Организация работы наблюдательного совета автономного учреждения. Роблемные аспекты деятельности наблюдательного совета автономного учреждения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам.

2. Для автономных учреждений, осуществляющих деятельность в сферах, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, федеральными законами могут определяться особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи.

Статья 2. Автономное учреждение

1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

5. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.

8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

11. Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Автономное учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

13. Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

1) устав автономного учреждения, в том числе внесенные в него изменения;

2) свидетельство о государственной регистрации автономного учреждения;

3) решение учредителя о создании автономного учреждения;

4) решение учредителя о назначении руководителя автономного учреждения;

5) положения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

6) документы, содержащие сведения о составе наблюдательного совета автономного учреждения;

7) план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

8) годовая бухгалтерская отчетность автономного учреждения;

9) аудиторское заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Статья 3. Имущество автономного учреждения

1. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи.

3. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

5. Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

6. Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя.

7. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

8. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Виды деятельности автономного учреждения

1. Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

2. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

3. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

4. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

5. Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

6. Кроме указанных в части 2 настоящей статьи заданий учредителя и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

7. Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе.

Глава 2. Создание автономного учреждения

Статья 5. Создание автономного учреждения

1. Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

3. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

4. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

5. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

6. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

7. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать:

1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг;

2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа;

3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;

4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;

5) иные сведения.

8. Порядок рассмотрения предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

9. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать:

1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения;

2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

10. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

11. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

12. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформление иных разрешительных документов.

13. В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

14. Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Статья 6. Учредитель автономного учреждения

1. Учредителем автономного учреждения является:

1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

2. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

3. В случае если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, осуществляются:

1) федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2) исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Статья 7. Устав автономного учреждения

1. Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.

2. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

1) наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения автономного учреждения;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

4) предмет и цели деятельности автономного учреждения;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

7) структуру, компетенцию органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Глава 3. Управление автономным

учреждением

Статья 8. Органы автономного учреждения

1. Структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом автономного учреждения в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие).

Статья 9. Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением

К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся:

1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений;

2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа;

4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса;

5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним;

7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения;

8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Статья 10. Наблюдательный совет автономного учреждения

1. В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

2. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может быть более чем пять лет.

3. Одно и то же лицо может быть членом наблюдательного совета автономного учреждения неограниченное число раз.

4. Руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения.

5. Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

6. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения.

7. Члены наблюдательного совета автономного учреждения могут пользоваться услугами автономного учреждения только на равных условиях с другими гражданами.

8. Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

9. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения;

2) в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности.

10. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

11. Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете автономного учреждения в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения.

12. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения избирается на срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения членами наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

13. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем наблюдательного совета автономного учреждения.

14. Наблюдательный совет автономного учреждения в любое время вправе переизбрать своего председателя.

15. Председатель наблюдательного совета автономного учреждения организует работу наблюдательного совета автономного учреждения, созывает его заседания, председательствует на них и организует ведение протокола.

16. В отсутствие председателя наблюдательного совета автономного учреждения его функции осуществляет старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Статья 11. Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения

1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

2. По вопросам, указанным в пунктах 1-5 и 8 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения.

3. По вопросу, указанному в пункте 6 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение, копия которого направляется учредителю автономного учреждения. По вопросу, указанному в пункте 11 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения дает заключение. Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения.

4. Документы, представляемые в соответствии с пунктом 7 части 1 настоящей статьи, утверждаются наблюдательным советом автономного учреждения. Копии указанных документов направляются учредителю автономного учреждения.

5. По вопросам, указанным в пунктах 9, 10 и 12 части 1 настоящей статьи, наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.

7. Решения по вопросам, указанным в пунктах 9 и 12 части 1 настоящей статьи, принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.

8. Решение по вопросу, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, принимается наблюдательным советом автономного учреждения в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

9. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

10. По требованию наблюдательного совета автономного учреждения или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны предоставить информацию по вопросам, относящимся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

Статья 12. Порядок проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

1. Заседания наблюдательного совета автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

2. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию учредителя автономного учреждения, члена наблюдательного совета автономного учреждения или руководителя автономного учреждения.

3. Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения определяются уставом автономного учреждения.

4. В заседании наблюдательного совета автономного учреждения вправе участвовать руководитель автономного учреждения. Иные приглашенные председателем наблюдательного совета автономного учреждения лица могут участвовать в заседании наблюдательного совета автономного учреждения, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

5. Заседание наблюдательного совета автономного учреждения является правомочным, если все члены наблюдательного совета автономного учреждения извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствует более половины членов наблюдательного совета автономного учреждения. Передача членом наблюдательного совета автономного учреждения своего голоса другому лицу не допускается.

