Список использованных источников. Библиографический список использованной литературы Международный правовой обычай

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые и внутригосударственные нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993 г.
2. Закон РФ от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации».
3. Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда.
4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
7. Хартия европейской безопасности, принятая на встрече руководителей стран ОБСЕ в Стамбуле, август 2000 г.
8. Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1999 г.
9. Соглашение стран ОБСЕ о мерах доверия 1999 г.
10. Заключительная декларация стран ОБСЕ, принятая на совещании руководителей государств в Стамбуле 1999 г.
11. Факультативные договоры I и II к Международному пакту о гражданских и политических правах, 1977 г.
12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
13. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.
14. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него 1973 г.
15. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
16. Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания за него 1984 г.
17. Конвенции относительного рабства 1926/35 гг.
18. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.
19. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатации проституцией третьими лицами 1949 г.
20. Конвенция о политических правах женщин 1953 г.
21. Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.
22. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
23. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
24. Конвенция о правах ребенка 1989 г.
25. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.
26. Конвенция о психотропных веществах 1971 г.
27. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.
28. Конвенция об открытом море 1958 г.
29. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
30. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.
31. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.
32. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
33. Дополнительные Протоколы I и II к Женевским конвенциям 1977 г.

Учебная литература:
34. Курс международного права в 7-ми томах. - М., 1989, 1993.
35. Абаренков И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. СПб, 1989.
36. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юрист. 2002.
37. Богуславский И.М. Международное экономическое право. - М., 2001.
38. БроунлиЯ. Международное право. Кн. 1: Пер. с англ. - М., 1977.
39. Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник. - М., 1990.
40. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. - М., 1994.
41. Глебов И.Н., Жданов Ю.Н. Международное право. - М.: Щит-М, 1998.
42. Европейский Союз. Азбука права Европейского сообщества. - Л.: Право, 1994.
44. Каламкарян Р.А., Мичачев Ю.И. Международное право. Вопросы и ответы. - М.: Юрлитинформ, 2002.
45. Карташкин В. А. Международная защита прав человека. -М., 1975.
46. Котляров И.Н. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. - М.: ВПА, 1984.
47. Левин Д.Б. История международного права. - М., 1962.
48. Лукашук Н.И. Международное право. Общая часть. - М., 2002; Особенная часть. - М., 2003.
49. Международное право в документах:/сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М., 2002.
50. Международное право: Учебник./ Под ред. О.И. Тиунова. - М.: Междунар. отнош., 2002.
51. Международное право: Учебник./ Под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. - М.: Норма - Инфра-М., 2003.
52. Международное право: Учебник./ Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.Л. Кривченкова. - М.: Междунар. отнош., 2000.
53. Международное гуманитарное право. -М.: Изд-во ЮНЕСКО, 1991.
54. Международное право и международная безопасность. -М., 1991.
55. Международное публичное право: Учебник./ Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2003.
56. Международное воздушное право. Кн. 1-2. - М., 1980-1981.
57. Международное космическое право./ Отв. ред. Л. Пирадов. - М., 1985.
5 8. Международное право в документах: Учебное пособие. - М.: Юридическая литература, 1982.
59. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Юридическая литература, 1990.
60. Международное право. Словарь-справочник. - М.: Инфра-М, 1997.
61. МовчанА.П. Международное морское право. -М.: ИГиПРАН, 1997.
62. Молодцов СВ. Международное морское право. - М., 1987.
63. Муллинен де Фр. Право войны. - Мкк, 1993.
64. Права человека и международные конфликты. - М., 2001.
65. Практикум по международному праву. - М.: Норма, 2002.
66. Скаридов А.С. Международное частное право. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
67. Севастьянов Н.В., Заплаткин Ю. М. Экзамен по международному публичному праву. - Ростов н/Д, Феникс, 2002.
68. Соколов О.С. Международное гуманитарное право и его роль в управленческой деятельности офицера. -М.: ВИА, 1998.
69. Словарь международного права. - М., 1986.
70. Словарь международного воздушного права. - М., 1986.
71. Словарь международного космического права. - М., 1992.
72. Словарь международного морского права. - М., 1989.
73. Талалаев А.Н. Международное право. Сборник документов. - М.: Междунар.отнош., 2000.
74. Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. - М., 1986.
75. Тихомирова Ю.А. Публичное право. - М.: Бек, 1995.
76. Толстых В.Л. Международное право: Практикум. - М.: Юристъ, 2002.
77. Тункин Г.И. Теория международного права. - М.: Зерцало, 2000.
78. Ушаков Н.А. Международное право: основные понятия и термины. - М., 1996.
79. Ушаков Н.А. Международное право. - М.: Юристъ, 2003.
80. Шатров В.П. Международное экономическое право: Учебное пособие. - М., 1990.
81. Шестаков Л.Н. Права человека: Сборник международных документов. - М., 1990.
82. Шибаева Е.А. Право международных организаций. - М., 1986.
83. Шумилов В.М. Международное экономическое право. - М., 2003.
84. Черниченко СВ. Международное право: современные теоретические проблемы. - М., 1993.
85. Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. - М., 1984.

Понятие и перечень источников международного права

Понятие "источник права" впервые было предложено римским ученым Титом Ливию, который в известной работе "История Рима от основания города" называет Закон XII таблиц источником всего публичного и частного права, которое, кстати, так и остается, но уже как исторический источник.

Сложность определения этого понятия связана с его многозначностью.

Источник права -

а) в материальном смысле - общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности и др.

б) в идеологическом смысле - различные правовые учения доктрины, правосознание и т.д.

в) как источника познания - все, что включает в себе данные, с помощью которых можно узнать характер и содержание права различных государств в разные периоды их истории

г) исторические источники, которые раньше имели значение действующего права.

Источники международного права - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных от­ношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

Сами государства, международные организации и (в пре­дусмотренных случаях) некоторые другие субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание междуна­родно-правовых норм, но и внешнюю форму их существования. Надлежащая оценка источников международного права обуслов­лена реальными процессами нормотворческой деятельности.

Традиционно сложились и на протяжении веков применя­лись два источника международного права - международный договор и международный обычай. Их широчайшее распростра­нение в практике международных отношений - с учетом, ес­тественно, того уже отмеченного обстоятельства, что кодифи­кация и прогрессивное развитие международного права сопро­вождаются вытеснением обычая из большинства сфер регули­рования и его заменой договором, - породило представление о том, что только они являются и способны быть источниками международного права.

