Нарушения в сфере экологии. Экологические правонарушения

Относятся субъекты, деятельность которых не связана с получением прибыли. В НКО доходы, полученные в результате выполняемых действий, не могут быть распределены между учредителями, что является основным отличием от коммерческих предприятий. Некоммерческие организации имеют много общего с юридическими лицами. Они имеют собственный баланс и устав, на сновании которого совершают свою деятельность, могут открывать банковские счета. Также НКО разрешается иметь штампы, на которых указано их название. Деятельность субъектов некоммерческой деятельности не ограничивается определенным сроком.

Некоммерческим организациям необходимо обеспечить своевременную сдачу отчетности и правильное заполнение представляемых документов. Следует знать, что довольно часто ошибки в отчетах, сдаваемых в различные государственные органы, становятся причиной претензий к НКО, которую могут обвинить в нарушении законодательства, приостановив деятельность.

Некоммерческим организациям наряду с другими предприятиями и структурами, необходимо подготовить документацию для сдачи в контролирующие органы отчетности - налоговой, бухгалтерской и статистической. Также НКО отчитываются по страховым взносам и сдают специальные отчеты в Минюст РФ. Чтобы своевременно представить все необходимые документы и избежать проблем с законодательством, субъекты некоммерческой деятельности должны знать, какие отчеты сдают НКО, сроки их сдачи и другие аспекты отчетности, требующие особенного внимания.


Бухгалтерская отчетность НКО

Все субъекты некоммерческой деятельности обязаны вести и раз в год представлять бухгалтерскую отчетность согласно общим правилам. Отчитываясь перед соответствующим органом, они должны подготовить для сдачи следующую документацию

Бухгалтерский баланс НКО;

Отчеты, подтверждающие целевое расходование средств.

Каждый документ заполняется и оформляется по установленной форме, при их составлении учитываются особенности и специфика деятельности организации.

Некоторые НКО дополнительно сдают отчет о финансовых результатах. Он представляется в следующих случаях

Работа некоммерческой организации принесла ей значимый доход;

Отчет необходим для оценки финансового состояния НКО.

Если не требуется предоставление отчета о финансовых результатах, то доход от функционирования НКО отражается в документе о целевом использовании в специальной строке «прибыль от приносящей доход деятельности».

Бухгалтерская отчетность НКО сдается на протяжении 90 дней после того, как закончится отчетный период.

Бухгалтерский баланс НКО несколько отличается от баланса, составляемого коммерческими предприятиями. Так раздел «Капиталы и резервы» заменен на «Целевое финансирование». В нем указываются суммы источников образования активов, а также отражаются остатки целевых поступлений. Также в бухгалтерском балансе НКО заменены некоторые другие строки, что обусловлено характером деятельности некоммерческих предприятий.

В отчете о целевом расходовании средств указываются затраты на благотворительные цели, на проведение различных мероприятий, на оплату труда и другие расходы, необходимые для функционирования организации. Сумма финансовых поступлений - общая и по конкретным статьям - различные взносы, доход от деятельности, остаток денег на начало и на конец отчетного периода.

Отчеты НКО в Минюст

Субъекты некоммерческой деятельности предоставляют отчетность НКО в Минюст, указав в формах, утвержденных министерством юстиции Российской Федерации, всю необходимую информацию. Сдаваемые отчеты подтверждают, что среди сотрудников НКО нет иностранных лиц, а также организация не имеет зарубежных источников финансирования.

Отчетность НКО в Минюст, сроки ее сдачи следующие

Форма №1 - в документе указывается информация о руководителях некоммерческой организации, а также о характере и специфике ее деятельности;

Форма № 2 - в ней предоставляются данные об использованных целевых средствах и имуществе;

Форма №3 - в отчете отражаются все денежные средства и имущества, полученные НКО от международных и зарубежных компаний и предприятий, от иностранцев и лиц без гражданства. Заполнить ее можно, посетив официальный портал министерства юстиции.

Все эти отчеты НКО в Минюст сроки предоставления имеют следующие - до 15 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Некоторые субъекты некоммерческой деятельности не сдают отчетность в Минюст в таких случаях

Организация не получала средств от зарубежных компаний или иностранных лиц;

Учредителями или сотрудники НКО не являются иностранцами;

Организация за отчетный период получила поступлений общей суммой не более 3 млн. руб.

