Великая Отечественная война. Цитаты и Статусы со смыслом

Виктор Васильевич Ильин, Алексей Валентинович Машенцев


Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время изучающим философию предлагается множество учебных пособий, в которых отражены различные подходы как в содержании, так и в методике изложения материала.

Как известно, педагогика в числе важных методологических принципов образования предлагает сочетание абстрактного и конкретного, наглядного и образного, эмпирического и теоретического. Возникает вопрос, как этот принцип реализовать в процессе изучения философии.

Один из вариантов – создать некий учебный комплекс, включающий, с одной стороны, схемы и наглядные модели, а с другой – теоретические комментарии к ним. Таким образом, можно попытаться раскрыть содержание философских понятий, принципов, закономерностей в единстве наглядного и абстрактного. При этом, конечно, происходит определенное упрощение философского материала, поэтому не следует преувеличивать значение схем и моделей. Но положительный эффект, достигаемый сочетанием наглядного и теоретического учебного материала, все же перевешивает негативные моменты.

Работа в этом направлении не одно десятилетие ведется на кафедре философии Петербургского государственного университета путей сообщения. В данном учебном пособии использованы и модифицированы имеющиеся на кафедре методические материалы, в создании которых участвовали многие преподаватели кафедры (особо следует отметить методические разработки А. С. Кармина).

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

1.1. Мировоззрение

У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знание можно подразделить на два уровня.

Первый – это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на искусство и т. д. Это знание формируется у человека на основании его жизненного опыта, труда, общения с другими людьми. Им люди руководствуются в своем повседневном обиходе (здравый смысл).

Второй уровень знания – научное знание. Оно вырабатывается усилиями многих поколений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искусственных языков. Научное знание ориентировано на познание законов, сущностей материального мира, общества, человека. Научное знание объясняет многое, кажущееся странным для обыденного знания, например, что Земля движется вокруг Солнца, что скорость света постоянна, не зависит от скорости источника света; что прибыль получается от продажи товаров по их стоимости и т. д.

Научное и обыденное знание не отделены непереходимой гранью. Научное знание опирается на представления и понятия обыденного знания, интерпретируется в этих понятиях и представлениях. Вместе с тем элементы научного знания осваиваются в обыденном знании (здесь можно, например, указать на математическое знание, включающееся в обычную деятельность людей).

Обыденное и научное знание не исчерпывают весь объем знания. Есть особые, «вечные» вопросы, постановка и решение которых связаны с тем, что называют мудростью. Мудрость не сводится просто к сумме обыденных и научных знаний. Не о всяком человеке можно сказать, что он – мудрый.

Мудрый – это человек не просто многознающий, а имеющий определенное понимание того, как устроен мир, каково отношение человека к миру и т. п. Когда человек задает вопросы о том, сотворен ли мир или существует вечно; происходит ли все по воле случая или закономерно; что такое человек; можно ли познать мир и воздействовать на него; что такое истина и заблуждение; что такое добро и зло и т. д., – в ходе размышлений над ними формируется мировоззренческое знание. Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни (во имя чего он живет). Далее, поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.

1.2. Формы мировоззрений

Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.

Мировоззрение человека формируется двумя путями. Оно может складываться стихийно-индивидуально. Каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение. С другой стороны, профессионалы-идеологи (шаманы, теологи, философы) целенаправленно создают в систематизированном виде то или иное мировоззрение и стараются внедрить это мировоззрение в умы людей.

В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.

Термин «миф» означает «народное предание, сказание». Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Вторая форма мировоззрения – религиозное. Оно вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). Но религиозное мировоззрение отличается от мифологического. В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. Мифология не знает такого раздвоения. Далее, в мифологическом мировоззрении нет разделения знания и веры. В религиозном мировоззрении такое разделение осуществляется. Знание имеет дело с естественным миром, вера – со сверхъестественным. Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия апеллирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство. Религиозное мировоззрение не предлагает логически ясного определение бога; идеологи религии часто говорят о том, что логически строгое определение бога невозможно, что его можно понимать метафорически. Апофатический вариант теологии утверждает, что о Боге можно сказать, чем он не является, но нельзя сказать, что он есть.

