Нормы конституции рф и экологическая сфера. Конституционно-правовая природа экологических прав человека в российской федерации. Экологические права граждан в экологическом и земельном законодательстве Российской Федерации

3.2. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

Многие экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности. Рассмотрим все ттри типа статей в указанном порядке.

Основной для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет;

в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы . В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность (неабсолютность) понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).

В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".

Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности . Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:

Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".

Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.

Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах , но и об обязанностях граждан.

В главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно статье 71 к ведению центральных органов Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны. Центр определяет статус и организует защиту сухопутных территорий, морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Они вместе занимаются природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Их общая забота - особо охраняемые природные территории (заповедники и др.). Разработка и совершенствование земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды также относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).

Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:

Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);

Федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;

Производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;

Разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);

Метеорологическая служба,

Стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).

Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);

Разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции «по вертикали» представляется весьма существенным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными агентствами, службами, министерствами, ведомствами, комитетами и другими центральными органами. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее, хотя по необходимости довольно кратко.

Основные статьи Конституции РФ по охране окружающей среды

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные статьи Конституции РФ по охране окружающей среды
Рубрика (тематическая категория) Экология

В корне всœей системы законодательных актов находится конституция РФ, которая была принята 12 декабря 1992 ᴦ. Центральное место среди экологических норм конституции занимает статья 9 часть 1, где указывается, что ʼʼземля и другие ресурсы в РФ используются и охраняются, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территорииʼʼ. В продолжение этого положения в конституции имеется еще 2 статьи: статья 42 и статья 9 часть 2.

Статья 42 закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причинœенного его здоровью и имуществу.

В статье 9 части 2 провозглашается право граждан и юридических лиц на частную собственность, на землю и другие природные ресурсы.

В Конституции оформлены организационно-правовые отношения Федерации и Субъектов Федерации согласно статье 72: ʼʼ…пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности является совместной компетенцией Федерации и Субъектов Федерацииʼʼ.

В РФ принимаются федеральные законы, которые являются обязательными на территории всœей страны, субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов, однако всœе они не могут противоречить федеральным законам.

Цель закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую окружающую среду.

Задачи законы:

1. Сохранение природной среды

2. Предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу, и здоровье человека

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

В отличие от отраслевых законов данный закон формулирует экологические требования, обращенные к источникам вредного воздействия на окружающую среду и человека.

Вопросы для самоконтроля

1). Дайте определœение: ʼʼохрана окружающей средыʼʼ, ʼʼокружающая средаʼʼ, ʼʼприродный объектʼʼ, ʼʼантропогенный объектʼʼ, ʼʼприродно-антропогенный объектʼʼ, ʼʼкомпоненты природной средыʼʼ, ʼʼблагоприятная окружающая средаʼʼ.

2). Назовите основные цели и задачи охраны окружающей среды.

3). Что такое экологический кризис?

4). Какие экологические кризисы в истории развития человеческого общества вы знаете?

5.)Назовите общие и частные правовые акты в области охраны окружающей среды.

6.) Назовите основные статьи Конституции Российской Федерации по охране окружающей среды.

7.) Закон РФ ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ (2002 ᴦ.), его цель, задачи и структура.

Основные статьи Конституции РФ по охране окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные статьи Конституции РФ по охране окружающей среды" 2017, 2018.

Российское право: состояние, перспективы, комментарии

Реализация экологических положений Конституции Российской Федерации

1=1 С.А. Боголюбов

заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры административного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения, доктор юридических наук. Адрес: 101000, г Москва, ул. Мясницкая, д. 20. E-mail: [email protected]

"=!■! Аннотация

В статье раскрываются потенциал экологических положений Конституции Российской Федерации, роль принятого в ее развитие федерального законодательства, предусмотренной в нем ответственности граждан, государства и общества за поддержание экологического правопорядка. Обращается внимание на защиту частной, государственной, муниципальной форм собственности на землю и другие природные ресурсы, являющиеся основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Двадцатилетие Конституции Российской Федерации предполагает осуществление попытки краткого анализа хода реализации ее экологических положений. В статье сопоставляются предметы регулирования и действие административного, гражданского, градостроительного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о здравоохранении, о недрах, об охране окружающей среды. Автор анализирует ход реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статье показывается, как используются требования Конституции Российской Федерации об установлении основ федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации, совместном законотворчестве Российской Федерации и ее субъектов в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Попытки выявить ход реализации экологических положений Конституции свидетельствуют о необходимости совершенствования экономического и организационно-правового механизма применения, модернизации экологического государственного, производственного, общественного контроля (надзора), юрисдикционной деятельности, обеспечения неотвратимости привлечения к юридической ответственности физических и юридических лиц, виновных в посягательствах на природные ресурсы и объекты.

Трудно утверждать, что все современные нормы Конституции Российской Федерации, которые согласно ч. 1 ст. 15 обладают высшей силой и прямым действием, были полностью и своевременно реализованы. В связи с этим в статье сделан вывод о том, что необходимо наращивать усилия по соблюдению этих норм, их использованию и применению в сфере организации рационального природопользования и охраны окружающей среды, по обозначению проблем и направлений дальнейшего развития российской эколого-правовой системы.

