Дмитрий иванович менделеев считал главным своим научным достижением работы по экономике. Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева и её значение для естествознания


Михаил Антонов


После смерти Дмитрия Менделеева его идеи «носились в воздухе» и вскоре стали претворяться в жизнь.

О заслугах Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907) перед наукой, отечественной промышленностью написано очень много. Его имя навеки вошло в историю благодаря открытию периодического закона химических элементов. Однако перу этого энциклопедиста и общественного деятеля принадлежат труды (общим числом свыше 500) не только по химии, но и по метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и пр. Дмитрий Иванович гордился тем, что служил России на трёх поприщах. Первым он считал научную деятельность, вторым - педагогическую, а третьим - «службу, по мере сил и возможности, на пользу роста русской промышленности».

Один из крупнейших учёных современности, создатель «физической экономики» (то есть экономической науки о реальном производстве) американец Линдон Ларуш считает идеи Менделеева основополагающими, хотя на Западе они всячески дискредитируются (даже периодический закон Менделеева именуется просто «таблицей элементов» без указания имени её создателя).

Схема различных направлений деятельности Д. И. Менделеева.

Надо иметь в виду условия, в каких Менделееву приходилось отстаивать свои взгляды. Главными производителями зерна, идущего на экспорт, были помещики. Они полагали, что нашей стране, располагающей огромными территориями под вспашку, самой судьбой предназначено быть кормилицей Европы, где население густое, а земли мало. Мол, следует прилагать усилия для расширения экспорта сельскохозяйственной продукции, необходимые же промышленные изделия можно будет на полученную валюту закупать за границей (за исключением того, что совершенно необходимо для оснащения вооружённых сил). Поэтому идеи Менделеева, выступавшего горячим поборником индустриального развития России, причём с опорой на самые широкие слои народа, встречали резкое противодействие, и не только со стороны крупных землевладельцев. Учёный ратовал за становление всего народно-хозяйственного комплекса, необходимого современному могучему государству, неустанно подчёркивал: надо говорить не просто о развитии промышленности, а о том, «будет она национальной или иностранной». Неудивительно поэтому, что идейными противниками Менделеева были прежде всего главы могущественных кланов Нобелей, Ротшильдов и Рокфеллеров, их российские агенты влияния, прозападная интеллигенция, включая «сливки» учёного мира, завидовавшие титану науки. Само собой, не в восторге от столь смелых предложений были иные отечественные предприниматели, руководствовавшиеся своекорыстными интересами, и коррумпированные чиновники.

В 1860 году Менделеев тщательно обследовал бакинские промыслы и установки по переработке нефти, но не ограничился этим, а наметил целую программу повышения эффективности отрасли. Среди прочего он предложил построить трубопровод Баку - Батуми и перегонные заводы на Черноморском побережье с тем, чтобы не только избавить Россию от импорта американского керосина, но и самим экспортировать нефтепродукты в Европу.

Менделеев выступил против системы откупов, поскольку откупщики более всех противились глубокой переработке. Позднее (в 1876 году) он побывал в США и, познакомившись с практикой нефтедобычи в Пенсильвании, пришёл к выводу, что в России её можно поставить не хуже, а лучше. Перспективы отрасли в будущем учёный определил так: «Мы могли бы залить нефтью весь свет». Министр финансов Михаил Рейтерн назвал этот прогноз «профессорскими мечтаниями». Однако прав оказался учёный, а не чиновник. Именно труды Менделеева дали мощный толчок развитию теории и практики, рациональной постановке всего нефтяного дела в стране.

Ручная добыча нефти на Бакинских промыслах (XIX в.))

Учёный считал варварством, что сырьё, из которого можно получать столько ценнейших продуктов, сжигается в печах. На весь мир прозвучала фраза: «Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями».

Менделеев видел пороки тогдашней практики индустриализации страны. Так, широкое строительство железных дорог развернули без создания должной металлургической базы. Рельсы и подвижной состав пришлось покупать за золото на Западе. «Если бы вместе с постройкой дорог были приняты для водворения железного производства должные меры… Россия давно бы продавала за границу массу товаров этого рода и народ пользовался бы дешёвейшими металлическими орудиями», - с горечью отмечал учёный. Он приходит к выводу: промышленность Германии отчасти построена на наши деньги, да и впоследствии более половины российских заводов принадлежали иностранцам, что, по его мнению, было опасным и в мирное, и особенно в военное время.

Менделеев просчитал, во что обходится снабжение Петербурга и Москвы польским (из Силезии) и импортным английским углем, и определил, при каких условиях донецкий антрацит окажется конкурентоспособным. Он разработал предложения по изменению таможенных тарифов, обосновал необходимость постройки специальной углевозной железной дороги (Москва - Донбасс, была построена в 1930-е. - М. А. ), проведения шлюзования и дноуглубительных работ на Донце и Дону, развития портов на побережьях Азовского и Чёрного морей. При проведении намеченных им мероприятий Россия могла бы не только отказаться от импорта угля, но и сама экспортировать его сначала в Средиземноморье, а затем и в страны Балтики. Причём эта задача рассматривалась как не только экономическая, но и политическая, как вопрос престижа нашей страны. По мнению Менделеева, народы средиземноморских и балтийских стран, видя, что Россия поставляет хороший уголь, убедились бы в том, что она в состоянии производить и экспортировать и другие товары высокого качества.

Не ограничившись изучением Донбасса, Менделеев обратил внимание общественности и промышленных кругов на месторождения на востоке. Он первым поставил вопрос о принципиально новых методах добычи и использования угля, в частности, на возможность его подземной газификации. Менделеев считал экономию топлива очень важной задачей. Он уже тогда писал о необходимости использования альтернативных источников энергии: солнца, ветра, морских приливов, внутреннего тепла Земли, разности температур слоёв воды в океане.

