Итоговый тест по теме право. в) Федеральное Собрание РФ. а) субъективная сторона

Вариант № 3

1. Какой нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой?

а) Указ Президента;

б) закон;

в) постановление правительства;

г) приказ министерства.

2. Что определяется как деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме:

а) правотворчество;

б) правоприменение;

в) кодификация;

г) толкование права.

3. Какой нормативный правовой акт является подзаконным:

а) Конституция РФ;

б) постановление Правительства РФ;

в) приговор суда;

г) федеральный закон.

4. Из каких элементов состоит форма государства?

а) Форма правления;

б) Форма правления и политический (государственный) режим;

в) Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим;

г) Форма правления, форма государственного устройства.

5. Определите, каково соотношение понятий социальная норма и норма права?

а) это тождественные понятия;

б) социальные нормы - это часть норм права;

в) нормы права - это часть социальных норм;

г) эти понятия логически не связаны.

6. Россию как демократическое государство характеризует принцип...

а) отделения религии от государства;

б) верховенства права;

в) разделения властей;

г) назначения парламента главой государства.

7. Предмет конституционного права составляют...

а) общественные отношения, связанные с функционированием высших органов государства;

б) общественные отношения, связанные с функционированием всех органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в) общественные отношения, связанные с правовой охраной основного закона государства;

г) общественные отношения, связанные с закреплением и регулированием правового статуса личности.

8. К личным правам человека и гражданина не относится...

а) право на свободу мысли и слова;

б) право на достоинство личности;

в) свобода совести и религиозного вероисповедания;

г) право избирать и быть избранным.

9. В предмет административного права входят управленческие отношения:

а) между гражданами;

б) между гражданином и органом исполнительной власти;

в) между гражданином и общественным объединением;

г) между физическими и юридическими лицами.

10. Договор - это соглашение:

а) об установлении гражданских прав и обязанностей;

б) об изменении гражданских прав и обязанностей;

в) об установлении и прекращении гражданских прав и обязанностей;

г) об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей.

11. Вина-это:

а) сознательное совершение преступления;

б) способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения преступления;

в) особое психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям в форме умысла и неосторожности;

г) совершение преступления с определенным умыслом.

12. В соответствии с уголовным законам целями наказания являются:

а) проявление государственной репрессии;

б) предупреждение совершения новых преступлений лицом, к которому наказание применяется;

в) восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений;

13. Все ли уголовные наказания назначаются по приговору суда?

а) да, абсолютно все;

в) нет, отдельные наказания (штраф, арест) накладываются административными органами;

г) нет, только за тяжкие преступления.

14. Признается ли в РФ гражданский брак в качестве института семейного права?

б) нет;

в) да, если имеются несовершеннолетние дети;

г) да, если брак является церковным.

15. Какая отрасль права относится к публичному праву:

а) гражданское право;

б) трудовое право;

в) конституционное право;

г) семейное право.

16. Государственная деятельность по разработке и принятию нормативных правовых актов называется...

а) зашитой правовых норм;

б) развитием отношений;

в) реализацией правовых норм;

г) правотворчеством.

17. К какому виду прав относится право на неприкосновенность частной жизни:

а) политическим;

б) гражданским (личным);

в) социально-экономическим;

г) культурным.

18. Законодательную власть в РФ осуществляет...

а) Правительство РФ;

б) Президент РФ;

в) Федеральное Собрание РФ;

г) Суды РФ.

19. Элемент состава административного правонарушения, который заключается в психическом отношении правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям, называется:

а) субъективная сторона;

б) субъект;

в) объективная сторона;

г) объект.

20. Право собственности включает в себя:

а) правомочия владения и распоряжения имуществом;

б) правомочия владения, управления и распоряжения имуществом;

в) правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом;

г) правомочия распоряжения имуществом.

21. Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений характеризуется такими чертами, как:

а) равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников;

б) равенство, соблюдение интересов другой стороны, имущественная самостоятельность участников;

в) зависимость прав участников отношений от их материального и социального положения;

г) отсутствие права на защиту участниками отношений их имущественных интересов.

22. Основанием уголовной ответственности является:

а) совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления;

б) виновное причинение вреда;

в) вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

г) приговор суда.

23. Уголовный закон определяет...

а) какие общественно опасные деяния признаются виновными;

б) какие общественно опасные деяния признаются преступлениями;

в) какие доказательства признаются косвенными;

г) какие общественно опасные деяния не признаются преступлениями.

24. Брачная правоспособность по общему правилу наступает:

в) 18 лет;

25. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?

а) для корпоративных норм;

б) для норм права;

в) для норм морали;

г) для всех социальных норм.

Тема: «Право».

Часть 1. Уровень А.

А1 . Укажите верное определение: «Право – это…»

1) наука об обществе

2) регулятор общественных отношений

3) способ существования демократических режимов

4) элемент государственного устройства

А2 Конституция является

3) основным законом государства

4) формой государственного управления

А 3. Гражданским правонарушением является

1) продажа недоброкачественного товара в магазине

2) забастовка шахтеров

3) продажа легких наркотиков на дискотеке

4) продажа квартиры в кредит

А 4. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

А 5.

2) состязательность сторон в судебном процессе

4) давление на суд со стороны средств массовой информации

А 6 . В систему правоохранительных органов входит

1) Совет Федерации

2) администрация Президента

3) Правительство РФ

4) прокуратура

А 7 . Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

А 8 . В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является

1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы

2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте

3) распитие пива на детской площадке

4) кража кошелька у прохожего

А 9 . Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

1) на выход из состава РФ

2) на сохранение родного языка

3) быть субъектом международных отношений

4) на всю полноту государственной власти

А 10 . Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

1) трудового

2) гражданского

3) административного

4) предпринимательского

А 11 Верны ли следующие суждения о международном праве?

А. Международное право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения между суверенными государствами.

Б. Международное право это совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение, вопросы внутреннего управления какого- либо государства, его взаимоотношения с иными субъектами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 12 Нормы права, в отличие от норм морали,

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле

4) выражаются в форме официальных документов

А 13. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности

2) видам правоотношений

3) источникам права

4) принципам права

А 14 Принципом демократического судопроизводства является

1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их получения

2) гласность судебного разбирательства

3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4) возможность отстранения судей Президентом

А 15 . Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

1) на презумпцию невиновности

2) на участие в общественной организации

3) на свободу слова

4) на участие в выборах Президента

А 16 .Верны ли следующие суждения о конституции в иерархии нормативных актов?

