Метод права соц обеспечения. Метод права социального обеспечения и его особенности. Система права социального обеспечения

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей . Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Особенности метода права социального обеспечения:

  1. сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
  2. специфические способы определения содержания правоотношений;
  3. отражение специфики , с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
  4. установление абсолютного характера прав как субъектов социального обеспечения;
  5. специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Право социального обеспечения использует своеобразный метод воздействия на социально-обеспечительные отношения, основанный на самообязывании организованного общества, сформировавшего систему социального обеспечения за счет общественных и обобществленных средств в целях оказания содействия и содержания нуждающихся граждан и облекшего ее в правовую форму. Поэтому обоснованно будет определить его как метод социально-алиментарных обязательств. Оригинальность данного метода выражается во всеобщности и объективной дифференциации данных обязательств, в их законодательном установлении и бесспорном исполнении перед обществом, а также в недопустимости одностороннего отказа со стороны государства в предоставлении социального обеспечения без эквивалентной замены. Содержание данного метода можно раскрыть посредством анализа нескольких аспектов. Социальный аспект метода отражает единые для данного общества нормативно-правовые принципы определения и признаки состояния нуждаемости, т. е., направленность правового воздействия на рассматриваемую область общественных отношений. Алиментарный аспект метода характеризует цель правового регулирования соответствующих отношений, состоящую в предоставлении средств к жизни существованию и социальной адаптации нуждающегося в данной системе социально-экономических отношений в связи с нестабильностью его материального положения либо физического состояния. Обязательственный аспект, в свою очередь, отражает организационно-правовые формы и способы взаимодействия и взаимосвязи субъектов социально-обеспечительных отношений, закрепляет своеобразный режим существования и сочетания прав и обязанностей сторон. Социально-обеспечительные обязательства различны, но не многообразны, поскольку, в целом, находятся в зависимости от существующих форм, организационно-правовых способов социального обеспечения и видовой специфики мероприятий социально-обеспечительного характера. Это обуславливает рассмотрение метода права социального обеспечения как системного явления, заключающего в своей структуре относительно самостоятельные способы регулирования в качестве элементов метода. В частности, одним из способов является предложенный М.И. Полупановым и не утративший актуальности механизм регулирования отношений по социальному обеспечению, основанный на безвозмездном, без эквивалентном, не в порядке ответных действий за затраченный труд обеспечении нуждающихся за счет бюджетного финансирования всех уровней посредством обязательных государственных предоставлений. С другой стороны, может быть также выделен способ страхования социальных рисков как правовой режим регулирования отношений возмездного эквивалентного характера.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г., Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.)

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты -- это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  • - правовые основания обеспечения;
  • - волеизъявление лица, ими обладающего;
  • - решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
  • 4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения -- гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят право восстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая-либо особая процедура отсутствует. Так, например, в соответствии со ст. 129 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социального обеспечения. Если гражданин (предприятие, организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

Метод правового регулирования с 40-х годов признается отечественной наукой вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Особая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений. По мнению Г.В. Сулеймановой, решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

Особенности метода проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят: - порядок установления прав и обязанностей субъектов; - степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов; - взаимоотношения субъектов правоотношений; - наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей; - пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2004. с.339-330

В зависимости от сущностной природы отношений в отрасли может преобладать императивный или диспозитивный способ правового воздействия. Так, для регулирования управленческих отношений применяется главным образом императивный метод, а имущественных - диспозитивный.

Как уже отмечалось, материальные отношения по социальному обеспечению являются имущественными. Однако они обладают большой спецификой, отличающей их от гражданско-правовых отношений. Поэтому при характеристике метода права социального обеспечения советского периода отечественные ученые B.C. Андреев, К.С. Батыгин, А.Д. Зайкин, Алексеев С.С., Р.И. Иванова, В.Б. Тарасова отмечали его обусловленность характером обязательств в соответствующих правоотношениях. Наиболее глубоко особенности «метода социально-алиментарных притязаний (требований) и предоставлений» анализированы Р.И. Ивановой. Притязание гражданина на получение конкретного вида социального обеспечения и предоставление его государственным органом на условиях, установленных законом, - это основная схема поведения участников социально-обеспечительных отношений. «Социальной алиментарностью» Р.И. Иванова называла способ предоставления государством или по его поручению общественными организациями всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, безэквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития советского общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения»

В настоящее время в связи с изменением порядка финансирования, возложением на наемных работников и на некоторые другие категории занятых граждан обязанности по уплате страховых взносов, возможностью использования договорной формы при реализации прав характер социальной алиментации изменился. Одни черты данного метода, указанные Р.И. Ивановой, утратили свое значение, другие - несколько трансформировались, но отражают особенности права социального обеспечения и в новых социально-экономических условиях.

Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на социальную природу обеспечения, поскольку источник средств существования предоставляется на уровне связи индивид - государство, а не индивид - семья. Средства внебюджетных фондов социального страхования являются государственной собственностью.

Во-вторых, физическое лицо получает от государства денежные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще, независимо от участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети). Неуплата работодателем обязательных страховых взносов не лишает его наемных работников права на получение трудовых пенсий и страховых пособий. Механизм финансирования обязательного социального страхования основан на принципе солидарности поколений, отраслей промышленности и территорий, т.е. заключается в перераспределении средств, поступающих во внебюджетные фонды в текущем периоде.

Пенсионная реформа обозначила постепенный переход на смешанный принцип финансирования пенсий, при котором они приблизительно в равной пропорции выплачиваться за счет распределительного и накопительного источников. Однако такой механизм создания финансовой базы применим лишь к пенсиям по старости. Отказ от принципа «солидарности» при создании финансовой базы пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также большинства пособий невозможен. Об этом свидетельствует и опыт стран с рыночной экономикой. Из 209 пенсионных систем мира только 8 имеют некоторые элементы накопительного механизма.

В-третьих, средства внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами: бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта (например, при предоставлении медицинских услуг по Федеральной или территориальным программам обязательного медицинского страхования), либо бесплатно, но адресно с учетом материального положения семьи или одиноко проживающего гражданина (ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет, социальная помощь семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, компенсационная выплата лицу, осуществляющему уход за престарелым старше 80 лет или инвалидом I группы и др.); нормирование с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или по временной нетрудоспособности); возмездно-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами с 50%-скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25 % их стоимости и пр.)

Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. 2000. с.152-156

Однако необходимо отметить, что большинство отношений по социальному обеспечению по-прежнему имеют недоговорную основу. Кроме того, при заключении договора о предоставлении стандартных услуг в пределах государственного перечня свобода волеизъявления сторон ограничена типовой формой, утвержденной компетентным государственным органом. В частности, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия. Отступление от типовой формы договора практически невозможно еще и потому, что средства внебюджетных фондов социального назначения ограничены и имеют строго целевой характер.

Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, компетентный государственный орган социального обеспечения, с другой стороны, физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом, а государственный орган - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными, территориальными и муниципальными органами перечней.

При наличии у физического лица права на несколько видов материального обеспечения, ему предоставляется возможность выбора одного из них, у государственного органа такое право отсутствует. Свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. Например, закон не устанавливает срок обращения за пенсией для лиц, у которых возникло право на ее получение.

Отношения по социальному обеспечению отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора, отступление от утвержденных государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых отношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется «усмотренческими полномочиями», т.е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.

По общему правилу возникновение, изменение или прекращение правоотношений по социальному обеспечению обусловливается сложным юридическим составом: - наступлением социально-правового основания обеспечения; - обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу; - принятие государственным органом решения.

При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей.

Перечисленные особенности отношений по социальному обеспечению отражаются в методе правового регулирования следующим образом. Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические рамки о равенстве или подчиненности сторон, хотя одной из них выступает государственный орган (или учреждение). Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно независимыми друг от друга.

Кроме того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежит только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения). Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации.

Такая специфика отношений требует вполне определенного сочетания юридических приемов воздействия на поведение их участников (дозволений, запретов, обязываний). Основные права человека в сфере социального обеспечения устанавливаются с помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений. Однако при их осуществлении физические лица должны выполнять и определенные обязанности. В частности, пенсионер должен известить орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и обязывания.

В большинстве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение их второго участника - государственного органа или учреждения, без решения которого невозможна реализация права физического лица на конкретный вид социального обеспечения, регулируется при помощи позитивного обязывания.

В правовых нормах содержатся указания на меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям. Подавляющее большинство граждан добросовестно пользуются правом на социальное обеспечение. Однако отдельные граждане добиваются незаконных выплат или услуг путем представления подложных документов о трудовом стаже, профессии, условиях труда, заработке и других фактах, имеющих юридическое значение.

Право социального обеспечения предусматривает только правоограничительные санкции, которые заключаются в уменьшении объема правомочий у получателей выплат или услуг (например, удержание пенсии, излишне выплаченной вследствие злоупотреблений; лишение пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения режима, предписанного врачом, и др.) Барщевский, М.Ю. Все о пенсиях и льготах. - М: Юрист, 2009. с. 39-45

Ответственность применяется к гражданам-реципиентам социального обеспечения только при наличии вины. Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, которые привели к излишним выплатам по социальному обеспечению, могут квалифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств дела и образовывать составы различных уголовных преступлений. В этих случаях применяются уголовные санкции, которые не относятся к праву социального обеспечения.

Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды социального назначения также выходят за рамки права социального обеспечения, поскольку связаны с формированием, не с распределением указанных фондов.

Обжаловать решение государственного органа или должностного лица при возникновении споров о предоставлении пенсий, пособий или социальных услуг можно как в административном, так и в судебном порядке. Еще одна особенность метода права социального обеспечения заключается в сочетании централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

В статье подробно рассмотрим такое понятие, как право социального обеспечения. Почти каждый человек в своей жизни сталкивался с ситуациями, которые вытекают из темы нашей статьи. Рассмотрим ключевые стороны этого вопроса, чтобы ориентироваться в нем и умело решать вопросы. Мы обсудим скорее теоретическую стороны, чем практическую. Но, тем не менее, новые знания могут очень пригодится на практике.

Понятие

Право социального обеспечения - это комплексное понятие, которое включает в себя большую совокупность норм. Они регулируют общественные отношения в области подушевого распределения ВВП. При этом используются специфические методы, которые мы будем более конкретно рассматривать ниже. Регулирование отношений происходит путем выплаты денежных средств в виде страхования, обеспечения, социальных услуг и медицинской помощи людям, которые в этом действительно нуждаются. Всё это происходит в определенном порядке, который устанавливает государство. Можно сказать, что таким образом реализуется конституционное право человека на защиту.

Предмет

Понятие права социального обеспечения мы уже разобрали, но что оно собой представляет на практике? Предметом его является огромная подгруппа отношений, которые возникают в обществе. Они могут быть процедурно-процессуального и материального характера. Взаимоотношения вытекают из необходимости распределения какой-то части ВВП посредством социальной системы распределения. Делятся эти отношения на три основных группы:

  • отношения между людьми в исключительно денежной форме;
  • отношения, которые касаются предоставления различных услуг в натуральной форме (сюда может относится бесплатная помощь медиков, хозяйственная помощь по дому, обучение и помощь в поиске работы инвалидам, выдача им необходимых средств передвижения, предоставление определённых льгот, курортное лечебное лечение, обучение детей);
  • процессуальные и процедурные отношения, которые чаще всего касаются реализации и защиты определенного права на какой-то вид социальной защиты (сюда входит процесс установления фактов, предоставления их соответственным органам, собственно получение этого права и его защита).

Метод

Понятие права социального обеспечения предполагает наличие определенной методики работы. Методом является конкретный набор практик и приёмов, которые позволяют в необходимом русле корректировать правовые отношения между людьми. При этом метод во многом зависит от разделительного характера взаимоотношений.

Интересно, что сюда входят как общие методы, межотраслевые, так и специфические, которые могут быть применены только в таких условиях.

Чем же характеризуется метод права социального обеспечения? Вот основополагающие моменты:

  1. Доминирование императивного способа управления, но при этом умелое его сочетание с диспозитивным способом. Также отмечается полная власть императивного принципа.
  2. Использование в работе взаимодействия центрального, муниципального, регионального и даже локального уровней управления. Однако надо сказать, что на практике управление по договорённости, то есть локальное, чаще всего не происходит. При этом все вопросы, которые касаются социального обеспечения, находятся во власти субъектов РФ. На федеральном уровне есть определенный стандарт минимальной помощи, который даже субъекты страны понизить не могут. Область социального страхования тоже полностью подведомственна федеральному законодательству.
  3. Возможность введения санкций, а также специфика определённых фактов, которые в абсолютном большинстве не зависят от желания людей. Санкции могут быть не только ограничивающие, но и восстановительные, но в этой области права никогда не используются карательные санкции. При этом в любой сложной ситуации ущерб возмещается лицу полностью, а не частично, чего вполне возможно добиться в других отраслях права. Однако при этом право социального обеспечения является довольно неразвитым институтом власти. Здесь по факту отсутствуют любые санкции, которые бы касались протиправного, неполного или запоздалого предоставления помощи людям.
  4. Сравнительная автономность людей в отношениях друг с другом.
  5. Нарушенные права защищаются в судебном и административном порядке.
  6. Невозможность принимать какие-либо решения по поводу уместности предоставления услуг органами, которые должны их предоставлять.

