Попов административное право. Административное право (Под ред. Л. Попова). Правоведение и право

Термин «анализ » ведет свое происхождение из греческого языка, где слово «analysis» означает расчленение, раздробление какого-либо предмета или явления на отдельные элементы с целью детального изучения этого предмета или явления. Противоположным является понятие «синтез » (оно произошло от греческого слова «synthesis»). Синтез представляет собой объединение отдельных составных частей какого-либо предмета или явления в единое целое. Анализ и синтез представляют собой две взаимосвязанные стороны процесса изучения любых предметов и явлений.

Экономические науки , и в том числе экономический анализ, относятся к совокупности гуманитарных наук , и объектом их исследований служат экономические процессы и явления.

Экономический анализ входит в группу взаимосвязанных конкретных экономических дисциплин, куда, кроме него, входят , контроль, аудит, микро- и , и другие науки. Они изучают хозяйственную деятельность организаций, но каждая под определенным, характерным только для нее углом зрения. Поэтому каждая из этих наук имеет свой, самостоятельный предмет.

Экономический анализ и его роль в управлении организацией

Экономический анализ (иначе — ) играет важную роль в повышении экономической эффективности деятельности организаций, в укреплении их финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций , их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественно-финансового состояния и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности организаций .

Предметом экономического анализа является имущественно-финансовое состояние и текущая хозяйственная деятельность организаций, изучаемая с точки зрения ее соответствия заданиям бизнес-планов и с целью выявления неиспользованных резервов повышения эффективности работы организации.

Экономический анализ подразделяется на внутренний и внешний в зависимости от субъектов анализа, то есть от тех органов, которые его проводят. Наиболее полным и всесторонним является внутренний анализ, проводимый функциональными отделами и службами данной организации. Внешний же анализ, проводимый , дебиторами и кредиторами и другими , как правило, ограничивается установлением степени устойчивости финансового состояния анализируемой организации, ее и ликвидности как на отчетные даты, так и в перспективе.

Объектами экономического анализа являются имущественно-финансовое положение организации, ее производственная, снабженческо-сбытовая, финансовая деятельность, работа отдельных структурных подразделений организации (цехов, производственных участков, бригад).

Экономический анализ как наука, как отрасль экономических знаний, наконец, как учебная дисциплина тесно взаимосвязана с другими конкретными экономическими науками.

Смеха №1. Взаимосвязь экономического анаиза с различными экономическими науками

Экономический анализ представляет собой комплексную науку, использующую наряду с собственным, также аппарат, свойственный ряду других экономических наук. Экономический анализ так же, как и другие экономические науки, изучает экономику отдельных объектов, но под свойственным только ему углом зрения. Он дает оценку состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

Принципы экономического анализа:

  • Научность . Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
  • Системный подход . Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Комплексность . При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
  • Исследование в динамике . В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
  • Выделение основной цели . Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
  • Конкретность и практическая полезность . Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.

Метод экономического анализа

Слово «метод» пришло в наш язык из греческого языка. В переводе оно означает «путь к чему-либо». Следовательно, метод представляет собой как бы способ достижения поставленной цели. Применительно к любой науке метод — это способ изучения предмета этой науки. Методы любых наук в своей основе имеют диалектический подход к изучению рассматриваемых ими предметов и явлений. Не является здесь исключением и экономический анализ.

Диалектический подход означает, что все имеющие место в природе и обществе процессы, явления следует рассматривать в их постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Так экономический анализ изучает показатели, характеризующие деятельность каких-либо организаций, в сравнении их за несколько отчетных периодов (в динамике), а также в их изменении. Далее. Различные стороны деятельности организации экономический анализ рассматривает в единстве и взаимной связи, как элементы единого процесса. Так, например, объем продаж продукции зависит от её выпуска, а выполнение планового задания по прибыли — в основном от

Метод экономического анализа обусловлен его предметом и стоящими перед ним задачами.

Способы и приемы , используемые в , подразделяются на традиционные, статистические и . Они подробно рассматриваются в соответствующих разделах сайта.

Для того, чтобы практически осуществить использование метода экономического анализа, разработаны определенные методики. Они представляют собой набор способов и приемов, применяемых для оптимального решения аналитических задач.

Используемые в экономическом анализе методики на отдельных этапах проведения аналитических работ предусматривают применение различных приемов и способов.

