Что означает регламент. Описание требований, процессов, методов работы. Рабочий регламент снимает с руководителя необходимость заниматься мелочным контролем

Регламентации подлежат виды работ, которые регулярно повторяются, начинаются при определенных условиях и проводятся одинаковым способом. Например, определение дефицита производства, сбор данных о производственном процессе, контроль качества продукции и т.д. Регламент является документом, который состоит из следующих разделов:

  1. Назначение регламента и задач, которые решаются при его применении;
  2. Описание документов, необходимых для данного регламента, источники появления документов, траектории движения, места архивации;
  3. Список документов;
  4. Список регистрационных журналов;
  5. Обязанности действующих лиц;
  6. Формы важнейших документов с руководством по их заполнению;
  7. Структура логических связей между документами, данными и промежуточными результатами (хронограмма или процедурная карта);
  8. Описание оперативной формы отчетности о выполнении регламента;
  9. Описание формы отчетности для генерального директора по применении регламента как механизма управления.

Регламент - это управленческий механизм, который регулярно применяется для решения конкретных задач. Каждый регламент содержит описание оперативной и месячной отчетности, ответственного за его применение, исполнение и контроль получения промежуточных и окончательного результатов.

Регламент описывает последовательность действий, выполнение которых направлено на получение окончательного результата, который представлен в виде завершающего документа или пакета документов . Например, результатом применения регламента по подготовке производства является список инструмента, который необходимо изготовить для обеспечения работ по производственной программе, результатом применения регламента по регистрации брака является документ о количестве брака, его номенклатурном составе, причинах его возникновения и т.д.

Практика применения регламентов предполагает три этапа:

  • согласование документа с исполнителями и его коррекция для последующего применения;
  • пробные запуски с целью определения длительностей основных событий, уточнения логических связей между ними, коррекции форм отчетности промежуточных и окончательных результатов;
  • утверждение регламента как стандарта предприятия (СТП), на этом этапе регламент должен быть включен в состав существующего СТП как дополнение, замещение отдельных положений или применен как самостоятельный стандарт.

На основании утвержденных регламентов как СТП формируется административная структура предприятия, штатное расписание и должностные инструкции.

Процедура

В отличие от регламента процедура направлена на получение некоторого промежуточного результата. Например, регистрация или архивация документа, отбор пробы или образца для анализа, маркировка материалов, переданных на складское хранение и т.д. Как и регламент, процедура состоит из нескольких действий или шагов, но их количество меньше чем в регламенте, а характер связей между шагами проще. В состав регламента может входить действие, которое является процедурой. Например, в регламенте входного контроля отбор пробы представлен одним действием, в то же время отбор пробы – это процедура, которая включает в себя последовательность нескольких шагов: выбор объекта взятия пробы; пометка объекта взятия пробы, отбор необходимого количества вещества для анализа, размещение образца в контейнере, оформление сопроводительного документа, маркировка контейнера.

Инструкция.

Применение процедуры описывается в инструкции , которая напоминает регламент, но в отличие от него содержит описание, как правило, только одного документа для которого инструкция собственно и составлена. Например, в процедуре отбора пробы инструкция описывает заполнение и применение документа, сопровождающего образец от места отбора пробы к месту выполнения анализа.

Схематично связь между регламентом и процедурой показана на следующей схеме

В состав регламента может входить описание инструкций по оформлению и применению отдельных документов или процедур. Например, в регламент по обороту мерителя входит инструкция по ведению журнала ИРК (инструментально-раздаточная кладовая)и инструкция по раздельному хранению поверенного и отбракованного инструмента.

Документ

Применение любого механизма управления предполагает использование документов , на основании которых запускается процесс выполнения действий и в которых отражен результат их выполнения. Совокупность запускающих и результирующих документов, применяемых в очередности описанной в регламенте или процедуры, образует систему документооборота . Регламент или процедура описывает систему документооборота, использование которой решает заранее поставленную задачу и приводит к заранее предсказуемым последствиям. Например, регламент оборота мерителя представляет собой систему документооборота, которая позволяет гарантировать достоверность выполнения контрольных операций. При этом регламент начинается с графика поверок и закачивается списками поверенного и отбракованного инструмента. В свою очередь список отбракованного инструмента порождает документы процедуры бухгалтерского списания, документы процедуры формирования плана инструментального производства, документы формирования финансового плана и т.д.