В то время сами промышленники, а экономисты тем более, считали нормальным такое развитие, когда сначала создаётся лёгкая индустрия, не требующая больших инвестиций. Её продукция - товары широкого потребления - расходится быстро, следовательно, вложенный капитал скоро окупается. И лишь когда благодаря лёгкой промышленности будут накоплены солидные средства, появится возможность строить металлургические и машиностроительные заводы. Менделеев решительно выступил против такой постановки вопроса, при которой, по его мнению, Россия обрекалась на положение сырьевого придатка Запада. Нет, необходимо начать индустриализацию именно с создания тяжёлой промышленности, и притом на основе самой передовой технологии, с задачей (как она была сформулирована уже после революции) «догнать и перегнать», а точнее, «обойти, не догоняя» наиболее развитые в этом отношении страны. Менделеев предвидел, что соревноваться России придётся не с какой-нибудь европейской державой, а с США. Чтобы страна через 20 лет стала самой богатой и сильной в мире, нужно было вкладывать в развитие промышленности по 700 миллионов рублей ежегодно, вдвое больше достигнутого тогда уровня. При этом нельзя основывать промышленный потенциал страны только на заводах центра и немногих других очагов индустрии в Европейской части страны - необходим мощный сдвиг промышленности на Восток, в Сибирь, выход к берегам Тихого океана, на Сахалин.В 1899 году Менделеев в сопровождении специалистов по разным отраслям горного дела едет на Урал. Эта поездка не просто помогла решить задачу подъёма промышленности в регионе, но дала учёному ещё один повод увериться в будущем России. Ближайшие перспективы развития чёрной металлургии Урала Менделеев определил так: только на древесном угле можно производить 300 миллионов пудов в год. А чтобы снизить себестоимость металла, нужно строить заводы с новой технологией, опирающейся «преимущественно на самостоятельную научную разработку, а не на подражание образцам». Предприятия надо обеспечивать новыми кадрами. Возникает необходимость создания на Урале «специального высшего политехникума» с преподаванием в нём преимущественно металлургических наук.

Большой резонанс вызвала работа Менделеева «Толковый тариф», которую современники назвали «библией русского протекционизма». Учёный предложил устанавливать пошлины на ввозимые и вывозимые товары с учётом их влияния на развитие производительных сил России, содействия росту валового продукта или противодействия этому. Если, например, какой-то импортный товар вообще не поступит в нашу страну, но разовьётся его отечественное производство, то таможенного дохода не будет, зато казна получит гораздо больше в виде налогов от российских предприятий. Утверждённые Александром III, эти предложения сыграли важную роль в защите молодой российской промышленности от недобросовестной иностранной конкуренции, когда иноземный капитал прибегал к продаже нам товаров по демпинговым ценам для завоевания рынка, а после достижения этой цели взвинчивал их выше мировых.

Чтобы легче было одолеть многочисленные препятствия, стоящие на пути индустриализации России, в особенности порождённые несогласованностью интересов казны и частных собственников, Менделеев предложил создать принципиально новый орган государственного управления экономикой - Министерство промышленности. Оно представляло бы собой не обычное звено бюрократического аппарата, а сочетало правительственные и общественные начала и потому находило решения, чтобы «промышленное дело велось в общем интересе государства, капиталистов, рабочих и потребителей... чтобы произволу административных лиц не было места... чтобы не могла привиться у нас... (как это сделалось в Западной Европе) язва вражды между интересами знания, капитала и работы». Менделеев предлагает также создать несколько русских банков для поощрения наиболее важных для страны отраслей промышленности, шире практиковать образование товариществ и пр. Стоя за эволюцию и неизменно подчёркивая свою лояльность самодержавию, Менделеев призывал царя и правительство ломать «узкие и своекорыстные» интересы заводчиков, противящихся подлинной рационализации производства, выражал надежду на то, что в недалёкой перспективе запасы полезных ископаемых перейдут в общенародную, государственную собственность, не будет сверхбогатых людей и бедноты.

Медаль Г. Колпи, которой Д. И. Менделеева наградило Лондонское королевское общество в 1905 году.

Идея о необходимости гармоничного сочетания крупных и мелких предприятий, нашедшая широкое признание на Западе только в третьей четверти ХХ века, Менделеевым была высказана более ста лет назад. Его часто считали мечтателем, кабинетным мыслителем, каким и полагается быть профессору. А он выдвигал один практичный проект за другим, и по прошествии времени сам учёный или его последователи могли с удовлетворением отметить: Менделеев не ошибся.

К проектам переустройства общественных отношений Менделеев подходил с теми же строгими мерками научности и практичности. По его мнению, есть три способа борьбы с жадным на большие прибыли капитализмом, «и все они, более или менее, имеют уже приложение в практике... Эти три способа назовём: складочными капиталами, государственно-монопольными предприятиями и артельно-кооперативными... В идеале можно себе представить заводы и фабрики основанными на складочные капиталы, поступившие от самих же работников и потребителей, действующих на тех же или на других фабриках и заводах» (так называемые народные предприятия, ныне широко распространены на Западе. - М.А. )

Удивительно перекликается с нашим днём и такое предложение Менделеева: передавать убыточные предприятия «с надлежащим контролем артельно-кооперативному хозяйству, а не закрывать их, как делается в Западной Европе, обрекая трудящихся на безработицу». Но делать это надо «открыто и по соревнованию».

Столь же современным выглядит предложение об участии рабочих в прибылях. Менделеев любил предприимчивых людей, связывая с ними главную надежду на прорыв России в будущее, а идеал видел в таком предприятии, где хозяин был участником во всех сторонах его деятельности, знал каждого работника и все были бы заинтересованы в общих итогах.

Напоминая имена отечественных учёных, инженеров и изобретателей, совершивших открытия мирового значения и создавших совершенные образцы техники, Менделеев высказывает уверенность, что наступит такой этап, «при котором свои Ползуновы, Петровы, Шиллинги, Яблочковы, Лодыгины не будут пропадать, а станут во главе русского и всемирного промышленного успеха». И потомки увидят Нижегородскую ярмарку как Всемирную выставку, которая покажет всей планете силу нашего гения. Для этого нужно открыть русским людям из всех классов и сословий дорогу к вершинам образованности. И Менделеев пишет популярные работы по экономике, разрабатывает проект принципиально нового учебного заведения, составляет смету расходов на его строительство и содержание.

