Коллективные субъекты финансового права. Субъекты финансов В выражается финансовая правосубъектность физических лиц
К индивидуальным субъектам финансового права относятся физические лица. Они являются субъектами налогового права , а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов.
В число физических лиц как субъектов налогового права входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (ст. 11 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит – вводит его в сферу отношений, регулируемых правом, в качестве активной единицы, способной иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.
Права и обязанности физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, перечислены, в ст. 21, 23 НК РФ.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности , которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая является средством реализации финансовой правоспособности физического лица. Вторая проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает но достижении определенного возраста.
В финансовом праве он не определен. Однако п. 2 ст. 107 НК РФ устанавливает возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица – 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом возникает у физического лица с 16-летнего возраста.
Физические лица как субъекты налогового нрава выступают прежде всего в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, согласно которой "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".
Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и т.д.
Физические лица относятся к субъектам налогового права и выступая в качестве налоговых агентов (ст. 24 ПК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды – сумму единого социального налога.
Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Обязанности налоговых агентов были перечислены в параграфе 3.4.
Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субсидий (ст. 78 БК РФ).
В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности. Но возможно и их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. До достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители.
Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ "законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации", т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).
Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица. Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями, опекуном или попечителем.
- См.: Бегичев Б. К. Трудовая правоспособность советских граждан. М., 1972.
- См.: Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 1995. Ч. 1. С. 92.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.
Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.
Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.
Государство и его территориальные подразделения :
– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;
– муниципальные образования;
– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;
– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.
Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:
– представительные и исполнительные органы государственной власти;
– органы местного самоуправления;
– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:
– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));
– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);
– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства . Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают индивидуальными субъектами финансового права главным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или дарение, взносов в некоторые государственные социальные внебюджетные фонды и т.д.
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозначены в законодательстве через категорию «физические лица». Например, законодатель, определяя субъектов налогового права - налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие «физические лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам - индивидуальным субъектам финансового права относятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской.
Кроме того, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).
Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностью). Сущность финансовой правоспособности физического лица, как отмечают ученые, состоит в государственной воле 1 , т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит - вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы , т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания .
Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством .
Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности . Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Юридическая обязанность есть «родимое пятно» финансового права.
Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности .
Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную .
Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности .
Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.
Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста .
Возникает вопрос: с какого возраста физическое лицо приобретает финансовую , а точнее, налоговую дееспособность ? Другими словами, с какого возраста физическое лицо может быть субъектом финансового (налогового) правоотношения и, соответственно, нести ответственность за нарушения налогового законодательства?
В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен . В частности, в НК РФ не дано понятия налоговой правоспособности и дееспособности физического лица. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица - 16 лет . Представляется, что такое решение законодателем вопроса о налоговой правоспособности физического лица не согласовано с гражданским, трудовым законодательством и будет порождать на практике затруднительные ситуации.
Итак, возраст возникновения финансовой (налоговой) дееспособности физического лица должен определяться однозначно - 14 лет . Безусловно, в налоговом законодательстве следует закрепить понятие «налоговая дееспособность» и указать, возраст физического лица, с которого она возникает. Соответственно, налоговая деликтоспособность физического лица также должна устанавливаться с 14 лет .
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : на рассмотрении | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: |