Аппарат государственный. Государственный аппарат: понятие, признаки и принципы его деятельности

35. Понятие государственного аппарата

Государственный аппарат - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственный аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Можно сказать, что государственный аппарат суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Признаки:

1. Государственный аппарат, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2. Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой на началах субординации и координации.

3. Для обеспечения государственно-властных велений государственный аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение государственного аппарата.

В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства обычно признаются совпадающими по объёму и содержанию. Поэтому "механизм государства" = "государственный аппарат".

36. Принципы организации деятельности государственного аппарата

Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны.

Принципы:

1. Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.

2. Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

3. Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

4. Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.

5. Коллегиальности и единоличия - в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало.

6. Гласности и тайны - безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись.

7. Законности - которая выражается в организации и деятельности органов государства: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.

8. Принцип разделения властей - см. вопрос 37.

37. Понятие и классификация органов государства

Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.

Признаки:

1. Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе.

3. Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью.

4. Государственные органы обладают определённой компетенцией - властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).

5. Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.

6. Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования.

7. Активно участвуют в реализации функций государства.

Классификация органов государства:

По способу возникновения:

1. Первичные органы - никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей.

2. Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1. Центральные.

2. Региональные.

3. Местные.

По широте компетенции:

1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

2. Органы специальной (отраслевой) компетенции - специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

По способу формирования:

1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.

2. Назначаемые - при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.

По порядку принятия решений:

1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.

2. Коллегиальные - такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.

Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения властей:

1. Законодательная власть. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения.

2. Исполнительная власть. Главная цель - исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящим.

3. Судебная власть. Цель - установление истины в юридическом смысле слова.

4. Учредительная власть. Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты.

5. Контрольная власть. Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной - обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы.

6. Информационная власть. Средства массовой информации.

система органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, государственное управление. Структура Г. а. определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые призвана решать государство в конкретно-историческую эпоху. Г. а. включает государственные органы, осуществляющие регулятивные (управление делами общества), правоохранительные (поддержание порядка в обществе) и внешнеполитические (развитие отношений с другими государствами) функции. В современном обществе содержание функций, поле ответственности Г. а. определяется конституцией и другими законодательными актами.