Менделееву принадлежит пророческое предсказание пути будущего развития экономической науки. Он одним из первых осознал, что в производстве важны не только стоимостные, денежные, но и натуральные показатели (например, в сельском хозяйстве надо поддерживать оптимальное соотношение площадей пашни, лугов и лесных насаждений, а также поголовья скота и продуктивности кормовых угодий), «а потому только та политическая экономия, которая изойдёт из естествознания, может надеяться охватить разбираемый ею предмет с должной полнотой и понять, как творятся ценности и отчего образуются или исчезают народные богатства». При таком подходе политическую экономию уже не удастся сводить к набору комбинаций из трёх букв (c+v+m - формула стоимости у Маркса), а придётся прибегать к конкретному анализу ситуаций, для чего потребуются экономисты совсем иного склада, чем подвизавшиеся на этом поприще тогда (и, увы, сегодня); нужны будут люди, понимающие главные проблемы народной жизни и способные правильно их решать.

Следует отметить, что Менделеев понимал промышленность не только в узком смысле, как производство благ и услуг, но и в широком, включая снабжение, сбыт, торговлю, транспорт. Учёный думал над тем, как создать народное хозяйство, которое обеспечит не только благосостояние, но и нравственное здоровье общества. Он обращал внимание на различие между работой и трудом, который сознателен и духовен, поэтому ему принадлежит будущее.

Менделеев победил всех своих гонителей и исказителей. Его вклад в наше национальное самосознание был настолько велик, что уже вскоре после смерти этого великого учёного высказанные им мысли как бы носились в воздухе. Когда с установлением советской власти в стране появились плановая система ведения хозяйства и программа ГОЭЛРО, началась индустриализация, это не было плагиатом. Идеи Менделеева воспринимались передовыми деятелями Отечества как нечто само собой разумеющееся.

Наша справка:

Вопросам экономики посвящены работы Менделеева объёмом примерно 200 печатных листов. Это десятая часть всех опубликованных трудов учёного.

(1834-1907) – великий русский ученый, известный работами в области химии, физики, геологии, экономики и метеорологии. Также прекрасный педагог и популяризатор науки, член ряда европейских академий наук, один из основателей Русского физико-химического общества. В 1984 году Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) назвала Менделеева самым великим ученым всех времен и народов.


Анкетные данные


Д.И.Менделеев родился в сибирском городе Тобольске в 1834 году в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Он был их последним, семнадцатым ребенком.

В гимназии Дмитрий учился не слишком хорошо, у него были низкие оценки по всем предметам, особенно трудно ему давалась латынь. После смерти отца семья переехала в Петербург.

В столице Дмитрий поступил в Педагогический институт, который окончил в 1855 году с золотой медалью. Почти сразу после окончания института Менделеев заболел туберкулезом легких. Прогноз врачей был неутешительным, и он спешно выехал в Симферополь, где в то время работал знаменитый хирург Н.И.Пирогов .

Когда Пирогов осмотрел Дмитрия, он поставил оптимистический диагноз: сказал, что пациент будет жить еще очень долго. Великий врач оказался прав - вскоре Менделеев полностью выздоровел. Дмитрий вернулся в столицу, чтобы продолжить научную деятельность, и в 1856 году в Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию.


Трудовая биография


Став магистром,Дмитрий получил должность приват-доцента и начал читать курс лекций по органической химии. Его талант преподавателя и ученого получил высокую оценку руководства, и в 1859 году его послали в двухгодичную научную командировку в Германию. Вернувшись в Россию, он продолжил чтение лекций и вскоре обнаружил, что студентам не хватает хороших учебников. И вот в 1861 году Менделеев сам издает учебное пособие - «Органическую химию», вскоре удостоенную Cанкт-Петербургской академией наук Демидовской премии. В 1864-м Менделеева избрали профессором химии Технологического института. А в следующем году он защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». Еще через два года он уже возглавил кафедру неорганической химии университета. Здесь Дмитрий Иванович приступает к написанию своего великого труда - «Основы химии».

В 1869 году он публикует таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Свою таблицу он составил на основе открытого им Периодического закона. Еще при жизни Дмитрия Ивановича «Основы химии» переиздавались 8 раз в России и 5 раз – за границей, на английском, немецком и французском языках. В 1874 году Менделеев вывел общее уравнение состояния идеального газа, включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную в 1834 году физиком Б.П.Э.Клапейроном (уравнение Клапейрона - Менделеева).

Также Менделеев высказал предположение о существовании целого ряда неизвестных на тот момент элементов. Его идеи подтвердились, о чем имеются документально зафиксированные свидетельства. Великий ученый смог безошибочно предсказать химические свойства галлия, скандия и германия.

В 1890 году Менделеев покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После ухода из университета Дмитрий Иванович в период в 1890-1892 гг. принимал участие в разработке бездымного пороха. С 1892 года Дмитрий Иванович Менделеев - ученый-хранитель «Депо образцовых гирь и весов», которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им.Д.И.Менделеева). На новом для себя поприще Менделеев добился хороших результатов, создав точнейшие для того времени методы взвешивания. Кстати, с именем Менделеева часто связывают выбор для водки крепости в 40°.

Менделеев разработал новую технологию переработки нефти, занимался химизацией сельского хозяйства, создал прибор (пикнометр) для определения плотности жидкости. В 1903 году он был первым Государственной приемной комиссии Киевского политехнического института.

Помимо науки Менделеев отлично разбирался в экономике. Он как-то пошутил: «Какой я химик, я - политэконом. Что там «Основы химии», вот «Толковый тариф» – это другое дело». Именно он предложил систему протекционистских мер для укрепления экономики Российской империи. Он последовательно отстаивал необходимость защиты русской промышленности от конкуренции со стороны западных стран, связывая развитие промышленности России с таможенной политикой. Ученый отмечал несправедливость экономического порядка, позволяющего странам, осуществляющим переработку сырья, пожинать плоды труда работников стран - поставщиков сырья.

Также Менделеев разрабатывал научное обоснование перспективных путей развития экономики. Незадолго до смерти, в 1906 году, Менделеев издал свою книгу «К пониманию России», в которой обобщил свои воззрения на перспективы развития страны.


Сведения о родственниках


Отец Дмитрия Ивановича Менделеева - Иван Павлович Менделеев был выходцем из семьи священника и сам учился в духовном училище.

Мать - Мария Дмитриевна, происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода Корнильевых.

Сын Дмитрия Ивановича от первого брака Владимир (1865-1898) избрал флотскую карьеру. Он с отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате «Память Азова» вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана (1890-1893). Также принимал участие в заходе русской эскадры во Францию. В 1898 г. вышел в отставку и начал разрабатывать «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива». В его труде ярко проявился талант инженера-гидролога, но сыну Менделеева не суждено было добиться крупных научных успехов - он скоропостижно скончался 19 декабря 1898 года.

Ольга – сестра Владимира (1868-1950), окончила гимназию и вышла замуж за Алексея Владимировича Трирогова, обучавшегося вместе с ее братом в Морском кадетском корпусе. Практически всю свою долгую жизнь она посвятила семье. Ольга написала книгу воспоминаний «Менделеев и его семья», увидевшую свет в 1947 году.

Во втором браке у Менделеева родилось четверо детей: Любовь, Иван и близнецы Мария и Василий.

Из всех потомков Дмитрия Ивановича Люба оказалась личностью, ставшей известной широкому кругу людей. Причем в первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока - знаменитого русского поэта Серебряного века и как героиня цикла его «Стихов к Прекрасной даме».

Люба окончила «Высшие женские курсы» и некоторое время увлекалась театральным искусством. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э.Мейерхольда и в Театре В.Ф.Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и непросто, и в этом Александр и Любовь виноваты в равной мере. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы «Двенадцать». После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 году.

Иван Дмитриевич (1883-1936) окончил гимназию в 1901 году с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Он много помогал отцу, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого «Дополнение к познанию России». После смерти Дмитрия Ивановича жизнь сына круто изменилась. Несколько лет жил во Франции, затем поселился в менделеевском имении Боблово, организовав там школу для крестьянских детей.

С 1924 года и до своей смерти Иван работал в «Главной Палате мер и весов», продолжая дело отца, опубликовавшего ряд работ в области теории мер и весов. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства «тяжелой воды». С юных лет Иван занимался философией. Свои идеи он изложил в книгах «Мысли о познании» и «Оправдание истины», которые вышли в свет в 1909-1910 гг. Кроме того, Иван написал воспоминания об отце. В полном виде они были опубликованы только в 1993 году. Один из биографов ученого, Михаил Николаевич Младенцев, писал, что между сыном и отцом «существовало редкое дружеское взаимоотношение. Дмитрий Иванович отмечал природные дарования сына и в лице его имел друга, советника, с которым делился идеями и мыслями».

Мало сведений сохранилось о Василии. Известно, что он окончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству, разработал модель сверхтяжелого танка. После революции судьба забросила его на Кубань, в Екатеринодар, где он скончался от сыпного тифа в 1922 году.

Мария обучалась на «Высших женских сельскохозяйственных курсах» в Петербурге, потом долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д.И.Менделеева при Ленинградском университете. За год до смерти Марии Дмитриевны был издан первый сборник архивных сведений о Менделееве, над которым она работала - «Архив Д.И.Менделеева» (1951).


Личная жизнь


В 1857 году Дмитрий Менделеев делает предложение Софье Каш, с которой был знаком еще в Тобольске, дарит ей обручальное кольцо, серьезно готовится к браку с девушкой, которую очень любит. Но неожиданно Софья возвратила ему обручальное кольцо и сказала, что свадьбы не будет. Менделеев был потрясен этим известием, заболел и долгое время не вставал с постели. Его сестра Ольга Ивановна решила помочь брату в устройстве личной жизни и настояла на его помолвке с Феозвой Никитичной Лещевой (1828-1906), с которой Менделеев был знаком еще в Тобольске. Феозва, приемная дочь учителя Менделеева поэта Петра Петровича Ершова, автора знаменитого «Конька-Горбунка», была старше жениха на шесть лет. 29 апреля 1862 года они поженились.

В этом браке родились три ребенка: дочь Мария (1863) – она умерла в младенчестве, сын Володя (1865) и дочь Ольга. Детей Менделеев очень любил, а вот отношения с женой не складывались. Она совершенно не понимала своего мужа, поглощенного научным поиском. В семье часто были конфликты, и он чувствовал себя несчастным, о чем говорил друзьям. В результате они разошлись, хотя формально и оставались в браке.

В 43 года Дмитрий Иванович влюбился в 19-летнюю Анну Попову, красавицу, часто бывавшую в доме Менделеевых. Она увлекалась живописью, была хорошо образована, легко находила общий язык с известными людьми, собиравшимися у Дмитрия Ивановича. У них завязались отношения, хотя отец Анны был категорически против этого союза и потребовал от Менделеева оставить его дочь в покое. Дмитрий Иванович не согласился, и тогда Анну отправили за границу, в Италию. Однако Дмитрий Иванович отправился за ней следом. Через месяц они возвратились домой вместе и поженились. Этот брак оказался очень удачным. Супруги хорошо ладили и прекрасно понимали друг друга. Анна Ивановна была хорошей и внимательной женой, живущей интересами своего знаменитого мужа.


Увлечения


Дмитрий Иванович любил живопись, музыку, увлекался художественной литературой, особенно романами Жюля Верна . Несмотря на занятость, Дмитрий Иванович мастерил шкатулки, делал чемоданы и рамки для портретов, переплетал книги. К своему хобби Менделеев подходил очень серьезно, и вещи, сделанные его собственными руками, отличались высоким качеством. Существует байка о том, как однажды Дмитрий Иванович покупал материалы для своих поделок, и якобы один продавец спросил другого: «Кто этот почтенный господин?» Ответ был весьма неожиданным: «О, это же чемоданных дел мастер – Менделеев!»

Известно также, что Менделеев сам себе шил одежду, считая покупную неудобной.


Враги


Настоящими врагами Менделеева были те, кто проголосовал против избрания его академиком. Несмотря на то что Менделеева рекомендовал на пост академика великий ученый А.М.Бутлеров и несмотря на то что Дмитрий Иванович уже тогда был всемирно известным и признанным научным светлой, против его избрания голосовали: Литке, Веселовский, Гельмерсен, Шренк, Максимович, Штраух, Шмидт, Вильд, Гадолин. Вот он, список явных врагов русского ученого. Даже Бейльштейн, прошедший в академики вместо Менделеева с перевесом всего в один голос, часто говорил: «У нас в России больше нет талантов таких могучих, как Менделеев». Тем не менее несправедливость так и не была исправлена.


Соратники


Близким другом и соратником Менделеева был ректор Петербургского университета А.Н.Бекетов - дед Александра Блока. Их имения располагались под Клином, неподалеку одно от другого. Также соратниками по научной деятельности Менделеева были члены Петербургской академии наук - Буняковский, Кокшаров, Бутлеров, Фаминцын, Овсянников, Чебышев, Алексеев, Струве и Сави. Среди друзей ученого были великие русские художники Репин , Шишкин , Куинджи .


Слабости


Менделеев очень много курил, тщательно отбирая табак и собственноручно скручивая папиросы, мундштук он не использовал никогда. И когда друзья и врачи советовали ему бросить, указывая на его слабое здоровье, говорил, что умереть можно и не куря. Еще одной слабостью Дмитрия Ивановича, наряду с табаком, был чай. У него был свой канал поставки чая домой из Кяхты, куда он поступал караванами из Китая. Менделеев по «научным каналам» договорился выписывать себе чай по почте напрямую из этого города прямо домой. Он заказывал его на несколько лет сразу, и, когда цибики доставлялись в квартиру, все семейство принималось за переборку и упаковку чая. Пол устилался скатертями, цибики вскрывали, высыпали весь чай на скатерти и быстро смешивали. Делать это приходилось потому, что чай в цибиках лежал слоями и смешивать его надо было как можно быстрее, чтоб он не выдохся. Потом чай насыпали в огромные стеклянные бутылки и плотно закупоривали. В церемонии участвовали все члены семьи, и оделялись чаем все домочадцы и родственники. Менделеевский чай заслужил большую славу среди знакомых, а сам Дмитрий Иванович, не признавая никакого другого, в гостях чая не пил.

По воспоминаниям многих людей, близко знавших великого ученого, он был жестким, резким и несдержанным человеком. Как ни странно, даже будучи очень известным ученым, он всегда волновался на показах опытов, боясь «попасть в конфуз».


Сильные стороны

Менделеев работал в разных областях науки и везде добивался прекрасных результатов. На такие колоссальные затраты ума и душевных сил не хватило бы и нескольких обычных человеческих жизней. Но ученый обладал феноменальной работоспособностью, невероятной выносливостью и самоотверженностью. Он сумел во многих областях науки на много лет опередить время.

Всю жизнь Менделеев делал различные прогнозы и предвидения, которые почти всегда сбывались, поскольку основывались на природном уме, значительных знаниях и уникальной интуиции. Сохранилось множество свидетельств его родных и близких, потрясенных даром гениального ученого предвосхищать события, буквально видеть будущее, причем не только в науке, но и в других сферах жизни. Менделеев обладал прекрасными аналитическими способностями, и его предсказания, относящиеся даже к политическим вопросам, блестяще подтверждались. Так, например, он точно предсказал начало русско-японской войны 1905 года и тяжелые для России последствия этой войны.

Студенты, которым он преподавал, очень любили своего прославленного профессора, но при этом говорили, что сдавать экзамены ему было нелегко. Он не делал поблажек никому, не выносил плохо подготовленных ответов и был нетерпим к нерадивым студентам.

В быту жесткий и резкий, Менделеев очень по-доброму относился к детям, любил их невероятно нежно.


Заслуги и провалы


Заслуги Менделеева перед наукой давно получили признание всего научного мира. Он был членом почти всех существовавших в его время наиболее авторитетных академий и почетным членом многих ученых обществ (общее число учреждений, считавших Менделеева почетным членом, доходило до 100). Особенным почетом имя его пользовалось в Англии, где ему были присуждены медали «Дэви», «Фарадэя» и «Копилея», куда он был приглашен (1888) в качестве «Фарадэевского» лектора, честь, выпадающая на долю лишь немногим ученым.

В 1876 году - член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, в 1880-м выдвигался в академики, но вместо него приняли Бейльштейна - автора обширного справочника по органической химии. Этот факт вызвал негодование в широких кругах русского общества. А несколько лет спустя, когда Менделееву вновь предложили баллотироваться в Академию, он отказался.

Менделеев - безусловно, выдающийся ученый, но даже самые великие люди совершают ошибки. Как и многие ученые того времени, он отстаивал ошибочную концепцию существования «эфира» - особой сущности, заполняющей мировое пространство и передающей свет, тепло и гравитацию. Менделеев предполагал, что эфир мог быть специфическим состоянием газов при большом разрежении или особым газом с очень малым весом. В 1902 г. вышла в свет одна из самых его оригинальных работ «Попытка химического понимания мирового эфира». Менделеев считал, что «мировой эфир можно представить подобно гелию и аргону, не способным к химическим соединениям». То есть с химической точки зрения он рассматривал эфир как элемент, предшествующий водороду, и для размещения его в своей таблице ввел его в нулевую группу и нулевой период. Будущее показало, что менделеевская концепция химического понимания эфира оказалась ошибочной, как и все подобные концепции.

Далеко не сразу Менделеев смог понять значимости таких фундаментальных достижений, как открытие явления радиоактивности, электрона, и последующие результаты, прямо связанные с этими открытиями. Он сетовал, что химия «запуталась в ионах и электронах». Только после посещения в апреле 1902 г. лабораторий Кюри и Беккереля в Париже Менделеев поменял свою точку зрения. Некоторое время спустя он поручил одному из своих подчиненных в Палате мер и весов провести исследование радиоактивных явлений, что, однако, в связи со смертью ученого не имело последствий.


Компромат

Когда Менделеев захотел официально оформить отношения с Анной Поповой, он столкнулся с большими трудностями, поскольку официальный развод и повторный брак в те годы были сложными процессами. Чтобы помочь великому человеку устроить свою личную жизнь, его друзья убедили первую жену Менделеева дать согласие на развод. Но даже после ее согласия и последующего развода Дмитрий Иванович по тогдашним законам должен был ждать еще шесть лет, прежде чем заключить новый брак. Церковь наложила на него «шестилетнее покаяние». Чтобы получить разрешение на второй брак, не дожидаясь истечения шестилетнего срока, Дмитрий Иванович подкупил священника. Сумма взятки была огромной – 10 тысяч рублей, для сравнения – имение Менделеева оценивалось в 8 тысяч.


Досье подготовил Дионис Каптарь
KM.RU 13 марта 2008

(1834-1907) - великий русский химик, создатель периодической системы химических элементов. Много сделал для развития промышленности в России, впервые выдвинул идею подземной газификации каменного угля, впоследствии высоко оценённую Лениным. Революционер в науке, Менделеев боролся за связь теории с практикой, за применение науки к потребностям промышленного развития России. Как. философ Менделеев считал себя «реалистом». «Реализм» Менделеева - это в основном материализм, сочетающийся со стихийной диалектикой. «...Ныне без самобытного движения немыслима ни одна малейшая доля вещества... движение стало понятием, неразрывно связанным с понятием материи...» (Менделеев). Менделеев боролся против спиритизма и (см.). 19 февраля 1869 г. Менделеев открыл периодический закон химических элементов, составивший основу его периодической системы.

Этот закон гласит, что свойства простых тел а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов. Устанавливая связь между качественной и количественной характеристикой элементов, между химизмом них атомным весом, Менделеев развил химическую атомистику (см.) и фактически применил к химическим элементам закон о переходе количественных изменений в качественные. Располагая элементы в порядке возрастания атомных весов, Менделеев заметил, что через определённое число элементов свойства повторяются. Поэтому сходные элементы Менделеев поместил один под другим. В системе Менделеева раскрывается всеобщая закономерная связь между всеми элементами и их взаимообусловленность. В таблице элементов, составленной Менделеевым, оказались пустые места; заполнить их должны были не открытые ещё элементы.

Менделеев теоретически вычислил важнейшие свойства последних, выводя их как средние из свойств соседних элементов. Предсказанные Менделеевым элементы были открыты Лекок де-Буабодраном (1875), Нильсоном (1880), Випклером (1886) и названы галлием, скандием и германием. Их свойства почти в точности совпали с предсказанными Менделеевым: так, атомный вес германия равен 72,6, а предполагался равным 72. Менделеев, применив бессознательно диалектический закон о переходе количественных изменений в качественные, совершил научный подвиг.
Доказав на практике достоверность человеческих знаний о законах объективного мира, Менделеев нанёс сокрушительный удар но агностицизму; вместе с тем раскрытие объективной закономерности химических элементов способствовало изгнанию случайности из химии. Без периодического закона, пишет Менделеев, открытие новых элементов «...было делом одного наблюдения... И от-того-то только слепой случай и особая прозорливость и наблюдательность вели к открытию новых элементов...

Закон периодичности открывает в этом последнем.отношении новый путь...». Приоритет Менделеева в открытии периодического закона необоснованно оспаривался рядом иностранных химиков. Защищая роль русской науки в этом великом открытии, Менделеев показал, что все эти химики выступили позднее. Например, Л. Мейер, претендовавший на это открытие, вообще не считал периодический закон объективным законом природы и не рисковал исходя из него делать теоретические предсказания и выводы; к тому же, будучи механистом, Л.Мейеручитывал лишь внешнюю, чисто количественную сторону взаимоотношений между элементами, игнорируя их качественную сторону, следовательно, самую суть периодического закона.

В области физики Менделееву принадлежит открытие «критической температуры», устраняющее прежний метафизический разрыв между жидкостями и газами, и внесение поправок в закон Бойля- Мариотта, показывающих относительный характер этого закона. Эти открытия Менделеева были оценены Энгельсом в его труде «Анти-Дюринг».

В XX в. развитие взглядов на строение материи, прежде всего теория электронного строения атомов, опиралось полностью на периодическую систему Менделеева. Если перенумеровать последовательно элементы, расположенные но системе Менделеева, то порядковый номер каждого элемента будет равен положительному заряду ядра его атома; химические же свойства зависят преимущественно от группировки электронов вокруг ядра. При увеличении заряда ядра на единицу и соответственном увеличении числа электронов в оболочке атома типы электронных группировок повторяются, обусловливая периодичность в изменении свойств атомов. Поэтому в новейшей формулировке закон Менделеева гласит, что свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера или заряда ядра атома. Масса атома тесно связана с зарядом ядра; поэтому Менделеев и смог открыть свой закон, пользуясь атомными весами. Система Менделеева отражает не только связи, но и реальные процессы превращения химических элементов и их соединений.

Ядерные реакции и радиоактивный распад атомов выражаются как сдвиги (с места на место) в системе Менделеева («закон сдвига»). Деление ядер тяжёлых элементов (урана и др.) также происходит в соответствии с периодическим законом Менделеева; этот закон помогает в настоящее время овладевать способами использования атомной энергии. Эволюция, вещества на звёздах и распределение химических соединений в процессе развития Земли выражено системой Менделеева. Закон Менделеева, являясь, таким образом, законом развития вещества в области неорганической природы, играет огромную роль в обосновании диалектико-материалистического взгляда на природу. Менделеев по праву считается основателем современного учения о веществе, об атомах и элементах. Главное произведение Менделеева - «Основы химии».

В середине XIX в. было известно около 60 химических элементов. Д. И. Менделеев полагал, что должен существовать закон, который объединяет все химические элементы. Менделеев считал, что главной характеристикой элемента является его атомная масса. Поэтому он расположил все известные элементы в один ряд в порядке увеличения их атомной массы и сформулировал закон так:

Свойства элементов и их соединений находятся в перио­дической зависимости от величины атомной массы элементов. Современная формулировка периодического за­кона читается так:

Свойства элементов и их соединений находятся в перио­дической зависимости от заряда ядра атома, или поряд­кового номера элемента.

Формулировка периодического закона Д. И. Менделеевым и современная формулировка не противоречат друг другу, потому что для большинства элементов при увеличе­нии заряда ядра относительная атомная масса тоже увели­чивается. Существуют лишь немногие исключения из это го правила. Например, элемент № 18 аргон Аг имеет меньшую атомную массу, чем элемент № 19 калий К. Теория строения атома показала, что периодическая си­стема Д. И. Менделеева является классификацией хими­ческих элементов по электронным структурам их атомов.

В атомах элементов I периода (Н и Не) электроны запол­няют один энергетический уровень (К); в атомах элементов II периода (от Li до Ne) электроны заполняют два энерге­тических уровня (К и L); в атомах элементов III периода (от Na до Аг) - три энергетических уровня (К, L и М); в ато мах элементов IV периода (от К до Кг) - четыре энергети­ческих уровня (К, L, М и N). Аналогично в атомах элемен­тов V периода электроны заполняют пять уровней и т. д. Число заполняемых энергетических уров­ней (электронных слоев) в атомах всех элементов данного периода равно номеру периода. В атомах всех известных элементов электроны заполня­ют от 1 до 7 энергетических уровней, поэтому периодичес­кая система состоит из семи периодов. Каждый период начинается щелочным металлом (кроме первого периода), в атомах которого на внешнем электрон­ном слое имеется один s-электрон; электронное строение внешнего слоя - ns 1 (л - номер периода). Каждый период заканчивается благородным газом. В ато­мах всех благородных газов (кроме Не) на внешнем элект­ронном слое имеются два s- и шесть p-электронов; электрон­ное строение внешнего слоя пs 2 пр 6 (п - номер периода). Восемь электронов- это макси­мальное число электронов на внешнем электронном слое атомов.

Элементы 3 Li,Na, 19 К находятся в главной подгруппе I группы; их атомы имеют на внешнем слое 1 электрон. Элементы 4 Ве, 12 Mg, 20 Са находятся в главной подгруппе II группы; их атомы имеют на внешнем слое 2 электрона и т. д. Следовательно, число электронов на внешнем слое атомов элементов главных подгрупп (кроме Н и Не) равно номеру группы, в которой находятся элементы. При увеличении порядкового номера последовательно увеличивается общее число электронов в атомах элементов, а число электронов на внешнем электронном слое изменяется периодически. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений при увеличении порядкового номера объясняется тем, что периодически повторяется строение внешнего электронного слоя в атомах элементов.


–Заряд ядер атомом увеличивается.

–Число электронных слоев атомов не изменяется.

–Число электроном на внешнем слое атомов увеличи­вается от 1 до 8

–Радиус атомов уменьшается

– Прочность связи электронов внешнего слоя с ядром увеличивается.

–Энергия ионизации увеличивается.

–Сродство к электрону увеличивается.

–Электроотрицательность увеличивается.

–Металличность элементов уменьшается.

–Неметалличность элементов увеличивается.

Рассмотрим, как изменяются некоторые характеристи­ки элементов в главных подгруппах сверху вниз:

–Число электронных слоев атомов увеличивается.

–Число электронов на внешнем слое атомов оди­наково.

–Радиус атомов увеличивается.– Прочность связи электронов внешнего слоя с ядром уменьшается.

–Энергия ионизации уменьшается.– Сродство к электрону уменьшается.

–Электроотрйцательность уменьшается.– Металличность элементов увеличивается.

–Неметалличность элементов уменьшается.

Билет 6.

1. Основные характеристики атомов: атомные (орбитальные, ковалентные), ван-дер-вааальсовы и ионные радиусы, энергии ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, относительная электроотрицательность, закономерности их изменения.

1. Атомные радиусы - характеристики атомов, позволяющие приближенно оценивать межатомное (межъядерное) расстояние в молекулах и кристаллах. Согласно представлениям квантовой механики, атомы не имеют четких границ, однако вероятность найти электрон, связанный с данным ядром, на определенном расстоянии от этого ядра быстро убывает с увеличением расстояния. Поэтому атому приписывают некоторый радиус, полагая, что в сфере этого радиуса заключена подавляющая часть электронной плотности (90-98%). А.р. - величины очень малые, порядка 0,1 нм, однако даже небольшие различия в их размерах могут сказываться на структуре построенных из них кристаллов, равновесной конфигурации молекул и т.п. Опытные данные показывают, что во мн. случаях кратчайшее расстояние между двумя атомами примерно равно сумме соответствующих А. р. - т. наз. принципаддитивности . В зависимости от типа связи между атомами различают металлич., ионные, ковалентные и ван-дер-ваальсовы А. р.

Металлич. радиус равен половине кратчайшего расстояния между атомами в кристаллич. структуре металла. Его значение зависит от координац. числа К (числа ближайших соседей атома в структуре). Чаще всего встречаются структуры металлов с К = 12.

Ионные радиусы используют для приближенных оценок кратчайших межъядерных расстояний в ионных кристаллах, предполагая, что эти расстояния равны сумме соответствующих ионных радиусов атомов. Впервые ионные радиусы были определены в 20-х гг. 20 в. В. М. Гольдшмидтом, опиравшимся на рефрактометрич. значения радиусов F - и О 2- .

Ковалентный радиус равен половине длины одинарной хим. связи X-X, где Х - атом неметалла. Для галогенов ковалентный А.р. - это половина межъядерного расстояния в молекуле Х 2 , для S и Se - в Х 8 , для С - в кристалле алмаза. Пользуясь правилом аддитивности А.р., предсказывают длины связей в многоатомных молекулах.

Ван-дер-ваальсовы радиусы определяют эффективные размеры атомов благородных газов. Эти радиусы равны половине межъядерного расстояния между ближайшими одинаковыми атомами, не связанными между собой хим. связью, т.е. принадлежащими разным молекулам. Значения ван-дер-ваальсовых радиусов находят, пользуясь принципом аддитивности А.р., из кратчайших контактов соседних молекул в кристаллах. В среднем они на ~ 0,08 нм больше ковалентных радиусов. Знание ван-дер-ваальсовых радиусов позволяет определять конформацию молекул и их упаковку в молекулярных кристаллах.

Энергия ионизации атома E i – количество энергии, необходимой для отрыва ē от невозбужденного атома. При движении слева направо по периоду энергия ионизации постепенно увеличивается, при увеличении порядкового номера в пределах группы - уменьшается. Минимальные потенциалы ионизации имеют щелочные металлы, максимальные - благородные газы. Для одного и того же атома вторая, третья и последующие энергии ионизации всегда увеличиваются, так как электрон приходится отрывать от положительно заряженного иона.

Е сродства атома к электрону A e – Е, кот. Выделится при присоединении ē к атому. Наибольшим сродством к электрону обладают атомы галогенов. Обычно сродство к электрону для атомов различных элементов уменьшается параллельно с ростом энергии их ионизации.

Электроотрицательность – мера способности атома данного элемента оттягивать на себя электронную плотность по сравнению с др. элементами в соединении. ее можно представить как полусумму молярных энергий ионизации и сродства к электрону: Э/О = 1/2 (E i + A e). Абсолютные значения электроотрицательностей атомов различных элементов используются очень редко. Чаще используют относительную электроотрицательность , обозначаемую буквой c . Первоначально эта величина определялась как отношение электроотрицательности атома данного элемента к электроотрицательности атома лития. Так как относительная электроотрицательность зависит прежде всего от энергии ионизации атома (энергия сродства к электрону всегда намного меньше), то в системе химических элементов она изменяется примерно также, как и энергия ионизации, то есть возрастает по диагонали от цезия ко фтору.

Экзаменационный билет № 7

Д.И. Менделеев о народном образовании

Он постоянно проводил мысль, что школа - это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России.

В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальные соображения: народное образование есть долг государства перед низшими классами. Между тем, в стране нет даже элементарной общеобразовательной подготовки большинства детского населения, особенно в деревнях. Должен быть разработан общегосударственный план развития сети школ и надо иметь особый денежный фонд для реализации этого плана; основополагающими принципами организации народного образования являются его всеобщность, обязательность и бесплатность.

Менделеев был стихийным материалистом, революционером в науке, боролся со схоластикой, метафизикой, невежеством и называл себя реалистом. Дмитрий Иванович считал, что в основу образования надо положить «жизненный реализм» вместо классицизма, был поборником расширения курса естественных наук за счет древних языков. По его мнению, основу общего образования должны составлять русский язык, математика и естествознание. Д. И. Менделеев доказывал, что учить надо не для личных, а для общественных целей. Он постоянно повторял: «Посев научный взойдет для жатвы народной».

Еще в 1871 году Д. И. Менделеев писал, что учебные заведения могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности обучения: «Под этим я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения». Им сформулированы два принципа непрерывности в обучении и воспитании: во-первых, самостоятельность и стабильность содержания образования на каждом этапе; во-вторых, тесная взаимосвязь начального, среднего и высшего образования.

Д. И. Менделеев настаивал на введении обязательного начального обучения и государственного финансирования образования. Мог ли он предположить, что в наши дни будет обязательным среднее образование.

Д. И. Менделеев считал, что образование должно быть доступным для всех сословий.

Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе

Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Он был сторонником строго продуманного плана обучения в средней школе и требовал определенной системы занятий, постоянного расписания.

Ученый добивался изгнания из средней школы всех проявлений формализма, зубрежки, мертвых языков (латыни и греческого), включения в программу жизненно необходимых предметов. Менделеев считал, что преподавание должно быть основано на изучении окружающей действительности путем опыта, наблюдения, анализа и обобщения, т. е. он ратовал за активизацию процесса обучения. Д. И. Менделеев подчеркивал, что рассуждения без опытной проверки всегда приводят к самообману и иллюзиям, к расхождению слова и дела, к карьеристскому эгоизму, который государству вовсе не нужен и массу людей доводит до мечтательности и бездеятельности, а порой и до разочарования и отчаяния.

Интересно отношение Дмитрия Ивановича к экзаменам в средней школе. В статье «Экзамены» он писал «… устные, массовые экзамены при обучении следует уничтожить, а на вступительные следует смотреть только, как на неизбежную необходимость, определяемую отношением спроса к предложению».

«…экзамены, особенно устные, всегда более или менее - лотерея…пора с этим покончить»

Особенно возмущала Менделеева оценка работы учителей по результатам экзаменов их учащихся. Он подчеркивал, что проверка учителей, конечно необходима, но ее, прежде всего, следует проводить при выборе учителей. Проверять учителей надо не на экзаменах, а во время преподавания.

Д. И. Менделеев, высоко оценивая труд учителя, предъявлял к нему самые серьезные требования. Он считал, что кандидату на должность учителя необходимо иметь основательные знания по методике преподавания химии, предлагал учредить в каждом университете кафедру педагогике. Теперь в каждом учебном заведении имеется методическая комиссия по химии. «Истинное дело учителя, - писал Менделеев, - делается исключительно нервами … одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, нужна работа нервов…»

Дмитрий Иванович называл учителей светильниками и просветителями, настаивал, чтобы они следили за наукой, непосредственно занимались ею,

т. к. только тот учитель может плодотворно влиять на своих учеников, пополнять их знания, который сам силен в науке.

Особенно подчеркивал Д. И. Менделеев воспитательную роль учителя, что он должен знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки. В личной жизни учитель должен быть примером для учащихся. Доверие к учителю составляет основу всякого образования.