Особенности развития юриспруденции в новое время. Предпосылки, становление и развитие юридической науки в период буржуазных революций. Юриспруденция в средневековой Европе

Характеристика юридического знания Нового времени предполагает, прежде всего, установление хронологических рамок данного периода. Поскольку в XVII в. в Западной Европе начинается серия буржуазных революций, характеризующихся становлением буржуазных отношений, сменивших старые феодальные пережитки, то Новое время определяется началом XVII в. Определяющими для формирования новой буржуазной системы ценностей были революция в Голландии и Англии .

Формирование нового типа общественных отношений, безусловно, находит свое отражение в трудах философов и юристов. Сама эпоха буржуазных революций настоятельно требовала философского осмысления правовой реальности, поскольку происходил слом феодального права и «сдавала позиции религиозная правовая идеология» . Новые общественные отношения требовали правовой регламентации, что, в свою очередь, дало импульс для развития юридического знания в целом.

Рационализм Нового времени обусловил снижение влияния церкви на правовое сознание и науку. Базовым лейтмотивом всей правовой мысли Нового времени явились опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение теории естественного права и общественного договора. Априорным компонентом теории естественного права, прорывающим глубокую брешь в предшествующем Новому времени феодальному правопониманию, было признание людей равными в своих правах.

Поскольку с начала Нового времени в юридическом знании происходил отход от базовых схоластических установок и принципов, то возникла безусловная потребность в реформировании университетского образования, освобождения его от оков влияния церкви. Кроме того, настоятельная потребность в данном реформировании заключалась и в том, что новая буржуазная власть была заинтересована в подготовке кадров профессиональных юристов, «освободившихся» от давления схоластов.

Слом феодальной системы в совокупности с изменением статусов университетов имел весьма важные для юридической науки и юридического образования последствия. В частности, происходило постепенное и планомерное разрушение универсальной юридической науки, выразившееся в тенденциях к формированию национальных правовых систем. Безусловно, многие из них были основаны на традициях римского права.

Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы современной науки были заложены еще в XVI-XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. - с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки.

Базовые идеи новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, выдающийся политический деятель и юрист, один из первых крупных теоретиков школы естественного права Гуго Гроций (1583-1648). В 1625 г. выходит в свет его, пожалуй, главное сочинение, которое принесло ему известность во всей Европе , «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

В основе политико-правового учения Г. Гроция лежит естественно-правовая теория. Г. Гроций полагал, что общежитие людей и государств основывается на разумной природе человека, которому присуще стремление к мирному и разумно устроенному общежитию. При этом мыслитель различал право естественное и право волеустановленное. В качестве основы естественного права, согласно Г. Гроцию, выступает сама природа человека. Правила поведения, вытекающие из потребностей разумно устроенного общежития, становятся общеобязательным естественным правом. Они обязательны для всех людей вне зависимости от их расового происхождения, религиозных предпочтений и пр. В рассуждениях Г. Гроция усматриваются и зачатки договорной теории. В частности, он писал следующее: «Но подобно тому, как законы любого государства преследуют его особую пользу, так точно известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между государствами, так и между большинством их» .

Волеустановленное право, согласно взглядам Г. Гроция, должно соответствовать основным положениям естественного права. При этом мыслитель в качестве источника волеустановленного права рассматривает либо волю Бога, либо волю людей, разделяя, таким образом, право на «божественное» и «человеческое».

Г. Гроций проводит противопоставление права и морали. Соблюдение моральных правил, в отличие от правовых предписаний, не может быть осуществлено посредством деятельности суда или ведения войн. Г. Гроций заложил основы международного права. Базовым принципом международного права мыслитель считал незыблемость договоров между государствами. По мнению Г. Гроция, международные отношения должны основываться на принципах нрава, рациональности, равенства, сотрудничества и взаимодействия. В сфере международных отношений нормы естественного права также обязательны для правителей и государств.

Дальнейшее развитие юридического знания нашло свое отражение в работах английского философа, политического мыслителя и правоведа Томаса Гоббса (1588-1679). Логическим основанием правовых взглядов Т. Гоббса был материализм. Человека мыслитель воспринимал как «тело в мире тел» . Среди широкого круга работ Т. Гоббса можно выделить трактаты «О гражданине» (1642) и «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и светского» (1651).