Отличное определение

Неполное определение

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

(state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых научных споров. Марксисты, как и специалисты в области политической социологии и политической антропологии, обычно предпочитают пространное определение, фокусирующее внимание на репрессивных и властных институтах, которым принадлежит явный приоритет в принятии решений и которые претендуют на главенствующую роль в применении открытого насилия при решении социальных проблем. Древние руины указывают на существование таких государств уже в VI в. до н.э., а пиктографические или письменные упоминания о них относятся к IV в. до н.э. В Западной Европе формы государственного устройства можно идентифицировать соответственно историческим эпохам. В рабовладельческую эпоху (античность) государство (в условиях того времени – инструмент в руках коллективных владельцев собственности) олицетворялось либо эллинским царем и его приближенными, либо римским императором и аристократией. Расцвет греческих городов-государств можно датировать 800–320 гг. до н. э. В этих государствах не было власти "тиранов", свободные члены общества имели права граждан. Однако колонизация и завоевание территорий, приведшие во времена Александра Македонского к правлению царских династий, все больше подрывали демократию полисов. В Риме, в отличие от Греции, демократия не была введена непосредственно, на смену монархии в конце VI в. до н.э. пришла республика (по-латыни res publica – "дела, относящиеся к ведению общественности"); управлял республикой Сенат, состоящий из аристократов. Наследием греческих городов-государств стала открытая демократия, тогда как вкладом Рима в развитие современного государства явилось римское право (Roman law) с его четким разделением государственного и частного. Распад Римской империи сопровождался ослаблением императорской власти и ее переходом к лицам, чья политическая, правовая и военная деятельность служила одновременно средством частного присвоения собственности и организации производства. И в Западной Европе эпохи раннего средневековья государственная власть была не только раздроблена, но и "приватизирована" частными владельцами уделов (полученных за присягу на верность (королю) и служивших основной экономической единицей общества), которые и давали им политическую силу. По лаконичному определению Маркса (Marx), их вотчина была их государством. Феодальная "государственная система" представляла собой непрочное объединение сеньоров и помазанных королей. Монарх, формально находившийся на вершине иерархии верховной власти, не мог единолично управлять страной. В отношениях с сеньорами он выступал скорее в роли распорядителя, чем носителя абсолютной власти. Чтобы ввести новые налоги, необходимые для подъема системы всеобщего налогообложения (главного в Римской империи), правитель должен был получать "согласие" каждого владения в своем королевстве. Правовые посылки, лежавшие в основе феодальной организации общества, и претензии церкви на роль законодательной силы, действующей почти на равных со светскими властями (см .: medieval political theory – средневековая политическая теория), свидетельствуют о том, что на основе современной концепции государства невозможно понять политику эпохи средневекового феодализма. Современному государству как силе, отделенной от монарха и от управляемого народа и образующей верховную политическую власть в пределах своей территории, предшествовала медленная институциональная дифференциация "политического" и "экономического", сопровождавшая укрепление абсолютизма и развитие товарного производства. Абсолютные монархии возникли в Западной Европе в ХVI–XVII вв. при династиях Тюдоров в Англии, Габсбургов в Испании, Бурбонов во Франции. Им были свойственны многие черты, характерные для современных государств. Создание регулярной армии, возникновение централизованного бюрократического аппарата и единой системы налогообложения, развитие дипломатических отношений (с постоянно действующими посольствами) и экономические доктрины меркантилизма, формировавшие торговую политику государства, – все это относится именно к этому периоду. Именно тогда в политическом лексиконе появляется слово "государство". Происхождение термина спорно, однако считается, что впервые его использовал Макиавелли (Machiavelli) для обозначения территориально суверенного правительства широкоизвестной рукописи книги "Государь", законченной в 1513 и опубликованной в 1532 г. Полный перечень "признаков суверенности" был составлен только во времена Бодена (Bodin) и сэра Томаса Смита и позднее несколько изменен сэром Уолтером Рэлейем, Гоббсом (Hobbes) и Локком (Locke). Наибольшим успехом пользовалось определение современного государства, данное Вебером (Weber) в работе "Политика как профессия" ("Politics as a Vocation"). Вебер выделяет три основные черты современного государства: территориальность, монополия на средства физического насилия и законность (легитимность). Он утверждает, что при отсутствии социальных институтов, претендующих на монопольное право законного применения силы в пределах данной территории, быстро воцаряется анархия. Задавая вопрос, почему люди подчиняются тем, кто ими управляет, Вебер обращает наше внимание на основное содержание деятельности государства – на стремление придать структуре господства законный характер. Если Вебер выделил "традиционный", "харизматический" и "легальный" способы организации общественных отношений, то социологи не так давно, опираясь на труды Дюркгейма (Durkheim) и Фуко (Foucault), углубили наше понимание законности (легитимности) как государственной власти "действующей внутри нас". Таким образом, особое внимание уделяется насильственному установлению и постоянному регулированию "согласия" под руководством организации, присвоившей себе "право" применять физическую силу (и определять условия, при которых другие институты/индивиды имеют такое право) в обществе. По мнению Фуко, государство является формой, в которой буржуазия организует свою политическую власть, Ленин же считал, что эта власть реализуется только во внешнем подавлении, осуществляемом "специальными формированиями вооруженных людей, имеющих в своем распоряжении тюрьмы и т.