Каждый документ, применяемый на предприятии, является составной частью систем документооборота регламентов или процедур. В наиболее общем виде каждый документ имеет набор следующих признаков:

  • принадлежность документа регламенту или процедуре;
  • документ, на основании которого появляется данный документ;
  • документ, который необходим для появления данного документа как условие;
  • документ, который появляется на основании данного документа;
  • место возникновения документа;
  • условие регистрации документа;
  • траектория движения документа;
  • место архивации документа.

Однако, конкретный набор признаков зависти от типа документа. Например, первичные документ управленческого учета должны архивироваться одновременно с отметкой в журнале регистрации появления документа, а документы планирования должны содержать ссылку на документ, следствием которого они являются. Например, график поверки мерителя появляется на основании документа, в котором содержится планируемый объем и номенклатура годового производства и т.д.

Документы являются связующим элементом действующих на предприятии стандартов. Поэтому система стандартов предприятия должна содержать опись документов, при помощи которых осуществляется взаимодействие основных систем документооборота, т.е. финансовой, производственной, инженерной, бухгалтерской.

Способы описания механизмов управления

Любой механизм управления содержит в качестве составных элементов документы, процедуры или регламенты. Наиболее общим способом описания механизмов управления является процедурная карта , которая представляет собой графическое изображение последовательности применения документов, действий и процедур, направленных на получение определенного результата. Например, процедурная карта процесса регистрации финансовых действий может иметь такой вид:

Регистрации финансовых действий в системе финансового учета

Для описания любого бизнес процесса, как процедурной карты, использует стандартизованных набор следующих обозначений:

– обозначает административное место, например финансовый отдел, бухгалтерия, ПДО и т.д.
– обозначает документ, номер в скобках, порядок возникновения документа в данной последовательность, например, банковская выписка (1) означает, что этот документ появляется первым в данной процедурной карте

Любой документ возникает в каком то административном месте и передается в какое то место, стрелка обозначает адресацию передачи документа, т.е. откуда и куда. Например, банковская выписка (1) передается из банк в финансовый отдел, в данной карте сама процедура передачи не описана

Действия, которые выполняются в связи с документом в данном административном месте обозначаются прямоугольником с углом, например, действия по регистрации данных и действия с самим документом

Связь между административным местом и списком действий обозначена линией, округлая часть которой указывает на место, где указанные действия должны осуществляться

Если документ проходит через административное место без каких либо изменений, т.е. на нем не ставится отметка о регистрации, номер, дата и т.д., то его прохождение обозначается пунктиром. Например, выписка с отметками отдела регистрации передается в бухгалтерию через финансовый отдел без изменений

2. Система документооборота

На основании выверенной процедурной карты составляется система документооборота для данного вида работы. Система документооборота может быть представлена в виде таблицы:

Система документооборота процедуры учета финансовых действий.

№ док.

Название документа

Место возникн.

Место передачи

Место архивац.

Документ- основание

Документ условие

Траектория

документа

Банковская выписка

Фин. отдел

Фин. отдел

Отдел регистрации

Банковская выписка

ФО, Отдел регистрации

Отдел регистрац.

Фин. отдел

Банковская выписка с отметкой о передаче на регистрацию

Отдел регистрации, ФО, бухгалтерия

Копия банковской выписки с отметкой о регистрации данных

Фин. отдел

Фин. отдел

Фин. отдел

Банковская выписка с отметкой о регистрации данных

ФО, ФО (архив)

Для каждого механизма управления должна быть составлена таблицы систем документооборота каждой процедуры. Совокупность систем документооборота образует целевые системы документооборота – финансовые, управленческие, административные и т.д.

регламент

м. франц. устав, порядок или правила какой-либо службы, разъясненные на письме.

По регламенту не спляшешь. Регламентация, подчинение строгим и точным правилам, уставам. Регулярный, устроенный, сделанный правильно, по принятым началам, основам; стройный, порядковый, порядный, правильный, противопол. вольный, свободный, неправильный, беспорядный. Регулярная жизнь, порядочная, однообразная, срочная. Регулярный ход почты, всегда одинаковый, по дням и часам, срочный; - ход машины, ровный, равномерный. Регулярный город, улицы, по чертежу, правильный, не вразброс, порядный. Регулярное войско, строевое, обученное в целом составе построеньям, стройное. Казаки войско боевое, но не строевое. -ность ж. качество или состоянье по прил. Регулятор м. снаряд при какой-либо машине, для уравнения действия ее; уравнитель, сноровитель или установ. Регулы ж. мн. женское месячное. Регулировать что, уравнивать (ход, движенье), соразмерять, устанавливать в порядке.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

регламент

регламента, м. (от фр. rиglement) (офиц.). Устав, свод правил, устанавливающий Порядок работы или деятельности. Парламентский регламент Духовный регламент Петра I.

