Регулятивная и охранительная функции. Регулятивные (статические и динамические) и охранительная функции

  1. 6.9. Социальное назначение и функции права
    регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права. Эти функции подразделяются на: регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения); регулятивно-динамическ ую функцию (выражается в том, что
  2. 12.2. Виды правоотношений
    регулятивные и охранительные. В свою очередь, среди регулятивных различают: а) правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомо- чивающих норм и выражают динамическую функцию права) и б) правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права). По степени индивидуализации разграничивают а) относительные, в
  3. ТЕМА 5. ПРАВОПОНИМАНИЕ. ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ
    динамическая. Воспитательная. Регулятивная статическая. Экономическая. Охранительная. Тест 16. Назовите характерные черты охранительной функции права. Установление позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юридических обязанностей. Влияние на волю угрозой санкции, установление запретов, реализация юридической ответственности. Формирование глубокого внутреннего
  4. 4.1.6. ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
    регулятивно- организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений". Он отмечает, что юридическая социология
  5. ГЛОССАРИЙ
    регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений. Декларация - провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации. Декрет - наименование особо важных нормативных актов. Деликтоспособность - способность лица самостоятельно
  6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
    регулятивная; 3) функциональная; 4) информационно-коммуникативная; 5) идеологическая13. Что касается категории лправовая система, то она используется в современной теории права в основном для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия систем права различных государств и народов. Уточняя ее элементный состав, исследователи предпочитают не закрывать скобки, отмечая,

