Земельный кадастр и мониторинг. Государственный земельный кадастр и мониторинг земель

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст. 67-70)

Статья 67. Государственный мониторинг земель

  1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.
  2. Задачами государственного мониторинга земель являются:
  3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.
  4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 68. Землеустройство
  1. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
  2. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

  1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
  2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
  3. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
  4. При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
  5. В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.
  6. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
  7. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По вопросу, касающемуся порядка проведения землеустройства, см. также Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Статья 70. Государственный земельный кадастр
    1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
    2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
    3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре. По вопросу, касающемуся государственного земельного кадастра, см. Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 918, от 06.09.2000 N 660, от 08.04.2000 N 316, применяемые в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.

Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения её плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учёта земель на основе единого земельного кадастра (Федеральный закон «О государственном кадастре» принят государственной Думой 24 ноября 1999 года и одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года).

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документальных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, а также сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учёт земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учёт земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера. Под земельным участком понимают часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. В него включается всё, что находится над и под поверхностью земельного участка.

Территориальная зона – это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством.

Цели создания и ведения государственного земельного кадастра:

    Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами.

    Государственный контроль за использованием и охраной земель.

    Разработка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель.

    Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Осуществление землеустройства.

    Экономическая оценка земель и учёт стоимости земли в составе природных ресурсов.

    Установление обоснованной платы на землю.

    Выполнение других видов деятельности, связанных с владение, пользование и распоряжение земельными участками.

В процессе формирования кадастра земель сельскохозяйственного назначения проводят следующие операции:

Государственную регистрацию землепользований;

Количественный и качественный учёт земель;

Оценку земель, которая включает бонитировку почв и экономическую оценку.

Регистрацию осуществляют уполномоченные органы, оформляют и выдают соответствующие документы. Сведения о правовом положении земельного участка записывают в государственную кадастровую книгу земель; в ней содержатся также данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, о целевом назначении земельных угодий.

Количественный учёт земель заключается в определении их наличия и распределении по объектам земельной собственности и землепользователям, видам угодий (пашня, сенокосы и т.д.).

Учёт качества включает земельно-кадастровое районирование, классификацию, характеристику по экологическим и технологическим свойствам, группировку почв (чернозёмы обыкновенные, чернозёмы выщелоченные, дерново-подзолистые, каштановые и т.д.).

При ведении учёта земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные и малопродуктивные земли, деградированные сельскохозяйственные угодья.

Бонитировка – это сравнительная оценка почв по плодородию, проводимая при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. В качестве показателей при бонитировке используют как урожайность, так и наиболее устойчивые свойства почв: содержание физической глины, гумуса, сумма поглощенных оснований, кислотность, смытость и др. В результате рассчитывают совокупный балл по оценочным группам почв.

Экономическая оценка характеризует землю как средство производства в сельском хозяйстве. Отличие её от бонитировки состоит в том, что земля оценивается не как природное тело, а как средство производства, в неразрывной связи с экономическими его условиями. При экономической оценке учитывают не только качественную характеристику почв – бонитет, но и условия производства: число работников на 100 га площади, стоимость силовых и рабочих машин на 1га, применение удобрений, количество осадков за вегетационный период и др. Экономическая оценка земли проводится за длительный период (не менее 5 лет) и выражается в баллах. За 1 балл принимают урожайность культур 0,5 ц корм. ед., или стоимость валовой продукции 10 руб.

Ведением государственного земельного кадастра производится соответствующими комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам. Высшим органом по контролю за эффективным использованием земель является Государственный комитет по земельным ресурсам РФ, которому подчиняются соответствующие областные, краевые, республиканские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам выполняет следующие задачи:

    регистрация данных об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли;

    создание банков данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов;

    сбор сведений от собственников земли о прошедших изменениях и внесение изменений в земельно-кадастровую документацию;

    ежегодно, не позднее 1 февраля, представлять отчёт о наличии и использовании земель в государственный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам.

Рациональное использование земельных ресурсов предполагает ведение их мониторинга. Мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления его изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли РФ.

Мониторинг позволяет выявить следующие процессы:

Эволюционные (связанные естественно-историческими процессами развития);

Цикличные (суточные, сезонные, годовые и иные изменения природного характера);

Антропогенные (результаты человеческой деятельности);

Чрезвычайные ситуации (аварии, катастрофы, стихийные и экологические бедствия и др.).