д." ("Государство и революция"). Формы государства скорее должны пониматься как формы культуры, как культурная революция, а также как представления, постоянно и широко контролируемые государством. Это значит, что изучение проблемы государств выходит за рамки обычного исследования функций государства (защита прав собственности, контроль над деятельностью монополий) и обращается к не менее важным вопросам: как действует государство и как оно проецирует определенные формы организации на нашу повседневную жизнь? Исследования благотворительной деятельности отчасти отвечают на этот вопрос, показывая, что хотя нуждающиеся и получают помощь, но при этом им всегда приходится мириться с наблюдением и контролем. В политической науке выделяются три главные традиции, формирующие "теории государства": плюралистическая, марксистская и этатистическая. Роберт Даль и Нельсон Полсби рассматривают государство либо, с позиций плюрализма, как нейтральную арену противоборства интересов, либо как совокупность групп интересов. Поскольку организация власти в обществе основана на конкуренции, государственная политика является результатом периодически совершаемых сделок. И хотя Даль признает существование неравенства, он все же считает, что все группы имеют возможность оказывать давление на государство. Плюралистический подход к экономической политике предполагает, что действия государства являются следствием давления, как со стороны "полиархии" (polyarchy), так и со стороны групп организованных интересов. Группы давления конкурируют между собой, а государственная политика отражает наиболее влиятельных и сильных интересы. Такой подход часто критикуют за его откровенный эмпиризм. Попытки объяснить государственную политику влиянием интересов групп давления, по мнению оппонентов, представляют образец рассуждения, в котором мысль движется по кругу. Первое изложение марксистских взглядов принадлежит Милибанду. В работе "Государство в капиталистическом обществе" ("The State in Capitalist Society"), он предлагает инструменталистский подход к исследованию теории государства и пытается буквально толковать пресловутое заявление Маркса о том, что исполнительная власть в современном государстве – это не что иное, как комитет по управлению общими делами всей буржуазии ("Коммунистический Манифест"). Инструменталисты утверждают, что правящий класс использует государство как инструмент господства над обществом, опирающийся на связи между государственными должностными лицами и экономическими элитами. В своем известном ответе Никос Пулантцас (Poulantzas) выделил основные недостатки такого подхода, в особенности его субъективистский взгляд на государство и использование в качестве точки опоры плюралистической теории элит. Инструменталистский подход подвергся также критике при анализе "нового курса" (New Deal) и промышленной политики в США, а также при изучении процесса национализации и развития рабочего движения в Англии. С точки зрения Пулантцаса, государство – это региональный сектор капиталистической структуры; подразумевается, что оно пользуется относительной автономией (relative autonomy) от капитала: "Капиталистическое государство лишь тогда наилучшим образом служит интересам класса капиталистов, когда... правящий класс не является классом, осуществляющим политическое управление" ("Political Power and Social Classes"). Наряду с поставленными Пулантцасом проблемами структурного функционализма (structural functionalism) концепция относительной автономии нередко критикуется как бессмысленная мешанина понятий, используемая для объяснения задним числом очевидных сбоев в деятельности государства. Понимание того, что государства различаются по своему устройству, стало движущей силой для развития постмарксистских взглядов на теорию государства. Так как не существует единодушного согласия о том, что является стержнем марксистской ортодоксии, постмарксистское направление определенно выступает против деривационизма и эссенциализма (государство не является инструментом и не "действует" однозначно или относительно автономно в интересах одного-единственного класса). Многие исследователи, разделяющие взгляды Грамши (Gramsci), подчеркивают, что для объяснения различий между государственными формами необходимо "поместить" гражданское общество (civil society) между экономикой и государством. Эмпирические исследования роли государства в формировании внешнеэкономической политики и теоретическая критика постмарксистов привели к развитию этатистских теорий, утверждающих, что цели, которые преследует государство не могут быть выведены из сделок, заключаемых группами интересов, или из классовой структуры капиталистического общества. Центром внимания стали государства как обособленные структуры, каждая из которых имеет свою особую историю и действует в сфере реальной автономии. Авторы, находящиеся под влиянием традиции, заявляющей о приверженности Веберу (Weber) и Отто Хинтце, различают "сильные" и "слабые" государства, подчеркивая, что сила государства определяется степенью реальной независимости от требований общества. Эта позиция нашла поддержку в международной политической экономии (international political economy). В последнее время исследователи феминизма и расизма подвергают сомнению общее для плюралистического, марксистского и этатистского подходов положение, утверждающее, что современное западное государство институционализировало и легитимизировало патриархат и расизм. Все государства как части международной системы стоят перед дилеммами внутренней и внешней безопасности и легитимации. В последнее время было разработано понятие международного сообщества (сообщества государств), т.е. группы государств, добровольно установивших правила, процедуры и институты взаимных отношений. Это заложило основы для международного законодательства, дипломатии, режимов и организаций. После периода абсолютизма преобладающее число государств было организовано по национальному принципу. Однако понятие национального государства отнюдь не является синонимом государства-нации. Даже в наиболее этнически гомогенных странах обязательно существует несоответствие между государством и нацией – отсюда та активная роль, которую играет государство в развитии национального самосознания (nationalism).