1.3. Философское мировоззрение

В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введен в употребление Пифагором (ок. 580–500 до н. э.). Термин «софия» обычно переводится как «мудрость». Но у греков смысл «софии» шире: это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность. В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш – видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносит пользу людям.

Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение имеет некоторые общие черты с религиозным. Но если в рамках религии ее утверждения принимаются на основе веры, не подлежат никакой критике, то в философии, как правило, стараются в последовательно логической форме дать ответ на мировоззренческие вопросы, обосновать свои утверждения, апеллируя при этом не к чувствам человека, не к вере, а к его разуму.

Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы. Философия размышляет не только о том, что есть, но и о том, что должно быть, как должен жить человек, как должно быть устроено общество и т. д. Все сказанное показывает сложность философского знания, объясняет существование разнообразных философских учений (которые часто противоречат друг другу).

Безопасность жизнедеятельности. Лобачев А.И.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2008. - 367 с.

Учебник посвящен актуальным проблемам оценки и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества на различных структурных уровнях системной организации. Международная, экологическая, информационная и личная безопасность выступают в виде взаимосвязанных элементов общей системы безопасности, требующей своей оптимизации с точки зрения достижения максимальной эффективности жизнедеятельности человека.

Формат: pdf

Размер: 9 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Оглавление
Предисловие 5
Глава 1. Структурные уровни безопасности жизнедеятельности 8
1.1. Понятия жизнедеятельности и безопасности 8
1.2. Системы и виды безопасности жизнедеятельности 19
Глава 2. Систем! «человек -среда обитания» 31
2.1. Человек и среда обитания 31
2.2. Характерные состояния системы «человек - среда обитаниям 41
2.3. Принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек - среда обитания» 52
Глава 3. Человек в техносфере - 58
3.1. Виды трудовой деятельности 58
3.2. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере 64
3.2.1. Энергобаланс трудовой деятельности человека 64
3.2.2. Виды теплообмена в жизнедеятельности человека 72
3.2.3. Параметры микроклимата человека и вентиляция 77
3.2.4. Параметры освещения в жизнедеятельности человека 80
3.2.5. Принципы антропометрии в жизнедеятельности человека.... 89
3.2.6. Возможности человека по переработке информации 93
3.2.7. Параметры работоспособности и отдыха человека 98
3.3. Критерия комфортности 104
Глава 4. Человек и негативные факторы техносферы 107
4.1. Требования охраны труда 107
4.2. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду 112
4.2.1. Силовые факторы техносферы 114
4.2.2. Электромагнитные факторы техносферы 116
4.2.3. Ионизирующие (радиационные) факторы техносферы 121
4.2.4. Химические и загрязняющие факторы техносферы 127
4.2.5. Пожаровзрывоопасные факторы техносферы 134
4.3. Физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов 143
4.3.1. Акустические (звуковые) воздействия 144
4.3.2. Вибрационные воздействия 147
4.3.3. Электромагнитные воздействия 150
4.3.4. Ионизирующие (радиационные) воздействия 161
4.3.5. Химические и загрязняющие воздействия 165
4.3.6. Пожаровзрывоопасные воздействия 172
4.3.7. Прочие техногенные опасные воздействия 177
4.4. Критерии безопасности 184
Глава 5. Опасности и надежность технических систем 191
5.1. Вероятностные характеристики и анализ надежности технических систем 191
5.2. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств 208
5.3. Профессиональный отбор операторов технических систем 213
5.4. Принципы и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем 218
5.5. Доврачебная помощь пострадавшим 227
Глава 6. Защита населения в территорий в чрезвычайных ситуациях 24в
6.1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера 240
6.2. Единая государственная система предупреждения н ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны 246
6.3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 256
6.3.1. Защита населения и территорий при авариях на радиацнонно опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ в окружающую среду 258
6.3.2. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ в окружающую среду 269
6.3.3. Защита населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры 277
6.3.4. Другие чрезвычайные ситуации техногенного характера 287
6.4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера 291
6.4.1. Защита населения и территории при землетрясениях 291
6.4.2. Защита населения и территорий при наводнениях 297
6.4.3. Защита населения н территорий при эпидемиях 301
6.4.4. Другие чрезвычайные ситуации природного характера 306
6.5. Зашита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера 313
6.6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами 320
6.7. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций 324
Глава 7. Управление безопасностью жизнедеятельности и экология окружающей среды. 331
7.1. Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности 331
7.2. Системы контроля требований безопасности и экологичностн 333
7.3. Экобиозащнтные мероприятия и техника 339
Глава 8. Экономические и междунароные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности 347
8.1. Экономические последствия и материальные затраты обеспечения безопасности жизнедеятельности 347
8.2. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности 354
Список литературы 358
Указатель имен 361
Предметный указатель
Синеок вопросов к зачету по курсу «Безопасность жизнедеятельности» 366

