Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов. Административное право Особенности административно правового статуса властвующих индивидуальных субъектов

Анализируя законодательство, которое определяет административную правосубъектность различных категорий граждан и иных индивидуальных субъектов административного права, нельзя не обнаружить чрезвычайного многообразия специальных административно-правовых статусов. Эти специальные административно-правовые статусы определяются социальной ролью конкретных индивидов как субъектов административного права, объемом и характером их правосубъектности в различных областях общественных отношений, которые регулируются административным правом. В зависимости от ролевых позиций индивидов, участвующих в конкретных административно-правовых отношениях, специальные административно-правовые статусы можно сгруппировать в несколько родовых общ-ностей, выделив статусы:

а) членов административных коллективов;

б) субъектов административной опеки;

в) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

г) субъектов разрешительной системы. 1

При этом наибольшим разнообразием и спецификой обладают административные коллективы, которые представляют собой объединенные каким-либо интересом или целью функционально дифференцированные общности людей, действующие как единое целое в силу установленного административным законодательством порядка взаимоотношения членов коллектива с его администрацией (органом управления) на основе внутренне согласованного распределения между ними прав, обязанностей и ответственности. К этим коллективам относятся, в частности, органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные и горноспасательные подразделения, студенческие коллективы, лечебно-трудовые профилактории и др. Члены всех таких коллективов обладают некоторыми специфическими личными правами и обязанностями, которые

1 См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. Часть 1.- Екатеринбург: Диамант, 1966.- С. 41.

обусловлены принадлежностью к данному административному коллективу. Так, став, например, работником милиции, гражданин в соответствии с Законом Украины «О милиции» приобретает право на обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья и др. Став студентом, гражданин получает закрепленную в законе практическую возможность реализовать свое право на образование: посещать лекции, участвовать в семинарских занятиях, получать консультации преподавателей и оценки своих знаний, пользоваться библиотекой данного учебного заведения, организовывать свой труд и отдых в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка и т.

п.

Административное право регулирует административную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их трудовой деятельности (путем выдачи денежного содержания или выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих, работников милиции, органов СБУ, студентов и др. с администрацией разрешаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или опосредовано (субсидиарно) распространяются также нормы трудового права. Однако, в любом случае специфика прав и обязанностей членов административных коллективов заключаются именно в особенностях личных, а не служебных прав и обязанностей, которые представляют собой конкретизацию компетенции коллективного субъекта административного права, т.е. соответствующей организации (органа милиции, воинской части, горноспасательной службы и т.п.).

Характерными особенностями административно-правового статуса обладают также субъекты административной опеки, которая состоит в оказании помощи лицам, нуждающимся в социальной защите: выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и при-

вилегий и т.д. Практическую деятельность по осуществлению опеки реализуют органы государственной исполнительной власти. И та часть этой опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной.1

Субъектами административной опеки являются безработные, чернобыльцы, вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, афганцы и приравненные к ним лица; дети-сироты, многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом и многие другие категории граждан. Основаниями для приобретения статуса субъекта административной опеки могут быть самые разные факты и события: демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы, иные неблагоприятные социальные факторы. Именно эти факты и события (в особенности социальные факторы) лежат в основе издаваемых полномочными государственными органами актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих й лиц, уволенных с военной службы; об оказании специальных медицинских услуг больным диабетом и туберкулезом и т.п.

Осуществление административной опеки возложено на определенные органы исполнительной власти (службы занятости, органы социального обеспечения, миграционные службы и др.). Они обязаны обеспечить реализацию законодательства об административной опеке, добиваться четкого и своевременного выполнения установленных законом формализованных процедур. Прежде всего по общему правилу лицо, которое нуждается в социальной защите, должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем или вынужденным переселенцем. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются с точки зрения их подлинности и законности приобретения. Затем полномоч-

1 При этом административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты, которая связана с социальным обеспечением населения, зависящим от выполнявшейся трудовой деятельности, стажа работы, размера заработка и т.д. К этой форме социальной защиты относится, в основном, выплата пенсий по возрасту или по инвалидности.

ныи орган принимает решение о признании заявителя больным, безработным, вынужденным переселенцем и т.п. Это решение, принятое в соответствии с требованиями законодательства, является основанием для оказания лицу или его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом.

Еще один специальный административно-правовой статус индивидуальных субъектов административного права связан с особыми режимами территорий.

Главная особенность таких территорий заключается в том, что в их пределах действуют специальные административные режимы. Примерами этих режимов могут быть режимы пограничной зоны, закрытых городов, заповедников, зон экологического бедствия, свободных экономических зон, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение либо карантин по случаю радиоактивного заражения и т.п.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус, который включает чаще всего особые правила въезда в зону, выезда из нее, передвижения по зоне, осуществления производственной, хозяйственной и иной деятельности в ней; реализации контрольно-надзорных функций, а также применения административного принуждения к нарушителям правил, действующих в зоне.