При этом вместо первых двух форм заполняется заявление, имеющее произвольную форму, и соответствующее требованиям законодательства РФ.


Налоговая отчетность НКО

Некоммерческие организации также должны сдать отчетность в федеральную налоговую службу. Форма отчетности НКО в налоговую службу у разных субъектов может отличаться в зависимости от выбранной системы налогообложения.

Основной режим налогообложения

Некоммерческие предприятия, использующие основную систему налогообложения, представляют в налоговую инспекцию следующий перечень документов

Декларация по НДС - сдается, как правило, в электронной форме до 25-го числа месяца, идущего за отчетным периодом. Сдавать такой отчет необходимо каждый квартал. В случае отсутствия объекта, облагаемого НДС, некоммерческие предприятия сдают отчетность, состоящую из титульной страницы и первого раздела;

Отчетность по налогам на имущество - в процессе своей деятельности выплачивают НКО налоги на имущество, имеющееся у них на балансе. Ежеквартально субъектами некоммерческой деятельности перечисляются платежи и предоставляются их расчеты в соответствующей форме. От ее заполнения освобождаются НКО, не владеющие основными фондами. Сроки отчета НКО по налогам на имущество - декларация предоставляется на протяжении 30 календарных дней после окончания отчетного периода;

Налог на прибыль - субъект некоммерческой деятельности, занимающийся предпринимательством, является плательщиком налога на прибыль. За каждый отчетный период предоставляется отчетность, которая должна сдаваться на протяжении 28 дней после его окончания. Полный отчет за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за отчетным. Если НКО не осуществляет предпринимательскую деятельность, то она предоставляет в налоговую службу упрощенную отчетность. Сроки сдачи НКО такого отчета также до 28 марта;

Земельный налог - если в распоряжении некоммерческой организации есть земельный участок, то она заполняет соответствующую декларацию до 1 февраля года, идущего за отчетным периодом;

Отчет по транспортному налогу - форма заполняется, если на балансе НКО есть транспортное средство, она сдается также до 1 февраля.

Также субъектами некоммерческой деятельности сдаются некоторые другие документы. Данные о среднесписочной численности работников предоставляются в налоговую инспекцию до 20 января организациями, имеющими в штате 100 и более человек. А если количество сотрудников более 25 человек, то до 1 апреля представляются справки 2-НДФЛ, составленные по определенной форме.

Отчетность на УСН

Некоммерческие организации, работающие на упрощенном режиме налогообложения, подают в налоговую инспекцию такую отчетность

Декларация по единому налогу на вмененный доход - если НКО применяет ЕНВД, то каждый квартал до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом, она должна сдать данную декларацию;

Декларация по УСН - обязательно заполняется и сдается некоммерческим предприятием, находящимся на упрощенном режиме налогообложения. Сроки отчетности НКО - документация сдается до 31 марта года, наступившего после отчетного периода.

НКО на упрощенной системе не платят НДС, налоги на прибыль и имущество, а также некоторые другие платежи. Но при этом бывают исключения для предприятий, арендующих имущество и в некоторых других случаях, что необходимо уточнять в органах налоговой службы.

Сдавая отчетность НКО 2017, субъекты некоммерческой деятельности наравне с другими предприятиями несут полную ответственность перед федеральной налоговой инспекцией за предоставленные в документах сведения.


Отчетность за сотрудников НКО

Также предоставляется в контролирующие органы всеми НКО отчетность за год по взносам, уплаченным организацией за своих сотрудников.

Отчетность по страховым взносам

Все некоммерческие организации обязаны своевременно сдать отчетность в Фонд соцстрахования и в Пенсионный фонд РФ. Отчеты НКО 2017 по внебюджетным фондам сдаются согласно правилам, общим для предприятий всех видов деятельности.

Некоммерческими организациями заполняются следующие документы

Отчеты в ФСС - форма 4-ФСС сдается в фонд соцстрахования НКО с количеством работников более 25 человек. Она может быть представлена в электронном формате или на бумаге, при этом сроки дачи отчетности в ФСС отличаются.

Если в некоммерческой организации за отчетный период не числятся постоянные сотрудники, то она должна сдать в фонд соцстраха нулевую отчетность НКО 2018. Сроки ее представления - до 20 числа месяца, последующего за отчетным периодом.