Ключевые слова

Конституция Российской Федерации, реализация экологических положений, природоохранное и природоресурсное законодательство, экологические права и обязанности граждан и юридических лиц, ответственность государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Регулирование природопользования

Нахождение ключевой для природопользования и охраны окружающей среды нормы ст. 9 Конституции Российской Федерации в ее первой главе «Основы конституционного строя» определяет место таких норм среди других конституционных ценностей и отношение к ним общества. Разработке и комментированию конституционных принципов и предписаний природоохранного характера посвящено немало литературы по экологическому, конституционному, муниципальному, административному праву, по общей теории права и государства. Размышления над экологическими аспектами Конституции проходили различные стадии и этапы: в первое десятилетие после ее принятия рассматривались цели и нормы, уяснялись и обсуждались ее предписания, их роль в формировании природоохранного и природоресурсного права и законодательства. Второе десятилетие посвящалось в основном исследованию экологических прав граждан и юридических лиц (меньше - обязанностей), соотношению публичных и частных интересов, направлений и механизмов экологической политики1.

Законодательное обеспечение действия положений ст. 9 Конституции осуществлялось путем принятия федеральных законов, указов президента и постановлений Правительства Российской Федерации2. При оценке реализации экологических конституционных норм немаловажен анализ сочетания и противоборства экологии и экономики (имеющих общий фонетический корень, но неминуемо противостоящих друг другу, хотя и не способных обходиться друг без друга). Здесь актуально привлечение внимания к развитию форм и содержания права собственности на природные ресурсы и объекты, которое обусловлено их двуединым характером - принадлежностью к окружающей среде, с одной стороны, и возможностью персонифицированных, внесенных в государственный реестр участков природы находиться в гражданском обороте - с другой (ст. 8, 9, 35, 36 Конституции).

Важное значение имеет отношение законодателя к частной и иным формам собственности на землю и другие природные ресурсы. Согласно Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. После 60 лет исключительной государственной собственности на природные ресурсы, обозначения их как «достояние

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова (М.М. Бринчук, И.А. Иконицкая, Б.М. Лазарев, К.Ф. Шеремет и др.). М.: Юридическая литература, 1994; Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова (С.А. Боголюбов, А.В Мицкевич, А.С. Пиголкин, В.М Сырых и др.). М.: Юристъ, 2000; Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 1997; Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук. Екатеринбург, 2000; Миняев А.О. Конституционные основы экологического права: дис. ... канд. юр. наук. М., 2003; Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004; Дубовик О.Л. Рецензия на книгу Штайнберга Р. «Экологическое конституционное государство» // Государство и право. 2000. № 1; Экологические положения конституций / под ред. Е.А. Высторобца. М.-Уфа, 2012 и др.

2 См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» и от 20 февраля 2006 г. № 99 (в ред. от 21 апреля 2010 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» и т.п.

народов» и поиска иных форм землевладения законодательно установлено экономическое многообразие и обеспечена, закреплена собственность 40 миллионов граждан и юридических лиц на земельные участки под жилыми домами, дачами, крестьянскими хозяйствами, садоводческими и огородническими объединениями, личными подсобными хозяйствами.

Одной из основных проблем применения экологического законодательства является разграничение действия публичных и частноправовых требований, земельного и гражданского законодательства. Вариант гармоничного взаимодействия норм земельного и гражданского законодательства и их разграничения закреплен в ст. 129 и 206 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в иных федеральных законах.

Вопрос о соотношении требований природоохранного, природоресурсного и гражданского законодательства актуализируется в связи с современным совершенствованием ГК РФ и является одним из основных, решаемых в настоящее время в ч. 2. ст. 36 Конституции, в ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации, принятых согласно требованиям Конституции и в соответствии с устоявшимися принципами западноевропейского права. Согласно ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах3.

В законодательстве закрепляются общесоциальные, соответствующие ст. 7 Конституции функции природных ресурсов: свободное использование береговой полосы и водоохранной зоны водных объектов общего пользования предусматривается в п. 7 ст. 3 «Основные принципы водного законодательства», ст. 6 «Водные объекты общего пользования», п. 3 ст. 11 «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование» Водного кодекса Российской Федерации; принцип экологического и общественного значения лесов провозглашен в п. 1-4, 7 и 8 ст. 1 «Основные принципы лесного законодательства», ст. 5 «Понятие леса», п. 1, 6 и 7 ст. 11 «Пребывание граждан в лесах» Лесного кодекса Российской Федерации.

Осуществление права на благоприятную среду

В ч. 2 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции провозглашается свобода владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которая ограничивается лишь недопустимостью: 1) нанесения ущерба окружающей среде; 2) нарушения прав и законных интересов иных лиц. В развитие этих предписаний приняты федеральные законы, прежде всего в отношении земли как средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления любой деятельности на территории Российской Федерации4.

