Что такое конституция гражданина. Что такое конституция

Словарь Ушакова

Конституция

конститу ция , конституции, жен. (лат. constitutio - установление).

1. Строение, структура, организация (научн. ). Организм слабой конституции.

2. Собрание основных государственных законов (полит. , юр. ). Конституция СССР .

3. Законы, являющиеся ограничением монархической власти (полит. ). Борьба за конституцию в царской России.

Политическая наука: Словарь-справочник

Конституция

(от лат. constitutio устройство)

основной закон государства, правовой акт, который провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Конституция - основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. Конституция является наивысшей правовой формой, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования властных органов. Правоведы различают понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция является системой правовых норм, регулирующих определенный круг общественных отношений, фактическую конституцию составляют реально существующие отношения. По форме конституции делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированная конституция представляет собой единый правовой акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если эти вопросы регулируются несколькими актами, то конституция является некодифицированной. Конституции смешанного типа включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены путем принятия обычного закона. Жесткие конституции изменяются только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента (иногда референдума), ратификации поправок определенным числом субъектов федерации. По срокам действия конституции делятся на постоянные и временные.

Первой на территории России была принята была Конституция РСФСР 1918 года. Ныне в России действует Конституция Российской Федерации, которая является основным законом российского государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов переходных и заключительных положений. Конституция закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти. Особое значение в жизни государства и общества играют конституционные принципы - закрепленные конституцией требования, в соответствии с которыми должна формироваться система правового регулирования. Конституционные принципы определяют основы конституционного строя государства в целом, его отдельных институтов, политической системы, правового статуса человека и гражданина, территориальной организации государства, экономической системы. Конституционные принципы юридически выстраивают содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя России составляют республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Принцип соблюдения конституции и конституционно-правовых актов всеми властными органами, судами и гражданами называется конституционностью (конституционной законностью).

Антропологический толковый словарь

Конституция

совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, его свойство реагировать определенным образом на внешние воздействия, не нарушая при этом связи признаков организма как целого.

Словарь финансовых терминов

Конституция

основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Конституция

1) Основной закон государства, определяющий и закрепляющий его общественное, экономическое и государственное устройства, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, основные права и обязанности граждан.

лат. constitutio «1) установление, учреждение, организация, устройство; 2) конституция; 3) состояние, положение».

Слово конституция проникает в русский язык в 40-х годах XVII в. в значении «конституция; свод постановлений» (ДРС, VII, 282). Ср.: Фасм. (II, 313). Заимств. из польск. konstytucja в том же знач. (Фасм., II, 313). Впервые фиксируется в Л.в.н. (371) в значении «учреждение, установление». Cp.: БАС, V, 1317-1318. В конце XVIII – начале XIX вв. слово конституция толкуется как «1) учреждение, устав, собрание законов; 2) постановление, имеющее силу закона» (Сл.Яновск., II, 366-367).

Конституционный . Образовано при помощи суф. -онн - (Сл. Яновск., II, 366).

Анат. строение организма человека и животных; телосложение. – лат. constitutio, от constitutio corporis «телосложение». Заимствовано в 20-х годах ХVIII в. (Бирж., 371; ср.: Шан., VIII, 263) из польск. konstysucja или нем. Konstitution «телосложение» (Бирж., 371). Впервые фиксируется в Сл.Яновск. (II, 366-367).

Слова конституция 1 и конституция 2 вошли в русский язык в разные периоды как самостоятельные лексические единицы в различные терминосферы, поэтому трактовка данных лексем авторами МАС (II, 92) в качестве целостной полисемантической единицы является неоправданной.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Конституция

И, ж.

1. Основной закон государства, определяющий политическое устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов, личные права и обязанности граждан.

* Руководствоваться конституцией. *

2. спец. Строение, структура организма.

* Конституция пациента. *

|| прил. конституционный , -ая, -ое.

* Конституционная комиссия. Конституционные особенности организма. *

Тезаурус русской деловой лексики

Конституция

Syn: основной закон

Энциклопедический словарь

Конституция

  1. (от лат. constitutio - устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция - основа всего текущего законодательства. Первой в Советском государстве была Конституция РСФСР 1918. Действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993.
  2. в анатомии - морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств. Выражается в определенных формах телосложения и других признаках.