Отчеты в ПФР - отчетность в Пенсионный фонд РФ сдается по форме РСВ-1 некоммерческими организациями, в которых средняя численность сотрудников за отчетный период более 25 человек. Отчеты НКО 2018 в ПФР формируются на бумажных носителях или в электронной форме и отличаются только сроками сдачи

Согласно нововведениям, с 2016 года субъекты некоммерческой деятельности должны каждый месяц, отчитываясь за сотрудников, заполнять и сдавать в ПФР форму СЗВ-М. Это отчетность, в которой представляются сведения о застрахованных лицах.

Согласно письменному разрешению Пенсионного фонда России, нулевая ежеквартальная отчетность может не предоставляться. Это касается НКО, в которых за отчетный период не числятся постоянные работники.

Кроме этого, некоммерческие организации, применяющие пониженные тарифы, должны заполнить дополнительные подразделы в формах РСВ-1 и 4-ФСС.

Отчетность в Росстат

Субъекты некоммерческой деятельности наряду с другими юридическими лицами должны своевременно предоставлять в Росстат статистические отчеты, с указанием необходимой информации. Сроки и правила сдачи требуемых документов определены законодательством Российской Федерации, а в случае непредставления отчетов предусматривается административная ответственность. Все НКО обязаны представить в Росстат бухгалтерский баланс.

В государственные статистические органы субъекты некоммерческой деятельности должны сдать в обязательном порядке следующие документы

Форма №1-НКО - в отчете указывается информация о деятельности некоммерческого предприятия, представить его необходимо до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом;

Форма №11 (краткая) - в документе указывается информация об имеющихся основных средствах, их количестве и движении. Форму необходимо сдавать каждый год один раз до 1 апреля.

Также в местные отделения Росстата представляются и другие отчеты. Оончательный перечень документации, включенной в статистическую отчетность НКО, определяется в зависимости от специфики деятельности организации. Предварительно перед сдачей отчетности необходимо уточнить в местных отделениях статистики, какие формы следует сдавать конкретной некоммерческой организации.

Социально ориентированными некоммерческими организациями в Росстат сдается форма 1-СОНКО, в которой предоставляется вся необходимая информация о деятельности социально ориентированной НКО. Форму 1-СОНКО необходимо сдать до 1 апреля года, последующего за отчетным периодом.

Социально ориентированными считаются некоммерческие организации, которые в ходе своей деятельности помогают решить социально-общественные проблемы. К СО НКО относятся субъекты, обеспечивающие социальную защиту физических лиц, охрану природы, а также объектов, имеющих культурную или архитектурную ценность, защиту животных. Также такие организации оказывают физическим и юридическим лицам правовую помощь. Они занимаются благотворительностью и деятельностью в различных областях - культурной, научной, образовательной и других.


Также есть отдельные требования для некоммерческих организаций, являющихся . Они должны каждый год отчитываться в использовании своего имущества и обязательно публиковать отчетность. При этом законодательством не определяются конкретные сроки публикации и ее вид, поэтому раз в год НКО необходимо опубликовать такой отчет в средствах массовой информации или на своем официальном сайте. Также можно напечатать специальную брошюру.

Дополнительные отчеты обязаны предоставлять и благотворительные организации. Так в Министерство юстиции они сдают отчетность о своей деятельности, в которой должна содержаться следующая информация

Сведения, касающиеся финансовой и хозяйственной сторон деятельности организации. Они должны подтверждать, что НКО, занимающаяся благотворительностью, соблюдает требования, предусмотренные законодательством в отношении имущества и фондов благотворительных организаций;

Список персонального состава управляющего органа благотворительной организации;

Сведения, в которых подробно раскрываются содержание и состав благотворительных программ и мероприятий, составленных и проводимых данной организацией, в том числе перечень программ и их описание;

Данные о результатах благотворительной деятельности некоммерческой организации, сведения о нарушениях законодательства, выявленных в ходе проверок, и мерах, принятых для их устранения.

Отчет о деятельности благотворительной организации представляется раз в год в территориальное отделение Минюста РФ в срок до 31 марта года, последующего за отчетным периодом.

Отдельно выделяют отчетность, сдаваемую некоммерческой организацией, которая выполняет функции «иностранного агента».

