Публичный договор между юридическими лицами. Публичный договор. Каким может быть публичный договор: виды и их значения

Характерные правовые признаки публичного договора приводятся в ст.426 ГК РФ. Таковым является гражданско-правовой договор, заключаемый продавцом - коммерческой организацией, выполняющей определенные виды работ, которые она должна предоставлять любому, кто к ней обратиться в качестве покупателя. К таким видам работ кодекс относит розничную торговлю, перевозку общественным транспортом, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, туристическое, гостиничное обслуживание.

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров. Этими признаками являются:
- состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;
- коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;
- единая стоимость товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Выгода публичного договора для покупателя

Так, закон допускает признавать договор публичным не по формальным, а по перечисленным выше материальным признакам, при наличии которых любой договор купли-продажи может быть классифицирован как публичный. Это очень выгодно покупателю, который в этом случае получает дополнительные преимущества, которых у него нет при заключении обычного договора. В этом случае покупатель является потребителем и на него распространяется действие закона «О защите прав потребителей».

В этом законе, правда, к потребителям отнесены только физические лица, приобретающие товары или заказывающие работы и услуги для своих личных нужд. Может ли юридическое лицо считаться потребителем, в ст. 426 ГК РФ не оговаривается, но в некоторых подзаконных нормативных актах, касающихся заключения публичных договоров, вообще отсутствуют указания, кто может являться субъектом таких договоров. На основании этого правоведы делают выводы, что, там, где это специально не оговорено, в качестве потребителя–покупателя может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Например, публичные договоры подряда и банковского вклада специально оговаривают, что потребителями в этих случаях могут быть только физические лица.

Признание субъекта публичного договора - покупателя - потребителем дает ему право рассчитывать на снижение цены, если он относится к льготируемым категориям граждан, кроме того, коммерческая организация-продавец не может отказать ему в заключении договора. В том случае, когда последует необоснованный отказ в заключении договора, потребитель имеет право на возмещение убытков и морального вреда.

«Публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений. Термин «публичный» в данной конструкции, указывает на открытый для публики характер деятельности коммерческой организации – контрагента в договорных отношениях, но при этом не меняет общей частноправовой природы данного договора. В этой связи важно четко отличать понятие «публичный договор» в смысле ст. 426 ГК РФ от получающего все более широкое освещение в современной юридической литературе понятия «публичные услуги», под которыми понимаются услуги, оказываемые органами государственной власти, и в силу этого обладающие особой спецификой.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или указываемых услуг.

С учетом динамики развития правового явления публичного договора разграничиваются три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области. Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным). Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в связи с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств). 1

Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора.

При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства.

ГК РФ прямо относит ряд договоров к категории публичных, как-то: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей (ст. 919); договор хранения принадлежащих гражданину вещей в камерах хранения транспортных организаций общего пользования (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). Кроме того, указания на публичный характер отдельных договоров содержатся в ряде специальных законов. В то же время ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора в силу широты указанных критериев использует несколько необычный для юридического текста прием, поясняя суть изложенного определения на конкретных примерах. Причем в отношении отдельных из указанных в ст. 426 ГК РФ примеров (например, медицинского и гостиничного обслуживания) указания на их публичный характер в специальных нормах ГК РФ или других законов отсутствуют. Как следствие, возникает неясность относительно перечня публичных договоров и целей указания на публичный характер отдельных из них в специальных статьях.

Критерии публичного характера договора в ст. 426 ГК РФ определены достаточно четко, чтобы в условиях цивилизованного рынка сглаживать неравенство вступающих в договорные отношения контрагентов. В тексте статьи 426 ГК РФ не содержится ссылки на то, что для признания договора публичным необходимо указание на такой его характер в специальной норме закона. Более того, приведенный законодателем в качестве иллюстрации перечень публичных договоров является открытым и включает договоры, как указанные публичными в специальных нормах, так и не указанные. Наконец, учитывая тот факт, что в российском гражданском праве допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ), установление требования об обязательном указании на публичный характер договора в специальной норме, поставило бы защиту слабой стороны в гражданском обороте в зависимость от сугубо формального критерия подведения сложившихся отношений под шаблон того или иного договорного вида.

Относительно целей особого указания в ГК РФ и специальных законах на публичный характер целого ряда договоров следует отметить, что такое указание в целом является полезным как способствующее большей ясности в правоприменении, поскольку в случае возникновения судебного спора для применения всего комплекса гарантий ст. 426 ГК РФ достаточно констатации наличия договорных отношений определенного вида. При этом не требуется специального установления публичного характера договора через самостоятельное доказывание ряда критериев.

§ 2. Особенности правового регулирования публичного договора по российскому гражданскому праву

Главным отличием данного института является определенное его отступление от общего принципа свободы договора. Правовой режим публичных договоров направлен, в первую очередь, на защиту интересов лиц, вступающих или желающих вступить в правоотношения с коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна на равных условиях заключать договоры с каждым лицом, которое к ней обратится. Субъектный состав данного вида договора, таким образом, является ключевым для квалификации публичных правоотношений: коммерческая организация с видом деятельности, ориентированным на широкое потребление его результатов, с одной стороны и потребитель, в большинстве своем гражданин, или юридическое лицо, с другой стороны. Отказ от заключения публичного договора со стороны коммерческой организации не допускается. Порядок заключения публичного договора, условия его исполнения для сторон могут определяться Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

Конкретный гражданско-правовой договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных, должен обладать следующими характерными признаками. Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора

При заключении публичного договора стороны руководствуются, прежде всего, требованиями, закрепленными в ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора определяют его вид. Публичные договоры, направленные на выполнение работ и услуг не ограничиваются тем перечнем, который определен в ст. 426 ГК РФ, а также в четвертом разделе ГК РФ («Отдельные виды обязательств»).