Т. Гоббс основывал свое учение на анализе природы и страстей человека. Ему принадлежит понимание «естественного состояния рода человеческого», предшествующего государственному периоду. В догосудар- ственную эпоху отсутствует явление частной собственности, а также нет моральных принципов и установлений, отсутствуют понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого. Постепенно человечество начинает искать альтернативу такому состоянию, поскольку к данному поиску людей толкает страх смерти, а также стремление к хорошей и безопасной жизни. Кроме того, пагубность естественного состояния, где нет власти, способной держать людей в страхе, грозит им банальным самоистреблением, вследствие чего возникает острая необходимость естественное состояние сменить государственным.

Т. Гоббс разграничивает естественное право и естественный закон. В его понимании естественное право - это царство свободы, а естественный закон - это обязательства, накладываемые на каждого разумом каждого. Согласно естественному праву все люди равны и свободны, каждый обладает правом на все и каждый является судьей своих поступков. Инстинкт самосохранения и разум человека формулирует естественные законы, как средство для обеспечения безопасности. Однако единственным гарантом мира и реализации естественных законов является государственная власть.

Общественный договор, таким образом, выступает в качестве взаимной договоренности индивидов о добровольном отказе от большинства своих естественных прав и свобод и передаче верховной власти над собой государству. Естественный закон в данном контексте приобретает определенную иерархию .

Главный естественный закон постулирует необходимость искать мира и следовать ему, защищая себя всеми возможными средствами. Из этого закона следует второй естественный закон - «в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться той степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» . Именно данный закон Т. Гоббс рассматривал как условие и основание для заключения между людьми общественного договора. Третий естественный закон - справедливость как требование выполнения заключенных договоров. После заключения общественного договора индивиды уже не вправе востребовать обратно у государства переданные ему естественные права.

Дальнейшее становление научных знаний в области права принадлежит английскому философу, политическому и правовому мыслителю Джону Локку (1632-1704). Джон Локк в первую очередь размышляет об источнике знания. Он пишет об этом следующее: «Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь» .

Джон Локк разрабатывал теорию согласования прав гражданина и власти. Данная проблема актуализировалась в связи с изменением социального положения буржуазии в обществе. Если в начале Нового времени первоочередная задача заключалась в обосновании правовых основ передачи власти от церкви к светскому государству, то после периода буржуазных революций основная опасность новому классу исходила от самого государства.

Джон Локк одним из первых выступал за отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательную власть Локк считал высшей властью в государстве . Законодательная власть должна быть сосредоточена в руках представительного органа - парламента. По при этом он делает важную оговорку, что государство и орган законодательной власти должны получить только такую сумму полномочий, которые делают для них возможным обеспечение основных прав и свобод подданных. Законодательная власть, таким образом, не является неограниченной. Она может издавать только общие нормы, т.е. законы. Но она не может принимать акты по частным случаям. Кроме того, народ, согласно взглядам Джона Локка, должен быть вправе отстранять или изменять состав законодательного органа.

Характерной чертой научного знания Нового времени являлась проблема метода познания, что, безусловно, экстраполировалось на поиск оптимальных методов и в юридическом знании. Для передовых буржуазных идеологов рубежа XVI-XVII вв., которые связывали развитие науки с естествознанием, получившим широкое распространение в это время, был присущ материалистический подход.

Критикуя средневековую схоластику, материалисты Нового времени утверждали, что основными чертами ее являлись догматизм, умозрительность, слепое следование церковным авторитетам, а также отсутствие системагического эмпирического наблюдения, эксперимента и поспешность выводов. Проблема метода познания выходит, таким образом, для гуманитарного знания в целом и для юриспруденции, в частности, на первый план.

Одним из представителей науки Нового времени, решавших задачу обоснования научных методов познания, был Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон полагал, что разработка научного метода познания даст человеку силу над природой и позволит создать процветающее общество. Бэкон разграничил веру и научное знание, выступая против схоластики и догматизма. Главным методом науки Бэкон объявляет индукцию - познание путем восхождения от частного к общему. Бэкон полагал, что с помощью индукции на основе изучения отдельных предметов можно прийти к общему выводу о свойствах целого класса данных предметов. Фрэнсис Бэкон формулирует важнейший тезис: «знание - сила».

Фрэнсис Бэкон полагал, что необходима реформа науки, важнейшие условия которой указаны на рис. 4.1.

Рис. 4.1

В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный мыслитель Нового времени Рене Декарт (1596-1650) был основоположником научного рационализма. Он отводил решающую роль в познании разуму. В основу своей теории познания Декарт ставит принцип сомнения. Размышления Декарта приводят его к мысли о существовании духовной мыслящей субстанции. Достоверные знания не могут быть получены из опыта и его обобщений. Они, по мнению мыслителя, могут возникнуть только из деятельности самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения. Последними, по утверждению Декарта, являлись идеи бога, духовной и телесной субстанции.

