Современные проблемы науки и образования

Субъекты (участники) избирательного процесса

Круг субъектов избирательного права весьма широк. По мнению Ю. А. Веденеева и С. Д. Князева, их объединяет то, что они выступают носителями прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов. Выделяются физические лица (индивидуальные) и коллективные образования, организационно оформленные. Их деятельность связывается с организацией всего выборного процесса и функционирования избирательной власти в межвыборный период. Избирательное право/ А. С. Прудников [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. - С. 132-137.

Правовой статус избирателя

Понятие правого статуса. Согласно федеральному закону от 12 июня 2002г. гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме установлены Конституцией Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

А в соответствии с Конституцией Российской Федерации и избирательным законодательством таким правом обладают - и, следовательно, являются избирателями - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, за исключением тех из них, которые признаны судом недееспособными или содержаться в местах лишения свободы по приговору суда Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 24. - Ст. 2253. в ред от 24 июля 2007 N 211-ФЗ. ст. 4, п. 3..

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Тот же. Ст. 4 п. 4.

Правовой статус избирателя представляет собой совокупность его прав и обязанностей, связанных с участием избирателя в голосовании и в иных избирательных действиях, предусмотренных законом и проводимых законными методами.

В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Содержание правового статуса. В соответствии с Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» статьей 16 в Российской Федерации все избиратели подлежат регистрации (учету). Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке по месту его постоянного или преимущественного, а в случаях предусмотренных законом, - и временного проживания на территории этого участка. Избиратель включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение суток, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отказа в удовлетворении его требований.

Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС "Выборы" указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. ФЗ от 12.06.2002г. Ст. 17, п. 16.

Избиратель вправе принимать участие в осуществлении иных избирательных действий: в выдвижении кандидата (списка кандидатов) в составе избирательного объединения; в агитационных мероприятиях; в голосовании на избирательном участке, вне помещения участка, досрочном голосовании. Гражданин вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов государственной и муниципальной власти, избирательных комиссий, их должностных лиц в суд или вышестоящую избирательную комиссию. Особенности реализации избирательных прав учитываются при законодательном регулировании судебной процедуры рассмотрения и разрешения дел этой категории. Так, процессуальное законодательство предусматривает сокращенные сроки рассмотрения судом заявлений по таким делам, поданных в ходе избирательной компании, сокращенные сроки обжалования в кассационном порядке вынесенных по ним решений. Постников А. Е. Избирательное право России. Науч. и учеб. издание. / А. Е. Постников. - М.: Издательская группа ИНФРА?М - НОРМА, 1996. - С. 62-63

Ключевые слова

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ОРГАНЫ / ПРОВОДЯЩИЕ ВЫБОРЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Худолей Д. М.

Введение: в статье анализируются классификации субъектов избирательного процесса . Цель: определить место и роль различных субъектов, участвующих в избирательном процессе . Методы: использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: определен круг обязательных и факультативных субъектов избирательного процесса . Обязательные субъекты подразделяются на две подгруппы: основные участники и органы , проводящие и организующие выборы. Основные участники избиратели и кандидаты. Делается вывод о необходимости выделения коллективных основных субъектов (партии и избирательный корпус). Основные субъекты обладают максимальным объемом прав, именно они участвуют в формировании выборных органов власти и наделении полномочиями выборных должностных лиц. Также обязательными субъектами являются избирательные комиссии. Указанные участники являются уполномоченными субъектами и исполняют возложенные на них обязанности. Факультативные субъекты выполняют вспомогательную функцию, поскольку они помогают реализовать чужое активное и пассивное избирательное право . Указанные субъекты также подразделяются на две подгруппы. В первую подгруппу входят наблюдатели, доверенные лица и иные субъекты, как правило, обладающие процессуальными правами. Во вторую автором отнесены уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов. Выводы: в избирательном процессе участвуют субъекты, выполняющие различные функции. Объем их прав и обязанностей различен. В силу этого автор приходит к выводу, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Худолей Д.М.,

  • Субъекты избирательного процесса и их классификация

    2016 / Тимофеев Виктор Валерьевич, Бикчуров Ренат Эдуардович
  • О принципе равного избирательного права

    2007 / Худолей Д. М.
  • Правовое и экономическое неравенство на выборах в США: оборотная сторона американской демократии

    2013 / Волков В. Э.
  • Правовая культура в контексте права избирать и быть избранным

    2010 / Загородский Владимир Викторович
  • Спорные конструкции в российском законодательстве о выборах

    2014 / Выдрин И. В.

SUBJECTS OF ELECTORAL PROCESS

Introduction: in article classifications of subjects of electoral process are analyzed. The purpose: to define a place and a role of the various subjects participating in electoral process. Methods: in article are used general scientific (dialectics, the analysis and synthesis, abstraction and a concrete definition) and private-scientific methods of research (legallistic, rather-legal, tehniko-legal). During scientific search the special attention was given to comparative, system methods of research. Results: the author defines a circle of obligatory and facultative subjects of electoral process. Obligatory subjects are subdivided on two subgroups: the basic participants and the bodies spending elections. The basic participants voters and candidates. The author also does a conclusion about necessity of allocation of collective basic subjects (parties and elective body). The basic subjects possess the maximum volume of the rights, they participate in formation of elected bodies of the power and investment with powers of elective officials. Also obligatory subjects are electoral commissions. The specified participants are the authorised subjects and fulfil the duties assigned to them. Facultative subjects carry out auxiliary function as they help to realise another"s active and passive suffrage. The specified subjects also are subdivided on two subgroups. The first subgroup includes observers, authorised representatives and other subjects, as a rule, possessing laws of procedure. In the second subgroup the author carries the authorised bodies of the government, local government and the officials promoting the organisation and elections. Conclusions: the subjects who are carrying out various functions participate in electoral process. The volume of their rights and duties is various. Owing to it the author comes to conclusion, that the principle of equality of participants of electoral process allocated in a science should not be understood abstractly. Strict equality should be provided only among one-serial subjects. The similar inequality should not admit discrimination.

