Что такое предмет регулирования. Правовое регулирование

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования -- это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

  • а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;
  • б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;
  • в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;
  • г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования -- это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем. Под предметом понимается то, на что направлено какое-либо действие. Соответственно, предмет правового регулирования составляют социальные явления, на которые воздействует право и определенным образом меняет их.

На первый взгляд, предметом правового регулирования является поведение, деятельность человека. Правовые нормы проходят через сознание человека, выражаются в его воле, решении действовать определенным образом. Если лицо избирает правомерный вариант поведения, то такое поведение согласуется с действующим правом и обеспечивает его реализацию в конкретных отношениях. Если же субъект действует противоправно, совершает правонарушение, то к нему применяются меры государственного принуждения, побуждающие его действовать правомерно.

Тем не менее, поведение человека не является предметом правового регулирования, поскольку значительная часть действий человека остается за пределами права, не регулируется им. В частности, правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь, непосредственно трудовая деятельность по созданию материальных или духовных благ. Ибо во всех этих случаях человек реализует собственные интересы, знания, умения, способности, не вторгаясь в сферу интересов других лиц, государства и общества в целом. Он действует как бы в одиночестве, дистанцируясь от общества и его членов.

Основным средством согласования противоречивых интересов граждан, иных лиц, обеспечения их взаимоотношений на началах равенства, справедливости и является право. Соответственно и предметом правового регулирования выступает не любое поведение человека, а только такое поведение, которое затрагивает интересы других лиц, порождает между ними определенную социальную связь, понимаемую как общественное отношение. И правом регулируется не столько деятельность, сколько социальная связь между лицами, порожденная этой деятельностью. Ибо общественное отношение понимается как социальная связь между лицами, возникающая в ходе их производственной, политической и иной социально значимой предметной деятельности.

Система общественных отношений, регулируемых правом, в настоящее время весьма сложна и многообразна. Её можно подразделить на три большие сферы: экономическую, политическую и социальную.

Экономические отношения характеризуют общественные связи, в которые вступают граждане, государственные органы и иные лица в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг. В основе этих отношений лежит право собственности государства, граждан и их объединений на заводы и фабрики, станки, оборудование, иные орудия и средства производства и произведенные материальные блага. Отношения распределения и обмена охватывают сложную и многообразную совокупность отношений, в которые вступают граждане, государственные органы и государство в целом, организации и иные лица в процессе удовлетворения своих потребностей в предметах и услугах. В процессе потребления удовлетворяются потребности граждан и иных лиц в пище, одежде, отдыхе, услугах, образовании, а так же осуществляется обеспечение необходимыми материальными ресурсами государственного аппарата, армии, пенсионеров и иных лиц, не способных к производительному труду.

Политические отношения охватывают всю сложную и многообразную систему отношений, в которую вступают граждане, государство, его органы в процессе управления делами общества и государства. Наиболее важное значение здесь имеют пять видов отношений:

  • 1. Отношения между органами государства, в которые они вступают в процессе осуществления предоставленных им полномочий;
  • 2. Отношения государства и его органов на международной арене;
  • 3. Отношения, в которые вступает государство и его органы с гражданами и иными лицами в процессе реализации их политических прав и свобод;
  • 4. Отношения между государством и его органами с общественными объединениями и политическими партиям;
  • 5. Отношения между классами, иными слоями общества, возникающие в процессе их борьбы за лидирующее положение в обществе, возможность влиять на процесс подготовки и принятия законов и иных общеобязательных решений.

Сферу социально-культурных отношений составляют все те отношения, которые регулируются правом, но не входят в систему политических и экономических отношений. Это, в частности, общественные связи, существующие между гражданами и общеобразовательными учреждениями, государственными органами, образующиеся в процессе получения гражданами общего и профессионального образования, медицинской помощи, занятия спортом и т.д. В совокупность этих отношений входят и личные неимущественные отношения между гражданами, вытекающие из авторского и изобретательского права, защиты чести и достоинства граждан, а так же личные неимущественные отношения между супругами, их детьми и другими родственниками.

