Порядок учета беспилотных воздушных судов. Дроны полетят на учет. Как получить разрешение на полет

все ввезенные или произведенные на территории Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг подлежат обязательному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. По состоянию на 03 июля 2017 г. Указанный порядок Правительством Российской Федерации не принят.

Процедуры постановки на учет существуют для многих видов транспорта, в том числе и для сверхлегкой авиации, а информационная система, необходимая для выполнения задачи, не представляет сложности в создании. Так что же сдерживает принятие нормативного акта для одной из самых простых процедур в списке многих, требуемых для развития рынка гражданских беспилотников?

Причина

В ходе подготовки указанного проекта, Департаментом программ развития Минтранса России не обеспечено соответствие проектируемого акта плану мероприятий («дорожной карте ») «Аэронет» Национальной технологической инициативы, согласованной Минтрансом России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и одобренной 24 июня 2016 г. (протокол №3) президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317.

Указанными документами еще в начале 2016 года концептуально определен подход и порядок ведения учета БВС отраслевой организацией, которой является Ассоциация Аэронет, но не всем чиновникам утвержденный порядок нравится, несмотря на то, что соответствующая система учета БВС уже год успешно функционирует и учет ведется бесплатно для владельцев БВС.

В то же время бизнес-сообщество отмечает любопытные факты проведения государственных закупок и выделение финансирования из средств федерального бюджета на создание еще одной системы учета. Непоследовательность действий, проводимых Департаментом программ развития Минтранса России вызывает у сообщества обоснованные сомнения в истинных целях разработчиков нормативного акта.

Говорят факты

По Договору № РТМ-2017/16 от 08.11.2016 ФГУП ГосНИИ Гражданской Авиации выполнена научно-исследовательская работа по теме «Подготовка предложений по совершенствованию воздушного законодательства в области регулирования эксплуатации беспилотных авиационных систем в гражданской авиации» на общую сумму 5 миллионов рублей .

Согласно Акту сдачи-приемки работ по данному договору от 20.12.2016, одним из результатов НИР является: «Научно-обоснованные предложения по с одержанию нормативно-правовых актов :

  • Регулирующих совместное использование воздушного пространства БВС и воздушными судами с пилотом на борту;
  • Устанавливающих правила регистрации прав собственности на БВС и правила государственной регистрации и учета БВС;
  • Определяющих процедуры сертификации типовой конструкции БАС;
  • Устанавливающих требования к летной годности БАС;
  • Устанавливающих требования к поддержанию летной годности БАС;
  • Подготовки авиационного персонала, эскплуатирующего БАС;
  • Подготовка и выполнение полетов БВС (правила эксплуатации БАС);
  • Требования к эксплуатантам БАС.

9 декабря 2016 г. на сайте www.regulation.gov.ru был опубликован для общественного обсуждения разработанный Минтрансом России проект постановления Правительства Российской Федерации «Порядок учета беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации», получивший отрицательные оценки со стороны профессионального сообщества и участников сферы применения беспилотных авиационных систем.

Комментарии разработчика на полученные замечания содержали информацию о внесении существенных изменений в текст разрабатываемого проекта. Однако, на сегодняшний день проект постановления с анонсированными изменениями не опубликован и до сведения субъектов регулирования никак не доведен.

14 июня 2017 г. ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проведен конкурс на закупку и определено лицо (ООО «АЙТИВЭЙ »), с которым планируется заключение контракта на выполнение работ по созданию системы учета беспилотных транспортных средств в части беспилотных воздушных судов. Сумма государственной закупки составляет 20 миллионов рублей.

Нет сомнений в способности компании-победителя выполнить работу, имея единственного директора и учредителя из другого региона, зарегистриованного еще не менее чем в 10 юридических лицах. Отметим лишь, что этим конкурсом фактически определено финансирование на создание системы учета, ни порядок, ни оператор которого еще не установлены Правительством Российской Федерации.

Напомним, что в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") Аэронет Национальной технологической инициативы, система учета малых БВС была разработана и 4 апреля 2016 г. внедрена с участием бизнеса и общественных организаций, без привлечения бюджетных средств.