Между тем дипломатическая практика государств, деятель­ность проводимых государствами международных конферен­ций, функционирование международных межправительствен­ных организаций свидетельствуют о рождении новых форм во­площения международно-правовых норм в виде актов между­народных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду не все такого рода акты, ибо в принципе документы конференций, совещаний, организаций имеют декларативный либо рекомендательный характер, а имен­но те акты, которые принимаются в целях установления и за­крепления новых правил поведения и взаимоотношений госу­дарств, самих международных организаций, а также других субъектов.

Применительно к современному состоянию международного правового регулирования можно констатиро­вать существование четырех разновидностей источников меж­дународного права: международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций, акты международ­ных организаций и международных органов.

В систему международно-правового регулирования наря­ду с источниками, т. е, нормативными юридическими актами и обычаями, входят правоприменительные акты, исходящие от самих государств и международных организаций, а также от международных и национальных судебных учреждений, иных организаций и органов, в том числе на уровне отдельных госу­дарств.

Внутригосударственные законы не рассматриваются как источники международного права, поскольку они выражают интересы отдельного государства, принимаются и действуют в пределах его внутренней компетенции Однако их содержание не безразлично для международно-правового регулирования. Bo-первых, определенные законы, соответствующие закономерно­стям межгосударственного общения, оказывают позитивное влияние на создание новых норм международного права. Во-вторых, наличие в нескольких или многих государствах родст­венных по содержанию законов в сфере, близкой к предмету международно-правового регулирования, может свидетельст­вовать о становлении международного обычая, признаваемого государствами. В-третьих, в процессе взаимного общения госу­дарства должны уважать законы друг друга, затрагивающие вопросы такого общения и не противоречащие общепризнан­ным принципам и нормам международного права, соизмерять свои действия с этими законами. В-четвертых, надлежащая реализация многих международно-правовых норм обусловлена согласованными и взаимодействующими с ними национальны­ми законами.

Международный обычай в системе источников международного права

Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай - "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".

Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, - это традиционное основание призна­ния обычая как источника права (таково, например, становле­ние в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в ка­честве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами сво­боды использования космического пространства, позднее полу­чившей договорное закрепление).

Поскольку при переходе от обычая к договору новый ис­точник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же во­просу применяются одновременно оба источника - и между­народный договор, и международный обычай, но каждый при­менительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистека­ют из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.

При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулиро­вать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоя­щей Конвенции".

При сопоставлении договора и обычая как источников ме­ждународного права следует иметь в виду, что договор концен­трирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай - это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права пере­плетаются.

Международный договор в системе источников международного права

Международный договор определяется Венской конвенци­ей о праве международных договоров как "международное со­глашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (имеется в виду практика использования таких наименований, как "до­говор", "конвенция"," "соглашение" "протокол", "устав" и т. д., при этом учитывается значение термина "договор" как родово­го понятия для всех нормативных актов в договорной форме). Аналогичное определение международного договора дано в Вен­ской конвенции о праве договоров между государствами и меж­дународными организациями или между международными ор­ганизациями (естественно, с учетом своеобразия сторон в таких договорах).

Венская конвенция о праве международных договоров пре-зюмирует возможность заключения договоров между государ­ствами и другими субъектами международного права или меж­ду такими другими субъектами международного права, из чего следует, что сторонами международных договоров могут быть не только государства и международные организации. Тот факт, что эти договоры не входят в сферу применения данной Кон­венции, не затрагивает их юридической силы.

Конвенция не исключает возможности заключения между­народных соглашений "не в письменной форме", т. е. устных (так называемых джентльменских) соглашений, но они, скорее, относятся к былым временам, чем к современности.

Международный договор может, как это и предусмотрено в Конвенции, представлять собой не один, а несколько взаимо­связанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расце­ниваются как его составные части.

Международный договор характеризуется как основной источник международного права благодаря трем обстоятельст­вам. Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что бла­гоприятствует толкованию и применению договорных норм. Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами. В-третьих, до­говоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаи­модействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства. Вполне закономерно государства, заклю­чая Венскую конвенцию о праве международных договоров, признали "все возрастающее значение договоров как источни­ка международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе".

Особое значение приобрели общие многосторонние догово­ры, призванные регулировать отношения, которые представля­ют интерес для международного сообщества государств в це­лом. Подлинная эффективность таких договоров обусловлена закреплением права участия в них всех государств без какой бы то ни было дискриминации и обеспечением реальной уни­версальности таких договоров.

Общие принципы права как источник международного права

Понятие "общие принципы права" активно обсуждается в связи со ст. 38 Статута Международного Суда ООН, согласно которой Суд наряду с конвенциями и обычаями применяет "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями". По этому поводу существуют разные мнения. Сторонники широкого понимания считают, что это понятие охватывает общие принципы естественного права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного права. Подобная точка зрения противоречит природе международного права и не подтверждается практикой.

Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами следует понимать основные принципы международного права. Однако понятие общих принципов права получило известность задолго до признания понятия основных принципов международного права.

Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь шла о правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости в нем процессуального права.

Чтобы принцип мог войти в систему международного права, недостаточно, чтобы он был общим для национальных правовых систем, необходимо, чтобы он был пригоден для действия именно в этой системе. Он также должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке, в результате подразумеваемого согласия международного сообщества. Став, таким образом, обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как особый источник международного права.

То обстоятельство, что общие принципы права должны быть общими не только для правовых систем государств, но и для регулирующих их отношения международных норм, подтверждается практикой. В условиях европейской интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права - это не только общие принципы национального права государств-членов, но также принципы международного публичного права.

В целом можно сказать, что общие принципы права не играли сколько-нибудь заметной роли в системе международного права. Положение коренным образом изменилось после того, как в качестве общих принципов стали утверждаться основные права человека и другие демократические нормы.

Сегодня общие принципы права служат инструментом сближения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе. Эти моменты нашли отражение и в Конституции России. Она не только включила общепризнанные принципы и нормы в правовую систему страны, но и придала особый статус нормам о правах человека (ч. 1 ст. 17).

Все это подводит нас к серьезной новелле в области международного права - к становлению в нем особого общего принципа - принципа демократии.

Односторонние акты государств как источник международного права

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос деятелей и др.