Предмет правового регулирования носит объективный характер и, в конечном итоге, определяется общественными закономерностями, уровнем экономического и культурного развития общества. Однако каждое государство, его органы в поисках оптимального варианта правового регулирования общественных отношений могут допускать известные колебания в определении совокупности отношений, урегулированных правом. С отменой устаревших актов часть общественных отношений может выпадать из сферы правового регулирования, утрачивать правовой характер и переходить в сферу социального регулирования с помощью норм морали, обычаев и традиций. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда государство, его органы принимают новые нормативно-правовые акты, которыми регулируют общественные отношения ранее не входившие в предмет правового регулирования.

Деление права на отрасли определяют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особенный качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин и не зависит от усмотрения правотворческих органов.

Главным фактором, обуславливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями. Так, предметом регулирования трудовых отношений является трудовое право .

Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как:

1. Общественные отношения, составляющие предмет регулирования, достаточно разнообразны, и взяв за основу деления лишь предмет правового регулирования, пришлось бы признать большее число отраслей.

2. Нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными способами, поэтому вторым критерием при распределении норм права по отраслям выступает метод правового регулирования . Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, каким образом регулируются данные отношения.

Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Метод правового регулирования характеризуется рядом признаков:

1. Юридические факты, которые необходимы для возникновения правовых отношений.

2. Юридическое положение участников правоотношений.

3. Характер прав и обязанностей участников правоотношений и как они распределены между ними.

4. Пути и средства обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.

В теоретическом плане выделяют две разновидности метода правового регулирования:

I. Метод автономии , который применяется главным образом в сфере частного права.

Метод автономии предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять свом отношения друг с другом в рамках закона и при этом стороны выступают как равные субъекты, которые добровольно и по взаимному соглашению принимают на себя обязательства по отношению друг к другу.


Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

1. Дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер (например, ст.75 Семейного кодекса РФ: родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены, если это не оказывает на них вредного влияния).

2. Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав . Примером этого способа является право расторжения трудового договора-контракта по инициативе работника.

3. Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора вариантов своего поведения . Примером этого способа регулирования может служить положение гражданского права, согласно которому плата за пользование помещением устанавливается соглашением сторон.

Авторитарный метод основывается на использовании властных правовых предписаний, которые устанавливают основания порядок возникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Например, право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти, ответственность за административные проступки, уголовная ответственность за совершение преступлений и т.д.

Однако следует отметить, что одно и тоже общественное отношение имеет множество аспектов: с одной стороны оно подпадает под правовое регулирование автономным методом, а с другой - авторитарным. Например, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью подпадает под метод автономии, когда речь идет о нормах гражданского права, но право собственности подпадает и под авторитарный метод регулирования.

Так, например, нормами уголовного права предусматривается уголовная ответственность за посягательство на собственность: нормы о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, мошенничестве и т.д. В первом случае собственность, имущественные отношения подпадают под действие норм гражданского права, а во втором - под действие норм уголовного права. Здесь очевидно, что одного предмета регулирования для различения отраслевой принадлежности к той или иной юридической норме недостаточно, и, очевидно, явно недостаточно метода правового регулирования.

Но единство предмета и метода характеризуют не все отрасли права. Возникают в настоящее время новые отрасли права, такие как космическое, экологическое, информационное (компьютерное) право, которые пока что объединяются по предмету правового регулирования, а метод правового регулирования этих отношений еще вырабатывается. Кроме того, возникают так называемые комплексные отрасли, которые охватывают несколько отраслей жизнедеятельности общества, то есть имеют несколько взаимосвязанных между собой предметов регулирования: например, аграрное право.

Заслуживает внимание и еще одна точка зрения: с целью уточнения критериев выделения в структуре самостоятельных отраслей отдельные авторы на ряду с предметом и методом правового регулирования предложили такую категорию, как юридический режим регулирования. Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется, прежде всего, с учетом предмета и метода правового регулирования.