Заключая публичный договор, коммерческая организация, по общему правилу, не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке. Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, т.е. граждан и юридических лиц.

Вместе с тем в сфере бытового обслуживания действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490 1

Если у коммерческой организации имеется возможность предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ, закон не допускает ее отказа от заключения договора. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора должно повлечь за собой определенные отрицательные последствия — применение правила п. 4 ст. 445 ГК. Оно предоставляет другой стороне возможность обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных отказом убытков.

В связи с содержанием п. 4 статьи 426 ГК РФ следует учитывать, что еще до принятия ГК Закон о защите прав потребителей 2 предоставил Правительству РФ право только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, регулировать отношения по защите прав этой категории граждан. Более того, в этом Законе закреплено правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Тем самым ГК фактически не только воспринял данное положение, но и подтвердил правомерность ранее сложившейся нормотворческой практики, когда Правительством издаются постановления, утверждающие Правила, которые регламентируют отношения в отдельных отраслях сферы обслуживания. Вместе с тем в качестве подлежащих принятию обязательных правил в ГК названы «типовые договоры, положения и т.п.»

Типовые договоры могут регулировать также имущественные отношения, выходящие за пределы сферы обслуживания.

Таким образом, порядок заключения публичного договора носит диспозитивный характер, когда договор со стороны акцептанта заключается без какого-либо понуждения, т.е. на усмотрение акцептанта. Но при этом со стороны оферента не может быть никому отказано вы заключении договора, в чем и выражается публичность оферты.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

    Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

    О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета от 7 апреля 1992 г.

    Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.) // Российская газета от 3 июня 1997 г.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» // Российская газета от 26 июля 1995 г.

    Белов В. А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009.

    Бабаев А. Б., Белов В. А. Проблемы общего учения о гражданском правоотношении // Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

    Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009.

    Гражданское право. Учебник /Под ред. АЛ. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    Левченко О. С. Конструкция публичного договора: постановка проблемы // Общество и право. – 2008. – № 3. – С. 115-117.

В российской правовой системе существует большое количество категорий договоров. Так, в числе самых распространенных - публичные контракты. Какова их специфика? В каких случаях российские компании предпочитают заключать именно такие соглашения, а не другие?

Сущность публичных договоров

Публичный договор - это правовая конструкция, которая имеет ряд специфических признаков. Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческий субъект. Во-вторых, характер деятельности организации, выступающей в качестве субъекта правоотношений, должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ. В-третьих, положения в договоре должны соответствовать следующим основным критериям:

  • отражать обязанность фирмы вступать в правоотношения (продавать товары, оказывать услуги) с любыми обратившимися лицами;
  • отражать обязанность компании брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Также некоторые юристы считают, что в качестве стороны публичного договора следует признавать компании, основная деятельность которых так или иначе связана с систематическим опубликованием соответствующего типа договоров. То есть, фирма должна продавать или оказывать услуги стабильно, быть постоянно действующим игроком рынка. Как может выглядеть публичный договор? Образец соответствующего документа - ниже.

Можно отметить, что в данном примере договор именуется офертой. Какова специфика употребления данного термина?

Договор или публичная оферта?

В российской юридической среде наблюдается дискуссия по поводу отнесения того или иного типа соглашения к договору или же публичной оферте. Есть точка зрения, согласно которой публично-правовой договор в большинстве случаев можно приравнять к соответствующего типа оферте. Вместе с тем, данный тезис нельзя считать самым распространенным хотя бы в силу того, что две указанные правовые категории - разные. Оферта, согласно законодательству, - это источник, предваряющий сделку, которая впоследствии может стать договором.

В том случае, если ее положения существенным образом не изменятся к моменту заключения контракта тем или иным юридически значимым способом - подписанием, фактом оплаты товара или услуги,- она фактически выступает в качестве договора. Данный сценарий на практике, как отмечают некоторые юристы - самый распространенный. И потому многие эксперты считают, что соответствующего типа контракт должен называться именно «договор публичной оферты», что это наиболее корректное его наименование. Такова сущность правовой дискуссии.

Можно отметить, что конкретные виды публичных договоров не классифицированы в российском законодательстве. То есть это могут быть, в принципе, любые соглашения в рамках гражданского права, соответствующие критериям, обозначенным выше.

Специфика заключения публичного договора

Рассмотрим подробнее, какова специфика заключения публичных договоров. Выше мы отметили, что организация не имеет права отказаться от предоставления услуг или продажи товара - действий, которые предполагаются по договору, если возможность выполнить соответствующий пункт контракта есть. Можно отметить интересный факт из судебной практики. Так, например, в указаниях Пленумов ВС РФ присутствуют положения, по которым компания, если клиент или контрагент подаст на нее в суд, сама должна будет доказывать, что оказание услуги или продажа товара были в силу объективных причин затруднены.

Также мы отметили, что отпускная стоимость товара и иные важные условия публичного контракта должны быть одинаковыми для всех контрагентов, клиентов и покупателей. Вместе с тем существует одно интересное исключение из этого правила: компания может предоставлять в отношении отдельных покупателей те или иные льготы или преференции. Правда, в среде юристов присутствует некоторая дискуссия, касающаяся возможных факторов признания за покупателем права на льготу. Есть эксперты, которые полагают, что компания-поставщик вправе ориентироваться только на те критерии, которые указаны в действующих нормативно-правовых актах: например, определяющих тот факт, что многодетным семьям полагаются такие-то скидки.

В свою очередь, другие юристы считают, что фирма вправе самостоятельно определять, кому давать скидки и иные преференции, а кому нет. Многие аналитики полагают, что компании стараются в этом смысле практиковать компромиссные варианты - к примеру, в виде карт скидок. С одной стороны, держатели данных изделий могут, таким образом, получать одинаковую скидку, с другой - имеют возможность покупать товары дешевле, чем те покупатели, которые еще не обзавелись картами.