Рене Декарт выдвигал четыре требования к методу познания.

  • 1. Начинать познание необходимо с ясных и отчетливых истин - аксиом.
  • 2. Необходимо делить каждую сложную исследуемую проблему на составные части.
  • Книга Г. Гроция «О праве войны и мира» в 1627 г. была внесена в Индекс запрещенных книг, издававшийся католической церковью с целью внесения в него книг, запрещенныхдля чтения иод угрозой отлучения от церкви.
  • См.: Рубаник С. А. Указ. соч. С. 148.

Тема 1. Предмет истории юридической науки

1.Предмет и значение юридической науки. Взаимосвязь юридической науки с другими науками, ее положение в системе научного знания. Функции и задачи юридической науки. Система юридических наук.

2.Предмет и задачи истории юридической науки. Функции истории юридической науки. Ее место в системе научного знания, взаимосвязь с другими социальными, естественными и техническими науками. Юридическая теория, доктрина и научная школа. Взаимосвязь истории юридической науки и методологии юридической науки.

3.Предмет и задачи учебного курса «История и методология юридической науки». Система курса. Периодизация. Источники и научная литература по дисциплине «История и методология юридической науки».

Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире

1.Правовая мысль в странах Древнего Востока. Правовые идеи в Древнем Египте, Междуречье, Индии и Древнем Китае. Значение мифологии для правопонимания. Особенности первых правовых систем.

2.Зарождение правовых идей в Древней Греции. Становление юридической науки. Взгляды софистов на законы. Платон о праве. Диалектический метод познания у Платона. Учение о познании Аристотеля. Развитие диалектики в его философии. Значение древнегреческой философской и правовой мысли для становления и развития европейской юридической науки.

3.Основные направления римской юридической мысли. Папиан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин. Публичное и частное право. Юридическая догма в Древнем Риме. Основные категории, юридические конструкции и классификации. Источники римского права. Цицерон о законах и праве.

4.Систематизация римского права при Юстиниане и ее значение для дальнейшего развития юриспруденции. Значение античной философии и юриспруденции для современного понимания государственно-правовых явлений.

Тема 3. Правовые идеи в Средние века

1.Развитие юридических научных взглядов в период Средневековья. Средневековые юристы. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы. Влияние церкви на средневековую юриспруденцию. Школа канонистов. Правовые воззрения Фомы Аквинского. Взгляды на право Марсилия Падуанского. Значение рецепции римского права.

2.Становление юридического образования в Западной Европе.

3. Юридическая практика.

Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени

1.Новые черты в развитии юриспруденции в период Нового времени. Влияние антропоцентризма и рационализма на юридические знания. Обновление юридического мировоззрения и науки. Н. Макиавелли. Теория естественного права. Учения Г. Гроция и Т. Гоббса о праве.

2. Ч. Беккария – основоположник «классической теории» уголовного права. Значение научных взглядов и индукции Ф. Бэкона, рационализма и дедукции Р. Декарта для гуманитарной и юридической науки. Эмпиризм и сенситивные знания Д. Локка. Идеи права в трудах Ш. Монтескье. Развитие юридического образования в Европе, юридические знания, энциклопедия права.

3. Влияние идей немецкой классической философии на юридическую науку. Учение о праве И. Канта. Диалектика и рационализм Канта в социальных науках и праве. Диалектика Г. Гегеля. Философия права Г. Гегеля. Учение о праве И. Фихте. Основные признаки классической научной рациональности.

4. Становление неклассической научной рациональности. Становление марксистского учения о праве. Взгляды на право и государство К. Маркса и Ф. Энгельса. Влияние материализма и марксизма на современную юридическую мысль.

5. Развитие юридической науки и образования в Европе в XIX в. Становление позитивизма и его влияние на юриспруденцию. О. Конт. Юридический позитивизм. Д. Остин. Значение позитивистского правопонимания. Утилитаризм И. Бентама и его взгляды на право.

6. Становление социологической школы права: Р. Иеринг, Л. Дюги, Г. Еллинек.

7. Мусульманское право. Влияние религиозных норм на национальные системы права в современных условиях. Основные направления мусульманской юридической мысли. Этапы становления и развития исламского права и юриспруденции.