Узловым моментом метода экономического анализа является исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели. Взаимосвязь экономических явлений представляет собой совместное изменение двух или большего числа этих явлений. Существуют различные формы взаимосвязей экономических явлений. Наиболее значимой среди них является причинная взаимосвязь. Её сущность заключается в том, что изменение одного экономического явления вызывается изменением другого экономического явления. Подобная взаимосвязь носит название детерминистской, иначе — причинно-следственной взаимосвязи. Если два экономических явления связаны такой взаимосвязью, то экономическое явление, изменение которого вызывает изменение другого, называется причиной, а то явление, которое изменяется под влиянием первого, называется следствием.

В экономическом анализе те признаки, которые характеризуют причину, носят название факторных, независимых . Те же признаки, которые, характеризуют следствие, принято называть результатными, зависимыми.

См.далее:

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели понятие метода экономического анализа, а также важнейшие методы (способы, приемы), используемые при проведении анализа деятельности организации. Более подробно эти методы и порядок их использования мы рассмотрим в специальных разделах сайта.

Задачи, последовательность проведения и порядок оформления результатов экономического анализа

Наиболее полным и глубоким является внутренний (внутрихозяйственный) анализ, проводимый, как правило, функциональными отделами и службами данной организации. Поэтому перед внутренним анализом стоят гораздо более многочисленные задачи, чем перед внешним анализом.

Основными задачами внутреннего анализа деятельности организации следует считать:

  1. проверка обоснованности заданий бизнес-планов и различных нормативов;
  2. определение степени выполнения заданий бизнес-планов и соблюдения установленных нормативов;
  3. расчет влияния отдельных на величину отклонения фактических величин экономических показателей от базисных
  4. изыскание внутрихозяйственных резервов дальнейшего повышения эффективности деятельности организации и путей мобилизации, то есть использования этих резервов;

Из перечисленных задач внутреннего экономического анализа главной задачей является выявление резервов в данной организации.

Перед внешним же анализом стоит, по-существу, лишь одна задача — оценка степени и как на определенную отчетную дату, так и в перспективе.

Результаты проведенного анализа являются основой для разработки и внедрения оптимальных , способствующих повышению эффективности деятельности организаций.

В процессе проведения экономического анализа используются методы индукции и дедукции .

Метод индукции (от частного к общему) предполагает, что исследование хозяйственных явлений начинается с отдельных фактов, ситуаций и переходит к изучению хозяйственного процесса в целом. Метод же дедукции (от общего к частному) характеризуется, наоборот, переходом от общих показателей к частным, в частности к анализу влияния отдельных на обобщающие .

Важнейшим при проведении экономического анализа является, конечно же, метод дедукции, поскольку последовательность проведения анализа как правило предполагает переход от целого к составляющим его элементам, от синтетических, обобщающих показателей деятельности организации к аналитическим, факторным показателям.

Когда проводится экономический анализ, все стороны деятельности организации, все процессы, составляющие производственно-коммерческий цикл организации, исследуются в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Такое исследование представляет собой узловой момент проведения анализа. Оно носит название .

После окончания анализа его результаты должны быть определенным образом оформлены. Для этих целей используются пояснительные записки к годовым отчетам, а также справки либо заключения по результатам проведенного анализа.

Пояснительные записки предназначаются для внешних пользователей аналитической информации. Рассмотрим, каким должно быть содержание этих записок.

В них должен быть отражен уровень развития организации, условия, в которых протекает ее деятельность, должна быть охарактеризована , на нее, данные о рынках сбыта продукции, и др. Следует также привести сведения о том, на какой стадии находится каждый вид товаров на рынке. (К ним относятся стадии внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Кроме того, необходимо привести сведения о конкурентах данной организации.

Затем должны быть представлены за несколько периодов данные об основных экономических показателях.

Должны быть указаны те факторы, которые оказали влияние на дятельность организации и ее результаты. следует также приводить те мероприятия, которые намечены с целью устранения недостатков в деятельности организации, а также для повышения эффективности этой деятельности.

Справки, а также заключения по результатам проведенного экономического анализа могут иметь более детальное содержание по сравнению с пояснительными записками. Как правило, справки и заключения не содержат обобщенных характеристик организации и условий её функционирования. Основой упор здесь делается на описании резервов и путей их использования.

Результаты проведенного могут быть оформлены также и в бестекстовой форме. В этом случае в аналитических документах имеется лишь набор аналитических таблиц и отсутствует какой-либо текст, характеризующий хозяйственную деятельность организации. Эта форма оформления результатов проведенного экономического анализа в настоящее время применяется все шире.

Кроме рассмотренных форм оформления результатов анализа, применятся также внесение важнейших из них в определенные разделы экономического паспорта организации .

Таковы основные формы обобщения и оформления результатов проведенного экономического анализа. Следует иметь в виду, что изложение материала в пояснительных записках, а также в других аналитических документах должно быть ясным, простым и кратким, а также должно быть увязано с аналитическими таблицами.

