исключении сведений о них из государственного реестра, о прекращении деятельности СМИ;
  • о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания в таком учреждении;
  • о госпитализации граждан в медицинские организации в недобровольном порядке и ряд других.

При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам в соответствии с . Данное обстоятельство вызвало широкие споры, так как нормы, регулирующие административное производство, не просто оказываются разбросанными по двум разным кодексам, но и устанавливают разные процедуры рассмотрения одинаковых, по большому счету, дел.

"Такой подход ущемляет субъектов предпринимательской деятельности в защите их прав от произвола и беззакония со стороны субъектов публичной администрации", – отмечает руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса юридической компании "Пепеляев Групп" .

Также и КС РФ будет работать в рамках Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ " ". Кроме того, несмотря на название, КАС РФ не регулирует судопроизводство по делам об административных правонарушениях. В этой части по-прежнему будут применяться и . Между тем, например, в доктрине существует мнение, что в под административным судопроизводством понимается как раз производство по делам об административных правонарушениях. Такую , в частности, высказали представители кафедры гражданского процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Новые лица, участвующие в деле

В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику. Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, применительно к сторонам процесса, есть и ряд нововведений.

Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц. Основанием для обращения с таким иском КАС РФ признает наличие следующих условий ():

  • многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований в индивидуальном порядке и в порядке процессуального соучастия;
  • однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  • использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

Точно также, если в результате вступления в дело соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусматривающих подачу коллективного иска, то суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении дела в порядке коллективного иска. При этом рассмотрение дела должно будет начаться сначала.

Не обошлось в КАС РФ и без упоминания о новых технологиях: лица участвующие в деле, с их согласия смогут получать судебные извещения по СМС или электронной почте. Согласие лица на извещение в такой форме с указанием соответствующих контактных данных должно быть подтверждено распиской ().

Обязательное высшее образование представителя

Одной из наиболее обсуждаемых и спорных особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (). Данное правило резко контрастирует с применяемыми на данный момент положениями ГПК РФ, согласно которым представителем может быть любое дееспособное лицо (с). Тоже касается и АПК РФ, который ориентирован не на граждан, а на финансово более состоятельных субъектов – предпринимателей, но даже при этом не устанавливает такой "обязаловки" ().

Таким образом, представитель по КАС РФ является неким усредненным вариантом: и не обычный гражданин, но и не адвокат, как в уголовном судопроизводстве (). Разработчики объясняют эту новеллу сложностью административных споров. Однако на деле она может расцениваться как попытка государства отбить у граждан желание лишний раз судиться с ним, так как услуги юристов, естественно, стоят денег. Представители общественных правозащитных организаций, которые далеко не всегда имеют юридическое образование, от участия в делах, рассматриваемых по КАС РФ, фактически отсекаются.

Так, участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов. Исключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам (). Это же касается принудительного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке (). Однако в двух последних случаях при отсутствии представителя суд сам назначает адвоката ().


"Активная роль суда"

Одна из главных причин по которой, согласно позиции Администрации Президента РФ, стоило принимать КАС РФ, – это необходимость обеспечить равноправие сторон в административном судопроизводстве. В связи с эти очень много говорилось об активной роли суда.

По факту в КАС РФ она выражается в праве суда истребовать доказательства по собственной инициативе, а также в возможности выходить за пределы заявленных требований. Правда, все эти "новеллы" уже были ранее предусмотрены в и .

Кроме того, суд получит право не утвердить соглашение о примирении сторон, если его условия противоречат закону либо взаимные уступки недопустимы (критерии допустимости в КАС РФ не прописаны) или нарушают права, свободы и законные интересы других лиц ().

В отличие от гражданского процесса в случае, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим, суд сможет без его согласия все равно привлечь это лицо, но в качестве второго административного ответчика ().

Также активность суда увеличилась, безусловно, за счет введения мер процессуального принуждения, которых не было в ГПК РФ. В остальном, говорить о существенно повысившейся роли суда по сравнению с аналогичными положениями гражданского процессуального законодательства не представляется возможным.

Жесткие меры процессуального принуждения

В отличие от ГПК РФ, в КАС РФ предусмотрен широкий спектр мер процессуального принуждения, характерных скорее не для гражданского, а уголовного законодательства и КоАП РФ. Для начала к любому лицу, участие которого в деле обязательно или если суд сочтет его обязательным, может быть применено обязательство о явке (). Это письменное обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание и сообщать о перемене места жительства или места пребывания (нахождения).

В качестве более жесткой меры, в том числе в случае нарушения обязательства о явке, к любому лицу может применяться привод силами судебных приставов (). Напомним, что сегодня по ГПК РФ привод может применяться только к надлежащим образом извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание (в КАС РФ это положение тоже есть, оно содержится в ).

