Как государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям продать закреплённое за ними государственное или муниципальное имущество? Проведение оценки объектов оценки

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Пусть вас не смущает это громкое название:
ТРИЗ - его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть. Но не судите поверхностно ТРИЗ поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше - ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку.

Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, та¬кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу-чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в дошкольных учреждениях является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под¬вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработа¬ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения; активнос¬ти, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
В современных методичках часто звучит «развивайте у детей творческое воображение» и даётся максимум советов, как отучить детей мыслить творчески. А на тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Девиз тризовцев - «Можно говорить всё» — и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают.
Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» — т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации.

Пример Лжезагадок для тризовского занятия:

Кто быстрее плавает - утёнок или цыплёнок?
. Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
. На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
. Летели два крокодила - один красный, другой - синий. Кто скорее долетит?
. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
. Что едят крокодилы на северном полюсе?
. Что является второй подушкой для щеки?
. Кто громче замычит: петух или корова?
. Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
. От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
. Как лучше сорвать арбуз с дерева?
. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
. Когда собака бывает в конуре без головы?
. Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
. Упали два горшка - железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Расположенность к творчеству — высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия № 7»

Методы и приёмы ТРИЗ. ТРИЗ - технология как средство реализации ФГОС нового поколения.

Презентацию подготовила:

Боровик Мария Анатольевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной

/ 2015год/


« Каждый ребенок в свое время – есть настоящий гений.» / К. И. Чуковский/

ТРИЗ – педагогика возникла как экспериментальная прикладная наука, обусловленная необходимостью передачи основных положений теории.

ТРИЗ – педагогика – это педагогическое направление, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач, целью которого является обучение методам решения творческих задач.


Технология ТРИЗ – это система методов и приемов , максимально увеличивающая эффективность любой образовательной программы.

Мировой фонд методов и приёмов развития

мышления и воображения насчитывает

около 70 единиц и производных от них.

Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приёмами активизации деятельности.


Альтернативные подходы:

  • Мозговой штурм.
  • Метод синектики .
  • Метод проб и ошибок .
  • Морфологический анализ.
  • Метод фокальных объектов.
  • (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
  • Дихотомия (сужение поля поиска).

  • Метод проб и ошибок наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
  • Мозговой штурм, или мозговая атака (МГ, или МА).

Применяется в самых различных ситуациях, когда надо найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для организации мозгового штурма формируют группу людей из 7-15 человек разных специальностей (возраста, пола, интересов, разного уровня образования и т. д.).

  • Руководителем ставится перед участниками некая задача, решение которой они должны предложить.

Каждый может выдвигать самые невероятные и кажущиеся нереалистичными или сумасшедшими идеи и решения.


  • Синектика (возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым). В основе - прием эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
  • Метод морфологического анализа или метод словотворчества (СТ). Предоставляет детям возможность «поиграть словами», пофантазировать и незаметно для себя освоить на практике законы строения частей речи, или морфологии.

Круги Луллия . Закрепляются и систематизируются знания детей из различных областей жизни: истории, окружающего мира, географии, астрономии, музыки, математики и т. п.


  • Метод фокальных объектов ( МФО). Метод напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект - «взять его в фокус» - и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.
  • Методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).

1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10.

Помогите ему расставить их в порядке возрастания.

2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу:

Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать?

3. При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».


  • (сужение поля поиска). Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Движение «да» – «нет».

  • Для решения поставленной проблемы дети собирают корзину с возможными путями решения этой проблемы.


«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек». / Я. Каменский /


Информационные ресурсы:

  • http://www.altshuller.ru
  • http://dob.1september.ru/2002/18/6.htm
  • http://www.trizminsk.org
  • http://www.triz-ri.ru
  • http://www.matriz.ru
  • http://www.trizway.ru

Всех читателей рада видеть снова на страничках блога. Сегодня со скоростью света развивается рынок педагогических технологий. Все они направлены на обучение и развитие детей и нацелены на достижение определённого результата. В очередной раз хочу на обсуждение вынести ещё один новомодный инструмент обучения в детском саду и в начальной школе.