Виды экономического анализа и их роль в управлении организацией

Финансовый и управленческий экономический анализ

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками.

Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ , в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний . Первый проводится , статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является , ее и . Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует , выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных , способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ , в отличие от финансового, носит внутренний характер . Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов ( , ), анализирует , ее .

Виды экономического анализа в зависимости от функций и задач анализа

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др.

Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями.

Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями.

Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения , на эту продукцию, продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др.

Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций.

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

В зависимости от аспектов исследования различают два основных вида (направления) анализа хозяйственной деятельности:
  • финансово-экономический анализ;
  • технико-экономический анализ.

Первый вид анализа изучает влияние экономических факторов на выполнение бизнес-планов по финансовым показателям.

Технико-экономический анализ исследует влияние на экономические показатели факторов техники, технологии и организации производства.

В зависимости от полноты охвата деятельности организации можно выделить два вида анализа хозяйственной деятельности: полный (комплексный) и тематический (частичный) анализ . Первый вид анализа охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Тематический анализ изучает эффективность отдельных сторон деятельности организации, Экономический анализ может подразделяться также по объектам изучения. Микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц. Его можно подразделить на три основных вида: внутрецеховый, цеховый и заводской анализ .

Макроэкономический он может быть отраслевым, то есть изучать функционирование определенной отрасли экономики или отрасли промышленности, территориальным, который анализирует экономику отдельных регионов, и, наконец, межотраслевым, исследующим функционирование экономики в целом.

Отдельным признаком классификации видов экономического анализа является подразделение последнего по субъектам анализа . Под ними понимают те органы и лица, которые проводят анализ.

Субъекты экономического анализа могут быть разделены на две группы.
  1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации. К этой группе могут быть причислены собственники средств организации, налоговые органы, банки, поставщики, покупатели, руководство организации, отдельные функциональные службы анализируемой организации.
  2. Опосредованно заинтересованные в деятельности организации субъекты анализа. Сюда относятся юридические организации, аудиторские фирмы, консультационные фирмы, профсоюзные органы, и др.

Экономический анализ в зависимости от времени проведения

В зависимости от времени проведения анализа (иначе говоря, от периодичности его осуществления) различают: предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ .

Предварительный анализ позволяет дать оценку состояния данного объекта при разработке бизнес-плана. Например, оценивается производственная мощность организации, в состоянии ли она обеспечить планируемый объем изготовления продукции.

Оперативный (иначе текущий) анализ проводится повседневно, непосредственно в ходе текущей деятельности организации.

Итоговый (последующий, или ретроспективный) анализ изучает эффективность хозяйственной деятельности организаций за уже истекший период.

Перспективный анализ применяется для определения ожидаемых результатов в предстоящем периоде.

Перспективный анализ имеет решающие значение для обеспечения успешной деятельности организации в будущем. Этот вид анализа изучает возможные варианты развития организации и намечает пути достижения оптимальных результатов.

Виды экономического анализа в зависимости от методики исследования

В зависимости от используемой методики исследования объектов в экономической литературе принято подразделять анализ хозяйственной деятельности на следующие виды: количественный, качественный, экспресс-анализ, фундаментальный, маржинальный, экономико-математический.

Количественный (иначе ) анализ имеет в своей основе количественные сопоставления, измерение, сравнение показателей и изучение влияния отдельных факторов на экономические показатели.

Качественный анализ использует качественные сравнительные оценки, характеристики, а также экспертные оценки анализируемых экономических явлений.

Экспресс-анализ — это способ оценки экономико-финансового состояния организации на базе определенных признаков, выражающих те или иные экономические явления. Фундаментальный анализ основывается на комплексном, детальном изучении экономических явлений, как правило, на основе применения экономико-статистических и экономико-математических методов исследования.

Маржинальный анализ исследует пути оптимизации величины прибыли, получаемой в результате продаж продукции, работ, услуг. Экономико-математический анализ базируется на использовании сложного математического аппарата, с помощью которого устанавливается оптимальный вариант решения какой-либо экономико-математической модели.

Динамический и статический экономический анализ

По своему характеру экономический анализ можно подразделить на два следующие: динамический и статический . Первый вид анализа основывается на исследовании экономических показателей, взятых в их динамике, то есть в процессе их изменения, развития с течением времени, за несколько отчетных периодов. В процессе динамического анализа определяются и анализируются показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения одного процента прироста, а также осуществляется построение динамических рядов и их анализ. Статический же анализ предполагает, что изучаемые экономические показатели являются статичными, то есть неизменными.