Из других мер процессуального принуждения, предусмотренных КАС РФ, можно выделить ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседания и штрафы ( , ).

Определение суда о применении меры процессуального принуждения может быть обжаловано отдельно от решения суда (). Исключением является только ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение его слова – такое определение можно обжаловать только при обжаловании решения суда (). Таким образом любого участника процесса можно будет "выключить" до самого конца рассмотрения дела, и оспорить он это в ходе процесса не сможет.

Увеличенные сроки рассмотрения исков

В ряде случаев КАС РФ пересмотрены сроки подачи и рассмотрения исков по сравнению с ГПК РФ. Так, увеличивается срок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов судами общей юрисдикции с одного до двух месяцев (). А также общий срок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействий) государственных и муниципальных органов, иных органов, организаций, наделенных отдельными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих – месяц вместо 10 дней по ГПК РФ ().

Однако по некоторым делам сохранены сроки, которые сегодня закреплены в ГПК РФ. Так, иски по вопросам о согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, предупреждения в отношении целей мероприятия и формы его проведения рассматриваются в течение 10 дней. Если иск подан до начала мероприятия – не позднее дня предшествующего его проведению (). По делам об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске и об удалении в отставку главы муниципального образования также установлен срок в 10 дней – с момента принятия соответствующего решения ().

Так же как и в ГПК РФ, по общему правилу обжаловать в суд действия (бездействие) можно в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав или свобод (). Однако в КАС РФ снова есть исключения: по делам о публичных мероприятиях срок для обжалования – 10 дней с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав (). Аналогичный срок установлен для инициирования дел об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске и об удалении в отставку главы муниципального образования – 10 дней с момента принятия решения.

Ограничение права на обжалование результатов выборов

Согласно положениям КАС РФ гражданин, как и сейчас, имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Однако по КАС РФ он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Аналогичные нормы по принципу "каждый сам за себя" закрепляются в отношении членов избирательных комиссий, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц. Предъявлять иски в связи с нарушением избирательного законодательства РФ смогут только избирательные комиссии и прокурор. Последний также получит право обращаться в суд в защиту избирательных прав граждан России ().

Напомним, что сегодня все эти лица имеют право оспаривать в суде соответствующие решения, действия (бездействие), если считают, что нарушаются избирательные права граждан России в целом (). Иными словами, им предоставляется право выступать как в своих интересах, так и в интересах неопределенного круга лиц. Однако поскольку норма сформулирована в общем, эти разные возможности из нее четко не следуют, что создает путаницу при правоприменении. На это, в частности, указал КС РФ, попросив законодателя уточнить данный вопрос, так как гражданское законодательство не предусматривает право граждан выбирать по своему усмотрению ту или иную процедуру судебной защиты ().

Правда, вместе с тем Суд указал, что допускается возбуждение гражданского дела по заявлению лица в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц, но только в случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Соответственно, законодатель имел возможность предусмотреть эти случаи и прописать возможность для защиты как своих прав и свобод, так и прав и свобод других лиц. Также он мог, напротив, сузить существующую норму и представить возможность каждому субъекту защищать только свои права. Именно последний вариант и был реализован в КАС РФ, что ограничивает право на обжалование итогов выборов, например, тех же наблюдателей.

Упрощенное (письменное) производство

Еще одной новеллой КАС РФ является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания (). Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора).

По общему правилу, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

  • все участники дела заявили ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и административный ответчик не заявил возражений;
  • указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. ().

Приостановление деятельности, запрет, ликвидация общественных объединений

Коллегиальное рассмотрение дел

В отличие от ГПК РФ, особенно сложные споры уже в суде первой инстанции будут рассматриваться коллегиально (). Это административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • о расформировании избирательных комиссий;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Госдумы или о результатах федерального референдума;
  • направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
  • решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ.

Суды апелляционной инстанции будут рассматривать дела, как и сегодня, коллегиально в составе трех судей ().

***

Оценивая КАС РФ в целом, можно сказать, что основная часть его положений заимствована из ГПК РФ с незначительными и порой весьма спорными нововведениями. Говорить о каком-либо реальном уравнивании граждан и организаций в правах с государством при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, не приходится. Положения об "активной роли суда" ничего существенного в судопроизводство по сравнению с нормами ГПК РФ не привносят.

Плюс все споры с государством из экономической деятельности продолжат рассматриваться по правилам АПК РФ, а его нововведения не коснулись. Поэтому даже если предположить, что революция в административном судопроизводстве свершилась, то предпринимателей она не затронет. Правда, кому в этой ситуации больше повезло – им или рядовым гражданам – покажет практика.