А. Конституция РФ предусматривает особый порядок изменения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.

Б. Нормы Конституций республик в составе России не могут противоречить Конституции РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 17 .В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

А 18. Среди перечисленных правонарушений административным является

2) дача взятки чиновнику

4) неоплаченный провоз багажа

А 19 .Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений допускается только на основании решения

1) уполномоченного по правам человека

3) милиции

4) Министерства юстиции

А 20. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 21 .Что является правонарушением

1) невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома

2) отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана

3) выезд начинающего автолюбителя на трассу в час-пик

4) выступление работника на собрании коллектива с критикой директора

А 22 . Первой формой выражения права был(а)

1) судебный прецедент

2) правовой обычай

3) нормативно-правовой акт

4) правовая доктрина

А23 . Примером правового документа, регулирующего предпринимательскую деятельность, является

1) Гражданский кодекс РФ

2) Семейный кодекс РФ

3) закон РФ «Об образовании»

4) Всеобщая декларация прав человека

А 24 . Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1) судебного прецедента

2) родового обычая

3) религиозного догмата

4) нормативного акта

А 25 . Среди перечисленных правонарушений административным является

1) производство контрафактных видеокассет

2) дача взятки чиновнику

3) присвоение чужого изобретения

4) неоплаченный провоз багажа

А 26 . Получение наследства регулируется правом

1) административным

2) семейным

3) трудовым

4) гражданским

А 27 . определение опасных для личности, общества и государства деяний как преступных и установление видов наказаний за их свершение закреплено в

1) Конституции РФ

2) Гражданском кодексе

3) Уголовно-процессуальном кодексе

4) Уголовном кодексе

А 28 . Увольнение с работы по причине сокращения персонала или ликвидация фирмы относится к правоотношениям

1) трудовым

2) семейным

3) административным

4) гражданским

А 29 . Административное право – это отрасль права, которая

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства

А 30. Гражданин П. составил доверенность на своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

1) семейные

2) трудовые

3) административные

4) гражданские

А 31 Какая из ситуаций является примером финансового правоотношения?

1) В местный бюджет были перечислены деньги из федерального бюджета.

3) Руководитель предприятия был уличен в получении взятки.

4) Гражданин по суду получил компенсацию за моральный ущерб.

А 32. Отрасль частного права

1) избирательное право

2) экологическое право

3) финансовое право

4) предпринимательское право

Верны ли следующие суждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 34 . Верны ли следующие суждения о нормативно-правовых актах?

А. В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б. Нормативно-правовые акты различаются по юридической силе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 35 .Нормы, определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержится в

1) Гражданском кодексе

2) Уголовном кодексе

3) Административном кодексе

4) Трудовом кодексе

А 36 . С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения

2) с момента получения паспорта

3) с момента наступления совершеннолетия

4) с начала трудовой деятельности

А 37. Гражданка М. получила наследство, по которому не уплатила налог. Какие данные необходимы налоговому ведомству для того, чтобы установить, что гражданка М. совершила правонарушение.

1) стоимость полученного наследства

2) степень родства с наследодателем

3) дееспособность гражданки М.

4) имущественное положение гражданки М.

А 38 . Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 39. Гражданка М. обратилась в суд с жалобой на нарушение ее права на получение квартиры, но суд отказался принять эту жалобу к рассмотрению. Верховный Суд, в который обратилась гражданка, также отказался удовлетворять ее требование. Каких данных вам не хватает, чтобы определить - правовое это государство или нет?

1) есть ли в данном населенном пункте свободные квартиры

2) сколько лет стоит гражданка М. в очереди на получение квартиры

3) каков состав семьи гражданки М.

4) действительно ли было нарушено право гражданина на получение квартиры

А 40 . Противоправными обычаями называются обычаи, которые

1) распространены в малой первичной группе

2) не соответствуют системе социальных ценностей общества

3) сохранились как пережиток родо – племенных отношений

4) распространены среди людей одной этнической общности

А 41 .Когда возникают правовые отношения?

1) при возникновении разногласий

2) с момента возникновения юридических фактов

3) в момент обращения в суд

4) при возникновении ссоры

А 42 . Какое право провозглашено в одной из норм Всеобщей декларации прав человека?

1) право на двойное гражданство

2) право на занятие предпринимательской деятельностью

3) право определять и указывать свою национальность

4) право на гражданство своей страны

А 43 . Гражданин Л. Возглавил инициативную группу рабочих завода, требующих от администрации предприятия повышения заработной платы в связи с ростом инфляции. Руководство завода решило не идти на уступки трудовому коллективу и уволило с работы гражданина Л. Как руководителя инициативной группы. Статьи какого кодекса регулируют данные правоотношения?

1) уголовного

2) финансового

3) административного

4) кооперативного

А 44 . Совокупность юридических норм, регулирующих государственное управление, образует

1) экономическое право

2) конституционное право

3) административное право

4) обязательное право

А 45 . Кто осуществляет защиту прав обвиняемого во время судебного разбирательства?

1) присяжные заседатели

2) адвокат

4) уполномоченный по правам человека

А 46. В ведении федеральных органов власти находится

1) защита прав и свобод человека и гражданина

2) разработка конституций субъектов Федерации

3) система органов государственной власти республик

4) вопросы местного самоуправления

А 47. Владелец частного предприятия приказал рабочим выйти на работу в праздничный день. Администратор предприятия отказался выполнить приказ, за что был уволен. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде?

1) Административного

2) Трудового

3) Кооперативного

4) Гражданского

А 48 . Верны ли следующие суждения о дееспособности?

А. Лишить человека дееспособности можно как по суду, так и по решению медицинской комиссии.

Б. В некоторых определенных законом случаях полная дееспособность может наступить по достижении лицом совершеннолетия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 49 . Какой из перечисленных источников права является главным в РФ?

1) законы РФ

2) постановления Верховного Суда РФ

3) Конституция РФ

4) постановления Конституционного Суда РФ

А 50. Какое из правонарушений является административным?