Транскрипт

1 А. И. Лобачев Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций МОСКВА ЮРАЙТ 2009

2 УДК ББК 65.42я73 Л64 Анатолий Иванович Лобачев кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, специалист в области естество знания и безопасности жизнедеятельности, космической технологии и робототехники Лобачев А. И. Л64 Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций. М. : Издательство Юрайт, с. (Хочу все сдать!). ISBN Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всег да предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредо то читься, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сде лать ее готовой к немедленному и эффек тивному использованию. Специфика пе риода подготовки к экзамену или зачету за ключается в том, что студент уже ни че го не изучает (для этого просто нет вре ме ни): он лишь вспоминает и системати зи рует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении этой задачи применительно к курсу «Безопасность жизнедеятельности». Содержание и структура пособия соответcтвуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам психологических вузов. УДК ББК 65.42я73 ISBN Лобачев А. И., 2006 Лобачев Д. А., иллюстрации, 2006 ООО «Издательство Юрайт», 2009

3 Содержание Тема 1. Структурные уровни безопасности жизнедеятельности Понятия жизнедеятельности и безопасности Системы и виды безопасности жизнедеятельности Тема 2. Система «человек среда обитания» Человек и среда обитания Характерные состояния системы «человек среда обитания» Основные принципы и методы обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек среда обитания» Тема 3. Человек в техносфере Виды трудовой деятельности Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере Критерии комфортности Тема 4. Человек и негативные факторы техносферы Требования охраны труда Негативные факторы техносферы и их физиологическое воздействие на человека Критерии безопасности Тема 5. Опасности и надежность технических систем Вероятностные характеристики надежности технических систем Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств Профессиональный отбор операторов технических систем Тема 6. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Общая характеристика чрезвычайных ситуаций Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны

4 6.3. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций Тема 7. Общие вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности Правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности Обеспечение требований экологии окружающей среды Экономические аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности Литература Тема 1. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятия жизнедеятельности и безопасности Период конца ХХ начала ХХI в. был ознаменован целым рядом событий глобального значения, далеко выходящих за рамки отдельной страны или региона. В связи с этим возникла настоятельная необходимость в расширении и дополнении существующих концепций понятия «безопасность жизнедеятельности». Традиционно под жизнедеятельностью понимается способ существования или деятельности человека. Более широкая трактовка указанного термина подразумевает не только существование и деятельность самого человека, но и активное проявление жизненных свойств всего окружающего биологического мира. Указанные области жизнедеятельности благодаря работам выдающегося российского естествоиспытателя и мыслителя В.И. Вернадского () обозначаются соответственно как «ноосфера» и «биосфера». При этом под «биосферой» понимается «живое» вещество (совокупность всех форм жизни), организующее в процессе своей жизнедеятельности земную географическую оболочку. В свою очередь, географическая оболочка, включающая в себя, помимо биосферы, так называемое «косное» (неживое) вещество в виде атмосферы, гидросферы и верхнего слоя литосферы, постоянно испытывает со стороны биосферы многофакторное воздействие, ведущее со временем к существенным изменениям всех перечисленных компонентов облика нашей планеты. Преобразованная в результате подобных изменений географическая оболочка Земли сама начинает участвовать в формировании биосферы, ассоциируясь с ней и становясь ее неотъемлемой составляющей. Однако вся биосфера не является однородным целым, а подобно «лоскутному одеялу», соткана из множества отдельных фрагментов, называемых «экологическими системами». При этом 5