6. Уставом автономного учреждения может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета автономного учреждения, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений наблюдательным советом автономного учреждения путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решений по вопросам, предусмотренным пунктами 9 и 10 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

7. Каждый член наблюдательного совета автономного учреждения имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя наблюдательного совета автономного учреждения.

8. Первое заседание наблюдательного совета автономного учреждения после его создания, а также первое заседание нового состава наблюдательного совета автономного учреждения созывается по требованию учредителя автономного учреждения. До избрания председателя наблюдательного совета автономного учреждения на таком заседании председательствует старший по возрасту член наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

Статья 13. Руководитель автономного учреждения

1. К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом автономного учреждения к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения.

2. Руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Статья 14. Крупные сделки

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Статья 15. Порядок совершения крупных сделок и последствия его нарушения

1. Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

3. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Статья 16. Заинтересованность в совершении автономным учреждением сделки

1. Для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в части 3 настоящей статьи, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители.

2. Порядок, установленный настоящим Федеральным законом для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

3. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные:

1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем;

3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

4. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Статья 17. Порядок совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и последствия его нарушения

1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок.

2. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете автономного учреждения большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем автономного учреждения.

3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

4. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность, предусмотренную частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки.

5. В случае если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной.

Глава 4. Реорганизация и ликвидация автономного учреждения, изменение его типа

Статья 18. Реорганизация автономного учреждения и изменение его типа

1. Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

1) слияния двух или нескольких автономных учреждений;

2) присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

3) разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

4) выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

3. Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.

4. Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

5. Бюджетное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем изменения его типа в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Статья 19. Ликвидация автономного учреждения

1. Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание.

3. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Заключительные положения

1. Объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения.

2. Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений не допускается до утверждения порядка определения видов особо ценного движимого имущества, предусмотренного частью 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

3. Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) . В отличие от традиционной структуры управления учреждением законодатель для автономного учреждения предусмотрел новый орган управления - наблюдательный совет. Таким образом, органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).
Наблюдательный совет, наряду с руководителем автономного учреждения, стал неотъемлемой частью системы управления автономного учреждения. Основное назначение наблюдательного совета - осуществление контрольно-надзорных полномочий в сфере финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения. Фактически наблюдательный совет автономного учреждения представляет собой такой орган управления автономного учреждения, который по своему правовому положению аналогичен общему собранию участников (учредителей) в хозяйственных обществах . Однако, в отличие от общего собрания участников хозяйственного общества, правовой статус наблюдательного совета обозначен в Законе несколько фрагментарно, не позволяя однозначно решать ряд вопросов, возникающих в практической деятельности автономного учреждения.
Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав в обязательном порядке должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения также могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть общего числа членов наблюдательного совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
Количество автономных учреждений постоянно растет, и все они должны обеспечить наблюдательный совет вышеназванными представителями государственных и муниципальных органов. С учредителями проще, они у всех разные. Однако исполнительным органам государственной или муниципальной власти, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, обеспечить наблюдательные советы своими представителями сложнее. Агентство по имуществу Калининградской области должно обеспечить представителями все автономные учреждения, созданные на базе имущества Калининградской области. В итоге, например, некоторые представители Агентств по имуществу являются членами до 10 наблюдательных советов. Кроме того, исполнительные органы государственной или муниципальной власти в качестве представителей в наблюдательный совет могут делегировать, например, консультантов отделов , что автоматически понижает значимость наблюдательного совета как высшего органа управления. В итоге, в наблюдательном совете могут появиться лица, действующие формально, не вникающие в проблемы, не ориентирующиеся на стратегические цели развития автономного учреждения, не заинтересованные в результативности и эффективности принимаемых решений.
Еще одним спорным вопросом является вопрос легитимности наблюдательного совета, в частности, в связи с изменением его состава. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно: по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения; в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев; в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности. Дополнительно предусмотрены основания прекращения полномочий членов наблюдательного совета автономного учреждения для представителей государственных органов или органов местного самоуправления и состоящих с этим органом в трудовых отношениях. Так, полномочия такого члена наблюдательного совета автоматически досрочно нивелируются, если прекратились трудовые правоотношения данного лица с органом государственной власти или местного самоуправления, представителем от которого он был назначен в наблюдательный совет. Полномочия могут быть прекращены и без какой-либо причины по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления. Однако может возникнуть и обратная ситуация: представитель общественности - член наблюдательного совета, вступил в трудовые отношения с учредителем автономного учреждения. Оснований для досрочного прекращения членства такого лица в наблюдательном совете без его согласия Закон не содержит. Однако фактически количество представителей учредителей в составе наблюдательного совета увеличится. Насколько в этом случае правомочен наблюдательный совет, если представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета более трети общего числа членов наблюдательного совета? На наш взгляд, можно такого члена наблюдательного совета и дальше рассматривать как представителя общественности и считать наблюдательный совет правомочным (по крайней мере, до момента утверждения нового состава наблюдательного совета). Тем не менее вопрос остается дискуссионным. Указанное обстоятельство может оказаться основанием для оспаривания легитимности решений наблюдательного совета.
Законодатель определил, что порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения регламентируются уставом автономного учреждения. Поэтому в уставах автономных учреждений такой порядок обязательно должен быть указан. Порядок подготовки наблюдательного совета включает, в том числе, срок уведомления членов наблюдательного совета о дате заседания и повестке наблюдательного совета. Так, часто в уставах определено, что лицо, созывающее заседание наблюдательного совета, обязано в письменной форме известить каждого члена наблюдательного совета не позднее чем, например, за десять дней до его проведения. В извещении о проведении заседания должны быть указаны время и место его проведения, а также предлагаемая повестка. При этом часто встречается ситуация, когда член наблюдательного совета, получив извещение с указанием вопросов повестки, решает, что нужно изменить повестку или внести дополнительные вопросы, подлежащие рассмотрению на заседании наблюдательного совета, и информирует об этом инициатора созыва наблюдательного совета. На практике это может повлечь определенные проблемы. Так, например, срок уведомления членов наблюдательного совета о повестке - не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания, повестка была разослана за 10 дней, все члены наблюдательного совета, а многие из них очень занятые люди, запланировали присутствие на заседании. Если за 9 дней до заседания приходит уведомление от одного из членов наблюдательного совета о необходимости внести дополнительный вопрос в повестку, то необходимо рассылать новую повестку всем членам наблюдательного совета, а так как предельный (в нашем случае 10-дневный) срок уведомления о повестке уже пропущен, то нужно или сроки проведения наблюдательного совета переносить, согласовывая новые сроки со всеми членами наблюдательного совета, либо отказываться от рассмотрения, возможно, насущного вопроса на предстоящем наблюдательном совете.
Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения определена в ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ. Указанная статья не содержит положений, позволяющих каким-либо нормативным актом или уставом отнести к компетенции наблюдательного совета иные вопросы, чем те, которые указаны в ней. При этом у наблюдательного совета есть еще одно полномочие, которое не указано в тексте указанной статьи, но установлено законодательством. Так, Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) добавляет к компетенции наблюдательного совета полномочие по утверждению положения о закупке автономного учреждения. На основании вышеизложенного полагаем, что статью 11 Закона N 174-ФЗ необходимо дополнить: либо прописать дополнительную компетенцию наблюдательного совета по утверждению положения о закупке, либо включить положение о том, что наблюдательный совет может осуществлять дополнительные функции, предусмотренные иными нормативными актами.
Также вызывают сомнения нормы, связанные с формой выражения решений, принятых наблюдательным советом. Наблюдательный совет автономного учреждения принимает свои решения в форме рекомендаций, заключений и решений. По трем вопросам принимаются решения, обязательные для руководителя автономного учреждения. По восьми вопросам своей компетенции наблюдательный совет принимает рекомендации и заключения, носящие как для учредителя, так и для руководителя автономного учреждения рекомендательный характер. Наблюдательный совет здесь выступает как консультационный орган, мнение которого обязательно надо выслушать, но не обязательно исполнять . При этом, что из себя представляют рекомендации и заключения и чем они отличаются по сути и содержанию друг от друга, законодатель не определил. В итоге содержание этих документов зачастую одинаковое. Также вызывает сомнение рекомендация как форма выражения воли органа учреждения. Рекомендация - это частный вид совета, наставления, указание как поступить в том или ином случае. Давать рекомендации ранее являлось прерогативой общественных советов, попечительских советов и иных подобных общественных органов управления, имеющих совершенно статус, чем наблюдательный совет автономного учреждения. Исходя из вышесказанного, предлагаем исключить такую форму выражения воли наблюдательного совета, как рекомендации, оставив две формы: решение, носящее императивный характер и обязательное для исполнения учредителем и руководителем учреждения; заключение - согласование, имеющее юридическое значение, являющееся неотъемлемым элементом действия учредителя или руководителя учреждения. В законе не обозначены последствия отрицательного заключения, хотя их наличие было бы логичным. Так, например, можно предусмотреть, что при отрицательном заключении наблюдательного совета по какому-либо вопросу учредителю или руководителю учреждения (в зависимости от того, кто является инициатором предложения, выносимого на наблюдательный совет) необходимо дать мотивированное пояснение своей позиции либо изменить свое мнение с учетом заключения наблюдательного совета.
В Законе N 174-ФЗ определено, что рекомендации и заключения даются простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. А обязательные решения наблюдательного совета принимаются в особом порядке, так например, решения по вопросам о совершении автономным учреждением крупной сделки и проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и выбора аудиторской организации принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. Остается открытым вопрос о порядке утверждения положения о закупке. Законом N 223-ФЗ не определен порядок утверждения наблюдательным советом автономного учреждения положения о закупке, что приводит к тому, что наблюдательные советы самостоятельно решают, в каком порядке и каким большинством утверждать названное положение. Таким образом, актуально внесение изменений в Закон N 174-ФЗ не только в связи с необходимостью введения дополнительной функции наблюдательного совета - утверждения положения о закупке, но и порядка утверждения указанного документа.
Очевидно, что, вводя в качестве управленческой структуры автономного учреждения наблюдательный совет, законодатель желал видеть в наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Исходя из компетенции наблюдательного совета, законодатель отвел ему большую роль в решении важнейших вопросов деятельности автономного учреждения. Однако ни представители учредителя автономного учреждения и исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, ни представители общественности не могут быть компетентны во всех вопросах, рассматриваемых наблюдательным советом: в экономике, бухгалтерии, организации закупок для государственных и муниципальных нужд и др. В связи с этим рассмотрение некоторых важнейших документов, например положения о закупке, отчета о деятельности автономного учреждения и использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности может превратиться из обоснования необходимости утверждения указанных документов в объяснения членам наблюдательного совета сути указанных документов и понятий, которые в них используются. Это значительно затрудняет принятие решений по некоторым вопросам.
На основании вышеизложенного очевидно, что законодатель стремился создать наблюдательный совет как уникальный орган, включающий в себя наиболее достойных представителей государственных органов и общественности и принимающий полноценное участие в реализации управленческих и контрольных функций учреждения. Однако нормы закона о наблюдательном совете не всегда согласованы, что может привести либо к неоднозначным решениям наблюдательного совета, либо к отсутствию у наблюдательного совета реальных управленческих полномочий.