По пространственному признаку экономический анализ может быть подразделен на следующие два вида: внутренний (внутрихозяйственный) и межхозяйственный (сравнительный) . Первый изучает деятельность данной организации и её структурных подразделений. При втором виде осуществляется сравнение экономических показателей двух и более организаций (анализируемой организации с другими).

По методам изучения объекта анализа он делится на следующие виды: комплексный, системный анализ, сплошной анализ, выборочный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ , и др. Важнейшее значение имеет комплексный итоговый анализ деятельности организаций, всесторонне изучающий их работу за отчетный период; результаты этого анализа используются для прогнозирования как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Оперативный экономический анализ

Оперативный экономический анализ применяется на всех уровнях управления. Доля оперативного анализа в принятии оптимальных управленческих решений возрастает с приближением к отдельным организациям и их структурным подразделениям.

Важнейшей чертой оперативного анализа является то, что он максимально близок по времени к осуществлению отдельных фаз производственно-коммерческого цикла данной организации. оперативный анализ своевременно устанавливает причины имеющихся недостатков и их виновников, вскрывает резервы и содействует их своевременному использованию.

Итоговый экономический анализ

Очень важную роль в разработке оптимальных играет итоговый, последующий анализ . Важнейшим источником информации для проведения такого анализа является отчетность организации.

Итоговый анализ дает уточненную оценку деятельности организации и ее результатов за определенный период, обеспечивает выявление обоснованных величин резервов повышения эффективности деятельности организации, изыскивает пути мобилизации, то есть использования этих резервов. Результаты итогового анализа, проведенного самой организацией, отражаются в пояснительной записке к годовому отчету.

Итоговый анализ является наиболее полным видом анализа хозяйственной деятельности организации.

В соответствии с государственным образовательным стандартом в учебнике рассматриваются предмет и метод административного права; административно-правовой статус субъектов административного права (российских и иностранных граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций); формы и методы реализации исполнительной власти; ответственность за совершение административных правонарушений. Освещаются вопросы организации управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Специальный раздел посвящен проблемам административно-процессуального права. Учебник подготовлен с учетом проводимых в стране административной и судебной реформ.

Опт. цена: 999,90 р. 102000.04.01

Принятые сокращения 13

Предисловие 14

Часть первая Сущность и основные институты административного права

Раздел I. Понятие административного права 19

Глава 1. Введение в курс административного права 19

§ 1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление 19

§ 2. Государственное управление 22

§ 3. Исполнительная власть: понятие и содержание 24

Глава 2. Предмет и метод административного права 27

§ 1. Предмет административного права 27

§ 2. Методы административного права 31

§ 3. Принципы и функции административного права 33

§ 4. Место административного права в правовой системе Российской Федерации 36

§ 5. Источники административного права 39

§ 6. Наука административного права 49

Глава 3. Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения 58

§ 1. Административно-правовые нормы 58

§ 2. Административно-правовые отношения 64

§ 3. Реализация субъективных прав и обязанностей 70

Раздел II. Субъекты административного права 72

Глава 4. Административно-правовой статус гражданина 72

§ l. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 72

§ 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 75

§ 3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан 78

§ 4. Обращения граждан 82

§ 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 85

Глава 5. Органы исполнительной власти в системе субъектов административного права 88

§ 1. Понятие и виды органов исполнительной власти 88

§ 2. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти 93

§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти 102

§ 4. Правительство Российской Федерации 108

§ 5. Федеральные органы исполнительной власти 115

§ 6. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 121

Глава 6. Административно-правовой статус государственных служащих 127

§ 1. Государственная служба: понятие, система, принципы 127

§ 2. Государственные должности и должности государственной службы 133

§ 3. Понятие и классификация государственных служащих 138

§ 4. Основы административно-правового статуса гражданских служащих 142

§ 5. Административно-правовое регулирование прохождения гражданской службы 155

Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, общественных объединений 162

§ 1. Организации в системе государственного управления 162

§ 2. Административно-правовой статус предприятий 163

§ 3. Учреждения как субъекты административного права 168

§ 4. Общественные объединения: понятие, виды, особенности административно-правового положения 171

§ 5. Религиозные объединения 180

Раздел III. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти 183

Глава 8. Административно-правовые формы 183

§ 1. Понятие административно-правовых форм 183

§ 2. Виды административно-правовых форм 184

§ 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение 186

§ 4. Виды правовых актов управления 188

§ 5. Условия, порядок вступления в силу и действия правовых актов управления 192

§ 6. Административно-правовой договор 199

Глава 9. Административно-правовые методы 201

§ 1. Понятие административно-правовых методов 201

§ 2. Виды административно-правовых методов 204

Глава 10. Административное принуждение 207

§ 1. Сущность убеждения и принуждения 207

§ 2. Понятие и основания административного принуждения 210

§ 3. Виды административного принуждения 214

Раздел IV. Административное правонарушение и административная ответственность 219