3 См.: Правовая реформа в России. Восемь лет спустя: сб. ст. / под ред. В.П. Мозолина. М.: ЛУМ, 2013; Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4; Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1.

4 См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; в 2001 г. вступила в действие гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» ГК РФ; в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации приняты Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Провозглашение в ст. 42 Конституции права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, поставило ряд вопросов.

Само понятие благоприятной среды представляется размытым: в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-ан-тропогенных объектов; при этом качество окружающей среды - это такое ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. В конституциях зарубежных стран упоминаются «здоровая», «естественная», «натуральная» среда, в европейском конституционном акте предусматриваются «чистая среда», «высокий уровень защиты среды», «превентивность загрязнений». При отсутствии четких показателей благоприятности природной среды используются ее санитарно-гигиенические характеристики, показатели здоровья человека, зависящего от окружающей среды, как полагают, примерно на 30%.

Экологические права граждан вытекают из отношения «общество - природа» на основе принципа номер один Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г.5, Декларации Конференций в Йоханнесбурге 2002 и 2012 гг., посвященных юбилеям Рио.

Повсеместно гарантировать выполнение стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории Российской Федерации, пострадавшая в 1980-х годах от чернобыльской катастрофы (Брянская, Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), в 1950-х годах от деятельности производственного объединения «Маяк» (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо, в соответствии с законом об охране окружающей среды, - зоной экологического бедствия. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, или обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они часто не исполняются по причине отсутствия жилья.

Экологическое благополучие граждан определяется надлежащим информационным обеспечением; действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне) и специфические информационные требования. Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, 1998 г. открыта для подписания, но на территории России пока не действует. Не будучи для нашей страны обязательной, эта конвенция может служить ориентиром для требований информационного обеспечения граждан.

Согласно федеральному законодательству об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом, в частности, документы, содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом. Долж-

5 См.: Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 682-687, 692.

ностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от материального и морального ущерба, причиненного обществу, государству и гражданам.

В ряде законов, регулирующих экологические, гражданские, административные отношения, предусматриваются нормы, которые должны быть учтены при осуществлении экологической деятельности органов государственной власти и реализации права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Например, в ст. 6 «Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о способах и приемах защиты от них.

Требования об экологической информации предусматриваются в федеральных законах от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агро-химикатами»6, от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»7, от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»8, от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»9 и др.

В ст. 23 «Мониторинг атмосферного воздуха» и 29 «Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха» Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривается, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества10.

В ст. 23 Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» указывается, что граждане и общественные объединения вправе получать объективную информацию от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в пределах выполняемых ею функций, о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности11.

В ст. 13 Федерального закона от 21 октября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривается следующее:

Организации, в том числе общественные объединения, и граждане вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, организаций в пределах их компетенции информацию по безопасности намечаемых к сооружению,

6 СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.

7 СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

8 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2220.

9 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.

10 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

11 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

Граждане вправе бесплатно получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций системы государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения12.

В Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» предусматривается следующее:

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа;

Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция представляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров;

Информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей; специализированная информация представляется пользователям на основе договоров13.

Поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в ст. 8 «Права граждан» Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается: граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг14.

Выполнение конституционных требований о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам. Публичные органы власти и их должностные лица не принимают активных мер к своевременному оглашению полных и достоверных сведений о мерах по предотвращению и ликвидации загрязнения природных объектов, неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, порой пытаются брать плату за ознакомление с экологической информацией.

Право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, нечасто реализуется ввиду того, что трудно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями. В земельном законодательстве гарантии возмещения причиненного вреда разработаны и предусмотрены в наибольшей степени по сравнению с законодательством об иных природных ресурсах: в Зе-

12 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

13 СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

14 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

мельном кодексе Российской Федерации это ст. 57 гл. VIII «Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд» и ст. 76 «Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями» гл. XIII «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». Требование возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, конкретизируется в гражданском законодательстве и ст. 77-79 закона об охране окружающей среды.

В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» осуществляется возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, в том числе, сокрытием информации либо предоставлением несвоевременной и недостоверной информации о состоянии окружающей среды, а также отказом в предоставлении такой информации, повлекшим возникновение заболевания (ст. 1069, 1085 ГК РФ, п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 79 закона «Об охране окружающей среды»)15.

Ответственность за состояние окружающей среды

Неотъемлемой от реализации экологических прав считается обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам, предусмотренная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Ю.А. Тихомиров считает необходимым более последовательно, чем ранее, развивать и обеспечивать единство прав, обязанностей и ответственности граждан, с одной стороны, и взаимной ответственности граждан, государства и его чиновников - с другой. «Чем шире рамки социальной свободы человека, - пишет Б.С. Эбзеев, - тем выше его ответственность и наоборот»16.

