Патронаж устанавливается над полностью дееспособным лицом. Что такое патронаж: виды, порядок оформления, документы. Над больными и пожилыми людьми

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к Ст. 41 ГК РФ

1. Статья 121 КоБС РСФСР 1969 г. содержала указание на то, что над дееспособными совершеннолетними лицами, если они по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, устанавливается попечительство.

Действующая редакция комментируемой статьи (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) позволяет прийти к выводу о том, что патронаж над дееспособными гражданами не относится к формам опеки и попечительства.

Согласно ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен именно для защиты прав личности, более того — личности, которая по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования или волеизъявления должны заставить орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются предварительные функции органов государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим расстройством, но которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иная сделка.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.Ю. Михеевой «Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства» включена в информационный банк.

О специфике такого договора при патронаже подробнее см. в кн.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. М., 1999. С. 130 — 131.

Правила, предусмотренные в настоящее время комментируемой статьей, установлены исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускают извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена для них договором поручения или доверительного управления. Патронируемому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением, а также осуществление воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является он и законным представителем последнего. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом, договора поручения или иного договора, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

Патронаж не совпадает с социальным обслуживанием граждан, поскольку не состоит в совершении таких фактических действий, как «организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости», и иных подобных действий, предусмотренных законом и направленных на поддержание здоровья лица. Задача патронажа — обеспечение имущественных прав дееспособного гражданина путем совершения, как правило, юридических действий на основании договора поручения или доверительного управления имуществом. Ввиду того что на помощника при патронаже возлагается далеко не весь груз ответственности за патронируемого (в том числе и ответственности за его действия), патронаж невозможно отнести к формам устройства граждан.

2. Комментируемая статья определяет порядок установления патронажа над дееспособными совершеннолетними гражданами. Помощник назначается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

При этом законодатель не указывает, каким образом о нуждах указанного совершеннолетнего дееспособного гражданина станет известно органу опеки и попечительства. Во всяком случае, орган опеки и попечительства обязан подыскать помощника в случае, если об этом попросил сам гражданин.

Для назначения помощника необходимо его волеизъявление, а также волеизъявление гражданина, над которым устанавливается патронаж. И тот и другой должны выразить свою волю в письменной форме.

Непосредственным основанием возникновения патронажа является договор поручения, договор доверительного управления имуществом или иной договор, который заключается между помощником и патронируемым лицом, самостоятельно определяющими условия договора. Орган опеки и попечительства в заключении этого договора не принимает участия, хотя и может оказать содействие патронируемому гражданину в составлении документа.

3. Действующая редакция ст. 41 ГК РФ не определяет круг лиц, которые могут быть назначены помощниками. Это могут быть как граждане, так и юридические лица, так как от помощника требуется совершение юридических действий в интересах патронируемого.

При этом работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина (социальной службы, социального или геронтологического центра), нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

4. Задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему контролю за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей. Осуществляя такой контроль, орган опеки и попечительства обязан извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Самостоятельно прекратить патронаж орган опеки и попечительства не вправе, поскольку основанием возникновения отношений по патронажу является соответствующий договор.

Основания прекращения указанных договоров определяются самими договорами или законом (см., например, ст. ст. 977 и 1024 ГК).