Слышали, что такое ТРИЗ-педагогика? Наверное, «краем уха». А на самом деле, это направление «встало на ноги» уже в конце прошлых 80-х. И основатель её – вовсе не педагог и не психолог по образованию, а изобретатель Генрих Альтшуллер, многим известный как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Заинтриговала? Тогда давайте к развязке.

План урока:

Как появилась ТРИЗ?

Итак, начну с того, что расшифрую вам четыре заглавные буквы названия этой методики, которые по сути и объясняют её предназначение.

Теория решения изобретательских задач – вот что скрывается под этими четырьмя ТРИЗ.

Задумана она первоначально Альтшуллером для инженеров, чтобы помочь в решении технических задач. Основа этой теории – набор приёмов и алгоритмов, которые подобно мозговому штурму заставляют мыслить логически, используя исследование и анализ.

Пока он занимался изобретательством, столкнулся с тем, что нужен какой-то алгоритм, выстроенный на опыте предшественников, практическое руководство, которое помогло бы делать каждое изобретение более лёгким. Будучи технарём, а не психологом, он не изучал познавательную деятельность, а всё внимание направил на техническую сторону решения задачи.

40 тысяч «вывернутых наизнанку» чужих патентов и авторских изобретений, и в 1946 году в основе теории «поселились» законы и закономерности, применение которых в результате приводит к повышенному КПД (для тех, кто не знаком – коэффициент полезного действия). Избегать многочисленного перебора вариантов и сразу находить сильное решение, без проб и ошибок – вот какая задача у ТРИЗ.

Первоначально в советские времена ТРИЗ дала толчок к появлению некоторых инноваций в технологии, сыграв ведущую роль в области радиоэлектроники и вычислительной техники.

Благодаря этой методике появились дисплеи, индикация и разные блоки питания, первые программки для компьютеров. Ну, для технарей, всё понятно. Есть алгоритм, поставлена цель, есть результат. А как эта чисто техническая ТРИЗ применима к педагогике?

Как считает сам Альтшуллер в своём фантастическом рассказе «Третье тысячелетие», такая педагогика с решением изобретательских задач может вырастить универсального специалиста, который будет всё знать и уметь. При этом он рекомендует начинать обучение ТРИЗ-приёмам уже в детском саду, лет с пяти, заканчивая обучение в начальной школе до 13-16-ти лет.

Учиться придётся с максимальной скоростью, постоянно обновляя и дополняя программы, в малых по количеству (до 4-х человек) группах, чтобы учесть все индивидуальные особенности учеников. Но для этого всего нужно, чтобы ТРИЗ-учитель сам был универсальной личностью с творческой изюминкой.

Что может теория?

В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.

Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже . Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в .

Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.

Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.

Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:

  • находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
  • видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
  • строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей,
    даже при отсутствии нужных знаний;
  • «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
  • выстраивать классификации;
  • выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
  • из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.

Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».

Мало сказать: «Придумай то-то», надо объяснить, как

Как поговаривал сам Альтшуллер, роль у приёмов та же, что у красок в живописи, и они не мешают свободной фантазии. Вытекающая из общих законов развития любой системы, ТРИЗ в своём обучении пользуется для малышей играми и театрализацией, для детей постарше – диспутами и решением контрольных задач.

Есть у такой педагогики и свои любимые методы, которые чаще всего используются в детском саду и в начальной школе.

Маленькие человечки. Они становятся главными героями процесса обучения, раскладывая сложное на части. В таком методе маленькие человечки (а это могут быть и разные предметы, как захочется педагогу) располагаются рядышком друг с другом во всяких ситуациях.

Живой пример – урок физики, когда такие человечки показывают, что в газообразном состоянии эти малыши-молекулы качаются рядышком и передвигаются, в воде они уже крепко держатся за руки, а в металле схватились друг за дружку и руками, и ногами. Вроде бы техническая теория, а на практике – реальное творчество!

Фокальные объекты. Служит такой метод для снятия комплекса шаблонного мышления, чтобы находить неожиданные пути решения задачи. В таком приёме объекту приписывают свойства других объектов, которых у него изначально нет, даже иногда фантастические. Дети часто придумывают своё мистическое существо, фантазируют, где оно живёт, что ест, дают необычное имя. Всё это развивает воображение.