5 каждая экологическая система представляет собой элемент биосферы, образованный совокупностью всех биологических видов, обитающих на определенной территории земной поверхности, и комплексом существующих на этой территории условий окружающей среды. Иногда для обозначения экологической системы используется также термин «биогеоценоз», предложенный в 1940 г. российским биологом В.Н. Сукачевым (). В дальнейшем, как указывал В.И. Вернадский, биосфера постепенно становится основой для образования так называемой «ноосферы», под которой понимается обобщенный результат разумной деятельности всей человеческой цивилизации. Мощность влияния ноосферы на географическую оболочку нашей планеты стремительно возрастает и в течение последних десятилетий все в большей степени оказывается соизмеримой с воздействиями геологических и космологических факторов, заставляя человечество принимать экстренные меры по формированию эффективных систем глобальной, международной и экологической безопасности. При этом важнейшую роль в структуре самой ноосферы играет так называемая «техносфера», обобщенно рассматриваемая как совокупность созданных человеком и совместно существующих с ним различных видов техники и технологии. В свою очередь, техносфера сама значительно влияет на жизнедеятельность человека, общества и биосферы. Таким образом, учитывая изложенное, понятие «жизнедеятельность» можно определить как формы активного существования человека и связанной с ним иерархии системных уровней окружающего биологического мира. Располагая основные системные уровни жизнедеятельности по степени их возрастающего обобщения, получаем следующую иерархическую последовательность: человек общество техносфера экологическая система человечество биосфера ноосфера. Безусловно, в приведенной выше последовательности важнейшим звеном по-прежнему остается сам человек, но рамки рассмотрения понятия «жизнедеятельность» при этом существенно расширяются, обеспечивая тем самым более адекватное представление всей проблемы безопасности в целом. Следует также отметить, что техносфера, являясь частью ноосферы, в приведенной последовательности максимально приближена к человеку и обществу, поскольку современная постиндустриальная человеческая цивилизция, активно использующая в том числе и разнообразные информационные технологии, строит свою жизнедеятельность именно на базе конкретных проявлений этой техносферы и находится в постоянном контакте с ней. Зачастую техносфера приобретает для человека даже большее значение, чем экологическая система, что и отражено в самой последовательности расположения системных уровней. Наконец, необходимо также пояснить, что используемое выше понятие «общество» обозначает не просто аморфную человеческую массу, а по классическому определению К. Маркса () представляет собой «продукт взаимодействия людей». Иначе говоря, наибольшее значение в данном понятии приобретает именно сам факт объединяющего межчеловеческого контакта, общения между людьми в процессе их жизнедеятельности, результатом которого является формирование качественно новой структурной сущности, обозначаемой как «общество», независимо от его масштабов и количества участвующих в нем людей. В представленной выше последовательности системных уровней жизнедеятельности экологическая система совместно с техносферой и обществом образуют среду обитания человека, которая и является основной структурой, определяющей эффективность и безопасность его жизнедеятельности. С учетом этого особенностью выделенных системных уровней жизнедеятельности является возможность их условного объединения в две основные группы: локальную (региональную) систему жизнедеятельности (человек и его среда обитания общество, техносфера, экологическая система) и глобальную (общую) систему жизнедеятельности (человечество, биосфера, ноосфера). Несмотря на безусловную важность глобальной системы жизнедеятельности с позиций общечеловеческой цивилизации, реальным приоритетом в существовании каждого отдельного человека или группы людей обладает все же локальная система жизнедеятельности, которая включает в себя ближайшее техногенное, природное и социальное окружение человека. Она является основным объектом исследований с позиций безопасности жизнедеятельности. Рассмотрим теперь наиболее часто используемые значения термина «безопасность». Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля () это слово трактуется следующим образом: «Безопасность это отсутствие опасности, сохранность, надежность». С точки зрения состояния существования системы безопасность это состояние объектов, при котором с достаточной вероятностью исключено проявление по отношению к ним различных угроз и опасностей. 6 7