Схожие интерпретации правовых норм характерны также и для положения, согласно которому компании, заключающие публичные договора, не вправе отдавать каким-то клиентам и контрагентам приоритет в продаже товаров или оказании услуг. То есть некоторые юристы считают, что исключения относительно данной нормы могут быть обусловлены только на уровне официальных источников права, например, федеральных законов о поддержке ветеранов войн, по которым люди, сражавшиеся за свою страну, могут в первоочередном порядке обслуживаться в тех или иных организациях. Другие эксперты полагают, что фирмы вправе посредством, к примеру, тех же клиентских карт, определять, кто может получить приоритет в получении той или иной услуги или покупке товара.

Также интересный нюанс, касающийся заключения публичных договоров - определение сроков, в рамках которых организация должна поставить клиенту товар или оказать услугу. Здесь основной источник - Закон о защите прав потребителей. В соответствии с его положениями сроки должны фиксироваться либо в самом контракте, либо определяться сторонними нормативно-правовыми актами, содержащими правила выполнения тех или иных услуг или же регулирующими процедуры поставки товаров. При этом, если в источниках права, о которых идет речь, указаны одни рекомендуемые сроки, а стороны правоотношений договорились о том, что сервисы или товары будут поставлены раньше - этот факт, как полагают многие юристы, необходимо зафиксировать в договоре.

Значение публичных договоров

Публичный договор - это, в первую очередь, инструмент правовой защиты тех субъектов, которые, в силу своего статуса, подлежат ей в первоочередном порядке. Это могут быть, к примеру, покупатели в магазине, которые, в частности, должны чувствовать за собой подкрепленное законом право на приобретение товара по той же цене, что и другие посетители торговой точки.

Публичный договор - это инструмент упрощения юридического взаимодействия между поставщиком товаров или услуг и их потребителем. Купля-продажа - это разновидность правоотношений. Юридически закреплять их можно разными способами, и, по мнению многих экспертов, публичный договор выступает одним из оптимальных инструментов в таких случаях.

Аспекты правоприменительной практики

По мнению ряда юристов, публичного типа соглашения, о которых идет речь, призваны, прежде всего, защищать права потребителей. Однако в какой степени данный приоритет находит подтверждение в правоприменительной практике? Относительно данного вопроса в экспертной среде присутствует несколько полярных точек зрения. Есть тезис, в соответствии с которым правовые нормы, предписывающие поставщикам товаров и сервисов те или иные модели поведения, сопровождаются дефицитом правоохранительных процедур, характеризующихся быстрым срабатыванием.

То есть, например, если гражданин приехал в гостиницу, а его отказались заселить, сославшись на отсутствие свободных номеров (хотя они, по всем признакам, были), то единственный механизм реализации законных интересов гражданина - обращение в суд, который, конечно, может встать на сторону истца, но только через значительное время. Человеку же нужно заселяться в гостиницу как можно быстрее - и таких механизмов, как отмечают российские юристы, правоприменительная практика, имеющая отношение к такой юридической категории, как публично-правовой договор, не предполагает.

Вместе с тем есть и иная точка зрения, в соответствии с которой общая совокупность обязательств, которую законодатель возлагает на поставщиков товаров и услуг, так или иначе компенсирует возможные недоработки в аспекте правоприменительного механизма, о котором мы сказали выше.

Законодатель желает справедливости

Речь идет, в частности, об обязательствах в сфере защиты прав потребителей, касающихся качества продаваемых товаров и предоставляемых услуг. В этом смысле, полагают аналитики, клиент имеет большое количество возможностей быть управомоченной стороной в правовых отношениях. То есть, считают юристы, законодатель, не предусмотрев оперативных механизмов правоприменительной практики в отношении публичных договоров, соблюдает баланс интересов в условиях, когда предполагается преимущественное положение клиента магазина или сервиса в аспекте защиты прав потребителя. Бизнесы, таким образом, получают некий инструмент, позволяющий, когда это возможно, произвести подстройку баланса интересов в свою пользу.

Особенности договоров присоединения

Публичный договор - это правовая категория, которая достаточно близка к некоторым другим типам контрактов. Каким, например? Прежде всего юристы в числе таковых отмечают договора присоединения. За счет каких признаков они становятся близкими публичным договорам?

Во-первых, в договорах присоединения условия сделки инициируются и предлагаются одной стороной, то есть поставщиком товаров или сервисов. Условия публичного договора аналогично формируются в одностороннем порядке поставщиками.

Во-вторых, другая сторона правоотношений может участвовать в заключении сделки исключительно методом присоединения к предлагаемому контракту.

В-третьих, в рамках рассматриваемого типа контрактов предполагается, что условия должны фиксироваться посредством стандартных документальных форм. То есть имеется в виду, что корректировка существенных условий в общем случае не требуется, хотя и возможна.

Правовые отношения, которые возникают в рамках договоров присоединения, вместе с тем предполагают наличие у контрагента той стороны, которая предложила заключить соответствующий контракт, права на то, чтобы расторгнуть договор.

Вместе с тем, как отмечают многие юристы, в законах РФ не прописано четких условий, в соответствии с которыми должно происходить расторжение соответствующего типа контракта. Также в правовых актах, регулирующих правоотношения в рамках договоров присоединения, как отмечают юристы, нет положений, которые бы предусматривали ответственность компании, предложившей договор, по возможным убыткам контрагента, который присоединился к контракту.