Основным видом односторонних актов явл обязательства (напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов явл признание . Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Акт обязательства - это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).

Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства).

Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает, очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие), в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое). Разумеется, односторонние юридические акты обя­зательства и их признание выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.

Добавим, что в пределах срока своего действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство, оно не не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.

Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международ­ным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.

Особенностью признания является то, что оно может быть явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения), или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответ­ствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права. Незаявление государ­ством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности при­знания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих импе­ративные нормы международного права.

Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия.

Противоположный признанию акт протеста - это заявление го­сударства об отказе признать правомерной юридически значимую си­туацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с действующими международно-правовыми предпи­саниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выра­жен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных госу­дарств.

Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.

Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер. Особым случаем молчаливого отказа явл эстоппель (estoppel - лишение права возражения), кот был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, кот положилась на эти действия и вела себя соответственно.

Источниками международных обязательств государств являются, далее, акты-предписания государствам - членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа.

Акты международных организаций как источник международного права

Статус актов международных межправительственных ор­ганизаций определяется их уставами. В пределах своей компе­тенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея упол­номочена "делать рекомендаций", а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти ре­шения связаны с его правоприменительной деятельностью.

Сама по себе международная организация не вправе пре­вращаться в международного "законодателя". Вместе с тем го­сударства - члены организации - могут использовать органи­зацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генераль­ной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о ме­ждународной ответственности за ущерб, причиненный косми­ческими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захва­том заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резо­люция, приобретает значение источника международного пра­ва. Аналогичный метод применяется и в других международ­ных организациях универсального характера. Несколько при­меров: в рамках Международного агентства по атомной энер­гии были приняты тексты Конвенции об оперативном оповеще­нии о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рам­ках Международной организации труда - текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в неза­висимых странах (1989 г.), в рамках Организации Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры - Кон­венция о мерах, направленных на запрещение и предупрежде­ние, незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются сво­ей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым самими государствами-членами прида­ется нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм междуна­родного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.

Можно считать общепризнанной обязательную юридиче­скую силу норм резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. Декларация о предоставлении неза­висимости колониальным странам и народам". Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовав­ших в то время международно-правовых норм, а в соответст­вии с целями и принципами Устава ООН установил новые им­перативные нормы относительно полного запрещения колониа­лизма и обязанности немедленного предоставления независи­мости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI-XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус не самоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Дек­ларации равнозначны по юридической характеристике ссыл­кам на международные договоры.

Спорной считается в науке оценка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. "Декларация о принципах международного права, касающихся дружествен­ных отношений и сотрудничества между государствами в соот­ветствии с Уставам Организации Объединенных Наций". Суж­дение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возраже­ние, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация прин­ципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей норма­тивный акт, т. е. источник международного права.

Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамб­леи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Ме­ждународного Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Ста­тута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и рати­фицируются государствами - членами ООН. В практике дея­тельности ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и имевшие нормативный характер, принимались трижды - в 1963, 1965 и 1971 гг.

Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограни­чивались правоприменением. Значение источника международ­ного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью су­дебного преследования лиц, ответственных за серьезные нару­шения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

Относительно деятельности некоторых других междуна­родных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Ме­ждународной организации гражданской авиации (ИКАО), са­нитарных правил Всемирной организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивны­ми материалами. Возможность принятия правил в рамках Ме­ждународного органа по морскому дну предусмотрена в Кон­венции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприни­маться как нормативные положения.

В рамках ООН и других международных организаций дей­ствуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внут­ренней жизнедеятельности, но содержащие не только правила внутриорганизационного характера, но и нормы взаимоотноше­ний организации (ее органов и государств-членов (например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах го­сударств-членов в бюджет ООН). Совокупность таких норма­тивных положений принято называть внутренним правом ООН либо внутренним правом какой-либо иной организации.

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.

1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы

В настоящее время мир значительно изменился по сравнению с тем, каким он был пятьдесят и даже десять лет назад. С каждым годом темпы изменений, происходящих в мире, увеличиваются, меняются направления развития. Постоянно увеличивается интеграция государств в международные процессы.

Общество перестает существовать исключительно в региональных рамках и даже рамках государства. Сегодня все чаще звучат слова «мировое сообщество», «глобальные проблемы», «мондиализм», «интеграция в мировую экономику», «мировое правительство» и другие, не говоря уже о вопросах вступления в Европейский союз.

Следовательно, возрастает роль международного права в системе норм права. Существование норм международного права и этой отрасли правового регулирования как таковой связано с существованием т. н. мирового сообщества и необходимостью урегулирования отношений внутри этого сообщества. Эти отношения возникают между субъектами международного права.

В свою очередь, существование международных отношений связано с решением каких-либо вопросов, решение которых невозможно в рамках одного государства. В последнее время таких проблем становится все больше. К ним относятся поддержание мира, экологическая безопасность, международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, международным терроризмом, оказания помощи отстающим по экономическим показателям государствам, поддержание соотечественников за рубежом, установление режимов воздушного, водного и космического пространства, урегулирование международных споров, создание международных организаций и т. д.

Все эти вопросы должны быть урегулированы международным правом. Поскольку в решении этих вопросов должны принимать участие все государства, а в основу взаимоотношений государств положен принцип суверенитета каждого государства, национальное право любого из государств, участвующих в международных отношениях по этому поводу для решения международных вопросов, не годится. В этом случае прочие государства находились бы в стесненном состоянии, был бы нарушен их суверенитет. Поэтому подобные вопросы должны быть урегулированы на ином уровне, чем национальное право, – они регулируются международным правом.

Международное право регулирует правоотношения, существующие внутри международной системы. Эта система представляет собой совокупность субъектов международного права, взаимосвязи и отношения между ними, т. е. международные отношения.

Международная система в настоящее время постепенно развивается и усложняется, меняется характер связей между составными частями этой системы. В числе компонентов системы международного права выступают такие субъекты, как государства, международные ООН, нации и прочие. Во многом сила государства зависит в настоящее время от его международно-правового статуса и места в мировом сообществе. Однако нельзя абсолютизировать эти вещи, поскольку никакое мировое признание не заменит государству полноценной внутренней политики.