6 С точки зрения степени устойчивости системы безопасность это динамическое равновесие, обеспечивающее поддержание важных для существования системы параметров в допустимых пределах нормы. С точки зрения воздействий на объекты системы безопасность это непревышение допустимых значений внешнего воздействия на объекты защиты потоков вещества, энергии и информации. Наконец, с юридической точки зрения в Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 г «О безопасности» устанавливается следующее базовое определение: «Безопасность состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Тем самым к основным объектам безопасности законодательно отнесены: личность ее права и свободы; общество его материальные и духовные ценности; государство его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Именно эти объекты определяют смысл системы структурных уровней безопасности человека, одновременно ранжируя их по приоритетности. При демократическом общественном устройстве приоритетным считается обеспечение безопасности каждого человека. Исключения могут составлять чрезвычайные ситуации или военные действия, требующие максимальной самоотдачи от всех участников этих событий для достижения общих поставленных целей. В подобных случаях приоритет собственной безопасности добровольно может быть отдан человеком в пользу безопасности общества и государства, рождая примеры подлинной самоотверженности и героизма. Понятие «угроза безопасности» трактуется в упомянутом выше Федеральном законе как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Особо следует отметить, что само государство выступает в данном определении как политический институт, осуществляющий функции организации общества, управления им и защиты его социально-экономической структуры. Иначе говоря, именно государство, образованное самим обществом, выступает в дальнейшем в качестве основного гаранта обеспечения безопасности по отношению к самому государству, обществу и каждой отдельной личности в его составе. Следует отметить, что указанный выше Федеральный закон в силу его внутригосударственного статуса не затрагивает еще один важнейший уровень объектов безопасности международное (мировое) сообщество. Однако в юриспруденции существует практика подчиненности внутригосударственных законов подписанным и ратифицированным международным договорам и обязательствам. В связи с этим, распространяя указанный принцип международного права также и на объекты безопасности, их можно расположить по степени возрастающего обобщения в такой последовательности: личность общество государство международное (мировое) сообщество. На основании изложенного можно констатировать, что безопасность это состояние эффективной защищенности системы взаимосвязанных структурных уровней личности, общества, государства и международного (мирового) сообщества от совокупности факторов, создающих опасность или угрозу самому существованию, интересам и возможности развития этой системы. Принципиально важным в приведенном определении является подход, при котором безопасность трактуется не с точки зрения отсутствия опасности, что принципиально недостижимо, а как определенная степень защищенности выделенных объектов от различных угроз их интересам. При этом предполагается, что угрозы, характеризующие тот или иной уровень опасности, в большинстве случаев возникают независимо от желания самих защищаемых объектов. В связи с этим для обеспечения безопасности этих объектов оказывается возможным и необходимым взаимное сравнение уровня угрозы и уровня их защищенности по отношению к ним. Используемый в определении безопасности термин «эффективная защищенность» призван подчеркнуть, что эффективный характер безопасности любых объектов предполагает не только их всестороннюю защиту, но и проведение по отношению к ним при необходимости легитимных превентивных мер по уменьшению самого уровня угрозы (опасности). Необходимым условием правомерности проведения такого рода превентивных мер является их легитимный (от латинского legitimus законный, согласованный с законом) характер. В противном случае незаконные превентивные меры по эффективной защите объектов безопасности сами рискуют превратиться в дополнительный источник угрозы (опасности). Таким образом, в полном составе упомянутые выше структурные уровни безопасности выделенных объектов включают в себя: первый структурный уровень безопасность человека, защищенность жизнедеятельности и здоровья каждой отдельной личности от различного рода угроз природного, техногенного или социального характера; 8 9

