Важная сторона в существовании и динамике правоотношений. Юридические факты-события в российском праве: общетеоретический анализ Воронин Алексей Евгеньевич. Нормативные юридические акты

Недавно наблюдала сценку в транспорте. Мама лет 35-38 разговаривала со своей дочкой-подростком. Точнее, она-то пыталась поговорить, да вот в ответ от родной кровинушки получала только раздражение и весьма неприятные выпады.

«Ага, ты еще скажи, что сама такое надела бы и ходила бы в этом!». «Ой, помолчала бы уже». «Да хватит уже мне на мозг капать!»

Уважение равно безопасность

Честно говоря, когда я слушала, как эта юная школьница оскорбляет свою маму, мне несколько раз хотелось вмешаться в разговор и поставить ее на место. Едва сдержалась. Все-таки это чужие отношения, да и ничего мое вмешательство не изменило бы. Такие вещи формируются годами – за минуту их не исправишь.

Вот мы часто говорим о любви между детьми и родителями, но, мне кажется, не менее важной составляющей наших отношений в семье является взаимное уважение.

Именно из уважения к родителям ребенок не допустит чересчур фривольного обращения с ними, не нагрубит и не нахамит, даже если будет не согласен с их мнением, не поставит в неловкое положение перед посторонними людьми, а главное – не обидит своими словами и поведением.

В семье, где все друг к другу относятся уважительно, чувствуешь себя комфортно и в безопасности. Про такую семью действительно можно сказать: «мой дом – моя крепость».

И наоборот, нет уважения – и в воздухе словно нависает какая-то угроза. Каждый вынужден быть настороже, чтобы суметь «достойно» отреагировать в случае очередного нападения.

А как же любовь?

Может ли человек любить, но при этом не уважать? Парадокс, но такое встречается, и это все чаще становится отличительной особенностью нашего времени.

Дочки-сыночки могут в одну минуту обнимать вас и целовать, говоря, как вас любят и какая вы хорошая мамочка. А в следующую минуту – огрызнуться, обозвать или просто насмешливо-неуважительно высказаться о ваших взглядах или принципах.

Думаю, что и любовь такая тоже под большим вопросительным знаком. Это любовь с признаками эгоизма и потребительства. Хорошо любить, когда тебе во всем потакают и во всем с тобой соглашаются. Ну а стоит кому-то из родителей сделать замечание – и, похоже, любовь прячется за стенкой.

«Во всем виновато телевидение!»

Кто-то может сказать: да как же не будет неуважительного отношения, когда кругом – и по телевидению, и в Интернете – куча рассказов и фильмов, где дети – умняшки, а мама с папой – дурачки? Таких родителей разве станешь уважать?

Не могу с этим полностью согласиться. Я знаю несколько прекрасных семей, где есть и телевизор, и компьютер с подключением к всемирной сети, однако дети в них очень уважительно относятся к своим родителям. И масс-медиа не смогли их испортить.

Так, значит, нельзя все сваливать на «тлетворное влияние»?



«Но мы же не учили их плохому!»

Слова, слова, слова… Посмотрите, как много и часто мы что-то говорим нашим детям. Поучаем, читаем морали, «воспитываем» - и надеемся, что это рано или поздно принесет результаты. Только почему же результатов все нет и нет?

Применительно к урокам это означает, что пока ученик не научится решать задачки в своей тетрадке, то никакие объяснения учителя, как их решить, ему не помогут.

А применительно к семье это означает, что мы можем хоть с утра до ночи разглагольствовать об уважении, но если сами не будем этого делать, то и наши дети этому не научатся.

Как всегда, только личный пример

Да, получается, что мы снова приходим к уже давным-давно известной нам истине: покажи пример, и дети ему последуют.

Если мы приходим с работы и гневно повествуем, как нас несправедливо обидели, ребенок это слышит и учится не уважать начальников.

Если мы приходим из магазина и возмущаемся, как нас в очередной раз обвесили, ребенок учится не уважать продавцов.

Если нас в автобусе толкнули и мы при ребенке недовольно бурчим или ругаемся, наше чадо получает еще один урок неуважения.

Если ребенок приходит из школы и начинает жаловаться на свою учительницу, а мы поддерживаем его и поддакиваем «да, все они такие, эти учителя» - то мы учим ребенка не уважать не только школьного наставника, но и самих себя.

Мы можем научить прощать и уважать

А ведь можно думать, чувствовать и говорить совершенно по-другому. Можно своими словами показывать, что мы прощаем другим их промахи или недостатки, тем самым демонстрируя уважение к ним.

Наступили на ногу - улыбнуться и сказать в ответ: «Да ничего страшного! В такой толпе трудно не наступить!»

Обвесили в магазине, а вы заметили – с улыбкой и без превосходства мягко произнести: «Ох, сочувствую, с такими старенькими весами работать приходится! Ведь невольно можно кого-то и обвесить».

А ребенку об учительнице сказать: «Да ведь знаешь, как ей трудно со всеми вами управляться! Она и так молодец, что еще согласилась с вами работать. Я бы на ее месте уже давно от вас, бездельников, сбежала!»


«А ты меня уважаешь?»

И последнее. Если уж быть совсем откровенными, то каждый ли из нас с чистой совестью скажет, что никогда сам не совершал поступков, не говорил слов, которые показывали наше неуважение к детям?

«Вечно ты, лентяй (балбес, лодырь, недотепа) все разбросаешь (сломаешь, уронишь), а мне потом ходи убирай (чини, покупай новое) за тобой!» «Да откуда только у тебя руки растут?» «Ну да, где ж с твоим умом хорошие отметки получать?»

Вот и получаем бумерангом то, что бросили в воздух. На наше неуважение к детям – их неуважение к нам.

Я думаю, многим из нас есть над чем задуматься и что изменить в своих отношениях с детьми, с окружающими, вообще в своем отношении к этому миру. Тогда дети будут уважать и нас, и других взрослых.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? - спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание - прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать - ничего страшного - нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость - норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

- Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло - плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь - воспитателя из тебя не получится.

- Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище - это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это - не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники - это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

- А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек - личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность - это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм - это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи - это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, власти, содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Правоотношения многообразны. В каждой отрасли права они имеют свои особенности. А сейчас о двух группах правоотношений, имеющих общее значение.
Это прежде всего деление правоотношений, соответствующее аналогичному делению юридических норм, т.е. деление на: а) регулятивные и б) охранительные. Оно точно соответствует двум направлениям воздействия права на общественную жизнь - непосредственно регулятивному и охранительному, и двум однопорядковым разновидностям юридических норм:
регулятивные - большинство гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений, которые состоят из установленных для лиц юридических прав и обязанностей;
охранительные - правоотношения, содержание которых состоит в применении к правонарушителю мер государственного принуждения, санкций; они встречаются в основном в уголовном и административном праве, и, как правило, связаны с юридической ответственностью.
Другое существенное деление правоотношений - по субъектам (точнее - по степени и характеру индивидуализации субъектов). По этому признаку следует различать:
относительные правоотношения - в них в с е субъекты точно, поименно определены; таковы, например, обязательства в гражданском праве - купли-продажи, аренды и др., где все субъекты точно зафиксированы, могут быть конкретно, поименно названы;
абсолютные правоотношения - в них лишь о д н а сторона, носитель субъективного права, точно определена (например, собственник имущества), а на другой стороне - неопределенное, бесчисленное множество лиц, любое лицо обязано воздерживаться от нарушений прав собственника.
Часто встречаются многослойные по содержанию правоотношения, где имеются взаимные, встречные права и обязанности; достаточно вспомнить в качестве примера, насколько велико количество встречных прав и обязанностей в правоотношении между жилищным управлением и съемщиком жилой площади по обязательству жилищного найма.

3.Элементы правоотношения.

Правоотношение - сложная, общественная связь, характеризующаяся рядом элементов.
Эти элементы:
1) субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения;
2) субъекты, один - носитель права (управомоченный), другой - носитель обязанности (правообязанный);
3) объекты права.
Кроме того, особо выделяются в связи с правоотношениями юридические факты - обстоятельства, с которыми связана жизнь правоотношений, их движение - возникновение, изменение, прекращение.