  • 13. Понятие и признаки юридического лица.
  • Основные теории сущности юридического лица.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  • 16. Порядок и способы создания юридических лиц.
  • 17. Реорганизация юридических лиц.
  • 18. Прекращение деятельности юридического лица при его ликвидации.
  • Понятие банкротства и юридические последствия, связанные с признанием лица банкротом.
  • 19. Виды юридических лиц и их классификация.
  • 20. Некоммерческие организации как юридические лица.
  • 20.1. Потребительский кооператив.
  • 20.2. Некоммерческое товарищество.
  • 20.3. Некоммерческое партнёрство.
  • 20.4. Объединение юридических лиц.
  • 20.5. Объединение работодателей.
  • 20.6. Товарная биржа.
  • 20.7. Общественные объединения.
  • 20.8. Фонд.
  • 20.9. Автономная некоммерческая организация.
  • 21. Акционерное общество как участник гражданских правоотношений.
  • 22. Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью как участники гражданских правоотношений.
  • 23. Гражданско-правовое положение полного товарищества.
  • 24. Товарищество на вере.
  • 25. Производственные кооперативы.
  • 26. Унитарные государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.
  • 27. Учреждение.
  • 28. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
  • 29. Понятие и классификация объектов гражданских правоотношений.
  • 30. Классификация вещей как объектов гражданского права.
  • 31. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Виды ценных бумаг.
  • 32. Юридические факты в гражданском праве.
  • 33. Понятие и виды сделок.
  • 34. Условия действительности сделок и последствия их несоблюдения.
  • 35. Форма сделок. Юридические последствия совершения сделки с нарушением формы.
  • 36. Виды недействительных сделок. Правовые последствия недействительности сделок.
  • 38. Понятие и виды пределов осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
  • 39. Понятие и содержание субъективного права на защиту. Способы защиты гражданских прав.
  • Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от характера его нарушения.
  • 40. Понятие и виды представительства по гражданскому праву.
  • Глава 10 гк рф.
  • 41. Доверенность.
  • 42. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Порядок исчисления сроков.
  • Глава 11 гк рф.
  • 43. Понятие и виды сроков исковой давности. Последствия их истечения.
  • Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  • 44. Нематериальные блага.
  • Личные неимущественные права.
  • I. Профессор Егоров: 3 группы лнп:
  • 45. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
  • 46. Компенсация морального вреда.
  • 47. Вещные права, их виды и особенности.
  • 48. Понятие и содержание права собственности.
  • Глава 13 гк рф.
  • 48.1. Виды права собственности.
  • 49. Приобретение права собственности.
  • 49.1. Прекращение права собственности.
  • 49.2. Понятие и формы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 49.3. Право собственности и другие вещные права на земельные участки.
  • 50. Право публичной собственности.
  • 51. Право общей долевой собственности.
  • 52. Право общей совместной собственности граждан.
  • 53. Ограниченные вещные права.
  • 54. Вещно-правовые способы защиты права собственности.
  • 55. Понятие обязательственного права.
  • 56. Виды обязательств.
  • 56.1. Обязательства с множественностью лиц.
  • 56.2. Регрессные обязательства.
  • 57. Понятие, основные принципы и способы исполнения обязательств.
  • 58. Способы обеспечения исполнения обязательств.
  • 59. Неустойка, удержание, поручительство, задаток.
  • 1. Неустойка.
  • 2. Договорная.
  • 60. Удержание.
  • 61. Поручительство.
  • 62. Банковская гарантия.
  • 63. Залог.
  • 65. Обращение взыскания и реализация заложенного имущества.
  • 66. Понятие ответственности в гражданском праве.
  • Размер гражданско-правовой ответственности.
  • Основания и условия ответственности по гражданскому праву.
  • 67. Виды гражданско-правовой ответственности.
  • 68. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Случаи ответственности независимо от вины.
  • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. Случай и непреодолимая сила.
  • 69. Понятие гражданско-правового договора и его роль в условиях рыночной экономики.
  • 70. Виды договоров.
  • 71. Содержание гражданско-правового договора.
  • 72. Заключение договора.
  • 74. Изменение и расторжение договора.
  • 75. Прекращение обязательств.
  • 77. Движимое и недвижимое имущество как объект гражданского права, его правовой режим.
  • 78. Перемена лиц в обязательстве.
  • 79. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника.
  • 12. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.

    Опека и попечительство – форма осуществления государственной защиты личности. Необходимость их обусловлена тем, что не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или недееспособности, а также в целях воспитания несовершеннолетних.

    До принятия ГК РФ опека и попечительство регулировались исключительно семейным законодательством, сейчас же имеет место комплексный характер правового регулирования данного института. Основополагающие нормы содержатся в ГК (ст. 31-40), в ст. 150 СК, а также именным ФЗ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". Предметом изучения в курсе гражданского права являются соответствующие гражданско-правовые аспекты опеки и попечительства.

    Опека (ст. 32) устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, т.е. по сути «заменяя» своих подопечных в гражданском обороте. Опекуны также выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специального полномочия, а лишь на основании решения органа опеки и попечительства о назначении опекуном либо выданного им удостоверения. Опека устанавливается не только над полностью недееспособными , т.к. дети от 6 до 14 лет имеют ограниченную дееспособность (!).