Такая НКО обязана представить в контролирующие органы следующие отчеты

Документы, в которых указываются специфика деятельности НКО и руководящий состав организации. Такой отчет представляется раз в полугодие до 15 числа месяца, идущего после окончания отчетного периода;

Отчетность о денежных средствах и имуществе, об их целевом назначении и расходе. В том числе указываются денежные средства и имущество, полученные от иностранных организаций и граждан. Такая отчетность сдается каждый квартал до 15 числа месяца, идущего за окончанием отчетного периода;

Аудиторское заключение, которое составляется по итогам проверки бухгалтерской или финансовой отчетности. Оно подается раз в год до 15 апреля.

Перечень отчетностей, сдаваемых некоммерческими организациями, довольно внушительный. Кроме основных отчетов, общих для всех НКО, сдаются дополнительные отчеты, список которых зависит от вида деятельности организации и некоторых других аспектов.

Главная задача субъектов некоммерческой деятельности - правильно заполнить и своевременно сдать все требуемые документы. Чтобы избежать ошибок и неточностей, ведущих к нарушению законодательства и административной ответственности, необходимо уточнять перечень отчетности и сроки ее сдачи в территориальных отделениях государственных органов. А также необходимо строго следовать инструкциям к заполнению документации, предлагаемым контролирующими службами.

Законодательные проступки, которые могут быть действием или бездействием в природоохранном законодательстве и которые причиняют вред окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека, именуются как экологические правонарушения. Ответственность за них предусматривается в зависимости от тяжести последствий в виде административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой.

Классификация экологических правонарушений

Всю их совокупность подразделяют на три вида:

  • проступки в рассматриваемой сфере;
  • экологические преступления общего характера относительно природной среды;
  • деликты (незаконные действия).

Понятие о юридической ответственности

Через ее применение реализуется госпринуждение по исполнению рассматриваемых требований.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения — это отношения, складывающиеся между уполномоченными госорганами в сфере охраны природной среды, а также иными подобными субъектами и физическим или юридическим лицом, которое совершило экологическое правонарушение, по поводу наложения на последнего соответствующего взыскания. При этом для нарушителя наступают неблагоприятные последствия.

При применении юридической ответственности реализуется принцип госпринуждения к исполнению требований природоохранного законодательства.

Функции рассматриваемого вида ответственности

Среди основных можно выделить:

  • Стимулирующая к тому, чтобы нарушитель соблюдал природоохранное законодательство.
  • Превентивная, заключающаяся в том, чтобы он не нарушал в дальнейшем данные правовые акты.
  • Карательная. Любое лицо, совершившее какой-либо проступок, должно за него отвечать. Не являются исключением и экологические правонарушения.
  • Компенсационная — направлена на возмещение ущерба окружающей среде и здоровью человека.

Административная ответственность за экологические правонарушения

В сфере охраны природы наибольшее распространение получил именно данный вид ответственности. Административная ответственность за совершение экологических правонарушений устанавливается в КоАП РФ на федеральном уровне и законах об административных правонарушениях субъектов Федерации на местном уровне.

Ответственным за совершение данного проступка может быть признано физическое лицо, начиная с 16-летнего возраста. Для юридического лица ответственность наступает в том случае, если будет доказано, что оно имело возможности для соблюдения административных правовых норм, но не соблюдало их.

Административная ответственность за экологические правонарушения может осуществляться в виде:

При этом третий из рассматриваемых видов может быть как основным, так и дополнительным, остальные же взыскания применяются только как основные.

Виды экологических правонарушений, влекущие административную ответственность

Они определены в законе «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

  • несоблюдение нормативов ее качества;
  • непроведение госэкологической экспертизы, невыполнение требований, которые были отражены в ее заключении или при предоставлении заведомо ложных экспертных заключений;
  • нарушение требований в сфере экологии на разных стадиях проектирования и эксплуатации различных объектов;

  • загрязнение окружающей среды, что приводит, как следствие, к ухудшению здоровья человека, наносит вред флоре и фауне, имуществу, принадлежащему физическим и юридическим лицам;
  • порча или повреждение природных экосистем, а также иных природных объектов, включая памятники природы, заповедники;
  • нарушение порядка и правил добычи, купли-продажи, обмена, импорта-экспорта объектов флоры и фауны, продуктов, созданных на их основе, минералогических и биологических коллекций;
  • невыполнение мер, относящихся к обязательным, по восстановлению окружающей среды, подвергшейся нарушению, а также воспроизводству природных ресурсов;
  • неподчинение госорганам, выдавшим предписание при осуществлении госэкологического контроля;
  • нарушение требований по складированию, переработке, обеззараживанию, утилизации и захоронению различных отходов;
  • то же по отношению к поллютантам, включая радиоактивные отходы;
  • превышение предельно допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения и другие.