4. Субъективны юридические права и обязанности. Правомочие.

Субъективное юридическое право и нераздельно связанное с ним юридическая обязанность образуют содержание правоотношения.
Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.
Характерные особенности субъективных прав заключаются в том, что они дают субъекту известный "юридический плюс" (возможность что-то требовать от других лиц, возможность совершать известные действия, имеющие юридическое значение и др.), включают момент усмотрения, выбора вариантов имеющихся у лица возможностей. Основным средством обеспечения государством субъективного права является возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.
Юридическая обязанность - предписанная субъекту мера должного, необходимого поведения.
Характерные особенности юридических обязанностей (в отличие от обязанностей морального порядка, обязанностей-обычаев и др.) - это их однозначность по содержанию, императивность, непререкаемость, обеспеченность юридическими механизмами, наличие у другого лица или лиц права требования исполнения обязанности (это право требования, возникающее при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности, является особым проявлением субъективного права, которое носит название притязания).
В обоих приведенных определениях следует обратить внимание на слово "мера". И субъективное право, и юридическая обязанность характеризуются тем, что возможности и свобода лиц (субъективное право) и должное, необходимое поведение (юридическая обязанность) не безграничны, не бескрайни, а существуют в известных строгих рамках - это всегда "мера" поведения, имеющего свои границы, пределы.
Правомочие-составная, "дробная" часть субъективного права. Например, единое субъективное право собственности образуют три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения.

5. Виды субъективных прав. Существуют две основные разновидности субъективных прав:

во-первых, субъективные права, содержание которых сводится к одному лишь праву требования - требования об освобождении места в общественном транспорте, об уплате долга, о передаче имущества, о возмещении недоимки по налогу и т.д. В данном случае центр тяжести юридического регулирования находится в юридической обязанности другого лица (скажем, освободить место, предназначенное для пассажиров с детьми и инвалидов, возвратить долг, уплатить налог). А субъективное право в виде правомочия требования является средством, направленным на обеспечение обязанности, исполнение которой и приводит к достижению известного юридического эффекта;
во-вторых, субъективные права, которые дают самому субъекту возможность своего собственного активного поведения ("право на собственные действия, имеющие юридическое значение"). В данном случае - иная картина: необходимый юридический эффект достигается не путем исполнения обязанности другим лицом или лицами, а путем собственных действий самого субъекта - подачи иска в суд, выступления на митинге, продажи или дарения своего имущества и т.д. Есть тут и юридические обязанности, возложенные на других лиц; но они лишь охраняют, обеспечивают право - принять иск или жалобу, не препятствовать выступлению на митинге или действиям по распоряжению имуществом.
Существенное значение эти две разновидности субъективных прав имеют в имущественных, частно-правовых отношениях. Здесь различаются:
вещные права, т.е. такие права, когда у лица существует прямая, непосредственная связь с объектом - вещью, и оно может достигнуть известного имущественного результата путем своих собственных активных действий (например, в отношении главного вещного права - права собственности - путем реализации своих правомочий - владения, пользования и распоряжения вещью);
обязательственные права, т.е. такие права, когда, лицо, имеющее право (например, право по договору купли-продажи, подряда), может достигнуть имущественного результата по обязательству не непосредственно, а лишь через выполнение обязанности другим лицом.
Вещные и обязательственные права относятся к двум видам правоотношений, о которых ранее уже говорилось: к абсолютным и относительным правоотношениям (в зависимости от того, противостоит ли этим правам неопределенный круг лиц или только определенные обязанные лица). Вещные - абсолютные права, обязательственные - относительные.
Субъективные права и юридические обязанности находятся в тесной взаимозависимости, взаимосвязи, обусловлены друг другом. Иными словами, между их носителями, субъектами, возникает связь, которая - как мы видели - и называется правоотношением, - связь через права и обязанности, принадлежащие данным лицам.