Глава 11. Административное правонарушение 219

§ 1. Сущность и признаки административного правонарушения 219

§ 2. Юридический состав административного правонарушения 225

§ 3. Отграничение административного правонарушения от преступления 234

Глава 12. Административная ответственность 236

§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности 236

§ 2. Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности 241

Глава 13. Административное наказание 245

§ 1. Понятие и цели административных наказаний 245

§ 2. Виды административных наказаний 246

§ 3. Характеристика административных наказаний 248

§ 4. Назначение административных наказаний 258

§ 5. Эффективность административных наказаний 269

Глава 14. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях 273

§ 1. Виды органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 273

§ 2. Подведомственность дел об административных правонарушениях 277

Раздел V. Обеспечение законности в государственном управлении 283

Глава 15. Законность в сфере государственного управления и способы ее обеспечения 283

§ 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти 283

§ 2. Государственный контроль и его виды 287

§ 3. Прокурорский надзор 299

§ 4. Административный надзор 302

§ 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц 306

§ 6. Общественный контроль 310

Часть вторая Организация государственного управления

Раздел VI. Управление экономической сферой 313

Глава 16. Управление экономическим развитием и государственным имуществом 313

§ 1. Организационно-правовая система управления 313

§ 2. Органы управления экономическим развитием и государственным имуществом 319

Глава 17. Управление в сфере финансов 328

§ 1. Организационно-правовая система управления 328

§ 2. Административно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации 335

§ 3. Административно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации 340

Глава 18. Управление антимонопольной деятельностью, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, предпринимательской деятельности 342

§ 1. Организационно-правовая система управления 342

§ 2. Органы управления антимонопольной деятельностью, регулирования деятельности субъектов естественных монополий, предпринимательской деятельности 347

Глава 19. Управление промышленностью и торговлей 354

§ 1. Организационно-правовая система управления 354

§ 2. Органы управления промышленностью и торговлей 356

Глава 20. Управление агропромышленным комплексом 369

§ 1. Организационно-правовая система управления 369

§ 2. Органы управления в сфере агропромышленного комплекса 372

Глава 21. Управление транспортным комплексом 376

§ 1. Организационно-правовая система управления 376

§ 2. Органы управления транспортным комплексом 378

Глава 22. Управление строительно-жилищным комплексом 388

§ 1. Организационно-правовая система управления 388

§ 2. Органы управления строительно-жилищным комплексом 394

Глава 23. Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 397

§ 1. Организационно-правовая система управления 397

§ 2. Органы управления в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 399

Глава 24. Управление таможенным делом 404

§ 1. История создания таможенных органов 404

§ 2. Административно-правовые основы управления таможенным делом 408

Глава 25. Управление в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования 415

§ 1. Организационно-правовая система управления 415

§ 2. Органы управления в области охраны окружающей среды и природопользования 416

Раздел VII. Управление в социально-культурной сфере 430

Глава 26. Управление в сфере образования и науки 430

§ 1. Организационно-правовая система управления в сфере образования 430

§ 2. Органы управления в сфере образования 436

§ 3. Организационно-правовая система управления в сфере науки 440

§ 4. Органы управления в сфере науки 441

§ 5. Научные учреждения и организации 444

Глава 27. Управление в области культуры 447

§ 1. Организационно-правовая система управления 447

§ 2. Органы управления в области культуры 453

Глава 28. Управление в сфере здравоохранения 456

§ 1. Организационно-правовая система управления 456

§ 2. Органы управления в сфере здравоохранения 461

Глава 29. Управление в сфере труда и социальной защиты 469

§ 1. Организационно-правовая система управления 469

§ 2. Органы управления в сфере труда и социальной защиты 474

Глава 30. Управление в сфере физической культуры и спорта 477

§ 1. Организационно-правовая система управления 477

§ 2. Органы государственного управления в сфере физической культуры и спорта 483

§ 3. Правовой статус Олимпийского комитета России и спортивных федераций 487

Раздел VIII. Управление в административно-политической сфере 492

Глава 31. Управление в области обороны 492

§ 1. Оборона как область государственного управления 492

§ 2. Система и компетенция государственных органов, осуществляющих управление в области обороны 498

§ 3. Правовое положение органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации 509