Международные отношения – это отношения, связанные с взаимодействием субъектов, представляющих волю различных государств. Международные отношения в первую очередь осуществляются со стороны государств. Их осуществление в первую очередь возлагается на профессиональных дипломатов, консулов, высших должностных лиц государства. Международные отношения существуют с момента образования государства. В настоящее время мы переживаем зарождение нового уровня международных отношений.

Международное право тесно связано как с внутренней, так и с внешней политикой государства и во многом обусловлено целями этой политики. Позиция государства на международной арене в первую очередь производна от его политики.

Внешняя политика – это совокупность идей и методов их осуществления государством в сфере его отношений с иными субъектами международного права. Дипломатия представляет собой одно из средств внешней политики, за основу своей деятельности берущее мирные методы воздействия.

Большую роль в международном праве играет достижение согласования воли различных государств в отношении каких-либо вопросов. Такое согласование достигается различными способами.

Таким образом, международное право – это система норм, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств.

2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли

Международное право является самостоятельной отраслью права и имеет наднациональный характер. Как и всякая самостоятельная отрасль права, международное право имеет собственные предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это то, на что направлено правовое регулирование, часть общественных отношений, столь важных, что необходимо их нормативное регулирование. Сами по себе правоотношения влекут для их субъектов определенные правовые последствия. Поскольку субъектами международного права являются государства, последствия правоотношений имеют для них существенное значение.

Сферой правового регулирования международного права (предметом правового регулирования) являются международные отношения.

Методом правового регулирования признается система средств и способов правового регулирования конкретных отношений. Метод обусловливается спецификой предмета правового регулирования.

Предмет международного права предполагает существование довольно обширного арсенала методов, как императивных, так и диспозитивных, поскольку весьма разнообразны отношения, регулируемые международным правом, и их субъекты. Например, при регулировании военных действий характерны императивные нормы, нарушение которых признается международным преступлением. При регулировании права международных организаций в большей степени характерны диспозитивные нормы.

Среди диспозитивных методов международного права выделяют: договорной метод, метод сотрудничества, поощрения и т. д. К императивным методам можно причислить метод международного принуждения, запрещения и т. д.

Для международного права в отличие от международного частного права в большей степени характерны императивные нормы. Международное право является публичной отраслью права.

Наличие международных норм предполагает и наличие аппарата международной ответственности и международного принуждения.

Соблюдение норм международного права обеспечивается коллективным и индивидуальным принуждением со стороны государств, пределы которого устанавливаются также на международном уровне государствами в процессе совместного нормотворчества.

Международное право является итогом коллективного нормотворчества заинтересованных государств. В процессе такого нормотворчества появляются нормы международного права, определяющие правоположение государств на международной арене, порядок совместной деятельности государств и формы этой деятельности. Нормы международного права обязательны для государств мирового сообщества.

Нарушение международных норм может повлечь для государства самые неблагоприятные последствия вплоть до принятия ответных мер как экономического, так и политического и военного характера со стороны заинтересованных государств или мирового сообщества.

Международные отношения между государствами и иными сообществами могут быть различны. Это могут быть как отношения сотрудничества, так и отношения противостояния и даже борьбы. Вся совокупность международных отношений независимо от их содержания регулируется международным правом.

Международное право в различных источниках именуется по-разному. Наиболее популярны два наименования: «международное право» и «международное публичное право». В принципе, они являются равнозначными, несмотря на кажущуюся более широкую трактовку в первом случае.

3. Роль международного права в международных отношениях

Международные отношения, как и любые другие значимые для государства отношения, нуждаются в правовом регулировании. Международные отношения являются правоотношениями, поскольку они основываются на применении норм международного права.

Международные отношения – это совокупность отношений, направленных на решение вопросов международного значения, возникающих между субъектами международного права.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент. Международные отношения – это реальные международные связи.

В настоящее время международные отношения практикуются всеми суверенными государствами и являются необходимым атрибутом участия государств в принятии международных решений, развитии международного сотрудничества. В ряде случаев международные отношения оказывают существенное влияние на экономические, культурные и иные отношения в государстве.

Международные отношения развиваются во всех направлениях, в которых осуществляется международное сотрудничество. Без международных отношений осуществление многих как внешних, так и внутренних функций государства невозможно, поскольку невозможно воздействовать на волю суверенного государства, не вступив с ним во взаимодействие. Без эффективного использования международных отношений, в частности, невозможно урегулирование спорных вопросов между различными субъектами международного права.

Международные отношения являются инструментом внешней политики государства. Через международные отношения осуществляется связь между международным и национальным правом. Посредством международных отношений две эти правовые системы согласовываются между собой.

Международные правоотношения теснейшим образом взаимосвязаны с международным правом. Возникли эти два феномена почти одновременно, однако исторически первичными являются международные отношения. На основе практики международных отношений постепенно складывались нормы международного права как международные стандарты межгосударственных отношений. Таким образом, как международные отношения непосредственно влияют на формирование международного права, так и международное право и его нормы оказывают влияние на формы осуществления, содержание и принципы международных отношений.

С одной стороны, международное право во многом опирается на дипломатическую практику и обычаи, сложившиеся в результате поддержания международных контактов с различными государствами. С другой стороны, международные отношения между государствами на современном этапе основаны на нормах международного права.

Связь международного права и международных отношений проявляется также в том, что международные отношения основываются на принципах, выработанных международным правом. Обратная связь международных отношений и международного права реализуется посредством того, что международное право как таковое появляется в процессе осуществления международных отношений в результате достижения консенсуса между государствами относительно какого-либо предмета. Без международных отношений международное право немыслимо и попросту бессмысленно. Без международного права международные отношения могут стать беспринципными и беспорядочными, поскольку в данном случае будет устранен их естественный регулятор. В результате могут возникнуть необратимые последствия для всего Земного шара, поскольку в ядерной войне, как известно, победителей не бывает. Практика международных отношений основывается на достижениях науки международного права.

4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права

Как и для любой отрасли права, для международного права характерно наличие субъектов. Объектом правового регулирования международного права являются международные правоотношения, осуществлять же эти правоотношения призваны лица, обладающие международной правосубъектностью, т. е. субъекты международного права.

Правосубъектность лица означает сочетание возможности обладать правами и нести обязанности с возможностью реализации как обязанностей, так и прав, а также самостоятельно нести ответственность.