Субъекты права - это лица, обладающие правосубьектностью, т.е. граждане, организации, общественные образования, которые могут быть носителями прав и обязанностей, участвовать в правовых отношениях.
Выражения "субъект права" и "лица, обладающие правосубъектностью" совпадают. Здесь термины "субъект" и "лицо" обозначают одно и тоже.
Более широкое значение имеет понятие правовой статус. Когда говорится о правовом статусе лица, то имеется в виду то, что оно обладает и правосубъектностью, и определенным кругом основных прав, определяющим его правовое положение в обществе или в данной области общественной жизни. Например, когда речь идет о статусе должностного лица, то под этим понимается и то обстоятельство, что такое лицо имеет властную административную правосубъектность, т.е. занимает властные позиции, и то, что оно в соответствии со своей компетенцией обладает известным кругом императивных правомочий, на основе которых может решать те или иные вопросы.

2. Правоспособность и дееспособность.

Правосубъектность охватывает два элемента:
правоспособность - способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности, т.е. просто иметь их;
дееспособность - способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского кодекса РФ).
Это разграничение касается в основном граждан, так как способность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности зависит от возраста и психического состояния лица. Поэтому тот или иной гражданин - малолетний, душевнобольной, не могущий руководить своими действиями, - является правоспособным, но не во всех случаях дееспособным. В отношении таких граждан (с тем, чтобы имелись лица, которые могли бы осуществлять и защищать их права) устанавливается опека или попечительство.

3. Виды субъектов.

Основные виды субъектов следующие:
а) индивидуальные субъекты. К ним относятся граждане, т.е. индивиды, обладающие гражданством данной страны, иностранные граждане, а также лица без гражданства;
б) организации. Это коллективные субъекты. К ним принадлежат различного рода некоммерческие и коммерческие организации - государственные организации (государственные органы, государственные предприятия), частные фирмы и общественные объединения; -
в) государство, государственные и муниципальные образования. Они включают государство в целом как субъекта международного права или финансовых отношений по бюджету (казне), государственные образования - республики, области, края, а также муниципальные административно-территориальные образования, например города.
Необходимо видеть различие в правосубъектности лиц в области публичного права и в области частного права.
В области публичного права - это в основном вопросы юридической субординации и подчиненности, т.е. вопросы компетенции государственных органов и должностных лиц, с одной стороны, а с другой - пассивной правосубъектности подчиненных и подотчетных лиц, их обязанностей и ответственности, вытекающих из властных актов государственных органов и должностных лиц.
В области частного права (гражданского, трудового, семейного) существует принципиальное юридическое равенство всех субъектов независимо от их статуса. Здесь все субъекты - одинаково "лица". При этом различаются:
физические лица (индивидуальные субъекты - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);
юридические лица (организации). Необходимо обратить внимание на то, что юридическое лицо - не всякий коллективный субъект, а только коллективный субъект в области частно-правовых, имущественных, трудовых и им подобных отношений. В частно-правовых отношениях государство, государственные и муниципальные образования как субъекты собственности, договоров приравниваются к юридическому лицу, т.е. в принципе не имеют отличий от положений других субъектов, в том числе - физических лиц, граждан.
Согласно новому гражданскому законодательству Российской Федерации, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (но с обязательной государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя). В таком же порядке действует глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ, в указанных случаях применяются, в принципе, правила Кодекса о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями.

4. Объекты права.

Это еще один (после "содержания" и "субъектов", третий) элемент правоотношения.
Объект правоотношения - тот предмет окружающего мира, материальное или нематериальное благо, по поводу которого (в отношении которого) сложилось правоотношение.
Характер объекта нередко существенно влияет на права и обязанности лиц.
В тех случаях, которые приводились в начале книги, нетрудно заметить, скажем, что в общественном транспорте юридические права и обязанности в общественном транспорте прямо зависят от того, занимают ли пассажиры места, над которыми помещена табличка "для пассажиров с детьми и инвалидов", или же другие места, т.е. в данном случае от объекта прав и обязанностей
Объект весьма важен в отношениях собственности, в иных имущественных и авторских отношениях, да и любых других правоотношениях, где от характера данного блага зависят права и обязанности субъектов.