Это основные положения, на которых базируется метод права социального обеспечения.

Функции

Есть 7 основных функций, которые государство реализует посредством права этой области. Перечислим их:

  1. Производственная. Она заключается в том, что предоставление права социального обеспечения чаще всего проистекает из трудовой деятельности человека. Таким образом, уровень и качество услуг напрямую зависят от того, деятельностью какого рода занималось лицо и в каком размере оно получало вознаграждение. Правильно реализуемое право социального обеспечения позволяет своевременно выводить из трудовой деятельности тех, кто потерял способность трудится, и стареющих работников.
  2. Экономическая. Происходит некоторое выравнивание доходов людей за счет того, что при потере работы человек получает средства от государства. Способствует аккумуляции денежных средств.
  3. Политическая заключается в том, что защита прав социального обеспечения является реализацией государством социальной политики.
  4. Социально-реабилитационная - поддержание людей на социальном уровне.
  5. Духовно-идеологическая.
  6. Защитная.
  7. Демографическая - увеличивается продолжительность жизни, происходит стимуляция рождаемости.


Принципы права социального обеспечения

К ним мы относим:

  • доступность социальной помощи для всех граждан;
  • предоставление услуг и помощи без связи с трудовой деятельностью человека, если это необходимо;
  • установление такого уровня в системе права социального обеспечения, при котором люди смогут достойно жить на полученные средства;
  • большое количества оснований, по которым человек может получить помощь от государства;
  • различие в условиях предоставления помощи с учетом социальных обстоятельств;
  • непосредственное участие общественных организаций в процессе разработки, принятия и приведения в действие основных норм.

Источники

Источники права социального обеспечения есть международные и российские. К первым относят международные акты, Декларацию прав человека от 1948 года, конвенции и рекомендации от МОТ.

Источниками права социального обеспечения в России являются федеральные законы, Указы Президента и постановления правительства, однако ключевую роль играет Конституция. Также принимаются во внимание правовые акты от федеральных органов власти, субъектов страны и различных муниципальных организаций.

Международное право

Источники права социального обеспечения мы рассмотрели, но как положения внедряются на практике, особенно те, которые составлялись на международном уровне? Есть три основных способа, которые применяются именно в России:

  1. Первый означает полное принятие и исполнение норм, которые предлагаются в международных актах. Это подразумевает, что все положения не трансформируются специально под российское законодательство, а просто принимаются такими, какие они есть. Несмотря на то что это, казалось бы, не гибкий метод, его довольно часто и успешно используют.
  2. Использование в российском законодательстве только части из предложенных норм.
  3. Рассмотрение и последующая реализация всех норм, которые могут предложить зарубежные коллеги, исходя из своего опыта. Такой метод был широко распространен в СССР.

Источники международного права

Основной источник - международный пакт о социальных, экономических и культурных правах человека, которые основываются на принципах ООН. Краткое содержание пакта заключается в том, что граждане каждого государства, которое подписывает соглашение, имеют полное право как на защиту, так и на страхование со стороны государства.

Система права социального обеспечения в странах бывшего СССР имеет свои особенности. Права граждан в этих государствах зависят от положений в Соглашении о гарантиях прав человека в плане пенсионного обеспечения. Соглашение было заключено весной 1992 года в столице России. Участниками являются все страны СНГ.

Трудовые пенсии

Право и организация социального обеспечения ярче всего проявляется на трудовых пенсиях. Это выплаты, которые происходят каждый месяц, для страхования лиц, которые больше не могут продолжать трудовую деятельность. Пенсии могут выдаваться на разных основаниях: общих и досрочных. Порядок начисления досрочных пенсий отдельно оговорен в законодательстве. Однако право и реализация социального обеспечения предполагают получение пенсии лицами, которые не имели трудовой деятельности без веских на то причин. Это означает, что пенсия будет выплачиваться даже тем, кто не работал на государственной основе, то есть не получал официальную зарплату, из которой вычитались отчисления на социальное страхование. Таким людям назначается пенсия в минимальном размере.

Трудовая пенсия может начисляться по инвалидности. В таком случае всё зависит от того, зарегистрирован ли человек в определённых государственных структурах, обеспечивающих социальную помощь. В любом случае он имеет на это право. И организация социального обеспечения во многом зависит от людей, которых вы сами выбираете в местные органы власти - помните об этом.