Библиографический список

1. Батяев А.А., Карташова Ю.А., Гардер Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
2. Об автономных учреждениях: Федер. закон от 3 нояб. 2006 г. N 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 45. Ст. 4626.
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30. Ч. 1. Ст. 4571.
4. О составе наблюдательного совета государственного автономного учреждения Калининградской области "Калининградский областной музыкальный театр": Постановление Правительства Калинингр. обл. от 8 сент. 2010 г. N 734 // Калинингр. правда. 2010. 11 сент. (приложение "Ведомости Правительства Калининградской области").

Преподаватель кафедры гражданского права и процесса
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: В статье анализируются проблемы, связанные с формированием состава наблюдательного совета и реализацией его функций. Спорным является вопрос легитимности наблюдательного совета в связи с изменением статуса его члена. Обозначена несогласованность положений федерального законодательства в части определения компетенции наблюдательного совета. Предлагается дополнить статью 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», прописав либо дополнительную компетенцию наблюдательного совета по утверждению положения о закупке, либо положение о том, что наблюдательный совет может осуществлять дополнительные функции, предусмотренные иными нормативными актами. Отмечается необходимость изменения форм выражения решений, фиксации последствий отрицательного заключения наблюдательного совета. Предлагается исключить такую форму выражения воли наблюдательного совета, как рекомендации, оставив две формы: решение, носящее императивный характер и обязательное для исполнения учредителем и руководителем учреждения; заключение – согласование, являющееся неотъемлемым элементом действия учредителя или руководителя учреждения. Отмечается, что наблюдательный совет позиционируется как орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения, принимающий полноценное участие в принятии и реализации управленческих и контрольных функций. Однако несогласованность норм закона о наблюдательном совете может привести либо к неоднозначным решениям наблюдательного совета, либо к отсутствию у наблюдательного совета реальных управленческих полномочий.