Под государственным аппаратом понимается комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Классификация:
1) центральный, федеральный государственный аппарат;
2) аппарат субъектов федерации;
3) аппараты политических партий, общественных организаций и движений, а также органов местного самоуправления.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют: представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии;

демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами);

законность;

гласность деятельности государственных органов;

профессионализм и компетентность.
Государственный аппарат состоит из различных органов - составных частей механизма государства, наделенных государственно-властными полномочиями и осуществляющих функции государства.
Признаки государственных органов:
осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;
обладают властными полномочиями;
имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);
имеют определенную структуру (систему служб и численный состав - штат);
действуют на определенной территории;
образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.
Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.
К государственным органам относятся законодательные(парламент), исполнительные(президент, правительство, местные власти) и судебные органы(суды и судьи). Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полномочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ - с привлечением Конституционного суда).
Законодательные органы призваны разрабатывать и принимать законы, нормы которых регулируют соответствующие общественные отношения и закрепляют государственную политику. Исполнительные органы, правительства, исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие.
Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным, управленческим органам. Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата : принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле.
В современном мире в крупнейших странах мира государственно-административный аппарат представляет собой разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т. д. Заняты­ на профессиональной основе в государственном аппарате - государственные служащие. Среди них должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.
Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность государственных служащих, именуемых также чиновниками, или бюрократией, регулируется в большинстве стран мира специальными законами «О государственной службе». В частности, данными законами строго регламентируется сумма, на которую чиновнику может быть сделан подарок.

Цели разделения трех ветвей власти : избежать злоупотреблений властью, не допустить произвол и беззаконие, диктатуру или тоталитарный режим, сделать политику более эффективной. Разделение властей позволяет избежать узурпации власти каким-либо человеком, классом или группой.Диктатура – антидемократическое правление, узурпация и централизация власти, ее неподконтрольность закону. Тоталитарный режим – антидемократический политический режим, при котором вся власть находится в одних руках, господствуют плановая экономика, ущемление прав и свобод граждан, тоталитарная идеология (коммунизм, фашизм), массовый террор и тотальный контроль над всеми сферами жизни общества.

Государственный орган (от греч. organon – орудие, инструмент) – относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией).
Специфические черты (признаки) государственного органа, которые отличают его от иных объединений людей:
1) наличие самостоятельной компетенции, т.е. совокупности государственно-властных полномочий и предметов ведения;
2) каждый орган государственной власти образуется в установленном посредством закона или указа Президента РФ порядке;
3) каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.
Компетенция (от лат. competo – добиваюсь; соответствую, подхожу) – круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.
Компетенция государственного органа = 1) властные полномочия + 2) предметы ведения.
1) Государственно – властные полномочия – это совокупность прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ и законами, на основе которых орган государственной власти решает в пределах его ведения поставленные перед ним цели и задачи.
2) Предметы ведения – те сферы государственной и общественной жизни, в пределах которых действует конкретный орган государства.
Орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи – обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.
В каких формах выражаются государственно – властные полномочия государственного органа?
1) Издание правовых актов, обязательных для исполнения, 2) непосредственное действие, обеспечивающее исполнение этих актов.
Реализация компетенции является обязанностью государственного органа. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.
Государственный орган состоит из 1) подразделений, осуществляющих полномочия органа, и 2) вспомогательного аппарата.
Классификация государственных органов.
№ 1 (в соответствии с ветвями власти): 1) законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции); 2) исполнительные органы (глава государства + правительство); 3) судебные органы; 4) органы прокуратуры.
Координирующую роль в системе государственного аппарата играют высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Это Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный суд РФ. Главная координирующая роль в государственном аппарате принадлежит главе Российского государства – Президенту РФ.
№ 2. ( в соответствии с исполняемыми функциями): 1) экономические (Федеральное правительство, различные министерства, Центральный банк РФ, Государственное казначейство, органы государственной статистики и стандартов, налоговые инспекции, контрольно-ревизионные органы); 2) социальные (Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство образования, службы занятости населения, дома инвалидов, дома престарелых, детские дома и дома ребёнка и др.); 3) правоохранительные (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения, Федеральная служба безопасности, санитарно-эпидемиологические инспекции).