Международная правосубъектность означает возможность субъекта осуществлять права и обязанности в сфере международных отношений, в первую очередь касающихся отношений между государствами. Какие-либо действия субъекта международного права в этой сфере способны влечь юридические международно-правовые последствия для государств и иных субъектов международного права, т. о. действия (бездействие) субъектов международного права признаются в международном праве юридическими фактами. К правосубъектности субъекта международного права предъявляются особые требования.

Статус субъектов международного права во всем мире очень высок, поскольку решения, принимаемые ими, зачастую оказываются значимыми для неограниченного числа лиц. Субъекты международного права в соответствии со своим высоким статусом наделяются правами и обязанностями, которые соответствуют роли указанных субъектов в мировом сообществе. Статус субъектов международного права складывается из этих прав и обязанностей. Он закрепляется в международных документах и может быть подвержен изменениям в зависимости от эволюции международного права.

В то же время на сегодняшний день не существует универсального статуса субъекта международного права, поскольку в международном праве различным субъектам отводятся различные роли. Они по-разному участвуют в международных отношениях, следовательно, правосубъектность различных субъектов международного права различна.

В соответствии с этим проводится классификация субъектов международного права. Обращает внимание на себя то, что субъекты международных отношений совпадают.

Среди субъектов международного права выделяют две группы: основные и второстепенные субъекты. Различие между ними следует производить по признаку наличия такого качества, как суверенитет, присущий лишь государствам как основным субъектам международного права.

К субъектам международного права относятся:

1) государства;

2) объединения государств (союзы);

3) международные ООН;

4) нации, борющиеся за образование национального государства;

5) высшие должностные лица государств, уполномоченные по должности принимать важные с точки зрения международного права решения;

6) дипломаты;

7) консулы;

8) беженцы и вынужденные переселенцы;

9) граждане и апатриды;

10) прочие субъекты.

Субъекты международного права делятся на коллективные (международные ООН) и индивидуальные (дипломат), обладающие специальной правоспособностью (консулы) и общей правоспособностью (физические лица).

Некоторые из субъектов осуществляют свою международную правосубъектность постоянно (государство), некоторые – периодически (высшие должностные лица государства), а некоторые могут осуществить ее лишь в специально предусмотренных и ограниченных случаях (например, граждане при обращении в международный суд).

5. Государство – основной субъект международного права

Государства являются основными звеньями в международной системе, без них международные отношения невозможны, а существование прочих субъектов международного права бессмысленно.

Государство – особая форма ООН публичной власти, способ ООН общества. Государство формально представляет все общество, проживающее на его территории, и граждан этого государства, проживающих за рубежом.

Государства играют столь важную роль в международном праве постольку, поскольку международные отношения без участия государств невозможны, а именно международные отношения являются объектом регулирования международного права. Международные отношения являются проводником внешней политики государства, а внешняя политика призвана выражать национальные интересы. В защите национальных интересов состоит основное значение международной деятельности государств. Международное право же призвано регулировать достижение государствами своих целей т. о., чтобы не привести к конфликтам между государствами или же обеспечить по крайней мере мирное разрешение этих конфликтов.

Государство – единственный субъект международного права, обладающий суверенитетом. Государство представляет собой национально-территориальное образование, имеющее собственные границы, право, обладающее на своей территории всей полнотой власти.

Суверенитет государства является неприкосновенным. Посягательства на государственный суверенитет противоречат принципам международного права.

Государства как субъекты международного права вправе участвовать в международных организациях межгосударственных договоров, т. е. они могут участвовать в иных субъектах международного права и косвенным образом воздействовать на международное сообщество также через эти ООН.

Государства полномочны заключать международные договоры и соглашения. Государства в силу обладания ими суверенитетом и его атрибутами являются единственным субъектом международного права, способным надлежащим образом защищать национальные интересы своего народа. Государства объявляют войну, перемирие и т. д. Правоспособность многих субъектов международного права производна от правоспособности государства как субъекта международного права (например, консулы, дипломаты, высшие должностные лица государства). Это означает, что с утратой государством суверенитета, а значит, и статуса субъекта международного права эти субъекты лишаются своего статуса.

Государства в международном праве создают нормы международного права, и это право государств ничем не может быть ограничено, кроме как ими же созданными нормами и принципами международного права. Государство является носителем международно-правовых прав и обязанностей, закрепленных в Уставе ООН. Таким образом, государства по сравнению с другими субъектами международного права наделены наиболее широкой правоспособностью.

Международное право признает одинаковый правовой статус за всеми суверенными государствами независимо от величины их территории, уровня благосостояния, развития, времени образования исторических, этнических, политических, религиозных и иных особенностей. Главным фактором для признания за государством суверенитета является соблюдение при его создании норм и общепризнанных принципов международного права.

6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ

РФ является суверенным государством и в соответствии с этим является полноправным участником международных отношений и субъектом международного права. РФ является крупнейшим государством мира с устоявшимися дипломатическими традициями и собственной внешней политикой.

РФ по праву является правопреемницей СССР, т. о. к РФ перешли обязательства и права СССР, в т. ч. и касающиеся международного права.

РФ является самостоятельным участником международных договоров и соглашений. РФ поддерживает дипломатические отношения с рядом иностранных государств и является членом нескольких международных организаций, в т. ч. ООН.

Консульские учреждения РФ находятся во многих государствах мира.

РФ является одним из немногих государств, наиболее последовательно проводящих в жизнь принципы международного права, провозглашенные Лигой Наций и впоследствии ООН.

Внешняя политика РФ никогда не имела колониального оттенка в таком же аспекте, что у западных государств, поскольку никогда не была ориентирована на эксплуатацию захваченных территорий и завоеваний с целью обогащения.

В настоящее время РФ является участником СНГ, Союза Белоруссии и России, членом Совета Европы, членом ООН.

Создание Содружества Независимых Государств провозглашено 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ к сфере совместной деятельности государств-участников, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, были отнесены «координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью».

Государства – члены СНГ проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в т. ч. и с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира; в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

В рамках СНГ действует Межпарламентская ассамблея и Экономический суд, Комиссия по правам человека и другие органы, в т. ч. и органы отраслевого сотрудничества.

Экономический суд создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического суда определяются межгосударственными соглашениями. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического суда Содружества.

СНГ призвано поддерживать давно сложившиеся связи на территории бывшего СССР.

