Сколько палат федерального собрания российской. Федеральное собрание рф. Правовые акты Федерального Собрания

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении ;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Федеральное Собрание РФ является парламентом Российской Федерации – представительным и законодательным органом (ст. 94 Конституции РФ). Термин "представительный" указывает на порядок формирования и функцию данного органапредставительство парода. В системе разделения властей Федеральному Собранию РФ принадлежат полномочия законодательной ветви власти. Следует отметить, что Федеральное Собрание РФ является единственным федеральным органом, осуществляющим законодательную функцию и действующим на постоянной основе.

Федеральное Собрание РФ имеет двухпалатную структуру, и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95 Конституции РФ). Государственная Дума призвана представлять интересы всего народа Российской Федерации как единого суверенного государства, осуществляющего единую внешнюю и внутреннюю политику. Совет Федерации призван осуществлять представительство отдельных субъектов РФ, каждый из которых имеет свои особенности, потребности и интересы, которые необходимо учитывать при проведении единой для всего государства политики. Конституция РФ устанавливает дополнительные гарантии независимости палат друг от друга для обеспечения их функциональности. Так, ст. 97 Конституции устанавливает, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом Совета Федерации и Государственной Думы, а ст. 100 Конституции определяет, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Возможность совместных заседаний палат предусмотрена только для посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания обеих палат являются открытыми, за исключением случаев, предусмотренных регламентом соответствующей палаты.

Внутренняя организация каждой из палат включает в себя Председателя и его заместителей, избираемых каждой из палат из своего состава, а также комитеты и комиссии. К функциям Председателя палаты и его заместителей относится веде́ние заседаний и ве́дение внутренним распорядком палаты. Внутренний распорядок деятельности Государственной Думы и Совета Федерации устанавливается регламентом, который каждая из палат самостоятельно принимает (ст. 101 Конституции РФ). Комитеты и комиссии палат ведут работу по рассмотрению, подготовке законопроектов. Так, Совет Федерации образует, например, комитет по конституционным вопросам, комитет по бюджету, иные комитеты.

Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Это значит, что они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, кроме, случаев, предусмотренных законом. Вопрос о лишении неприкосновенности принимается Советом Федерации или Государственной Думой по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 № З-ФЗ).

Формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы являются участие в заседаниях соответствующих палат, участие в работе комитетов и комиссий палат, а также рабочих групп, создаваемых парламентскими комиссиями, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан и другие предусмотренные законом формы деятельности. Кроме того, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ обладают правом внесения законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы могут образовывать фракции и депутатские объединения (ст. 7 Закона).

Порядок формирования Совета Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии со ст. 95 Конституцией РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом субъекта РФ на срок полномочий данного органа, а представитель от исполнительного органа субъекта назначается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ на срок его полномочий (ст. 3. Федерального закона от 03.12.2012 № 229-ФЗ). Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа (ст. 2 Закона).

Как орган, призванный представлять интересы конкретных субъектов для учета специфики и потребностей каждого из них, Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу, и его члены не создают фракции и партийные объединения (ч. 4 ст. 1 Закона).

Совет Федерации не подлежит роспуску и его полномочия прекращены быть не могут.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на пять лет всеобщими выборами (ст. 95, 96 Конституции РФ).

Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на основе Конституции РФ, Федеральных законов от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 22.02.2014 № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" .

С подписанием Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ Россия вернулась к использованию смешанной избирательной системы в процессе выборов депутатов Государственной Думы. Это значит, что половина депутатов Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, а половина по пропорциональной. Так, половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избирается по одномандатным избирательным округам (на территории РФ образуются избирательные округа, и от каждого округа избирается по одному депутату) на основе мажоритарной системы, т.е. победителем на выборах по одномандатному округу становится кандидат, набравший большинство голосов избирателей данного округа. Остальные 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу (включающему в себя всю территорию РФ) на основе пропорциональной системы. По федеральному округу кандидаты выдвигаются политическими партиями в составе списков, а избиратели голосуют не за конкретных депутатов, а за списки кандидатов, при этом распределение мест в Государственной Думе (225) осуществляется пропорционально количеству голосов избирателей, поданных за каждый список (ст. 3 Закона).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина России на территории иностранного государства (ч. 7 ст. 4 Закона). Это ограничение связано с тем, что лицо, осуществляющие полномочия депутата Российской Федерации, должно действительно понимать суть социально-экономических и политических процессов, протекающих в российском обществе, быть частью этого общества, чтобы иметь реальную возможность представлять интересы избирателей, зная их потребности. Кроме того, Закон устанавливает и иные ограничения пассивного избирательного права, рассмотренные ранее.

Назначение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется Президентом РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования (ч. 2 ст. 5 Закона). Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется ЦИК РФ и другими избирательными комиссиями.

Выдвижение и регистрация кандидатов осуществляются по избирательным округам. Как уже упоминалось выше, половина депутатов Государственной Думы избираются по федеральному округу, а половина – по одномандатным округам. По федеральному округу кандидаты выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий.

Выдвижение граждан в кандидаты по одномандатному округу осуществляется одним из двух способов: выдвижение политической партией, или в порядке самовыдвижения (ст. 6 Закона). В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Выдвижение федерального списка кандидатов и кандидатов по одномандатным округам должно быть поддержано избирателями, что является необходимым условием их регистрации. В поддержку выдвижения федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте РФ. Для поддержки выдвижения кандидатов по одномандатным округам должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тыс. избирателей, – не менее 3 тыс. подписей избирателей.

Партия, представленная в Государственной Думе или получившая не менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, или представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта РФ действующего созыва, освобождается от сбора подписей в поддержку кандидатов (ст. 44 Закона).

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно, государство обеспечивает информирование избирателей на каждом этапе процесса выборов (ч. 1 ст. 8 Закона) . Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию, т.е. деятельность, имеющую целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов или федеральные списки кандидатов. При этом государство гарантирует свободу проведения предвыборной агитации и равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Финансирование подготовки и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование избирательной кампании политической партии, выдвинувший федеральный список кандидатов, кандидата по одномандатному округу осуществляется из средств избирательных фондов, которые учреждаются соответственно политической партией, выдвинувшей список, или кандидатом по одномандатному округу (ст. 10 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ). Причем избирательный фонд может формироваться только за счет собственных средств партии или кандидата, а также добровольных пожертвований граждан и юридических лиц (ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ) .

Для голосования избирателей и подсчета голосов главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями образуются избирательные участки, по каждому из которых соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В распоряжение участковых комиссий предоставляются помещения для голосования, оборудованные кабинами, или иным образом для обеспечения тайного голосования. Для выбора соответствующего кандидата избирателям предоставляются избирательные бюллетени (ст. 78, 79 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).

Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее количество голосов в данном одномандатном избирательном округе. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше (ч. 7 ст. 87 Закона).

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Законом предусмотрены случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки партий, набравшие менее 5% голосов избирателей (ст. 88 Закона).

В предусмотренных законом случаях выборы могут быть объявлены недействительными или несостоявшимися. В таком случае ЦИК РФ назначаются повторные выборы (ст. 91 Закона).

Государственная Дума прекращает полномочия в связи с истечением срока полномочий или в случае ее досрочного роспуска Президентом РФ. Конституция РФ предусматривает следующие случаи досрочного роспуска Государственной Думы:

  • – трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);
  • – Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ принятием постановления о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ принимает решение об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Основной функцией Федерального Собрания РФ является законотворческая деятельность. Конституция РФ предусматривает принятие Федеральным Собранием РФ федеральных законов, а также федеральных конституционных законов по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Законотворчество осуществляется в соответствии с установленным Конституцией РФ законодательным процессом.

Первым этапом данного процесса является внесение законопроекта в Государственную Думу. Право внесения законопроекта, т.е. право законодательной инициативы, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их веления (ст. 104 Конституции РФ). Необходимо отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Далее законопроект подлежит рассмотрению в трех чтениях в Государственной Думе. Принятие федерального закона осуществляется большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105, 108 Конституции РФ).

Совет Федерации должен рассмотреть принятый Государственной Думой закон в течение 14 дней. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Исключение составляют принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105, 106 Конституции РФ).

Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней Президент подписывает федеральный закон и обнародует его. Однако Президент может отклонить закон, т.е. наложить вето. Вето Президента может быть преодолено, поэтому говорят об отлагательном вето Президента РФ. Для преодоления вето Президента закон повторно направляется в Федеральное Собрание РФ. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, федеральный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ). Президент не может применить вето в отношении федерального конституционного закона (ст. 108 Конституции РФ).

Обнародование закона означает официальную публикацию текста закона, т.е. публикацию в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru) (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О прядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"), Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 4 указанного Закона).

Компетенция Федерального Собрания РФ не исчерпывается полномочиями по осуществлению законотворчества, которые делятся между палатами следующим образом: Государственная Дума принимает законы, а Совет Федерации утверждает законы, принятые Государственной Думой. Также Совет Федерации и Государственная Дума обладают специальной компетенцией, т.е. полномочиями в иных сферах общественных отношений. Кроме того, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату (ст. 101 Конституции РФ).

Помимо осуществления полномочий в сфере законодательной власти, Совет Федерации осуществляет и иные полномочия, составляющие его специальную компетенцию: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов (ч. 2 ст. 102 Конституции РФ).

Государственная Дума принимают законы, осуществляя представительство воли народа.

Помимо полномочий в сфере законодательной власти, к ведению Государственной Думы относятся иные полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 103 Конституции РФ: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

  • Изначально Конституция РФ предусматривала четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Однако путем внесения поправки в Конституцию РФ на основании Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Государственной Думы был изменен. Справка к проекту указанного Закона определяет, что установление разного срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы, а также увеличение продолжительности срока их полномочий продиктовано "необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственностью государственной политики" (URL: kremlin.ru).
  • Депутаты Государственной Думы, действующей на момент подписания данного акта, были избраны на основе Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающего пропорциональную систему выборов. Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов в депутаты по партийным спискам и распределение мест в Государственной Думе между партиями согласно процентному выражению количества голосов, полученных на выборах каждой партией. Таким образом, избиратели голосуют не за отдельных депутатов, а за партии, каждая из которых утверждает списки депутатов. К распределению мест в Государственной Думе допускались партии, преодолевшие 7%-ный барьер.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации; оно совместно с Президентом, Правительством, судами Российской Федерации и другими государственными органами осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей. Однако Федеральное Собрание является не единственным законодательным органом в стране.

Во-первых, наиболее важные законы, например действующая Конституция, могут приниматься и избирательным корпусом (народом, участвующими в голосовании лицами). Во-вторых, в России также действуют законодательные органы субъектов Федерации. Законодательная функция Федерального Собрания не является единственной его функцией. Парламент осуществляет и иную деятельность (контрольную и т. п.).

Сам термин «парламент» в переводе с французского означает «говорильня». Родиной парламента является Англия, где с XIII в. власть короля была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей городов и графств. Затем парламенты появились ив других европейских странах. В современном мире они существуют в несколько ином виде во многих государствах разных континентов. В России это «изобретение» стали использовать гораздо позднее, и оно прижилось не сразу. Вспомним, что на принятие Манифеста 17 декабря 1905 г., где было заявлено о создании парламента, царь Николай II пошел под сильным социальным прессингом.

Судьба первых созывов Государственной Думы была печальна. Революция 1917 г. поставила крест на существовании зарождающегося парламентаризма, хотя формально законодательные органы существовали - Верховный Совет СССР и др. И только в 1990 г. парламентаризм в России стал возрождаться. Разумеется, за такие короткие промежутки существования парламента в России невозможно было отшлифовать его работу. Парламент в нашей стране все еще находится в стадии становления.

Общая характеристика Федерального Собрания. Она содержится в гл. 5 Конституции РФ.

  1. Парламент имеет представительный характер. Это означает, что он рассматривается как выразитель интересов и воли народа, а не только лиц, участвовавших в избрании депутатов. Считается, другими словами, что парламент сам знает, чего хочет народ, и выражает его волю в законах и иных актах, не будучи никому подконтролен (разумеется, в рамках Конституции). В принципе это верно, но при условии проведения свободных демократических выборов. Парламент - это срез общества. В Федеральном Собрании представлены все граждане (в Государственной Думе) и все субъекты Федерации (в Совете Федерации). Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов (субъектов Федерации, органов местного самоуправления и др.), так как в России не установлен принцип единства системы представительных органов. Его влияние на них ограничивается в основном принятием законов.
  2. Парламент - это законодательный орган. Принятие законов - это основная задача Федерального Собрания, и ее выполнение должно занимать в деятельности депутатов ведущее место. Утверждение бюджета, принятие правил внутреннего распорядка работы парламента, парламентский контроль - это тоже очень важные полномочия, но все же они не являются главными. Важно отметить, что компетенция парламента не является неограниченной. Если ранее Верховный Совет мог принять к своему рассмотрению любой вопрос, то теперь у парламента изъяты распорядительные функции, ограничены контрольные.
  3. Федеральное Собрание - постоянно действующий орган. В регламентах палат указаны конкретные даты начала и окончания сессии, а также каникул.
  4. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Несмотря на то что Совет Федерации состоит из членов, призванных выражать интересы отдельных местностей, регионов, субъектов Федерации, он является государственным органом всей Федерации, и его решения адресуются не отдельным субъектам Федерации, а государству в целом, т. е. всей России. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации.
  5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств. Это сделано для того, чтобы «сдерживать» Федеральное Собрание от поспешных, непродуманных, эмоциональных решений, гасить горячность и неосмотрительность депутатов. Ведь победившее большинство в Государственной Думе может чисто механически (голосованием) навязать свою волю правительству, народу. Совет Федерации, утверждая или отклоняя законы, принятые Государственной Думой, как бы контролирует и сдерживает ее и поэтому еще называется верхней палатой парламента, хотя в Конституции эти термины (верхняя, нижняя) не употребляются.

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом. Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется. В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно - не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы. В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.