Порядок ведения заседания. Установить регламент. Соблюдать регламент. По регламенту ораторам было положено по десяти минут.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

регламент

    Правила, регулирующие порядок какой-н. деятельности. Р. заседания. Р. работы комиссии. Соблюдать р. Нарушение регламента.

    Время, отведенное на собрании для речи, выступления. Р. для выступающих десять минут.

    прил. регламентный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

регламент

    Правила, регулирующие порядок какой-л. деятельности.

    разг. Отведенное - согласно такому распорядку - время для выступления, доклада.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

регламент

РЕГЛАМЕНТ (франц. reglement, от regle - правило)

    совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации.

    Порядок ведения заседаний, конференций, съездов.

    Название некоторых актов международных конгрессов и конференций (напр., Венский регламент 1815). также Регламенты Петра I.

Большой юридический словарь

регламент

(польск. reglament от фр. reglement, от regle - правило) -

    нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо государственного органа и его подразделения (парламента, его палаты, правительства, суда и т.д.). В РФ свой Р. имеют обе палаты Федерального Собрания, Генеральная прокуратура, арбитражные суды, Конституционный Суд, Правительство РФ, Центральная избирательная комиссия и ряд других органов;

    порядок ведения заседаний, собраний, сессий и съездов представительных органов;

    название актов, принимаемых правительствами Франции, Италии и некоторых других государств в порядке осуществления регламентарной власти.

Регламент

(польск. reglament, от франц. règlement, от règle ≈ правило),

1) совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций (например, Генеральный регламент государственных коллегий 1720, Регламенты Петра I).

2) Порядок ведения заседаний, собраний, конференций, сессий и съездов представительных органов (например, Р. совместных и раздельных заседаний палат Верховного Совета СССР).

3) Название некоторых актов международных конгрессов и конференций (например, Венский Р. 1815).

4) Свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата. Правила принимаются палатами в соответствии с принципами и иными предписаниями, содержащимися в конституциях, конституционных и органических законах, поэтому они могут быть отменены только органами конституционного надзора. В палатах обычно создаются специальные комитеты, контролирующие соблюдение Р.

Википедия

Регламент

Регла́мент :

  1. Документ, который перечисляет и описывает по порядку этапы, которые должна предпринимать группа участников для выполнения бизнес-процесса, как правило, с указанием требуемых сроков выполнения этапов.
  2. Свод постоянных или временных правил, регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата. Правила принимаются палатами в соответствии с принципами и иными предписаниями, содержащимися в конституциях, конституционных и органических законах, поэтому они могут быть отменены только органами конституционного надзора. В палатах обычно создаются специальные комитеты, контролирующие соблюдение регламента.
  3. Совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций (например, Генеральный регламент государственных коллегий 1720 года, Регламенты Петра I).
  4. Порядок ведения заседаний, собраний, конференций, сессий и съездов представительных органов (например, Регламент совместных и раздельных заседаний палат Верховного Совета СССР, Регламент Государственной думы). Для стандартизации процедур и для помощи организациям в проведении собраний в ряде стран выпущены типовые регламентные сборники, содержащие замкнутый перечень ситуаций в ходе ведения собрания и правил их разрешения. Наиболее популярным регламентным сборником в настоящее время является книга «Правила распорядка Роберта» , впервые изданная в США в 1876 году.
  5. Название некоторых актов международных конгрессов и конференций (например, Венский регламент 1815 года).
  6. Регламент технический - документ.
  7. Один из типов нормативных актов Европейского союза. Более корректное название - «постановление» . Отличается от директивы наличием прямого действия.

Примеры употребления слова регламент в литературе.

И надумал тогда, не без влияния монахов, кающийся книжник Аврамов сочинить свои молитвенные тетрадки, перечеркнуть ими дерзкие поучения нового духовного регламента , составленного при участии Петра архипастырем Прокоповичем.

Регламент Высокого суда Англии ограничился кратким указанием, что судьи этого суда имеют полные дискреционные полномочия в решении вопроса о судебных издержках.