Различия между публичным договором и контрактом присоединения

Рассмотрев некоторые аспекты сходства между публичным договором и контрактом присоединения, изучим факты, которые свидетельствуют об ощутимых различиях между двумя рассматриваемыми типами документов. В частности, в публичных договорах, как правило, не предусмотрены сценарии, предполагающие значительную корректировку условий. В контрактах присоединения, в свою очередь, возможен вариант, когда потребитель услуг вправе предложить поставщику существенно изменить те или иные положения в документе.

Вместе с тем, возможен вариант, при котором публичным договором является именно контракт присоединения. Это возможно, если, например, договор купли-продажи, составленный в формате формуляра (то есть обладающий признаками контракта присоединения) предполагает заключение сделок с неопределенным или неограниченным кругом лиц. То есть в этом случае корректировка его пунктов невозможна или нецелесообразна - и это признак документа, для которого характерны правила заключения публичных договоров. Вопрос только в том, к какой правовой категории отнести документ в первую очередь. Некоторые эксперты считают, что первичен признак, характеризующий принадлежность контракта именно к публичным. Другие полагают, что данного типа соглашение в большей степени соответствует критериям, свойственным для договоров присоединения.

Не имеет значения, полагают юристы, как именно фирма-поставщик назовет документ, в котором будут излагаться условия поставок. Самое главное - соответствие его фактического содержания критериям, которые свойственны для публичного договора или же для контракта присоединения. Хотя, как отмечают многие эксперты, компании все-таки стараются формулировать названия документов так, чтобы контрагенту или покупателю было понятно, какого типа соглашение предстоит заключать.

Что выбрать: контракт присоединения или публичный договор?

Так или иначе, но очень многие эксперты предпочитают не отождествлять два рассматриваемых типа соглашения (хотя признают возможность составления контрактов, обладающих признаками и того и другого). Тем самым организация, собираясь издать некий контракт, обладающий общими для обоих типов рассматриваемых соглашений свойствами, например, односторонним происхождением условий, может встать перед выбором: выпустить документ с акцентом на критерии, характерные для контрактов присоединения, или же составить его по тем принципам, что свойственны для публичных договоров?

Выше мы отметили, что один из ключевых критериев отличия контракта присоединения - возможность корректировки существенных пунктов со стороны клиента. Заключение публичного договора, в свою очередь, такой возможности в общем случае не предполагает. Определяющий фактор расстановки приоритетов в данном аспекте, полагают эксперты, - особенности рынка, на котором работает компания, специфика сегмента ее деятельности, характеристики целевой группы клиентов.

Клиент определяет правила

Дело в том, что для некоторых типов контрагентов (покупателей, клиентов) отсутствие возможности корректировать условия договора может быть критичным, для других - нет. Очевидно, если речь идет о предпринимательской деятельности в сегменте B2B, когда одни юрлица оказывает услуги или продают товары другим, публичные контракты - менее желательный способ оформления отношений. И это логично: контрагент может не согласиться с теми или иными пунктами контракта, который предлагается фирмой-поставщиком. И потому, если договор поставки - публичный в аспекте всех свойственных для него критериев, то контрагенты могут попросту отказаться от взаимодействия с фирмой. Поэтому в таких случаях компании чаще предлагают свои условия в рамках контрактов присоединения.

По мнению некоторых юристов, самостоятельным публичным договором является отдельно взятый товарный ценник (или, по крайней мере, он выступает существенной частью контракта). Покупатель магазина, быть может, хотел бы его изменить, чтобы приобрести товар подешевле. Однако маловероятно, что интересы продавца с подобными пожеланиями совпадут. Обсуждать с каждым покупателем отпускную стоимость товара может позволить себе не каждый магазин. И в этом случае для продавца оптимален публичный договор, а не контракт присоединения.

Есть интересное мнение касательно такого вида документа, как договор публичной оферты: что это - один из примеров соглашений, посредством которых тот или иной бизнес однозначно дает понять контрагенту, что предлагаемые условия, связанные с реализацией товаров или услуг, обсуждению не подлежат.

Можно отметить тот факт, что выбор в пользу того или иного контракта может быть обусловлен особенностями формулирования его положений. Есть сферы, в которых составить проект публичного договора проблематично в силу дефицита вводных данных. И потому фирма вынуждена так или иначе адаптироваться к данной специфике, составляя контракты присоединения как единственно возможные. Например, публичный договор страхования - это юридическая категория, которая встречается, как отмечают некоторые эксперты, достаточно редко. Для того чтобы определить основную часть его условий, компании необходимо исследовать индивидуальный профиль клиента, и только после этого предлагать ему те или иные условия контракта.

Таким образом, один из факторов выбора конкретного типа контракта - приоритеты поставщика в аспекте реализации взаимодействия с клиентом. Публичный договор - это соглашение с некоторым уклоном в область интересов заказчика. Другой важный фактор - специфика сегмента, в котором фирма осуществляет деятельность, особенности тех типов услуг, которые она оказывает, или товаров, которые продает. То есть если характеристики того или иного сегмента рынка предполагают лояльность к контрагенту, выражаемую в готовности обсуждать условия соглашения - составляется контракт присоединения. Если нет, то предприятие может работать, взаимодействуя с покупателями в рамках публичных договоров.

Публичный договор в гражданском праве.

Введение.

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор.

Данный договор заключается между коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, и массовым потребителем.

Данный институт ещё развивается. Задача законодателя совершенствовать области публичного регулирования в договорном праве так, чтобы позволить обеспечить государству баланс интересов между хозяйствующим субъектом и гражданином-потребителем.

1.Понятие публичного договора.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В ст. 426 содержится следующее определение публичного договора: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнении работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление законом определённых преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст.19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ключевым признаком публичного договора является то, что деятельность, осуществляемая организацией, должна носить публичный характер. Для установления публичного характера деятельности коммерческой организации во всех случаях – как при заключении договоров, прямо названных в законе в качестве публичных, так и при заключении иных договоров – необходимо использовать критерий систематического осуществления деятельности, рассчитанной на неопределённый круг потребителей. Фактически такая деятельность в большинстве случаев опосредуется публичной офертой.