Основные задачи мониторинга:

    формирование нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы мониторинга земель;

    ландшафтно-экологическое районирование территории России с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

    совершенствование существующих и внедрение новых методов технических средств и технологий мониторинга земель;

    формирование организационных структур мониторинга земель.

Выполнение Государственной программы мониторинга земель России позволяет обоснованно судить о степени воздействия негативных процессов, своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов, разрабатывать меры по предупреждению и устранению последствий негативных явлений, а также осуществлять на более высоком качественном уровне контроль за состоянием земель, их использованием и охраной.

Введение

Элементом рынка, который обладает наибольшей важностью, по праву, является недвижимость. Она не только выступает как предмет производства, но также является и его средством. Все страны мира и вся мировая экономика пользуется недвижимым фондом города или страны, без нее невозможна деятельность любого предприятия или фирмы.

Выступая личной основой деятельности всех людей мира, она является показателем не только экономического достатка гражданина, но и также объектом деятельности людей. В нашей стране происходит организация и образование нового сегмента рынка, где недвижимость играет первостепенную роль и выступает активом данного рынка. Предметом для активных обсуждений по приватизации жилого и нежилого фонда города, при муниципальной приватизации, при купле-продаже недвижимости, при аренде, является недвижимость.

Появился новый пласт собственников недвижимости, как в сфере некоммерческого потребления, так и во многих сферах коммерческой деятельности. Образовались предпринимательские структуры, действующие на рынке. Разворачивается деятельность российских и иностранных девелоперов, для которых большое значение имеет приобретение титульного права, права собственности и пользовательских прав на эксплуатацию земли или недвижимости.

Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр

Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости

Земельный участок как объекта кадастрового учета. Природное хозяйственное и правовое положение земель. Земельный участок как объект недвижимого имущества. Типология земельных участков. Целевое назначение, разрешенные виды использования земельных участков. Хозяйственное использование земельных участков. Земельные угодья, виды и подвиды угодий. Технические и правовые операции с земельными участками, образованиеие и реорганизациия земельных участков. Предоставление и изъятие земельных участков.

Типология и характеристика территориальных зон:

Территориальные зоны как объект кадастрового учета. Типология территориальных зон. Правила формирования территориальных зон. Категории земель. Ограничения и обременения. Правовой режим использования земель разных категории. Зоны с особыми условиями использования земель в характерной и на характерных категориях. Кадастовая деятельность Регулирование деятельности кадастровых инженеров. Требования к физическому лицу для осуществления кадастровой деятельности. Порядок получения и условия аннулирования квалификационного аттеста кадастрового инженера. Формирование и ведение государственного реестра кадастровых инженеров. Организация кадастровой деятельности. Саморегулирование организации в сфере кадастровой деятельности.

Формиривание и функционирование государственного кадастра недвижимости (сведения о земельных участках и территориальных зонах) Цели, задачи и принципы ведения государственного кадастра недвижимости Сведения об объекте недвижимости, вносимые в ГКН. Сведения о государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, вносимых в ГКН. Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, вносимые в ГКН. Состав сведений ГКН о кадастровом и геодезических основах кадастра. Реестр объектов недвижимости, кадастровые дела и кадастровые карты как разделы ГКН. Порядок предоставления сведений ГКН. Информационное взаимодействие при ведении ГКН

2. Категории земель как территориальные зоны. Понятие, состав и использование земель с.-х. назначения. Понятие и состав земель населённых пунктов. Состав и использование земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

3. Кадастровое деление территорий. Порядок кадастрового деления территории. Единицы кадастрового деления. Структура кадастрового номера земельного участка.

4. Государственный кадастровый учет земель. Понятие и порядок государственного кадастрового учета земельных участков. Состав необходимых для кадастрового учета документов. Содержание межевого плана.

5. Порядок сбора земельно-кадастровой информации. Земельно-кадастровая информация на уровне сельского или городского поселения, муниципального района, субъекта федерации, на федеральном уровне.

6. Оценка земель. Оценки земли, её назначение, цели, задачи и методы Земля как средство производства и объект оценки, аспекты и стадии оценки. Порядок составления и проверки бонитировочных шкал. Технологические свойства земли и их содержание. Оценка местоположения земель.К омплексная оценка земель по затратам на возделывание культур. Понятие, содержание и образование земельной ренты. Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Государственная кадастровая оценка земель с.-х. назначения. Государственная кадастровая оценка земель с.-х. угодий. Общие положения оценки, этапы оценки с.-х. угодий.

7. Мониторинг земель. Определение мониторинга земель. Связь мониторинга земель с другими науками и дисциплинами. Основные задачи мониторинга земель. Функционально-технологическая схема процесса ведения мониторинга земель. Мониторинг земель федеральный, региональный, локальный, их цели. Мониторинг земель в системе мониторинга природных ресурсов. Мониторинг земель как проблемно - ориентированная подсистема по актуализации ГЗК и как объектно- ориентированная подсистема экологического мониторинга. Макро- методы ведения мониторинга земель. Специальные методы ведения мониторинга земель. Базовые, оперативные, периодические, ретроспективные наблюдения в мониторинге земель. Реинвентаризационные, режимные и специальные наблюдения в мониторинге земель. Схемы пробоотбора при реинвентаризационных наблюдениях. Земельный участок. Физическая и геодезическая площадь земельного участка. Земельный участок: внешняя и внутренняя граница. Мутация и другие изменения площадных характеристик земельных участков. Составление части почвенно-экологического мониторинга. Задачи почвенно-экологического мониторинга. Начальный этап почвенно-экологического мониторинга: значение, содержание. Стационарная форма почвенно-экологического мониторинга. Маршрутная схема почвенно-экологического мониторинга. Сплошное обследование территории почвенно-экологического мониторинга. Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определяемые несколько раз в год.

Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз в 2 - 5 лет.

Контрольные параметры почвенно-экологического мониторинга, определение 1 раз 1 -50 лет.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.

1. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы содержат описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц;

2. Текст документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;

3. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;

4. План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ;

5. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления) и после государственной регистрации прав должен быть возмещен правообладателю.

Одним из пунктов проведения государственной регистрации является внесение записей в Единый государственный реестр прав. Единый государственный реестр содержит информацию о существующих и прекращенных прав на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения правообладателях.

Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов.

Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект.

Книга учета документов содержит данные о:

Принятых на регистрацию документов об объектах недвижимого имущества, правообладателях, регистрационном праве и заявителях;

Выданных свидетельствах о государственной регистрации прав;

Выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах.

Разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновении, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровом номером объекта недвижимого имущества.

В случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на основании нормативного правового акта субъекта РФ.

Единый государственный реестр прав, дела правоустанавливающих документов являются вечными. Их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются.

Единый государственный реестр прав состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Разделы Единого государственного реестра прав располагается в соответствии с принципом единого объекта недвижимого имущества.

Каждый раздел состоит из трех подразделов.

В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (фактическая по кадастровому плану или по документам), назначение и иная необходимая документация.

В подраздел II вносятся записи собственности и об иных вещных правах не каждый объект недвижимого имущества, имя (наименование) правообладателя, данные уточнения личности физического лица и реквизиты юридического лица, адрес, указанный правообладателем, вид права, размер доли в праве, наименование и реквизиты правоустанавливающих документов, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.

В подраздел Ш вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитут, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества и других) дата внесения записи, имя регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

При заявлении о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права или сделки с объектом недвижимости в графу “ Особые отметки” Единого государственного реестра прав вносится в запись о данном заявлении, которая указывает на существование правопритязания в отношении данного объекта.

Каждая запись о праве, его ограничений (обременении) и сделке с объектом недвижимости идентифицируется номером регистрации. Такой номер возникает при приеме документов на государственную регистрацию прав и соответствует входящему номеру принятых на регистрацию документов.

В случае разделения, слияния или выделения объекта недвижимого имущества о вновь образованных объектах вносятся записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.

Глава 6

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДРУГИЕ СФЕРЫ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государство, осуществляя земельную политику, регулирует зе­мельные отношения правовыми, экономическими, организацион­ными и другими мерами.

Правовые меры содержат элементы обязательности, властного принуждения и властного вмешательства государства в область зе­мельных отношений путем осуществления законодательной (нор­мативно-правовой), административной и судебной функций. В тех случаях, когда землеустройство не может быть произведено по согласию самих землевладельцев, оно становится предметом пра­вового регулирования. Например, отвод земель для государ­ственных и общественных нужд при строительстве крупных до­рог, водохранилищ, расширении городов ущемляет интересы землевладельцев, так как нередко связан с их переселением, по­явлением неудобств в использовании земель или сокращением площадей принадлежащих им участков. Тем не менее государ­ство осуществляет эти действия в принудительном порядке, а также разрабатывает компенсационные меры (предоставление землевладельцам новых земель, компенсация ущерба и упущен­ной выгоды и т. п.).

Экономические меры регулируют земельные отношения путем учета экономических интересов землевладельцев и землепользо­вателей. К таким мерам относятся дифференциация земельного налога, предоставление льготных кредитов и т. д. Для их разработ­ки и осуществления нужна информация о размерах, качественных характеристиках земельных участков, ограничениях и обремене-ниях в использовании земли.

Организационные меры включают различного рода действия, на­правленные на реализацию государственной земельной политики. К ним относятся, в частности, организация переселения, консуль­тативная деятельность, пропагандистское обеспечение земельных реформ и многое другое. Собственно землеустройство может за­нимать в них большее или меньшее место в зависимости от того, насколько активно государство использует в указанных целях зем­леустроительную службу.

Одной из важных функций управления земельными ресурсами и государственного регулирования земельных отношений являет­ся планирование использования земель. Такие планы утверждаются властными органами соответствующего уровня.

В ряде западноевропейских стран проекты планов использова­ния земель обсуждаются на референдумах и только после всенародного одобрения и утверждения в установленном порядке полу­чают обязательный характер. На их основе устанавливают целевое назначение земель на перспективу, места новой застройки, освое­ния и мелиорации, состав природоохранных территорий, площа­ди отвода земель для нужд промышленности, транспорта и иного назначения и т.д.

В Российской Федерации до последнего времени аналогичную функцию выполняли генеральные схемы использования и охраны земельных ресурсов (страны, субъекта Федерации), а также схемы землеустройства административных районов.

Для реализации планов использования земель разрабатывают специальные программы (государственные и муниципальные). Эти программы включают разделы по финансовому, материально-техническому и другим видам обеспечения и составляются при участии специалистов по землеустройству.

В системе землеустройства многих стран важное значение име­ет и такая функция управления земельными ресурсами, как госу­дарственный контроль за использованием и охраной земель, призван­ная предотвращать любые нарушения принципов рационального землепользования.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

В соответствии с законами Российской Федерации (как и в большинстве стран мира) земельные участки относятся к недви­жимому имуществу. Любое недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в спе­циально утвержденных для этой цели реестрах.

Регистрация прав на земельные участки, по существу, дает точ­ную картину земельных отношений в государстве и служит право­вой и информационной основой для управления земельными ре­сурсами. От землеустройства она отличается тем, что не включает мероприятий, преобразующих землевладение и землепользование в экономическом, техническом и правовом отношениях (землеус­тройство, напротив, является главным образом преобразователь­ной деятельностью, реорганизующей и устраивающей территорию и использование земель).

Таким образом, землеустройство и земельная регистрация раз­личны по содержанию и по своему существу независимы друг от друга. Вместе с тем все изменения, вносимые в землепользование землеустройством, должны быть зарегистрированы. Именно по­этому в большинстве стран мира обычно за землеустройством сле­дует перерегистрация прав на недвижимое имущество.

Даже если при сделках купли-продажи, наследования, дарения, обмена и т. п. площади и местоположение земельных участков не меняются, перед регистрацией все равно совершаются землеуст­роительные действия в виде уточнения площадей, наличия огра­ничений и обременении в использовании участков, составления планов участков и др.

В некоторых случаях, впрочем, возможна регистрация земле­владений до землеустройства и вне всякой связи с ним. Это про­исходит, как правило, в странах с хорошо налаженной системой учета и регистрации земель, когда при осуществлении сделок с недвижимостью площади, конфигурация и местоположение учас­тков не меняются, а изменяется только их владелец.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ

В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 2 января 2000 г. государственный земельный кадастр - это систематизиро­ванный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах, а также о наличии расположенных на зе­мельных участках и прочно связанных с ними объектов.