Юридическая наука и юридическое образование в эпоху Нового времени все больше отходит от присущего средневековью духа схоластики и догматики.Именно в этот период получили становление концепции естественного права, общественного договора, прав и свобод человека, юридического равенства, разделения властей и др.

В Новое время формировалась система юридического образования, которая с некоторыми изменениями действует и сегодня. Основной кузницей юридических кадров стали юридические факультеты университетов, при этом юридическое образование освобождалось от опеки церкви и выделялось из системы философского образования.

Учебные планы университетов основной акцент делали уже не на изучении римского права, а на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития, а также современных действующих норм права. Юристы, ведущие научно-преподавательскую деятельность, в установленном порядке, как правило, по результатам защиты диссертации могли получить ученую степень магистра или доктора юридических наук. Юридическая профессия во все времена имела высокий престиж среди всех слоев населения, и потому юридические вузы никогда не испытывали недостатка в студентах.

К началу 20 в. юридическая наука представляла собой обширную систему знаний о праве, истории его возникновения и развития, его современном состоянии, практики реализации норм права в конкретных отношениях. Немало в ней имелось предложений о путях совершенствования общества, государства и права в ближайшей и отдаленной перспективе. Наиболее точные положения по этому вопросу имела материалистическая теория права, которая в совокупности с другими частями марксизма теоретически обосновала правомерность овладения пролетариатом государственной властью и создание социалистического общества. Практическое осуществление марксистской доктрины в России знаменовало собой конец эпохи Нового времени и становление современной стадии развития общества и государства.

По сути Новое время – это база всей современной юриспруденции, в это время творили такие выдающиеся мыслители, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, И. Кант, Гегель и др. В этот период появились первые профессиональные юристы, многие из современных юридических профессий.

Энциклопедия права кратко освещает весь круг правовых наук, не анализируя их внутреннее единство.Энциклопедические взгляды на государство и право складывались под влиянием философских воззрений немецких ученых Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга.

Термин «энциклопедия» означает круг наук, необходимых для общего образования. Энциклопедия права сводилась к краткому очерку развития всех юридических наук.Данный предмет изучался длительное время на юридических факультетах в России, Англии, Франции наряду с теорией и философией права.

В дореволюционной России данный предмет читался слушателям на первом курсе юридических факультетов университетов. До введения нового устава русских университетов (1835 г.) на юридических факультетах преподавалась «энциклопедия законоведения».После введения устава она стала называться «энциклопедией права». Состав и содержание этого предмета, как и его научное значение, определялись различно. Согласно самому университетскому уставу 1835 г. энциклопедия права состояла из двух частей: 1) энциклопедия юридических и политических наук; 2) история философии права.

Энциклопедия права, не раскрывая детально процесса познания права, руководствуясь уже готовыми юридическими понятиями, призвана была подготавливать обучаемых к восприятию положений отдельных отраслевых наук, правильному пониманию специальной терминологии, начертать план предстоящих занятий.

Потребность в энциклопедии права, как особом предмете преподавания, была вызвана необходимостью сообщить слушателям предварительные сведения о праве, различных его отделах и методах его изучения, а также дать им некоторый философский базис для дальнейшей научной работы, цельный синтез современных общих учений о праве, как основание для изучения отдельных правовых дисциплин.

Энциклопедия права являлась или кратким перечнем и обзором всего состава юридических наук, читаемых на юридических факультетах, или специальной дисциплиной философского характера, научный характер которой зависит всецело от заложенных в её основание философских или социологическихпредпосылок. В первом случае энциклопедия права приближалась к обычному составу всяких энциклопедий, обширных или кратких, желающих ориентировать читателя в круге определенных дисциплин или целых научных областей; во втором она совершенно сливалась с философией права.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

В 1734 г. в Швеции издается Общее уложение, а в 1794 г. в Пруссии – Общее уложение для прусских земель. Происходит и увеличение юридических знаний. Возрастает число образованных людей и профессиональных юристов. Благодаря развитию книгопечатания содержание научных дискуссий, которые велись теперь в журналах, газетах и брошюрах, становятся достоянием все большего числа людей. Открываются новые учебные заведения и университеты.

Одним из выдающихся мыслителей эпохи Позднего Возрождения был Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Это был выдающийся ученый, мыслитель и заметный государственный деятель. Он заложил основы современной политической науки. Свои взгляды он изложил в следующих произведениях: «Государь», «История Флоренции» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он вводит в оборот новый важнейший термин – stato (государство).

Основы новой западноевропейской юридической науки заложил известный голландский ученый, философ и юрист Гуго Гроций (1583 – 1645). Его политико-правовые воззрения были изложены в фундаментальном труде «О праве войны и мира». Он закладывает основы международного права..