23 июня 2017 г. на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение НИОКР

  • Производитель (выбор из справочника или указание в свободном поле)
  • Год выпуска БВС
  • Владелец (физическое лицо / юридическое лицо)
  • Дата и основание возникновения прав владельца

3. Сведения о юридическом лице (ИП) для установления принадлежности:

  • Полное и краткое наименование
  • Дата государственной регистрации / регистрации ИП в качестве предпринимателя
  • Государственный регистрационный номер ОГРН (ОГРНИП)
  • Идентификационный номер налогоплательщика ИНН
  • Город места нахождения
  • Адрес места нахождения
  • Контактный телефон
  • Электронная почта
  • Веб-сайт
  • ФИО единоличного исполнительного органа / руководителя коллегиального исполнительного органа

4. Сведения о физическом лице для установления принадлежности:

  • Полностью Фамилия Имя Отчество
  • Дата рождения
  • Город места нахождения
  • Адрес места нахождения
  • Контактный телефон
  • Электронная почта
  • Серия и номер паспорта

5. Сведения о происшествиях и инцидентах

  • Дата события
  • Тип события
  • Место события
  • Описание события в свободной форме

IV. Учетный номер БВС

1. Учетный номер БВС формируется автоматически в момент постановки на учет после заполнения всей необходимой информации.

2. Учетный номер представляет собой буквенно-числовую последовательность, формируемую по определенным правилам для обеспечения уникальности и защиты от возможности произвольной подделки учетного номера БВС.

V. Правила маркировки БВС

1. Маркировке учетным номером подлежат следующие части БВС при их наличии в конкретном типе летательного аппарата: Крыло, боковые поверхности фюзеляжа, элементы конструкции или киль, не занятые выступающими элементами конструкции, и в центре левой половины нижней поверхности крыла, луч крепления двигателя мультироторного БВС, обтекатели или иные капотирующие элементы БВС.

2. Учетный номер БВС может быть нанесен любым из способов, обеспечивающих сохранение и читаемость номера при воздействии воды, а так же в случае разрушения БВС, в том числе нанесение цветом, обеспечивающим контрастность с фоном, гравировка номера на малоразмерных элементах конструкции.

3. Учетный номер БВС должен быть явно различим и читаем без использования специальных оптических средств, высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров. Не допускается использовать шрифты с орнаментами, в виде курсива, или с засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.

4. Допускается не наносить учетный номер на конструкцию БВС (легко повреждаемые тканевые поверхности, недостаточные размеры крыльев, фюзеляжа, их отсутствие, запрет на нанесение посторонних символов по правилам спортивных соревнований в классах авиамоделей, официально зарегистрированных Минспорта России в качестве спортивных дисциплин). В этих случаях учетный номер не наносится, а сверхлегкое воздушное судно идентифицируется по фотографии при обязательном наличии у владельца свидетельства о постановке на учет.


VI. Дополнительные положения

1. Настоящие правила не применяются для следующих категорий БВС:

a. Кордовые авиамодели спортивных классов, зарегистрированных в установленном порядке Министерством спорта РФ;

b. Беспилотные воздушные суда любого типа массой до 0,25 кг включительно;

2. Кордовые авиамодели спортивных классов, зарегистрированных в установленном порядке Министерством спорта РФ, маркируются в обязательном порядке индивидуальным лицензионным номером пилота, присвоенным Федерацией авиамодельного спорта России.

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

утвердить прилагаемый порядок учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2016 г. N

Порядок
учета беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации беспилотные гражданские воздушные суда (далее - БВС) учитываются в Государственной базе данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации (далее - Государственной базе данных о БВС).

2. В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44 от 03.07.2016 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определить Федеральное государственное унитарное предприятие "ЗащитаИнфоТранс" Министерства транспорта Российской Федерации единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС.

3. Государственная база данных о БВС ведется Федеральным государственным унитарным предприятием "ЗащитаИнфоТранс" Министерства транспорта Российской Федерации (далее - оператором учета) в электронном виде.

4. В Государственную базу данных о БВС включается информация, поступающая в форме:

а) электронных документов;

б) документов на бумажных носителях, которые при поступлении переводятся в электронный вид и подписываются лицом, осуществляющим перевод в электронный вид документов с бумажных носителей.