Ключевые слова: наблюдательный совет; автономное учреждение; компетенция наблюдательного совета; рекомендация; решение; проблемы правоприменения

Структура, полномочия и перечень органов управления автономного учреждения установлены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее? Закон №174-ФЗ) . В отличие от традиционной структуры управления учреждением законодатель для автономного учреждения предусмотрел новый орган управления – наблюдательный совет. Таким образом, органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Наблюдательный совет, наряду с руководителем автономного учреждения, стал неотъемлемой частью системы управления автономного учреждения. Основное назначение наблюдательного совета? осуществление контрольно-надзорных полномочий в сфере финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения. Фактически наблюдательный совет автономного учреждения представляет собой такой орган управления автономного учреждения, который по своему правовому положению аналогичен общему собранию участников (учредителей) в хозяйственных обществах . Однако, в отличие от общего собрания участников хозяйственного общества, правовой статус наблюдательного совета обозначен в законе несколько фрагментарно, не позволяя однозначно решать ряд вопросов, возникающих в практической деятельности автономного учреждения.

Наблюдательный совет создается в составе не менее чем пять и не более чем одиннадцать членов. В его состав в обязательном порядке должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения также могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть общего числа членов наблюдательного совета. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Количество автономных учреждений постоянно растет и все они должны обеспечить наблюдательный совет вышеназванными представителями государственных и муниципальных органов. С учредителями проще, они у всех разные. Однако исполнительным органам государственной или муниципальной власти, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, обеспечить наблюдательные советы своими представителями сложнее. Агентство по имуществу Калининградской области должно обеспечить представителями все автономные учреждения, созданные на базе имущества Калининградской области. В итоге, например, некоторые представители Агентств по имуществу являются членами до 10 наблюдательных советов. Кроме того, исполнительные органы государственной или муниципальной власти в качестве представителей в наблюдательны совет могут делегировать, например, консультантов отделов , что автоматически понижает значимость наблюдательного совета как высшего органа управления. В итоге, в наблюдательном совете могут появиться лица, действующие формально, не вникающие в проблемы, не ориентирующиеся на стратегические цели развития автономного учреждения, не заинтересованные в результативности и эффективности принимаемых решений.

Еще одним спорным вопросом является вопрос легитимности наблюдательного совета, в частности, в связи с изменением его состава. Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения могут быть прекращены досрочно: по просьбе члена наблюдательного совета автономного учреждения; в случае невозможности исполнения членом наблюдательного совета автономного учреждения своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев; в случае привлечения члена наблюдательного совета автономного учреждения к уголовной ответственности. Дополнительно предусмотрены основания прекращения полномочий членов наблюдательного совета автономного учреждения для представителей государственных органов или органов местного самоуправления и состоящих с этим органом в трудовых отношениях. Так, полномочия такого члена наблюдательного совета автоматически досрочно нивелируются, если прекратились трудовые правоотношения данного лица с органом государственной власти или местного самоуправления, представителем от которого он был назначен в наблюдательный совет. Полномочия могут быть прекращены и без какой-либо причины по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления. Однако может возникнуть и обратная ситуация: представитель общественности? член наблюдательного совета, вступил в трудовые отношения с учредителем автономного учреждения. Оснований для досрочного прекращения членства такого лица в наблюдательном совете без его согласия закон не содержит. Однако фактически количество представителей учредителей в составе наблюдательного совета увеличится. Насколько в этом случае правомочен наблюдательный совет, если представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета более трети общего числа членов наблюдательного совета? На наш взгляд, можно такого члена наблюдательного совета и дальше рассматривать как представителя общественности и считать наблюдательный совет правомочным (по крайней мере, до момента утверждения нового состава наблюдательного совета). Тем не менее вопрос остается дискуссионным. Указанное обстоятельство может оказаться основанием для оспаривания легитимности решений наблюдательного совета.

Законодатель определил, что порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения регламентируются уставом автономного учреждения. Поэтому в уставах автономных учреждений такой порядок обязательно должен быть указан. Порядок подготовки наблюдательного совета включает, в том числе, срок уведомления членов наблюдательного совета о дате заседания и повестке наблюдательного совета. Так, часто в уставах определено, что лицо, созывающее заседание наблюдательного совета, обязано в письменной форме известить каждого члена наблюдательного совета не позднее чем, например, за десять дней до его проведения. В извещении о проведении заседания должны быть указаны время и место его проведения, а также предлагаемая повестка. При этом часто встречается ситуация, когда член наблюдательного совета, получив извещение с указанием вопросов повестки, решает, что нужно изменить повестку или внести дополнительные вопросы, подлежащие рассмотрению на заседании наблюдательного совета и информирует об этом инициатора созыва наблюдательного совета. На практике это может повлечь определенные проблемы. Так, например, срок уведомления членов наблюдательного совета о повестке – не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания, повестка была разослана за 10 дней, все члены наблюдательного совета, а многие из них очень занятые люди, запланировали присутствие на заседании. Если за 9 дней до заседания приходит уведомление от одного из членов наблюдательного совета о необходимости внести дополнительный вопрос в повестку, то необходимо рассылать новую повестку всем членам наблюдательного совета, а так как предельный (в нашем случае 10-дневный) срок уведомления о повестке уже пропущен, то нужно или сроки проведения наблюдательного совета переносить, согласовывая новые сроки со всеми членами наблюдательного совета, либо отказываться от рассмотрения, возможно, насущного вопроса на предстоящем наблюдательном совете.

Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения определена в ч. 1 ст. 11 Закон № 174-ФЗ. Указанная статья не содержит положений, позволяющих каким-либо нормативным актом или уставом отнести к компетенции наблюдательного совета иные вопросы, чем те, которые указаны в ней. При этом у наблюдательного совета есть еще одно полномочие, которое не указано в тексте указанной статьи, но установлено законодательством. Так, Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) добавляет к компетенции наблюдательного совета полномочие по утверждению положения о закупке автономного учреждения. На основании вышеизложенного полагаем, что статью 11 Закона №174-ФЗ необходимо дополнить: либо прописать дополнительную компетенцию наблюдательного совета по утверждению положения о закупке, либо включить положение о том, что наблюдательный совет может осуществлять дополнительные функции, предусмотренные иными нормативными актами.

Также вызывают сомнения нормы, связанные с формой выражения решений принятых наблюдательным советом. Наблюдательный совет автономного учреждения принимает свои решения в форме рекомендаций, заключений и решений. По трем вопросам принимаются решения, обязательные для руководителя автономного учреждения. По восьми вопросам своей компетенции наблюдательный совет принимает рекомендации и заключения, носящие как для учредителя, так и для руководителя автономного учреждения рекомендательный характер. Наблюдательный совет здесь выступает как консультационный орган, мнение которого обязательно надо выслушать, но не обязательно исполнять . При этом, что из себя представляют рекомендации и заключения и чем они отличаются по сути и содержанию друг от друга, законодатель не определил. В итоге содержание этих документов зачастую одинаковое. Также вызывает сомнение рекомендация как форма выражения воли органа учреждения. Рекомендация? это частный вид совета, наставления, указание как поступить в том или ином случае. Давать рекомендации ранее являлось прерогативой общественных советов, попечительских советов и иных подобных общественных органов управления, имеющих совершенно статус, чем наблюдательный совет автономного учреждения. Исходя из вышесказанного предлагаем исключить такую форму выражения воли наблюдательного совета, как рекомендации, оставив две формы: решение, носящее императивный характер и обязательное для исполнения учредителем и руководителем учреждения; заключение – согласование, имеющее юридическое значение, являющееся неотъемлемым элементом действия учредителя или руководителя учреждения. В законе не обозначены последствия отрицательного заключения, хотя их наличие было бы логичным. Так, например, можно предусмотреть, что при отрицательном заключении наблюдательного совета по какому-либо вопросу, учредителю или руководителю учреждения (в зависимости от того, кто является инициатором предложения, выносимого на наблюдательный совет), необходимо дать мотивированное пояснение своей позиции либо изменить свое мнение с учетом заключения наблюдательного совета.

В законе №174-ФЗ определено, что рекомендации и заключения даются простым большинством голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. А обязательные решения наблюдательного совета принимаются в особом порядке, так например, решения по вопросам о совершении автономным учреждением крупной сделки и проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и выбора аудиторской организации принимается квалифицированным большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения. Остается открытым вопрос о порядке утверждения положения о закупке. Законом №223-ФЗ не определен порядок утверждения наблюдательным советом автономного учреждения положения о закупке, что приводит к тому, что наблюдательные советы самостоятельно решают, в каком порядке и каким большинством утверждать названное положение. Таким образом, актуально внесение изменений в Закон №174-ФЗ не только в связи с необходимостью введения дополнительной функции наблюдательного совета – утверждения положения о закупке, но и порядка утверждения указанного документа.

Очевидно, что, вводя в качестве управленческой структуры автономного учреждения наблюдательный совет, законодатель желал видеть в наблюдательном совете орган, обладающий объективным, независимым и компетентным взглядом на деятельность автономного учреждения. Исходя из компетенции наблюдательного совета, законодатель отвел ему большую роль в решении важнейших вопросов деятельности автономного учреждения. Однако ни представители учредителя автономного учреждения и исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, ни представители общественности не могут быть компетентны во всех вопросах, рассматриваемых наблюдательным советом: в экономике, бухгалтерии, организации закупок для государственных и муниципальных нужд и др. В связи с этим рассмотрение некоторых важнейших документов, например положения о закупке, отчета о деятельности автономного учреждения и использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, может превратиться из обоснования необходимости утверждения указанных документов в объяснения членам наблюдательного совета сути указанных документов и понятий, которые в них используются. Это значительно затрудняет принятие решений по некоторым вопросам.