Текст научной работы на тему «Субъекты избирательного процесса»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 Юридические науки Выпуск 4(26)

СУБЪЕКТЫ ИЗБИРА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Д.М. Худолей

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: [email protected]

Введение: в статье анализируются классификации субъектов избирательного процесса. Цель: определить место и роль различных субъектов, участвующих в избирательном процессе. Методы: использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: определен круг обязательных и факультативных субъектов избирательного процесса. Обязательные субъекты подразделяются на две подгруппы: основные участники и органы, проводящие и организующие выборы. Основные участники - избиратели и кандидаты. Делается вывод о необходимости выделения коллективных основных субъектов (партии и избирательный корпус). Основные субъекты обладают максимальным объемом прав, именно они участвуют в формировании выборных органов власти и наделении полномочиями выборных должностных лиц. Также обязательными субъектами являются избирательные комиссии. Указанные участники являются уполномоченными субъектами и исполняют возложенные на них обязанности. Факультативные субъекты выполняют вспомогательную функцию, поскольку они помогают реализовать чужое активное и пассивное избирательное право. Указанные субъекты также подразделяются на две подгруппы. В первую подгруппу входят наблюдатели, доверенные лица и иные субъекты, как правило, обладающие процессуальными правами. Во вторую автором отнесены уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов. Выводы: в избирательном процессе участвуют субъекты, выполняющие различные функции. Объем их прав и обязанностей различен. В силу этого автор приходит к выводу, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Ключевые слова: избирательное право; избирательный процесс; субъекты избирательного процесса; классификация субъектов избирательного процесса; обязательные субъекты избирательного процесса; факультативные субъекты избирательного процесса; органы, проводящие выборы; уполномоченные представители

Введение

В современной отечественной науке сложилась следующее понимание категории «субъект избирательного процесса»: участник избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов или эта

© Худолей Д.М., 2014

классификация поверхностна. Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Очевидно, что такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборы без наблюдателей, но без избирателей - никогда. К.В. Краснов в своей диссертации

предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация, как нетрудно заметить, лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что отдельные авторы к субъектам процесса относят даже нормоучредитель-ные органы, которые, на наш взгляд, в избирательных отношениях вообще не участвуют .

Классификация субъектов избирательного процесса

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основных и вспомогательных. Основные субъекты - носители спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле - истец, ответчик. Вспомогательные - лица, способствующие осуществлению правосудию - свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживаются аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяют суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на наш взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.

Подобные взгляды не раз излагались учеными. Так, В.А. Ершов в зависимости от характера участия субъектов в избирательном процессе подразделяет лиц на две большие группы: субъекты, непосредственно реализующие свои избирательные права, и субъекты, способствующие реализации избирательных прав . Следовательно, граждане, участвующие в избирательном процессе в качестве избирателей или кандидатов, действуют в самостоятельном

качестве: они реализуют свои избирательные права. Наоборот, наблюдатель, участвующий в процессе, создает условия для нормальной реализации чужих избирательных прав, принадлежащих избирателям, кандидатам, политическим партиям.

Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Напомним, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон «Об основных гарантиях...») содержится следующее определение: избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе - входят активное и пассивное избирательное право, т. е. материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за голосованием и др.), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют «обслуживающую» функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.

В.А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц раз-

лична. Без избирательных комиссий немыслимо проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.

Напомним, что многие процессуалисты относят суд к особому субъекту гражданского и уголовного процесса, подчеркивая его исключительное положение. В силу этого мы считаем, что для классификации субъектов избирательного права необходимо руководствоваться не только критерием обладания материального избирательного права.

Р.Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р.Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и др. Данная точка зрения нам представляется весьма ценной. В силу этого мы предлагаем совместить классификации В.А. Ершова и Р.Ф. Биктагирова.

На наш взгляд, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты - основные участники избирательного процесса.

Основные участники избирательного процесса

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях...», избиратель - гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат - лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посред-

ством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным ко дню голосования. Исходя из этого несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершеннолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона «Об основных гарантиях.»).

Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях - отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании и др.

Коллективный участник

избирательного процесса

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объедений к основным участникам избирательного процесса . На наш взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.

На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта

(партию), а не за конкретных личностей . В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции - п. «б» ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Поэтому мы считаем, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.

Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. №16 Суд изложил следующую точку зрения: «Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе - по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (курсив наш - Д.Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением-политической партией, а за весь этот список, т.е., по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу» . Напомним, что существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса - носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.

Нередко ученые утверждают, что именно избирательное объединение является основным участником избирательного процесса . Эта точка зрения не совсем верна. Федеральный законодатель разрешает общественным движениям и органи-

зациям участвовать в местных выборах, проводимых по мажоритарной системе. Но в этом случае данное избирательное объединение лишь выдвигает кандидата в одно-или многомандатном округе. Непосредственно агитацию, финансирование избирательной кампании данное объединение не осуществляет. Граждане на таких выборах голосуют за кандидата непосредственно. В данном случае общественное объединение скорее является вспомогательным субъектом, а не основным.

Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.

Напомним, что в России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. Очевидно, что в последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.

В силу вышеизложенного мы считаем, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.

Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активно-

го избирательного права. Так, В.О. Лучин, Р.Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ -носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.

Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части постановления №26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из положений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа . Однако, на наш взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права - избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как,

например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков - также еще один коллективный субъект активного избирательного права.

Коллективные субъекты, как нетрудно догадаться, категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус - из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект - избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов - депутаты и выборные должностные лица).

Избирательные комиссии

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях.»).