При государственном кадастровом учете земельных участков осуществляются их описание и индивидуализация (с присвоением кадастрового номера) в Едином государственном реестре земель. В результате каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других, произвес­ти его качественную и экономическую оценку.

Взаимоотношения между земельным кадастром и землеустрой­ством двоякие. С одной стороны, в данные земельного кадастра, так же как и в данные земельной регистрации, после проведения землеустройства немедленно вносятся соответствующие исправ­ления. С другой стороны, данные земельного кадастра являются информационной основой при проведении землеустроительных действий. Это касается кадастровых планов, дежурных земельно-кадастровых карт, сведений о территориальных зонах, ограниче­ниях и обременениях в использовании земель, площадях, земле­владельцах и т. п.

Встречается неправильное мнение, что формирование земель­ных участков (объектов земельной собственности) - это функция кадастра, а не землеустройства. Однако это не так. Во-первых, зе­мельный кадастр - это сведения о земельных участках, а не про­цесс, определяющий изменение их формы, местоположения и площадей. Во-вторых, осуществление земельного кадастра -это чисто техническое действие, связанное с поддержанием в нор­мальном состоянии документации государственного кадастрового учета, а не мероприятие, направленное на реорганизацию земель­ных площадей, имеющее природоохранный, организационно-экономический и правовой характер. В-третьих, основная задача земельного кадастра - это обеспечение доброкачественной ин­формацией государственных органов, осуществляющих управле­ние земельными ресурсами. При землеустройстве же важно орга­низовать рациональное использование и охрану земель, то есть осуществить другую, по сути главную, функцию управления земельными ресурсами.

По результатам землеустройства, земельного кадастра и регист­рационных действий землевладельцы и землепользователи полу­чают документы (свидетельства о государственной регистрации их прав, свидетельства на право собственности на землю, госакты и т. п.), дающие основание приступить к использованию земельных участков.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления из­менений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений. Наиболее целесообразно осуще­ствлять мониторинг в системе землеустройства, потому что основ­ным его содержанием являются комплексные работы: съемки, изыскания, наблюдения, маршрутные и площадные обследова­ния, которые лучше всего могут сделать землеустроители. Кроме того, мониторинг земель проводится по всем категориям земель, землевладельцам и землепользователям, земельным участкам и угодьям, формируемым и организуемым в процессе землеустрой­ства; при этом широко используются архивные материалы и тех­нические средства землеустроительных организаций.

Рациональное использование земли и обеспечение постоянного повышения ее плодородия обусловливают необходимость организации всестороннего количественного и качественного учета земель на основе единого земельного кадастра. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 Л1> 622 было принято Положение о Государственном земельном кадастре, 4 августа 1995 г. был издан указ Президента РФ за № 748 "О совершенствовании ведения земельного кадастра в России", а в январе 2000 г. принят Государственной Думой и подписан президентом РФ Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О Государственном земельном кадастре".

Государственный земельный кадастр состоит из четырех частей и представляет собой получаемый в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков систематизированный свод документированных сведений:

  • 1) о правовом положении (о предоставлении земли в собственность, во владение или в аренду);
  • 2) количестве (дается описание общей площади, место расположения участков, их конфигурация);
  • 3) качестве (состав и качество угодий): земельно-кадастровое районирование, классификация земель, характеристика по экологическим, технологическим и природостроительным свойствам, группировка почв по определенным показателям качества - совокупности свойств, которыми обладает данный участок земли;
  • 4) оценке (доходность и цена земли).

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

  • - государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • - государственного контроля за использованием и охраной земель;
  • - мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
  • - государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • - землеустройства;
  • - экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
  • - установления обоснованной платы за землю;
  • - иной, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Ведение государственного земельного кадастра на всех уровнях возложено на соответствующие органы по земельным ресурсам. Местные органы власти, координирующие использование земельных ресурсов, выполняют следующие задачи:

  • - регистрируют данные об объектах и субъектах собственности, владения, пользования и аренды земли;
  • - создают банки данных о наличии и качественном состоянии земельных ресурсов канала;
  • - собирают от собственников земли сведения о прошедших изменениях и вносят изменения в земельно-кадастровую документацию;
  • - ежегодно, не позднее 1 февраля представляют отчет о наличии и использовании земель в вышестоящие органы.