Отраслевой режим правового регулирования характеризуется следующими основными признаками:

1. Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования, то есть особенностями управленческих, имущественных трудовых, семейных и других отношений.

2. На основе одного из базовых методов формируется отраслевой метод правового регулирования, то есть характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования. Это, например, установленные формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав и т.д. У каждой отрасли права есть специфический набор таких средств.

3. Принципы, общие положения, специфические для данной отрасли права, имеют и свое конкретное содержание и эти принципы, общие положения, придают конкретной отрасли права специфическое содержание.

4. Это особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом - кодексом. Если есть такой кодифицированный нормативно-правовой акт, то существуют основания для выделения отрасли права, поэтому в формировании юридической специфики режима большую роль играет законодатель.

Критериями деления права на отрасли служат предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - основополагающий критерий подразделения норм права на отрасли. Под ним понимается сфера, на которую распространяется право - совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему. Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на которые воздействуют нормы определенной отрасли права.

Структура предмета правового регулирования:

  • 1. Субъекты - индивидуальные и коллективные.
  • 2. Поведение субъектов, их поступки и действия.
  • 3. Объекты (предметы, явления), по поводу которых люди вступают во взаимодействие между собой и к которым проявляют интерес.
  • 4. Социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования - обусловленная предметом регулирования совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных юридических средств: приемов, способов юридического воздействия права на специальную область общественных отношений. Выступает одним из критериев деления норм права на отрасли. Поскольку право - правила поведения людей, оно действует на человеческие поступки, а уже через них - на общественные отношения. Вследствие этого метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение субъектов общественных отношений.

Основные элементы метода:

Теорией права выделяются такие методы правового регулирования, как императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный и др.

Императивный метод - властный метод правового регулирования, при котором субъекты вступают в правоотношения не по своей инициативе, а по воле государства, его органов и должностных лиц. Этот метод основывается на субординации, запретах, обязанностях и наказании, преобладает в административном и уголовном праве.

Диспозитивный метод - метод правового регулирования, при котором равным субъектам предоставляется определенный выбор вариантов поведения. Этот метод основан на координации и дозволениях, типичен для гражданского права.

Данные методы могут быть выделены как основные, но на них классификация методов правового регулирования не заканчивается, учеными в качестве самостоятельных методов также выделяются следующие.

Поощрительный метод - метод правового регулирования, при котором правомерное поведение стимулируется различными мерами поощрения, вознаграждения за определенное поведение. Этот метод активно используется в трудовом, финансовом, гражданском праве.

Рекомендательный метод - метод правового регулирования, при котором к субъекту права обращаются с пожеланием, советом, предложением поступать так, как это полезно для общества. Этот метод широко использовался в колхозном праве, в настоящее время применяется в правовом регулировании деятельности общественных объединений.

Недопустимо противопоставление предмета правового регулирования его методу и наоборот - метода правового регулирования его предмету. Метод определяется предметом и представляет юридическое выражение особенностей предмета. Предмет правового регулирования в процессе формирования юридических норм отражается в них своими свойствами и особенностями, которые способны воспринять правовое воздействие и отреагировать на него.

Система российского права состоит из следующих отраслей:

Выделяются отрасли процессуального права и отрасли материального права.

Отрасли материального права - это отрасли, прямо регулирующие общественные отношения: конституционный строй, формы собственности, структуру государственных органов, устанавливают различные права и обязанности физических и юридических лиц.

Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный характер, устанавливающие порядок разрешения юридического дела. Они определяют процедуру реализации материального права и производны от него.

Краткая характеристика отдельных отраслей права. Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, организация государственной власти. Доминирующий метод - императивный. Нормы конституционного права служат основой для дальнейшей регламентации общественных отношений другими отраслями права.

Гражданское право - отрасль права, которая регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.

Административное право - отрасль права, регулирующая управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, собственность и т. д. Метод правового регулирования - преимущественно императивный.