Избирательные комиссии лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, они наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномоченными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Факультативные субъекты избирательного процесса

Данные участники выполняют «обслуживающую» функцию. Цель участия этих субъектов - создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе

необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.

Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды и пр. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).

Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и др. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов. Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъек-

тов первой подгруппы факультативных участников.

Отметим, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона «Об основных гарантиях.»).

Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрации кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит. Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). По нашему мнению, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органов, осуществляющих учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона «Об основных гарантиях.»).

В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и т.д. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвуют в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Видимо, следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т.е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения .

Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Результаты

Таким образом, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов - обязательные и факультативные субъекты. К числу обязательных субъектов мы отнесли основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Без их участия проведение выборов невозможно. Именно основные участники обладают материальными избирательными правами и формируют выборные органы власти, наделяют полномочиями выборных должностных лиц. Избирательные комиссии исполняют обязанности по организации и проведению выборов, непосредственно не участвуя в материальных избирательных правоотношениях. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Их участие в процессе желательно, но необязательно. Отдельные факультативные участники наделены процессуальными правами, другие (органы публичной власти и должностные лица) - нет.

Предложенная нами классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично. Очевидно, что вполне возможно присоединение юридических статусов. Так, гражданин может быть одновременно и избирателем, и кандидатом. Он может быть и избирателем, и наблюдателем в избирательной комиссии (т.е. совмещать статус основного и факультативного субъекта). Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях закон запрещает совмещение статусов. Так, согласно ст. 29 Закона «Об основных гарантиях...», не могут быть на соответствующих выборах членами избирательных комиссий с правом решающего голоса кандидаты, их доверенные лица; полномочия наблюдателя не может осуществлять кандидат или доверенное лицо и др.

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса - избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого мы приходим к важному выводу о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Библиографический список

1. Арбитражный процесс: учебник / под ред. Валеева Д.Х., Челышева Ю.М. М.: Статус, 2010. 572 с.

2. Биктагиров Р.Ф. Роль судов общей юрисдикции и органов прокуратуры в избирательном процессе // Журн. о выборах. 2010. №2. С. 29-32.

3. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.

4. Власов А., Сеченова Р. Участие прокурора в избирательном процессе // Законность. 2002. №5. С. 9-11.

5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: учебник. М.: Юстицин-форм, 2008. 312 с.

6. Ершов В.А. Основы избирательного права: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ГроссМедия, 2008. 192 с.

7. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.

8. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.

9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.

10. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.

11. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации: постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. №143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.

12. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 8 мая 1994 г. №-3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №2, ст. 74.

13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 12 июля 2002 г. №62 (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №24, ст. 2253.

14. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. №7,8. С. 11-16.

15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. №26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.

16. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. №7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №19, ст. 2102.

17. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. №16-П. // Рос. газ. 2009. 27 нояб.

18. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.

19. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

1. Arbitrazhnyy protsess: uchebnik / pod red. Valeeva D.Kh., Chelysheva Yu.M. M.: Status, 2010. 572 s. (In Russ).

2. Biktagirov R.F. Rol" sudov obshchey yurisdiktsii i organov prokuratury v izbi-ratel"nom protsesse // Zhurn. o vyborakh - The magazine about elections. 2010. №2. S. 29-32. (In Russ).

3. Biktagirov R.F. Sub"ekt izbiratel"nogo prava Rossiyskoy Federatsii: konstitutsion-no-pravovoe issledovanie : avtoref. dis.

D-ra yurid. nauk. M., 2010. 50 c. (In Russ).

4. Vlasov A., Sechenova R Uchastie prokuro-ra v izbiratel"nom protsesse // Zakonnost" - Legality. 2002. №5. S. 9-11. (In Russ).

5. Dmitriev Yu.A., Israelyan V.B. Izbiratel"noe pravo: uchebnik . M.: Yustitsinform, 2008. 312 s. (In Russ).

6. Ershov V.A. Osnovy izbiratel"nogo prava: ucheb. posobie dlya stud. vuzov . M.: GrossMediya, 2008. 192 s. (In Russ).

7. Knyazev S.D. Kurs lektsiy po izbiratel"nomu pravu i izbiratel"nomu protsessu Rossiyskoy Federatsii . Vladivostok: Izd-vo DGU, 2001. 213 s. (In Russ).

8. Krasnov K.V. Sub"ekt izbiratel"nogo protsessa v Rossiyskoy Federatsii : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2000. 25 c. (In Russ).

9. Luchin V.O. Konstitutsionnye normy i pravootnosheniya . M.: Zakon i pravo, 1997. 159 s. (In Russ).

10.Maklakov V.V. Izbiratel"noe pravo i izbi-ratel"nye sistemy burzhuaznykh i razvivay-ushchikhsya stran . M.: VYuZI, 1987. 65 s. (In Russ).

11. O zaklyuchenii Tsentral"noy izbiratel"noy komissii Rossiyskoy Federatsii po vo-prosam, predlagaemym dlya vyneseniya na referendum Rossiyskoy Federatsii Mos-kovskoy gorodskoy regional"noy pod-gruppoy initsiativnoy gruppy po provedeni-yu Rossiyskoy Federatsii: postanovlenie TslK Ros. Federatsii ot 20 apr. 2005 g. №143/981-4 // Ros. gaz. - Russian newspaper 2005. 14 maya. (In Russ).

12. O statuse chlena Soveta Federatsii i statuse deputata Gosudarstvennoy Dumy Feder-al"nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon Ros. Federatsii ot 8 maya

1994 g. №-3-FZ (s izm.) // Sobr. zakonodatel"stva Ros. Federatsii -Collection of the legislation of the Russian Federation. 1994. №2, st. 74. (In Russ).

13. Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel"nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii: Feder. za-kon Ros. Federatsii ot 12 iyulya 2002 g. №62 (s izm.) // Sobr. zakonodatel"stva Ros. Feder-atsii - Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. №24, st. 2253. (In Russ).

14. Pakhomenko T. Izbiratel"noe zakono-datel"stvo i soblyudenie zakonnosti // Zakonnost" - Legality. 2000. №7,8. S. 11-16. (In Russ).

15. Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel"nykh polozheniy Federal"nogo zakona ot 21 iyunya 1995 «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal"nogo So-braniya Rossiyskoy Federatsii»: post-anovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 17 noyab. 1998 g. №26-P // Ros. gaz. - Russian newspaper. 1998. 8 dek. (In Russ).

16. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozheniya p. 11 st. 51 Federal"nogo za-

kona ot 24 iyunya 1999 goda «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Feder-al"nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii»: postanovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 25 apr. 2000 g. №7-P // Cobr. zakonodatel"st-va Ros. Federatsii - Collection of the legislation of the Russian Federation. 2000. №19, st. 2102. (In Russ).

17. Po delu o proverke konstitutsionnosti punkta 32 stat"i 38 Federal"nogo zakona "Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel"nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii", pod-punkta "k" punkta 2 stat"i 21 Federal"nogo zakona "Opoliticheskikhpartiyakh", chasti 3 stat"i 30 Zakona Krasnodarskogo kraya "O vyborakh deputatov Zakonodatel"nogo Sobraniya Krasnodarskogo kraya" i chasti pervoy stat"i 259 Grazhdanskogo protses-sual"nogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii v svyazi s zhaloboy grazhdanina V.Z. Izmay-lova: postanovlenie Konstituts. Suda Ros. Federatsii ot 9 noyab. 2009 g. №16-P. // Ros. gaz. - Russian newspaper. 2009. 27 noyab. (In Russ).

18. Shatalov A.S. Ugolovno-protsessual"-noe pravo Rossiyskoy Federatsii v skhemakh . M., 2006. 410 s. (In Russ).

19. Yugov A.A. Pravovye osnovy publichnoy vlasti v Rossiyskoy Federatsii: monografiya . Ekaterinburg: Izd-vo UrGYuA, 1999. 124 s. (In Russ).

SUBJECTS OF ELECTORAL PROCESS

Perm State National Research University 15, Bukirev st., Perm, 614990 E-mail: [email protected]

Introduction: in article classifications of subjects of electoral process are analyzed. The purpose: to define a place and a role of the various subjects participating in electoral process. Methods: in article are used general scientific (dialectics, the analysis and synthesis, abstraction and a concrete definition) and private-scientific methods of research (legallistic, rather-legal, tehniko-legal). During scientific search the special attention was given to comparative, system methods of research. Results: the author defines a circle of obligatory and facultative subjects of electoral process. Obligatory subjects are subdivided on two subgroups: the basic participants and the bodies spending elections. The basic participants - voters and candidates. The author also does a conclusion about necessity of allocation of collective basic subjects (parties and elective body). The basic subjects possess the maximum volume of the rights, they participate in formation of elected bodies of the power and investment with powers of elective officials. Also obligatory subjects are electoral commissions. The specified participants are

the authorised subjects and fulfil the duties assigned to them. Facultative subjects carry out auxiliary function as they help to realise another"s active and passive suffrage. The specified subjects also are subdivided on two subgroups. The first subgroup includes observers, authorised representatives and other subjects, as a rule, possessing laws of procedure. In the second subgroup the author carries the authorised bodies of the government, local government and the officials promoting the organisation and elections. Conclusions: the subjects who are carrying out various functions participate in electoral process. The volume of their rights and duties is various. Owing to it the author comes to conclusion, that the principle of equality of participants of electoral process allocated in a science should not be understood abstractly. Strict equality should be provided only among one-serial subjects. The similar inequality should not admit discrimination.

Keywords: the suffrage; selective process; subjects of selective process; classification of subjects of selective process; obligatory subjects of selective process; facultative subjects of selective process; the bodies holding an election;

the authorised representatives

Информация для цитирования:

Худолей Д.М. Субъекты избирательного процесса // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2014. Вып. 4(26). C. 61-71.

Khudolej D.M. Sub"ekty izbiratel"nogo prozessa // Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Series: Yuridical Sciences. 2014. №4(26). Pp. 61-71. (In Russ).

Введение

В современной отечественной науке сложилось следующее понимание категории "субъект избирательного процесса": участник избирательных правоотношений, которые реализуют избирательные права или исполняют юридические обязанности. Однако многие ученые не проводят какой-либо классификации субъектов или эта классификация поверхностна. Так, Ю.А. Дмитриев и В.Б. Исраелян делят всех субъектов на три группы: индивидуальные лица, объединения и органы публичной власти . Очевидно, что такое деление не подчеркивает особой роли тех или иных субъектов. Например, в первой группе оказались избиратели и наблюдатели. Очевидно, что возможно проведение выборов без наблюдателей, но без избирателей - никогда. К.В. Краснов в своей диссертации предложил более развернутую классификацию. На его взгляд, в процессе участвуют 6 групп участников: органы, назначающие выборы; избирательные комиссии; субъекты избирательного права; СМИ; органы, осуществляющие контроль за законностью выборов; органы, материально обеспечивающие выборы . Данная классификация, как нетрудно заметить, лишена единого основания деления и также не отражает особой роли тех или иных субъектов в избирательном процессе. Стоит также отметить, что отдельные авторы к субъектам процесса относят даже нормоучредительные органы, которые, на наш взгляд, в избирательных отношениях вообще не участвуют .