Государственные учреждения.
Государственное учреждение - аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями.
Государственные учреждения: образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта.
Основное отличие государственных учреждений от органов государства: результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ.
Государственное учреждение характеризуется 1) наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; 2) внутренней структурой и субординацией; 3) сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, 4) дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; 5) наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.
В широком смысле слова государственными учреждениями являются органы исполнительной и судебной власти, осуществляющие соответственно управление и разрешение дел по своей сфере ведения, в том числе по обращениям граждан – любые министерства, комитеты, департаменты, суды, прокуратуры и т. д.

Государственная служба.
Государственная служба – профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации.
В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида:
1) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.;
2) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники;
3) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.
Государственная служба в России.
Государственная служба в России строится по номенклатурному принципу. Подбор кадров производится в основном закрыто, открытые выборы – конкурсы – не проводятся. Согласно Закону «О государственной службе» (июль 2004 г.) граждане РФ, которые исполняют обязанности по государственной службе, получают денежное вознаграждение за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.
Деятельность госслужбы связана не с прямым (непосредственным) осуществлением полномочий государственных органов или высших должностных лиц, а с обеспечением этих полномочий. Например, в Администрации Президента РФ насчитывается около двух десятков управлений, в которых профессионалы подготавливают проекты президентских указов и распоряжений, материалы для ежегодных посланий и пр.
Госслужба включает 1) гражданскую, 2) военную и 3) правоохранительную. Государственные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность на определённых должностях, включённых в соответствующие реестры – списки, содержащие перечень должностей госслужбы. Все должности подразделяются на категории. Внутри категорий предусматривается существование должностей различных групп и классных чинов. Высшим классным чином в России является действительный государственный советник первого класса. Самый низший чин – секретарь гражданской службы третьего класса . Человек, который ушёл с военной службы на гражданскую, будет иметь тот же ранг (категорию) и соответствующий оклад, пенсию и пр.
Законодательно закреплённые принципы госслужбы : 1) признание и соблюдение прав человека; 2) профессионализм и компетентность.
Бюрократия.
Государственное управление осуществляется 1) политическими руководителями и 2) чиновниками.
С деятельностью чиновничества связано понятие бюрократии. Чин – служебное звание в государственном аппарате.
Бюрократия (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, букв. господство канцелярии) – 1) это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики; 2) слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством чётких правил и процедур.
Макс Вебер рассматривал бюрократию как естественное и положительное явления. Он разработал классическую модель бюрократии, согласно которой политики правят, а чиновники управляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их.
Бюрократия в этом смысле является скорее недостижимым идеалом, чем эмпирической реальностью. В обыденном сознании многих россиян бюрократия обычно связывается с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отношение к людям и пр. И в наши дни в среде чиновничества процветает коррупция, достигшая за последнее десятилетие небывалых размеров.
Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – 1) это преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения; 2) прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
Бюрократизм – отрыв чиновничества от народа и превращение его в замкнутую касту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство.
В чём заключаются причины бюрократизма?
1) Чиновники работают на постоянной основе. Они в отличие от должностных высшего ранга (президентов, депутатов, министров) не зависят от выборов. Постоянство корпуса бюрократии может вести к порокам – снобизму, формализму, инертности.
2) Чиновник является экспертом определённого профиля. Он накапливает большой объём информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным образом то, что им сообщают чиновники. Поэтому чиновники становятся скрытыми, негласными политиками.
3) Бюрократия зачастую вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов). Если бюрократия попадает под влияние этих групп и контролируется ими, то возникают олигархические явления.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в РФ.
Законодательная власть.
Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – является законодательным органом Российской Федерации.
Парламент Российской Федерации имеет двухпалатную структуру: Федеральное собрание = 1) Совет Федерации + 2) Государственная Дума.
Полномочия Государственной Думы
:
1) выдвижение законопроектов и их утверждение;
2) утверждение бюджета;
3) дача согласия президенту на назначение главы правительства;
4) решение вопроса о доверии правительства;
5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка;
6) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты;
7) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
8) объявление амнистии;
9) выдвижение обвинения против президента для отрешения его от должности.
Полномочия Совета Федерации:
1) разработка законопроектов;
2) одобрение законопроектов, принятых ГД;
3) решение вопроса о возможности использования вооружённых сил за пределами страны;
4) назначение выборов Президента;
5) назначение на должности судей КС, ВС, ВАС;
6) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ;
7) утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положений;
8) утверждение изменений границ между субъектами РФ.
Исполнительная власть.
Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. Правительство возглавляет его председатель. В состав правительства входят также заместители председателя правительства (вице-премьеры), федеральные министры.
Полномочия Правительства РФ (ст. 114):
1) разработка бюджета;
2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ;
3) проведение единой политики в культуре, науке, образовании, здравоохранении;
4) управление федеральной собственностью;
5) защита прав и свобод, собственности, охрана правопорядка;
6) обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешняя политика РФ.
Судебная власть.
Судебная защита в РФ осуществляется всеми судами, создание которых предусмотрено Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»:
1) суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, верховные суды республик, входящих в Федерацию, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды);
2) арбитражные суды (Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ), рассматривающие споры, возникающие в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) конституционные суды (РФ и некоторых субъектов Федерации).
Институт президентства.
Правовой статус Президента РФ установлен Конституцией РФ.
Согласно статье 80 президент:
1) глава государства;
2) гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованную работу органов государственной власти;
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
4) обладает неприкосновенностью, может быть отрешён от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое преступление.
Приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги (ст. 92).
Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.
Полномочия Президента РФ:
1) 84 ст.: реализация законодательной власти (назначение выборов Государственной Думы и её роспуск, назначение общенационального референдума, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к ФС с ежегодными посланиями);
2) 83 ст.: реализация исполнительной власти (назначение и освобождение от должности членов правительства РФ, полномочных представителей Президента РФ в территориальных округах, дипломатических представителей, а как Верховный Главнокомандующий назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил РФ);
3) реализация судебной власти: представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей КД РФ, ВС РФ, ВАС РФ, кандидатуру Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов.
Иные полномочия:
1) вводит чрезвычайное положение;
2) награждает государственными наградами;
3) осуществляет помилование.
Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае его добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Выборы Президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Для осуществления управленче­ских, административных, социальных и идеологических функций создаются государственные учреждения и орга­низации.

Совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, называ­ется государственным аппаратом.

Под государственным аппаратом понимается система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Основную роль в них играют должностные лица. Под их руководством выполняют свои задачи государственные пред­приятия и учреждения. Кадровой основой предприятий и уч­реждений являются государственные служащие. Они работа­ют в органах государства. Из них состоит государственный аппарат.

В демократических государствах в качестве базовых принципов функционирования властных структур выделяют: представительство интересов граждан в государственном аппарате; разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную при их разумном взаимодействии; демократизм (учет интересов большинства при принятии важнейших решений с оставлением для меньшинства права отстаивать свои интересы всеми законными средствами); законность; глас­ность деятельности государственных органов; профессионализм и компетентность.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные учреждения - государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат - это не механическое соеди­нение его органов, а упорядоченная, целостная система. Смысл этой системы состоит в том, что каждый орган государ­ства выполняет определенные управленческие функции, имеет свое пространство ответственности. В современном обществе содержание функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.


Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов. В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

ü Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц.

ü Принцип демократизма у позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

ü Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

ü Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

ü Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

ü Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Государственные органы - составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства. Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственный орган - это организация, учреждение, создаваемое для осуществления определенного вида государ­ственной деятельности, выполняющее определенные функ­ции по управлению делами общества.

Компетенция государственного органа - это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Признаки государственных органов:

· осуществляют от имени государства его задачи и функции в определенной области;

· обладают властными полномочиями;

· имеют определенную компетенцию (закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей);

· имеют определенную структуру (систему служб и численный состав - штат);

· обладание властными полномочиями, которое выраже­но в праве издавать обязательные государственные акты и осу­ществлять контроль за их исполнением;

· выполнение четко определенных видов государствен­ной деятельности;

· наличие организации и ресурсов для осуществления на­меченных функций;

· действуют на определенной территории;

· образуются и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке.