    Попечительство (ст. 33) отличается содержанием обязанностей и лицами, над которыми устанавливается попечительство. Устанавливается оно только над частично дееспособными гражданами: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Попечитель помогает своему подопечному осуществлять принадлежащие ему права и исполнять обязанности посредством советов. Попечитель даёт или не даёт согласие на совершение сделок и иных юридических действий (кроме тех, которые несовершеннолетний или ограниченный в дееспособности может осуществлять самостоятельно). Т.о. попечитель не заменяет лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему ориентироваться в гражданском обороте, также охраняя от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии ФЗ, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению нуждающихся в установлении ОП лиц, а также по подбору и подготовке потенциальных опекунов могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации.

    Решения о назначении опеки и попечительства принимаются на основании решения суда, который обязан в течение трёх дней со дня его вступления в силу уведомить орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в ОП .

    Задачи:

    1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

    2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

    3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

    1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

    2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания ограничения или недееспособности;

    3) установление опеки или попечительства;

    4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

    5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

    6) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

    7) заключение договоров доверительного управления имуществом;

    8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

    9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных;

    10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

    11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

    При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.

    Опекунами и попечителями могут быть назначены полностью дееспособные совершеннолетние граждане. Т.е., ограниченные в дееспособности, эмансипированные, а также приобретшие дееспособность в связи с вступлением в брак граждане не могут быть опекунами и попечителями. Закон запрещает это и для лиц, лишенных родительских прав, или имеющих судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан. Если опека устанавливается над детьми – опекуном не может быть также: лица, больные хроническим алкоголизмом/наркоманией; лица, ограниченные в родительских правах; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов/попечителей; бывшие усыновители (если усыновление отменено по их вине); лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание детей.

    Опекун или попечитель может быть назначен только при наличии его согласия (принцип добровольности ). Должны при этом учитываться нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей, отношения между ним и подопечным, если возможно – желание подопечного.

    Опекуны или попечители не назначаются недееспособным/не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в соответствующие организации. Они и исполняют роль опекунов/попечителей.

    Права и обязанности :

    1) обязанность заботиться о содержании подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, для несовершеннолетних – воспитанием;

    2) совершать от имени подопечного сделки (опекуны) или давать согласие на их совершение (попечители). Без предварительного разрешения ООП нельзя осуществлять сделки по отчуждению имущества подопечного, сдаче его в аренду, в безвозмездное пользование, залог; а также сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества, выдел из него долей; любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекунам и попечителям, а также их супругам и близким родственникам запрещено совершать сделки с подопечными , кроме дарения и безвозмездного пользования ;

    3) расходовать доходы подопечного в его интересах в пределах прожиточного минимума;

    4) опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать со своими подопечными, с 16 лет – раздельно с разрешения органов;

    5) извещать ООП о перемене места жительства;

    6) если основания для недееспособности или ограничения дееспособности отпали – ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и снятии опеки или попечительства;

    7) опекуны и попечители не обязаны содержать своих подопечных; опека и попечительство также осуществляются безвозмездно.

    При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного ООП заключает с управляющим, определенным этим органом, договор доверительного управления. Опекун или попечитель сохраняют свои права лишь в отношении оставшегося имущества.

    Прекращение опеки и попечительства:

    1) освобождение : возвращение несовершеннолетнего родителям или усыновление; помещение для постоянного пребывания в воспитательное/лечебное или иное учреждение; освобождение возможно также по просьбе опекуна/попечителя, если это связано с уважительными причинами;

    2) отстранение : при ненадлежащем выполнении обязанностей, использования опеки или попечительства в корыстных целях, при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

    3) иные основания : решение суда о признании гражданина дееспособным/снятии ограничения дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства; по достижении малолетним 14 лет опека трансформируется в попечительство; по достижении несовершеннолетним 18 лет/эмансипации/вступления в брак попечительство прекращается.

    ПАТРОНАЖ – форма обеспечения интересов несовершеннолетних полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности. Помощник назначается органами опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления гражданина, нуждающегося в установлении патронажа. Помощник назначается с согласия гражданина. Помощник совершает действия в интересах гражданина на основании договоров поручения, доверительного управления или иного договора. Все вопросы, связанные с осуществлением имущественных прав, решаются с согласия гражданина (бытовые и иные сделки). Патронаж может быть прекращён в связи с прекращение договора поручения, доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

    Институт опеки и попечительства представляет собой одну из форм государственной защиты личности.