7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание

Международная правосубъектность не является абсолютной и постоянной данностью. В определенных ситуациях возможно не только изменение границ государств, но и изменение статуса территориальных образований, в т. ч. приобретение и утрата ими суверенитета. Международное право тесно связано с международной политикой, а в политике, как известно, большая роль принадлежит «праву сильного». В международной практике часты случаи прямого игнорирования норм международного права, однако в идеале таких инцидентов быть не должно.

Приобретение международной правосубъектности легитимно возможно и допустимо, но должно происходить в рамках международного права. Такое приобретение возможно различными способами.

Например, одно государство может разделиться на несколько независимых государств (распад СССР), несколько государств могут объединиться в одно (объединение ФРГ и ГДР). В этом случае суверенитет должен быть признан за всеми новообразованными субъектами, если такое признание не противоречит нормам международного права.

Суверенное государство может быть образовано в ходе освободительной борьбы населения, а также мирным путем. Принципам международного права не противоречит ведение освободительной войны, поэтому власть государства, полученная т. о., должна признаваться легитимной.

Поскольку от возможности участия в международных отношениях зависит международно-правовой статус государства при определении наличия его международной правосубъектности, особое значение имеет факт признания его в качестве суверенного государства мировым сообществом.

В современном мире изоляция государства от международного сообщества может привести к отставанию в развитии экономики, культуры, науки и т. д., не говоря уже о международных связях. Государство, хочет оно этого или нет, является геополитическим субъектом и потому всегда представляет интерес для своих соседей по планете, так или иначе может влиять на расстановку сил в мире.

Институт признания в международном праве – это совокупность норм, регулирующих вступление на международную арену новых государств как субъектов международного права. Признание бывает нескольких видов:

1) признание новых государств;

2) признание новых правительств.

По общему правилу признание нового правительства, как правило, происходит автоматически, т. е. признаются легитимными правительства, пришедшие к власти в соответствии с процедурой, установленной национальным правом.

Признание новых правительств необходимо тогда, когда эти правительства пришли к власти неконституционным путем, например в результате гражданской войны, государственного переворота или революции.

Возможно признание органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.

Признание нового государства означает, что со стороны конкретного субъекта это государство признается суверенным и независимым, полноправным участником международных отношений.

Признание нового правительства выражается в признании того факта, что только новое правительство полномочно представлять свое государство, старое же правительство утратило это качество. При признании нового правительства в отличие от признания нового государства сохраняется старый субъект международного права (государство).

Признание может быть де-юре (юридическое) и де-факто (фактическое). Фактическое признание означает вступление с новым государством или правительством в какие-либо отношения.

Признание также может быть прямо выраженным (в случае направления признаваемой стороны специального документа) и предполагаемым.

Установление дипломатических отношений – свидетельство полного и окончательного признания.

8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств

Правопреемство – это институт, характерный для многих отраслей права (гражданское, международное, наследственное и др.). Правопреемство – это переход прав и обязанностей одного государства к другому в связи с переходом территории или в связи с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в другое, разделение государства на несколько государств).

Правопреемство означает изменение субъекта прав и обязанностей, но никоим образом не меняет сущности этих прав и обязанностей.

Правопреемство является производным приобретением прав и обязанностей, в отличие от первоначального.

Правопреемство может иметь место лишь в том случае, если изменения, связанные с переходом территорий, были осуществлены в соответствии с нормами международного права.

Правопреемство государства не затрагивает государственных границ этого государства, общепринято, что в данном случае продолжают свое действие договоры о государственных границах прежнего государства. Не затрагивают отношения правопреемства и внутригосударственных отношений.

С отношениями правопреемства связано несколько важных принципов международного права:

1) «принцип аннулирования договоров» означает, что вновь образованное суверенное государство, ранее входившее в состав другого государства в качестве колонии, не обязано признавать какие-либо договоры, заключенные колониальным правительством;

2) «принцип континуитета договоров» применяется в случае, если вновь образованное государство входило в состав суверенного государства и означает сохранение действия прежних договоров, за исключением тех, предмет и цели которых не совместимы с условиями правопреемства;

3) «принцип подвижности договорных границ» действует при переходе территории от одного государства к другому и означает, что на переходящей территории начинают действовать договоры государства, к которому она перешла. В отношениях правопреемства могут быть задействованы не только такие субъекты международного права, как государства, но и, например, международные ООН, правопреемство которых осуществляется в соответствии с общими принципами этого института.

Правопреемство может быть в отношении прав или обязанностей, которые могут быть выражены по-разному, например правопреемство в участии в договоре.

Правопреемство может быть нескольких видов, например универсальное и частичное правопреемство. При универсальном правопреемстве к новому субъекту переходят все права и обязанности, а при частичном – лишь отдельные из них.

Наше государство несколько раз было субъектом правопреемства. В 1917 г. в результате революции были пересмотрены договоры царской России, из которых Россия признала себя правопреемницей по договорам о добрососедском отношении. При распаде СССР РФ признала себя правопреемницей СССР по всем основным договорам.

9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права

Международное право существует в трех ипостасях, тесно связанных между собой и взаимозависимых. Различают науку, учебную дисциплину и отрасль международного права.

Как отрасль международное право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права.

Предметом отрасли международного права являются международно-правовые отношения. Отрасль права представлена совокупностью международных правовых актов. Отрасль права развивается вместе с международными отношениями. При применении норм отрасли складывается международная практика.

Международная практика – особая часть международного права, заслуживающая особого внимания. Международная практика весьма обширна и представляет собой совокупность решений субъектов международного права по тем или иным вопросам. Международная практика складывается в результате международных отношений. Международная практика выражает тенденции отрасли международного права и способствует осмыслению норм международного права. Различают международную судебную практику, консульскую и дипломатическую практику и т. д.

Как наука международное право представляет собой совокупность теоретических взглядов и представлений относительно какого-либо международного феномена. Наука развивается вместе с отраслью, вслед за появлением новых международных норм появляется и их теоретическое осмысление. Однако появлению новой международной нормы также предшествует теоретическое осмысление какого-либо международного явления, отношений, связанных с данной нормой. Предметом изучения науки международного права являются отрасль международного права и ее феномены.

Наука международного права изучает международную практику и обобщает ее. Характерные основные черты науки международного права – фундаментальный характер изучения явлений, выявление новых качеств и закономерностей. Наука международного права использует различные методы, в т. ч. анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный и функциональный, исторический и др. Основная цель науки международного права – познание международно-правовых феноменов.