Государственный орган может издавать юридические акты, обязательные для исполнения те­ми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов.

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной - направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию реко­мендаций по ее совершенствованию и т. п. и правовой - носит властный характер, реализуется в общеобязательных предпи­саниях, адресованных соответствующим субъектам.

К государственным органам относятся законодательные, исполнительные и судебные орга­ны, органы прокурорского надзора.

Принцип разделения властей основан на ряде положений: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом власти; исполнительная власть ограничена в нормотворчестве и занята исполнением законов; должен быть баланс полно­мочий между органами власти; судебные органы являются независимыми; ни одна из властей не вмешивается в деятельность другой; споры властей решаются конституционным путем (в РФ - с привлечением Конституционного суда).

Органы законодательной власти находят свое выражение в ус­тановлении наиболее важных, обязательных правил поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов госу­дарства и общественных организаций. Законодательная власть осуществляется представительным органом. Представитель­ный орган в разных государствах имеет разные национальные названия (конгресс - в США, Верховная Рада - на Украине, Федеральное Собрание - в России).

Парламент состоит из членов парламента - депутатов. В подавляющем большинстве стран депутаты имеют свобод­ный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа, и поэтому они не обязаны выполнять наказы жителей округа. Депутаты не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Во многих странах члены парламента обладают депутат­ским иммунитетом. Это означает, что депутат не может быть подвергнут полицейскому аресту, кроме того, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является.

Парламент формирует или принимает участие в формиро­вании высших органов государства. В России Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя правительства, на Украине Верховная Рада дает согласие пре­зиденту на назначение председателя Комитета по антимо­нопольной политике, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора. Парламент ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объ­являет амнистию, принимает бюджет.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью ис­полнительной власти и других высших органов власти. Ис­пользуются следующие формы контроля: постановка вопроса о вотуме доверия правительству, дебаты по различным аспек­там политики государства, отчеты правительства и министров перед парламентом, парламентские слушания и расследова­ния, импичмент.

К основным функциям исполнительной власти относятся исполнение законов и распорядительная деятельность, регу­лирующая посредством исполнительных актов основные сферы общественной жизни.

Аппарат исполнительной власти возглавляет глава госу­дарства. Глава государства - это конституционный орган и од­новременно высшее должностное лицо государства, представ­ляющее государство вовне и внутри страны. Глава государства - символ государственности. В одних странах глава государства рассматривается как неотъемлемая часть парламента, т. е. за­конодательной власти без его подписи закон не действителен (монарх в Великобритании, президент в Индии). В других - глава государства является одновременно и главой государст­ва, и главой исполнительной власти (Египет, США). А в неко­торых странах лицо, являющееся главой государства, не может входить в состав какой бы то ни было ветви власти (Германия, Италия). Глава государства может быть национальным симво­лом, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, единоличным правителем (Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - пра­вительство, избираемое парламентом.

Наряду с главой государства органом исполнительной влас­ти является правительство. Правительство - это коллегиаль­ный орган исполнительной власти, состоящий из министров. Правительство осуществляет административно-распоряди­тельную деятельность, под его руководством находятся госу­дарственные учреждения, вооруженные силы, финансы, меж­дународные дела. В состав правительства часто включаются «министры без портфеля» - лица, которые выполняют специ­альные поручения правительства.

Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением . Поэтому управленческие органы имену­ются государственным аппаратом в узком смысле.

Повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений при­надлежит исполнительным, управленческим органам.

В современном мире государственно-административный аппарат представляет собой развет­вленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями и т. д . Заняты на профессиональной основе в государственном аппарате - государственные слу­жащие. Среди них - должностные лица, которые в силу занимаемой ими должности наделены особым кругом полномочий.

Судебные органы - традиционная ветвь государственной власти. Судебные органы осуществляют правосудие.

Органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов органами государства, должностными лицами и гражданами.

Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга, они не зависят от результатов выборов. Деятельность госу­дарственных служащих, именуемых также чиновниками, или бюрократией, регулируется в боль­шинстве стран мира специальными законами «О государственной службе».