Глава 32. Управление в области безопасности 513

§ 1. Организационно-правовая система управления 513

§ 2. Органы управления в области безопасности 515

Глава 33. Управление в области внутренних дел 531

§ 1. Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел 531

§ 2. Органы управления внутренними делами 534

§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности 539

§ 4. Правовое положение полиции 543

§ 5. Внутренние войска 547

§ 6. Федеральная миграционная служба 550

§ 7. Управление в области контроля за оборотом наркотиков 553

§ 8. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий 556

Глава 34. Управление в области юстиции 559

§ 1. Организационно-правовая система управления 559

§ 2. Органы управления в области юстиции 562

Глава 35. Управление иностранными делами 569

§ 1. Организационно-правовая система управления 569

§ 2. Органы управления иностранными делами 572

§ 3. Представительства и консульства за рубежом 575

Часть третья Административно-процессуальное право

Раздел IX. Основы административно-процессуального права 580

Глава 36. Административно-процессуальная деятельность 580

§ 1. Административный процесс: сущность и виды 580

§ 2. Правовое регулирование административного процесса 585

§ 3. Принципы административного процесса 588

Глава 37. Административно-процедурное производство 592

§ 1. Регистрационное производство 593

§ 2. Лицензионно-разрешительное производство 606

Глава 38. Административно-юрисдикционное производство 609

§ 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор 609

§ 2. Виды административно-юрисдикционного производства 612

Глава 39. Производство по делам об административных правонарушениях 625

§ 1. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях 625

§ 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях 630

§ 3. Доказывание и доказательства 636

§ 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 649

§ 5. Возбуждение дела об административном правонарушении 658

§ 6. Рассмотрение и принятие решения по делу об административном правонарушении 669