В таком случае, - важно сказал Вумный Дундук, - я настоятельно рекомендую предыдущему оратору Крысе заткнуть фонтан красноречия по причине регламента и перейти к более действенным мелиораторским мероприятиям.

Фарфуркис получил устное замечание за систематическое превышение регламента при выступлениях, а Хлебовводов - за нарушение административной этики, выразившееся в попытке облыжно оболгать товарища Константинова К.

Вполне естественно, что советская сторона при обсуждении регламента для безлимитного матча Карпов -- Корчной 1978 года подняла этот вопрос.

Регламент , - солидно объяснил Мамакан, просыпаясь и держа увесистый том наготове.

Это значит: надзорный орган берет под защиту решение проектантов заменить указанием в Регламенте требуемые по закону сигнализацию об отклонении параметра, автоматический останов реактора при уходе его за норму и даже отсутствие удовлетворительной системы замера.

Согласно Регламенту недогрев - разность температур воды в барабан-сепараторах и на входе в активную зону.

И уж где-то на диспуте Оловянского стали добивать в порядке регламента : докладчику на побиение автора камнями и цитатами - полчаса, выступающим в прениях на осыпание автора мусором и утильсырьем - по пяти минут на человека.

В соответствии с утвержденным Регламентом процедуры ведения Собрания итоги голосования либо оглашаются на Общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, либо доводятся до сведения акционеров, имевших право участия в данном Собрании, после закрытия Общего собрания акционеров путем опубликования отчета об итогах голосования или направления его акционерам.

В жизни наметился какой-то регламент , который я не мог охватить умом, так как жил сугубо настоящим: с утра я шел печатать книгу, а вечером, если церкви не было, шел на тренировку.

Если возникла серьезная угроза интересам Общества или выявлены злоупотребления, допущенные должностными лицами Общества, члены Ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания акционеров в соответствии с Регламентом Общего собрания акционеров Общества.

Разбудораженный, он видел во сне крушение судна, сон соответствовал регламенту барокко, по которому даже в грезах, даже в первую очередь в них, пропорции обязаны украшать концепт, преувеличения -- оживлять, таинственные сближения -- придавать рассказу содержательность, размышления -- глубину, эмфазы -- возвышенность, аллюзии -- загадочность, а каламбуры -- тонкость.

По регламенту состязаний, барограф должен был быть представлен жюри в запечатанном виде, а ведь мы принесли только вынутую из прибора барограмму, Поэтому победителями все же признаны Федосеенко и Ланкман.

Хейневег, Бирбом и другие комитетские ловкачи, стреляные воробьи процедурных вопросов, киты регламента уже с упреком поглядывали на Кетенхейве.

Согласно наиболее распространенному определению, регламент представляет собой специальный нормативно-правовой акт внутреннего применения, который регламентирует порядок деятельности определенного государственного органа, описывает его внутреннюю организацию. Так, в РФ существуют регламенты для Государственной Думы, Совета Федерации, высших судебных органов, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии и ряда других органов.

Так, регламент работы Государственной Думы определяет порядок и периодичность ее деятельности, формы работы, наличие комиссий и комитетов, особенности их создания и упразднения и многие другие вопросы. Для граждан, прямо не связанных с данными органами, регламенты имеют второстепенное значение, однако их положениями можно руководствоваться при оспаривании отдельных действий, решений, актов соответствующих структур.

Регламент как порядок деятельности

Другое определение регламента сводится к обозначению порядка проведения определенных коллективных мероприятий: собраний, заседаний, съездов, конференций. Подобные регламенты принимаются внутри государственных органов и организаций, могут действовать временно или применяться на постоянной основе.

Так, одноразовые мероприятия часто проводятся на основании предварительно утвержденного регламента, который устанавливает особенности поведения и взаимодействия их участников. Ежегодно проводящие съезды политических партий обычно утверждают постоянно действующий регламент, положения которого применяются лишь при наступлении соответствующих событий.

Регламент как свод правил

Изредка термином «регламент» обозначают также свод каких-либо правил, применяемых в определенной узкой сфере жизнедеятельности. В данном значении регламент не является нормативно-правовым актом, однако также используется для регулирования поведения граждан при проведении определенных мероприятий.

Так, часто принимаются регламенты проведения спортивных соревнований, которые распространяют свое действие только на участников данных мероприятий, имеют ограниченное время действия. Другим редким обозначением регламента является название нормативно-правового акта неограниченного распространения, который выражает властные полномочия органов управления государством, однако в России таких актов не выпускается.

