Стадия обеспечения в исполнительном производстве. Контрольные вопросы и задания

Стадии исполнительного производства

Деятельность судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов носит стадийный характер: возбуждение исполнительного производства; подготовка к применению мер принудительного исполнения; применение мер принудительного исполнения; завершение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства. Данная стадия начинается с поступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа. Как привило, исполнительный документ подается самим взыскателем и сопровождается его заявлением с просьбой о возбуждении исполнительного производства, однако в законе предусмотрены случаи возбуждения исполнительного производства и без такого заявления, например, в случае, когда суд сам направляет исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей (ч. 5 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»). По поступившему исполнительному документу судебный пристав-исполнитель проверяет следующее: полномочия представителя на подписание заявления, если оно подписано взыскателем не лично (ч. 2 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»); соблюдение взыскателем компетенции судебного пристава-исполнителя при предъявлении исполнительного документа (ст. 33 и п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»); срок предъявления исполнительного документа (ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»); соблюдение требований, предъявляемых к исполнительным документам (ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве»); другие обстоятельства, предусмотренные в ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», которые могут быть основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

В заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель может просить судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 67). При отказе взыскателю в удовлетворении указанных просьб судебный пристав-исполнитель разъясняет в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (ч. 9 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), удовлетворение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя (ст. 80-83 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

На стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель решает вопрос о предоставлении должнику времени на добровольное исполнение (ч. 12-14 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Стадия возбуждения исполнительного производства завершается вынесением судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства, копия постановления направляется заинтересованным лицам (ч. 17 ст. 30 и ч. 2 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Подготовка к применению мер принудительного исполнения. Как правило, судебный пристав-исполнитель не может сразу приступить к применению мер принудительного исполнения: прежде чем имущество изъять и (или) принудительно реализовать либо передать взыскателю, его необходимо найти. В целях розыска имущества судебный пристав-исполнитель направляет запросы в органы, осуществляющие регистрацию прав на движимое и недвижимое имущество (Росреестр, ГИБДД и др.). На стадии подготовки к применению мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель вправе вызвать стороны исполнительного производства, рассмотреть поступившие от сторон ходатайства, принять от должника добровольное исполнение, если постановлением о возбуждении исполнительного производства ему был предоставлен на это срок. На данной стадии судебный пристав-исполнитель налагает арест на имущество должника, передает имущество на ответственное хранение, осуществляет иные действия.

Применение мер принудительного исполнения. После проведения подготовительных мероприятий судебный пристав-исполнитель приступает к применению мер принудительного исполнения. Применение мер принудительного исполнения является центральной и наиболее значимой стадией исполнительного производства, поскольку на этой стадии осуществляется фактическое принудительное исполнение.

Меры принудительного исполнения - это действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Перечень мер принудительного исполнения содержится в ч. 3 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» и не является исчерпывающим, федеральным законом или исполнительным документом могут быть предусмотрены иные действия. Порядку применения отдельных мер посвящена значительная часть ФЗ «Об исполнительном производстве»: гл. 8 «Обращение взыскания на имущество должника»; гл. 9 «Реализация имущества должника на торгах»; гл. 10 «Особенности обращения взыскания на имущество должника- организации»; гл. 11 «Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина»; гл. 13 «Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах» и другие главы. Применение судебным приставом- исполнителем мер принудительного исполнения должно соответствовать задаче и принципам исполнительного производства.

Завершение исполнительного производства. Исполнительное производство может быть прекращено по правилам ст. 43-45 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 439, 440 ГПК РФ либо окончено в порядке ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте общую характеристику российских нормативных актов и международных договоров, регулирующих исполнительное производство.
  • 2. Назовите участников исполнительно производства.
  • 3. Каковы целевые установки исполнительного производства?
  • 4. Назовите принципы исполнительного производства.
  • 5. Какие акты подлежат исполнению в исполнительном производстве?
  • 6. Назовите стадии исполнительного производства.
  • 7. Понятие исполнительного производства.

Б.Е. Деготь, аспирант Российской правовой академии Минюста России.

Юридический процесс есть развивающееся во времени явление. Однако в отличие от времени как объективной категории юридический процесс в большей степени субъективен, поскольку нельзя заранее сказать, сколько он продлится в объективных временных параметрах. В связи с этим возникает теория стадий исполнительного процесса.