Важная сторона в существовании и динамике правоотношений - юридические факты.
Юридический факт - это конкретное жизненные обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Юридическими фактами являются, например, договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица в наследственных отношениях.
Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта - возраст, стаж и акт назначения пенсии. Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактическим составом.

2. Классификация юридических фактов.

Эта классификация производится по нескольким основаниям. В то числе:
по характеру юридических последствий
по волевому признаку.
По характеру последствий юридически факты подразделяются на:
правообразующие (заключение трудового договора, когда работодатель и работник становятся носителями трудовых прав и обязанностей);
правоизменяющие (обмен жилой площади, влекущий изменение объекта правоотношения и соответственно прав и обязанностей по договору жилищного найма);
правопрекращающие (продажа имущества, прекращающая право собственности продавца).
Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Для продавца значение правопрекращающего факта, для покупателя - правобразующего.
Сложным, разветвленным является деление юридических фактов по в о л е в о м у признаку. Здесь юридические факты прежде всего подразделяются на:
события (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей - рождение человека, природное стихийное явление);
действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей - договоры, правонарушения и т.д.).
Действия в свою очередь подразделяются на правомерные и неправомерные. Причем и у тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности.
Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определенные юридические последствия, например, договор.
При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины "проступки" и "поступки". Проступки - это неправомерные действия (правонарушения), наиболее опасная их разновидность - преступления. Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных действий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определенные юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непосредственно в силу норм права. Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.

Слово "ответственность" используется в нашей речи широко. Например, мы говорим о "моральной ответственности", об "ответственности гражданина перед Отечеством". В праве под этим словом понимается главным образом применение государственного принуждения к виновному лицу за совершенное им правонарушение.
Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применению мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за совершенный административный проступок.
При юридической ответственности правонарушитель "держит ответ" - претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет известные лишения, урон. Юридическая ответственность, следовательно, связана с общественным осуждением правонарушителя, социальной и моральной упречностью его поведения.
Юридическую ответственность необходимо отличать от:
а) профилактических и превентивных мер, установленных законом (например, реквизиции имущества в военное время или при чрезвычайном положении);
6) мер защиты, т.е. правовых восстановительных мер, используемых в гражданском праве, некоторых других отраслях, таких, как возвращение имущества собственнику, когда оно находится в неправомерном владении у других лиц (нередко эти защитные меры тоже именуются "ответственностью").

2. Состав правонарушения.

Правонарушение как основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами (сторонами), образующими состав правонарушения. Это:
объект - нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом;
субъект - дееспособное лицо, совершившее правонарушение;
объективная сторона - само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;
субъективная сторона - вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.
Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при наличии, а практически при режиме законности - установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения. Это требование является обязательным, безусловным при возложении уголовной и административной ответственности. По гражданским же правонарушениям (в том числе при ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности) закон может сделать исключения из этого требования: - лицо может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины.

3. Порядок возложения юридической ответственности.

При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует презумпция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина.
Это важная конституционная гарантия прав личности, означающая, что лицо, привлекаемое к юридической ответственности, вовсе не обязано доказывать свою невиновность: бремя (обязанность) доказывания вины лежит на компетентных государственных органах - органах следствия, прокуратуре, осуществляющих обвинение. И до тех пор, пока это не сделано и вина не признана судом в обвинительном приговоре, лицо считается невиновным.
Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию, что затрагивает главным образом объективную и субъективную стороны правонарушений. Так, и по уголовным, и по гражданским делам нередко исходным и решающим является не только сам факт "вредоносного результата", но и установление фактов, свидетельствующих: а) о причинной связи между этим результатом и поведением данного лица и б) о вины в виде умысла или неосторожности в наступлении такого результата.