На основании вышеизложенного очевидно, что законодатель стремился создать наблюдательный совет как уникальный орган, включающий в себя наиболее достойных представителей государственных органов и общественности и принимающий полноценное участие в реализации управленческих и контрольных функций учреждения. Однако нормы закона о наблюдательном совете не всегда согласованы, что может привести либо к неоднозначным решениям наблюдательного совета, либо к отсутствию у наблюдательного совета реальных управленческих полномочий.

Библиографический список

    Батяев А.А., Карташова Ю.А., Гардер Н.В.

Краевое государственное автономное учреждение социального обслуживания »

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГАУ СО «УРЦ»

_____________

« 13 » февраля 2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАБЛЮДАТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Наблюдательный совет краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Уссурийский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью» (далее - Наблюдательный совет) является постоянно действующим коллегиальным органом управления краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания «Уссурийский реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью» (далее – автономное учреждение).

1.2. Деятельность Наблюдательного совета осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации , правовых актов Приморского края , устава автономного учреждения, настоящего Положения.

1.3. Структура, компетенция, порядок формирования, сроки полномочий и порядок деятельности Наблюдательного совета определяются уставом автономного учреждения.

1.4. Наблюдательный совет не является юридическим лицом, не имеет своего расчетного счета в кредитных организациях, самостоятельного баланса, печати и штампа.

2. Цели и задачи Наблюдательного совета

2.1. Целью деятельности Наблюдательного совета является:

- обеспечение соблюдения целей, в интересах которых создано автономное учреждение;

- контроль за целевым использованием средств бюджета, направляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;

- выработка рекомендаций в сфере финансово-хозяйственной деятельности , направленных на повышение эффективности работы автономного учреждении;

- контроль за принятием решений директором автономного учреждения и обеспечением их исполнения;

- повышение открытости и прозрачности деятельности автономного учреждения.

3. Компетенция Наблюдательного совета

3.1. Наблюдательный совет рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления ;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения - проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с действующим законодательством автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

3.2. По вопросам, указанным в подпунктах 1 - 4 и 8 пункта 3.1 настоящего Положения, Наблюдательный совет дает рекомендации.

Учредитель автономного учреждения, принимает по этим вопросам решения после рассмотрения рекомендаций Наблюдательного совета.

3.3. По вопросу, указанному в подпункте 6 пункта 3.1 настоящего Положения, Наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется учредителю автономного учреждения. По вопросам, указанным в подпункте 5 и 11 пункта 3.1 настоящего Положения, Наблюдательный совет дает заключение.

Руководитель автономного учреждения принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений Наблюдательного совета.

3.4. Документы, представленные в соответствии с подпунктом 7 пункта 3.1 настоящего Положения, утверждаются Наблюдательным советом. Копии указанных документов направляются учредителю автономного учреждения.

3.5. По вопросам, указанным в подпунктах 9, 10 и 12 пункта 3.1 настоящего Положения, Наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.

3.6. Рекомендации и заключения по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 8 и 11 пункта 3.1 настоящего Положения, даются большинством голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.

3.7. Решения по вопросам, указанным в подпунктах 9 и 12 пункта 3.1 настоящего Положения, принимаются Наблюдательным советом большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов Наблюдательного совета.

3.8. Решение по вопросу, указанному в подпункте 10 пункта 3.1 настоящего Положения, принимается Наблюдательным советом в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях".

3.9. Вопросы, относящиеся к компетенции Наблюдательного совета в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, не могут быть переданы на рассмотрение других органов управления автономного учреждения.

3.10. По требованию Наблюдательного совета или любого из его членов другие органы автономного учреждения обязаны представить информацию по вопросам, относящимся к компетенции Наблюдательного совета.

4. Состав и формирование Наблюдательного совета

4.1. Наблюдательный совет состоит из 7 человек. Срок полномочий Наблюдательного совета составляет 1 года. Состав совета определяется приказом отраслевого органа.

4.2. В состав Наблюдательного совета автономного учреждения входят:

Представители органа по управлению имуществом Приморского края 1 человек;

Представители отраслевого органа - 2 человек;

Представители общественности - 1 человек;

Представители работников Учреждения - 2 человека;

Представители органов местного самоуправления – 1человек.

Количество представителей государственных органов в составе Наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов Наблюдательного совета.