В юридической литературе и законодательстве исполнительный процесс, как правило, называется исполнительным производством. Под исполнительным процессом нами понимается порядок (процедура) деятельности государственных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел по принудительному исполнению исполнительных документов, а также правоотношения, возникающие в процессе этой деятельности. Исполнительный процесс включает также деятельность иных его участников, в частности взыскателя и должника.

Стадийность юридического процесса есть некая условность. Существует две классификации стадий юридического процесса: функциональная и логическая.

При функциональной классификации выделяются стадии возбуждения юридического процесса, подготовки к рассмотрению, рассмотрения дела и принятия решения по итогам рассмотрения дела. В этом смысле принятием решения по делу называется и исполнение решения, но в ряде случаев возникает необходимость в специализации, и тогда исполнение решения выносится за рамки одного юридического процесса и переходит в иной юридический процесс. Именно так происходит с исполнительным процессом, который, скажем, возникает после гражданского или иного первоначального юридического процесса.

Функциональная классификация стадий не есть нечто застывшее, статичное - она может быть применена и по отношению к самому исполнительному процессу, т.е. возбуждение исполнительного процесса рассматривается как принятие исполнительного документа канцелярией, подготовка к рассмотрению вопроса о возбуждении исполнительного процесса, рассмотрение вопроса о возбуждении исполнительного процесса, принятие решения о том, возбуждать или нет тот или иной исполнительный процесс.

Иными словами, речь идет о стадиях в стадии. При этом стадия в стадии называется внутренней стадией по отношению к той стадии, которая ее включает. Стадия, содержащая стадии, называется внешней стадией по отношению к внутренним стадиям. Следовательно, внутренняя и внешняя стадии означают лишь отношения между стадиями как частями юридического процесса.

Логическая классификация стадий играет и схожую с функциональной, и в то же время несколько иную роль. Логическая классификация традиционно предусматривает следующие стадии: выяснение фактических обстоятельств дела; выяснение и определение нормы права, подлежащей применению; принятие по итогам этих двух стадий решения.

Очевидно, что задача логической классификации - дисциплинировать правоприменителя, дать ему импульс к неспешному, вдумчивому логическому размышлению. Логическую классификацию стадий можно рассматривать как "гигиену" мышления, и не более того. В то же самое время юридический процесс можно строить по этой же схеме: первоначально выясняем фактические обстоятельства, затем переходим к исследованию юридических норм и лишь после этого - к стадии принятия решения.

Исследование вопросов стадий исполнительного процесса, его соотношения с другими юридическими процессами приводит к необходимости конструирования такой правовой категории, как "взаимодействие юридических процессов".

Взаимодействие юридических процессов есть правовое явление, выражающееся в определенной взаимосвязи и взаимообусловленности между различными юридическими процессами, а также в части - между различными производствами, входящими в один юридический процесс.

В зависимости от развития связанных юридических процессов во времени можно вести речь о параллельных и о последовательных юридических процессах.

Параллельность развития исполнительного процесса с рядом иных юридических процессов нежелательна, поэтому возникает необходимость синхронизации юридических процессов.

Одним из механизмов синхронизации, направленной на недопустимость параллельного развития юридических процессов, является приостановление того или иного юридического процесса. Например , исполнительный процесс может быть приостановлен в случае обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Самостоятельность юридического процесса в некотором смысле определяется наличием одного юридического дела. В то же время одно юридическое дело является гарантией недопустимости одновременного течения (параллелизации) различных юридических процессов или одного и того же юридического процесса, но в различных его стадиях. Например , сложно представить одновременное рассмотрение дела и в суде кассационной инстанции, и в суде надзорной инстанции, поскольку, как правило, течение этих юридических стадий зависит от нахождения в инстанциях материалов дела.

Особое место среди стадий занимает возбуждение исполнительного процесса, представляющее собой совокупность процессуальных действий судебного пристава-исполнителя, направленных на установление условий, необходимых для возбуждения исполнительного процесса.

Возбуждение исполнительного процесса как стадия завершается вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства.

Значение стадии возбуждения исполнительного процесса заключается в том, что процессуальные действия судебного пристава-исполнителя по применению мер принудительного исполнения могут совершаться лишь после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса.

При установлении судебным приставом-исполнителем условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, исполнительный документ подлежит возвращению.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) различает, по существу, два определения "возвращения исполнительного документа":

  1. возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса;
  2. возвращение исполнительного документа после возбуждения исполнительного процесса.

Возвращение исполнительного документа до возбуждения исполнительного процесса регламентируется ст. 10 "Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу" Закона.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в 3-дневный срок со дня его поступления: взыскателю - если документ направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению; в суд и другой орган, выдавший исполнительный документ, - если документ не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона.

Таким образом, Закон предусматривает два условия, препятствующих возбуждению исполнительного процесса: нарушение срока предъявления исполнительного листа к исполнению и нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу. Однако практика показывает, что такого количества условий, препятствующих возбуждению исполнительного процесса, явно недостаточно, на что уже обращалось внимание в литературе.

В случае направления исполнительного документа в подразделение службы судебных приставов, на территории которого не находится (не проживает) должник, судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительный процесс и только после этого выяснить у взыскателя причину направления указанного исполнительного документа в данное подразделение.

Неправильное определение "территориальной принадлежности" не может служить основанием для возвращения исполнительного документа <*>.

<*> Иной точки зрения придерживается С.Е. Устьянцев. См.: Настольная книга судебного пристава: Справочно-методическое пособие // Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: БЕК, 2000. С. 192.

Исполнительная сила исполнительного документа в широком смысле означает возможность его принудительного исполнения. В связи с этим в случае отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы оснований для существования исполнительного процесса, в том числе для его продолжения или возбуждения, нет <*>.

<*> См.: Устьянцев С.Е. Указ. соч. С. 192.

При выяснении вопроса об отсутствии у исполнительного документа исполнительной силы на стадии возбуждения исполнительного процесса исполнительный документ подлежит возвращению в орган, его выдавший <*>. В случае же обнаружения отсутствия у исполнительного документа исполнительной силы после вынесения постановления о возбуждении исполнительного процесса постановление о возбуждении исполнительного производства подлежит отмене, а исполнительный документ - возвращению.

<*> В этом вопросе следует согласиться с С.Е. Устьянцевым. (См.: Там же. С. 192.)

Частным случаем отсутствия исполнительной силы является невступление в законную силу юрисдикционного акта. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2001 N А05-6195/01-365/21 указано, что суд правомерно удовлетворил жалобу должника о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства и взысканию исполнительского сбора за неисполнение судебного акта в добровольном порядке, так как из материалов дела следует, что производство возбуждено приставом во исполнение не вступившего в законную силу решения.

Законом не предусмотрены последствия предъявления исполнительного документа, не имеющего исполнительной силы, но обладающего формальными признаками, позволяющими отнести его к исполнительным документам (например, поддельного исполнительного документа, исполнительного листа по утратившему законную силу судебному акту в силу его отмены, а также признанного незаконным исполнительного документа).

Безусловно, орган принудительного исполнения не владеет всей информацией, касающейся отмены или признания незаконными юрисдикционных актов. В связи с этим, на наш взгляд, орган принудительного исполнения, установив, что предъявлен исполнительный документ, не обладающий исполнительной силой, и по нему возбужден исполнительный процесс, должен отменить постановление о возбуждении исполнительного производства.

Предполагается, что должник, получив постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, немедленно сообщает об этом судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель, убедившись в отсутствии исполнительной силы у исполнительного документа, по которому возбужден исполнительный процесс, отменяет постановление о возбуждении исполнительного производства и все принятые им меры принудительного исполнения.

Кроме того, на наш взгляд, постановление о возбуждении исполнительного производства, вынесенное на основании исполнительного документа, не обладающего исполнительной силой, не может быть признано судом недействительным, поскольку отсутствует факт нарушения закона как необходимое условие признания недействительным правового акта судебного пристава-исполнителя. Иное дело, если судебный пристав-исполнитель отказался отменить постановление о возбуждении исполнительного производства; только в этом случае может быть обжаловано не постановление о возбуждении исполнительного производства, а отказ в отмене постановления о возбуждении исполнительного производства.

На практике бывают случаи, когда на основании вступившего в законную силу решения суда первой инстанции выдается исполнительный лист, однако в дальнейшем восстанавливается срок на подачу апелляционной (кассационной) жалобы. При этом на основании исполнительного листа уже имеется возбужденное исполнительное производство. Возникает вопрос: что должен предпринять судебный пристав-исполнитель в случае, если суд не разрешил судьбу исполнительного процесса?

По мнению С.Е. Устьянцева, "в случае восстановления судом срока на кассационное обжалование и принятия кассационной жалобы, согласно положениям ст. 208 ГПК, решение суда является не вступившим в законную силу, а исполнительный лист, выданный на его основании, должен возвращаться в суд, его выдавший, при этом судебному приставу-исполнителю должно быть представлено определение суда о восстановлении срока на кассационное обжалование" <*>.

<*> Устъянцев С.Е. Указ. соч. С. 183.

Согласиться с таким подходом нельзя. На наш взгляд, в этих условиях заинтересованное лицо (должник) должно заявить в суде ходатайство о приостановлении исполнительного производства. В противном случае исполнительное производство должно развиваться, как оно развивалось и при отсутствии восстановления срока. Наивность такой рекомендации наиболее очевидна при восстановлении срока на кассационное обжалование уже после фактического исполнения исполнительного документа.

Вопрос заключается в том, теряет ли законную силу решение суда после того, как восстановлен срок апелляционного (кассационного) обжалования, или не теряет? Ни ГПК РФ, ни АПК РФ не содержат положений, которые однозначно указывают на то, что решение суда теряет законную силу после того, как восстанавливается срок обжалования.

Таким образом, возможны две позиции: 1) решение суда первой инстанции утрачивает законную силу после того, как подана апелляционная (кассационная) жалоба и судом восстановлен срок обжалования; 2) решение суда первой инстанции законной силы не утрачивает в случае, если апелляционная (кассационная) жалоба подана по истечении срока обжалования, но срок обжалования восстановлен.

В случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ, по мнению С.Е. Устьянцева, должен быть возвращен взыскателю, указанному в исполнительном документе <*>.

<*> См.: Там же. С. 192.

На наш взгляд, в случае отсутствия полномочий у лица, предъявившего исполнительный документ, исполнительный документ не может быть возвращен, поскольку законом не предусмотрено такое основание возвращения исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительный процесс в общем порядке.

В случае если взыскатель, получив постановление о возбуждении исполнительного производства, считает, что нет необходимости в его принудительном исполнении, он вправе отозвать исполнительный документ.

На практике случается, что суд признает недействительным постановление о возбуждении исполнительного производства при отсутствии согласия взыскателя на такое возбуждение. При этом жалобу подает должник с целью затянуть исполнительный процесс. Представляется, что никаких оснований для признания недействительным постановления о возбуждении исполнительного производства нет. Взыскатель вправе в любой момент отозвать исполнительный документ с последующим его возвращением и окончанием исполнительного процесса. Взыскатель несет риск всех "случайных" предъявлений исполнительного документа к исполнению.

Одним из оснований для возвращения исполнительного документа является нарушение срока его предъявления к исполнению. На практике факт нарушения срока предъявления исполнительного документа к исполнению установить достаточно сложно, поскольку отметки на исполнительном документе зачастую не ставятся; могут быть и иные основания для перерыва или продления срока предъявления исполнительного документа (а в случае с постановлением о наложении административного штрафа - срока давности).

Взыскатель, зная, что нарушение срока предъявления исполнительного документа влечет за собой возврат исполнительного документа, обязан представить судебному приставу-исполнителю необходимые доказательства отсутствия пропуска срока предъявления исполнительного документа и нести ответственность за все последствия, вызванные непредставлением таких доказательств. Иными словами, при пропуске срока предъявления исполнительного документа к исполнению и отсутствии у судебного пристава-исполнителя доказательств перерыва или восстановления этого срока судебный пристав-исполнитель возвращает взыскателю исполнительный документ.

Существует две формы временного завершения исполнительного процесса, то есть несовершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий в течение определенного промежутка времени: приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий. Они имеют следующие отличия: приостановление исполнительного процесса производится только судом, а отложение исполнительных действий может производиться как судом, так и судебным приставом-исполнителем; Закон называет конкретные основания приостановления исполнительного производства.

Возможность отложения исполнительных действий не до наступления календарной даты, а до наступления события приводит к размыванию границ между приостановлением исполнительного процесса и отложением исполнительных действий.

Окончание исполнительного процесса, как и иного юридического процесса, стадией не является и потому, в отличие от стадии возбуждения исполнительного процесса, носит условный характер. Это вызвано возможностью возобновления исполнительного процесса в силу, например, отмены постановления об окончании исполнительного производства.

В литературе имеется два взгляда относительно понятия "окончание исполнительного процесса":

  1. бездействие судебного пристава-исполнителя;
  2. те действия судебного пристава-исполнителя, которые приводят к отсутствию действий.

Законом не предусмотрены порядок и основания возобновления исполнительного процесса после его окончания, за исключением п. 5 ст. 76 Закона, который устанавливает, что исполнительное производство по исполненному документу может быть возобновлено, если после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя. Однако для применения п. 5 ст. 76 Закона, на наш взгляд, необходимо отменить постановление об окончании исполнительного производства.

Представляется, что основаниями возобновления исполнительного процесса являются:

  1. признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  2. обнаружение задолженности при исполнительном контрольном производстве.

Стадия исполнительного производства - это совокупность процессуальных действий кот-е направлены на достижение определённой цели. Каждая стадия это группа процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В больш. случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления суд-го пристава исполнителя.

Стадии:

- возбуждение исполнительного производства

- подготовка судебного пристава исполнителя к принудительному исполнению

- применение мер гос-го принуждения к должнику

- обжалование действий суд-го пристава исполнителя.

1. возбуждение исполнительного производства , эта стадия характеризуется такими процессуальными действиями:

А). предъявление исполнительного документа судебному приставу исполнителю

б) принятие исполнительного док-та суд-ным приставом –исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

2. подготовка судебного пристава исполнителя к принудительному исполнению , здесь он предост-ет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного док-та, также на этой стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного док-та, разъяснение судебного акта или акта др. органа подлежащего исполнению, заявление отводов судебному приставу исполнителю

3) применение мер гос-го принуждения к должнику

В случае добровольного неисполнения треб-й испол-го док-та на стадии применения мер гос. принуждения к должнику задействуется механизм принудит-го исполнения через службу судебных приставов.

4) обжалование действий суд-го пристава исполнителя . Эта стадия завершает исполнит-ное производство, хотя может и не быть последней стадией. Это обжалование возможно в любое время в ходе принудит-го исполнения.

4. Принципы исполнительного производства: понятие, значение, классификация.

Принцип исполнительного производства - совокупность нормативно закрепленных основных положений, которые определяют сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве.

Принципы исполнительного производства можно подразделить на виды принципов, такие как:

Конституционные принципы;

Межотраслевые принципы;

Принципы исполнительного производства.

Конституционные принципы распространяются на вес процессуальные отношения, так как составляют гарантию законного применения государственного принуждения в области исполнительного производства.

Основные конституционные принципы в исполнительном производстве:

- принцип законности - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ);

- принцип равноправия сторон - все равны перед законом, в том числе в исполнительном производстве (ст. 19 Конституции РФ);

- принцип получения юридической помощи - каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы . например это принцип национального языка судопроизводства.

Принципы исполнительного производства :

Диспозитивный принцип;

Императивный принцип;

Неприкосновенность личности должника;

Принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи;

Пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями;

Принцип законности.

Диспозитивный принцип в исполнительном производстве означает, что каждый субъект независим, распоряжается личными полномочиями свободно, без вмешательства со стороны других субъектов. Но диспозитивность зависит от тех обстоятельств, в которых конкретно находится субъект в исполнительном производстве, так как закон может предоставить право действия либо запрещает это. Запрет означает, что в действие вступает императивный принцип исполнительного производства.

Охрана неприкосновенности личности должника обеспечивается определением в законодательстве времени совершения исполнительных действий. Пристав имеет право осуществлять исполнительные действия в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени.

Законодательство гарантирует неприкосновенность минимума средств , необходимых для жизни должника и членов его семьи. При обращении взыскания на имущество организаций пристав обязан учитывать ограничения, установленные федеральными законами. Еще одной гарантией обеспечения минимума необходимых должнику средств являются положения, определяющие размер удержания из заработной платы должника и иных видов доходов.

Принцип очередности и пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями . Денежные суммы, взысканные в порядке исполнительного производства, должны быть справедливо распределены между взыскателями

Стадия исполнительного производства - это совокупность определенных процессуальных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем или судом, объединенных единой целью и в совокупности направленных на решение задач исполнительного производства.

Процедура реализации исполнительного документа имеет строго определенную организационную структуру, закрепленную в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и состоит из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий.

К ним относятся:

1) возбуждение исполнительного производства; 2)

принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе; 3)

приостановление исполнительного производства; 4)

прекращение исполнительного производства; 5)

окончание исполнительного производства.