7 второй структурный уровень безопасность общества, защищенность жизнедеятельности и здоровья отдельных групп населения от различного рода угроз экологического, террористического, эпидемиологического или экономического характера; третий структурный уровень безопасность государства, защищенность его независимости, территориальной целостности, экономических и политических интересов от различного рода угроз регионального, международного или глобального характера; четвертый структурный уровень безопасность международного (мирового) сообщества, защищенность самого существования и возможности эффективного развития всех компонентов общечеловеческой цивилизации от различного рода угроз глобального, биосферного или космологического характера. Перечисленные структурные уровни безопасности объектов в силу их безусловной связи с человеком и его средой обитания одновременно можно считать структурными уровнями безопасности жизнедеятельности. Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и обозначает в том числе и науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для объектов более высокого уровня общности, составляющих глобальную систему жизнедеятельности (рис. 1.1). Соответственно, можно выделить поле действия локальной безопасности, которое представляет собой часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности. Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер. Исследования в данной области, проводимые в рамках так называемой секьюритологии (от латинского securitas безопасность), представляются чрезвычайно актуальными и важными. Многочисленные факты покушений на жизнь губернаторов, политических деятелей, предпринимателей, Рис Взаимосвязь уровней жизнедеятельности и безопасности 10 11


Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНЫ БЖД Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний,

Учение В.И.Вернадского о ноосфере и биосфере ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович Российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии,

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ Россия одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Её экономический, научно-технический и военный потенциал,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебник Тула Издательство ТГПУ им.

Основы безопасности жизнедеятельности. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки Автор курса: доцент Каюмов Р.Р. это повседневная деятельность человека и отдых, способ существования человека.

Анатолий Иванович Лобачев Безопасность жизнедеятельности Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=178863 Безопасность жизнедеятельности: Высшее образование, Юрайт-издат;

Аннотация Рабочей программы дисциплины «Теоретические основы безопасности человека» Направление подготовки 44.03.05.62 Педагогическое образование Профиль Безопасность жизнедеятельности Общая трудоемкость

Экономическая сущность и функции природно-ресурсного потенциала в развитии предпринимательства. Состояние природно-ресурсного потенциала нашей страны-важнейший фактор развития предпринимательства. А стало

ПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ. ЛАНДШАФТНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИХ АНАЛИЗУ Под природной системой понимается определенное множество элементов естественного происхождения, существующие связи между ними обуславливают

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра ФКСиБЖД 2. Направление подготовки 3. Дисциплина (модуль) 4. Тип заданий 050100.62

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия окружающей среды» для студентов агрономического факультета направления подготовки 05.03.06 «Экология и природопользование» 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Современное

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Рабочая программа по экологии составлена на основе авторской программы И. М. Швец Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. М.: Вентана-Граф, 2012. Согласно действующему

НОУ ВПО «Институт управления» Ивановский филиал УТВЕРЖДАЮ Директор Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» 20 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 080507

Военное планирование в Российской Федерации составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной

Экология 9 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и с учетом Примерной образовательной программы по

Тема 2. Основы общей экологии Основы общей экологии: вопросы лекции 1. Предмет и основные разделы современной экологии 2. Понятие и классификация экологических факторов 3. Уровни организации живых организмов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе программы И.М.Швец (сб. программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - М., изд. " Вентана-Граф ", 2010 г.), рассчитанной

Утверждена Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения государств-участников Содружества Независимых Государств о «Концепции биологической безопасности государств-участников Содружества

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К> С. И. Колесников ЭКОЛОГИЯ Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию РФ в качестве учебного пособия