1) сбор подписей избирателей в запрещенном месте

2) хищение имущества, принадлежащего преступнику

3) фальсификация итогов избирательной компании

4) публикация статьи, порочащей честь гражданина

А 51 Главным источником семейного права является

1) Конвенция о правах ребенка

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс

4) Гражданский кодекс

А 52 . Среди прав, представляемых Конституцией РФ 1993 г, новым является право на

1) образование

2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным

4) право на жизнь

А 53 . Свобода совести предполагает:

1) возможность не отвечать за собственные поступки

2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А 54 Укажите лишнее в перечне отраслей права

1) конституционное право

2) уголовное право

3) гражданское право

4)парламентское право

А 55. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является

1) Президент

2) Правительство

3) Федеральное собрание

4) Народ России

А 56 Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать свое мнение по всем вопросам семейной жизни

А 57 .Какое из нижеперечисленных положений не относится к правам человека

1) право на свободу мысли, совести, слова

2) право собственности

3) право иметь друзей

4) право на свободу убеждений

А 58 .Право возникает одновременно с появлением

1) религиозных воззрений

2) человека современного типа

3) общественных институтов

4) государства

А 59 . Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям

1) Федерального собрания РФ

2) Конституционного собрания РФ

3) Государственной думы РФ

4) Совета Федерации РФ

А 60 . Ни один закон и подзаконный акт РФ не может

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа Президента РФ

4)противоречить постановлениям Правительства РФ

Часть 2. Задания уровня В.

В 1

Субъекты гражданских правоотношений


Физические лица

………………….

Российская Федерация


В 2 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

…….. права


нормативно-правовой акт

судебный прецедент


В 3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят:

А. фактический характер

Б. характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

В 4 Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СИТУАЦИЯ

ПРАВООТНОШЕНИЯ

В квартире гражданина Л. всю ночь громко играла музыка, беспокоя соседей.

Административное

Гражданин А. взял в долг у друзей деньги на покупку машины.

Гражданское

Строители заключали договор на строительство дачного дома с гражданином М.

Гражданин П. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань на городском рынке

В5 . Установите соответствие между отраслями и суперотраслями права: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

Конституционное

Гражданское

Публичное

Административное

Семейное

Уголовное

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 6 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Нормативные правовые акты


…………….

постановления

распоряжения


Ответ_____________________________________

В 7 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Федеральное собрание


Совет Федерации

………………………


В 8 Найдите в приведенном ниже списке примеры административных правоотношений и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения правительства с министерствами

2) отношения отдела внутренних дел с гражданами

3) отношения городского Департамента образования с частным лицом

4) отношения покупателя с продавцом

Ответ___________________________

В 9 Найдите в приведенном ниже списке санкции, применяемые за административные правонарушения, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увольнение с работы

2) предупреждение

3) лишение свободы

5) исправительные работы

Ответ________________________________

В 10 . Найдите в приведенном ниже списке основания, по которым наступает гражданско-правовая ответственность, и обведите цифры под которыми они указаны.

1) неисполнение договорных обязательств по ремонту квартиры

2) нецензурная брань в общественном месте

3) отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар

4) уход в отпуск по семейным обстоятельствам

5) нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости

Ответ________________________

В 11 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« Прокуратура – это орган, наблюдающий в районе за исполнением и соблюдением _________(1) всеми гражданами, должностными лицами, частными, общественными, муниципальными и государственными ________(2). Районного прокурора назначает на должность Генеральный________(3) Российской Федерации сроком на пять лет. Районный прокурор не подчиняется никаким органам местного самоуправления или власти, он подчиняется только вышестоящему прокурору. Прокуратура проводит _______(4) на основе поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушении закона. По фату нарушения закона прокурор может вынести _________(5), внести представление, вынести протест. Протест приносится на незаконные правовые __________(6), принятые органом власти или должностным лицом».

А) прокурор

В) организация

Г) присяга

Д) расследование

Е) постановление

Ж) благодарность

З) правопорядок

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В 12. Какому понятию соответствует следующее определение?

Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется…

Ответ_____________________________

В 13. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

ВЕТВЬ ВЛАСТИ

ПОЛНОМОЧИЕ

Законодательная власть

Создает законы

Исполнительная власть

Защищает право

Судебная власть

Реализует принятые решения

В 14 .Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

Объявление выговора

Формальные негативные санкции

Проявление недружелюбия

Неформальные негативные санкции

Отказ от сотрудничества

Наложение штрафа

Объявление бойкота

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В15 . Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

конституционное

гражданское

публичное

административное

уголовное

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 16. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) определяет границы должного поведения людей

2) относится к нормативной системе общества

3) существует как в устной, так и в письменной форме

4) за нарушение этих норм следует общественное порицание

5) формулируется и поддерживается государством

Часть 3. Задания уровня С.

С 1 Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт – диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 2 . Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?

С 3. Ученые – правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые два признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

С 4 . Назовите любые три вида правонарушений

С 5. Текст.

« Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определенным закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны.»

2 Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3 Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4 Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.

С 6 Текст.

Право и закон

« Существует следующее понимание сущности права: право – это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для… произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по – разному…Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять –«правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…»

Н.И. Матузов.

1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

2 Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любые аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

3 Какой термин равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три другие источника права.

С 7 . Назовите три любых признака гражданского общества.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б.П. Вышеславцев)

2 «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право». (И.А. Ильин).

3. «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин).

5. «Правозаконность- одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф.Хайек).

6. «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

7. «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом». (Б.Чичерин).

8. «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом, как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).

9. « Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права – всенародному правопорядку» (И.Ильин).

10. «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж.Маритен).

11 «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш.Монтескье).

Ответы

Часть 1 Уровень А

задания

ответ

Часть 2. Уровень В.

задания

ответ

юридические лица

источники

Государственная Дума

Часть 3. Уровень С.

Ответ должен содержать следующие позиции:

1) утверждения о том, что имело место правонарушение;

2) три признака, например:

Было совершено действие (старшеклассник взял диск);

Действие причинило ущерб, т.е. вред другому человеку;

Были нарушены нормы права (диск взят без разрешения владельца, т.е. в данном случае нарушено право собственности);

Подобные деяния запрещены законом, за их совершение предусматриваются санкции;

Подобные действия могут быть квалифицированы судом как воровство.

Правильный ответ может содержать следующие позиции:

1) аргументы (основания), например:

Деяние запрещено законом (т.е. правонарушением);

В деянии прослеживаются признаки преступления:

а) виновность действия подростка;

б) противоправность;

в) особая общественная опасность;

Данное деяние определено как преступное в Уголовном кодексе.

2) указание на то, что действия повлекут уголовную ответственность.