Рассмотрим, как законодательство регламентирует действия судебных приставов-исполнителей на этих стадиях.

1. Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства является самостоятельной стадией процесса исполнения. Совокупность действий, составляющих данную стадию, обладает всеми признаками, характерными для стадии исполнительного производства. Данные действия, по мнению Д.Я Малешина, представляют собой систему процессуальных действий, обладают самостоятельной задачей, имеют качественное своеобразие содержания и обособлены во времени202.

Движение дела в данной стадии заключается в последовательной смене выдачи исполнительного документа, предъявления его в службу судебных приставов, вынесения судебным приставом постановления о возбуждении, а также в совершении некоторых других действий.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

После получения заявления и исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то постановление о возбуждении производства должно быть вынесено в течение суток с момента поступления исполнительного документа.

В постановлении о возбуждении производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных законом. Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требовании устанавливается в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных Федеральным законом203:

Для осуществления взыскания расходов за осуществление исполнительных действий;

Для взыскания исполнительного сбора;

Для взыскания штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем;

В случае поручения исполнения отдельных исполнительных действий на другой территории другому судебному приставу-исполнителю.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Исполнительное производство возбуждается и исполнительные действия совершаются:

Если должником является физическое лицо - по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества;

Если должником является юридическое лицо - по месту его нахождения или месту нахождения его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства204

Если взыскатель устранит обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, то может повторно обратиться к судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

По истечению срока, отведенного законодательством должнику на добровольное исполнение, судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению исполнительного листа или иных документов, послуживших основанием для возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящегося у должника или у третьих лиц, во исполнения судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке предусмотренных федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок применения каждой из названных мер принудительного исполнения.

Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебными приставами-исполнителями по его месту жительства, месту пребывания или месту нахождения имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются по ее юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий или применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему приставу совершить исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения. Такое поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Получив данное поручение, судебный пристав-исполнитель по новому месту исполнения возбуждает исполнительное производство с соблюдением требований закона. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено205.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель дает поручение соответствующему судебному приставу-исполнителю или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», в частности, ч. 11 ст. 33 предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, на территории, на которую не распространяются его функции, по согласованию206, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать его из одного подразделения в другое подразделение судебных приставов, о чем извещаются взыскатель, должник, суд или иной орган, выдавший исполнительный документ.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если федеральным законом или исполнительным документом установлен конкретный срок исполнения, то требования должны быть исполнены в этот срок.

Постановление судебного пристава-исполнителя о поручении проведения отдельных исполнительных действий другому подразделению должно быть исполнено в течение 15 дней.

Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Это же требование закона распространяется на исполнение исполнительных документов, в которых предусмотрено немедленное исполнение.

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» установил время, которое не включается в рассмотренные сроки совершения исполнительных действий207.

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства.

Исполнительное производство в соответствии с законом может быть приостановлено судом, судебным приставом-исполнителем или другим компетентным органом, вынесшим исполнительный документ.

Суд может приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях:

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, не которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора;

4) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действия судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

8) обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой органа с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

9) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, регламентирующим правовые основания для судебного пристава-исполнителя на приостановление производства.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в следующих случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом, другим компетентным органом правоотношение допускает правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника – организации процедуры банкротства;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительного сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительного сбора;

7) направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Кроме того, исполнительное производство может быть полностью или частично приостановлено судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках;

2) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

3) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия в другое подразделение судебных приставов.

Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступлении жалобы на постановление, действия или бездействия подчиненных им судебных приставов-исполнителей.

Исполнительное производство приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, после чего оно возобновляется.

4. Прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство может быть прекращено судом или судебным приставом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом в следующих случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения;

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель может прекратить исполнительное производство в следующих случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

Необходимо отметить, что согласно постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»208 лица, требования которых исключены по их заявлению из реестра требований кредиторов, при последующем прекращении производства по делу о банкротстве должника не вправе повторно обратиться за принудительным исполнением соответствующего судебного акта.

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ209.

Приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

О приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает путем направления копии постановления сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

После вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. Указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в суд или другой орган, выдавший этот документ.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается в предусмотренных ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскателю случаях.

В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в пунктах 2-6, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законом.

5. Окончание исполнительного производства.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в соответствии с правовыми основаниями, предусмотренными в законе, в следующих случаях.