  7. регулятивные функции: статическую (более органичную для права), когда закрепляются, стабилизируются данные отношения с помощью дозволений и запретов, и динамическую (связанную с деятельностью государства), когда активизируется определенное поведение с помощью позитивных предписаний99. Таким образом, все известные в Древней Руси формы права: правовой обычай, судебный прецедент, договор и
  8. Заключение
    регулятивные качества. При этом происходило формирование легити- мационных структур массового сознания, что и обеспечивало эффективность работы всей системы, в том числе управленческого аппарата государства на ранних этапах его
  9. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
    регулятивные первичные и вторичные; коммуникативные и культурно-воспитательные. Какой вид социологического исследования используется социологами-практиками для диагностики групп сплочённости, выявления лидеров: анкетирование; социометрия; интервью. Вид гипотезы, выдвигаемой с целью выявления состава или структуры объекта: объяснительная; рабочая; описательная. Версия и гипотеза:
  10. 6.1. Основные тенденции функционирования институциональной базы экономики в условиях трансформационного подъема
    регулятивной функции государства во всех сферах экономической жизни. Главным компонентом экономического роста является эффект реанимации простаивающих отраслей, особенно в машиностроении и легкой промышленности. В социальном аспекте загрузка простаивающих мощностей означает увеличение занятости и смягчение социальной напряженности, о чем свидетельствуют данные табл. 6.2. Характеризуя особенности
  11. 4.1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
    динамической качественной категорией). Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательства рассмотрим взаимоотношения между двумя важнейшими экономическими категориями - эффектом и эффективностью. И эффект, и эффективность отражают рост и развитие экономического объекта, т. е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, отраженным в объемных показателях, и
  12. 2.2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРУДА
    динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека. Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетиче ских затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статиче ская физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, кото рое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей,
  13. 12.4. УСЛОВИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    динамического сте реотипа. При решении этого вопроса следует идти на компромисс между биологическими и социальными потребностями человека. Биологические закономерности функционирования организма диктуют необходимость перехода из одной смены в другую через значительные (до одного месяца) промежутки времени. Социальные потребности требуют частой перемены сменности работы. Компромиссным может быть
  14. 4.1. Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения
    регулятивных функций ООН и агентств, ответственных за разработку нор мативов регламентации международного бизнеса, наиболее важными пред ставляются следующие: проведение в жизнь соглашений о сферах государственной юрис дикции (Генеральная Ассамблея), которое помогает определять, какая страна обладает правомочиями по отношению к той или иной наземной и водной территории, воздушному пространству,
  15. 7.2. Методологические подходы к задачам краткосредне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков
    динамический характер. Главной причиной отсутствия сколько-нибудь стабильного долговре менного равновесия на мировом товарном рынке является то, что раз розненные и в большинстве случаев независимые участники рынка, т.е. производители, потребители, продавцы и покупатели, принимают, как пра вило, самостоятельные и нескоординированные между ними решения, касающиеся реализации их собственной тактики
  16. 22,1. Международный финансовый бизнес: понятие, эволюция и участники
    динамической последовательности инвестиционных решений. Если целью инвестиционной деятельности является максимизация прибыли на вложенные средства, при условии ограничения риска инвестиций, то искомая инвестиционная (спекулятив ная) стратегия, обеспечивающая экстремальное значение выбранному кри терию, одновременно будет являться оптимальной стратегией. Участниками международного финансового
  17. 2.2 Средство сохранения ценности (Средство сбережения и накопления)
    динамическое равновесие денежной системы. Стремление накапливать золото было свойственно для раннего капитализма. Этот период его истории называют меркантилизмом. В наше время стремление накапливать золото сохранилось в обычае и в традиции народов ряда стран как средство страхования достигнутого благополучия ("на черный день"), как признак благосостояния (украшения, старинные монеты и т.п.) и
  18. з 1. Понятие и виды принципов арбитражного процессуального права
    динамическую, развивающуюся систему основных начал права. Вопрос лсколько у права исходных начал? предлага ется оставить бесконечно открытым, насколько это позволяет само развитие права. Принципы права являются результатом человеческой деятельно сти по созданию права в целом, одним из ее направлений. Их не сле дует считать имманентным свойством права. Они сами наполняются содержанием в
  19. 1.5. Структура современной экономической теории
    динамические (универсальные, или детерминистические) теории, стохастические (вероятностные) теории, система, абстрактный объект, аксиоматический метод, семантический метод, гипотетико-дедуктивный метод, микроэкономика, макроэкономика, наноэкономика, миниэкономика мезоэкономика, международная экономика, транзитивная экономика, позитивная экономическая теория, нормативная экономическая теория, ex
  20. 2.4. Принцип приращения предельных величин
    динамический ряд этих значений, выбрать наилучший вариант решения. Основываясь на принципе рациональности, можно констатировать, что для решения оптимизационной задачи необходимо рассмотреть приростные величины. Так, для потребителя оптимальный объем потребления достигается при максимизации полезности, приходящейся на одну дополнительную единицу потребления данного блага. Для производителя

— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

В системе функций права главенствующее, определяющее место занимает регулятивная функция. Регулятивная функция выражается в воздействии права на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения.

В.Н. Синюков видит суть регулятивной функции права в фиксации субъектного состава правоотношений, в определении круга юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий, в формировании прав и обязанностей Синюков В.Н. Функции права. С. 157.. Н.Н. Вопленко акцентирует внимание на такой специфике осуществления регулятивной функции права, как формулирование составов правомерного поведения Вопленко Н.Н. Сущность, функции и принципы права. Волгоград, 2010. С. 48..

Под структурными частями регулятивной функции понимаются наиболее характерные формы регулятивного воздействия права на общественные отношения: определение посредством норм права правосубъектности граждан; закрепление и изменение их правового статуса и статуса юридических лиц; определение компетенции государственных органов и должностных лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение регулятивных правоотношений; установление правовой связи между субъектами права.

Регулятивная функция права образуются из регулятивно-статической и регулятивной динамической функций Алексеев С. Указ. соч. С. 96-97; Байтин М. И. Сущность права… С. 138-139., а точнее будет сказать подфункций, которые и образуют регулятивную функцию.

Регулятивно-статическая функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития Байтин М.И. Сущность права… С. 140.. Содержанием регулятивно-статической функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя, народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм правления и государственного устройства, политического режима, разделения властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основ различных отраслей права.