Метод системного оператора. Он учит массивы делить на составляющие части, системы – на подсистемы. Ну, например, в большом многообразии системы растений подсистемой станут деревья.

Метод противоречий. Их можно найти в любой системе. Умение видеть противоречия и пользоваться ими как взаимоисключениями помогает находить верное решение. Простой пример для детей — из серии «много-мало», «хорошо-плохо». Задача этого метода – найти решение, чтобы устранить противоречие.

Метод аналогий. Противоположный предыдущему, по которому дети учатся искать сходство в предметах и явлениях, определяя признаки и свойства, сравнивая и классифицируя.

Бином фантазии. Вырабатывает причинно-следственное мышление, где бином – это состоящий из двух частей. В таком приёме берутся два слова, совершенно разных по смыслу и включается детское воображение: сочетаем несочетаемое и объясняем, как такое может существовать.

Вообще, пришла к выводу, что заниматься системой ТРИЗ дома в полной мере – это скорее бесперспективняк. Слишком уж это многих знаний требует, да и родителю надо быть изначально творческой личностью. Хотя в силах моих читателей я абсолютно не сомневаюсь, вы умеете удивлять!

Надо отдать должное тем педагогам, которые пытаются вводить уроки овладения навыками нестандартного решения задач, только вот таких профи в России ещё на практике маловато. Есть, конечно, курсы ТРИЗ-технологий, но следует помнить, что такое обучение требует не одного дня, а эффективность зависит от постоянных тренировок.

Давайте посмотрим на ТРИЗ занятие в детском саду.

Ну как, готовы учиться находить выходы из любых, даже самых сложных ситуаций и стать генераторами новых идей? А может, вас уже этому обучили, и вы успешно применяете ТРИЗ на практике? Расскажите нам в комментариях.

Не забудьте подписаться на новости блога и вступить в нашу группу «ВКонтакте» )

Удачи вам!

..

БИЛЕТ № 47

Вопрос 1.

Понятие и условия приватизации государственного (муниципального) имущества. Возникновение прав на приватизируемое недвижимое имущество.

ГК РФ. Статья 217. Приватизация государственного и муниципальногоимущества.

Имущество, находящееся в государственной или муниципальнойсобственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами оприватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имуществапредусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

178-фз от 21.12.2001г.

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имуществапонимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральнымизаконами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только вгосударственной или муниципальной собственности.

Статья 5. Покупатели государственного и муниципального имущества.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25настоящего Федерального закона.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципальногоимущества.

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Статья 11. Определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия

1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью - размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Используются следующие способы приватизациигосударственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленномузаконодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество.

Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

3. Предложения о цене государственного или муниципальногоимущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условияхприватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.

5. При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг аукциона").

6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

7. При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

9. До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

12. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

..

Особенности правового регулирования продажи государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями

Эта проблема не имеет прямого отношения к закупкам, но с ней часто сталкиваются те, кто работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Да, имущество таких учреждений не принадлежит им, собственником имущества является государство. Согласно этой логике многие ошибочно предполагают, что сделки в отношении такого имущества невозможны.

Могут ли осуществлять такое отчуждение закрепленного за ними государственного или муниципального имущества сами учреждения, предприятия? Да, могут, но, как правило, с согласия собственника (органа по управлению) государственного или муниципального имущества.

Государственные и муниципальные учреждения: бюджетные учреждения

Существуют ограничения, которые накладываются на такие сделки. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий, самостоятельно распоряжаются движимым имуществом, закреплённым за ними на праве хозяйственного ведения.

Исключения:

    Сделки с недвижимым имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ, ч. 2 ст. 18 ФЗ-161).

    Сделки в отношении имущества казенных предприятий (п. 1 ст. 297 ГК РФ, ст. 19 ФЗ-135).

    Самостоятельно распоряжаются любым движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления.

    Могут самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, если оно приобретено за счет собственных средств.

Речь идет о государственных и муниципальных предприятиях, имущество за которыми закреплено на уровне ведения. Согласие собственника не требуется.