Источники:

Совет 2: Что в себя включает технический пожарный регламент

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие принципы ее обеспечения регламентируются федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ. Именно в соответствии с ним осуществляется защита жизни и имущества граждан, юридических лиц, а также государственного и муниципального имущества от пожаров.

Инструкция

Технический пожарный регламент описывает общие принципы обеспечения пожарной безопасности, устанавливает систему классификации и терминологию. Кроме того, в нем прописаны и конкретные нормы при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений, городских округов, зданий, сооружений, строений, а также требования к производственным объектам, технике и продукции общего назначения.

В документе разъяснены такие понятия, как аварийный выход, безопасная зона, взрыв, взрывоопасная смесь, взрывопожароопасность объекта защиты, горючая среда, допустимый риск, источник зажигания, класс конструктивной пожарной опасности, необходимое время эвакуации, объект защиты и т.д. и т.п. – всего 50 терминов. Точная терминология позволяет исключить любую двусмысленность при трактовке строк документа.

Статьями регламента устанавливаются правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности, правила ее обеспечения для различных строений. Даны классификации возгораний и пожарной опасности веществ и материалов, технологических сред, пожароопасных и взрывоопасных зон и т.д.

согласно Типовому регламенту взаимодействия федеральных органов исполнительной власти – постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 № 30 (в ред. постановления Правительства РФ от 11.11.2005 № 679) – правовой акт, устанавливающий общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов. Текст регламента может включать следующие разделы: 1) общие положения; 2) структура и штатное расписание; 3) полномочия руководителя; 4) порядок формирования планов и показателей деятельности; 5) особенности организации подготовки материалов по разработке перспективного финансового плана; 6) участие в планировании заседаний руководящих органов и порядок подготовки к заседаниям руководящих органов; 7) планирование деятельности руководителей, порядок выезда в командировку и ухода в отпуск; 8) порядок работы координационных и совещательных органов, рабочих групп; 9) коллегиальные руководящие органы; 10) основные правила организации документооборота; 11) порядок подготовки и оформления решений; 12) оформление решений, принятых на совещании у руководителя; 13) оформление договоров (контрактов, соглашений); 14) порядок исполнения поручений; 15) особенности организации исполнения поручений, содержащихся в актах вышестоящих организаций; 16) контроль за исполнением поручений; 17) порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности; 18) порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в вышестоящие органы; 19) порядок рассмотрения проектов актов, поступивших на согласование; 20) планирование законопроектной деятельности и порядок ее организации; 21) порядок подготовки проектов заключений, поправок и официальных отзывов на законопроекты; 22) порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; 23) порядок взаимодействия организаций, а также порядок осуществления полномочий по координации и контролю деятельности соответствующих организаций; 24) правила организации деятельности структурных подразделений; 25) порядок взаимоотношений с органами судебной власти; 26) порядок рассмотрения отдельных видов обращений; 27) порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан; 28) порядок обеспечения доступа к информации о деятельности организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах. В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях. Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного - вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ - контроля исполнения задач по документам.

РЕГЛАМЕНТ КАК ДОКУМЕНТ

Наш словарик

Регламент в коммерческой организации - это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.

Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкции по делопроизводству обычно используют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 . На основе этих документов создаются внутренние инструкции и в небольшом магазине, и в ОАО федерального уровня. А вот, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.

Ознакомившись с регламентом, новый сотрудник подразделения должен понять, в чем состоят его задачи, и оперативно включиться в процесс.

Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой компании. Но им не обойтись без помощи работников, которые ежедневно выполняют эти процессы.

Когда в бизнес-процесс вовлечены несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), один регламент способен заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь работник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен принимать эстафету и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного руководителя? В обычных условиях руководителям отделов приходится вступать в переписку. Если же имеется регламент, то работники разных подразделений включаются в выполнение процесса, не дожидаясь указания «сверху».

Какие процессы подлежат регламентации?

Иметь отдельные регламенты на все рабочие процессы, несомненно, очень удобно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона, а именно:

  • регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
  • любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
  • подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
  • внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих». Преодоление сопротивления - целый этап внедрения регламента, требующий и временных, и материальных ресурсов.

Таким образом, регламентированию подлежат в первую очередь типовые процессы. Они будут выполняться в организации всегда, независимо от внешней ситуации. Перечень процессов, подлежащих регламентированию в конкретной организации, составляется строго индивидуально, исходя из множества факторов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Как правило, регламент состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Термины, определения, сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Раздел

Общие положения

  • Назначение регламента (Настоящий регламент определяет порядок… );
  • область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент;
  • нормативные документы, на основании которых разработан регламент (если они есть);
  • порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента.

Термины приводятся в алфавитном порядке. Каждый из них пишется с новой строки в единственном числе, а его определение указывается через тире без слова «это». В качестве источника определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты и другие нормативные документы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса. Для удобства этот раздел делится на подпункты, каждый из которых соответствует очередному этапу процесса. В разделе указываются работники, задействованные в выполнении, описываются действие и результат

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента (дисциплинарная, административная, уголовная). Последняя касается обычно сложных производственных процессов, связанных с риском для здоровья и жизни работников

Контроль

Указание Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента, а также, при необходимости, средства контроля

ОСНОВНЫЕ РЕКВИЗИТЫ РЕГЛАМЕНТА

К числу основных реквизитов документа относят:

  • наименование организации;
  • дату и номер документа, место его составления;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст документа;
  • приложение (если есть);
  • визы согласования.

Кстати

Требования к оформлению перечисленных реквизитов установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения данного стандарта.

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

В качестве приложения к регламенту может выступать модель бизнес-процесса. Ее принято изображать графически (см. схему), но допустимо также составить таблицу и даже описать процесс вербально. Графические модели бизнес-процессов создаются с помощью специального программного обеспечения.

То, что на первый взгляд кажется хитросплетением линий и геометрических фигур, на самом деле представляет собой строгий порядок действий при выполнении того или иного процесса, в нашем случае - процесса делопроизводства. Схема бизнес-процесса гораздо удобнее для восприятия, чем текст того же регламента. На ней четко видно, кто и с чего начинает каждый этап, чем его заканчивает и кому передает эстафету в работе над процессом.

На графической модели бизнес-процесса «Согласование проекта документа» представлены такие ключевые параметры бизнес-процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Каждый новый работник, глядя на модель, оперативно включится в выполнение своего процесса на определенном этапе и будет знать, как вести себя в любой рабочей ситуации, связанной с ним.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД РЕГЛАМЕНТОМ

Работа над регламентом ничем не отличается от работы над любым другим организационно-распорядительным документом: сначала составляют проект документа, который согласовывают с заинтересованными должностными лицами, затем его утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицом. Наконец, участники процесса знакомятся с регламентом под роспись и получают на руки его копии.

Утверждение регламента может производиться несколькими способами:

  1. напрямую (руководитель собственноручно расписывается на документе);
  2. косвенно (путем издания приказа) (см. Пример 1). В данном случае в гриф утверждения будут внесены регистрационные данные приказа.

Пример 1

Приказ об утверждении и введении в действие
регламентов бизнес-процессов


(ООО «Перспектива»)

ПРИКАЗ

23.07.2014 № 456-Пр

г. Москва

Об утверждении и введении в действие регламентов бизнес-процессов

В целях совершенствования процедур делопроизводства ООО «Перспектива»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2014 регламенты следующих бизнес-процессов:

1.1. Регистрация и учет документов.

1.2. Контроль исполнения документов.

1.3. Хранение и поиск документов.

2. Назначить ответственным за выполнение требований, указанных в п. 1 данного приказа, административного директора Легостаева А.В.

3. Начальнику канцелярии Паршиной В.К. обеспечить ознакомление работников ООО «Перспектива» с настоящим приказом под роспись и передать копии утвержденных регламентов в структурные подразделения ООО «Перспектива» до 30.07.2014.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Максимов Д.А. Максимов

С приказом ознакомлены:

Легостаев А.В. Легостаев 24.07.2014

Паршина В.К. Паршина 24.07.2014

П.А. Карпенко

23-78

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» приведен в Примере 2.

Пример 2

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(ООО «Перспектива»)

РЕГЛАМЕНТ №7
бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

1. Общие положения

1.1. Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» (далее - Регламент) определяет порядок контроля исполнения заданий по документам в ООО «Перспектива» (далее - Организация).

1.2. Требования и правила Регламента распространяются на все структурные подразделения Организации.

1.3. Утверждение Регламента, внесение в него изменений и отмена производятся приказом генерального директора Организации.