В результате кадастрового учета каждый земельный участок получает характеристики, которые позволяют однозначно выделить из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Первый этап кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации. Второй - кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий по административным районам и землевладениям. Кадастровая стоимость 1 га сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации определяется умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации, условно принятый равным 33 годам.

При рыночной оценке земельных участков используются методы сравнения продаж и капитализации земельной ренты. Для проведения оценки в границах земельного участка отдельно рассматривают сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, деревьями и кустарниками, защищающими участок от различного вредного воздействия. При оценке учитывается не только плодородие, но и влияние экологических факторов.

В процессе формирования кадастра земель сельскохозяйственного назначения проводят следующие операции:

  • - государственную регистрацию землепользователей;
  • - количественный и качественный учет земель;
  • - бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Каждая часть земельного кадастра имеет свое конкретное назначение, содержание и характеризуется соответствующими методами ведения. Вместе с тем между ними имеется определенная взаимосвязь и логическая последовательность их осуществления. Поэтому только в полном единстве каждая часть кадастра представляет земельный кадастр как систему.

Регистрацию осуществляют на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, во владение, пользование, распоряжение и аренду после уточнения границ участка в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положении земельного участка записывают в государственную кадастровую книгу земель; в ней содержатся также данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, о целевом назначении земельных угодий.

Количественный учет земель заключается в определении их наличия и распределении по объектам земельной собственности и землепользователям, видам угодий: пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.

Земля как основное средство производства должна быть оценена по качеству для организации ее использования, налогообложения, залога и т.д. Следует различать оценку земли по состоянию и плодородию почв.

Оценка ведется с точки зрения пригодности к сельскохозяйственному использованию. Это приближенная оценка по таким качественным показателям, как степень сельскохозяйственного освоения территории (удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади), структура сельскохозяйственных угодий, признаки внешнего состояния (культурно-технические признаки) и степень их распространения.

Оценка по качеству и плодородию предполагает классификацию почв (угодий) по типам, подтипам, разновидностям и выделение агропроизводственных групп почв по качеству и пригодности для использования.

Учет качества земель включает земельно-кадастровое районирование, классификацию, характеристику по экологическим и технологическим свойствам, группировку почв.

При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, малопродуктивные, деградированные сельскохозяйственные угодья.

Бонитировка представляет собой сравнительную оценку почв по плодородию, проводимую при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. Бонитировка производится по 100-балльной системе. Высшую оценку получает почва с лучшими условиями для ведущей культуры или определенной группы культур: зерновые и травы; картофель и овощи и др. Усредненная оценка по полям с учетом показателей качества позволяет судить о качестве почв в целом по сельскохозяйственной организации. На основании урожайности ведущей культуры определяется балл почвенного бонитета. Для этого фактическая урожайность делится на максимальную урожайность и умножается на 100 баллов.

Бонитировка - основа экономической оценки. Земля оценивается как средства производства в сельском хозяйстве и как объект земельных отношений. При этом оценивается потребительская стоимость земли, ее способность дать соответствующее количество продукции при определенных условиях. При экономической оценке земли определяется влияние качества почвы на важнейшие экономические показатели, в том числе урожайности на валовую продукцию. В настоящее время в качестве критериев экономической оценки земли чаще всего используется урожайность, валовая продукция, чистый доход, то есть оценка предполагает учет выхода продукции и затрат.

Оценка проводится по следующим направлениям:

  • - общая экономическая оценка земли как средства производства. Она осуществляется на основе учета затрат и результатов по всей совокупности возделываемых культур;
  • - частная оценка земли по эффективности возделывания отдельных сельскохозяйственных культур. Определяется степенью эффективности возделывания конкретных сельскохозяйственных культур на разных почвах.

Экономическая оценка земли исчисляется в относительных величинах - баллах - как отношение валовой продукции или чистого дохода, получаемых с единицы оцениваемой площади, к валовой продукции, чистому доходу с единицы площади лучших эталонных земель, умноженной на 100.

Оценивают землю на основе массовых данных о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и затратах на их производство за длительный период (не менее пяти лет).

Важную роль в осуществлении контроля за использованием и охраной земельных ресурсов призван сыграть мониторинг земель. Его ведение на территории России предусмотрено в соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель". Мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

  • - своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • - информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • - обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.