    Правовая основа:

    1) ГК РФ (ст.31-40)

    3) СК РФ (гл.20)

    4) Иные нпа.

    Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

    Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет , а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Сущность опеки заключается в том, что вместо вышеуказанных лиц права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

    Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, - над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет , а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечитель не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения . Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

    Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской опеки (попечительства) на основании соответствующего решения суда и издают постановление о назначении конкретного гражданина опекуном (попечителем). Полномочия органа опеки Федерации + органы МСУ имеют право участвовать в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Данные органы принимают решение об установлении и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

    При назначении опекунов и попечителей принимаются во внимание их нравственные и иные личные качества. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан + лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, ограниченные в родительских правах и т.д. (ст. 146, 127 СК РФ). Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном и попечителем только одного гражданина. Основание для назначения опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан может быть заявление их родителей и заявления самих несовершеннолетних. Установление опеки или попечительства допускается также по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе, согласно ст. 145 СК РФ, по договору о приемной семье, по договору о патронатной семье.

    Обязанности по опеке и попечительству , как правило, исполняются безвозмездно . Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекуны и попечители несовершеннолетних должны заботиться об их обучении и воспитании. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.

    Орган опеки или попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. При помещении подопечного под надзор в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. В случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особогорешения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия

    Специальной формой обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые, однако, по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, является патронаж . Имеются в виду, например, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п. при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина. Все вопросы, связанные с осуществление имущественных прав гражданина, решаются только с его согласия. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

    1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.


    2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.


    3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.


    4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.


    5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.




    Комментарии к ст. 41 ГК РФ


    Институт патронажа, предусмотренный статьей 41 ГК РФ, реципирован современным гражданским правом из римского частного права. Цель патронажа состоит в осуществлении прав и обязанностей и защите интересов другого лица, не способного делать это самостоятельно в силу состояния здоровья. При этом ключевой характеристикой такого лица является наличие у него дееспособности в полном объеме. Действия, осуществляемые в интересах и от имени лица, в отношении которого установлен патронаж, совершаются исключительно по воле последнего и не имеют своей целью восполнить недостающий объем дееспособности. В этом заключается основное отличие патронажа от опеки и попечительства.

    Юридической формой патронажа является гражданско-правовой договор, заключаемый между лицом, нуждающимся в патронаже, и лицом, осуществляющим функции патронажа. Прежде всего, это договор поручения. В целях осуществления и защиты имущественных прав лица, над которым установлен патронаж, может заключаться договор доверительного управления имуществом такого лица.

    Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.

    При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.

    Комментарий к статье 41 ГК РФ - Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями и дополнениями

    В комментируемой статье предусмотрен патронаж (от лат. “patronus” – покровитель, защитник) над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. В первоначальной редакции данной статьи патронаж рассматривался как форма попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином. При этом помощник такого совершеннолетнего дееспособного гражданина обозначался как “попечитель (помощник)”. Такие формулировки соответствовали тому, как ранее в ч. 2 ст. 119 и ч. 3 ст. 121 КоБС РСФСР предусматривалось, что попечительство может устанавливаться для защиты личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

    Однако это было терминологически неточным, поскольку статья 33 комментируемой главы не предусматривает такую форму попечительства. Соответственно, комментируемая статья в связи с принятием Федерального закона “Об опеке и попечительстве” изложена Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ полностью в новой редакции, в которой ни понятие “попечительство”, ни понятие “попечитель” не используются.

    В части 1 ст. 14 указанного Федерального закона “Об опеке и попечительстве” упоминается договор, в обозначении которого использован схожий термин, – договор о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании. Данный договор наряду с договором о приемной семье названы в качестве форм договора об осуществлении опеки или попечительства. Однако что именно следует понимать под патронатом, патронатным воспитанием, понять из положений названного Закона представляется затруднительным.

    В соответствии с п. 1 комментируемой статьи патронаж может быть установлен над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Как упоминалось выше, такое же основание установления попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином ранее предусматривалось в положениях ч. 2 ст. 119 и ч. 3 ст. 121 КоБС РСФСР.