1.4. Работники Организации обязаны знать и выполнять требования Регламента. Все вновь принятые на работу сотрудники Организации должны быть ознакомлены руководителями структурных подразделений с установленным порядком контроля исполнения документов в Организации.

2. Термины, определения, сокращения

2.1. В Регламенте используются следующие термины и определения:

Документ - зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Задание - поручение руководителя.

Задача - см. задание.

Исполнитель - работник Организации, которому поручено исполнение задачи.

Контроль - совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документа.

Ответственный исполнитель - работник из числа исполнителей, обладающий правом координации работы других исполнителей. В резолюции указывается первым.

Резолюция - реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа. Включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату.

Руководитель - должностное лицо, выносящее резолюцию.

Срок исполнения - календарная дата исполнения задачи. Срок исполнения документа начинается со дня его регистрации в канцелярии Организации и исчисляется в календарных днях. Документы подлежат исполнению в следующие типовые сроки:

С конкретной даты исполнения - в указанный срок, если документ поступил в Организацию не позже чем за три дня до истечения указанного срока;

Без указания конкретной даты исполнения и специальных пометок - в течение 30 дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Срочно» или «Немедленно» - в течение трех дней;

Без указания конкретной даты, с пометкой «Оперативно» - в течение 10 дней.

3. Описание процесса

3.1. Постановка документа на контроль.

3.1.1. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.

3.1.2. Основанием для постановки документа на контроль является резолюция генерального директора Организации или его заместителя.

В резолюции указываются:

Исполнитель документа;

Срок исполнения задачи;

При необходимости - содержание задачи.

3.1.3. Получив документ с резолюцией, секретарь генерального директора или секретарь заместителя генерального директора (далее - Секретари) готовят скан-копию документа с резолюцией. Отсканированный документ помещается в папку «На контроле».

3.1.4. Файл копии документа вкладывается в электронное сообщение, направляемое исполнителю.

3.1.5. В параметрах электронного сообщения устанавливается срок исполнения задачи и включается опция уведомления автора задачи о ее получении.

3.1.6. После получения электронного сообщения с задачей исполнитель направляет автору задачи уведомление о ее получении.

3.1.7. В случае если исполнитель получает задание, содержание которого находится за пределами его компетенции, он обязан уведомить об этом автора задачи в течение одного рабочего дня с момента получения задания. Автор задачи, получив подобное уведомление, представляет руководителю документ для повторной резолюции.

3.2. Выполнение задания.

3.2.1. Исполнитель выполняет поставленную перед ним задачу в установленный в резолюции срок.

3.2.2. Если последний день исполнения задачи приходится на нерабочий день, документ подлежит исполнению на следующий рабочий день.

3.2.3. Если выполнить задание в установленный в резолюции срок не представляется возможным, исполнитель обязан доложить об этом руководителю до истечения срока выполнения и объяснить причину задержки. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.2.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок ее выполнения в электронной карточке документа.

3.3. Отчет о выполнении задания.

3.3.1. Выполнив задание, исполнитель формирует отчет о выполнении, который направляется автору задачи в виде электронного сообщения. Отчет о выполнении задания должен быть информативным и содержать конкретное описание действий и принятых мер. В случае если для выполнения задачи потребовалось составить документ, его регистрационные данные указываются в отчете о выполнении задачи.

3.3.2. Получив отчет о выполнении задачи, автор задачи ставит статус «Выполнено» в электронной карточке документа. Документ изымается из папки «На контроле» и помещается в дело.

3.3.3. В случае если автор задачи не получил отчет о выполнении задачи в срок, указанный в резолюции, он направляет исполнителю электронное сообщение-запрос с требованием указать причину невыполнения задачи. О невыполнении задания автор задачи докладывает руководителю с приложением объяснений исполнителя. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.3.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок выполнения в электронной карточке документа.

3.4. Формирование отчета о выполнении задач.

3.4.1. Секретари ежемесячно формируют отчет о выполнении задач по документам, который представляют руководителю.

В отчете указывается:

Общее количество поставленных задач за отчетный период;

Количество выполненных задач;

Количество задач с продленным сроком исполнения;

Количество задач, не выполненных в срок.

При наличии задач, не выполненных в срок, указываются также фамилии исполнителей данных задач.

4. Ответственность

Работники Организации, независимо от занимаемых должностей, несут дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение требований настоящего Регламента.

5. Контроль

Контроль исполнения Регламента осуществляет административный директор Организации.