Регулятивно-статическая функция закрепляет в правовых нормах, предусматривающих юридическую ответственность, как разрешенный, так и запрещенный вариант поведения и юридически значимые последствия, которые могут наступить как в случае совершения правомерных поступков, так и в случае совершения противоправных поступков.

Примером таких норм может являться статья 29 Конституции РФ, которая декларирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; статья 44 Конституции РФ гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Регулятивно-динамическая функция права направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного запрограммированного результата Там же.. Здесь воздействие права сказывается на отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие, изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права.

В этой связи некоторыми авторами предприняты конструктивные попытки рассмотрения данных ипостасей регулятивной функции права применительно к договорной проблематике, поскольку договор в условиях возрастающей роли начал саморегуляции приобретает важное значение. Так, М.Е. Некрасова динамические и статические свойства регулятивной функции договора именует подфункциями Некрасова М.Е. Договор как теоретико-правовая категория. М., 2009. С. 14.. Такой прием вполне оправдан и заслуживает поддержки. Применительно к правоотношениям, возникающим из договора, выделение данных подфункций представляется также оправданным, поскольку договор имеет в своей основе как статику (закрепляя статус, положение сторон), так и динамику (выражается в закреплении субъективных прав и обязанностей его участников). Договор выступает формой установления правовых связей между участниками экономического оборота, а также основанием возникновения их взаимных прав и обязанностей (регулятивная статическая функция договора) Кравченко О.А. Регулятивные и охранительные правоотношения как относительно самостоятельные типы // Вест. Владимирского юрид. ин-та. 2010. № 4. С. 151..

Реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права Константинова А.В. Реализация функций права // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1. С. 123..

Например, регулятивная функция конституционного права закрепляет порядок и основания выборов, незыблемость основ конституционного строя; регулятивная функция уголовной ответственности - запреты насильственного захвата власти (ст. 278 УК), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), помогая, таким образом, участвует в регулировании поведения субъектов общественных отношений. Запрет действовать определенным образом означает одновременно и обязанность действовать соответствующим образом, а поведение субъекта, проходя через систему запретов, упорядочивается.

Проявлением регулятивной функции права выступает установление системы льгот для различных субъектов права. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 2012. № 3. С. 130. Льготы служат средством правовой поддержки для различных слоев населения. И. С. Морозова указывает, что «льготы выполняют стимулирующую функцию, побуждая субъекта к совершению действий, в которых заинтересовано государство» Морозова И.С. Место и роль льгот в правовой политике // Правоведение. 2011. № 4. С. 151..

Таким образом, регулятивная функция -- это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Выражается в воздействии гражданского права на регулируе­мые им общественные отношения, в процессе чего возникаю­щие между субъектами социальные связи, экономические по своей сути, возводятся в ранг правовых, будучи опосредован­ными нормами гражданского права. Это позволяет органам государственного управления регулировать экономические процессы, направлять и координировать экономическую деятельность, контролировать её осуществление.

Регулятив­ная дина­мическая функция

Проявляется в том развивающем воздействии, которое нор­мы гражданского права оказывают на регулируемые ими общественные отношения. Суть регулятивной динамиче­ской функции заключается в предоставлении субъектам гражданско-правовых отношений законодательной возмож­ности их дальнейшего развития.

Охранительная функция

Выражается в направленности норм гражданского права на охрану регулируемых ими экономических отношений, защиту имущественных и личных прав участников граж­данского оборота. Охранительная функция выражена по­средством закрепления в ГК норм, предусматривающих признание действий субъектов гражданского права не соот­ветствующими требованиям правовых норм и, следователь­но, юридически недействительными, применение к наруши­телям гражданско-правовых предписаний адекватных мер юридического воздействия, а также норм, предоставляющих потерпевшей стороне право самостоятельного применения к нарушителям предусмотренных способов и форм защиты гражданских прав (включая самозащиту).

Неосновные юридические функции права

Компенсационная функция

отражает направленность норм гражданского права на вос­становление социальной справедливости в случае наруше­ния имущественных и личных прав участников граждан­ского оборота, служит гарантом соблюдения их прав.

Восстановительная функция

Свидетельствует о направленности действия норм граж­данского права на восстановление положения субъекта, существовавшего до нарушения его прав, и в связи с этим занимает важное место в механизме правового воздействия на участников гражданских правоотношений. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а также возмещение причинённого вреда, включая убытки и упущенную выгоду, т. е. проявление в совокупно­сти компенсационной и восстановительной функций граж­данского права, является основным видом юридической ответственности, применяемой к нарушителям гражданско-правовых предписаний



Ограничительная функция

Указывает на способность гражданского права регулировать общественные отношения в интересах общества, государ­ства, быть барьером на пути нарушения гражданских прав участников гражданского оборота, уравновешивать их разнонаправленные интересы.

Основные социальные функции права

Экономическая функция

Имеет огромное значение в развитии имущественно-стоимостных товарно-денежных отношений. При этом её содержание на раз­ных этапах эволюции общества различно и зависит от полити­ческих устремлений государственной власти. Непосредственно с помощью норм гражданского права тысячелетиями склады­вающиеся между людьми отношения в области производства, обмена и потребления материальных благ приобрели циви­лизованный характер, стали служить социальному развитию общества и государства. Экономическая функция гражданского права проявляется в его направленности на создание наиболее благоприятных условий участия в гражданском обороте на территории Беларуси, эффективного развития предпринима­тельской деятельности и экономики в целом

Воспитательная функция

Отражает способность гражданско-правовых норм проводить в жизнь государственную идеологию в сфере экономического развития, что указывает на зависимость содержания воспи­тательной функции от содержания экономической функции и направления политического развития государства. Роль воспитательной функции гражданского права на современ­ном этапе экономического развития Республики Беларусь заключается в выработке у участников гражданского обо­рота частной предпринимательской инициативы, а также во взаимодействии с охранительной функцией в воспитании добросовестности и разумности субъектов при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.



Принципы гражданского права

Под принципом права следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Гражданское право основывается как на общеотраслевых (конституционных) принципах права, которые закреплены в Конституции и используются как основа построения всей системы права Республики Беларусь, так и на специальных (отраслевых) принципах, являющихся основой построения непосредственно отраслевого массива гражданско-правовых норм.

Конституционные принципы

1. Принцип верховенства права , в соответствии с которым все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах норм, закреплённых в Конституции Республики Беларусь и в принятых в соответствии с ней нормативных правовых актах; закреплён в ст. 7 Конституции. В соответствии с названным принципом устанавливается иерархическое соотношение нормативных правовых актов, составляющих систему гражданского законодательства, а также определяется порядок применения гражданско-правовых норм.

2. Принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности , в соответствии с которым направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных (общественных) целях; закреплён в ст. 13 Конституции. Императивы, составляющие содержание анализируемого принципа, предписывают осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

3. Принцип приоритета общественных интересов , в соответствии с которым осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые правом интересы других лиц; закреплён в ст. 23 Конституции. Согласно императивам названного принципа государство регулирует гражданский оборот таким образом, чтобы интересы отдельных субъектов не противостояли интересам государства и общества.


^ Функции права

В юридической науке сформировалось несколько подходов к понятию функции права. Во-первых, функция права представляет собой реализацию сущности и социального назначения права. При этом акцент делается на то, что именно осуществляя функции право обеспечивает всеобщий устойчивый порядок в обществе; право охватывает полезные формы поведения; право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, препятствует незаконному вмешательству в сферу правомерной деятельности, оптимально сочетает свободу и справедливость.

Второй подход – здесь функция права обозначается как основное и главное направление правового воздействия на общественные отношения.