§ 7. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях 686

§ 8. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 690

Предисловие

Административное право является базовой, ключевой отраслью правовой системы России наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах государственной и общественной жизни. Истоки этой правовой отрасли коренятся в появившихся еще в древнейшие времена тех или иных правилах, призванных организующе воздействовать на жизнь общества во всем ее многообразии. Таким образом, исторически возникла и получила многовековое развитие объективная потребность в особых регуляторах, имеющих своим непосредственным объектом собственно организующую деятельность власти и связанные с ней общественные отношения. Подобной деятельности древние римляне дали специальное название — administratio, что означает руководство, управление. Так возникло управленческое, или административное, право.
В современных условиях в связи с демократическими преобразованиями в нашей стране коренным образом изменились общественные, в том числе управленческие, отношения, а следовательно, сущность, цели и само содержание административного права. Эти изменения можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Изменения политической системы повлекли за собой совершенно новое положение личности, гражданина в обществе и государстве. Гражданин, его права и свободы стали высшей ценностью. Перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека потребовал пересмотра концепции взаимоотношений государства и гражданина.
Организация государственной власти на основе теории разделения властей привела к прекращению всевластия Советов и партийной номенклатуры, к самостоятельности исполнительной власти и административного права, которое ранее довольно часто заменялось «телефонным» правом партийных руководителей.
Реорганизация федеративного устройства России связана с закреплением новых принципов Федерации, которые призваны обеспечить целостность и суверенитет страны и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса проблем развития территорий с учетом их национальных, экономических и иных интересов и особенностей. Роль административного права в этом процессе также коренным образом меняется, поскольку ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено административное и административно-процессуальное законодательство. А это значит, что все субъекты РФ могут создавать необходимую им собственную административно-правовую законодательную базу (разумеется, не противоречащую федеральному законодательству) для успешного функционирования органов исполнительной власти своего уровня, исполнительных органов местного самоуправления, обеспечения прав и свобод граждан на своей территории.
Переход к рыночным отношениям в экономике повлиял и на сущность административного права. Возникновение многообразных форм собственности потребовало равной защиты со стороны государства всех ее видов, государственного регулирования новых экономических процессов. Между тем на первом этапе экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, рассчитывая на решение возникших совершенно новых экономических проблем посредством рыночных механизмов, в частности конкуренции. Однако вскоре стало ясно, что без государственного регулирования, и прежде всего административно-правового, такие проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного права стало возвращать себе утраченные позиции в воздействии на экономику, облекая экономические механизмы — цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т. д. — в административно-правовую форму.
Формирование правового государства, проводимые в стране правовые реформы на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право. Суть происходящих в нем изменений состоит в следующем: ранее административное право представляло собой совокупность в основном подзаконных актов, т. е. постановлений правительства, актов министерств и ведомств — приказов, инструкций, наставлений, уставов, положений, которые нередко не только конкретизировали закон, но и изменяли его, а подчас сводили на нет, тем самым создавая почву для произвола, ограничения прав и свобод граждан, а в итоге для коррупции, теперь же концептуальные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законов, нормативных указов Президента РФ.
Как же эти изменения отразились на сущности (назначении) административного права? Многие годы делался акцент на том, что административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного управления. И это правильно. Однако в современных условиях характеристика сущности административного права должна быть дополнена и другим важным элементом, а именно: административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Современное российское административное право юридически регулирует повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. Тем самым административное право выполняет роль одного из наиболее существенных выразителей публично-правовых, т. е. государственных, интересов в различных сферах общественной жизни.
Важно подчеркнуть, что под регулирующее воздействие норм административного права подпадают те общественные связи, в которых непременным участником является государственная администрация, представляемая органами государственного управления федерального и регионального уровней. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти, а их деятельность является фундаментом административного права.
Исполнительная власть в системе разделения властей призвана обеспечивать проведение в жизнь общих правил и требований, сформулированных нормами законодательства, их неуклонное исполнение всеми государственными и негосударственными образованиями, должностными лицами и гражданами. Тем самым исполнительная власть проводит в жизнь государственную политику.
Достижение этих целей предполагает создание специального механизма исполнительной власти, т. е. системы государственных органов, на практике реализующих исполнение законов. Это и есть органы исполнительной власти (государственного управления). Они администрируют, т. е. управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни страны. Их деятельность по своей сути является управленческой, исполнительной и внесудебной. Государственная деятельность подобного рода необходима. Она — наиболее зримое проявление (внешнее выражение) государственной власти.
Сущностное назначение исполнительной власти, государственного управления состоит в том, чтобы «практически организовать» проведение законов в жизнь, добиться достижения поставленных целей, определенного положительного результата. Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление.
Поэтому необходимо совершенствовать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, государственную службу, организацию местного самоуправления, устранять административные барьеры, прежде всего перед малым и средним предпринимательством, ликвидировать избыточные, дублирующие функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, искоренять коррупцию.
Вместе с тем хорошо организованный, обеспеченный всем необходимым государственный аппарат может работать результативно только при условии эффективной деятельности каждого государственного служащего, каждого чиновника.
К сожалению, довольно часто слова «администрация», «администрирование» вызывают негативную реакцию, как нечто бюрократическое, чиновничье, принудительное. Но нельзя не видеть правоохранительную функцию административного права, что предполагает возможность использования средств юридического принуждения для обеспечения должного правового поведения в сфере государственного управления. Нужно уметь различать в регулируемых административным правом отношениях главное — позитивное воздействие на существующие общественные связи. Причем на первый план выдвигаются отношения между аппаратом государственного управления и гражданами, а они возникают, изменяются и прекращаются для каждого гражданина практически ежедневно.
Именно органами исполнительной власти решаются вопросы, связанные с реализацией права граждан на труд, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья; именно они охраняют жизнь и имущество граждан, выдают им лицензии (разрешения) на предпринимательскую деятельность, регистрируют изменения места пребывания и жительства, назначают государственные пенсии, оказывают жилищно-коммунальные услуги, рассматривают и разрешают административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан (например, разрешают жалобы граждан на неправомерные действия должностных лиц), и т. п.
Органы исполнительной власти, руководствуясь требованиями законодательства, играют заметную роль и в новой для нашего общества сфере общественных отношений, порожденной переходом к институтам рынка, многообразием форм собственности. Административно-правовое регулирование становится одним из необходимых средств целенаправленного государственного воздействия на экономику.
Нельзя при этом игнорировать и то, что все более разнообразные организационные формы приобретают государственный контроль и надзор, причем не только в экономической сфере.
Административному праву отводится существенная роль в обеспечении национальной безопасности страны и общественного порядка, в регламентации деятельности органов исполнительной власти в этой жизненно важной сфере.
Велико значение административного права в борьбе с административными правонарушениями. Особо важную роль в обеспечении этой борьбы играет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в действие с 1 июля 2002 г.
Итак, настоящий учебник имеет целью ознакомить студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также всех, кого по характеру работы интересуют актуальные проблемы современной правовой системы России, с одной из важнейших правовых отраслей — административным правом.