    В прежней редакции п. 1 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) предусматривалось, что патронаж устанавливается по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (статья 125 КоБС РСФСР ранее указывала, что над такими лицами попечительство может быть установлено только по их просьбе). Однако согласно действующей редакции комментируемой статьи наличие указанной просьбы необязательно. Более того, пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что патронаж должен быть установлен в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

    Установление патронажа заключается в назначении такому гражданину органом опеки и попечительства помощника. Как предусмотрено в п. 2 комментируемой статьи, помощник назначается только с его согласия в письменной форме, а также только с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. О необходимости получения таких согласий говорилось и в прежней редакции комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ), а еще ранее – в ст. 125 и ч. 6 ст. 126 КоБС РСФСР, но при этом не уточнялось, что согласие должно быть получено в письменной форме. Уместно напомнить, что согласно п. 3 ст. 160 части первой ГК РФ в случае, если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Там же установлено, что подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно.

    Еще одним нововведением изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, является положение п. 2 комментируемой статьи, устанавливающее, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

    Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. В прежней редакции данного пункта (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ) упоминались только договоры поручения и доверительного управления, но как договоры, на основании которых помощником осуществляется распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному. При этом устанавливалось, что совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его помощником с согласия подопечного. Однако данное положение в действующей редакции комментируемой статьи не воспроизведено.

    Поручение регламентировано положениями гл. 49 части второй ГК РФ, согласно п. 1 ст. 971 которой по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Там же установлено, что права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

    Доверительное управление имуществом, как говорилось выше (см. коммент. к ст. 38 Кодекса), регламентировано положениями гл. 53 части второй ГК РФ, статья 1012 которой посвящена договору доверительного управления имуществом. Как определено в п. 1 указанной статьи, по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя); передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

    В пункте 4 комментируемой статьи закреплены обязанности органа опеки и попечительства, во-первых, по осуществлению контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей, и, во-вторых, по извещению находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора. Данное регулирование является нововведением изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ в комментируемую статью. Согласно пункту 1 ст. 34 комментируемой главы органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

    Пункт 5 комментируемой статьи, регламентируя прекращение патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, устанавливает, что он прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором. В прежней редакции данной статьи в рамках соответствующей регламентации устанавливалось, что патронаж прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем (еще ранее такое правило содержалось в ч. 3 ст. 137 КоБС РСФСР). Кроме того, устанавливалось, что помощник гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 комментируемой главы.

    Прекращение договора поручения регламентировано статьей 977 части второй ГК РФ, согласно п. 1 которой договор поручения прекращается вследствие: отмены поручения доверителем; отказа поверенного; смерти доверителя или поверенного, признания кого-либо из них недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время; соглашение об отказе от этого права ничтожно. Прекращение договора доверительного управления имуществом регламентировано статьей 1024 данного Кодекса (см. коммент. к ст. 38 Кодекса).

    Необходимо также упомянуть, что в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2010 г. N 80-Г10-5 и от 9 июня 2010 г. N 80-Г10-10 <90> в отношении правового регулирования патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, отмечено следующее:

    ——————————–

    <90> СПС.

    из системного толкования комментируемой статьи весьма ясно и определенно следует, что механизм ее реализации предполагает возникновение, изменение, прекращение различных по своей юридической природе общественных отношений: 1) договорных отношений, основанных на равенстве волеизъявления, с одной стороны, совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, а с другой – помощника совершеннолетнего дееспособного гражданина, совершающего действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем; 2) организационных (управленческих, административных) отношений, связанных с осуществлением возложенных на органы опеки и попечительства контрольных полномочий, направленных на защиту, охрану прав и интересов граждан, нуждающихся в патронаже;

    последние в наиболее общем виде означают формирование такой социальной среды и такого правового порядка, которые обеспечивали бы дееспособному гражданину, оказавшемуся в беспомощной ситуации (инвалидность, пожилой возраст, болезнь, отсутствие денежных средств, одиночество), реальную возможность социальной защиты и социальную заботу в форме патронажа, однако под контролем уполномоченных на то органов исполнительной власти. И если первая группа отношений в силу п. п. 2 и 3 ст. 2 части первой ГК РФ составляет предмет регулирования гражданского законодательства, то вторая группа отношений, в которых начала юридического равенства сторон отсутствуют, в силу п. 3 этой же статьи составляет сферу регулирования административного и иных публичных отраслей права и в этой связи предполагает издание специального закона.