Как и в разделе о нормах права и правоотношениях, здесь мы вновь обращаемся к казалось бы уже известной черте права, - к тому, что юридические нормы находят свое внешнее выражение в законах, других внешних формах позитивного права.
И мы все же как бы вновь обращаемся к этой, вроде бы, уже известной черте права потому, что возникающие здесь вопросы имеют существенное практической значение в юриспруденции, они тесно связаны с характеристикой юридических норм и требуют рассмотрения под углом зрения специальных юридических знаний, т.е. собственного предмета юридической науки.
Только теперь наше внимание обращается не "в глубь", не в анатомию - сложное строение позитивного права (юридических норм и связанных с ними - правоотношений, субъектов права, юридических фактов и т. д.), а напротив, - , разворачивается в другую сторону, так сказать, "наружу", во внешние формы его существования и действия.
Эти внешние формы в юридическом отношении представляет собой источники права.
Что это означает? И какие здесь складываются категории, каковы возникающие здесь юридические вопросы (нередко - специально-юридические, из разряда документальной техники, которые представляют во многих случаях интерес для специалистов и при уяснении сугубо специальных проблем, но о которых для полноты и "связности" изложения придется все же вкратце сказать или хотя бы упомянуть). Впрочем и в данном случае замечу: некоторые, казалось бы, частности и детали имеют существенное значение для общетеоретической и философской разработки права.

2. Источники права.

Это - исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.
Источники права, следовательно, представляют собой единственное "место пребывания" юридических норм, резервуар, в котором юридические нормы только и находятся и откуда мы их "черпаем" (отсюда и название - "источники").
Источникам права характерны те же самые особенности, о которых говорилось в отношении юридических норм и правоотношений, в том числе - точность понятий (закон, указ и т. д.). Источникам права присущ, как и позитивному праву в целом, официальный, публичный характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку содержащихся в них норм со стороны государства, их государственную обеспеченность.
Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями:
путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства;
путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу.
Существуют три основных вида источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названных - "право законодателя", "обычное право", "право суда"):
1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие и изменяющие действующие нормы). К их числу в нашей стране, в России, относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.
Необходимо обратить внимание на то, что термин "акт" имеет в сфере права два значения:
а) значение правомерного действия - юридического факта, в том числе действия по правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию, изменению или отмене закона;
б) значение официального документа, в котором выражаются и закрепляются результаты тех или иных действий и, в котором, следовательно, они "пребывают".
Когда речь идет об источниках права, то слово "акт" понимается главным образом во втором из указанных значений (хотя "имеется в виду", что при помощи такого акта устанавливаются, изменяются, отменяются юридические нормы); в нормативном акте-документе как раз и находят официальное закрепление правотворческие действия (акты в значении действия).
Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по тому или иному вопросу руководителя администрации либо результаты юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор (вспомним - уже при первых знакомствах с правом мы встретились как раз с такого рода индивидуальными актами - распоряжение зам главы правительства, брачный договор).
2. Санкционированные обычаи - вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. Данный вид источников права свойствен в основном древним, средневековым, застойным, религиозно-традиционным правовым системам. Вместе с тем и в настоящее время значение источников права имеют правовые обыкновения - деловые, судебные, правовые традиции (они тоже относятся к числу санкционированных обычаев). Статья 5 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность применения обычаев делового оборота, под которыми, согласно Кодексу, признаются сложившиеся и применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Этот источник права - как мы видели - присущ англосаксонским правовым системам, таким, как Великобритания, США, право которых во многом имеет прецедентный характер, основано на "праве судей".
Среди других источников права необходимо выделить нормативный договор - соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные, юридические нормы (например. Федеративный, договор). По своим основным юридическим особенностям нормативный договор относится к нормативным юридическим актам.
Источники права еще в большей мере, чем "сами " юридические нормы и правоотношения, связаны с практической деятельность юристов, касаются всех, кому приходится так или иначе соприкасаться на практике с юридическими вопросами. И вот тут нужно иметь ввиду то существенное положение, что законы, все другие источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями - документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка.

3. Нормативные юридические акты.

Обратимся к основному источнику прав - к нормативным юридическим актам.. При этом рассмотрим основные вопросы закона, других нормативных актов на материале отечественного, российского законодательства. А для иллюстрации такого рода материала, предметного рассмотрения всего комплекса вопроса о нормативных актах, - некоторые фактические материалы.

Ф а к т и ч е с к и е м а т е р и а л ы.
Случай из юридической практики.
В самом начале этой книги было описано несколько простых жизненных случаев, которые позволили составить первые впечатления о праве. Сейчас же мы углубляемся - пусть и в предельно кратких формулировках и классификациях - в некоторые, "азбучные", но все же - относительно непростые, специальные юридические знания. И здесь для иллюстрации нужен более сложный пример, который позволил бы (лучше всего - в отношении одного юридического дела) затронуть юридические вопросы, касающиеся законов, их разновидностей, кодексов, юридической техники, толкования.
Такого рода примеры нередко называют казусами, т.е. ситуациями, происшествиями, представляющими известную сложность при их юридическом рассмотрении. Они могут быть оценены по-разному, но решения по ним требуют точного знания и искусного применения закона.
Об одном из таких казусов который в дальнейшем станет "сквозным" примером, и хотелось бы - по примеру и опыту учебного пособия для первокурсников юридического вуза - рассказать, в этой книжке в сокращенном виде, опуская ряд деталей....1
Жителю Горнозаводска Зотову летом 1995 года потребовалась крупная сумма денег. Зотов собирался со своим сыном и приятелем в дальнее морское путешествие, ему нужно было расплатиться за яхту, закупить снаряжение, продовольствие.
10 июня 1995 г. Зотов заключил с коммерческим банком "Кредит" договор ссуды (займа) на 10 млн. руб.2 под залог его пригородной дачи, оцененной по договоренности сторон в 12 млн. руб. Договор предусматривал возврат долга до 1 ноября 1995 г. с выплатой 30 процентов годовых; дача вместе с земельным участком переходила в это время в ведение банка, сотрудники которого должны были в соответствии с одним из пунктов договора проживать на даче, ухаживать за насаждениями.
16 июня 1995 г. дача с земельным участком была передана под расписку представителю банка "Кредит". Зотов 1 июля получил наличными ссуду и выехал из города. Сотрудники банка проживали на даче все лето и сентябрь 1995 года, ухаживали за насаждениями, огородом.
30 сентября 1995 г. во время грозы в результате удара молнии дача сгорела.
Вернувшись в октябре 1995 года из путешествия, Зотов получил от органов страхования возмещение в сумме 5 млн. руб. В связи с обстоятельствами гибели предмета залога он отказался от возвращения долга банку.
5 ноября 1995 г. коммерческий банк предъявил в суд Пригородного района иск к Зотову о возврате ссуды и уплате процентов. Зотов со своей стороны предъявил встречный иск о возмещении банком убытков, вызванных гибелью дачи, включая суммы, которые бы он мог получить при сдаче дачи в аренду на коммерческих началах нескольким дачникам.
Возникла потребность решить возникшую спорную ситуацию на основе положений действующего право.

Динамика это раздел механики, в котором изучают движение тел под действием приложенных к ним сил .

В биомеханике также рассматривают взаимодействие между телом человека и внешним окружением, между звеньями тела, между двумя людьми (например, в единоборствах). В результате возникают силы, которые и являются количественной мерой этих взаимодействий.

При изучении величин, которые характеризуются не только величиной, но и направлением (например, скорость, ускорение , сила и т. п.) применяют их векторное изображение.

Вектор направленный прямолинейный отрезок (стрелка) рис. 1.

Два вектора считаются равными лишь в том случае, если у них одинаковы и длины и направления (то есть они параллельны и ориентированы в одну сторону). С изменением ориентации меняется знак вектора (на рис.1 b = а; с = - а).

Правила векторной алгебры отражают физические свойства векторных величин. Так в соответствии с тем, что равнодействующая двух сил находится по правилу параллелограмма, суммой двух векторов (a и b), определяется новый вектор (с = а + b), изображаемый диагональю параллелограмма, стороны которого – векторы-слагаемые, рис. 2.