Исключения:

  1. Недвижимое имущество, закрепленное на праве оперативного управления (п. 3 ст. 298 ГК РФ)
  2. Особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Государственные и муниципальные учреждения: автономные учреждения

Государственные и муниципальные учреждения: автономные учреждения

Автономные учреждения самостоятельно распоряжаются любым движимым имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления и могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом, если оно приобретено за счет собственных средств. Здесь у автономных учреждений свободы больше.

Пункт 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ

Исключение: недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним собственником или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

Государственные и муниципальные учреждения: казенные учреждения

Казенные учреждения лишены возможности самостоятельно распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом без согласия собственника. Каким образом регламентируется продажа муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями? Это законодательство о приватизации государственного или муниципального имущества? Или это антимонопольное законодательство?

Ни законодательство РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, ни антимонопольное законодательство РФ в настоящее время на сделки по отчуждению имущества,закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями, не распространяются.

Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона. 2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:
9) государственными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Кто-то из законодателей специально вывел из-под действия закона «О приватизации» сделки по отчуждению государственного и муниципального имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Это законная лазейка, которая помогает обходить требования закона «О приватизации» и отчуждать государственное и муниципальное имущество. То есть чьи-то имущественные интересы лоббируются. Та же ситуация складывается с антимонопольным законодательством.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции»

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Аналогичные нормы содержатся и в приказе ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Исключение: правила антимонопольного законодательства о порядке проведения аукционов в отношении государственного имущества применяются при продаже имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 (ред. от 05.05.2017) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».

Продажа имущества федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном антимонопольным органом. В отношении остальных предприятий (не федеральных) и муниципальных учреждений нормы не распространяются в рамках борьбы с коррупцией.

Но как работник бюджетной сферы может продать имущество, например, когда его использование уже нецелесообразно?

Пошаговый алгоритм проведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями.

Действия

ШАГ 1

Важно помнить, что имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не является собственностью учреждения, предприятия, поэтому в большинстве случаев они не вправе без согласования проводить сделки по его отчуждению.Независимо от того, что написано в законе, учреждение (предприятие) должно получить согласие на продажу государственного или муниципального имущества:

  1. у собственника (органа по управлению государственным или муниципальным имуществом);
  2. у учредителя, поскольку даже если отчуждение имущества не является крупной сделкой, оно может затрагивать цели осуществляемой деятельности учреждения, предприятия.

Уголовный кодекс РФ содержит такие статьи:

Если имущество будет отчуждено без согласия собственника, то будет возбуждено уголовное дело по этим статьям.

Так как деятельность учреждения специальная, нужно обратиться еще и к учредителю. Если согласия не будет, то это также чревато судебными последствиями. Эта двухуровневая система контроля помогает защищать государственное и муниципальное имущество.

ШАГ 2

Проведение оценки объектов оценки.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Действующее законодательство РФ не обязывает проводить торги по продаже государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями, предприятиями.

ГК РФ, статья 447. Заключение договора на торгах

  1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
  2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
  3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

То есть если на учреждение не распространяется действие закона «О приватизации», антимонопольное законодательство, то торги проводить не обязательно.

Если организация не является ФГУПом и получила согласие на отчуждение имущества, то ей также ничто не мешает заключить договор купли-продажи напрямую с покупателем в порядке, установленном в главе 30 Гражданского кодекса РФ «Купля-продажа».

Проведение торгов

Проведение таких торгов регламентируется:

  • для государственных и муниципальных учреждений, предприятий (за исключением ФГУПов) — статьями 447 и 448 Гражданского кодекса РФ;
  • для ФГУПов — приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Форма торгов — конкурс или аукцион

ГК РФ Статья 447. Заключение договора на торгах

  1. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
  2. 1. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Форму торгов определяет организатор. Большинство организаций выбирает аукцион, так как он наиболее понятен и приемлем.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

  1. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до даты проведения конкурса.
  2. В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Какой может быть ущерб? Если наступило ЧП (отклонено 50-100 заявок и возник скандал с участниками торгов), то сроки можно нарушить, но нужно возместить ущерб участникам по пункту 4 Статьи 448 ГК РФ. Но на данный момент нарушений не было установлено, так как практика по этим пунктам минимальна.