1) должно быть названо понятие – «правовая норма» или «норма права»;

2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:

Общеобязательность;

Формальная определенность;

Нормативность;

Установление и защита государством.

С 4 Ответ:

Административные, гражданские, трудовые, уголовные.

С 5 Текст.

1) В ответе должны быть названы причины:

Противоречия (деформации) общественных отношений;

Переоценка значения уголовных наказаний («жестокость рождает жестокость»).

1) выписана фраза из текста: « Преступность наносит ущерб … общества его членов»;

2) приведен пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности, допустим:

Преступления в сфере экономики приводят к появлению фальсифицированных лекарств на рынке, что может нанести непоправимый ущерб здоровью граждан;

Увеличение количества хулиганских проявлений приводит к тому, что граждане боятся выходить вечером на улицу, боятся отпускать детей одних на прогулку, боятся посещать вечерние спектакли в театрах.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы, например:

1) экономическая нестабильность приводит к неуверенности в завтрашнем дне и толкает на преступления с целью обеспечить свое будущее;

2) усиливающийся разрыв в уровне доходов населения вызывает стремление любым путем достигнуть высокого уровня благосостояния;

3) бедность вынуждает искать любые способы выживания.

Возможны иные, имеющие основания позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) высказано собственное мнение;

2) приведены аргументы в его обоснование.

Наказание, унижающее человеческое достоинство, способствует озлобленности, желанию отомстить;

Негуманные, жестокие наказания, как показывает опыт, не ведут к снижению преступности;

Главная задача наказания – воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему;

Ужесточение наказания преступников должно удержать от преступления, тех, кто еще только собирается его совершать;

Гуманизация наказания преступников может привести к общественному недовольству, так как господствующим мнением является необходимость ужесточения наказания преступников;

Гуманность к преступнику является негуманным актом по отношению к потерпевшим.

Текст.

Право и закон

1) В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:

1) право – э то законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;

2) право – это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

2) Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:

Размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

Затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

Затрудняется решение задачи поддержания стабильности и организованности в обществе;

Размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;

Открывается простор для произвола в политике;

Остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

Порождается правовой нигилизм.

3) В ответе должны быть:

3) указаны три другие источники права:

Правовой обычай;

Судебный прецедент;

Нормативный договор.

4) В ответе:

1) Должна быть названа регулятивная функция права, о которой упоминает автор.

2) Могут быть указаны любые три других функции права:

Экономическая;

Политическая функция;

Социальная функция;

Охранительная функция.

С 7 Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

Социальная основа – средние классы;

Правовая основа – судебная и общественная защита прав человека;

Нравственная - взаимное доверие людей;

Культурная: наличие возможностей для массового приобщения к ультуре;

Не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

Не закон лежит в основе прав человека, а права человека – в основе закона и т.д.

1.Совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. Что это?

*А)Отрасль права

Б)Институт права

В)Система права

2. Что называют внутренней структурой права, выражающейся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты?

А)Нормы права

Б)Отрасль права

*В)Система права

3.Что такое нормы права?

*А)Установленные или санкционированные правила поведения.

Б)Совокупность взаимосвязанных правовых норм.

В)Совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права.

4.Является ли институт права обособленным комплексом правовых норм?

В)Не знаю

5.Подотрасль права – это…

А)Правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему.

*Б)Совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права.

6.Что это: «Государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения» ?

А)Нормативно-правовой акт.

Б)Права человека

*В)Источники(формы) права

7.Что из перечисленного можно отнести к закону?

*А)Выражает государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Б)Не обладает высшей юридической силой.

В)Содержит обязательные правила поведения.

8.Можно ли сказать, что правосознание-это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей?

Б)Возможно

9.Павонорушение-это совокупность установленных законом признаков?

В)Возможно

Конституционное право России.

10. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

11. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом

*Б) представительным и законодательным органом

В) исполнительным органом.

12. Гарантом Конституции РФ является…

А) Конституционный суд РФ

* Б) Президент РФ

Б) Государственная дума РФ.

13. Какая форма правления в Российской Федерации?

*А) республиканская

Б) президентская.

14. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?

15.Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…

А) означает приостановление гражданства Российской Федерации

Б) автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации

*В) не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

16.Президент РФ избирается на срок…

А) семь лет

Б) четыре года

*В) шесть лет

17. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет. *Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

18. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации: *А) более двух сроков подряд

Б) более трех сроков подряд

В) более четырех сроков подряд.

19. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:

А) Министр обороны РФ

Б) Премьер-министр

*В) Президент РФ.

20. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:

А) указы и постановления

* Б) указы и распоряжения

В) постановления и распоряжения.

21. Государственная Дума избирается сроком на…

А) два года

Б) четыре года

* В) пять лет.

22. Совет Федерации состоит из…

А) 150 представителей

*Б) 178 представителей;

В) 186 представителей;

Г) 198 представителей.

23. Государственная дума состоит из…

А) 350 депутатов;

*Б) 400 депутатов

В) 450 депутатов.

24. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.

* Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.

25.Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

26. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

27. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?

В) только в чрезвычайных ситуациях.

28. Первое заседание Государственной Думы открывает…

А) президент РФ

Б) премьер-министр РФ;

* В) старейший по возрасту депутат.

29. Право законодательной инициативы принадлежит…

А) Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

Б) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

*В) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

30. Какие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями?

А) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование

* В) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

ПРАВО - 10 класс

1 - вариант.

Часть I .

1. Одной из форм вы-ра-же-ния права яв-ля-ет-ся:

1) тра-ди-ция 2) дис-по-зи-ция 3) ги-по-те-за 4) пре-це-дент

2. В си-сте-ме ис-точ-ни-ков со-вре-мен-но-го рос-сий-ско-го права при-о-ри-тет имеют:

1) указы Пре-зи-ден-та РФ 2) по-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства РФ

3) пра-во-вые пре-це-ден-ты 4) фе-де-раль-ные за-ко-ны РФ

3 . В Рос-сии к под-за-кон-ным актам от-но-сят:

3) по-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства РФ 4) Кон-сти-ту-цию РФ

4. Право - это ре-гу-ля-тор об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний, обес-пе-чи-ва-е-мый:

1) ис-клю-чи-тель-но силой об-ще-ствен-но-го мне-ния

2) мне-ни-ем ав-то-ри-тет-ных людей

3) при-выч-ка-ми и тра-ди-ци-я-ми людей

4) силой го-су-дар-ствен-но-го при-нуж-де-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об от-рас-лях права?