Учебная дисциплина международного права в отличие от науки не отличается столь же высокой степенью абстрагирования. Главная цель науки – научить, заложить основу знаний о международном праве. Учебная дисциплина международного права преподается, как правило, в высших учебных заведениях юридического и международного профиля на старших курсах.

Отрасль международного права имеет свою систему. Система отрасли представляет собой ее внутреннюю структуру. Каждая отрасль права состоит из норм права, наиболее близкие из которых объединяются в правовые институты, институты же – в подотрасли. Система отрасли свидетельствует о том, что отрасль права – не хаотичное образование, в ней все нормы связаны друг с другом.

Отрасль международного права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть содержит нормативные положения о принципах международного права, действии международного права, соотношении международного и внутригосударственного права и т. д.

Особенная часть содержит нормы, объединенные в институты, регулирующие определенную группу сходных общественных отношений, например право международных организаций, консульское право, дипломатическое право, разрешение международных споров, право международных договоров, международное морское и воздушное право, право вооруженных конфликтов и т. д.

Система науки и учебной дисциплины международного права в целом соответствует системе отрасли, но при этом дополняется темами, затрагивающими теорию (нормы и институты, система, функции, цели, задачи международного права) и историю международного права (международное право периода рабовладения и феодализма и т. д.).

10. Соотношение международного и национального права

Один из ключевых вопросов не только международного права, но и юридической теории и практики в целом – вопрос о соотношении международного права и национального права государств.

По общему правилу международное и национальное право представляют собой две различные системы, которые, однако, не могут существовать совершенно автономно друг от друга.

Суть соотношения международного и национального права заключается в том, что международное право представляет собой особую систему норм права, не входящую ни в одну из национальных систем. Так, не существует «испанского международного права», «английского международного права» и т. д. Кроме того, международное право не включает в себя нормы внутригосударственного права.

При этом международное право и внутригосударственное право участников международных отношений оказывают влияние друг на друга. Например, передовые идеи национального права могут быть восприняты международным правом, и наоборот.

Наиболее характерно различие между международным и внутригосударственным правом, если проводить его по субъектному составу соответствующих правоотношений. Субъектами международно-правовых отношений выступают в первую очередь публичные образования – государства и их объединения, причем в международных отношениях они ставятся в равные условия. Внутригосударственное право регулирует отношения либо равноправных субъектов – в частном праве, либо публичного субъекта (государства) с другими субъектами – в публичных отраслях права. Участниками правоотношений, основанных на внутригосударственном праве, являются физические и юридические лица. Национальное право регулирует отношения внутри страны, международное – между государствами.

Международное право создается государствами на основе межгосударственных соглашений, а внутригосударственное – путем принятия внутригосударственных нормативно-правовых актов.

Наконец, государство для обеспечения соблюдения норм внутригосударственного права имеет государственный аппарат принуждения – правоохранительные органы. В международном праве принуждение может осуществляться в строго ограниченных принципами международного права случаях путем применения коллективного или индивидуального принуждения.

Характерным является интеграция внутреннего права государств в систему международного права, приведение внутригосударственного права в соответствие с принципами международного права. Противостояние между международным и национальным правом усиливается в случае, когда национальные нормы в корне противоречат исходным принципам международного права, например международное право признает равенство людей, а национальное право допускает неравенство или прямо предусматривает деление граждан на определенные категории, в соответствии с которыми они наделяются правоспособностью. В таких случаях полноценные международные отношения, как правило, возможны в случае признания государством отдельных минимальных принципов международного права, и государствам приходится идти на уступки. Так, при вступлении РФ в Евросоюз РФ пришлось корректировать свое внутреннее законодательство в соответствии с представлениями Европы о правовом государстве.

11. Принципы международного права

Принципы международного права – основные, исходные начала международного права, наиболее важные правила поведения, определяющие основные направления применения международного права.

Принципы международного права тесно связаны с целями международного права, от выполнения принципов международного права зависит легитимность принятия решения на международном уровне.

От соответствия принципам международного права ставится в зависимость признание тех или иных решений субъектов международного права легитимными. С принципами международного права, т. о., связывается идея международной законности.

Принципы международного права относятся ко всему международному праву в целом и действуют непосредственно. Какой-то вопрос может быть не урегулирован нормами международного права, но тем не менее принципы международного права при решении этого вопроса должны соблюдаться неукоснительно.

Принципы международного права призваны направить в одно русло все принимаемые решения, они отражают смысл всего международного права вообще.

Принципы международного права формировались на протяжении всей истории международного права и не всегда были одинаковыми.

Принципы международного права могут быть закреплены в международных документах или являться обычными. Единого документа, закрепляющего все принципы международного права, как и единого мнения относительно количества этих принципов, пока нет. Основные принципы закреплены в Уставе ООН и некоторых других документах. К принципам международного права относятся:

1) равенство государств;

2) мирное сосуществование;

3) суверенитет государств;

4) невмешательство во внутренние дела;

5) равноправие государств;

6) самоопределение народов;

7) мирное разрешение споров;

8) уважение прав человека.

Каждый из этих принципов имеет множество составляющих. Например, принцип мирного сосуществования включает такие элементы, как разоружение и ненападение, а также запрет на пропаганду агрессивной войны.

Принципы международного права теснейшим образом взаимосвязаны.

Например, принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Уважение к суверенитету государства должно строиться на уважении к правам людей, которых это государство представляет. Мирное существование невозможно без мирного разрешения споров и т. д.

В истории международного права нередки случаи нарушения норм международного права. Некоторые из них были пресечены, но многие остались без каких бы то ни было последствий для нарушителей. Это связано с тем, что международное право теснее, чем какое-либо другое правовое явление, связано с политикой, где, как известно, ценностные категории играют далеко не первую роль.

12. Соотношение международного частного и публичного права

Помимо деления права на международное и национальное право государств, весьма характерным является дифференциация международного права.

Международное право само по себе представляет межнациональную систему норм, но нормы, составляющие эту систему, могут быть неоднородны.

Международная система права состоит из двух частей – международного публичного (международного права) и международного частного права.

Международное публичное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих международные отношения прежде всего между государствами как участниками мирового сообщества.

Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения смежных гражданскому праву отраслей, например трудовые, семейные, гражданско-процессуальные и т. д.), имеющие международный характер.