Раскрытие терминов «природа» и «окружающая среда» осуществляется в ст. 1 закона об охране окружающей среды. Можно полагать, что под упоминаемыми природными богатствами подразумеваются используемые в указанном законе понятия: компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенные объекты - природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природных объектов и имеющие рекреационное и защитное значение; природные комплексы - комплексы функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Экологические обязанности граждан конкретизируются в ст. 11 закона «Об охране окружающей среды», согласно ст. 34-56 которого они классифицируются по стадиям (размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов) и по видам хозяйственной деятельности (в сельском хозяйстве,

16 См.: Тихомиров Ю.А. Государство. М.: Норма, 2013. С. 42; Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2011. С. 170.

при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, военных и оборонных объектов, в городах и иных населенных пунктах, при производстве и эксплуатации транспортных средств, объектов нефтегазодобывающих производств, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, при выполнении обязанности по охране среды от вредного биологического воздействия, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, при обращении с отходами производства и потребления, в том числе радиоактивными).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. № 5-П обязанность, предусмотренная в ст. 58 Конституции, имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации экологических прав граждан, распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, то издержки по осуществлению государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы, в свою очередь обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О с государства не снимается его конституционная ответственность за сохранение природы и окружающей среды и оно не освобождается от обязанностей осуществлять эффективный контроль в данной сфере общественных отношений, препятствовать причинению избыточного вреда окружающей среде в результате лесопользования и минимизировать экологические риски.

Первостепенное значение имеет реализация земельных обязанностей, от которых во многом производно осуществление иных экологических обязанностей. Согласно земельному законодательству Российской Федерации собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог или арендную плату; не нарушать прав других землеобладателей.

Новеллами Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г. стали обязанности землеобладателей сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, когда сроки их освоения предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Аналогично предусматриваются и осуществляются обязанности недро-, лесо-, водо- и иных природопользователей.

Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение координирующих, контрольно-надзорных и иных задач. Экологические функции и, следовательно, обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются не только в ч. 2 ст. 41, п. «е» ст. 71, п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции, но и в законах и подзаконных актах. Государство и общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать ответственных за их реализацию, соблюдение и защиту. Это сделано

в Конституции Российской Федерации, земельном и ином законодательстве, хотя порой расплывчато, декларативно.

В соответствии с п. 1, 36, 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» реализация положений, предусмотренных в ст. 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности, которая наступает с учетом п. 3 ст. 1064 ГК РФ и ст. 16 и 77 закона об охране окружающей среды за вред, причиненный правомерными действиями. Вред, причиненный здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, является основанием для компенсации морального вреда17.

Использование природоохранных полномочий

В силу ст. 71 (п. «е») Конституции к ведению Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в области экономического, экологического и социального развития Российской Федерации; в этих целях регулярно принимаются нормативные правовые акты как общего, социально-экономического, содержания, предусматривающие природоохранные положения, так и экологического характера18.

В утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. для целей дальнейшего соблюдения, использования и применения Конституции Российской Федерации «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» предусматриваются ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях, усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде19.

Реализация природоохранных полномочий, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предусмотренных в пунктах «в», «г», «д», «к», «м» ч. 1 ст. 71 Конституции, проявляется в сотнях природоресурсных и природоохранных федеральных законов, приведенных выше, и иных, направленных на обеспечение природной среды. Сложнее обстоит вопрос применения природоохранных норм, находящихся, например, в административном, уголовном законодательстве: находясь в другом отраслевом законодательстве, они обслуживают природоохранные требования, которые без подкрепления санкциями не будут достаточно полными и эффективными. Так, ответственность в области экологии предусматривается в ст. 8.1-

18 См.: Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября

2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа

2009 г. № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации», Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и др.

8.40 главы «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», ст. 7.1-7.11, 7.17 главы «Административные правонарушения в области охраны собственности» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в ст. 246-262 гл. 26 «Экологические преступления» и ст. 358 «Экоцид» гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вызывают некоторые трудности сопоставление и применение основанных на Конституции требований законодательства о здравоохранении, градостроительного законодательства, рационального использования животного мира, охраны атмосферного воздуха, которые не упомянуты в Основном законе, но связаны с природой; правореа-лизация пошла по пути включения их в конституционное понятия «природопользование», «охрана окружающей среды»20.

В Конституции Российской Федерации отсутствует регулирование градостроительной и ряда иных видов деятельности, что естественно ввиду невозможности охватить все направления и объекты правового регулирования. Поскольку регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в надлежащей окружающей природной среде в целях обеспечения благоприятных условий проживания, можно полагать, что и законодательство о градостроительной деятельности следует относить к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов и, в основном, к комплексному экологическому законодательству21.

Заслуживают модернизации правового регулирования на региональном и федеральном уровнях использование не относящейся к лесам растительности, особенно зеленых насаждений в городах, отношения собственности на отходы производства и потребления при их накоплении, сборе, транспортировании, использовании, обезвреживании и размещении (хранении и захоронении), возмещение прошлого экологического ущерба, формы экономического стимулирования и государственной поддержки предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. Опережающее правотворчество субъектов Российской Федерации в состоянии восполнять проблемы и лакуны федерального законодательства, трудности его реализации.