А. К от-рас-лям част-но-го права от-но-сит-ся пред-при-ни-ма-тель-ское, граж-дан-ское, се-мей-ное право.

Б. К от-рас-лям пуб-лич-но-го права от-но-сит-ся кон-сти-ту-ци-он-ное, ад-ми-ни-стра-тив-ное, уго-лов-ное право.

6 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о нор-ма-тив-ных пра-во-вых актах?

А. Раз-ли-ча-ют сле-ду-ю-щие типы нор-ма-тив-ных актов: кон-сти-ту-ция и иные за-ко-ны, под-за-кон-ные акты.

Б. За-ко-ны от-ли-ча-ют-ся от под-за-кон-ных нор-ма-тив-ных пра-во-вых актов тем, что при-ни-ма-ют-ся ор-га-на-ми ис-пол-ни-тель-ной вла-сти.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7 . Назовите особенности судебного прецедента как источника права:

1) наиболее широкое применение получил в правовых системах Англии, США, Австралии

2) древнейший источник права

3) судебное решение по конкретному делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел

4) право принимать такое судебное решение имеют только высшие судебные органы.

8.

2) фор-маль-ная опре-делённость

3) из-би-ра-е-мость при-ме-не-ния

4) на-прав-лен-ность на уста-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-сти

9. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о видах под-за-кон-ных актов в РФ?

А . Указы Пре-зи-ден-та РФ обя-за-тель-ны для ис-пол-не-ния на всей тер-ри-то-рии Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции.

Б. Акты фе-де-раль-ных ор-га-нов ис-пол-ни-тель-ной вла-сти из-да-ют-ся Со-ве-том Фе-де-ра-ции и Го-су-дар-ствен-ной Думой РФ .

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

10. Ис-точ-ни-ком права яв-ля-ет-ся рас-по-ря-же-ние:

1) Пра-ви-тель-ства РФ 2) Пар-ла-мен-та ас-со-ци-а-ции Со-ве-та Ев-ро-пы

3) по-ли-ти-че-ской пар-тии 4) Кон-сти-ту-ци-он-но-го со-бра-ния

Часть II .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

2.

3. Ниже при-ве-ден ряд ха-рак-те-ри-стик. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к по-ня-тию «пра-во-вая норма». Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) уста-нов-ле-на го-су-дар-ством

2) имеет пись-мен-ную форму

3) пред-став-ле-ние о добре

4) со-дер-жит нор-ма-тив-но-пра-во-вые акты

5) внут-рен-нее по-буж-де-ние

6) охра-ня-ет-ся и за-щи-ща-ет-ся го-су-дар-ством

7) ре-гу-ля-тор об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний

4. Соотнесите элементы правовой нормы с их характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТАКА ЭЛЕМЕНТА ПРАВОВОЙ НОРМЫ

ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

А. Составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Б. Элемент правовой нормы, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

В. Модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

1. Гипотеза

2. Диспозиция

3. Санкция

5. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

«Для юри-стов одним из глав-ных про-фес-си-о-наль-ных ка-честв яв-ля-ет-ся уме-ние при-ме-нять пра-во-вые ___________ (А) на прак-ти-ке. Од-на-ко давно из-вест-но, что пре-не-бре-же-ние тео-ре-ти-че-ски-ми во-про-са-ми права ос-но-вы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, на

по-те-ре уве-рен-но-сти в силе ___________ (Б). Для тех людей, ко-то-рые усто-я-ли перед вол-ной пра-во-во-го бес-пре-де-ла, ___________ В) стало одной из основ лич-но-го ми-ро-воз-зре-ния. Для со-вре-мен-ной Рос-сии, воз-рож-да-ю-щей ду-хов-ные тра-ди-ции, очень важно фор-ми-ро-ва-ние у граж-дан пра-во-вой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разо-брать-ся в из-на-чаль-ном смыс-ле права, по-нять его об-ще-ствен-ную ___________ (Д). Одна из ак-си-ом права за-клю-ча-ет-ся в том, что право, так же как и ре-ли-гия, мо-раль, от-но-сит-ся к иде-аль-ной цен-но-сти. Право самым тес-ным об-ра-зом свя-за-но с дру-ги-ми сфе-ра-ми об-ще-ствен-ной ___________ (Е). На-при-мер, связь и от-но-ше-ние по-ли-ти-ки и права легче всего про-смат-ри-ва-ет-ся через по-ня-тие ___________ (Ж)».

Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Часть II I.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности — свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением,

совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект — отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм. Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определѐнностью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не

следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

1. Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором. (ЕГЭ №21)

2. Как автор определяет соотношение областей регулирования морали и права? Используя обществоведческие знания, подтвердите мнение автора. (ЕГЭ №22)

3. Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведѐнном Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности. (ЕГЭ №23)

4. Автор пишет, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг друга. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой мысли. (ЕГЭ №24)

5. Вам пред-сто-ит под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «Си-сте-ма права». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. (ЕГЭ №28)

Контрольная работа по теме: «Система и структура права».

ПРАВО - 10 класс

2 - вариант.

Часть I .

1. Ис-клю-чи-тель-ным при-зна-ком фе-де-раль-но-го за-ко-на как ис-точ-ни-ка права в РФ яв-ля-ет-ся:

1) при-ни-ма-ет-ся Фе-де-раль-ным Со-бра-ни-ем РФ

2) не дол-жен про-ти-во-ре-чить Кон-сти-ту-ции РФ

3) обя-за-те-лен к ис-пол-не-нию на тер-ри-то-рии РФ

4) при-ни-ма-ет-ся на ос-но-ва-нии указа Пре-зи-ден-та РФ

2. Какое из пе-ре-чис-лен-ных по-ня-тий обо-зна-ча-ет форму (ис-точ-ник) права?

1) ин-струк-ция 2) пре-це-дент 3) ри-ту-ал 4) це-ре-мо-ния

3. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью пра-во-вой нормы яв-ля-ет-ся:

1) охра-на ин-те-ре-сов со-ци-аль-но не-за-щищённых слоёв на-се-ле-ния

2) из-би-ра-е-мость при-ме-не-ния

3) на-прав-лен-ность на уста-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-сти

4) фор-маль-ная опре-делённость

4 . Нормы права, в от-ли-чие от норм мо-ра-ли:

1) от-ра-жа-ют пред-став-ле-ние о гар-мо-нии че-ло-ве-ка с при-ро-дой

2) вы-ра-жа-ют об-ще-ствен-ное мне-ние

3) пре-пят-ству-ют со-ци-аль-ным из-ме-не-ни-ям

4) со-дер-жат-ся в нор-ма-тив-ных актах

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о си-сте-ме права?