Вычитание определяется как действие, обратное сложению. Кроме вектора в биомеханике используется ещё и термин, носящий название «скаляр» (скалярные величины).

Скаляр величина, каждое значение которой (в отличие от вектора) может быть выражено одним числом, вследствие чего совокупность значений можно изобразить на линейной шкале (скале – отсюда и название). Скалярными величинами являются: длина, площадь, температура и т. д.

Скалярным произведением (а۰b) двух векторов (а и b) называется число (скаляр), равное произведению длин этих векторов, на косинус угла, образованных их направлениями, то есть |а| ۰ |b| ۰ cos φ, см. рис. 3.

Прямая, вдоль которой направлена сила, называется линия действия силы. Сила полностью определена, если заданы её величина, направление и точка приложения. Если на элементы биомеханической системы тела человека действует несколько сил (F1, F2, ...Fn), то их можно заменить одной силой, равной их векторной сумме: FR = Σ Fi. Такая сила называется равнодействующей.

Например, на прыгуна в длину действует сила тяжести (mg) и сила сопротивления воздуха (Fс), рис. 4. Ускорение (отрицательное) создаёт их равнодействующая сила (Fр).

Движения биомеханической системы тела человека подчиняются механике Ньютона. Следовательно, три основных закона этой механики определяют характер движения, так как несмотря на биологическую природу энергообеспечения движения, тело является механической системой и подчиняется всем закономерностям, которые связаны с движением материальных объектов на Земле.

Первый закон Ньютона (закон инерции). Любое материальное тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока внешнее воздействие не изменит это состояние.

Прямолинейное равномерное движение материального тела называется инерциональным (или движением по инерции). Инерция это свойство материального тела оказывать сопротивление изменению скорости его движения (как по величине, так и по направлению). Инертность неотъемлемое свойство материи . Такое сопротивление возможно только потому, что тела обладают определённой массой, которую считают количественной мерой инертности.

Масса количественная мера инертности тела . Единица измерения массы в СИ называется килограмм (кг).

Первый закон Ньютона – достаточно идеализированное представление о движении, поскольку тело может двигаться прямолинейно и равномерно только в отсутствии любых сил. В реальности на двигающееся тело всегда оказывают влияние различные силы (силы сопротивления воздуха, силы трения и др.), чьё воздействие приводит к тому, что движущееся тело в конце концов останавливается. Это не означает, что первый закон Ньютона неверен: просто движение, если действие сил не исключить, приводит к изменению состояния тела и, в частности, к его переходу в состояние покоя.

Векторная величина, равная произведению массы тела на ускорение и направленная в сторону, противоположную ускорению по величине или направлению данного тела под воздействием внешних сил, называется силой инерции: Fи = - m aс.

Изменение скорости тела обусловлено воздействием на него других тел. Воздействие тем интенсивнее, чем больше созданное им ускорение. С другой стороны, у тела с большей массой ускорение меньше (то есть, его скорость изменить труднее). Поэтому измерять воздействие на тело со стороны всех других тел принято произведением массы тела на сообщённое ему ускорение. Эту меру воздействия называют силой.

Если формулу F = m a преобразовать:

то получим второй закон Ньютона.

Ускорение, с которым движется тело, прямо пропорционально действующей на него силе, обратно пропорционально массе тела и по направлению совпадает с направлением действия силы

Соотношение между равнодействующей всех внешних сил и ускорением, которое она сообщает ему, можно преобразовать к виду, который оказывается полезным при решении многих задач в биомеханике:

Третий закон Ньютона. Силы, с которыми материальные тела действуют друг на друга, равны по величине, противоположны по направлению и направлены по прямой, проходящей через эти тела.

Этот закон показывает, что взаимодействие – это действие одного тела на второе и равное ему действие второго тела на первое. Следовательно, источником силы для первого тела является второе, и поскольку силы действия и противодействия приложены к разным телам, их нельзя складывать, а действующие силы – заменять равнодействующей.

Человек, совершая двигательные действия, участвует в сложном движении, которое состоит из более простых – поступательного и вращательного. Для каждого из них существуют отличающиеся друг от друга характеристики.