Контроль федеральных органов исполнительной власти. Функции органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы ис­полнительной власти является обеспечение законности и дис­циплины в экономической, социально-культурной, админист­ративно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации соб­ственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:

ведомственный;

надведомственный.

К ведению общего контроля относится обследование дея­тельности различных органов исполнительной власти со сто­роны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Рос­сийскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих прави­тельство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов ис­полнительной власти обусловлен прежде всего Конституци­ей РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за испол­нением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли­тики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет кон­троль и за органами исполнительной власти субъектов Федера­ции. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального консти­туционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правитель

ство РФ осуществляет контроль за деятельностью ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отне­сенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и органи­заций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные под­разделения. Однако ведомственными контрольными полномо­чиями наделены и многие иные функциональные подразделе­ния федеральных органов исполнительной власти (департамен­ты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении орга­нов, организаций и их должностных лиц на федеральном уров­не, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомст­венный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъ­ектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных со­ответствующими контрольными полномочиями. К федераль­ным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служ­ба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подве­домственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Мини­стерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министер­ству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные про­верки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъек­тах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнитель­ной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследова­ния деятельности органов, предприятий и учреждений по во­просам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать админист­ративный надзор, который состоит в проверке исполнения дей­ствующих в различных сферах и отраслях управления специ­альных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к от­ветственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими администра­тивно-властными полномочиями. В структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осу­ществляют и некоторые другие федеральные органы исполни­тельной власти.

  1. Содержание и значение законности
  2. Особенности и способы обеспечения режима законности
  3. Понятие, содержание и виды контроля
  4. Президентский контроль
  5. Парламентский контроль
  6. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
  7. Контроль органов исполнительной власти
  8. Судебный контроль
  9. Понятие, цели, задачи и предмет прокурорского надзора

Контроль органов исполнительной власти

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти будет обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в т.ч. в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы;

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на: общий и прочие.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли тики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. К примеру, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной властитрадиционно имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. При этом ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления) Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некᴏᴛᴏᴩых органов отраслевой компетенции, наделенных ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некᴏᴛᴏᴩые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и ϲʙᴏи органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к их компетенции. Стоит заметить, что они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, кᴏᴛᴏᴩый состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.) Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некᴏᴛᴏᴩые другие федеральные органы исполнительной власти1.

Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" определяет, какие именно органы исполнительной власти имеют в своей компетенции исполнять контрольно-надзорные полномочия. Рассмотрим эти органы поочерёдно: федеральное министерство - орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности, возглавляемый министром РФ; в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ РФ, ФЗёРФ, актами Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключениями, установленными теме же правовыми актами, которые приведены выше. Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" № 314 (с изменениями и дополнениями) Также министерства осуществляют контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, в связи, с чем федеральный министр осуществляет следующие функции:

  • 1. утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • 2. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • 3. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • 4. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;
  • 5. во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • 6. имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;
  • 7. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;
  • 8. вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
  • 9. принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • 10. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;
  • 11. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
  • 12. назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.Бахрах Д.Н., Административное право России. Учебник для ВУЗов М.: Издательство НОРМА, 2009, с. 202

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности, возглавляемый руководителем (директором) федеральной службы. В область ведения федеральных служб входит издание индивидуальных правовых актов, на основании и во исполнении Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов министерств РФ.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник -- 2-е издание перераб. и дополненное -- М: ТК Велби, издательство Проспект, 2004, с. 159

Таким образом, мы делаем вывод, что контрольно-надзорными полномочиями в РФ наделены Федеральные Министерства РФ и Федеральные службы РФ, а наделяет их непосредственно Президент путём издания Указов и Правительство РФ.

Возьмём также во внимание Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В соответствии с ним Министерства РФ и федеральные службы РФ переформировываются и изменяются в плане компетенции и численности штата. Примером нам может послужить ст.5: передать Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав; ст.6: установить, что в ведении Министерства культуры Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральное архивное агентство. Указ Президента от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" № 724 от 12.05.2008 г. Ст.15 налагает на министерства новые функции, устанавливает, что министерства вправе: давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Указ Президента РФ напрямую доказывает то, что государство тщательно занимается тем, чтобы федеральные министерства и федеральные службы правильно функционировали и профессионально выполняли контрольно-надзорные полномочия.

Основываясь на Федеральный Закон РФ от 26 декабря 2008 г. №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, мы выясним, что именно входит в полномочия по контролю и надзору. Ст.4 п.2 перечисляет их полномочия:

  • 1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
  • 2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
  • 3) принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора);
  • 4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • 5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий. Федеральный закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ

Также закон регламентирует функции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль. Их детально описывают статьи 5 и 6. Также закон задевает немаловажную сторону взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведение проверок (ст.7).