Прежде чем рассматривать и обсуждать предложения об объявлении государства экологическим, придании ему экологических функций и обязанностей, иных изменениях и дополнениях Конституции, целесообразно обратить внимание на степень выполнения задуманного два десятилетия назад и взвешенно внедрять новое в области экологии лишь тогда, когда без этого нового нельзя дальше обходиться.

Вряд ли можно утверждать, что все современные конституционные нормы были полностью претворены в жизнь, поэтому краткая оценка хода реализации сделанного предполагает необходимость наращивания усилий по их соблюдению, использованию, применению в сфере организации рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Библиография

Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 1997.

20 См.: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

21 См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / рук. авт. кол. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2013.

Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. № 1. Действующее международное право. Т 3. М., 1997.

Дубовик О.Л. Рецензия на книгу Штайнберга Р. «Экологическое конституционное государство» // Государство и право. 2000. № 1.

Конституция РФ, будучи Основным законом государства, представляет собой правовую основу для развития отраслей российского законодательства, в том числе экологического.

Конституция, являясь мощным организационным фактором законотворчества, создает начала правового регулирования отношений по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по природопользованию. Экологическое законодательство находится в соответствии с Конституцией, базируется на ее положениях, что предопределено высшей юридической силой Конституции и обязательностью непротиворечия ей издаваемых законов.

В Конституции закреплены:

1) нормы, устанавливающие экологическую основу конституционного строя;

2) нормы, регулирующие конституционные экологические права и обязанности,

3) нормы, закрепляющие право собственности на природные ресурсы;

4) нормы устанавливающие разграничение предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ в сфере экологических отношений;

5) нормы, предусматривающие полномочия высших органов государственной власти в области регулирования экологических отношений.

В соответствии со ст.7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к экологическому праву, прежде всего в части обеспечения, соблюдения и защиты экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

Конституция устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

С учетом федеративного устройства России Конституция определяет, какие вопросы в сфере охраны окружающей среды должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст.71). В основном вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).


При дальнейшем совершенствовании экологического законодательства учеными предлагается исходить из следующего понимания современных конституционных основ экологического права:

Российская Федерация - экологическое государство, целью которого является
достижение и поддержание благоприятного качества окружающей среды, способствующего устойчивому развитию общества, балансу экономических и экологических интересов нынешнего и будущего поколений граждан.

Государство обязано осуществлять деятельность по охране окружающей среды, обеспечению рационального использования и охране природных ресурсов, экологической безопасности человека, общества, государства в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации охраняется окружающая среда, отдельные природные компоненты - земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат природные комплексы (природные территории), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, а также места их обитания.

Кроме того, назрела необходимость сформулировать и закрепить в Конституции РФ экологические обязанности государства. В свое время в первом конституционном документе России - Декларации о независимости России, - принятом 12 июня 1990 г. Верховным Советом РСФСР, были закреплены права Российского государства на природные ресурсы. Логично было бы предположить, что в новой Конституции РФ будут определены его экологические обязанности. Однако в ст. 58 Основного закона РФ установлены лишь обязанности граждан, которые сводятся к тому, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В большинстве конституций западных европейских государств установлены обязанности государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв. Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон «Об охране природы в РСФСР», провозгласивший основы правовых отношений «человек - природа». Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.

На конституционном уровне экологическая тема получила отражение в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18 (после международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.

Конституция РФ 1993 г. содержит более конкретные экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в РФ правовые акты не должны им противоречить. Это повышает фундаментальность влияния Конституции как на развитие экологического законодательства - федерального и регионального, так и на принятие и применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации.

К.РФ - право на жизнь:

1) право на благоприятную ОС;

2) право на достоверную информацию о ее состоянии;

3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Зем-ля и другие природные ресурсы, согласно Конституции, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Допускается частная собственность на зем-лю и иные природные ресурсы (ст. 9) и предусматривается возможность ог-раничения свободы собственника, если он наносит ущерб окружающей сре-де (ст. 36).

Конституция относит вопросы природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности к совместному ведению Фе-дерации и ее субъектов (ст. 72). Отсюда и законодательство об охране окру-жающей среды, а также земельное, водное, лесное законодательство, законо-дательство о недрах представляют предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Высшие законодательные органы субъектов фе-дерации принимают законы и иные нормативные акты, которые, к сожале-нию, не всегда соответствуют федеральному законодательству.

Функции государства по охране окружающей среды получают в Конституции РФ также достаточное развитие. Например, это и поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41), и установление Федерацией основ федеральной политики, и федеральные программы экологического развития страны (п. «е» ст. 71), и обеспечение Правительством РФ проведения единой государственной политики в области экологии (п. 1 «в» ст. 114).

Реализация этих конституционных положений предусматривается в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В статье 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования отнесены предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов - в соответствии с законодательством РФ. Но этого законодательства для многих ситуаций нет, а если есть - при использовании оно встречается с сопротивлением налоговых интересов. В условиях напряженности государственного бюджета и с учетом данных официальной статистики, согласно которым 30 млн. граждан существуют на средства ниже прожиточного минимума, в настоящее время это представляется достаточно логичным.

ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. как источник экологического права

Основным комплексным законодательным актом, регулирующим общест-венные отношения в сфере охраны окружающей среды, является Федераль-ный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. В основе этого Закона лежат охрана жизни и здоровья чело-века от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хо-зяйственной и иной деятельностью, и рациональное, бережное использование природных ресурсов

В нем закреплены основ-ные принципы охраны окружающей среды (ст. 3), компетенция представи-тельных и исполнительных органов власти всех уровней, а также органов экологического контроля в области природопользования и охраны окружаю-щей среды (ст. ст. 5-10, 64-69), названы объекты охраны окружающей среды (ст. 4). Закон закрепляет нормативы вредно-го воздействия как критериев качества окружающей природной среды (ст. ст. 19-31).

В экологическом праве понятийная определенность ключевых категорий до недавнего времени отсутствовала . Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не содержал собственного понятийного аппарата, что, в свою очередь, породило «терминологические блуждания в экологии». Спустя десять лет в новом ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» законодатель попытался решить данную проблему.

1) изменилось само название Федерального закона, из которого исключено слово «природной». И теперь Закон охраняет не окружающую природную среду, а окружающую среду. Чем было вызвано такое изменение? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть соотношение понятий «окружающая природная среда» и «окружающая среда» как объектов правового регулирования.

Правила формальной логики позволяют определить, что категория «окружающая среда» является родовой по отношению к категории «окружающая природная среда» и, соответственно, включает в свое содержание другие элементы, которые к природной среде не относятся. Однако в теории экологического права этот вопрос решался иным образом.

В настоящее время законодатель в легальное определение понятия «окружающая среда» включает «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов», а понятие «природная среда» определяется как «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Таким образом, антропогенный объект является разграничительным признаком указанных категорий.

Коротко об «Экологическом кодексе РФ».

Известно, что наличие стержневого кодификационного акта является показателем высокой степени развития соответствующей комплексной отрасли законодательства. Создание такого рода актов видится исследователям в перспективе основной формой законотворчества.

В науке экологического права идея ЭК появилась довольно давно (Голиченков А.К. Экологический кодекс РФ: основные элементы концепции проекта // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Вып.2. 1999-2000 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 2001. С.224-232).

Возможность создания такого акта могла быть реализована в процессе принятия Федерального закона «Об охране окружающей среды». Однако в случае претворения в жизнь указанной идеи, его название, по мнению ученых, не соответствовало бы содержанию. Как полагают ученые, вначале необходимо детально проработать содержание каждого вида экологических отношений, в том числе по охране окружающей среды и природопользованию, и лишь затем урегулировать их законодательством.

Свои Экологические кодексы могут принимать и субъекты РФ, однако принятие субъектами нормативных правовых актов по экологическим вопросам должно обусловливаться не столько желанием обозначить свою суверенность, как это случилось с Экологическим кодексом Башкортостана («ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» от 28.10.1992 № ВС-13/28), дублирующим федеральный закон, сколько - и каждый раз - необходимостью урегулировать нерешенные экологические неперсонифицированные проблемы, имеющие общий характер.

Специальные законы и подзаконные акты:

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Особое место в системе экологического законодательства зани-мают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ:

1. Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

2. Указ Президента РФ от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изм. и доп. от 28 августа 2003 г.)

3. Указ Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере»

4. Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан».

Рассмотрим для примера Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

Данный Указ издан в целях обеспечения государственной стратегии действий РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Осуществление государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закрепленного в Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития, а также решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Основные направления государственной стратегии:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений. В этих целях осуществляется государственное регулирование природопользования и стимулирование природоохранной деятельности путем проведения целенаправленной социально-экономической, финансовой и налоговой политики в условиях развития рыночных отношений. Хозяйственная деятельность ориентируется на достижение экономического благосостояния в сочетании с экологической безопасностью России.

Основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития:

Экологически обоснованное размещение производительных сил;

Экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

Экологически безопасное развитие сельского хозяйства;

Неистощительное использование возобновимых природных ресурсов;

Рациональное использование невозобновимых природных ресурсов;

Расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Охрана среды обитания человека в целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде.

В этой области предусматриваются следующие направления деятельности:

Создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

Развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения;

Улучшение качества продуктов питания;

Обеспечение населения качественной питьевой водой;

Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

Обеспечение радиационной безопасности населения;

Предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;

Экологическое воспитание и образование населения.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России . В целях преодоления обострившихся противоречий между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионах с неблагополучной окружающей средой, а также обеспечения естественного развития экосистем, сохранения и восстановления уникальных природных комплексов и ландшафтов при решении территориальных экономических проблем на основе оптимизации режимов природопользования и защиты окружающей среды предусматриваются следующие направления деятельности:

Выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров;

Преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

Сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал;

Защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;

Решение экологических проблем районов Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования и др.

4. Участие в решении глобальных экологических проблем.

В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли предусматриваются следующие направления деятельности:

Сохранение биоразнообразия;

Охрана озонового слоя;

Предотвращение антропогенного изменения климата;

Охрана лесов и лесовосстановление;

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;

Обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

Решение проблем Мирового океана.

МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Доля мусора, который будет сжигаться в РФ, в перспективе не превысит 20%, до 60% отходов будет перерабатываться, сообщил в интервью РИА Новости специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. “Мы сжигать будем от силы 15-20 процентов. Большую часть – 50-60 процентов твердых бытовых отходов – мы должны перерабатывать. Это бумага, картон, пластик, стекло. Это сжигать не надо. Это перерабатывается. А сжигается в основном органика, то, что невозможно переработать: остатки пищевых отходов. На основе сжигания получается либо компост,…

Игорь Азнаурян офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор» Ясный взор После лазерной коррекции зрение все равно опять упадет! Нет — во‑первых, лазерную коррекцию зрения (ЛКЗ) тебе предложат сделать только если близорукость или дальнозоркость не прогрессируют. Во‑вторых, крайне редко и только при очень высоких степенях близорукости и дальнозоркости зрение действительно может снизиться. Это называется регресс результата, о чем добрый доктор тебя предупредит, если твоя близорукость, например, достигла 12 диоптрий. Чем больше степень миопии или дальнозоркости, тем выше вероятность того, что какая-то часть проблемы вернется. Но, как правило, не более 5−10% – если врач…

Чай с добавками (лимоном, медом, малиновым вареньем, имбирем) Этот вкусный напиток значительно полезнее для здорового человека. Мед содержит много полезных микроэлементов: кальций, магний, витамин С. Витамин С, содержащийся и в лимоне, и в меде действительно благотворно воздействует на организм при респираторных и воспалительных заболеваниях, но цитрусовые могут раздражать воспаленную из-за ОРВИ слизистую, а мед является сильнейшим аллергеном. Если вы готовы рискнуть, то помните, что во время болезни напитки и пища не должны быть ни слишком горячими, ни слишком холодными. А по рекомендациям ВОЗ при простуде стоит пить обычную теплую воду. В малине содержится большое количество салициловой кислоты, которая уничтожает патогенные микроорганизмы и уменьшает воспалительный процесс. Это была хорошая новость, а вот плохая: любое варенье…

1. Полезно спать в прохладе Оптимальная температура воздуха для сна — 17−19 градусов. Если спать в пижаме, можно перегреться. В прохладной атмосфере организм с большим эффектом восстанавливается, а сам сон становится глубже и продолжительнее. 2. Улучшает отношения Контакт «кожа к коже» полезен, потому что способствует выработке «гормона счастья» окситоцина. Чаще всего так спят пары, которые недавно встречаются. 3. Помогает похудеть Сон голышом, как уже написано выше, помогает не перегреться, и организм лучше запасает коричневый жир, который потом сжигает для получения энергии. 4. Помогает контролировать уровень инсулина Прохладная атмосфера положительно влияет на выработку гормонов лептина (регулятор аппетита) и адипонектина (участвует в метаболизме глюкозы и жирных кислот). А значит,…

Гоша Семенов генеральный директор компании bluesleep.ru bluesleep.ru В спальне слишком тепло Начнём с довольно известного факта, о котором, тем не менее, многие забывают — особенно осенью и зимой, когда включено отопление, а открывать окно лишний раз не хочется. Учёные уже доказали, что высокая температура сокращает время глубокого сна, а именно оно важно, чтобы высыпаться. Оптимальная температура в спальне не выше +22 градусов, а перед сном помещение желательно хорошо проветрить. Также не рекомендуется вечером принимать горячую ванну или посещать сауну: перегрев организма тоже не способствует здоровому сну. Ты сама не заметила, как выпила (или съела) кофеин Всем известно, что кофеин мешает сну, потому мы пьем кофе по утрам, чтобы…

Валерий Ильинский Основатель и генеральный директор Genotek Давай проверим, сможешь ли ты отличить правду о генах от вымысла? Женский оргазм связан с генами ПРАВДА. Влияние генетики на женское сексуальное здоровье и поведение активно изучается. Ученые обнаружили взаимосвязь между определенными вариантами генов и возрастом первого полового контакта, способностью получить оргазм при мастурбации, верностью партнеру, выраженностью сексуального желания и возбуждения, готовностью ко вступлению в брак и склонностью к частой смене партнеров. В большинстве таких исследований ученые рассматривают генетические вариации в рецепторе дофамина, который отвечает за нашу мотивацию. Нашлись и гены, определяющие, как сильно на твою сексуальную конституцию повлияют, например, антидепрессанты. Если человек засыпает во время стресса, то всему виной гены ПРАВДА. Нарколепсия — самое хорошо…

Инсульт у меня случился 31 января 2019 года. В тот день ничего не предвещало беды. Я вместе с коллегами поехала в картинг-центр. И когда проходила круг на большой скорости, почувствовала невыносимую боль — словно что-то взорвалось в голове. Мне стало плохо, я сжала зубы и подумала: «Главное — не упасть в обморок». После чего потеряла сознание, и мой карт на полном ходу взрезался в ограждение. Минут через двадцать я очнулась. Пока ждали скорую, я сама передвигалась, выходила на улицу, хотя в таких случаях человек должен находиться в горизонтальном положении. Просто окружающие не знали толком, что со мной случилось и что нужно делать. Помню, как ехала на скорой, как долго ждала очереди на прием. Дежурный доктор направил меня в реанимацию, и уже на следующий…

1. Тромбы Минимальный риск появления тромбов — у обладателей первой группы, у второй и третьей он на 30% выше, у четвертой — на 20%. 2. Рак желудка Здесь опять же повезло тем, у кого первая группа. А вот у второй риск гораздо выше, но причины этого пока не известны. 3. Язвы В этом вопросе повезло обладателям второй и третьей группы, а те, у кого первая, могут с большей вероятностью страдать от язвы желудка. Специалисты предполагают, что все дело в разном иммунном ответе на инфекцию. 4. Сердечная недостаточность Самый высокий риск — у третьей и четвертой групп, а у первой и второй — на четверть меньше. Почему так — пока никто не знает. 5. Рак поджелудочной железы И вновь обладатели первой группы имеют наименьшие шансы…

Можно ли чувствовать себя красивой и жить счастливо с псориазом? Мы поговорили об этом со специалистами, финалисткой конкурса «Мисс Вселенная» и «вице-мисс Россия 2009» Ксенией Шипиловой, а также с директором отдела красоты Cosmopolitan и генеральным директором Johnson & Johnson в России Катериной Погодиной на открытой лекции 24 октября в «Зарядье». Запись прямого эфира доступна по этой ссылке, а мы пока расскажем как это было. «Псориаз — социальное заболевание», — говорит Николай Потекаев, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России. Это значит, что оно сильно меняет восприятие человеком самого себя и сказывается на его жизни. И его слова подтверждает история Ксении Шипиловой. «Сейчас мне 28 лет, и уже 18 из них я живу с диагнозом „псориаз“, — вспоминает…

1. Ты больше не следишь за собой. Печально, но факт: после 45 случается, что женщина как будто опускает руки — не покупает красивую и модную одежду, отказывается от маникюра и косметолога, считает, что ей уже поздно идти в спортзал или записаться на танцы. Такое отношение к себе может сказаться и на собственной самооценке, и на отношениях с любимым мужчиной. А вывод прост: если хочешь оставаться привлекательной, ни в коем случае не переставай себя баловать, заботиться о себе, делать то, что доставляет радость. 2. Ты перестала заниматься сексом. С началом менопаузы в организме женщины начинается глобальная гормональная перестройка, может снизиться желание, появляются неприятные ощущения во время секса из-за сухости слизистой в интимной зоне. Здесь важно помнить, что отказываться от секса…

Анна с мужем Виталием живут в Воронеже. Поженились, наладили быт, а через три года — долгожданная беременность. В июне, когда Анна была уже на шестом месяце, на очередном медосмотре врач заметил, что «что-то не так» с лейкоцитами. Она еще раз пересдала кровь, анализы отправили гематологу. А тот поставил примерный диагноз: «хронический миелоидный лейкоз». Сейчас сестра Анны Ольга рассказывает, что, пока ждали подтверждающий диагноз анализ — мутации генов, успели всей семьей пережить встречу со смертью. Никто не знал, как быстро станет развиваться лейкоз, сколько времени есть у Анны и успеет ли она выносить и родить малыша. Первый диагноз не подтвердился, и хотя было понятно, что лейкоз у Анны просто другого вида,…

1. Ешь мало молочных продуктов Для роста мышечной массы и снижения веса важно употреблять больше молочного, особенно кисломолочного: творога, йогурта, ряженки. 2. Спишь в тепле Исследования показали, что если установить в спальне температуру не выше 18−19 градусов, будет активнее сжигаться так называемый коричневый жир, который используется для обогревания тела. 3. Полностью исключаешь углеводы В целом диеты с низким содержанием углеводов полезнее диет с минимумом жиров, но полностью убирать их не стоит, особенно если ты занимаешься спортом. Мышцы требуют гликогена, который вырабатывается из углеводов, в противном случае у тебя просто не будет энергии. 4. Неправильные перекусы Не нужно есть низкокалорийные рисовые батончики, позволь себе орехи. Жирные кислоты в них…

К числу распространенных урологических заболеваний относится мочекаменная болезнь. Чаще всего конкременты образуются у людей среднего и старшего возраста. Как правило местом локализации камней становятся почки, реже они появляются в мочевом пузыре или мочеточниках. Этиология заболевания Причины возникновения заболевания до конца не изучены, однако специалисты выделяют несколько предрасполагающих к данной патологии факторов: неправильный рацион, включающий продукты с большим количеством белка и кислот (к образованию камней может привести и недостаток фосфора и кальция); малоподвижный образ жизни; патологическое строение мочевыводящих путей, например, слишком узкие мочеточники; хронические воспалительные патологии. Клиническая картина мочекаменной болезни Это…