5. Внесение данных в Государственную базу данных о БВС и получение данных из Государственной базы осуществляется на возмездной основе. Размер и порядок оплаты устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

6. Данные внесенные Государственную базу данных о БВС при учете БВС хранятся оператором учета в течение всего срока нахождения БВС на учете и 10 лет после снятия его с учета.

II. Порядок учета

7. Для постановки на учет изготовленного или ввезённого в Российскую Федерацию БВС его собственник или законный представитель собственника БВС (далее - Заявитель) подает заявление о постановке на учет БВС.

Заявление содержит:

а) данные о БВС:

государство, в котором изготовлено БВС;

тип (наименование) БВС, присвоенное изготовителем;

год изготовления БВС;

наименование изготовителя - юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) изготовителя воздушного судна самостоятельной постройки;

максимальная взлетная масса БВС;

тип (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания) и количество двигателей БВС.

б) сведения о собственнике:

основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет или, для физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, а также номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность;

адрес местонахождения (места жительства);

номер телефона/телефакса, адрес электронной почты (при наличии).

8. В случае, если Заявитель ставит на учет несколько БВС одного типа (наименования), принадлежащих одному собственнику, то в заявлении указываются серийные (идентификационные) номера каждого БВС.

9. В случае, если Заявитель ставит на учет несколько БВС разных типов (наименований), то подается заявление на каждый тип (наименование).

10. В случае ввоза БВС в Российскую Федерацию к заявлению прилагаются документы, подтверждающие приобретение БВС.

11. В случае изготовления БВС прилагаются документ, подтверждающие изготовление БВС его изготовителем. Форма документа устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

12. Заявление составляется в единственном экземпляре и подписывается Заявителем или его законным представителем.

13. Заявление подается:

а) в случае приобретения БВС на территории Российской Федерации - во время приобретения БВС;

б) в случае ввозе в Российскую Федерацию - в течении 10 рабочих дней с момента ввоза;

в) в случае самостоятельного изготовления Заявителем - до начала полетов.

14. В случае смены собственника БВС при продаже, дарении или ином законном основании, новый собственник ранее поставленного на учет БВС подает заявление на внесение изменений в учетную запись в соответствии с настоящим Порядком с указанием:

а) данных нового владельца согласно подпункта "б" пункта 7 настоящего Порядка;

б) причину смены собственника (продаже, дарении или ином законном основании);

15. В случае изменения сведений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, собственник ранее поставленного на учет БВС подает заявление на внесение изменений в учетную запись в соответствии с настоящим Порядком с указанием:

а) изменений в сведениях, указанных в пункте 7 настоящего Порядка;

б) причины внесения изменений.

16. В случае утраты БВС при его разрушении, хищении или при иных обстоятельствах, продажи БВС или перехода на иных законных основаниях права собственности на него иностранному государству, а также иностранному гражданину, лицу без гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вывоза БВС за пределы территории Российской Федерации собственник БВС или его законный представитель подает заявление о снятии с учета БВС, в котором указывается:

обстоятельства утраты БВС (разрушение, хищение и т.д.) и дату утраты;

данные нового собственника: полное наименование юридического лица - собственника БВС и его ИНН или, для физического лица - собственника БВС - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, а также номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты, с указанием предполагаемой даты вывоза;

учетный опознавательный знак, присвоенный при постановке на учет.

17. Подача заявления может осуществляться путем обращения через:

а) электронный портал оператора учета;

б) многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

в) торговую организацию, продающую БВС или иные организации, заключившие договор с оператором учета;

г) отделения связи Почты России.

Порядок заключения договора с оператором учета устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

18. Указанная в пункте 17 настоящих правил организация вносит указанные в заявлении данные о БВС оператору учета. Оператор учета в течение 30 минут с момента получения данных принимает решение о постановке на учет в Государственную базу о БВС, предоставляет Заявителю уведомление о постановке на учет БВС или снятии с учета БВС, в котором указывается:

идентификационный номер БВС;

учетный опознавательный знак БВС;

дата постановки на учет, внесения изменений в учетную запись или снятия с учета;

полное наименование юридического лица, принявшего заявление;

тип БВС (наименование, присвоенное изготовителем);

серийный (идентификационный) номер БВС;

максимальная взлетная масса БВС, кг;

полное наименование юридического лица (для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии) - собственника БВС.