Исполнительное производство следует рассматривать как сложное правовое явление, имеющее собственную структуру, институты, нормы.

Система исполнительного производства - это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру.

Исполнительное производство в настоящее время представляет собой развивающуюся отрасль права, в которой (хотя Законом «Об исполнительном производстве» и не указываются) условно можно выделить общие положения, важный признак любой отрасли права и особенную часть, регулирующую конкретные вопросы исполнительного производства, так как нормы той и другой частей отрасли соотносятся между собой как общее и особенное. Поэтому система исполнительного законодательства в настоящее время включает в свой состав части приведенные ниже.

1. Общая часть

Основные положения и общие условия совершения исполнительных действий (глава 1 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется законодательство, которое регулирует сферу исполнительного производства; органы принудительного исполнения; перечень исполнительных документов; место и сроки совершения исполнительных действий; стадии исполнительного производства.

Положения о лицах, участвующих в исполнительном производстве (глава 2 Закона «Об исполнительном производстве»). Устанавливается состав субъектов исполнительного производства, их права и обязанности.

Основания применения мер принудительного исполнения (глава 3 Закона «Об исполнительном производстве»). Кроме собственно оснований применения мер принудительного исполнения, определяются меры принудительного исполнения.

Исполнительский сбор. Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (глава 10 Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируется порядок взыскания и размер исполнительского сбора. Устанавливаются правила взыскания расходов по совершению исполнительных действий, возможность их авансирования. Устанавливается ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться

от их совершения. Также устанавливается ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава - исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.

2. Особенная часть

Обращение взыскания на имущество должника (глава 4 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются особенности обращения взыскания на имущество должника - физического лица, в том числе на денежные средства, как в рублях, так и в иностранной валюте; устанавливаются правила ареста имущества должника, оценки, хранения, реализации арестованного имущества; и некоторые другие вопросы.

Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации. Арест и реализация имущества должника-организации (глава 5 Закона «Об исполнительном производстве»). В рамках данной главы, кроме собственно вопроса о взыскании денежных средств или имущества должника-организации, также решается вопрос о наложении ареста и очередности реализации имущества, мерах по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации.

Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника (глава 6 Закона «Об исполнительном производстве»). Регламентируются различные вопросы обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника, как то: порядок исчисления и размер удержаний, особенности обращения взыскания на заработок должника, который отбывает наказание, обращения взыскания на пособия по социальному страхованию, порядок взыскания алиментов, и другие вопросы.

Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера (глава 7 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяются общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а также такие специальные вопросы, как последствия неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе и исполнение исполнительного документа о выселении должника или о вселении взыскателя.

Распределение взысканных денежных сумм и очередность удовлетворения требований взыскателя (глава 8 Закона «Об исполнительном производстве»).

Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий (глава 11 Закона «Об исполнительном производстве»). Определяется право и порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, а также защита от посягательств на права и законные интересы различных участников исполнительного производства и иных заинтересованных лиц.

Совершение исполнительных действий в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций. Исполнение судебных актов и актов других органов иностранных государств (глава 9 Закона «Об исполнительном производстве»). Регулируются отношения исполнительного производства, которые связаны с «иностранным элементом».

Виды мер принудительного исполнения - это совокупность процессуальных действий определенного характера, предусмотренных законодательством для исполнения требований исполнительного документа.

В ст. 45 Закона «Об исполнительном производстве» выделяются следующие меры принудительного исполнения:

1. обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2. обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

3. обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

4. изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Отличие перечисленных мер принудительного исполнения заключается в их характере. Например, если требование исполнительного документа носит длящийся характер (взыскание алиментов, возмещение вреда жизни, здоровью и др.), то в большинстве случаев мерой принудительного исполнения выступает обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Однако это не значит, что не могут применяться другие меры принудительного исполнения, так как законодательством обычно такие случаи специально не предусмотрены. В некоторых сл

учаях меры принудительного исполнения могут применяться в совокупности. Законом также предусмотрена возможность изменения способа и порядка исполнения (ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве»).

Стадия исполнительного производства - это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.

Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.

В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:

возбуждение исполнительного производства;

подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;

применение мер государственного принуждения к должнику;

обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как:

1. предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю;

2. принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.

При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Также на данной стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.

В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через Службу судебных приставов.

В качестве мер принудительного исполнения выступают:

обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;

обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;