Классификация субъектов избирательного процесса

При решении вопроса о классификации субъектов избирательного процесса следует руководствоваться критерием, выработанным учеными-процессуалистами. Так, общепринятой точкой зрения является деление субъектов гражданского процесса на основных и вспомогательных. Основные субъекты - носители спорного материального права, так называемые лица, участвующие в деле - истец, ответчик. Вспомогательные - лица, способствующие осуществлению правосудия - свидетель, эксперт, а также представители . В уголовном процессе большинство ученых также придерживаются аналогичной точки зрения . При этом отметим, что большинство ученых в качестве отдельной группы выделяют суд в качестве организатора процесса. Данную точку зрения, на наш взгляд, вполне уместно использовать и для классификации субъектов избирательного процесса.
Подобные взгляды не раз излагались учеными. Так, В.А. Ершов в зависимости от характера участия субъектов в избирательном процессе подразделяет лиц на две большие группы: субъекты, непосредственно реализующие свои избирательные права, и субъекты, способствующие реализации избирательных прав . Следовательно, граждане, участвующие в избирательном процессе в качестве избирателей или кандидатов, действуют в самостоятельном качестве: они реализуют свои избирательные права. Наоборот, наблюдатель, участвующий в процессе, создает условия для нормальной реализации чужих избирательных прав, принадлежащих избирателям, кандидатам, политическим партиям.
Данная классификация субъектов избирательного процесса опирается на классификацию избирательных прав. Напомним, что в п. 28 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон "Об основных гарантиях...") содержится следующее определение: избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях . Таким образом, законодатель установил, что все избирательные права делятся на 2 группы. В первой группе - активное и пассивное избирательное право, т.е. материальные избирательные права. Можно эти права называть основными. Во вторую группу законодателем отнесены в основном процессуальные права (права участвовать в наблюдении за голосованием и др.), их можно называть дополнительными. Очевидно, что процессуальные права выполняют "обслуживающую" функцию по отношению к активному и пассивному избирательному праву.
В.А. Ершов относит к вспомогательным субъектам, кроме наблюдателей и доверенных лиц, также избирательные комиссии и иные публичные органы власти, участвующие в организации и проведении выборов. Согласимся, что указанные органы участвуют в избирательном процессе с целью реализации чужих субъективных избирательных прав. Но справедливо ли определять место избирательных комиссий среди наблюдателей, доверенных лиц? Роль избирательных комиссий и доверенных лиц различна. Без избирательных комиссий немыслимо проведение выборов, в то время как участие доверенных лиц необязательно, например, на местных выборах.
Напомним, что многие процессуалисты относят суд к особому субъекту гражданского и уголовного процесса, подчеркивая его исключительное положение. В силу этого мы считаем, что для классификации субъектов избирательного права необходимо руководствоваться не только критерием обладания материального избирательного права.
Р.Ф. Биктагиров в своей диссертации излагает мысль о существовании обязательных и факультативных (вспомогательных) субъектов. Без участия обязательных субъектов проведение выборов невозможно. К таким субъектам Р.Ф. Биктагиров, в частности, относит избирателей, кандидатов, избирательные комиссии. Участие факультативных (вспомогательных) субъектов необязательно . К таким субъектам автор относит наблюдателей и др. Данная точка зрения нам представляется весьма ценной. В силу этого мы предлагаем совместить классификации В.А. Ершова и Р.Ф. Биктагирова.
На наш взгляд, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов: обязательные и факультативные участники. Субъекты каждой из групп, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы в зависимости от наличия материальных или процессуальных избирательных прав. Так, очевидно, что среди обязательных субъектов можно выделить носителей активного или пассивного избирательного права. Поскольку данные права можно называть основными, видимо, вполне обоснованно их носителей называть основными субъектами избирательного процесса. Не вызывает сомнений утверждение, что избиратели и кандидаты - основные участники избирательного процесса.

Основные участники избирательного процесса

Согласно п. 18, 35 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...", избиратель - гражданин РФ, обладающий избирательным правом. Кандидат - лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Отметим, что закон разрешает избирателям и кандидатам участвовать в процессе в том случае, когда они будут обладать материальным избирательным правом ко дню голосования. Исходя из этого, несовершеннолетний гражданин должен признаваться избирателем, если он достигнет совершеннолетия ко дню голосования (ч. 1 ст. 4 Закона "Об основных гарантиях...").
Избиратели и кандидаты обладают основными (активным и пассивным избирательным правом) и дополнительными избирательными правами (в основном это процессуальные права, права участвовать в отдельных избирательных действиях). Данные субъекты участвуют в основных материальных избирательных отношениях - отношениях по поводу наделения полномочиями выборного должностного лица, формирования выборного органа власти. При этом основные субъекты вправе участвовать и в процессуальных правоотношениях на различных стадиях процесса. Так, избиратели вправе участвовать в осуществлении предвыборной агитации, сборе подписей, финансировании избирательной кампании и др.

Коллективный участник избирательного процесса

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, носителями активного и пассивного избирательного права являются только граждане, однако многие ученые выступают за отнесение избирательных объединений к основным участникам избирательного процесса . На наш взгляд, следует признать в качестве носителя пассивного избирательного права политическую партию.
На выборах, проводимых по пропорциональной избирательной системе, избиратели голосуют за ту или иную партию, выдвинувшую список кандидатов. При этом избранных по партийным спискам депутатов невозможно отозвать, поскольку избиратель голосовал за коллективного субъекта (партию), а не за конкретных личностей . В Российской Федерации устанавливается ответственность депутатов перед партией (предусматривается лишение мандата в случае выхода из состава фракции - п. "б" ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации") . Поэтому мы считаем, что мандат непосредственно передается партии как субъекту пассивного избирательного права.
Стоит отметить, что правовая позиция Конституционного Суда РФ противоречива. Так, в п. 3 Постановления от 9 ноября 2009 г. N 16-П Суд изложил следующую точку зрения: "Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) - одно из основных прав гражданина и важнейший элемент его правового статуса в демократическом обществе - по своей природе является индивидуальным, а не коллективным правом. В реализации данного права существенную роль играют политические партии как основные коллективные участники избирательного процесса (выделено нами - Д.Х.). Тем самым граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением - политической партией, а за весь этот список, т.е., по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу" . Напомним, что существующая процессуальная наука основывается на утверждении, что основной субъект процесса - носитель спорного материального права. Это еще раз подтверждает необоснованность и алогичность правовой позиции Конституционного Суда РФ, который признает партии основным субъектом избирательного процесса, но отказывается признавать их носителями пассивного избирательного права.
Нередко ученые утверждают, что именно избирательное объединение является основным участником избирательного процесса . Эта точка зрения не совсем верна. Федеральный законодатель разрешает общественным движениям и организациям участвовать в местных выборах, проводимых по мажоритарной системе. Но в этом случае данное избирательное объединение лишь выдвигает кандидата в одно- или многомандатном округе. Непосредственно агитацию, финансирование избирательной кампании данное объединение не осуществляет. Граждане на таких выборах голосуют за кандидата непосредственно. В данном случае общественное объединение скорее является вспомогательным субъектом, а не основным.
Также не стоит признавать основным субъектом группу избирателей, поддерживающих самовыдвижение кандидата в Президенты РФ. Группа избирателей лишь поддерживает его самовыдвижение и в дальнейшем не участвует в избирательном процессе.
Напомним, что в России создание избирательных блоков запрещено. Впрочем, при проведении местных выборов по партийным спискам допускается создание соглашений между партией (структурным подразделением) и общественными объединениями. В последнем случае в партийный список кандидатов включаются представители общественных объединений. Очевидно, что в последнем случае происходит объединение списков, но не создание самостоятельного участника избирательного процесса, так как избирательные действия совершает исключительно партия.
В силу вышеизложенного мы считаем, что коллективным основным субъектом избирательного процесса следует признавать именно партии и их структурные отделения (региональные или местные отделения), которые участвуют в выборах, проводимых по партийным спискам. В случае проведения выборов по мажоритарной системе эти объединения уже не могут признаваться основными субъектами избирательного процесса, поскольку они выполняют вспомогательную функцию по отношению к выдвинутым ими кандидатам и ограничиваются участием лишь в отдельных избирательных действиях.
Если допускать существование коллективного субъекта пассивного избирательного права, следовательно, необходимо выделять и коллективный субъект активного избирательного права. Так, В.О. Лучин, Р.Ф. Биктагиров предлагают считать народ коллективным субъектом активного избирательного права . Народ - носитель суверенитета, источник верховной власти в России. Именно народ избирает своих представителей (Президента РФ, весь состав Государственной Думы) на федеральных выборах, поскольку от волеизъявления отдельных избирателей не зависит судьба выборов.
Как разъяснил Конституционный Суд в п. 8 мотивировочной части Постановления N 26-П от 17 ноября 1998 г., граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Из положений Конституции РФ следует, что все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, причем независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа Российской Федерации, т.е. представителем народа . Однако, на наш взгляд, коллективным субъектом активного избирательного права следует признать не народ Российской Федерации, а избирательный корпус, так как законом предусматриваются цензы избирательного права. Так, несовершеннолетние и недееспособные не обладают избирательной правосубъектностью. На региональных и муниципальных выборах голосует не народ государства, а избирательный корпус соответствующего политико-территориального образования. В недалеком прошлом некоторые государства разрешали проведение куриальных выборов. В этом случае существовал иной коллективный субъект активного избирательного права - избирательная курия (так, ранее в ЮАР белое и коренное население отдельно выбирало своих представителей) . При проведении непрямых выборов (как, например, при избрании Президента США) в голосовании участвует коллегия выборщиков - также еще один коллективный субъект активного избирательного права.
Коллективные субъекты, как нетрудно догадаться, категории собирательные (партии состоят из членов, избирательный корпус - из избирателей). Можно сделать вывод, что их существование обусловлено таким законом диалектики, как закон перехода количества в качество. Так, определенная совокупность избирателей перерастает в самостоятельный субъект - избирательный корпус (народ, как указано в Конституции РФ), чье волеизъявление не сводимо к воле отдельных избирателей. Непосредственно в избирательном процессе коллективные субъекты не участвуют, поскольку от их имени действуют представители (интересы партии представляют доверенные лица и уполномоченные представители; народ же на выборах представляют рядовые избиратели, после выборов - депутаты и выборные должностные лица).

Избирательные комиссии

Ко второй подгруппе обязательных субъектов следует отнести органы государственной власти и местного самоуправления, проводящие и организующие выборы. В России такими органами являются избирательные комиссии (п. 21 ст. 2 Закона "Об основных гарантиях...").
Избирательные комиссии лишены каких-либо материальных или процессуальных избирательных прав, они наделены полномочиями, причем весьма существенными. Таким образом, можно утверждать, что данная категория участников является уполномоченными субъектами, исполняющими возложенные на них законом юридические обязанности.

Факультативные субъекты избирательного процесса

Данные участники выполняют обслуживающую функцию. Цель участия этих субъектов - создать необходимые условия для нормальной подготовки и проведения выборов, а также реализации активного и пассивного избирательного права основных субъектов избирательного процесса. Их участие в избирательном процессе необязательно, более того, обычно они участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Видимо, этих лиц можно называть вспомогательными участниками избирательного процесса.
Факультативных (вспомогательных) субъектов можно подразделить на две большие подгруппы. В первую подгруппу мы отнесли тех участников, которые, как правило, обладают процессуальными правами и участвуют лишь в отдельных избирательных действиях. Ими являются: наблюдатели; СМИ и их представители; доверенные лица; уполномоченные представители политических партий и кандидатов; группы избирателей; сборщики подписей; общественные объединения, выдвигающие кандидатов; юридические лица, осуществляющие пожертвования в избирательные фонды, и пр. Нетрудно заметить, что данные субъекты выполняют вспомогательную функцию только по отношению к каким-либо основным участникам процесса (избирателям, кандидатам, партиям).
Органы государственной власти, местного самоуправления и должностные лица, способствующие организации и проведению выборов, выделены во вторую подгруппу факультативных субъектов. К ним можно отнести Президента РФ, Совет Федерации, Государственную Думу, губернаторов, региональные парламенты, глав местных администраций, командиров воинских частей, загсы, суды, прокуратуры и др. Данные участники, как и избирательные комиссии, являются уполномоченными субъектами и лишены избирательных прав. Они совершают лишь отдельные избирательные действия (назначают дату проведения голосования на выборах, ведут учет избирателей, формируют избирательные комиссии, образуют избирательные округа и участки), а также оказывают содействие избирательным комиссиям при организации и проведении выборов. Следовательно, они выполняют обслуживающую функцию по отношению к обязательным участникам процесса вообще. Иначе говоря, они обеспечивают участие в процессе как основных субъектов (избирателей, кандидатов, партий), так и избирательных комиссий. В этом заключается их главное отличие от субъектов первой подгруппы факультативных участников.
Отметим, что участие указанных субъектов не является обязательным. Так, если уполномоченный орган не назначит дату проведения голосования на очередных выборах, то данное действие совершает соответствующая избирательная комиссия (ч. 8 ст. 10 Закона "Об основных гарантиях...").
Весьма спорен вопрос об отнесении к субъектам избирательного процесса суда и прокуратуры. Отдельные авторы утверждают, что суд участвует в избирательных отношениях, отменяя регистрацию кандидатов или обязывая избирательную комиссию назначить выборы . С такой точкой зрения трудно согласиться. Привлекая виновных лиц к конституционно-правовой ответственности или обязывая избирательную комиссию назначить выборы, суд все равно остается субъектом гражданско-процессуальных отношений и за рамки гражданского процесса не выходит. Непосредственно избирательные действия совершает уполномоченный субъект, исполняющий решение суда (им, как правило, является избирательная комиссия). По нашему мнению, суд участвует в избирательном процессе лишь в том случае, когда извещает органы, осуществляющие учет избирателей, о лицах, признанных недееспособными или восстановленных в дееспособности (ч. 8 ст. 16 Закона "Об основных гарантиях...").
В настоящий момент прокуратура может обращаться в суд с требованием назначить выборы, отменить регистрацию кандидата и т.д. Однако данные действия также не являются избирательно-правовыми. Безусловно, прокуратура участвует в гражданском процессе. Участие прокуроров в сугубо избирательных действиях менее значимо. Видимо, следует признать прокурора субъектом избирательного процесса лишь при его участии в рассмотрении избирательного спора в административном порядке (т.е. избирательными комиссиями). Так, прокуроры неоднократно обращались в избирательные комиссии при нарушении порядка жеребьевки по распределению бесплатного эфирного времени, реализуя свое право вносить протесты, представления или предостережения . Видимо, следует признать, что суды и прокуроры являются субъектами избирательного процесса, оказывающими содействие избирательным комиссиям в организации и проведении выборов.

Результаты

Таким образом, в избирательном процессе участвуют две большие группы субъектов - обязательные и факультативные субъекты. К числу обязательных субъектов мы отнесли основных участников (кандидаты, избиратели, избирательный корпус, партии) и избирательные комиссии. Без их участия проведение выборов невозможно. Именно основные участники обладают материальными избирательными правами и формируют выборные органы власти, наделяют полномочиями выборных должностных лиц. Избирательные комиссии исполняют обязанности по организации и проведению выборов, непосредственно не участвуя в материальных избирательных правоотношениях. Субъекты, способствующие проведению выборов, оказывающие ту или иную помощь кандидатам, партиям, избирательным комиссиям, являются факультативными участниками. Их участие в процессе желательно, но необязательно. Отдельные факультативные участники наделены процессуальными правами, другие (органы публичной власти и должностные лица) - нет.
Предложенная нами классификация субъектов избирательного процесса не должна пониматься статично. Очевидно, что вполне возможно присоединение юридических статусов. Так, гражданин может быть одновременно и избирателем, и кандидатом. Он может быть и избирателем, и наблюдателем в избирательной комиссии (т.е. совмещать статус основного и факультативного субъекта). Однако следует иметь в виду, что в отдельных случаях закон запрещает совмещение статусов. Так, согласно ст. 29 Закона "Об основных гарантиях...", не могут быть на соответствующих выборах членами избирательных комиссий с правом решающего голоса кандидаты, их доверенные лица; полномочия наблюдателя не может осуществлять кандидат или доверенное лицо и др.

Выводы

Как выяснилось, круг субъектов избирательного процесса весьма широк. В процессе участвуют субъекты, выполняющие ту или иную функцию, обладающие различным объемом прав и обязанностей. Максимально возможным объемом прав обладают основные субъекты процесса - избиратели, кандидаты и партии, которые вправе участвовать практически во всех стадиях избирательного процесса. Факультативные (вспомогательные) субъекты, как правило, обладают лишь единичными процессуальными правами, которые реализуются на отдельных стадиях процесса. Более того, отдельные субъекты вообще лишены избирательных прав (избирательные комиссии, иные органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица), что, однако, не освобождает их от несения юридических обязанностей. В силу этого мы приходим к важному выводу о том, что выделяемый в науке принцип равенства участников избирательного процесса не должен пониматься абстрактно. Строгое равенство должно обеспечиваться только среди однопорядковых субъектов. Среди разнопорядковых субъектов равенства нет и быть не может, поскольку они выполняют различные функции. Подобное неравенство не должно признаваться дискриминацией.

Библиографический список

1. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. Д.Х. Валеева, Ю.М. Челышева. М.: Статус, 2010. 572 с.
2. Биктагиров Р.Ф. Роль судов общей юрисдикции и органов прокуратуры в избирательном процессе // Журн. о выборах. 2010. N 2. С. 29 - 32.
3. Биктагиров Р.Ф. Субъект избирательного права Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 50 с.
4. Власов А., Сеченова Р. Участие прокурора в избирательном процессе // Законность. 2002. N 5. С. 9 - 11.
5. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2008. 312 с.
6. Ершов В.А. Основы избирательного права: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: ГроссМедиа, 2008. 192 с.
7. Князев С.Д. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2001. 213 с.
8. Краснов К.В. Субъект избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 25 с.
9. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, 1997. 159 с.
10. Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М.: ВЮЗИ, 1987. 65 с.
11. О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации Московской городской региональной подгруппой инициативной группы по проведению Российской Федерации: Постановление ЦИК Рос. Федерации от 20 апр. 2005 г. N 143/981-4 // Рос. газ. 2005. 14 мая.
12. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 2. Ст. 74.
13. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12 июля 2002 г. N 67-ФЗ (с изм.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253.
14. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. N 7, 8. С. 11 - 16.
15. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 нояб. 1998 г. N 26-П // Рос. газ. 1998. 8 дек.
16. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 25 апр. 2000 г. N 7-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 19. Ст. 2102.
17. По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края "О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края" и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова: Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 9 нояб. 2009 г. N 16-П // Рос. газ. 2009. 27 нояб.
18. Шаталов А.С. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации в схемах. М., 2006. 410 с.
19. Югов А.А. Правовые основы публичной власти в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. 124 с.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Субъекты- потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Они подразделяются на две больших групп ы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса :

· назначение выборов;

· образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

· выдвижение кандидатов;

· предвыборная агитация;

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Содержание стадий избирательного процесса раскрывается в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», региональных и муниципальных нормативных актах

Стадия назначения выборов. Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Стадия составления списков избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными конституционными законами, иными федеральными законами

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

Стадия образования избирательных округов и избирательных участков . Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются соответственно уровню выборов исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также командирами воинских частей.

Стадия формирования избирательных комиссий .. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной Думой пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации; пять - Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК) 4 года.

Стадия выдвижения, сбора подписей и регистрации кандидатов . Выдвижение кандидатов. Статья 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Сбор подписей . В поддержку кандидатов (списков кандидатов), выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями, избирательными блоками, собираются подписи избирателей.

Статья 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрация кандидатов (списков кандидатов) должна быть строго документирована. И тут возможны разные решения. Первое, что требует Федеральный закон об основных гарантиях, - наличие необходимого количества подписей избирателей (разумеется, достоверных), собранных в поддержку кандидатов. Второе - письменное заявление кандидата о самовыдвижении, а также представление отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов). Третье - наличие заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов - завершающая, самая ответственная стадия избирательного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

Избирательный процесс – урегулированная избирательным законодательством слаженная и последовательная деятельность участников избирательных правовых отношений, представленная в виде логически следующих друг за другом стадий (обязательных и факультативных).

Стадии избирательного процесса в РФ:

1 . Назначение выборов (факультативная стадия – назначение повторных выборов). Осуществляется в установленные законом конкретном виде выборов сроки, но не позднее чем за 65 дней до истечения срока полномочий предыдущего состава избираемого органа (должностного лица). Выборы назначаются уполномоченным органом (должностным лицом) путем издания подзаконного правового акта индивидуального характера, подлежащего обязательному официальному опубликованию. Если уполномоченный орган (должностное лицо) по тем или иным причинам не назначил выборы, они назначаются соответствующей избирательной комиссией, если же и она не смогла это сделать – то соответствующим федеральным судом общей юрисдикции.

2. Подготовительная стадия: создание «избирательной инфраструктуры» – избирательных комиссий, округов и участков, составление и корректировка списков избирателей и пр.ст.20-31

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов).

4. Предвыборная агитация . Осуществляется в агитационный период – со дня выдвижения кандидата (списка кандидатов) до дня, предшествующего дню голосования.ст.49-56

5. День перед выборами (агитация и некоторые другие избирательные действия запрещены).

6. Досрочное голосование ст.65– факультативная стадия. Досрочное голосование может проводиться только на муниципальных выборах, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

7. Голосование. Ст.64,66. Должно быть проведено в определенный срок после назначения выборов. Голосование может происходить только в воскресный день. Участковая комиссия обеспечивает возможность голосования вне помещения для голосования (на дому).

9. Подсчет голосов . Ст.68 .Осуществляется непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса, открыто и гласно, в присутствии наблюдателей, по его итогам составляется протокол.

12 . Обработка итогов голосования ,ст.69,70 определение результатов выборов. Итоги голосования, на основании протоколов участковых комиссий, обрабатываются в соответствующих вышестоящих избирательных комиссиях, окончательные результаты выборов определяются соответствующей избирательной комиссией.


Субъекты избирательного права - потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями:Индивидуальные субъекты избирательного права и коллективные.

Индивидуальные(физич лица с соответствующим статусом): 1.граждане РФ; 2иногстранные граждане; 3.избиратели;4.кандидаты; 5.зарегестрированные кандидаты;6.Представители кандидатов, избирательных объединений, избирателей; 7.Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;8.наблюдатели; 9.международные(иностранные) наблюдатели;10.Члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса;11.Лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие

Коллективные субъекты: 1.избирательные объединения; 2.политические общественные объединения;3.избирательные комиссии;4.гос.органы; 5.органы местного самоуправления; 6.СМИ; 7.Фракции в представительных (законодательных) органах;8.