Великий английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс (1588 – 1679) внес выдающийся вклад в развитие рационализма в науке и праве.

Другим известным английским философом был Джон Локк (1632 – 1704). Он развивал теорию познания материалистического эмпиризма, считая единственным источником всех идей опыт.

Подлинным гуманистом являлся известный итальянский публицист и родоначальник «классической школы» уголовного права Чезаре Беккариа (1738 – 1794). Его известный труд «О преступлениях и наказаниях» вышел в свет в 1764 г. и сразу стал крайне популярным в Европе. Беккариа доказывает, что суровые наказания, жестокость могут только увеличивать преступность, что существует насущная необходимость в смягчении системы наказания. Он поднимает вопрос об отмене смертной казни, выступает против легальной теории доказательств.

Выдающимся представителем французских просветителей былШарль Луи Монтескье. Его основным произведением, важным для государственно-правовой науки, следует признать труд«О духе законов». Монтескье связывает государственные и правовые институты с определенной исторической обстановкой.

Развитие юридической науки, ее методологии неразрывно связано с научными достижениями в других сферах знания. Основы современной науки были заложены еще в XVI – XVII вв. Она, по мнению многих ученых, стала продуктом имевшей место в этот период научной революции, которая берет свое начало примерно с 1543 г. – с издания труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер». Возникновение новых идей в технических и естественных науках не могло не отразиться и отразилось на гуманитарных науках и методологии науки.

Одним из видных представителей науки нового времени былФрэнсис Бэкон (1561 – 1626). С его именем обычно связывают основание экспериментальной науки данного периода. Бэкон разграничил веру и научное знание. Выступал против схоластики и догматизма. Методом его научного познания была индукция.

В отличие от эмпиризма Бэкона, другой известный философ Рене Декарт (1596 – 1650) был основоположником научного рационализма.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724 – 1804) внес более чем значительный вклад в развитие методологии науки и правоведения. Кант являлся создателем немецкого классического идеализма. Его учение сыграло важную роль в формировании диалектики. Одним из значимых трудов, касавшихся теории познания, была работа Канта «Критика практического разума».

Другим выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ, объективный идеалист. Он разрабатывает систему диалектической логики, внося исключительный вклад в теорию познания.

Во Франции в начале XIX в. были проведены обширные работы по обновлению и кодификации законодательства.

В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, состоявший из 2281 статей, а в 1807 г. – Торговое уложение. С 1 января 1807 г. вступил в силу Устав гражданского судопроизводства, а с 1 января 1811 г. – Устав уголовного судопроизводства и Уложение о наказаниях.

Появляются новые теории развития общества. Одна из таких теорий оказала в последующем поистине революционное влияние, если не на научные взгляды вообще, то, во всяком случае, на отдельные государства, их устройство и право в частности. Речь идет о марксизме. Эта концепция была создана Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) в середине XIX в. Для них было характерно материалистическое понимание процессов, происходивших в науке. Согласно их воззрениям основой, базисом любого общества является определенная система социально-экономических отношений.

В Германии местный традиционализм приводит к появлению исторической школы права. Ее виднейшим представителем был Фридрих Карл фон Савиньи (1797 – 1861). Он считал, что право, его состояние обусловлены существующими историческими предпосылками.

Основоположником философского позитивизма был французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857). Во главу своего учения Конт поставил мысль о том, что наука должна ограничиться описанием явлений, а не заниматься бесплодными изысканиями в области познания сущности вещей, которое едва ли возможно.

Наиболее видными представителями юридического позитивизма был английский ученый Джон Остин (1790 – 1859), немецкий – К. Бергбом, французский – А. Эсмен и русский – Г. Ф. Шершеневич. Эти ученые отвергали значение естественного права.

Видным представителем социологического направления в праве был немецкий ученый Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892).

В общих рамках социологического направления правоведения развивалась и доктрина солидаризма французского ученого Леона Дюги (1859 – 1929). Он считал, что человек существует в обществе, а люди связаны между собой узами социальной солидарности.

Георг Еллинек (1851 – 1911) – известный немецкий ученый, также одним из первых модернизировал идеи юридического позитивизма, рассматривая государственно-правовые проблемы в качестве одновременно правового и социального явления.

Видным представителем английского либерализма был английский мыслитель Иеремия Бентам (1748 – 1832). Ученый полагал, что в основе всех человеческих действий лежит польза, практическая выгода.