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 4 Глобализация и глобальные проблемы План ответа и эссе Развернутый план ответа по теме: Экологический кризис как глобальная проблема современности Анализ темы ема относится к 1

УДК 343.32 П.М. Кандалов, к.ю.н., профессор, Р.П. Сипок, к.ю.н., соискатель К ВОПРОСУ ОБ ПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В статье на основе анализа понятия «государственный интерес» сформулировано

Презентация на тему биосфера Земли Экология -это наука о взаимодействии живых существ, между собой и окружающей средой. Биомасса - это масса всех живых организмов на Земле. Абиотические факторы- это факторы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Еременко В.Д., Остапенко В.С. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направления подготовки:

Аннотация Рабочей программы дисциплины «Основы национальной безопасности» Направление подготовки образование Профиль Безопасность жизнедеятельности 44.03.05.62 Педагогическое Общая трудоемкость изучения

Аннотация к рабочей программе по дисциплине РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 1.1Дисциплина относится к вариативной части дисциплины по выбору естественноматематического блока дисциплин. Трудоемкость дисциплины

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра Физики, биологии и инженерных технологий 2. Направление подготовки 06.03.01

Рабочая тетрадь ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9 К учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс» Под редакцией Ю.Л. Воробьёва класс БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТА

АТБ.СБП.00-01 ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕМА 3 «Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» АТБ.СБП.00-01_ПРЗ.003

А.А. Горелов Концепции современного естествознания Конспект лекций Учебное пособие КНОРУС МОСКВА 2013 УДК 50(075.8) ББК 20я73 Г68 Рецензенты: А.М. Гиляров, проф. биологического факультета МГУ им. М.В.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Лекция 1 Система «человек среда обитания» и основы взаимодействия в ней Основные понятия, термины и определения Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания

1 Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ по теме «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ» по дисциплине «Государственное

УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Карпов Н.Е. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Россия Экологическая безопасность

I. Методические указания 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ; МЕСТО И РОЛЬ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация к программе по географии Программа по географии для основной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования,

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 3 (34). С. 48 52 УДК 388.45(571.122) АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕКТОВ ТЭК В ХМАО ЮГРЕ Я. С. Кузнецов

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Шифр, наименование Безопасность Б1.б.16 дисциплины (модуля) жизнедеятельности Направление подготовки 01.03.04 Прикладная математика Наименование ОПОП Применение математических

1 Муниципальная программа Семилукского муниципального «Защита населения и территории Семилукского муниципального от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, БЕЗОПАСНОСТЬ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ А. Д. Урсул Показано, что процессы глобализации в XXI веке во все большей степени будут ориентироваться на цели стратегии устойчивого развития, принятой

1. Жизнедеятельность человека это +совокупность процессов деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья человека, а также его нормальное физическое и умственное развитие на определенном интервале

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирская государственная геодезическая академия

В.И. ЮРТУШКИН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ Рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по военному обучению студентов в качестве учебного пособия для военных кафедр химических

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Н.В. КОСОЛАПОВА Н.А. ПРОКОПЕНКО БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для ООП 43.03.03 «Гостиничное дело» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Цель дисциплины (модуля) «Безопасность жизнедеятельности»

РЕГІОНАЛЬНА Економіка УДК 332.142.6 ОЦЕНКА И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Кизим Николай Александрович доктор экономических наук, профессор Омаров Шахин Анверович кандидат

Рабочая программа Дополнительного образования «Школа будущего абитуриента» (география) 9 класс. Пояснительная записка. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донской государственный аграрный университет» Утверждаю: Проректор по научной работе А.А. ГРОМАКОВ

Электронный научный журнал «Вестник Нижегородского института управления РАНХиГС» Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени Concept and general classification of peacetime

Лекция 1. Человек и техносфера. Техносфера это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты. Развитие техносферы в ХХ в. имело исключительно высокие темпы по сравнению

Введение. В программу вступительных испытаний в магистратуру включены вопросы по базовым дисциплинам федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления

NovaInfo.Ru - 53, 2016 г. Экономические науки 1 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ТРАНСПОРТЕ Гонтарь Дарья Владимировна В Российской Федерации транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей

Экологическая геология Экологическая геология и ее структура. Часть 1 1 Этапы решения экологических проблем в истории развития геологии 1. Созерцательный (до середины XX века) Геологи считали, что экологические

Основные формы человеческой действительности Основными формами человеческой действительности являются: общественно-экономическая формация, цивилизация, культура, человечество. Общественно экономическая

Экология. Военная экология: Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В. И. Исакова Изд. 2, перераб. и доп. М. Смоленск: ИД Камертон Маджента, 2006.

Юй Сюетин магистрантка Юго-Западный университет (Китай) Глобализация и её проблемы Введение В настоящее время, глобализация оказывает большое влияние на мировую экономику, политику и культуру. А в процессе

УДК 504 А.Г. Качина СГГА, Новосибирск РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Природные ресурсы важнейший фактор, без которого невозможно существование человеческого общества.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ» (МГТУ ГА)

ЧАСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Кафедра Социально-экономических дисциплин Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся

Новинки литературы 26.11.14. Абонемент научной литературы Экология: учебник / коллектив авторов; под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014 304 с. Рассмотрены современные

Е.Н. Абанина ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОТ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА К РЕАЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ E.N. Abanina ENSURING OF ECOLOGICAL SAFETY: FROM TERMINOLOGICAL UNITY TO REAL EXECUTION Вопросы

1.Цели и задачи дисциплины. 3 4 1. Цель и задачи дисциплины 1.1. Цель дисциплины сформировать представления об основных закономерностях естествознания в рамках научных парадигм от момента рождения Вселенной,

Экологическое лото Петр Лесонен lppbio.ucoz.ru 1 lppbio.ucoz.ru 2016 г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия запрещена Пособие предназначено педагогам для занятий в 9 или

Алексей Андреевич Лобачёв ( - 29 мая ) - советский офицер, политработник . Генерал-майор .

Биография

Родился в 1903 году. Приёмный сын в семье крестьян деревни Зонино, Медынского уезда, Калужской губернии. Точное место и дата рождения не известны. Русский.

С августа 1928 года - в запасе РККА. С июля 1933 года - преподаватель политэкономии, отв. секретарь парткомиссии Объединённой кавалерийской школы .

С февраля 1939 года - начальник политуправления MBO , с июня 1940 года - член военного совета 16 армии .

Великая Отечественная война

Встретил начало войны в должности члена военного совета 16 армии . Оправившись от ранения, 19 ноября 1942 года вернулся на фронт в 20-ю армию , куда был назначен членом Военного совета.

6 декабря 1942 года присвоено звание генерал-майор .

На третий день после парада Победы я был вызван в Главное политическое управление и получил назначение в Восточно-Сибирский округ членом Военного совета. А некоторое время спустя в моей жизни произошло ещё одно знаменательное событие. В январе 1946 года начались выборы в Верховный Совет СССР. Трудящиеся Хакасии выдвинули мою кандидатуру в Совет Национальностей.

Награды

  • Орден Красного Знамени (5 августа 1944)
  • Орден Кутузова I степени (7 июля 1945)
  • Орден Отечественной войны I степени (12 апреля 1944)

Мемуары

  • Лобачёв А. А. Трудными дорогами. - М .: Воениздат, 1960. - 336 с. - (Военные мемуары).

Напишите отзыв о статье "Лобачёв, Алексей Андреевич"

Примечания

Литература

  • Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941 гг.: Структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий: Документы и материалы / Под ред. В. Н. Кузеленкова. - М .-СПб. : Летний сад , 2005. - 272 с. - 1000 экз. - ISBN 5-94381-137-0 .

Отрывок, характеризующий Лобачёв, Алексей Андреевич

Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долго-временной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ни-че-го не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Безопасность жизнедеятельности». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.