Для ФГУПов ситуация хуже: извещение об аукционе должно быть опубликовано не менее чем за 20 календарных дней до даты окончания подачи заявок.

  • Приказ ФАС России № 67: отказ от проведения аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок
  • Приказ ФАС России № 67: при проведении торгов в рамках ст. 447-448 ГК РФ обязательно извещение о проведении торгов.
  • ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

2. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

Для ФГУПов: помимо извещения об аукционе необходимы также документация об аукционе, в том числе проект договора.

При проведении торгов обязательно внесение задатка, если он был предусмотрен извещением.

ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, то задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

Порядок и срок заключения договора

ГК РФ Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Если иное не установлено законом, то лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов,который имеет силу договора.

Лицо, уклоняющееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

Для ФГУПов: протокол аукциона не имеет силу договора купли-продажи, а является основанием для заключения договора купли-продажи имущества, который заключается не ранее чем через 10-ть календарных дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае, если аукцион признан несостоявшимся (п.п. 14 п. 109 Правил, утв. Приказом ФАС России № 67)

Где публиковать извещение о проведении торгов? Обязательно размещение извещения о проведении торгов на официальном сайте РФ для проведения торгов: www.torgi.gov.ru . В извещении нужно указать базовую информацию и сделать ссылку на сайт организатора, где будет размещена вся информация.

Помимо официального сайта ЕИС есть сайт для торгов в сфере государственного и муниципального заказа:www.torgi.gov.ru. Там необходимо публиковать информацию о торгах в целях информационной открытости.

Источник публикации извещения определяется самим организатором торгов, за исключением извещений о продаже имущества, закрепленного за ФГУПами.

Банковская гарантия. Это установленная сумма, которая включается в счет стоимости (имущества) победителю торгов при имущественных операциях. Для обеспечения обязательств можно использовать независимую гарантию, но никто не будет ее использовать, так как нужен задаток в счет выкупной стоимости имущества. Что делать с банковской гарантией? Если договор не будет заключен, то денежные средства будут оставлены организатору. По итогам протокола торгов гарантия возвращается. В рамках торгов по статье 448 ГК РФ основанием перехода является именно этот документ, он имеет силу договора купли-продажи.

Какие требования предъявляются к протоколу? Он должен содержать все пункты договора купли-продажи. Он подписывается только по истечении 10 календарных дней.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Возникла абсурдная ситуация, когда формально на продажу государственного и муниципального имущества, закрепленного за государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями требование о размещении информации о продаже этого имущества на официальном сайте РФ для проведения торгов не распространяется (исключение - ФГУПы).

Практика использования функционала использования электронных торговых площадок для продажи имущества?

По состоянию на 06.09.2017 г. Гражданский кодекс РФ (п. 4 ст. 447) допускает проведение электронных торгов. Однако, порядок проведения электронных торгов для продажи имущества, закрепленного за гос. и мун. учреждениями, предприятиями нормативно нигде не определён. В том числе и в отношении имущества ГУПов. Торги проводятся, многие субъекты РФ это практикуют, но нормативного определения таких торгов нет! Ситуация абсурдна. Но почему организаторы пользуются электронными торговыми площадками? Есть 2 очевидных преимущества.

ПЛЮСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

Помимо декларативных принципов «информационной открытости», «прозрачности», «развития конкуренции» есть два очевидных преимущества для организатора торгов:

№ 1: Техническая работа по проведению аукциона (аукциониста, секретаря комиссии) заменяется функционалом сайта ЭТП. Если имущество продается, то обычно используется шаг аукциона, необходимо приглашать специалиста для проведения торгов физически. Также для расчета шага аукциона необходимо специальное программное обеспечения. Также необходимо составление протокола. Для некоторых сотрудников бюджетных организаций электронные торговые площадки являются спасением.

№ 2: Уменьшается вероятность возникновения потенциальных конфликтов (споров) с участниками торгов, проверяющими. Все вопросы направляются оператору торговой площадки.

МИНУСЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ:

№ 1: Организатору торгов следует помнить, что порядок проведения торгов в настоящее время нормативно не определен.

Поэтому необходимо делать обязательную ссылку на регламент ЭТП в извещении о проведении торгов при указании сведений о порядке проведения торгов, в том числе в порядке определения победителя торгов. Где можно сделать эту ссылку? При указании сведений о порядке проведения торгов. Об этом обязательно нужно помнить.

№2: Тарифы ЭТП и «скотское» (недобросовестное) поведение ряда операторов ЭТП, обусловленное применяемой тарифной политикой (порядку определения вознаграждения). В ряде случаев оператор ЭТП привязывает стоимость услуг своей площадки к стоимости проданного имущества. Если покупатель найден и площадкой к стоимости прибавляется 1-2%, то покупатель просто не захочет участвовать в торгах.

При этом, если на площадке торгов по продаже имущества немного, а ценность имущества велика, то некоторые недобросовестные операторы ЭТП вводят подставных участников торгов, которые участвуют в торгах наряду с реальными участниками и банально накручивают стоимость имущества для увеличения вознаграждения оператора ЭТП.

№ 3: Большинство ЭТП имеют функционал по продаже имущества, но работоспособность этого функционала тестируются впервые на организаторе торгов, что ведет к срыву или задержке торгов.

Как это выглядит? Многие ЭТП приобретаются на типовых платформах. При этом оператор ЭТП не имеет собственной службы технической поддержки, а разработчик платформы имеет только теоретическое представление об особенностях проведения торгов. Часто техническая поддержка не работает из-за разницы во времени.

Вопросы участников

Могут ли ГУПы продавать имущество на ЭТП по Приказу №67?
Этот вопрос в настоящее время не регламентирован, так как Приказ №67 — это калька с 44-ФЗ. Но ряд организаций в качестве эксперимента проводит торги по этому Приказу. Если документация будет сделана по Приказу №67, то нужно обязательно сделать ссылку на регламент ЭТП. Торги являются «бумажными». Нормативного порядка электронных торгов нет.

Если проводить торги на ЭТП, на www.torgi.gov.ru размещать извещение не нужно?
Публиковать извещение нужно обязательно только федеральным государственным предприятиям. Если организация им не является, то это не нужно. Но есть рекомендация публиковать его в целях информационной открытости. Но в законе написано, что извещение должно быть опубликовано в печатном издании даже без публикации извещения на электронной торговой площадке.

Возможна ли смена нанимателя по договору купли-продажи (коммерческого найма жилого помещения) по истечении срока договора?
Какое отношение такой договор имеет к государственному и муниципальному имуществу? Наниматель не приобретает никаких прав на собственность. Смена нанимателя возможна при наличии такого пункта в договоре. Также «аренда» и «найм» — это разные виды договора.

Автономному муниципальному учреждению необходимо продать автомобиль в оперативном управлении после аварии. Цена вопроса - 8000 рублей. Без торгов никак?
Если это имущество было куплено за счет средств автономного учреждения, то можно продавать любым способом. Если автомобиль куплен на деньги государственные или муниципальные и включен в перечень особо ценного движимого имущества, то необходимо обратиться за согласованием его отчуждения к учредителю и орган управления муниципальным имуществом. Если согласие будет дано, то продажу можно осуществить любым способом, даже без торгов.

После проведения экспертизы автомобиль списывают. Металлолом можно продать?
Да, его можно продать. В том числе и без торгов.

ФГБУ хочет продать автомобиль. Получено разрешение, произведена оценка. Можно ли заключить прямой договор?
К сожалению, нет. Только если в письме от ГБС не указано иного.

Но металлолом же не имущество?
Если он находится на балансе учреждения, то является имуществом. Списанное же имущество продается каким угодно способом.

ИП по 223-ФЗ подойдет для публикации извещения на OTC?
.

Как продавать малоценное имущество (мебель и т.д.)? По согласованию?
Нет, согласование не нужно, если имущество находится на праве хозяйственного ведения, но желательно обратиться за письменным утверждением к учредителю.