Федеральный Закон показывает, какого рода действия, возможно, осуществлять для контроля и надзора, а именно: проведение внеплановых проверок, документационная проверка, выездная проверка, также он регламентирует как и каким образом эти действия необходимо осуществлять.

Контрольно-надзорными полномочиями напрямую также обладает Правительство РФ, которое является наиважнейшим органом исполнительной власти в нашем государстве. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О правительстве РФ" от 17.12.1997 г. с изменениями от 29.01.2010 г. Правительство РФ:

  • 1. осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает все возможные меры по устранению нарушению законодательства РФ;
  • 2. руководит и контролирует действия министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
  • 3. осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органов исполнительной власти;
  • 4. имеет в своей компетенции право отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить их действие;
  • 5. контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в отношении вопросов, отнесенных к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, разрешает конфликты между федеральными органами и органами субъектов исполнительной власти РФ;
  • 6. вносит, в случае противоречия актов органов исполнительной власти Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам РФ, правам и свободам человека и гражданина, предложения о приостановлении их действия. Федеральный конституционный закон РФ «О правительстве РФ» с изменениями и дополнениями от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ

Административно-процедурное производство

1. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Это акт - специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензирования.

Основы лицензирования установлены Федеральным законом №99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4 мая 2011 г. Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов: заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе; вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе и независимой, экспертизы. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа. В лицензии указывается: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности. Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее пяти лет. Могут выдаваться бессрочные лицензии. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, могут приостановить действие лицензии в случаях: представления владельцем лицензии соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в представленных для получения лицензии документах; нарушения лицензиатом условий действия лицензии и т.п. Срок приостановления не может превышать шести месяцев. Лицензиат вправе обжаловать решение в судебном порядке.Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4.05. 2011 г. № 99-ФЗ

Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы. Но она распространяется также на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования. Исполнительные органы субъектов РФ, а также системы местного самоуправления дают разрешения на основе заявлений (уведомлений) уполномоченных трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных объединений и отдельных групп граждан. Заявление должно быть подано не позднее, чем за 10 дней до проведения соответствующего мероприятия. В нем указываются: цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников и т.п. Решение сообщается заявителям не позднее, чем за пять дней до времени проведения мероприятия. Решение может быть положительным, но с предложением другого места и иного времени проведения мероприятия. Решение может быть и отрицательным, если цель проведения мероприятия противоречит закону либо угрожает общественному порядку и безопасности. Отказ может быть обжалован в судебном порядке. Бахрах Д.Н., Административное право России. Учебник для ВУЗов М.: Издательство НОРМА, 2009 г. - 640 с.

  • 2. Регистрация - акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов, осуществляемых, как правило, органами федеральных служб, подведомственных Министерству юстиции РФ и МВД России. В частности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, регистрацию уставов общественных и религиозных объединений. Органы Росрегистрации (федеральная служба) России осуществляют также государственную регистрацию юридических лиц и прав на недвижимость. Органы Росрегистрации, рассматривающие заявление общественного объединения о регистрации, принимают решение: зарегистрировать объединение и выдать учредителям свидетельство о регистрации либо отказать в регистрации и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке. Данный вид государственной регистрации отнесен к компетенции учреждений Федеральной регистрационной службы России. Это устанавливает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебное пособие М.; Проспект, 2011 г., с. 382В настоящее время действует регистрационный учет граждан. Правительство РФ утвердило 17 июля 1995 г. (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г., 28 марта 2008 г.) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства была отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом, который осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации.Государственное управление и политика / под ред. Л.В. Смогунова. - С.Пб., 2010, с. 290
  • 3. Производство по принятию правовых актов управления, то есть правотворчество - пример административных процедур, используемых преимущественно в интересах наиболее эффективной работы исполнительного аппарата по применению административно-правовых форм и административно-правовых методов реализации исполнительной власти.

Правовой базой для рассматриваемых процедур служат постановления Правительства РФ - Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, правила подготовки ведомственных нормативных актов. Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрен ряд вопросов, для решения которых установлен особый порядок: они решаются исключительно на его заседаниях, т.е. коллегиально. Проекты своих решений по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов Правительство направляет органам государственной власти субъектов РФ; предложения последних подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации проект акта подлежит предварительному согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, что оформляется соответствующими визами. Возможно издание совместных правовых актов. Подготовка проекта возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Государственная регистрация предполагает юридическую экспертизу правового акта, решение о необходимости его регистрации, присвоение регистрационного номера, внесение акта в Государственный реестр нормативных правовых актов. Государственной регистрации подлежат акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, а также имеющие межведомственный характер. Для исполнения акты направляются только после государственной регистрации официального опубликования. Без этого акт не может применяться.Медведев, В.Н. Система исполнительной власти в Российской Федерации: правовые аспекты обеспечения принципа единства / В. Н. Медведев. 8722; М., 2004, с.21

Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ, являясь органом общей компетенции, наделено широкими контрольными полномочиями в отношении органов исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации и осуществляет систематический контроль за исполнением этих актов органами исполнительной власти. В случае нарушений действующего законодательства оно принимает меры по их устранению 7 .