Словарь Ожегова

КОНСТИТУ ЦИЯ, и, ж.

1. Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. К. России.

2. Строение, структура (спец.). К. организма.

| прил. конституционный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Конституция

  1. ж. Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов и основные права и обязанности граждан.
  2. ж. Строение, структура (обычно применительно к комплексу индивидуальных анатомических и физиологических особенностей организма).

Словари русского языка

понятие конституции рф

Само понятие «конституция» (лат. constitutio – установление, постановление, указ) означает «установление, учреждение, устройство». В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания – страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII–XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Польши и Франции 1791 г.

Конституция – это правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, в котором:

учреждаются основные принципы устройства общества и государства;

устанавливаются принадлежность власти в государстве и механизм ее осуществления;

закрепляются признаваемые и охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

1. Как основной закон государства Конституция РФ в отличие от других законодательных актов имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы – основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция учреждает государственный строй, правовую систему (при этом может сохраняться в той или иной степени преемственность конституционного развития).

2. Конституция РФ принята народом и от имени народа. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, конституция может быть принята:

непосредственно народом на референдуме;

парламентом;

конституционным (учредительным) собранием или иным специально формируемым для этой цели органом. Кроме того, конституции могут быть октроированные (т.е. дарованные сверху, например, монархом).

3. Конституцию РФ отличают особые юридические свойства. Они характеризуют правовую природу Конституции и ее особое место в правовой системе. К ним относятся: а) верховенство; б) высшая юридическая сила; в) ее качество как ядра правовой системы, юридической базы законодательства; г)ее особая правовая охрана; д) особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок.

Рассмотрим эти качества подробнее.

Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть подчиняются Конституции, праву. Верховенство Конституции проявляется в том, что все государственные органы, общественные объединения, граждане должны в своей деятельности основываться на Конституции, ее положениях, принципах. Кроме того, Конституция имеет верховенство на всей территории государства и все иные правовые акты должны ей соответствовать.

Конституция обладает высшей юридической силой. Это проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней, не могут противоречить Конституции. Строгое и точное соблюдение Конституции – это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Поэтому Конституция представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его развитие. В ряде случаев Конституция содержит прямые указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ч. 2 ст. 70 Конституции РФ предусматривает, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом).

Особая правовая охрана Конституции РФ – важнейшее условие выполнения всех установленных ею положений и норм. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой и имеют прямое действие (ч. 1 ст.15). Поэтому все государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. Действие Конституции РФ, кроме того, обеспечивается Президентом РФ, который как гарант Конституции (ч. 2 ст. 80) принимает все необходимые меры в пределах своих полномочий, чтобы обеспечить выполнение требований Конституции РФ, ее положений. Особую роль в правовой охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ, который, в частности, в соответствии со ст. 125 Конституции РФ рассматривает и решает дела о соответствии Конституции РФ правовых актов, их отдельных положений. В случае признания их неконституционными они утрачивают силу. Определенную роль в правовой охране Конституции РФ играют также федеральный парламент, который, в частности, заслушивает послания Конституционного Суда РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросами, а также Уполномоченный по правам человека. Его полномочия в сфере защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина определяет Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г.

4. Конституция РФ как основной закон государства характеризуется стабильностью, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.

Согласно ст. 135 Конституции РФ, положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть пересмотрены парламентом России – Федеральным Собранием. Если же поступит предложение о пересмотре положений этих глав Конституции (перечень тех, кто имеет право вносить такое предложение, дан в ст. 134 Конституции РФ. Это – Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы) и оно будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом (в настоящее время такой закон пока не принят) созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае для принятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за него проголосовали более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей России.

Поправки к гл. 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получить одобрение не менее трех четвертей голосов общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации (в Российской Федерации в настоящее время 89 субъектов Федерации).

Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.) установил, что законодательный (представительный) орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия Федеральным Собранием РФ. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона РФ о поправке законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и устанавливает на основе этих данных результаты этого рассмотрения. Если закон о поправке был одобрен законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ, то в течение семи дней он направляется Советом Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее четырнадцати дней со дня получения данного закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке осуществляет также официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками.

Особый порядок предусмотрен для изменения ст. 65 Конституции РФ, определяющей состав РФ. Изменения, связанные с принятием и образованием нового субъекта РФ, изменением конституционного статуса субъекта РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона. В тех же случаях, когда изменяется лишь наименование субъекта РФ, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Правовым основанием для этого служит решение об изменении своего наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ изменения наименования субъектов РФ (после принятия ими соответствующего решения) в тексте ч. 1 ст. 65 производится Указом Президента РФ. Так, Президент РФ принял Указ от 9 января 1996 г. о включении в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов РФ (Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия – Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия); Указ от 10 февраля 1996 г. о включении в ст. 65 Конституции наименования Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия – Хальмг Тангч.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    человек, его права и свободы как высшая ценность;

    народовластие;

    полнота суверенитета Российской Федерации;

    равноправие субъектов РФ;

    единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

    экономическая свобода как условие развития экономической системы;

    разделение властей;

    гарантии местного самоуправления;

    идеологическое многообразие;

    политический плюрализм (принцип многопартийности);

    приоритет закона;

    приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

    особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2 Конституции, - обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является еемногонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа - характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть; Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции , составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

    положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

    никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации

Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация - тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

Определений у понятия «Конституция» есть несколько. В соответствии с одним из них - это сбор основных законов и правил государства. Она предопределяет, какое политическое устройство принято в стране, являясь высшим нормативным актом. Конституция действует на всей территории государства и определяет права, а также обязанности всех ее граждан.

Что такое Конституция государства, и какова ее история

Четкое определение, что такое Конституция, звучит так - это самый главный Закон государства, опираясь на который, оно и функционирует. Закон в том или ином виде существовал еще со времен древних государств, однако, в Конституцию он был воплощен только в 1787 году, когда впервые в истории был принят основной закон страны (в Соединенных Штатах Америки).

Именно Конституция США стала прообразом аналогичных документов для многих стран, хоть ее и сложно назвать полноценной Конституцией. Все потому, что она имеет сравнительно небольшой объем, что мало для главенствующего Закона: в ней всего семь законов, вступление (преамбула) и 27 поправок к законам.

Вторая в мире Конституция была принята спустя 4 года после американской во Франции. Она положила начало истории конституционной Европы.

Чем отличается Конституция от других законов

Конституция отличается от остальных законодательных актов следующим:

  • На ее основе принимаются все остальные законы и устанавливаются нормы;
  • В Конституции закреплены права и свободы граждан, форма государственного строя, а также система, по которой выстроены все высшие государственные инстанции;
  • Конституция - относительно стабильный и неприкасаемый Закон. При этом установлен особый порядок, согласно которому ее можно дополнять или изменять определенными органами;
  • Конституция характеризуется наивысшей правовой силой;
  • Конституция - это нормативный акт прямого выполнения и действия;
  • Как уже упоминалось, конституция - это Закон, действующий на всей территории страны, в отличие от некоторых законов, имеющих только региональное действие.

Конституция Российской Федерации

Конституция РФ, как и подобные документы других государств, имеет высшее правовое значение на территории страны. Она была принята в начале 90-х годов прошлого столетия российским народом на основе Конституции СССР от 1978 года и сразу же вступила в силу. Больше информации о дате принятия Конституции России вы сможете получить, ознакомившись с нашей статьей - .

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу на территории всего государства, включая области, республики и остальные административные единицы страны. В данном Законе закреплены основы политического строя, главенствующего в стране, определены механизмы образования исполнительных, представительных, судебных органов и форма их функционирования. Также Конституция определяет свободы, права и обязанности каждого гражданина РФ.

Структура Конституции РФ

Конституция Российской Федерации, как главенствующий Закон, состоит из трех основных частей: преамбулы, раздела первого и раздела второго. Преамбула объясняет понятие и сущность Конституции, является вступительной частью. В ней изложены цели, основные функции и принципы данного нормативного акта.

Первый раздел состоит их 9-ти глав, каждая из которых имеет свое название, и ее составляет определенное количество статей (всего в Конституции 137 статей). Во втором разделе собраны переходные положения Конституции и заключение.

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической и правовой системы страны. Обычно фиксирует государственное устройство, основные органы государственной власти, а также права и обязанности граждан.

Отличное определение

Неполное определение

КОНСТИТУЦИЯ

от лат. constitutio - установление, устройство) - осн. закон гос-ва, закрепляющий в соответствии со сложившимся в обществе соотношением клас. сил социально-экономич. и политич. основы власти господств, классов (в общенародном гос-ве - всего народа), основы правового положения граждан, порядок образования, построения и деятельности гос. органов. К. определяет осн. устои и принципы устройства государства и в силу этого составляет юридич. базу текущего законодательства. Для принятия, изменения и дополнения К. обычно устанавливается более сложный порядок, чем для обыкновенных законов. Она принимается представит, органом страны, а в отд. случаях для этой цели созывается спец. орган (учредит, собрание, конвент). Иногда проект К. выносится на референдум. Изменение К. производится не простым, а квалифицированным большинством (2/3, 3/5) голосов членов представит, органа. Вследствие этого К. обладает наивысшей юридич. силой. В указанном смысле К. не была известна ни рабовладельч., ни феод. гос-вам. Первые К. появились в ходе борьбы нар. масс против феодализма в результате бурж. революций. Уже в тот период большинство бурж. К. представляло собой единый систематизированный законодат. акт, утвержденный парламентом (исключением являлась К. Великобритании, состоящая из ряда разновременно принятых актов). В Европе к числу первых бурж. К. относятся К. Франции, принятые в последнее десятилетие 18 в. (1791, 1793, 1795, 1799), в Америке - К. США 1781 и 1787. По мере утверждения капиталистич. обществ. отношений и завоевания власти буржуазией К. были приняты и в др. странах Европы и Америки. Характеризуя бурж. К. и процесс их создания, Ленин писал: "Писаные и неписаные конституции... представляют из себя лишь запись итогов борьбы, получившихся после ряда тяжело доставшихся побед нового над старым и ряда поражений, нанесенных новому старым" (Соч., т. 18, с. 526-27). Гл. цель этих К. заключалась в том, чтобы, закрепив результаты бурж. революции, ввести ее в определ. рамки, преградить нар. массам путь к власти, узаконить капиталистич. порядки. Несмотря на существующие между бурж. К. конкретные различия в содержании и форме, всем им присущ ряд характерных общих черт. Все они прямо или косвенно юридически закрепляют капиталистич. систему х-ва, частную собственность на средства произ-ва и тем самым узаконяют деление общества на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых, устанавливают такой порядок образования органов гос-ва, их структуру и взаимоотношения, к-рый при любой игре политич. сил обеспечивает всевластие буржуазии; всем им присущи декларативность и формализм; признание прав и свобод личности в общей форме и ограничение их в оговорках, провозглашение защиты прав и свобод и отсутствие материальных гарантий их осуществления. Исторически новым типом осн. закона являются К. социалистич. гос-в, возникшие в результате свержения власти капиталистов и помещиков и завоевания диктатуры рабочего класса в союзе с трудящимся крестьянством. Первыми К. социалистич. типа были К. РСФСР 1918, К. Венгерской советской республики 1919, К. МНР. Разработанная под руководством Коммунистич. партии и при непосредств. участии В. И. Ленина К. РСФСР 1918 впервые в истории человечества законодательно закрепила социалистич. устои и принципы устройства гос-ва и тем самым послужила прообразом для основных законов др. социалистических стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств). В наст. время все социалистич. гос-ва имеют К., каждая из к-рых юридически закрепляет достигнутый страной этап социалистич. строительства и определяет общие перспективы дальнейшего развития. В рамках ныне действующих К. социалистич. типа следует различать две разновидности К.: конституции гос-в строящегося социализма и К. гос-в победившего социализма. Социалистич. К. отличаются между собой и по форме и по конкретному содержанию, но в основе всех их лежат общие черты, единые принципы, отражающие общие закономерности развития социалистич. общества. Каждая из них закрепляет господство социалистич. системы х-ва, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, утверждает полновластие трудящихся, осуществляемое через систему представит, органов, провозглашает и гарантирует материальными средствами подлинно демократич. права и свободы. Социалистич. и бурж. К. - это два типа осн. законов, выражающих два противоположных типа обществ. отношений. Вдохновляясь примером социалистич. гос-в, ряд недавно освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь независимого нац. развития стран провозгласил в своих К. строительство социализма (напр., К. Нар. Демократич. Алж. Республики 1963, временная К. О АР 1964). Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850, К. Марко и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Энгельс Ф., (Письмо) И. Блоху, 21-22 сект., 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1853; Ленин В И., Три конституции или три порядка гос. устройства, Соч., 4 изд., т. 8; его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 15, с. 303; его же, Письма из далека, там же, т. 23; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Материалы по пересмотру парт. программы, там же; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 25; его же, Проект декрета о роспуске Учредит. собрания, там же, т. 26; его же, V Всеросс. съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов. Доклад СНК 5 июля 1918 г., там же, т. 27; Калинин М. И., Речь на открытии Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г., в кн.: Калинин М. И., Статьи и речи 1936-1937, М., 1938. Л. Д. Воеводин. Москва.

Что такое конституция? По форме этот документ похож на обычный закон, и у многих возникает вопрос, для чего этому акту необходимо отдельное название. Что выделяет ее из огромного массива нормативных текстов, в чем ее значение? Каково происхождение этого слова? В каких странах нет конституции? В чем ее сущность? Какие общественные отношения она регулирует? Попробуем ответить на все возникшие вопросы.

Обратимся к этимологии

Невозможно однозначно ответить на вопрос, что такое конституция, не узнав, откуда берет истоки этот термин. Происходит это слово от латинского “constitutio”, что в переводе на русский означает “установление, строение”. Еще хочется отметить, что слово «конституция» употребляется не только в значении определенного документа нормативного характера. Этот же термин используется в анатомии и означает совокупность устойчивых свойств организмов (как морфологических, так и функциональных), которая обусловлена наследственными характеристиками, а также интенсивным и продолжительным воздействием на него окружающей действительности. Таким образом, слово «конституция» описывает что-то стабильное и давно установленное.

Мнение ученых

В науке существует множество версий о том, что такое конституция. Как правило, в основе всех определений лежит место этого документа в системе всех правовых актов, а также предмет, который ей регулируется. Наиболее распространено понятие конституции как основного закона страны, который фиксирует организацию власти и определяет ее отношения с отдельными индивидуумами, а также со всем обществом. Если рассматривать форму этого документа, то можно сказать, что можно определить этот термин как акт (либо в отдельных случаях их совокупность), который имеет наивысшую юридическую силу. Именно по этой причине конституцию и именуют основным законом. Тот факт, что никакой другой акт государства не может и не должен противоречить положениям конституции, бесспорен. Однако наделяет этот документ таким свойством его материальное содержание, значение тех общественных отношений, которые попадают в зону его регулирования.

Основные положения

Понять, что такое конституция, поможет установление тех фундаментальных догматов, которые обычно в ней закрепляются. Чаще всего в этом документе находят отражение, во-первых, права и свободы людей и граждан. Помимо их провозглашения, конституция еще закрепляет и гарантии их соблюдения. Во-вторых, в этом акте дается прямое указание на организацию власти в государстве, на форму правления и другие значимые политические моменты.

Сущность

Эта философская категория отражает содержание документа. И по этому поводу в науке ведутся дискуссии. По мнению влиятельного ученого Ф. Лассаля конституция государства являет собой не что иное, как отражение соотношения сил в обществе, а значит, имеет классовый характер. Многие ученые, напротив, считают, что этот документ является формой выражения общесоциальных, народных интересов и представляет собой компромисс. Д. Л. Златопольский, в свою очередь, видит сущность конституции в народном суверенитете.