А. В си-сте-ме права пред-став-ле-на его струк-ту-ра, вза-и-мо-дей-ствие норм, ин-сти-ту-тов и от-рас-лей права.

Б. Во мно-гих от-рас-лях права вы-де-ля-ют-ся ин-сти-ту-ты права, ком-пакт-ные груп-пы норм, ре-гу-ли-ру-ю-щие кон-крет-ную об-ласть об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния об ис-точ-ни-ках права?

А. Нор-ма-тив-ные акты как ис-точ-ни-ки права в РФ мно-го-об-раз-ны: это и Кон-сти-ту-ция, и кон-сти-ту-ци-он-ный закон, и фе-де-раль-ный закон, и под-за-кон-ный акт.

Б. Все виды нор-ма-тив-ных актов в РФ рав-но-знач-ны по их юри-ди-че-ской силе.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. В центре нормативного подхода к пониманию права находится:

1) сама юридическая норма 2) юридический опыт

3) юридическая практика 4) правовая реальность

8 . Часть правовой нормы, которая подвержена наиболее частым изменениям:

1) санкция 2) гипотеза

3) диспозиция 4) правовая норма может изменяться только целиком

9 . Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте?

А. Нормативный правовой акт - это система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.

Б . Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б

3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

10. Рас-по-ря-же-ния ка-ко-го ор-га-на вла-сти яв-ля-ют-ся ис-точ-ни-ком права?

1) Пар-ла-мен-та ас-со-ци-а-ции Со-ве-та Ев-ро-пы

2) Кон-сти-ту-ци-он-но-го со-бра-ния

3) Пра-ви-тель-ства РФ

4) Ака-де-мии наук РФ

Часть II .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таб-ли-це.

ГРУП-ПА ОТ-РАС-ЛЕЙ

ХА-РАК-ТЕ-РИ-СТИ-КА

право

Со-во-куп-ность от-рас-лей права, ре-гу-ли-ру-ю-щих от-но-ше-ния, свя-зан-ные с обес-пе-че-ни-ем об-ще-го или об-ще-го-су-дар-ствен-но-го ин-те-ре-са.

Част-ное право

Со-во-куп-ность от-рас-лей права, ре-гу-ли-ру-ю-щих част-ные ин-те-ре-сы, не-за-ви-си-мость и ини-ци-а-ти-ву ин-ди-ви-ду-аль-ных соб-ствен-ни-ков и объ-еди-не-ний в их иму-ще-ствен-ной де-я-тель-но-сти и в лич-ных от-но-ше-ни-ях.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тий пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние).

нор-ма-тив-но-пра-во-вой акт

ис-точ-ник (форма) права

су-деб-ный пре-це-дент

есте-ствен-ное право

пра-во-вой обы-чай

3. Ниже при-ведён ряд тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к ис-точ-ни-кам права. Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

4. Соотнесите виды правовых норм и их характеристики

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПРАВОВЫХ НОРМ

ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ

А. Каждый обязан соблюдать природу и окружающую среду.

Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В. Запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Управомочивающие нормы

2. Обязывающие нормы

3. Запрещающие нормы

5. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Слова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же един-ствен-ном числе. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

«Среди ___________(А) наи-бо-лее зна-чи-мы-ми яв-ля-ют-ся за-ко-ны. За-ко-ны де-лят-ся на две груп-пы — ос-нов-ные и те-ку-щие. К ос-нов-ным за-ко-нам от-но-сят-ся ___________(Б), яв-ля-ю-щи-е-ся фун-да-мен-том для всего за-ко-но-да-тель-ства. В фе-де-ра-тив-ных го-су-дар-ствах, таких как Рос-сия, на-ря-ду с общей кон-сти-ту-ци-ей ос-нов-ные за-ко-ны есть и у каж-дой от-дель-ной тер-ри-то-рии. Ста-биль-ность кон-сти-ту-ции по-ка-зы-ва-ет рав-но-мер-ность раз-ви-тия того или иного ___________(В), его проч-ность и чет-кий ме-ха-низм, а также со-гла-сие среди граж-дан по по-во-ду ос-нов-ных целей и задач раз-ви-тия. ___________(Г) при-ни-ма-ют-ся за-ко-но-да-тель-ны-ми ор-га-на-ми го-су-дар-ства и уста-нав-ли-ва-ют пра-ви-ла в важ-ней-ших сфе-рах жизни об-ще-ства. Чаще всего они объ-еди-ня-ют-ся в ___________(Д), каж-дый из ко-то-рых имеет свою спе-ци-фи-ку. Если кон-сти-ту-ции уста-нав-ли-ва-ют ___________(Е), то за-ко-ны разъ-яс-ня-ют их кон-крет-ное при-ме-не-ние в об-ще-стве и ме-нять-ся они могут зна-чи-тель-но быст-рее вме-сте с из-ме-не-ни-я-ми в жизни людей».

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя сло-ва-ми каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

2) пра-во-спо-соб-ность

3) нор-ма-тив-ные акты

4) пра-во-по-ни-ма-ние

5) кон-сти-ту-ции

6) общие прин-ци-пы

7) го-су-дар-ство

8) те-ку-щие за-ко-ны

9) граж-дан-ство

Часть III.

Право и мо-раль как со-ци-аль-ные ре-гу-ля-то-ры не-из-мен-но имеют дело с про-бле-ма-ми сво-бод-ной воли ин-ди-ви-да и его от-вет-ствен-но-сти за свои дей-ствия. Право и мо-раль как важ-ней-шие эле-мен-ты цен-ност-ной ори-ен-та-ции че-ло-ве-ка не могли бы ни воз-ник-нуть, ни су-ще-ство-вать, если бы че-ло-век не был наделён сво-бод-ной волей. Они об-ра-ще-ны к ра-зу-му и воле че-ло-ве-ка, по-мо-гая ему адап-ти-ро-вать-ся к слож-но-му и из-мен-чи-во-му миру об-ще-ствен-ных от-но-ше-ний.