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, а также вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, разрешает споры и устраняет разногласия между ними и т. д.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют внутриведомственный (отраслевой) и надведомственный (межотраслевой) функциональный контроль по вопросам своего ведения. Например, в числе основных задач Министерства финансов РФ значится финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

3.4. Судебный контроль

Задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти решаются в пределах своей компетенции органами судебной власти.

В процессе своей деятельности суды осуществляют не только свою основную функцию - правосудие, но и судебный контроль законности издаваемых актов и совершаемых действий управленческих структур и их должностных лиц. Сущность судебного контро ля состоит в правовой оценке их решений и действий, выявлении нарушений законности, прав и интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственности, в определении причин и условий, порождающих эти нарушения.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи.

В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права. При этом процессуальная обязанность доказать документально законность обжалуемых действий возлагается законом на должностных лиц, действия которых обжалуются.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ предусмотрены ст. 125 Конституции РФ. Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ 8:

    разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

    разрешает споры о компетенции между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

    дает толкование Конституции РФ, которое является официальным и обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Если Конституционный Суд РФ признает неконституционным закон, договор или их отдельные положения, то они утрачивают юридическую силу.

Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов управления осуществляется в различных формах. Так, при выявлении недостатков в работе этих органов (в случае рассмотрения конкретного дела), которые способствовали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа (должностного лица) на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, и требование о принятии соответствующих мер. Субъект, которому направлено частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении гражданских дел (например, дел о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о допущенных неточностях в списках избирателей и др.), кроме решения вопроса по существу, суды изучают с позиции закона правомерность действий органов при вынесении решений и издаваемых ими правовых актов, осуществляя тем самым контроль их деятельности. При этом суд может признать акты управления незаконными, отменить их или изменить.

Рассматривая дела об административных правонарушениях, суды (мировые судьи) при необходимости дают оценку неправомерным действиям органа, возбудившего дело. При этом суды (мировые судьи) вправе прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбитражные суды при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений.

Арбитражный суд рассматривает дела 9 :

О признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

    об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

    о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания и т.д.

Арбитражный суд при разрешении конкретных дел осуществляет проверку соответствия актов и действий органов управления (должностных лиц) требованиям законности. Если будут выявлены нарушения ими закона и других нормативных правовых актов, то арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов (должностных лиц).

Таким образом, суды могут оказывать существенное влияние на принимаемые решения и действия органов управления.


Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы ис полнительной власти является обеспечение законности и дис циплины в экономической, социально-культурной, админист ративно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации соб ственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.
С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:
общий;
ведомственный;
надведомственный.
К ведению общего контроля относится обследование дея тельности различных органов исполнительной власти со сто роны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Рос сийскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих прави-тельство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.
Контроль Правительства РФ за деятельностью органов ис полнительной власти обусловлен прежде всего Конституци ей РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за испол нением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли тики, единой государственной политики в области культуры,
науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет кон-троль и за органами исполнительной власти субъектов Федера ции. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального консти туционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью ор-ганов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отне сенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и органи заций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные под-разделения. Однако ведомственными контрольными полномо чиями наделены и многие иные функциональные подразделе ния федеральных органов исполнительной власти (департамен ты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении орга нов, организаций и их должностных лиц на федеральном уров не, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомст-венный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъ ектов РФ.
Подведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных со ответствующими контрольными полномочиями. К федераль ным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служ ба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подве домственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Мини стерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Мини-
стерству экономического развития и торговли РФ, Министер ству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные про верки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъек тах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнитель ной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.
Надведомственные органы производят проверки, обследова ния деятельности органов, предприятий и учреждений по во просам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.
От надведомственного контроля следует отличать админист ративный надзор, который состоит в проверке исполнения дей ствующих в различных сферах и отраслях управления специ альных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к от-ветственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими администра тивно-властными полномочиями. В структуре федеральных ор ганов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осу ществляют и некоторые другие федеральные органы исполни тельной власти.

Еще по теме § 7. Контроль органов исполнительной власти:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору за деятельностью бюро кредитных историй
  2. § 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
  3. 3.4 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ
  4. 5. Роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в содействии становлению системы ипотечного жилищного кредитования

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -