Производственный экологический контроль: в ожидании Приказа Минприроды России. Производственный экологический контроль: особенности процесса

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010).

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»

Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (ред. от 17.10.2009) «Об утверждении
Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»

Приказ МПР РФ от 06.02.2008 N 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2008 N 11588)

СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009»;

СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»;

СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»;

СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»

СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»

СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;

СН 2.2.4./2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;

СН 2.2.4./2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;

СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);

МУ 2.1.7.730-99 Гигиенические требования к качеству почвы населенных мест (М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора России, 1999);

МУ 2.6.1.2398-08 – Ионизирующее излучение, радиационная безопасность, радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности

МУ 2.6.1.715-98 – Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий

МУ 4109-86 «Методические указания по определению электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенические требования к их размещению»;

МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»;

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 12.1.002-84. ССБТ «Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах»;

23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»;

ГОСТ 12.1.012-2004 «Вибрационная безопасность».

ГОСТ 17.4.1.02-84 (Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения);

ГОСТ 17.4.4.02-84 (Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализов).

ГОСТ 17.4.03-85 (Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ);

ГОСТ 17.1.3.08-82 (Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод);

ГОСТ 17.1.5.05-85 (Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков);

ГОСТ 17.1.5.04-81 (Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия).

ГОСТ17.1.5.01-80 (Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность).

ГОСТ 12071-2000 (Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов).

ПНД Ф 12.1:2:2:2:2:3:2-03 ФГУ Центр экологического контроля и анализа. Отбор проб почв, грунтов, осадков биологических очистных сооружений, шламов промышленных сточных вод, донных отложений искусственно созданных водоемов, прудов-накопителей и гидротехнических сооружений. Методические рекомендации.

перечень услуг по разработке природоохраной документации (ПДВ, ПНООЛР, расчет платы НВОС, 2ТП, кадастровый талон, НДС) и их стоимость

В соответствии с законодательством, при строительстве объектов, их эксплуатации и в постэксплуатационный период необходимо осуществлять производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Целью производственного экологического мониторинга является контроль экологического состояния окружающей среды в зоне влияния строительства и эксплуатации объекта путем сбора измерительных данных, их комплексной обработки и анализа, для оценки ситуации и принятия управленческих решений.

Производственный экологический мониторинг включает в себя три этапа работ:

1) фоновый мониторинг (оценка состояния природных компонентов до начала строительства);

2) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период строительства;

3) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период эксплуатации объекта строительства.

В задачи производственного экологического мониторинга входит:

  • осуществление наблюдений за техногенным воздействием на компоненты природной среды при строительстве объектов, их эксплуатации и постэксплуатационном периоде;
  • анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных;
  • оценка изменений состояния компонентов природной среды в результате техногенных воздействий;

Результаты производственного экологического мониторинга используются в целях:

  • контроля соответствия воздействия строительства и эксплуатации объекта на различные компоненты природной среды предельно допустимым нормативным нагрузкам;
  • контроля соответствия состояния компонентов природной среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам;
  • разработки и внедрения мер по охране окружающей среды.

Объектами производственного экологического мониторинга являются:

  • выбросы организованных и неорганизованных источников;
  • атмосферные осадки (снежный покров);
  • поверхностные воды;
  • донные отложения;
  • почвенный покров;
  • растительный покров;
  • животный мир.

Основными источниками воздействия на объекты мониторинга являются строительная техника и транспортные средства, временные объекты, обслуживающие строительство, объекты сопутствующей инфраструктуры, производственные работы всех перечисленных объектов, нахождение людей в зоне строительства и прилегающей к ней территории, последующая эксплуатация оставшихся объектов после завершения строительства.

При проведении производственного экологического мониторинга следует учитывать, что воздействия на компоненты природной среды в процессе строительства значительно больше, чем во время эксплуатации объекта, а для объективной оценки масштаба негативных воздействий необходима оценка состояния природных компонентов до начала строительства - фоновый мониторинг. Иногда фоновый мониторинг проводится на сопредельных к строительству территориях, в случаях, если его невозможно было провести до начала строительных работ.

В настоящем документе предлагаются базовые принципы для подготовки программы ведения производственно-экологического мониторинга животного и растительного мира, разработанные Научным центром - «Охрана биоразнообразия» РАЕН.

Нормативная база ведения производственного экологического мониторинга (ПЭМ). Место в ПЭМ мониторинга животного и растительного мира

Понятие «производственный экологический мониторинг» в законодательстве не определено. Данное понятие носит собирательный характер. До недавнего времени Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержал понятие мониторинг окружающей среды. Однако в настоящее время он содержит нормы, посвященные лишь государственному экологическому мониторингу, под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, наблюдения за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Ряд отраслевых законов содержат нормы, обязывающие хозяйствующих и иных субъектов осуществлять те или иные мероприятия по наблюдению за состоянием отдельных компонентов природной среды, что позволяет применять обобщенное понятие - производственный экологический мониторинг. Подзаконные нормативные акты, принятые до принятия названного выше Закона об охране окружающей среды также содержат нормы, обязывающие хозяйствующих субъектов осуществлять мониторинг. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования не запрещает организациям природопользователям предусматривать охрану окружающей среды, при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности на основе нормативных актов таких организаций. При этом утвержденные локальные нормативные акты имеют обязательный характер для соответствующих субъектов.

Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утв. приказом Минприроды России от 09 февраля 1995 г. № 49 , предусмотрено, что «для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.

Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

Приказом МПР России от 06 февраля 2008 г. № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» , предусмотрено требование для правообладателей водных объектов, согласно которому собственники водных объектов и водопользователи обязаны представить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Приказ МПР России от 21 мая 2001 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения объектного (локального) мониторинга состояния недр для недропользователей и иных субъектов хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

Согласно п. 8.1. Правил охраны вод от загрязнения при бурении скважин на морских нефтегазовых месторождениях. РД 153-39-031-98, утв. Минтопэнерго РФ 20 марта 1998 г. организация, получившая лицензию на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, организует экологический мониторинг морской среды в районе предполагаемого бурения по программе, согласованной с территориальными природоохранными органами.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В данном случае речь идет именно о пользователях, которые определены как граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром. В контексте деятельности субъектов по разведке и добыче углеводородов на континентальном шельфе не представляется возможным признавать таких субъектов пользователями объектов животного мира.

На федеральном уровне утверждены два документа (один из которых обязателен для применения), оперирующих понятиями производственного экологического мониторинга. В соответствии с Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утв. приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 в документации, обосновывающей хозяйственную деятельность необходимо включать предложения по организации производственного экологического мониторинга. Данный документ не был зарегистрирован в Минюсте России и может применяться как документ рекомендательного характера.

Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии от 16 апреля 2000 г. № 31 в случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п. 1.5.). Таким образом, данная норма, единственная в федеральном законодательстве, предусматривающая обязательность для заказчика (исполнителя) разрабатывать программу экологического мониторинга при планировании хозяйственной деятельности, применительно к разработке месторождений углеводородного сырья.

В тоже время следует признать, что в настоящее время не существует императивных положений федерального законодательства, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды. Субъект-природопользователь недр на континентальном шельфе не имеет обязанностей проведения мониторинга объектов животного и растительного мира (водных биоресурсов).

Как указывалось выше обязательными документами в отношении проведения мониторинга объектов животного и растительного мира могут служить локальные нормативные акты юридических лиц. Например, в системе организаций ОАО «Газпром» действуют несколько таких актов, обозначающих данный вид мониторинга и регулирующих порядок его проведения:

1. Типовые технические требованиями на проектирование КС, ДКС и КС ПХГ. ВРД 39-1.8-055-2002, утв. ОАО «Газпром» от 26 февраля 2002 г.;

2. Регламент организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин ВРД 39-1.13-057-2002 Москва 2002;

3. Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО Газпром Производственный экологический контроль и мониторинг. Термины и определения СТО Газпром 2-1.19-214-2008;

4. СТО Газпром 2-1.19-415-2010 Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО "Газпром". Экологический мониторинг. Общие требования.

5. СТО Газпром 2-2.1-435-2010 Проектирование оснований, фундаментов, инженерной защиты и мониторинга объектов ОАО "Газпром" в условиях Крайнего Севера.

6. Производственный экологический мониторинг газовой промышленности. Технико-экономическое обоснование. Сводный том. Часть 2. Утв. пост. РАО "Газпром" от 08.06.95 № 51.

Согласно положениям данных документов производственный экологический мониторинг предусмотрен для всех компонентов природной среды, в том числе по объектам животного и растительного мира.


Базовые принципы мониторинга биотических компонентов (наземные позвоночные, местообитания животных, растительные сообщества, ихтиофауна, морские млекопитающие, птицы морской акватории)

Цель производственного экологического мониторинга. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) выполняется в соответствии с Программой экологического мониторинга, утверждаемой Заказчиком-застройщиком и согласованной с территориальными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Организация работ по мониторингу осуществляется силами производственных подразделений Заказчика-застройщика с участием привлеченных изыскательских и исследовательских организаций, имеющих необходимую разрешительную документацию на требуемые виды деятельности.

Мониторинг животного мира и его местообитаний (далее - мониторинг) осуществляется с целью осуществления контроля их изменений, связанных со строительством и эксплуатацией хозяйственного объекта. Мониторинг обеспечивает своевременное выявление проблемных ситуаций, введение и снятие экологических ограничений, подтверждение эффективности природоохранных мероприятий, корректировку ущербов, природоохранных капиталовложений и компенсационных мероприятий.

Территориальные объекты мониторинга, периодичность работ . Мониторинг осуществляется на каждом объекте строительства во всех типах местообитаний на территории строительства, в зонах косвенного воздействия, а в ряде случаев и за пределами строительства - в аналогичных местообитаниях.

Изначальный этап работ - фоновый мониторинг, осуществляется до начала строительства объекта (в соответствии с техническим проектом строительных работ), а в исключительных случаях во время строительства - на аналогичных местообитаниях, прилегающих к зоне воздействия строительных работ и в зоне воздействия. В последующем мониторинг проводится ежегодно на всех стадиях строительства объекта, а в дальнейшем, на протяжении всего периода эксплуатации объекта - не реже одного раза в три года.

1. Последовательность проведения работ.

Выбор участков мониторинга, пунктов, маршрутов, точек наблюдений. Определяются на основе требований нормативно-технической документации программы экологического мониторинга и включают:

● Зоны воздействия каждого объекта строительства с указанием их площадей;

● Количество точек наблюдений и протяженность маршрутов, зависящие от разнообразия и доступности для обследования местообитаний животных.

Особое внимание уделяется оценке состояния животного мира и его местообитаний для наиболее ценных по богатству участков региона. Это, в первую очередь, долины и устья рек с богатым видовым разнообразием животного мира и растительных сообществ, овраги и береговые обрывы рек, участки мелководья, илистые литорали и приморские луга, акватории крупных озер и рек, и др. Такие участки часто привлекают наземных позвоночных для размножения или как места послегнездовых скоплений, кормежки и отдыха птиц в периоды весенних и осенних миграций. Особенно это касается редких животных и занесенных в Красные книги. Поэтому осуществлять строительство и последующую эксплуатацию хозяйственных объектов на подобных участках следует с особой осторожностью, по возможности сдвигая работы на менее уязвимые для животных сроки, уменьшая интенсивность и шумовое воздействие работ на животный мир, предотвращая уничтожение животных, гнезд с кладками и птенцов. Для этого необходимо регулярное проведение инструктажа всех участников строительных работ и последующей эксплуатации объекта, а также - повышение контроля соблюдения особой осторожности проведения работ.

Фоновый мониторинг . Проводится как одноразовое мероприятие в первый год работ по мониторингу - до начала строительства.

Мониторинг в период строительства. Планируется с момента начала строительства и до его завершения.

Мониторинг по окончанию строительства. Проводится не реже одного раза в три года на всех построенных объектах.

2. Объекты мониторинга. Наземные позвоночные, ихтиофауна, местообитания животных, состояние растительных сообществ. Повышенное внимание уделяется видам, занесенным в федеральную и региональную Красные книги. Особый объект мониторинга - местообитания животных, в первую очередь растительный покров и все виды антропогенных воздействий.

3. Сроки проведения мониторинга. В зависимости от региона строительства, для мигрирующих водоплавающих птиц - апрель - первая половина июня; для птиц в сезон размножения - с середины мая по середину июля, для мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных в сезон размножения - со второй половины июля по август; для морских млекопитающих в теплую половину года, для местообитаний - в период вегетации растений.

Таблица 1.

Состав работ

  • Учеты водоплавающих птиц во время весеннего пролета
  • Обследования акватории, определение встречаемости морских млекопитающих.
  • Описания местообитаний на эталонных участках, анализ космоснимков.
  • Комплексные маршрутные учеты населения птиц
  • Учеты мелких млекопитающих
  • Учеты пресмыкающихся и земноводных
  • Специальный ихтиологический мониторинг, включая исследования кормовой базы рыб.
  • Выявление видов растений, занесенных в Красную книгу РФ и субъекта федерации

Оценка общего состояния геоботанических сообществ на эталонных участках.

4. Методическое обеспечение. Согласно перечня необходимых работ (табл. 1), базовыми методиками являются:

● Методика полевой инвентаризации местообитаний;

● Методика комплексного учета птиц (всех видов) в летний период;

● Методика учета птиц в период миграций;

● Методика учета мелких млекопитающих;

● Методика учета пресмыкающихся;

● Методика учета земноводных;

● Методика учета морских млекопитающих;

● Методика учета рыбных ресурсов;

● Методика учета кормовой базы рыб;

● Методика выявления видов растений, занесенных в Красные книги;

● Методика оценки состояния геоботанических сообществ.

5. Кадровое обеспечение . Все виды работ поручаются (заказываются для исполнения) профильной организации, имеющей соответствующий опыт и необходимые разрешительные документы по тем или иным направлениям (дешифровке космоснимков, изготовление тематических карт и т.п.). Все виды мониторинга в полевой период проводятся постоянным числом специалистов, соответствующих профилю работ - зоологов, зоогеографов, геоботаников (со знаниями дешифровки космических снимков), специалистов по инвентаризации местообитаний животных.

Для камеральной обработки необходимы экологи широкого профиля, специалисты по дешифровке космических снимков, математической обработке учетных данных, созданию компьютерных карт и баз данных.

6. Полевое снаряжение. Для обеспечения полевых работ необходимо приобретение стандартного экспедиционного оборудования (палатки, специальные мешки, GPS, фотоаппараты); космоснимков и др.

7. Транспортное обеспечение. Для проведения обследований прорабатываются варианты транспортного обеспечения.

8. Этапность выполнения работ .

8.1. Подбор исходных данных и их обобщение. Для разработки регламента и проведения производственного экологического мониторинга и контроля комплектуются следующие материалы:

● материалы предпроектных эколого-инженерных изысканий, включая картографические материалы;

● требования нормативно-технической документации и заключения государственных органов исполнительной власти РФ;

● карта растительности района строительства;

● материалы космической съемки района строительства;

● материалы исследований животного и растительного мира прошлых лет.

8.2. Сбор полевого материала (собственно мониторинг). Осуществляется по рекомендуемым методикам.

8.3. Оперативная обработка данных и представление их Заказчику. Осуществляется в течение 30-ти дней после возвращения полевых отрядов.

8.4. Камеральная обработка полевых материалов для годового отчета . Осуществляется к 1-го декабря календарного года проведения работ и представляется Заказчику.

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Документ в Минюсте России не зарегистрирован. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Документ в Минюсте не зарегистрирован.

С каждым годом мировая экологическая обстановка становится все хуже и хуже. Происходит это из-за деятельности человека, который бездумно загрязняет окружающую природу Для того чтобы поддерживать в ней нормальный баланс, необходимо проводить производственный экологический контроль. Он обеспечивает постоянный мониторинг и фиксацию каких-либо негативных изменений, вызванных деятельностью того или иного предприятия. Организации обязаны предпринимать меры по восстановлению окружающей среды. Законодательство предусматривает не только административную, но и уголовную ответственность за невыполнение рекомендаций контролирующих органов.

Каждая компания обязана периодически подавать информацию о том, какие мероприятия для сохранения окружающей среды в надлежащем состоянии были приняты. Производственный экологический контроль должен проводиться самой организацией на собственных объектах. Специалисты должны самостоятельно наблюдать за тем, насколько рационально используются природные ресурсы, а также за тем, какие меры принимаются для уменьшения степени негативного влияния на окружающую флору и фауну.

Производственный экологический контроль следует проводить при помощи специальной комиссии, которая создается в компании. При этом все сведения о наблюдающей группе должны передаваться в Однако иногда контроль проводится при участии специальных организаций. Это нужно в том случае, если определенные виды требуют особого разрешения. Хотя не все фирмы хотят тратить средства на создание группы наблюдения, а также на соответствующую охрану окружающей фауны и флоры.

Производственный экологический контроль предусматривает соблюдение законодательных норм, которые устанавливают правила пользования окружающей средой; выполнение мероприятий, которые обеспечивают сохранение и восстановление природы; соблюдение установленных лимитов захоронения отходов.

Контроль на предприятии имеет свои объекты. Прежде всего к ним относятся источники выбросов отходов в воздух, воду или на грунт, причем как стационарные, так и передвижные. Естественно, контролировать нужно и оборудование, которое используется для очищения переработанных жидкостей. Еще наблюдение проводится за местами утилизации загрязняющих веществ, складами, хранилищами химических средств и реагентов.

Экологический контроль - это важная часть охраны окружающей фауны и флоры. Благодаря ему, производство должно обеспечивать чистоту и безопасность своей деятельности. Поэтому он должен быть организован правильно: в соответствии с действующим законодательством. Важно, чтобы за нарушение правил пользования ресурсами природы или их чрезмерное загрязнение существовала определенная ответственность. Кроме закона, производители должны руководствоваться собственным умом и понимать, что в этом мире придется жить и им самим, так что все-таки следует внимательнее относиться к природе.

Производственный экологический мониторинг - деятельность особенная. Первая ассоциация, которая приходит в голову, - выполнение лабораториями хозяйствующих субъектов регулярных измерений, оценка результатов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха на границах санитарно/защитных зон и на промплощадке предприятий и предоставление этих сведений специально уполномоченным органам, а в ряде случаев - общественности. Однако, если вернуться к определению мониторинга, к постановке целей и задач этой деятельности, станет ясно, что наш первый взгляд на возможности предприятий очень узок. Обра тимся к российскому законодательству:

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рацио-
нальному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и
муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Спектр задач производственного экологического мониторинга как информационной основы производственного экологического контроля серьезно расширяется. Но дело в том, что контроль как таковой представляет собой лишь одну из функций управления. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» уделяет серьезное внимание вопросам государственного управления в области охраны окружающей среды, целям, задачам и порядку его организации. В то же время результативность государственного экологического управления, то есть, в первую очередь, обеспечения реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, в значительной степени зависит от того, как осуществляется деятельность хозяйствующих субъектов.



В этой части в последнее время получили развитие рыночные инструменты экологического регулирования, ориентированные на инициативную деятельность субъектов хозяйствования, в том числе - методы экологического менеджмента.

В самом общем виде экологический менеджмент можно определить как деятельность организаций (преимущественно - хозяйствующих субъектов), направленную на решение задач минимизации воздействия на окружающую среду, на последовательное улучшение экологических показателей их деятельности.

Вот, пожалуй, и ключевое словосочетание. Говоря об улучшении экологических показателей деятельности предприятий, мы, прежде всего, должны детально разобраться с тем, какие показатели следует различать, устанавливать, какие ставить задачи по их улучшению, как наблюдать за их изменениями и оценивать эти изменения.

Следовательно, производственный экологический мониторинг должен преследовать цель наблюдения, оценки и прогноза изменения выбранных показателей экологической результативности хозяйствующих субъектов. Тем самым эта система будет накапливать информацию, необходимую для постановки и пересмотра целей и задач экологической деятельности предприятий, разработки и реализации экологических программ.

Подходы к совершенствованию экологической результативности организации систематизированы в международных стандартах ISO серии 14000 «Системы экологического менеджмента». Предложено выделять три группы показателей:

Показатели результативности деятельности организации;

Показатели результативности менеджмента;

Показатели состояния окружающей среды.

Поясним смысл каждой группы. Показатели результативности деятельности отражают характер потребления сырья, материалов, энергии, типичные потери, образование и выделение загрязняющих веществ (с от ходящими газами,


сточными водами, отходами) и т.п. Не следует упускать из внимания вклад вспомогательных подразделений, служб управления (например, расходование электроэнергии, воды, бумаги, материалов и пр.)

Показатели результативности менеджмента содержат информацию о действиях руководства, направленных на совершенствование экологической результативности организации. Речь идет о подготовке и вовлечении персонала в экологически значимую деятельность, о разработке и соблюдении процедур, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия предприятия на окружающую среду, о развитии взаимодействия с заинтересованными сторонами (специально уполномоченными органами, органами местного самоуправления, общественностью). Пожалуй, именно эта группа показателей реже всего используется российскими предприятиями. Но даже здесь можно привести показательные примеры. Так, анализ данных по числу предписаний по устранению экологических нарушений, выданных отделом охраны окружающей среды (ОООС) промышленного предприятия производственным подразде/ лениям, приведенный на рисунке 5, показывает, вкупе с остальными данными, постоянное снижение числа нарушений и налаживание рабо/ чего сотрудничества между ОООС и производственными подразделени/ ями.


1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Рис. 5. Число предписаний по устранению экологических нарушений,

выданных ОООС промышленного предприятия производственным

подразделениям с момента создания ОООС


Последняя группа показателей отражает информацию о состоянии окружающей среды в локальном, региональном, национальном или глобальном масштабах. При этом понятие «региональный» может, напри/ мер, относиться к области или региону внутри страны. Здесь речь идет, прежде всего, о «портретных» показателях, то есть о тех, которые характерны именно для рассматриваемой организации. Скажем, повышение содержания оксида углерода (II) в воздухе может быть связано и с отклонениями от оптимального режима сжигания топлива на промышленном предприятии, и с возрастанием транспортной нагрузки, и с изменением вида топлива на соседней ГРЭС. В то же время, например, присутствие бутилацетата в воздухе в зоне влияния цеха окраски автомобилей, скорее всего, можно принять в качестве показателя состояния окружающей среды, отражающего деятельность этой компании, если она использует краски с растворителями, содержащими бутилацетат. Специалисты пред/ приятия располагают всеми необходимыми внутренними (технологическими) данными для разработки специфических, «портретных» показателей состояния окружающей среды, а специально уполномоченные органы могут предоставить необходимые сведения о типичных уровнях загрязнения природных сред в регионе, в зоне размещения конкретных объектов и т.п.

Мы еще вернемся к обсуждению этой группы показателей, так как на практике именно она привлекает внимание большинства общественных организаций, заинтересованных в развитии наблюдений за состоянием окружающей среды на локальном уровне. Примеры показателей резуль/ тативности, разработанных для различных целевых аудиторий, приведе/ ны в таблице 11.

Таблица 11. Пример выбора показателей результативности

В целом, показатели позволяют получить экологическую картину деятельности предприятия, специфику реализации той или иной технологии, применения технических средств защиты окружающей среды и, что весьма важно, особенности управления предприятием.

Поясним это утверждение. В течение многих лет руководители российских предприятий воспринимали экологически значимую деятельность исключительно как совокупность природоохранных мероприятий и средозащитной техники. Перед инженерами по охране окружающей среды ставили, в основном, задачи минимизации платежей за загрязнение и штрафов или исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства. При этом в большинстве случаев платежи составляли совсем несущественные суммы (порядка сотых или десятых долей от себестоимости выпускаемой продукции). В то же время потери сырья, воды, нерациональное использование энергии обуславливали (и обуславливают) куда более значимые затраты. Достаточно сказать, что российские предприятия строительной промышленности потребляют в 1,5/5 раз больше энергии на производство единицы продукции, чем сравнимые с ними по масштабам и технологическим схемам западные компании. Удельное потребление энергии, воды, сырья, опасных веществ могут, таким образом, выступать в качестве экологических показателей деятельности организаций. Подчеркнем: деятельности в целом, а не деятельности отдела по охране окружающей среды. Причем именно такие показатели наиболее понятны руководству предприятий, их совершенствование имеет как экологический, так и несомненный экономический смысл.

Опыт последних лет свидетельствует также о том, что показатели результативности менеджмента привлекают серьезное внимание производственников и специалистов природоохранительных органов в тех регионах, где обе стороны заинтересованы в совершенствовании государственного управления, в совершенствовании рыночной позиции предприятий, в развитии общественного диалога и снижении социальной напряженности.