Третий подход – функции права связываются одновременно с социальным назначением, социальной ценностью права и основными направлениями его воздействия на общественные отношения. Поэтому сторонники этого подхода считают, раскрывая содержание какой-либо функции права необходимо постоянно иметь ввиду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначения права.

Функция права представляет собой один из элементов механизма воздействия права на состояние общественных отношений с целью их упорядочения. В числе других элементов правового воздействия выступают правовые нормы, правовые действия.

Трудно сказать, что данные подходы представляются друг другу. Они позволяют в своей совокупности дать полную картину путем анализа их различных сторон. Поэтому функции права можно определить как основные направления воздействия права на состояние общественных отношений, выражающие сущность и социальное назначение права с целью их упорядочивания.

Функциям права присущи следующие признаки:


  1. Функции права – это основной метод воздействия на общественные отношения

  2. Функции права направлены на упорядочивание общественных отношений

  3. Функции права характеризуются непрерывностью, длительностью, имеющие постоянный характер.

  4. Функции выражают наиболее существенные, основные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом.

  5. Объективный характер функций – они предопределены закономерностями общественного развития и уровень состояния общества закреплен экономическим состоянием общества.
Функция права выражает его активную роль; функции можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых углом зрения; в частности – освещаются ли они в рамках всего социального организма или в рамках только государственно правовой части или только в границах самого права.

Когда мы желаем увидеть роль права в рамках всего социального организма – управленческая функция. Если рассматриваем право как части государственной надстройки - то здесь права и государство, являясь орудиями политического господства, то они выполняют одинаковые функции (экономическая, социальная, воспитательная и т.д.). А когда мы говорим, что право рассматривается в границах самого права, то здесь выделяются специально юридические функции.

Специально юридические функции – это направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредуемых отношений и проявляются в специально юридическом его содержании. Выделяют:


  1. Регулятивная роль

    1. Регулятивно динамическая

    2. Регулятивно статическая

  2. Охранительная роль
Регулятивная функция – это направление правового воздействия, нацеленная на то, что обеспечить надлежащую, нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику; их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов. Поэтому неслучайно регулятивные функции можно иначе назвать как функцию организации. Охранительная – это направление правового воздействия, нацеленная на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность; сообразно этому на вытеснение чуждых данному общественному строю отношений.

^ Регулятивно статическая функция выражается воздействием права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтов. В этом состоит одна из главных задач назначений правового регулирования, так как право, прежде всего, юридически утверждает, т.е. возводит в ранг неприкосновенные отношения.

Решающее значение здесь принадлежит институтам права собственности; а также функция выражена в институте политических прав, избирательных и прочее.

^ Регулятивно динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их. Она проявляется в процессах, которые связаны с распределением производимых товаров. Было бы неправильно противопоставлять динамической и статической функций и тем более исходя из терминологий рассматривать статическую как таковую, которая носит юридически пассивный и динамическую, которая носит активный характер.

Само закрепление общественных отношений является средством, обеспечивающим их дальнейшее развитие, так как оно сопряжено с фиксированием тех или иных субъективных прав и следовательно предоставление им возможностей для того, чтобы самостоятельно и инициативно действовать.

Т.е. основные функции – это регулятивная и охранительная; а неосновные – это организационная, восстановительная, ограничительная (так как право способствует восстановлению нарушенных прав, при этом направлена на компенсирование того ущерба, который понес субъект; ограничительная функция связана с тем, что право обязано ограничивать рамками поведение субъектов).

^ Социальная ценность права

Социальная ценность понимается как способность того или иного явления удовлетворять потребности социального субъекта необходимые для его существования и развития. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов как граждан, так и общества в целом. Понять социальную ценность права – это значит уяснить, раскрыть его положительную роль для личности и общества. Социальная ценность права выражается в следующем:


  1. ^ Инструментальная ценность права
Т.е. право выступает в качестве орудия, средства, обеспечивающего функционирование иных социальных институтов государства, социального управления. Право служит инструментом социального регулирования в руках государства. С его помощью субъекты реализуют свои потребности, интересы и устанавливают выгодный для них порядок. Реализовать эту цель позволяет общеобязательность права, основанная на силе государства.