Критерии систематичности и неопределённости круга потребителей являются в отдельных случаях вторичными признаками, не всегда достаточными для установления публичного характера предпринимательской деятельности. Так как теоретически не исключена ситуация, когда публичный договор может быть заключен хозяйствующим субъектом одноразово, но это не означает, что к нему не применяются правила ст. 426 ГК РФ.

2.Субъекты публичного договора.

В качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Некоторые правоведы считают, что к списку сильных контрагентов публичного договора следует добавить индивидуальных предпринимателей. Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, в практике гражданского оборота сложилось, что от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Также к числу субъектов публичного договора стоит отнести и некоммерческие организации. Согласно ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Такие организации при определённых условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является её осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

Другая сторона публичного договора именуется потребителем. Здесь неоднозначное толкование субъекта, а именно, с одной стороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем. С другой стороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, что прямо свидетельствует о том, что другим субъектом публичного договора может быть только физическое лицо.

Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

3.Правовые последствия заключения публичного договора.

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлениями правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Примерами публичных договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор личного страхования (ст. 927).

Договор можно назвать публичным, если он представлен субъектом, который осуществляет свою деятельность для получения дохода.

В таком документе определяются обязательства предпринимателя относительно предлагаемого товара, услуги или работы. Причем обязанности в публичном договоре выполняются по отношению к любому обратившемуся.

  • Договор на оказание услуг: ключевые ошибки, существенные условия, образец

Чем регулируется публичный договор

Некоторые статьи ГК РФ (раздел 4-й) содержат перечень публичных договоров вместе с договорами бытового подряда, реализации ТД.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Договор на оказание услуг по снабжению энергоресурсами, согласно ГК РФ (ст. 539), не назван публичным. Но есть основания, позволяющие причислить его к разряду публичных, например, ст. 426 ГК.

Признаки публичного договора:

  • стороны договора определены заранее: поставщик, в лице коммерческой организации и потребитель (изменения не допустимы);
  • предприятие обязано предоставить свои услуги каждому желающему потребителю;
  • ценовая политика направлена на установление равных цен для потребителей.

К публичным договорам относятся договоры, которые характеризуются материальной направленностью производства: организация может договариваться о предоставлении услуг неназванных и названных в законе. Таким образом, формализм в толковании и понимании понятия «публичный договор» не уместен.

ГК РФ в статье 426 четко определяет грани «публичности» договора, дающие право регулировать неравенство сторон. В этой статье нет ссылки на специальную норму закона, которая позволит именовать договор публичным. Кроме этого, их перечень не закрыт, есть возможность добавить «публичные договоры», соответствующие определенным нормам.

В случае признания договора публичным у потребителя появляется намного больше прав, которые не предоставляются при обычном договоре.

Цели указания в ГК РФ и специальных законах договоров публичного характера:

  • указание полезно, т. к. оно способствует ясности в праве на применение;
  • в будущем не встанет необходимость в доказательстве наличия критериев для установления «публичности» договора;
  • в судебной тяжбе (по предоставлению гарантий ст. 426 ГК РФ) будет достаточным констатирование наличия определенных договорных отношений.
    l&g t;

    Особенности и условия публичных договоров

    Гражданско-правовой договор относится к разряду публичных при следующих условиях:

    • В первую очередь, если одна из сторон является коммерческой организацией (муниципальное предприятие, производственный кооператив, хозяйственное общество и т. д.). Второй стороной может выступить как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего оно является потребителем услуг, предоставляемых контрагентом.
    • Кроме того, коммерческая организация должна вступать в договорные отношения с любыми лицами, как физическими, так и юридическими, если они к ней обращаются. Перечень таких организаций имеется в 1 пункте статьи 426 Гражданского кодекса.
    • И, наконец, договор должен относиться именно к той самой деятельности, которую данная организация обязана осуществлять в случае обращения в нее любых физических или юридических лиц. То есть, если организация, например, занимается газификацией, то договор на эту услугу является публичным. А если в нем пойдет речь о продаже организацией своего имущества - то уже нет.

    Также следует отметить, что значительную роль в том, чтобы определить гражданско-правовой договор, как публичный, играют правовые последствия. В отношении публичного договора возможны следующие:

    • Коммерческая организация обязана предоставлять услуги всем, кто в нее за ними обратится, за исключением случаев, когда она по каким-то причинам не обладает ресурсами для осуществления своей деятельности. Если зафиксирован факт избирательности и необоснованного отказа, то организация может быть привлечена к ответственности за уклонение от своих обязанностей.
    • Любые предпочтения каким-либо лицам, обращающимся в организацию, недопустимы, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Например, если речь идет о льготниках, инвалидах и т. д.
    • Не допускается, чтобы для разных лиц были установлены отличающиеся условия договора, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Например, если речь идет о льготниках, инвалидах и т. д.
    • Любые споры в отношении публичных договоров должны решаться в судебном порядке, даже если отсутствует согласие обеих сторон.

    Ко всему прочему, законодательно предусматривается принудительное заключение публичного договора, если коммерческая организация без оснований уклонялась от этого. При этом потребитель может взыскать убытки, которые понес из-за задержки заключения договора.

    Правительство Российской Федерации, согласно статье 426 Гражданского кодекса, может вводить новые правила для сторон публичного договора, связанные с его заключением и исполнением.