Уголовно-исполнительное право - система норм права, регулирующих отношения, возникающие в связи с исполнением уголовных наказаний.

Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением гражданских, семейных и трудовых споров.

Уголовно-процессуальное право - система норм, имеющих своей задачей реализацию уголовно-правовых норм. Это право регламентирует деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по расследованию и разрешению уголовных дел, а также правовое положение всех участвующих в уголовном разбирательстве лиц.

Тема 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие и предмет правового регулирования

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

3. Методы, способы и типы правового регулирования

4. Стимулы и ограничения в механизме правового регулирования

5. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

6. Правовые поощрения и наказания: понятие, признаки, функции, виды

Понятие и предмет правового регулирования

Функционирование права в обществе, его реализация выражается в правовом регулировании, под которым понимается осуществляемое при помощи системы особых юридических средств воздействие на общественные отношения. Целью правового регулирования является создание необходимых условий для развития общества, а также создание в обществе стабильного правопорядка и системы органов, способных этот правопорядок поддерживать и защищать.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Регулировать общественные отношения – значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека. Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на других людей. Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

В каждую конкретно-историческую эпоху, в каждом государстве могут допускаться колебания а определении круга отношений или социальных явлений, регулируемых правом. Часто те или иные отношения после отмены устаревшего нормативно-правового акта «выпадают» из сферы правового регулирования, переходя в сферу правового регулирования, переходя в сферу регулирования иных социальных норм (морали, религии, обычаев, традиций и пр.).

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия в целом. Правовое воздействие – более широкое понятие. Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его установки. Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание. Правовое воздействие может выражаться и в общем идеологическом, агитационно-пропагандистском, информационном влиянии действующих юридических норм. В составе правового воздействия традиционно рассматривают: правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс и собственно механизм правового регулирования.

В отличие от общего идеологического воздействия, которое одинаково характерно и для права, и для иных идеологических институтов, правовое регулирование осуществляется при помощи системы особых юридических средств – правовых норм, правоотношений, индивидуальных актов, которые призваны привести к намеченным результатам.

2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Механизм правового регулирования представляет собой долговременный процесс, который состоит из определенных стадий. Можно выделить следующие стадии:

1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений).

Правовое регулирование начинается с принятия НПА, устанавливающих изменяющих или отменяющих правовые нормы, из которых и складывается право. Юридические нормы регламентирут поведение людей. Определяют, какие права и обязанности они могут иметь, как должны поступать в той или иной ситуации. Каковы последствия несовершения данных действий.

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. На этой стадии происходит конкретизация норм права применительно к определенной жизненной ситуации и возникновение правоотношения.

3) реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. Права и обязанности участников правоотношений реализуются в жизни, т.е. воплощаются в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения;

4) применение права.

Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями. Так как многие нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства, в ряде случаев для достижения намеченного результата необходимы дополнительные акты (акты применения права) специальных государственных органов.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

1) норма права (устанавливается модель удовлетворения интересов). Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения тех участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актах, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Норма права - это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

2) юридический факт или фактический состав. При наличии юридических фактов правовые нормы начинают действовать: у конкретных лиц возникают или изменяются конкретные права и обязанности.

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для субъектов права). Правоотношение - это важнейший и необходимый элемент реальной жизни права. В нем общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

Правоотношение устанавливает персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действий в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизму правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования). Акты реализации юридических прав и обязанностей - это фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации прав и обязанностей являются: использование предоставленных нормами права возможностей; исполнение обязывающего правового предписания; соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечить их полную реализацию (изымает налоги, назначает пенсии, осуществляет правосудие).

5) правоприменительные акты.

В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования.

Простое регулирование – процесс, в котором используется один государственный властный актнормативный акт. Индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен.

Сложное регулирование – процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, один из которых нормативный акт, а другой - акт применения нормы права.

Процесс правового регулирования осуществляется определенными методами и способами.


Похожая информация.


Предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

Основаниями деления права на отрасли признаются предмет и метод правового регулирования. Предмет выступает непосредственным, материальным критерием и отвечает на вопрос «что регулирует отрасль права?». Метод относится к вопросу «как?» (каким образом происходит отраслевое регулирование) и является юридическим критерием. Метод (совокупность специфических юридических приемов воздействия) позволяет определить наличие у отрасли своего предмета, так как особый предмет есть в том случае, если он требует для своего урегулирования особых, специфических приемов.

Специфика метода отрасли права устанавливается по следующим признакам (их называют еще элементами метода) :

  • а) общему юридическому положению субъектов отрасли права (отраслевой правосубъектности) ;
  • б) основаниям возникновения, изменения и прекращения правовых отношений;
  • в) способам формирования содержания прав и обязанностей (например, непосредственно нормой права или соглашением сторон) ;
  • г) юридическим мерам воздействия (санкциям норм права).

Различают, прежде всего, императивный (властный) и диспозитивный методы.

Проф. С. С. Алексеев определяет отрасль права как «самостоятельное, юридически своеобразное подразделение права, состоящее из компактной системы взаимосвязанных, распределенных по институтам норм, регулирующих специфический вид общественных отношений».

Правовой институт представляет собой первичную общность юридических норм, которая обеспечивает целостное регулирование определенного участка в предмете отрасли права. Например, институт гражданства в государственном праве, институт наследования в гражданском праве, институт необходимой обороны в уголовном праве и т. п. В системе права можно выделить крупные блоки отраслей - материального и процессуального права, частного права и публичного.

Существуют базовые отрасли, которые составляют фундамент всей системы права, тот «набор» отраслей, без которых невозможно функционирование любой системы права. Это - государственное право, гражданское право, административное право, уголовное право и отрасли процессуального права. На базе гражданского и административного права, как отраслей, представляющих частноправовое и публично-правовое начало, складываются отрасли трудового, семейного, земельного, финансового права и др.

Дискуссионным является вопрос о природе комплексных отраслей права. Их называют «несамостоятельными», полагая, что они не имеют своих предмета и метода, или считают, что они являются не отраслями права, а отраслями законодательства.

На наш взгляд, они являются полноценными правовыми отраслями, причем их наличие в системе права свидетельствует о ее переходе на качественно новый, более высокий уровень развития. Причина их неприятия со стороны большинства правоведов состоит в том, что комплексные отрасли строятся на принципиально иных началах, чем основные или так называемые «самостоятельные» отрасли. Дело в том, что, достигнув определенного уровня развития, система права переходит к регулированию целостных социальных сфер, независимо от их юридической однородности: таких как предпринимательство, здравоохранение, транспорт, народное образование, экология и т. д. Право как бы переходит от функциональной организации социальной сферы к ее территориальной организации. Если формирование основной отрасли идет от юридического начала - метода, то комплексной - от социального начала, то есть предмета. Предмет комплексной отрасли юридически разнороден, но он целостен, представляет собой определенную социальную систему. Предмет же основной отрасли однороден юридически, но «сплошного», единого образования не составляет: регулируемые основной отраслью участки как бы «разбросаны» по всему полю общественной деятельности, а «собираются» они в предмет лишь по признаку метода. В этом легко убедиться, если рассмотреть предметы гражданского и административного права как основных отраслей. Таким образом, «свои» предметы у комплексных отраслей имеются.

Что же касается методов, которыми пользуются комплексные отрасли права, то они не просто юридически своеобразны, а уникальны, что каждый раз достигается за счет особого сочетания юридических приемов регулирования. (Подробнее о природе комплексных отраслей права см. : Протасов В. Н. Что и как регулирует право. М., 1995. С. 39-45.)

Аргументом в пользу высказанного подхода к комплексным отраслям права является нарастающая в правоведении тенденция к пониманию нераздельности системы права и системы законодательства.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т. е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК) ; гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения, запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве - из договора, в гражданско-процессуальном праве - по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо государственных органов, особых способов формирования содержания прав и обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут применяться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.