4.3. Одно и то же лицо может быть членом Наблюдательного совета неограниченное число раз.

4.4. Членами Наблюдательного совета не могут быть:

- руководитель автономного учреждения;

- заместители руководителя автономного учреждения;

- лица, имеющие неснятую или погашенную судимость.

4.5. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам Наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе Наблюдательного совета.

4.6. Полномочия члена Наблюдательного совета могут быть прекращены досрочно:

1) по просьбе члена Наблюдательного совета;

2) в случае невозможности исполнения членом Наблюдательного совета своих обязанностей по состоянию здоровья или по причине его отсутствия в месте нахождения автономного учреждения в течение четырех месяцев;

3) в случае привлечения члена Наблюдательного совета к уголовной ответственности .

4.7. Полномочия члена Наблюдательного совета, являющегося представителем государственного органа и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, могут быть также прекращены досрочно в случае прекращения трудовых отношений.

4.8. Вакантные места, образовавшиеся в Наблюдательном совете в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий Наблюдательного совета.

4.9. Решение о назначении членов Наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий принимается отраслевым органом.

4.10. Председатель Наблюдательного совета избирается на срок полномочий Наблюдательного совета.

4.11. Представитель работников автономного учреждения не может быть избран председателем Наблюдательного совета.

4.12. Наблюдательный совет в любое время вправе переизбрать своего председателя.

4.13. Председатель Наблюдательного совета организует работу Наблюдательного совета, созывает его заседания, председательствует на них, организует ведение протокола.

4.14. В отсутствие председателя Наблюдательного совета его функции осуществляет старший по возрасту член Наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

5. Организация работы Наблюдательного совета

5.1. Заседания Наблюдательного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

5.2. Заседание Наблюдательного совета созывается его председателем по собственной инициативе, по требованию Администрации Приморского края, отраслевого органа, органа по управлению имуществом Приморского края, члена Наблюдательного совета или руководителя автономного учреждения.

5.3. Председатель Наблюдательного совета обязан не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения заседания обеспечить уведомление каждого члена Наблюдательного совета путем направления телефонограммы, факсограммы или иным удобным способом. При уведомлении оговариваются время и место проведения заседания, а также предполагаемая повестка дня . Одновременно с уведомлением каждому члену Наблюдательного совета, в случае необходимости, направляются необходимые материалы.

5.4. В заседании Наблюдательного совета автономного учреждения вправе участвовать руководитель автономного учреждения. Иные приглашенные председателем Наблюдательного совета лица могут участвовать в заседании Наблюдательного совета, если против их присутствия не возражает более чем одна треть от общего числа членов Наблюдательного совета.

5.5. Заседание Наблюдательного совета автономного учреждения является правомочным, если все члены Наблюдательного совета извещены о времени и месте его проведения и на заседании присутствуют более половины членов Наблюдательного совета. Передача членом Наблюдательного совета своего голоса другому лицу не допускается.

5.6. Уставом автономного учреждения может предусматриваться возможность учета представленного в письменной форме мнения члена Наблюдательного совета, отсутствующего на его заседании по уважительной причине, при определении наличия кворума и результатов голосования, а также возможность принятия решений Наблюдательным советом путем проведения заочного голосования. Указанный порядок не может применяться при принятии решения по вопросам, предусмотренным подпунктами 9 и 10 пункта 3.1 настоящего Положения.

5.7. Каждый член Наблюдательного совета имеет при голосовании один голос. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Наблюдательного совета. Член Наблюдательного совета подает голос путем выражения своей воли открытым или тайным голосованием "за", "против" либо как воздержавшийся от голосования. Тайное голосование может быть проведено в случае принятия такого решения на заседании Наблюдательного совета.

5.8. Первое заседание Наблюдательного совета после его создания, а также первое заседание нового состава Наблюдательного совета может быть созвано по требованию учредителя автономного учреждения, .

5.9. До избрания председателя Наблюдательного совета на таком заседании председательствует старший по возрасту член Наблюдательного совета автономного учреждения, за исключением представителя работников автономного учреждения.

5.10. На заседании Наблюдательного совета ведется протокол. Протокол составляется не позднее 3 дней после проведения заседания и подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность его составления.

5.11. Протоколы заседаний передаются отраслевому органу и директору автономного учреждения. Решения, заключения, рекомендации и протоколы заседаний Наблюдательного совета доступны для ознакомления любым лицам, имеющим право быть избранным в члены Наблюдательного совета.

5.12. Организационно-техническое, документационное обеспечение заседаний Наблюдательного совета, подготовка аналитических, справочных и других материалов к заседаниям, оформление принятых им решений возлагаются на администрацию автономного учреждения.