Административное право (Под ред. Л.Л. Попова)

ПРАВОВЕДЕНИЕ и ПРАВО

Административное право (Под ред. Л.Л. Попова)

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Размышления об административном праве (вместо предисловия)

ВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Часть первая. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Раздел I. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
§ 1. Общественные отношения, регулируемые административным правом
§ 2. Метод административного права
§ 3. Функции и принципы административного права
§ 4. Понятие и система субъектов административного права
§ 5. Место административного права в правовой системе Российской Федерации
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
§ 1. Понятие и особенности административно-правовых норм
§ 2. Виды административно-правовых норм
§ 3. Реализация административно-правовых норм
§ 4. Источники административного права
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
§ 1. Основные черты административно-правовых отношений
§ 2. Юридические факты в административном праве
§ 3. Виды административно-правовых отношений

Раздел II. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

§ 1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации
§ 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
§ 3. Административно-правовая защита прав и свобод граждан
§ 4. Обращения граждан
§ 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
§ 1. Понятие органов исполнительной власти
§ 2. Виды органов исполнительной власти
§ 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
§ 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
§ 5. Правительство Российской Федерации
§ 6. Федеральные органы исполнительной власти
§ 7. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
§ 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
§ 9. Соотношение органов отраслевого и межотраслевого управления
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
§ 1. Понятие, система и принципы государственной службы
§ 2. Понятие и классификация должностей государственной службы
§ 3. Понятие и классификация государственных служащих
§ 4. Основы административно-правового статуса государственных служащих
§ 5. Административно-правовое регулирование поступления на государственную службу и ее прохождения
§ 6. Поощрение, награждение и ответственность государственных служащих
Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
§ 1. Государственные и негосударственные предприятия и учреждения
§ 2. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, фонды
§ 3. Общественные объединения
§ 4. Религиозные объединения

Раздел III. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

§ 1. Понятие административно-правовых форм
§ 2. Виды административно-правовых форм
§ 3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
§ 4. Виды правовых актов управления
§ 5. Действие правовых актов управления
§ 6. Административно-правовой договор
Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
§ 1. Понятие административно-правовых методов
§ 2. Виды административно-правовых методов
Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
§ 1. Сущность убеждения и принуждения
§ 2. Понятие и основания административного принуждения
§ 3. Виды административного принуждения

Раздел IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

§ 1. Сущность и признаки административного правонарушения
§ 2. Понятие и юридический состав административного правонарушения
§ 3. Виды административных правонарушений
§ 4. Отграничение административного правонарушения от преступления
Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие и основные черты административной ответственности
§ 2. Освобождение от административной ответственности
§ 3. Административная ответственность юридических лиц
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
§ 1. Понятие и цели административного наказания
§ 2. Виды административных наказаний
§ 3. Назначение административного наказания
§ 4. Эффективность административных наказаний
Глава 14. СУДЬИ, ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
§ 1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
§ 2. Виды органов административной юрисдикции
§ 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях

Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Административный процесс: сущность, виды
§ 2. Правовое регулирование и принципы административного процесса
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕДУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
§ 1. Сущность процедурного производства
§ 2. Виды процедурных производств
Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
§ 1. Понятие и основные черты административной юрисдикции. Административно-правовой спор
§ 2. Виды административно-юрисдикционных производств
Глава 18. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
§ 1. Общие положения
§ 2. Участники производства
§ 3. Доказательства
§ 4. Возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование
§ 5. Рассмотрение дела и вынесение постановления
§ 6. Пересмотр постановлений и решений
§ 7. Исполнение постановлений

Раздел VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Глава 19. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти
§ 2. Государственный контроль и его виды
§ 3. Прокурорский надзор
§ 4. Административный надзор
§ 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
§ 6. Общественный контроль

Часть вторая. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Раздел VII. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ, ТОРГОВЛЕЙ, ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ


§ 2. Органы управления экономическим развитием, торговлей, таможенным делом и государственным имуществом
Глава 21. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере финансовой деятельности
Глава 22. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере промышленности и энергетики
Глава 23. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса
Глава 24. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Глава 25. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства
Глава 26. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере информационных технологий и связи
Глава 27. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАРИФИКАЦИИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере антимонопольной деятельности и тарификации
Глава 28. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды

Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 29. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере образования и науки
§ 3. Образовательные, научные учреждения и организации
Глава 30. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере здравоохранения и социального развития
Глава 31. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в сфере культуры и массовых коммуникаций

Раздел IX. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 32. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ

§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в области обороны
§ 3. Воинская обязанность, комплектование Вооруженных Сил и прохождение военной службы
Глава 33. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в области безопасности
Глава 34. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1. Сущность и содержание государственного управления в области внутренних дел
§ 2. Органы управления внутренними делами
§ 3. Понятие общественного порядка и общественной безопасности
§ 4. Правовое положение милиции
§ 5. Внутренние войска
§ 6. Федеральная миграционная служба
§ 7. Управление в области контроля за оборотом наркотиков
§ 8. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий
Глава 35. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЮСТИЦИИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления в области юстиции
Глава 36. УПРАВЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ
§ 1. Организационно-правовая система управления
§ 2. Органы управления иностранными делами
§ 3. Представительства и консульства за рубежом