    • Административные расходы: как свести их к минимуму

    Условиями публичного договора выступают:

    • Соблюдение нормативных актов при заключении.
    • Отсутствие принуждения во время принятия условий.
    • Стороны договора обладают правом свободного выбора. Принуждение к заключению не возможно, кроме нюансов, предусмотренных законодательством /принятыми обязательствами.
    • Договор может носить смешанный характер и предусматривать выполнение сторонами оговоренных обязательств, если другое не внесено в соглашение сторон или не следует из указаний смешанного договора.
    • Условия договора насчет прав и обязанностей сторон носят традиционный характер, если иное не предусмотрено сторонами или диспозитивной нормой.
    • Соглашатели вправе самостоятельно устанавливать условия договора, кроме исключений, предусмотренных законодательно (статья 422). Если пункт договора определен нормативным документом и стороны не установили иного условия (диспозитивной нормы), то они имеют право на изъятие или замену такого пункта.
    • Услуги и товары оплачиваются в соответствии с ценой, предусмотренной договором. Редакция Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ предусматривает регулирование цен и тарифов уполномоченными государственными органами или органами местного управления.
    • Цена меняется при условии соблюдения законов для такого рода изменений.
    • Если первоначально в договоре не предусмотрено указание цены, то выполнение публичного договора должно быть оплачено в соответствии стоимости с трудозатратами и объемами выполненных работ (ориентируясь на аналогичные виды труда).
    • Действие публичного договора.
    • Договор считается действующим с момента его заключения.
    • Стороны могут указать, что договор начал действовать на отношения, возникшие еще до его подписания.
    • В договоре можно указать, что обязательства заканчиваются вместе с окончанием его действия, в противном случае он останется в силе до момента исполнения обязательств.
    • Стороны несут ответственность за нарушение условий и после срока действия договора.

    Мнение эксперта

    Формирование корзины интернет-магазина - начало публичного договора

    Елена Денисова ,

    руководитель коммерческой практики, CLIFF

    Публичные договоры купли-продажи заключаются в момент приобретения товара. Продавец или кассир выдают покупателю товарный чек, или же, если потенциальный клиент пожелал приобрести товар (акцепт оферты) - это момент заключения публичного договора купли-продажи. В случаях с популярными сегодня Интернет-магазинами заключение договора происходит тогда, когда формируется корзина с заказом на товар.

    Последствия. Договор считается недействительным (незаключенным) при наличии неясностей в вышеописанном пункте.

    Как правильно. Текст оферты должен описывать конкретный, фактический предмет договора. Для этого продавец должен предоставить покупателю четкую и полную информацию об условиях покупки. К примеру, сообщите клиенту, что для приобретения товара в интернет-магазине покупатель должен сделать не просто заказ товара, но и оплатить его (сделать предоплату), тогда ему отправят заказ. Или расскажите о других нюансах своей работы. Это можно сделать с помощью электронного письма, указав предмет, дату заказа и доставки и остальную информацию. Не забудьте сообщить координаты.

    • Увольнение по статье: как применить жесткие меры к провинившемуся

    Каким может быть публичный договор: виды и их значения

    Статьи Гражданского Кодекса РФ определяют виды публичных договоров:

    • статья 492: Договор купли-продажи в розницу;
    • статья 626: Договор о прокате;
    • статья 730: Договор бытового подряда;
    • статья 789: Договор перевозки транспортом общего пользования;
    • статья 834: Договор банковского вклада;
    • статья 908: Договор складского помещения;
    • статья 919: Договор о хранении в ломбарде;
    • статья 923: Договор о хранении вещей в камерах хранения транспортных организаций;
    • статья 927: Договор личного страхования.

    Чем публичный договор отличается от контракта присоединения

    Как правило, контракт присоединения более гибок и предусматривает возможность своей корректировки в случае обращения потребителя к поставщику. Для публичного договора это не характерно.

    Тем не менее, следует отметить, что иногда контракт присоединения может являться именно публичным договором. Это происходит в тех случаях, когда он предполагает, что все новые и новые лица будут заключать сделку. В таких случаях корректировки не вводятся, так как они нецелесообразны.

    На сегодняшний день открытым остается вопрос о том, какой признак контракта первичен: его принадлежность к публичным, либо к договорам присоединения.

    Однако большинство юристов сходятся на том, что не столь важна классификация договора, как соответствие возложенным на него функциям. Важно, чтобы другая сторона точно понимала, каков характер документа, а потому стоит формулировать название максимально ясно.

    • Оценка эффективности деятельности предприятия: 3 шага к успеху

    Чем публичный договор отличается от договора публичной оферты

    Оферта - это документ, содержащий предложение к потенциальному партнеру, клиенту или покупателю, которое тот может принять, проигнорировать или ответить на него отказом.

    Оферта бывает следующих видов:

    • публичная;
    • закрытая;
    • твердая;
    • свободная (данный вид на самом деле ею не является).

    Публичная оферта очень напоминает своими функциями публичный договор. Фактически она является документом, в котором организация предлагает свои услуги или товары всем желающим лицам, сопровождая предложение необходимой информацией: характеристиками и условиями.

    Тем не менее, оферта не публичный договор. Ее отличительная черта - это, в первую очередь то, что составляется оферта исключительно одной стороной. Эта же сторона берет на себя значительно большие обязанности, чем все остальные, например, предлагает сервисное обслуживание своей продукции. Договор в этом отношении чаще уравнивает стороны, их обязанности и права.

    Тем не менее, публичный договор с правой точки зрения идентичен публичной оферте.

    В итоге можно сформировать таблицу общих черт и отличий:

    Сравнительная таблица

    Заключение публичного договора : 3 варианта соглашений

    Ст. 445 ТК РФ указывает на правила публичного договора.

    Варианты публичного договора, учитывающие указания статьи:

    • Публичный договор предлагает заключить сторона, обязанная это сделать.