Инструментальная ценность проявляется в том, что:


    1. Право закрепляет наиболее ценные для развития общества отношения, обеспечивающих прогресс, демократию, гуманизм. Эта цель достигается путем указания направления поведения людей для индивидов

    2. Посредством права вытесняется из общественной жизни негативные формы поведения путем их запрета

    3. Право выступает как орудие преобразования общества, как средство проведения государственной политики

    4. Право выступает как средство ограничения власти государства со стороны общества

    5. Право обеспечивает учет различных интересов и выражения их общих предписаний (обеспечение компромисса справедливости для всех)

    6. Посредством права разрешаются конфликты между людьми и их объединениями

    7. Право гарантирует свободу для людей, защиту их от произвола и притеснений

    8. Устанавливает меры воздействия государства на лиц, нарушающих нормы права

    9. В современных условиях право приобретает планетарное значение; оно является единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера

    10. На правовой основе формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийная демократическая система, демократическая; свободная четвертая власть и правовое государство. В России нет ни гражданского общества ни правового государство, поэтому право не может проявить пока свои ценностные свойства.

  1. ^ Собственная ценность (самостоятельная)
Заключается в том, что право – это элемент культуры общества, это достижение человеческой цивилизации. Право вносит в жизнь людей такие высокозначимые блага, как безопасность, отношений человека с другими, стабильность человеческих отношений, гарантированность прав, торжество правды и справедливости и истины в конфликтных ситуациях.

Право противостоит произволу и беззаконию, в то же время обеспечивает простор для упорядоченной социальной активности и выступает как фактор социального прогресса.

Если право – социальная ценность, то теоретически вполне оправдано освещая право видеть в его свойствах правовые ценности, как достижения регулятивной культуры, которые выражают позитивный потенциал права., соответствующего потребностям социального прогресса.

Естественное право также обладает социальной ценностью:


  1. Является теорией правового государства

  2. Обеспечивает человеку самоуважение, автономию, самостоятельность

  3. Придает авторитет правам человека, объявляя их естественными, неотъемлемыми

  4. Является средством для сдерживания злоупотребления властью органами и должностных лиц
^ Соотношение государства и права

Соотношение государства и права – это одно из решающих, ключевых методологических положений. Государство и право – это разные части надстройки над экономическим базисом общества, так как государство – это организация политической власти, состоящее из органов (орудие этой власти). В своей совокупности органы образуют механизм государства, обладающий определенной материальной силой.

Право имеет иное строение и иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, которые носят формально определенный характер. Право таким образом по своему строению вплотную привлекают к общественному сознанию. Государство или право имеют свое бытие, свои специфические функции, отличаются особой, только ему, государству или праву присущей социальной ценностью и относится к разным пластам социальной жизни. Государство – это к социальному правлению, а право – это к социальному регулированию.

Несмотря на это различие, тем не менее необходимо подчеркнуть глубокое единство государства и права:


  1. И государство и право возникают одновременно и в силу одних и тех же социально-экономических и политических причин

  2. И государство и право обладают непосредственно социально-политическим содержанием, т.е. они выступают как орудие политического господства, у которых единые цели и задачи, стоящие перед государством и правом

  3. Государство и право взаимосвязаны, т.е. они взаимообусловлены и взаимопроникающие явления.
Государственная власть имеет определяющее значение для самого бытия права как особого института. Для осуществления его свойств и регулятивных качеств. В общей обязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определенности и его обеспеченности зримо и незримо присутствует государственная власть. Да и само формирование права, процесс правотворчества, причем во всех структурных общностях права, а также применение юридических норм напрямую связаны с деятельностью государственных органов.