Характер и сущность правоотношений, регулируемых международным частным правом, не отличается от соответствующих правоотношений, свойственных гражданскому праву. Эта связь крепка настолько, что многие ученые до сих пор оспаривают существование международного частного права как самостоятельной отрасли права.

Однако специфика международного права проявляется в первую очередь не в предмете правового регулирования (хотя такая специфика существует), а в методе правового регулирования, в частности в коллизионном праве (методе определения страны, право которой подлежит применению в конкретном правоотношении).

Международное частное право тесно связано с международным (публичным) правом. Эта связь основана на следующих фактах:

1) ряд норм международного частного права прямо основан на нормах международного публичного права или вытекает из них (например, правило о неподсудности одного государства другому производно от публично-правового положения о таких признаках государства, как суверенитет и независимость, равенство государств; из положения о равенстве государств вытекает невозможность подчинения одного государства юрисдикции другого);

2) нормы международного частного права и международного публичного права закрепляются международными договорами на международном уровне;

3) международное частное право и международное публичное право способствуют усилению интеграционных процессов, выступают, хотя и в разных степенях, инструментами международной политики, способствуют установлению международных контактов и развивают практику международных отношений. Отличия международного публичного и частного права выражаются главным образом в следующих моментах:

1) различен характер регулируемых ими отношений;

2) различен субъектный состав правоотношений двух отраслей, т. к. субъектами международного частного права могут выступать граждане и ООН, причем они реализуют здесь не публичную правосубъектность, а сугубо частную, основанную на материальной заинтересованности;

3) к источникам частного международного права относятся внутригосударственные нормативно-правовые акты.

13. Соотношение международного права и публичных отраслей права РФ

Международное публичное право, несмотря на принадлежность к совершенно иной системе права, чем национальное право, все-таки соотносится с ней как в целом, так и через отдельные отрасли, наиболее близко соприкасающиеся с международной практикой.

При этом наибольшее влияние оказывает на национальное право международное право, а не наоборот, хотя влияние национального права на развитие международного права также нельзя отрицать.

Особого внимания заслуживает соотношение международного публичного права и публичных отраслей внутригосударственного права.

Как известно, отнесение той или иной отрасли к частному или публичному весьма условно, но очень показательно и целесообразно, поскольку позволяет отграничить сферы частного интереса и интереса государственного, т. е. публичного.

К частному праву относятся отрасли права, за исходный принцип берущие равенство субъектов права (гражданское, семейное, трудовое право). К публичному праву принято относить отрасли права, в которых отношения субъектов права строятся на основе власти и подчинения.

К публичным отраслям относятся в первую очередь конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, финансовое право и т. д.

Особый интерес представляет с точки зрения соотношения с международным правом конституционное, уголовное и административное право.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая отношения в области государственного устройства, формы правления и других особо важных для функционирования государства институтов.

Конституционное право рисует тип и форму взаимоотношений власти и народа, т. е. внутреннее устройство, и направлено, как и всякая отрасль внутригосударственного права, на урегулирование внутренних отношений.

Общим для международного и конституционного права является то, что обе эти отрасли представляют собой две стороны медали: одна представляет собой государство в национальной системе, другая – в международной.

Конституционное право и международное право оперируют рядом одинаковых категорий, например универсальной для них является понятие суверенитета государства.

Что касается уголовного права, то с точки зрения соотнесения с международным правом особый интерес представляют нормы уголовного права, применяемые к международным преступлениям.

Для примера рассмотрим положения УК РФ о международных преступлениях. Главным здесь является не то, что нормы уголовного права РФ являются межнациональными, это не так. Нормы УК РФ о международных преступлениях остаются национальными нормами, однако при этом они направлены на защиту не столько национальных ценностей, но ценностей общенациональных.

Этой проблеме посвящен раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», содержащий квалификацию таких деяний, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

14. Начальный этап развития международного права. Зависимость международного права от экономической формации

Несмотря на то что международное право в современном понимании этого понятия возникло сравнительно недавно, отдельные институты и интерес к его проблематике известны с древнейших времен.

До наших дней дошли многочисленные свидетельства и источники примитивного международного права древности.

С появлением первых обществ возникли взаимоотношения этих обществ, которые не могли не породить необходимости урегулирования взаимоотношений этих обществ. Такое регулирование было возможно даже в догосударственный период истории человечества, когда общественные отношения регулировались моральными, религиозными, политическими и иными обычными нормами.

В догосударственный период образования, которые сложно причислить к государствам, объединялись в союзы (носящие родоплеменной характер). Функции таких союзов сводились к производству каких-либо совместных действий на постоянной либо временной основе, например для обороны от вражеских племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
2. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121141/
3. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция) // «Парламентская газета», N 144, 31.07.2002.
4. Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации»)
5. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 17.07.1995, N 29, ст. 2757,

Научная и учебная литература по международному праву

6. Абашидзе А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 221 с.
7. Бирюков П. Н. Международное право в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. - 10-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 365 с.
8. Бирюков, П. Н. Право международных организаций: учебное пособие для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 170 с.
9. Гетьман-Павлова, И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 560 с.
10. Жалилов М.А. Консульские иммунитеты и привилегии / М.А. Жалипов // // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 282-284.
11. Вылегжанин Ю.М. Международное право в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 290 с.
12. Каламкарян Р. А. Международное право: учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. - 5-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 632 с.
13. Капустин А. Я. Право европейского союза: учебник для вузов / А. Я. Капустин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 387 с.
14. Лобанов, С. А. Уголовная ответственность за военные преступления: теоретические вопросы международно-правового исследования: монография / С. А. Лобанов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 366 с.
15. Матвеева Т. Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 371 с.
16. Международное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / А. Я. Капустин [и др.] ; под ред. А. Я. Капустина. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 282 с.
17. Меньшенина, Н. Н. Международное право: учебное пособие для вузов / Н. Н. Меньшенина. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 101 с.
18. Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Близнец [и др.] ; отв. ред. Г. И. Тыцкая; под ред. И. А. Близнеца, В. А. Зимина. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 252 с.
19. Право международных организаций. Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцева. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 331 с.
20. Региональные системы защиты прав человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 377 с.
21. Скаридов, А. С. Морское право в 2 т. Том 2. Международное морское коммерческое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Скаридов. - 3-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 225 с.