Признаки

Основным свойством этого документа является, безусловно, высшая юридическая сила. Не допускается отступление в других актах от положений конституции. Вторым признаком является относительная стабильность документа. Это связано с особым порядком изменения фиксированных в основном законе положений, а также дополнения новыми нормами. Российская конституция является жесткой. Это значит, что внесение поправок в ее текст – чрезвычайно тяжелый процесс. Третьей особенностью основного закона выступает прямое действие его норм. Это значит, что положения, зафиксированные в конституции, самостоятельны и не нуждаются в дополнительном опосредовании актами действующего законодательства. И, наконец, четвертый признак – основной закон играет роль нормотворческой базы, основы. Для остальных актов законодательства конституция является платформой, ядром.

Принципы

Конституции также имеют свой базис, то есть какие-то основополагающие постулаты, на которых строится весь ее текст. Основной закон РФ базируется, во-первых, на принципе демократизма. Суть его состоит в том, что конституцией закрепляется принадлежность всей власти народу. Кроме того, граждане государства провозглашаются носителями суверенитета. Второй принцип – это законность. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции, где речь идет о том, что основной закон имеет прямое действие, равно как и высшую юридическую силу. Третий постулат – равноправие всех граждан. Его мы найдем в ст. 19. Четвертый принцип – гуманизм. Он просматривается в признании человека наивысшей ценностью. Означает он заботу о людях, о развитии их наилучших духовных и необходимых физических качеств, а также и об материальных условиях жизни. Пятой основой конституции выступает идея государственного единства, которая имеет большое значение для многонациональной федерации. Найти закрепление этого принципа можно в Преамбуле, а также в ст. 4 Основного закона. Сочетается этот постулат и со следующим, шестым по счету, с установлением равноправия и самоопределения народов. Еще одним принципом, имеющим значение для организации управления в стране, является закрепление в ст. 10 и 11 Конституции разделения властей. И последний из основных, восьмой постулат – многопартийность, или, по-другому, идеологическое многообразие.

Зарождение

Как и где появились первые конституции? Прообразом первых подобного рода документов выступил колониальный договор 1620 года, который фиксировал правоотношения в Новой Англии (ныне земли США). А вообще этот институт зародился в США. Сначала конституции принимались в отдельных штатах (таких как Коннектикут, Нью-Гавен, Пенсильвания). Затем основной закон появился в США и как общегосударственный – в 1787 году. На европейском материке первые конституции были приняты в Польше и Франции (1791 год). В России этот документ появился лишь в XX веке – в 1918 году.

Российская конституция

В РФ действует Основной закон, который еще в 1993 году был народно принят. Включает в себя он, во-первых, Преамбулу, во-вторых, 2 раздела. Первый их них делится еще на 9 глав. В этом разделе отражены основы конституционного строя, правового положения личности, устройства государства. Кроме того, в нем закреплены базовые положения о высших властных органах. В совокупности раздел 1 составляет 137 статей. Вторая же часть Конституции состоит всего из 9 статей. Здесь речь идет о заключительных, равно как и переходных положениях.

Классификация

Считается, что конституция – закон важнейший по своей сути, однако в некоторых странах обходятся и без нее. Часто ставят в пример Великобританию, Израиль. Однако тот факт, что в этих странах нет акта под названием «Конституция», не может означать, что в их законодательстве не зафиксированы важнейшие постулаты государственного устройства. Изучая понятие конституции, следует заметить, что они могут быть писаными и неписаными. Первые являются традиционными, выраженными в форме документа под таким же названием. Вторые же (как в Великобритании и Израиле) представляют собой совокупность обычных законов, обычаев, а также актов судебной власти. Данные документы не объединяются в свод актов и не отграничиваются от других по признаку высшей юридической силы. Также актуальной является классификация конституций по признаку их адекватности, соответствия действительности. По этому критерию выделяют реальные и фиктивные основные законы. Предписания первых воплощают действительность, а вторые, в свою очередь, закрепляют такие положения, которые отличаются от фактической модели устройства государства. В идеале все конституции должны быть реальными, адекватными существующим в обществе и государстве правовым отношениям, но, к сожалению, на практике не всегда они обладают этими признаками.