    Этот вариант предусматривает направление организацией проекта договора в письменном виде. Пользователь услуги после ознакомления с текстом может послать ответный Протокол разногласий на протяжении тридцати дней. Если Протокол не послан, тогда, по пункту 3 ст. 438 Гражданского Кодекса РФ, договор относят к разряду заключенных.

    П. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5.05.1997г. № 14 дает пояснение: «Договор заключен, если потребитель пользуется услугами коммерческой организации, т.е. независимо от фактической платы за услуги, а не всегда после свершения таковой» (пункт 3 ст. 438 ГК РФ).

    Может возникнуть ситуация, когда потребитель направляет Протокол разногласий организации, поставляющей услуги. Тогда публичный договор становится результатом обоюдного согласования условий или, в соответствии со ст. 446 Гражданского Кодекса РФ, ситуация рассматривается в суде.

    • Договор предлагает потребитель.

    Вариант предусматривает рассмотрение Проекта договора коммерческой организацией. При несогласии она (организация) правомочна на составление и подачу Протокола разногласий. Заказчик, получив Протокол, может рассмотреть его в суде на протяжении тридцати дней. Если этого не произошло, то договор заключается по п. 3 ст. 438 Гражданского Кодекса РФ на условиях коммерческой организации, при условии письменного согласия, т. е. конклюдентных действий, со стороны потребителя.

    Если потребитель обращается в суд за решением спорных вопросов, условия договора устанавливает судебный орган.

    Важно знать, что и организация обладает правом на обращение в суд в случаях:

    • обоюдного согласия на решение споров в суде;
    • изначального несогласия потребителя и заявления о разногласиях непосредственно в суде.

    Суд вправе отказать в рассмотрении споров по условиям публичного договора, когда у заказчика не достаточно возражений по условиям, и он не давал согласия на судебное решение по спору, предшествующему заключению договора. Этот случай предусматривает принятие условий публичного договора, учитывая обстоятельства и соответствующие конклюдентные действия потребителя (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

    • Упрощенный порядок заключения договора.

    Когда потребителем является частное лицо, для заключения возможен упрощенный порядок публичного договора.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ гласит: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети». Этот пункт применим не только к отношениям по обеспечению электричеством, но и по предоставлению тепла, газа, воды и прочего «товара», поступающего благодаря присоединенной сети (ст. 548 ГК РФ).

    Поэтому, при первом факте использования подобного «товара» публичный договор считается заключенным на условиях поставщика, применяемых в данный период времени к абонентам.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ способствует формированию мнения, что заключение публичного договора с частным лицом на снабжение через присоединенную сеть - это договор присоединения. Но это спорный вопрос. Квалифицировать такой договор, как «договор присоединения», можно, если потребителю нельзя устанавливать условия договора (п. 1 и п. 2 ст. 428 ГК РФ). Договор присоединения подразумевает заключение через присоединение к целостному договору.

    Внимание! На Договор по энергоснабжению распространяется действие ст. 445 ГК РФ. Несмотря на обязанность коммерческой организации заключать данный вид договора со всеми изъявившими намерение, потребитель может принимать участие в формулировании условий договора вплоть до направления Протокола разногласий организации и подачи исков в суд для решения споров по условиям.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ дает основание считать публичный договор заключенным с того момента, когда произошло первое использование сети данным лицом. Но абонент может начать потребление ресурса и после предварительной договоренности с поставщиком. Именно поэтому нельзя назвать публичный договор по энергоснабжению договором присоединения.

    • Идеальная организационная структура отдела продаж

    Как происходит изменение и расторжение публичного договора

    Основное правило предпринимательской деятельности - это четкое исполнение договоров. Это способствует стабильному росту дохода. Но есть множество факторов, влияющих на возможность осуществления принятых условий договора и способных привести к вынужденному внесению изменений или расторжению.

    Способ №1. Обычно договор изменяется или расторгается при согласии обеих сторон, но есть нюансы, предусмотренные законом или договором.

    Одна сторона может потребовать изменений или расторжения по судебному решению:

    А) Одна из сторон серьезно нарушила условия договора.

    Б) Случаи предусмотрены ГК РФ, иными законами или договорами.

    Серьезное нарушение подразумевает под собой действия, способные привести вторую сторону к ущербу, лишающему большей части того, на что участник договора рассчитывал при его заключении. Например, окончательная стоимость выполнения строительных работ намного превысила их оценку, данную при составлении сметы, или сторона-подрядчик нарушила сроки сдачи объекта. Эти обстоятельства могут являться основанием для расторжения договора.

    Например, в суд обращается жилищно-строительная организация, предъявив иск АО открытого типа на расторжение договора, который был заключен на строительство жилого дома. Причина подачи иска - нарушение подрядчиком условий договора: сметная стоимость повысилась, а сроки исполнения работ нарушены (затянуты). Ответчик аргументировал причины задержки трудностями, связанными с поставкой материала, и их подорожанием из-за инфляции. Но п.1 ст.743 ГК РФ указывает на обязанность подрядчика при выполнении работ учитывать сметную стоимость, предложенную на момент заключения договора. В случае удорожания сметы на 10 % (не более) подрядчик может претендовать на пересмотр по п.3 ст.744 ГК РФ. Сроки договора меняются по согласованию. А в данном случае исполнитель не обсудил с заказчиком сроки и цену, подвергшиеся изменению.

    Это позволило «арбитражу» признать серьезность нарушений и расторгнуть публичный договор, ссылаясь на ст.450 ГК РФ.

    Следует учитывать, что на практике суд отталкивается от правила о необязательном расторжении договора в случае нарушения его условий. Например, Президиум Высшего Арбитражного Суда решил не удовлетворять требование прекращения действия договор аренды, потому что нарушения были исправлены вовремя.

    В арбитражный суд поступило заявление с указанием на существенные нарушения условий договор и просьбой о расторжении. В качестве нарушений указывались:

    • регулярное нарушение оплаты аренды;
    • ремонт арендуемого помещения не проводился;
    • был заключен договор субаренды без ведома владельца.

    Во время разбирательства арендатор, он же ответчик, предъявил документы, подтверждающие устранение нарушений. Суд не удовлетворил иск, ссылаясь на ст. 619 ГК РФ (нарушения устранены после письменного предупреждения нарушителя об их наличии). Суд учел, что правила публичных договоров соблюдены, а значит, заявитель необоснованно подал иск.

    • Аренда коммерческой недвижимости, или Как не попасться на крючок арендодателя

    Способ №2. Отказ исполнения условий одной стороной допустимо (ст.450 ГК РФ). При условии полного или частичного отказа выполнения правила публичных договоров возможно расторжение или изменение условий.

    Способ №3. Ст.451 ГК РФ определяет правила расторжения и внесение корректив в договор в связи с существенным изменением обстоятельств.

    Публичный договор в гражданском праве определен конкретными положениями и обстоятельствами. Поэтому их значимые изменения могут повлечь изменение и даже расторжение. Конечно, предусмотрены исключения, но они должны следовать из договора, быть в нем предусмотрены.

    Существенным считается изменение, которое могло бы повлиять на факт заключения договора, т.е. если бы это обстоятельство было предсказуемо, договор бы не был подписан/заключен.

    Договор расторгается судом при невозможности сделать его соответствующим для возникших обстоятельств. А п. 4 ст. 451 ГК РФ предусматривает вариант расторжения публичного договора в связи с тем, что расторжение несопоставимо с интересами общественности или может повлечь ущерб, превышающий затраты на исполнение условий. Для удовлетворения исковых требований должны иметься следующие условия:

    • при подписании стороны не могли предвидеть данное обстоятельство;
    • характер и условия не позволили преодолеть обстоятельства, приведшие к критическим изменениям состояния дел заинтересованной стороны;
    • дальнейшее исполнение договора в соответствии со всеми условиями привело бы к нарушению соотношений имущественных интересов и ущербу;
    • заинтересованная сторона могла бы лишиться полагающегося ей материального блага по условиям договора;
    • традиционно сложилось, что суть договора не предусматривает риск заинтересованной стороны в связи с изменениями обстоятельств.

    Если расторжение договора происходит по решению суда в результате весомого изменения обстоятельств, расходы сторон распределяются поровну.

    ГК РФ дает определения требований к порядку расторжения договора и внесения изменения в публичный договор.

    • Форма соглашения и изменения должна соответствовать форме договора, если Закон, договор и традиции делопроизводства не предусматривают другой формы.
    • Конклюдентные действия способствуют рассмотрению внесения изменений в определенных обстоятельствах и выражены письменно.

    Например, арендодатель (АО) подал иск в арбитражный суд в отношении арендатора (ТОО) с просьбой внести изменения в условия договора относительно аренды помещения (нежилого фонда), т. к. арендная плата вносилась соответственно новым тарифам без письменного на то соглашения.

    Требования АО были удовлетворены. Суд счел внесение платы без письменного согласия недостаточным для подтверждения такового, основываясь ст. 452 ГК РФ (соглашения об изменении условий договор должны быть оформлены так же, как и договор, если законом, актами и традициями не предусмотрено другое оформление). Так как Договор аренды предусматривает письменное оформление (ст. 609 ГК РФ), то и изменения должны быть представлены в письменном виде, как и положено при заключении договора между юридическими лицами.

    Кассационный суд отменяет решение арбитражного, обосновывая решение п.3 ст.434 ГК РФ (форма соблюдена, если предложение принято в соответствии с п. 3 ст.438 ГК РФ). Данный пункт статьи гласит, что лицо, которое получило оферту (оплату определенной суммы), можно считать акцептом (если нет оговорок в статьях закона, актах и др. документах).

    Поскольку арендатора нельзя было признать акцептом (возражений по предложенной арендной плате высказано не было) поступки ТОО можно считать согласием на внесение изменений в заключения исполнения публичных договоров аренды.

    Требовать изменить или расторгнуть договор можно, когда одна из сторон отказала в этом или не дала своевременного ответа (сроки указываются в предложении или устанавливаются законом, обычно, это 30 дней).

    Каждая из сторон должна хорошо осознать последствия расторжения и изменения, связанного с юридической составляющей, т. к. расторжение договор влечет полное прекращение взаимоотношений сторон, а изменения позволяют дальнейшее сотрудничество (ст. 453 ГК РФ).

    • Расторжение договора аренды: как сделать все грамотно, без подачи в суд

    Когда изменяются (прекращаются) обстоятельства?

    В момент, когда договор расторгнут или его условия изменены, обстоятельства принято считать прекращенными или измененными, если другой вариант не предусмотрен законом, актом или соглашением. Момент соглашения - дата заключения такового участниками публичного договора. В случае если договор не оформлен как документ, моментом считается дата согласия стороны, которая получила предложение изменить или расторгнуть договор.

    В случае расторжения или внесения изменений с помощью суда, таковым моментом считается дата, когда решение вступает в силу.

    Ни одна из сторон не может предъявлять требования, пока не наступит момент изменения или расторжения публичного договора.

    Возмещение убытков

    Одна из сторон может потребовать возместить убытки в случае расторжения или изменения договора по причине существенных изменений. Это правило применимо независимо от факта его фиксирования в документе (договоре).

    Информация о компании

    CLIFF - группа компаний, оказывающая юридические услуги широкого спектра. Основана в 1994 году. Штат - более 50 юристов. Одна из первых компаний, которая занялась работой с различными проектами в сфере электронной коммерции. Официальный сайт - www.cliff.ru.