Право и мо-раль все-гда об-ра-ще-ны к сво-бод-ной воле ин-ди-ви-да. Вме-сте с тем они вы-сту-па-ют как «ме-ри-ла» этой сво-бо-ды, опре-де-ляя гра-ни-цы сво-бод-но-го по-ве-де-ния лич-но-сти. Но в этой общ-но-сти уже за-ло-же-ны свой-ства, опре-де-ля-ю-щие спе-ци-фи-ку права и мо-ра-ли. Право вы-сту-па-ет в ка-че-стве фор-маль-ной кон-крет-но-ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ной меры сво-бо-ды. <...>

Право в силу своей при-ро-ды очер-чи-ва-ет сво-бо-ду внеш-них дей-ствий че-ло-ве-ка, оста-ва-ясь ней-траль-ным по от-но-ше-нию к внут-рен-ним мо-ти-вам его по-ве-де-ния. Иное дело - мо-раль, ко-то-рая не толь-ко опре-де-ля-ет гра-ни-цы внеш-ней сво-бо-ды, но и тре-бу-ет внут-рен-не-го са-мо-опре-де-ле-ния лич-но-сти. И в этом смыс-ле мо-раль - не-фор-маль-ный опре-де-ли-тель сво-бо-ды.

Раз-ли-чие ха-рак-те-ра сво-бо-ды в пра-во-вой и нрав-ствен-ной сфе-рах опре-де-ля-ет и раз-ли-чия в ха-рак-те-ре пра-во-вой и нрав-ствен-ной от-вет-ствен-но-сти. Раз-ли-чия в пра-во-вой и мо-раль-ной от-вет-ствен-но-сти со-сто-ят в ха-рак-те-ре мо-ти-ва-ции; в раз-ли-чии пра-во-вых и мо-раль-ных санк-ций и оце-ноч-ных ка-те-го-рий, ле-жа-щих в их ос-но-ве; в раз-ли-чии субъ-ек-тов, при-ме-ня-ю-щих эти санк-ции. <.. .>

Про-во-дя раз-ли-чия между пра-во-вы-ми и мо-раль-ны-ми санк-ци-я-ми, сле-ду-ет учи-ты-вать кон-крет-но-ис-то-ри-че-ские усло-вия, в ко-то-рых дей-ству-ют эти со-ци-аль-ные ре-гу-ля-то-ры. Боль-шая жёсткость пра-во-вых санк-ций по срав-не-нию с мо-раль-ны-ми - это не уни-вер-саль-ное от-ли-чие, су-ще-ство-вав-шее во все эпохи и во всех об-ще-ствах. Сте-пень жёстко-сти мо-раль-ных санк-ций, как и пра-во-вых, была раз-лич-ной в раз-ные пе-ри-о-ды у раз-лич-ных на-ро-дов; кроме того, мо-раль-ные за-пре-ты не-ред-ко ста-но-ви-лись пра-во-вы-ми, а пра-во-вые - мо-раль-ны-ми.

Нель-зя рас-смат-ри-вать в ка-че-стве аб-со-лют-но-го и такой при-знак от-ли-чия пра-во-вых санк-ций от мо-раль-ных, как фор-маль-ная их опре-делённость. Ис-сле-до-ва-ния эт-но-гра-фов по-ка-зы-ва-ют, что за-ча-стую мо-раль-ные за-пре-ты имели фик-си-ро-ван-ную шкалу санк-ций.

Спе-ци-фи-ка пра-во-вых санк-ций со-сто-ит не в их жёстко-сти и фор-маль-ной опре-делённо-сти, а в спо-со-бах обес-пе-че-ния, ко-то-рые не-раз-рыв-но свя-за-ны с го-су-дар-ством, рас-по-ла-га-ю-щим осо-бым на-бо-ром средств и ин-сти-ту-тов, спо-соб-ных при-нуж-дать к со-блю-де-нию пра-во-вых норм.

( Е. А. Лукашёва )

1. Какую роль право и мо-раль иг-ра-ют в жизни ин-ди-ви-да? Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста, при-ве-ди-те три по-зи-ции .(ЕГЭ №21)

2. В чём, по мне-нию ав-то-ра, со-сто-ят раз-ли-чия пра-во-вой и мо-раль-ной от-вет-ствен-но-сти? С опо-рой на текст ука-жи-те три раз-ли-чия. (ЕГЭ №22)

3. В чём, на взгляд ав-то-ра, со-сто-ит спе-ци-фи-ка пра-во-вых санк-ций? Ис-поль-зуя зна-ния об-ще-ство-вед-че-ско-го курса, на-зо-ви-те любые два ин-сти-ту-та, спо-соб-ных от имени го-су-дар-ства при-нуж-дать к со-блю-де-нию пра-во-вых норм. (ЕГЭ №23)

4. Автор счи-та-ет, что «право и мо-раль все-гда об-ра-ще-ны к сво-бод-ной воле ин-ди-ви-да». Со-глас-ны ли Вы с этим мне-ни-ем? С опо-рой на текст и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния при-ве-ди-те три ар-гу-мен-та (объ-яс-не-ния) в за-щи-ту своей по-зи-ции. (ЕГЭ №24)

5. Вам пред-сто-ит под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. (ЕГЭ №28)

Контрольная работа

Тест по теме «Право»

1. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения называется:

а) нормой морали; в) правовой нормой;

б) партийной нормой; г) традиционной нормой-обычаем.

2. Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается:

а) силой общественного мнения; в) голосом совести;

б) силой традиции; г) силой государства.

3. К специфическим признакам права не относится:

а) закрепление норм в законах и иных государственных актах;

б) обеспеченность действия государственным принуждением;

в) общеобязательность исполнения;

г) поддержка только силой общественного мнения;

д) нацеленность на четкое определение меры свободы.

4. Какие нормы лежат в основе права:

а) моральные нормы; в) политические нормы;

б) юридические нормы; г) социальные нормы.

5. Найдите лишнее. Нормы права подразделяются на:

а) запрещающие; в) обязывающие;

б) управомочивающие; г) предписывающие.

6. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в:

а) Гражданском кодексе РФ; в) Конституции РФ;

б) Меморандуме о правах человека; г) Декларации прав человека и гражданина.