Также необходимо отметить, что государство, активно использующее право в качестве инструмента, в свою очередь может рассматриваться как инструмент по отношению к праву. Право не только выступает в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение, являясь средством целенаправленной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права выражается в связанности государственных органов действующими законами и подзаконными актами.

Т.е. когда мы говорим о соотношении государства и права, нужно обязательно определить единство, их различия и их взаимодействие. Конечно, в любом соотношении необходимо выяснить их связь между собой, что является первичным, а что нет.

Если нет причинно-следственной зависимости, есть иные зависимости – функциональная зависимость.

В литературе сложилось несколько подходов по данной проблеме:


  1. Этатический подход
Право подчинено государство – основной постулат

  1. Естественно-правовой подход
Право первично, а государство – вторично.

  1. Функциональный подход
Между государством и правом существует функциональная связь, взаимное влияние

  1. Позитивистский подход
Идея самоограничения государства

  1. Либерально-демократический
Исходит из принципов связанности государства правом.

^ Этатический подход

Абсолютизация роли государства в общественной жизни. Государство во благо индивидов для осуществления своей функции вмешивается во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство предшествует праву и порождает его. Право – это инструмент руководства обществом, а источником права является государственная власть, основанная на силе.

Общество не может существовать без государства, которое должно защищать социальные права граждан, способствовать развитию культуры, образования. Однако, есть объективные пределы вмешательства, что не учитывается авторами данной теории. Такой взгляд на проблему выводит государство за пределы зоны влияния права и снимает вопрос о правомерности самой государственной власти.

Такой подход на практике приводит к образованию тоталитарных режимов.

^ Естественно-правовой подход

Государство должно быть ограничено правом. Это вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных прав индивида. Право – это не результат деятельности государства, а порождение идеального правопорядка.

Государство – это продукт права, учреждается юридическими способами, предшествующими правопорядку. А само государство возникает из потребности функционирования права, как принципиально новый системы нормативного регулирования.

^ Дуалистический (функциональный) подход

Связь между государством и правом не носит столь однозначного причинно-следственного характера. Эта связь носит характер двусторонней зависимости, так как государство и право не может существовать друг без друга. Это объясняется тем, что функции, государство и право подчинены единым целям и задачам. Реализация функций одного невозможна без функционирования другого.
^ Позитивистский подход

Этот подход основан на идее самоограничения государства правом. Границы самоограничения определяются законом. Однако здесь не трудно заметить, что государство ограничено правом лишь постольку, поскольку оно по своей воле того желает. Так как государство ограничивается правом, но по своему усмотрению.

^ Либерально-демократический подход

В современной юридической отечественной литературе исследуется данный подход в аспекте проблем правового государства. Государство здесь выступает в 2 противоположных ипостасях – как гарант прав человека и как их потенциально-опасный противник.

Государству жизненно важно право, без него оно не в силах функционировать, так как отказ от использования права всегда влечет экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя.

Этот подход исходит из того, что право связывает государство в интересах личности, ограничивая его от произвола. В современных условиях отмечается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей степени оно связывает государство. Активность государства при этом не подавляется, а расходуется рационально в интересах личности. Любое государство связано правом, мерой его цивилизованности и развитости.

Надо сказать, что данный подход не противоречит выводу о двустороннем характере связи государства и права.

Анализируя эти подходы, можно увидеть, что каждый подход рассматривает тот или иной аспект этой взаимосвязи. Наиболее приемлемым подходом, который соответствует либерально-демократической идее – это функциональный подход.

Государство влияет на право:


  1. Государство создает это права в процессе своей деятельности.

  2. Государство создает условия для реализации права

  3. Государство также гарантирует применение права силой своего принуждения
Право влияет на государство:

  1. Само государство, как система органов, образуется в строгом соответствии с действующим законодательством

  2. Эти государственные органы наделяются при помощи права соответствующей компетенцией

  3. Существование права заставляет государственные органы и должностные лица придерживаться установленных законодательством правил в отношениях с другими субъектами права.