19. Результатом рассмотрения заявлений, указанных в пунктах 7, 14 - 16 настоящих правил является уведомление о постановке на учет БВС или снятии с учета БВС и запись о БВС в Государственной базе данных о БВС, а также, в случае, предусмотренном в пункте 7 настоящих правил - присвоение учетного опознавательного знака.

Форму учетного опознавательного знака, а также уведомления устанавливает Министерство транспорта Российской Федерации.

20. Уведомление о постановке на учет БВС или снятии с учета БВС направляется на электронную почту, указанную в заявлении, а при личном обращении заявителя дополнительно выдается на бумажном носителе и подписывается лицом, выдавшим уведомление.

21. Учетный опознавательный знак в срок не более 10 дней со дня постановки на учет наносится на элементы конструкции БВС методом окрашивания, наклеивания, гравировки или иным способом, обеспечивающим однозначное прочтение при эксплуатации.

22. Одновременное наличие на БВС разных учетных опознавательных знаков не допускается. Выполнение полетов на БВС без учетного опознавательного знака запрещено.

23. Информация об организациях, в которые может быть подано заявление о постановке на учет БВС, их адресах, телефонах и режиме работы публикуются Министерством транспорта Российской Федерации в сети "Интернет".

VI. Отказ в учете беспилотного воздушного судна и допуске к управлению или владению беспилотным воздушным судном

24. Заявителю отказывают в учете беспилотного воздушного судна или запрещают выполнение полетов в следующих случаях:

собственник состоит на учете в наркологическом, психиатрическом диспансере;

собственник имеет судимость по общественно опасным статьям хулиганство, терроризм;

собственник имеет ранее допущенное нарушение правил ИВП (в зависимости от степени угрозы и последствий определяется длительность моратория на допуск к владению и управлению БВС);

собственник ранее совершили нарушение порядка выполнения авиационных работ (выполнение АФС, кадастровой съемки, и т.п.);

имеется решение суда или надзорного органа в отношении владельца или допущенного к управлению лица о запрете деятельности с применением БВС;

собственник совершили обмана, подлог при подаче документов на регистрацию и сертификацию;

излучаемые мощности, рабочие частоты бортового оборудования, целевой нагрузки, пульта управления не соответствуют разрешенным к использованию на территории РФ;

характеристики целевого оборудования и целевой нагрузки позволяют использовать (точность навигации, чувствительность датчиков, разрешение камеры) позволяют использовать БВС для сбора закрытой информации;

отсутствие сертификатов допуска к использованию на территории РФ БВС или элементов БАС;

наличие в БАС опасных элементов (датчиков с радиоактивными элементами, водородными блоками, мощными лазерами и т.п.);

несоответствие экологическим нормам (уровень шума, уровень СО).

Решение об отказе в учете беспилотного воздушного судна принимается в случаях, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, а также обнаружения недостоверной информации в представленных заявителем сведениях.

В случае отказа в постановке на учет беспилотного воздушного судна заявителю направляется уведомление с указанием причин отказа в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявления.

Заявитель может обжаловать решение об отказе в учете беспилотного воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

В Воздушный кодекс РФ были внесены изменения, определяющие, что беспилотные гражданские воздушные суда (БВС) с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг, ввезенные в Россию или произведенные в ней, подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ.

В связи с этим разработан проект порядка учета таких беспилотных воздушных судов. В частности, ввезенные в нашу страну или произведенные в ней БВС будут учитываться в Государственной базе данных о БВС.

ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" планируется определить единственным исполнителем работ в рамках мероприятий по разработке, созданию, развитию, модернизации и обеспечению функционирования Государственной базы данных о БВС. Государственная база данных о БВС будет вестись оператором учета в электронном виде. Внесение и получение данных будет осуществляться на возмездной основе. Размер и порядок оплаты будет устанавливаться Минтрансом России.

Устанавливаются порядок учета, а также перечень случаев, когда заявителю отказывается в учете БВС или запрещается выполнение полетов.

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.