    1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

    2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

    3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

    4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

    5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

    Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

    1. Комментируемая статья посвящена патронажу, который с принятием Закона об опеке и внесением изменений в ГК справедливо превратился из формы попечительства в самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам. Особенность патронажа - возможность (но не необходимость) его установления в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (п. 1 ст. 41). Патронаж актуален в условиях фактического отсутствия у нуждающегося в посторонней помощи гражданина помощников, однако его установлению не препятствует наличие у такого гражданина детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у нуждающегося в помощи гражданина полной дееспособности означает потенциальную возможность самостоятельного совершения им любых действий и признание за их последствиями юридической силы.

    В отличие от опеки и попечительства патронаж может быть установлен органами опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, нуждающегося в помощи, и помощника (п. 2 ст. 41), которые в этом случае заключают договор о патронаже. Поэтому хотя п. 2 ст. 41 и говорит об обязанности органов опеки и попечительства назначить помощника нуждающемуся гражданину в течение месяца со дня его выявления, эта обязанность не может быть исполнена без желания и согласия как нуждающегося в помощи гражданина, так и помощника. Патронаж всегда покоится на фактическом составе из двух юридических фактов: акте органа опеки и попечительства о его установлении (назначении помощника) и договоре между последним и гражданином, нуждающимся в его помощи. Отсюда в основе патронажа - не столько императив и предписание закона (что характерно для опеки и попечительства), сколько свобода, воля нуждающегося в посторонней помощи гражданина и его гражданские договорные отношения с помощником, пожелавшим помогать ему.

    2. Дифференцируя функции социального обслуживания и оказания гражданской патронажной помощи, ГК устанавливает, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (п. 2 ст. 41). В этом смысле социальное обслуживание и патронаж призваны дополнять друг друга. Хотя Закон об опеке не регулирует патронаж, это не исключает причастности к нему органов опеки и попечительства, которые в силу прямого указания ГК должны: а) выявлять нуждающихся в посторонней помощи совершеннолетних дееспособных граждан, в течение месяца со дня их выявления подыскивать им помощников и оказывать содействие в заключении договора о патронаже (п. 2 ст. 41); б) контролировать исполнение помощником его обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора (п. 4 ст. 41).

    3. Договор о патронаже - договор поручения, доверительного управления или иной договор, например пожизненного содержания с иждивением или смешанный (п. п. 3 - 5 ст. 41). Отсюда правовое регулирование патронажа обеспечивают: а) ст. 41 ГК; б) условия заключенного договора о патронаже; в) нормы закона, регулирующие такой договор (в частности, § 4 гл. 33, гл. 49, 52, 53 ГК), в том числе нормы о разных договорах (п. 3 ст. 421 ГК). В каждом конкретном случае договор о патронаже может быть срочным и бессрочным (в том числе пожизненным), а совершаемые помощником действия - широкими (помощь вообще, пожизненное содержание с иждивением) и конкретно определенными (например, управление загородной дачей, уход за домашним животным).

    Поскольку договор о патронаже заключается в условиях, когда гражданин не может самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности, совершаемые помощником действия являются юридическими - материально-правовыми и (или) процессуальными, что, однако, не исключает возможности совершения помощником и иных (фактических) действий. Данные обстоятельства влияют на квалификацию договора о патронаже (ср. п. 1 ст. 971, абз. 1 п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 1012 ГК). Договор о патронаже может быть безвозмездным и возмездным (ст. ст. 972, 1006, 1023 ГК), вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему (в пользование или в собственность) жилья или иного имущества или оказания ему встречных услуг (например, консультационных, образовательных). В этом случае договор о патронаже включает в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг). В рамках договора о патронаже возмездными могут быть не все, а только некоторые виды помощи. Патронаж прекращается с прекращением соответствующего договора по основаниям, предусмотренным законом (см., в частности, ст. ст. 605, 977, 1010, 1024 ГК) или самим этим договором (п. 5 ст. 41).