Как уже отмечалось, административная ответственность за экологические правонарушения устанавливается, в основном, КоАП РФ либо местными административными законами. В них устанавливается, что к ней могут привлекаться и физические, и юридические лица, а также что она может быть применена к должностным лицам последних. Одной из наиболее распространенных мер ответственности за подобные нарушения являются штрафы. Их размер зависит от следующих обстоятельств:

  • вида правонарушения и его характера;
  • степени вины нарушителя;
  • уровня вреда, причиненного им;
  • полномочий накладывающего штраф органа.

В соответствии с КоАП размер санкций для физических лиц может составлять 500-2500 руб., для юридических — от 10 тыс. до 300 тыс. руб. Последние, в основном, предпочитают, чтобы в случае, если не удается избежать штрафа, его накладывали на должностных лиц, поскольку его размер в данных обстоятельствах уменьшается до 1000-20000 руб.

Данные меры ответственности могут налагать ОВД, специально созданные комиссии при исполнительных властных органах, должностные лица конкретных контрольно-надзорных органов.

Меры административной ответственности за совершение экологических правонарушений могут налагаться по упрощенной процедуре без соответствующего обращения в судебные органы.

Суммы взысканных штрафов переводятся на счета соответствующих госэкологических фондов. Виновное лицо, уплатившее штраф, не освобождается от возмещения вреда, что обусловлено тем, что первый является мерой наказания, при этом суммы, полученные в результате ее наложения, поступают на спецсчета внебюджетных экофондов, а не направляются на возмещение вреда.

Помимо судов, административные дела рассматривают ОВД, органы Роспотребнадзора (в случае повреждения или уничтожения знаков различных санитарных зон, курортов, лечебно-оздоровительных местностей, непредоставления правдивой информации о состоянии атмосферного воздуха, радиационной обстановке, источниках питьевого водоснабжения), органы, осуществляющие госэкологическую экспертизу

Дисциплинарная ответственность

Она является одним из видов юридической ответственности за экологические правонарушения. Для нее характерны все признаки последней, а также имеются свои индивидуальные, к которым относятся:

Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения может наступать по отношению к противоправным действиям, ненадлежащему исполнению или неисполнению работником тех трудовых обязанностей, которые соотносятся с экологическими правами по трудовому контракту или временному поручению топ-менеджмента организации. Здесь объектами правонарушений выступают как окружающая среда, так и правила распорядка, установленные внутри хозяйствующего субъекта.

Как разновидность дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения выделяется депремирование различных категорий нарушителей на основании справки соответствующих органов по охране природы.

Наложение подобных взысканий не освобождает виновное лицо от других видов ответственности.

Материальная ответственность

Она представляет собой комплекс юридических мер, которые призваны сохранить природу и подойти дифференцированно к оценке причиненного вреда и виновным в этом деянии.

Для материальной ответственности за совершение экологических правонарушений характерны следующие признаки:

  • она лимитируется определенной частью дохода и должна быть сопоставима с размером ущерба, за исключением некоторых случаев, оговоренным законодательными актами;
  • работник определенного хозяйствующего субъекта может нести данный вид ответственности только в случае наличия его доказанной вины;
  • упущенная выгода вследствие причинения ущерба конкретным работником не подлежит возмещению;
  • если он был причинен при нормальном производственном риске, то работники, его допустившие, не должны подвергаться материальной ответственности;
  • последняя должна наступить не позднее 2 недель с момента нанесения ущерба;
  • внесудебное взыскание может быть наложено администрацией хозяйствующего субъекта в том случае, если работник с этим согласен;
  • ущерб возмещается вне зависимости от того, привлекается ли работник к иным видам ответственности за данный проступок.

Данная ответственность может быть применена в следующих случаях:

Этот вид может быть частичным (при неосторожной форме вины) или полным (в случае умышленного причинения ущерба).

Таким образом, понятие ответственности за экологическое правонарушение включает не только те виды из них, которые определяются одноименными кодексами, но и те, которые определяются нормами права.

Уголовная ответственность

Ее специфика в рассматриваемой сфере заключается в следующем:

  • основание привлечения — правонарушение в области экологии со всеми признаками преступления в рассматриваемой области;
  • объектом состава выступает комплекс общественных отношений, которые складываются в области охраны природы и экологии;
  • к данному виду привлекаются лишь физические лица, осуществление функций которыми связано с определенными воздействиями, оказываемыми на природную среду;
  • меры наказания при данном виде ответственности могут сводиться к штрафу, обязательным и исправительным работам, лишению права заниматься определенной деятельностью или занимать некоторые должности.

Цели уголовной ответственности за экологические преступления:

Наиболее часто применяется такой вид уголовной ответственности, как лишение свободы.

Для разрешения некоторых вопросов, которые требуют спецзнаний в области охраны природы и экологии, в качестве экспертов могут быть привлечены различные биологи, включая экологов, а также санитарные врачи.

Предметом экологического преступления не являются кустарники, древесная растительность, произрастающие на садово-огородных участках, землях с/х назначения, кроме защитных лесополос, а также такие из них, которые были повреждены в результате стихийных сил природы.

Отличие уголовной ответственности за экологические правонарушения от административной нужно проводить по нескольким признакам:

  • наличие крупного ущерба;
  • использование самоходного плавающего или другого механического транспортного средства, различных химвеществ, средств массового уничтожения в рыболовстве;
  • места совершения проступка или преступления.

Подследственность уголовных дел в экологическом отношении в основном относится к райсудам.

В 26 главе УК РФ установлены экологические преступления, за которые может наступить уголовная ответственность. К ним относятся:

  • нарушение правил охраны природы при осуществлении работ или обращении отходов и экологически опасных веществ;
  • загрязнение гидро-, атмо-, литосфер;
  • нарушение правил охраны недр и рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение ареалов организмов, занесенных в Красную Книгу РФ.

Специальные экологические составы встречаются и в иных УК РФ. К ним можно отнести сокрытие информации о тех обстоятельствах, которые создают опасность для здоровья или жизни людей, экоцид, нарушение требований по безопасности на объектах атомной энергетики.

Помимо этого, выделяют смежные составы преступлений. К ним относят те из них, которые выполняют соответствующие экологические функции только в определенных обстоятельствах. К ним могут относиться:

  • регистрация незаконных сделок с землей;
  • нарушение правил безопасности при проведении различных работ, а также некоторые другие.

Также выделяют составы, не относящиеся напрямую к экологическим, но которые в некоторых обстоятельствах могут быть использованы для целей защиты природы. К ним, в частности, можно отнести превышение служебных полномочий, служебный подлог и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Она является одним из видов правовой ответственности за экологические правонарушения. Она может использоваться совокупно вместе с применением мер административного, уголовного и дисциплинарного воздействия.

В ГК РФ определено, что под экологическим вредом понимается какое-либо ухудшение состояния природы из-за нарушения экологических требований с умалением любых благ, включая имущество физических лиц и хозяйствующих субъектов, здоровье и жизнь человека.

В гражданских делах могут быть рассмотрены такие из них, которые связаны с ответственностью за экологические правонарушения из-за упущенной выгоды или возмещением морального вреда в случае, например, уничтожения зеленых насаждений.

Основания ответственности определены в ГК. К ним относятся:

  • противоправность действия или бездействия;
  • причинная взаимосвязь между ними и причинением вреда;
  • вина нарушителя.

В большинстве случаев в том случае, если нарушитель докажет то, что ущерб был причинен не по его вине, он освобождается от возмещения вреда. Но если последний был причинен в результате применения источника повышенной опасности, то освобождение не наступает.

Такая ответственность за экологические правонарушения по-другому называется имущественной. Таким образом, она направлена на возмещение, прежде всего, соответствующего ущерба конкретному лицу.

В заключение

Выделяют различные виды рассматриваемой ответственности. К ним относятся и административная, и уголовная, и дисциплинарная, и материальная, и гражданско-правовая. Ответственность за экологические правонарушения предусмотрена за совершение действий, которые причиняют ущерб природной среде, и, как следствие, жизни и здоровью человека. В зависимости от тяжести последствий, величины ущерба и некоторых других факторов может использоваться тот или иной вид ответственности или возможно их совокупное действие.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Ответственность за экологические правонарушения может быть:

1. Дисциплинарной – субъект экологического правонарушения привлекается администрацией предприятия, на котором он работает. Дисциплинарная ответственность применяется только за нарушение тех экологических правил и предписаний, исполнение которых входит в круг трудовых обязанностей нарушителя.

2. Материальной – применяется к физическим и юридическим лицам и предусматривается за вред, который причинен экологическим правонарушением. Материальная ответственность реализуется путем взыскания ущерба по специальным таксам в судебном порядке. Материальная ответственность представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранение природной среды от отрицательных воздействий.

3. Административной – предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В КоАП РФ (гл.8) предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами.

4. Уголовной – при наличии предусмотренных уголовным законом признаков экологического преступления виновный должен привлекаться к уголовной ответственности (согласно гл. 26 УК РФ). Экологическим преступлением является предусмотренное уголовным законодательством РФ и запрещенное им виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, окружающую среду и ее компоненты, экологическую безопасность общества, причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека и влекущее негативное изменение качества окружающей среды.

Два вида уголовной ответственности:

1) за посягательства на окружающую природную среду в целом – носят общий характер, посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в РФ законы и подзаконные акты.

2) за специальные экологические преступления – посягают на отдельные объекты, причиняют ущерб атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, и т. д.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, судам было рекомендовано в обязательном порядке отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность.

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

10. Основы экологического права

10.8. Виды ответственности за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения - вид юридической ответственности, применяемой за экологические, гражданско-правовые правонарушения-деликты. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных форм собственности гражданско-правовая ответственность приобретает немаловажное значение и предусматривается в ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В настоящее время имущественная ответственность в области охраны окружающей среды еще не нашла подобающего ей места, но будущее неоспоримо за ней. В Законе «Об охране окружающей природной среды» и в ГК предусматриваются причинение вреда окружающей среде, порядок возмещения вреда.

Материальная ответственность за экологические правонарушения - это определенная трудовым, а не гражданским законодательством имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы, связанные с возмещением причиненного экологическим правонарушением вреда.

Эта ответственность носит регрессивный характер и имеет целью возмещение предприятиям, учреждениям и организациям понесенных имущественных потерь по вине неправомерных действий их работников.

Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих. Они, согласно ТК, несут такую ответственность лишь при условии, что причиненный ими ущерб произошел при исполнении ими своих трудовых обязанностей и по их вине. Другой особенностью этой ответственности, отличающей ее от имущественной ответственности по гражданскому законодательству, является то, что она носит, как правило, ограниченный характер. Ее размеры чаще всего лимитируются определенной частью заработка, тогда как имущественная ответственность по ГК РФ характеризуется возмещением обычно в полном объеме, включая упущенную выгоду.

В Трудовом кодексе предусматривается, что при определении ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении ими трудовых обязанностей, учитывается только прямой ущерб, а неполученные доходы (т.е. упущенная выгода) не учитываются. Не допускается возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственного риска. При этом на администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается обязанность создать рабочим и служащим условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного им имущества.

Рабочий или служащий, причинивший ущерб предприятию, учреждению, организации, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия администрации он вправе передать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.

По действующему законодательству рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка. Случаи полного возмещения ущерба предусмотрены одной из статей Трудового кодекса РФ:

Когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

Когда в соответствии с законодательством на работника возлагается полная материальная ответственность;

Когда между работником и администрацией заключен договор о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

Когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

Когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии, и др.

Уголовная ответственность в области природопользования применяется в случаях, когда деяние, посягающее на экологический правопорядок, является социально опасным.

Основанием уголовной ответственности в данной области является экологическое преступление.

Под экологическим преступлением понимают виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, причиняющее вред природной среде либо создающее угрозу такого причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Объектом экологического преступления является экологический правопорядок. Составной частью экологического правопорядка признается экологическая безопасность человека и общества.

Под экологической безопасностью понимают совокупность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.

Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности человечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.

К числу преступлений данной группы относится экоцид. Состав данного преступления предусмотрен СТ.358УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Понятие «экологическая безопасность человечества» означает систему отношений, построенную на ряде принципов. К ним относятся:

1) право свободно использовать природную среду, являющуюся общим достоянием человечества;

2) запрещение национального присвоения компонентов естественной среды, не входящих в предмет чьей-либо юрисдикции (например, космическое пространство, космические объекты не могут быть присвоены отдельным государством);

3) признание благоприятной природной среды одним из основных прав человека.

Объектом преступления против экологической безопасности человечества следует считать отношения между отдельными государствами - членами мирового сообщества, направленные на создание природных условий, обеспечивающих возможность полноценного развития общества и личности.

Предметом экологического преступления являются охраняемые законом природные объекты и комплексы.

Однако не всякое преступление, где фигурирует природный объект, относится к разряду «экологических преступлений».

Для отнесения преступления к категории «экологических» необходимо наличие такого признака, как реальное причинение вреда либо создание угрозы такого причинения.

Характеристика экологического вреда как элемента экологического преступления имеет особенности. В отличие от гражданского права, где возмещение экологического вреда возможно лишь в той мере, в которой этот вред поддается денежной оценке, в уголовном праве вред оценивается также с точки зрения произошедших или возможных экологических последствий.

Этот признак характеризует объективную сторону преступления и позволяет отграничить экологическое преступление от смежных составов преступлений, например, по данному признаку не относится к категории «экологических» самовольный захват земли.

Субъектом экологического преступления может являться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдельными составами преступлений предусмотрены специальные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного положения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопасности, контролю в области природопользования и другие функции.

Субъективную сторону преступного деяния составляет вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности. Форма вины правонарушителя имеет значение для определения степени социальной опасности деяния.

Большинство составов экологических преступлений включает умышленную форму вины. Неосторожная форма вины является признаком экологического преступления в отдельных случаях, в частности, когда экологическое преступление повлекло смерть человека, когда совершено уничтожение или повреждение леса, и в других случаях.

В УК РФ 1996 г. впервые выделены экологические преступления в качестве самостоятельного вида преступлений, что обусловлено повышенной социальной значимостью объекта уголовно-правовой охраны, в широком смысле понятие «экологические преступления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:

1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного посягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;

2) собственно экологические преступления, предусмотренные гл.26 УК РФ. Непосредственным объектом данной группы преступлений являются отношения по поводу охраны природной среды.

В зависимости от объективных признаков преступления выделяют:

Материальные составы экологических преступлений, связанные с причинением реального вреда природной среде;

Формальные составы, предусматривающие ответственность за создание «угрозы» причинения вреда природной среде.

В литературе предлагалось вывести формальные составы из сферы уголовной ответственности, повысив при этом размер административной ответственности. Однако, учитывая масштабы возможного экологического вреда, законодатель счел необходимым закрепить ряд формальных составов преступлений, таких как незаконная охота (ст.258 УК), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе (ст.253 УК) и др.

Общим предметом экологического преступления признается окружающая природная среда в целом. Данный предмет присутствует во всех составах экологических преступлений. Наряду с общим предметом выделяют родовые предметы уголовно-правовой охраны, к числу которых относятся:

Здоровье и жизнь человека;

Состояние отдельных видов природных ресурсов и природных комплексов;

Порядок пользования отдельными природными объектами.

Родовой предмет присущ определенным видам преступлений. Например, родовой предмет преступления против здоровья человека отличается от родового предмета экологических преступлений в узком значении.

В целом на основе норм УК РФ 1996 г. произведена криминализация общественно опасного экологически значимого поведения. Сформулированы новые составы экологических преступлений, в числе которых: нарушение правил обращения экологически опасных веществ (ст. 247), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237), порча земли (ст. 254), нарушение режимов особо охраняемых территорий и объектов (ст. 262), экоцид (ст. 358).

Действующее уголовное законодательство имеет широкую сферу действия. Им охватывается разнообразная хозяйственная деятельность: размещение, строительство, сельскохозяйственное производство, опасные виды работ. Такое положение определяет тесную взаимосвязь уголовного и смежного экологического законодательства. Большинство диспозиций уголовно-правовых норм имеет бланкетный характер и отсылает к нормам специального экологического законодательства, устанавливающего правила использования и охраны природных объектов.

Таким образом, квалификация экологических преступлений осуществляется на основе комплекса правовых норм, включающего уголовно-правовые и регулятивные эколого-правовые нормы.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

    как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

    как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

    как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

    противоправность поведения;

    причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

    причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

    стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

    компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

    превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.