1.Правила поведения, установленные и охраняемые государством, называются

1)правовыми

2)религиозными

3)моральными

4)эстетическими

2.Социальные нормы, в которых отражаются представления людей о добре и зле,-это

1)обычаи и традиции

2)моральные нормы

3)эстетические нормы

4)правила этикета

3.Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном,

то есть

1)традициям

2)этическим нормам

3)эстетическим нормам

4)правилам этикета

4.Моральные нормы, в отличие от правовых

1)регламентируют поведение людей

2)содержатся только в священных книгах

3)обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4)осваиваются в процессе социализации

5.Силой государства обеспечиваются нормы

1)моральные

3) правовые

3)эстетические

4)религиозные

6.Отклоняющееся поведение всегда

1)наносит ущерб обществу

2)причиняет вред личности

3)нарушает нормы права

4)не соответствует социальным нормам

7.Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или

социальной группы, называется:

1)девиантным

2)обычное

3)правовое

4)преступное

8.Новаторство и изобретательство - это формы

1)негативного отклоняющегося поведения

2)позитивного отклоняющегося поведения

3)неправомерного поведения

4)неотклоняющегося поведения

А: В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали, гражданину проще их

принять и соблюдать.

Б: В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А: Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.

Б: Нормы права закрепляют в официальных формах моральные ценности общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А: Уголовная ответственность следует за совершение проступков.

Б: Уголовная ответственность применяется к отдельному человеку, а не к организациям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12.Уголовная ответственность наступает за

1)нарушение внутреннего трудового распорядка на предприятии

2)неисполнение договорных обязательств имущественного характера

3)нарушение правил пользования газом в быту.

4)причинение тяжкого вреда здоровью

13.Является гражданско-правовым правонарушением

1)кража сотового телефона

2)неуплата кредита

3)незаконная врезка в городскую водопроводную сеть.

4)торговля продуктами питания с нарушением санитарных норм

14.Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания без сертификата качества

2)невыполнение условий договора

3)появление на работе в нетрезвом состоянии

4)наезд на пешехода

15.Кто из перечисленных ниже лиц не подлежит уголовной ответственности?

1)юридические лица

2)должностные лица

3)граждане, достигшие 16 лет

4) граждане, достигшие 18 лет

16.Видом дисциплинарной ответственности является

1)конфискация

2)административный арест

3)выговор

4)штраф

17.Н. приобрел на « черном рынке» пистолет для самообороны и защиты своего имущества от

бандитов. Какой вид правонарушения он совершил?

1)дисциплинарный проступок

2)преступление

3)административный проступок

4)гражданский проступок

18.Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:

1)являются регулятором поведения людей

2) их нарушитель испытывает всеобщее осуждение

3)возникли вместе с человеческим обществом

4)обеспечиваются государством через аппарат принуждения

А: Преступление может быть совершенно только действием.

Б: Причинение вреда нападающему в состоянии необходимой обороны не является преступлением

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

20.Является преступлением

1)неоплаченный проезд в городском транспорте

2)невыполнение долгового обязательства

3)вырубка елки в городском парке

4)мошенничество

А1. К правовой обязанности граждан относится:

1) оплата коммунальных услуг

2) выполнение контрольной работы

3) помощь в хозяйственных домашних делах

4) переезд в другой город

А2. Полная дееспособность физических лиц наступает:

1 ) с рождении 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет

A3. Верно ли, что:

А) право зародилось в древности;

Б) пра-во не безгранично, оно ограничено мерой дозволенного?

верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) субъектами правоотношений мо-гут быть физические и юридические лица;

Б) чтобы стать субъектом правоотношений, необходимо обладать право-способностью

И дееспособностью?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие

«право». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) закон

2) дееспособность

3) нормативно-правовой акт

5) социальная норма

6)обычай

С 1. Что такое правоотношение? Назовите три элемента правоотношения

Вариант 2

А1. Субъектом правоотношения является: |

1) гражданин, сдавший квартиру в аренду

2) арендная плата за квартиру

3) право гражданина сдать квартиру в аренду

4) сосед, живущий в квартире напротив

А2. Под понятием «юридическое лицо» имеют в виду:

1) директора фирмы 2) коллектив предприятия

3) коммерческий банк 4) владельца автомобиля

A3. Верно ли, что:

А) юридическая обязанность связана с должным поведением, предписанным нормами

Права участника правоотношения;

Б) юридическая обязанность предписывает действовать в интересах носителя права?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

А) правоспособность у физического лица наступает с совершеннолетием;

Б) правоспособность юридического лица наступает одновременно с дееспособ-ностью?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что является элементами правоотношения?

1) субъект 2) объект 3) мотив 4) цель 5) содержание 6)действие
1. Какое краткое определение соответствует понятию «Конституция»?

а) это крупный юридический акт, содержащий все законы страны;

б) это присяга на верность государству;

в) это основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей и т.д.

2. Когда на территории нынешней России впервые был принят документ, имевший в названии слово «Конституция»?

а) в 1905 г.; б) в 1918 г.; в) в 1924 г.

3. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

а) 22 августа 1991 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 6 октября 1994 г.

4. Что (кто) является высшей ценностью в России, по Конституции?

а) промышленный потенциал; б) государство; в) человек, его права и свободы.

5. На что, по Конституции, направлена политика Российского государства?

а) на укрепление «силовых» министерств; б) на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества; в) на приобретение иностранных займов.

6. Какой раздел считается важнейшим в конституциях цивилизованных, правовых государств?

а) о государственных символах; б) о судебной системе; в) о правах человека.

7. Где, главным образом, представлены основные положения прав человека в российском законодательстве?

а) во 2-ой главе Конституции РФ; б) в Меморандуме о правах человека; в) в Государственной записке о правах человека.

8. Что, кроме прав и свобод человека и гражданина, закреплено во 2-ой главе Конституции РФ?

а) санкции за нарушения прав; б) обязанности; в) меры поощрения.

9. Государственную власть в РФ осуществляют:

а) Генеральный прокурор РФ; б) Президент РФ; в) Центральный Банк РФ; г) Демократическая партия России; д) Федеральное Собрание; е) Правительство РФ; ж) аппарат президента РФ; з) суды РФ.

10. Чем является, по государственному устройству, Россия?

а) Федерацией; б) конфедерацией; в) унитарным государством.

11. Кто является главой государства в РФ?

а) Председатель Правительства; б) Президент; в) Председатель Госдумы.

12. Как называется парламент (представительный и законодательный орган) РФ?

а) Национальное Собрание; б) Верховный Совет; в) Федеральное Собрание.

13. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ?

а) Совет Министров РФ; б) Кабинет Министров РФ; в) Правительство РФ.

14.Правосудие в РФ осуществляется:

а) правительством; б) только судами; в) администрацией на местах.