При этом среди специальных территориальных режимов наряду с жесткими (суровыми) режимами (как, например, режим чрезвычайного или военного положения) встречаются и льготные режимы (в частности, режим свободных экономических зон).

В зонах с жестким административным режимом применяются более строгие административно-надзорные и контрольные меры, тогда как в свободных экономических зонах ряд контрольно-надзорных функций (в частности, таможенный и финансовый контроль) ослаблены.

С точки зрения временных рамок действия специальные административные режимы подразделяются на постоянные и временные (или ситуационные). Постоянные специальные режимы вводятся на соответствующих территориях только на основании законов Украины, тогда как временные (ситуационные) могут быть установлены разными государственными органами, в частности, Президентом Украины, правительством, главой областной администрации и др.

Существенными особенностями характеризуется также административно-правовой статус субъектов разрешительной системы.

Под разрешительной системой понимаются установленные нормами административного права порядок и правила осуществления определенных видов деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих и потому требующей получения специальных предварительных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то органами государственной исполнительной власти.

Получение предварительных разрешений органов исполнительной власти на совершение определенных действий, в принципе, распространено достаточно широко. Правоотношения, возникающие между аппаратом государственных исполнительных органов и гражданами или организациями по поводу получения таких разрешений регулируются административным правом. Однако, получение предварительных разрешений, связанных с реализацией функций разрешительной системы, имеют ряд особенностей, которые отличают разрешительную систему от других видов оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности.

Во-первых, это особый порядок деятельности, которая представляет повышенную опасность для граждан, общества и государства и осуществляется на основе санкционированного уполномоченными государственными органами исключения из общих правил с обеспечением общественного порядка и государственной безопасности.

Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений, которые возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти, а на основе подачи заинтересованными гражданами или организациями соответствующих заявлений о выдаче разрешений на осуществление определенных действий (деятельности), которая контролируется уполномоченными исполнительными органами.

В-третьих, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за фактическим осуществлением разрешенной (санкционированной) деятельности с применением разнообразных мер административного принуждения к нарушителям порядка и правил ее осуществления, вплоть до прекращения действия выданного разрешения (лишение специальных прав, приостановление или прекращение действия лицензии и т.п.).

Наконец, в-четвертых, результатом правоотношений, которые возникают в процессе реализации разрешительной системы, является получение разрешения на определенную, деятельность, которое воплощается в форму индивидуального управомочивающего акта и тем самым завершает разрешительный процесс.

Таким образом, выдача специальных разрешений в процессе осуществления разрешительной системы является завершением предварительного контроля и проверки обоснованности заявления заинтересованных лиц и организаций на осуществление специальных видов деятельности (например, производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт и использование огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, сильнодействующих ядов; открытие и функционирование стрелковых тиров, пиротехнических и оружейно-ремонтных мастерских, штемпельно-граверных и полиграфических предприятий, других аналогичных производств, а также открытие магазинов, торгующих оружием и боеприпасами, предприятий, на которых производятся либо хранятся сильнодействующие химические и радиоактивные материалы, и т.п.).

Разрешения, предоставляемые органами разрешительной системы, могут выдаваться на определенный либо неопределенный срок. Они облекаются в форму лицензий, патентов, квот, сертификатов и т.п., в зависимости от видов деятельности, которая требует соответствующего официального санкционирования уполномоченных органов. При этом в основе разрешения (или отказа в его выдаче) могут быть обычные либо дискреционные полномочия субъекта исполнительной власти, позволяющие действовать ему по собственному усмотрению в зависимости от сложившихся обстоятельств.

В последнем случае при рассмотрении заявлений о выдаче соответствующих разрешений могут быть допущены серьезные нарушения действующего законодательства и ущемление прав и законных интересов граждан и иных заинтересованных лиц и организаций. Поэтому последовательная реализация идеи демократизации общественной жизни, расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения, предоставляемой органам исполнительной власти при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи специальных разрешений, оснований отказа в их выда-

че, а также порядка обжалования действий органов, осуществляющих функции разрешительной системы.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить статусы:

  • 1) членов административных коллективов;
  • 2) субъектов административной опеки;
  • 3) жителей территорий с особым административно-правовым режимом;
  • 4) субъектов разрешительной системы.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятия «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права и работников определенной организаций. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это -- органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы и др.

Став добровольно, по призыву или в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, ибо вторые есть конкретизация полномочий коллективного субъекта -- организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г.^ права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их труда (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

  • 1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);
  • 2) милитаризованных служащих (военнослужащих, работников милиции, работников военизированных формирований);
  • 3) лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения и др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних войсках, в железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства является установление государственной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи.

Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентирована нормами административного права, может быть названа административной.

Ее субъекты -- безработные; чернобыльцы; беженцы и вынужденные переселенцы; инвалиды Отечественной войны; «афганцы» и приравненные к ним лица; дети-сироты; многодетные родители; лица, страдающие психическими заболеваниями; больные диабетом, туберкулезом, лепрой и еще многие категории граждан, Из этого примерного перечня видно, что фактическими основаниями для приобретения рассматриваемого социального административно-правового статуса могут быть демографические обстоятельства, технические и экологические катастрофы и неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

В политике административной опеки высшие государственные органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя республиканским, краевым, областным органам, органам местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот.

Административную опеку следует отличать от другой формы социальной защиты -- выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней службой. В этом случае имеет место социальное обеспечение, которое зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, по инвалидности и другие тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этой стороне управленческой деятельности, к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения административной опеки. Принятие российским парламентом законов о занятости населения, о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о психиатрической помощи и ряда других актов свидетельствует о социальной направленности государственной политики.

В качестве примера административной опеки можно привести положения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона от 22 ноября 1995 г. Законом установлено, что вынужденный переселенец имеет право:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у органа миграционной службы направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом малообеспеченные лица -- одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет -обеспечиваются правом на бесплатный проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.

Осуществление административной опеки возложено на многие органы исполнительной власти и связано с выполнением ряда формализованных процедур. Прежде всего, по общему правилу, лицо должно подать заявление в компетентный орган о признании его безработным, многодетным, беженцем, вынужденным переселенцем и т. д. Если гражданин имеет документы, подтверждающие его право на государственную помощь, он обязан приложить их к заявлению. Документы принимаются, регистрируются и проверяются. Затем принимается решение о признании (безработным, беженцем и т. д.), которое является юридическим основанием для оказания лицу, его семье тех видов помощи, которые предусмотрены законом. Органы административной опеки вправе проверять, сохранились ли обстоятельства, которые обусловили помощь, следить за сроками ее предоставления и принимать решения о ее увеличении, сокращении или прекращении.

Еще один важный аспект теории административного права связан с режимами территорий. А некоторые из них временно или постоянно (неопределенное время) находятся на особом правовом положении".

Главная разновидность особых территориальных режимов -- специальные административные режимы. Примерами последних являются режимы пограничной зоны, закрытых городов (территориальных образований), заповедников, зон экологического бедствия, территорий, на которых введено чрезвычайное (военное) положение, карантинных, подвергшихся радиоактивному загрязнению, свободных экономических зон.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает в себя чаще всего особые правила въезда в зону, выезда, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения. Среди специальных территориальных режимов наряду с такими суровыми, как режим военного положения, есть и льготные (свободных экономических зон). Если, как правило, в зонах более строгий контроль, то в СЭЗ таможенный, финансовый контроль ослаблен.

Чаще всего постоянные специальные режимы территории приобретают на основе законов. А временные, ситуационные режимы на отдельных территориях могут быть на основе закона установлены разными государственными органами. Таким правом наделены Президент, правительство, глава администрации. Так, ст. 24 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставляет главе администрации право «в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и населенных пунктах... вводить особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения».

Начиная с первого учебника для вузов по административному праву, изданного в 1940 г., авторы включали в последующие учебники специальные параграфы о разрешительной системе".

Под «разрешительной системой» понимается совокупность правил, предписывающих получение разрешения на осуществление определенной деятельности и регулирующих контроль за нею.

Получение предварительных разрешений исполнительных органов на совершение определенных действий достаточно широко распространено, а правоотношения, возникающие между аппаратом управления и гражданами, организациями по поводу их получения являются административными. Можно выделить основные черты разрешительной системы. Во-первых, это особый порядок деятельности, который регулируется нормами права, содержащимися в законах и подзаконных актах. Его целью является обеспечение общественной безопасности, справедливого распределения общественных фондов и правопорядка в целом. Он связан с действиями, которые представляют повышенную опасность для граждан, общества, государства, с санкционированием исключений из общих правил, с обеспечением начал социальной справедливости. В условиях чрезвычайных обстоятельств, военного положения пределы разрешительной системы расширяются. Но ее необоснованное расширение в нормальных и экстраординарных условиях влечет ограничение прав и свобод граждан и развитие бюрократизма, рост власти государственных служащих.

Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений между органами исполнительной власти, должностными лицами, с одной стороны, и индивидуальными или коллективными субъектами, желающими получить разрешение, с другой. Юридическим фактом, влекущим возникновение соответствующих отношений, является подача заинтересованными и уполномоченными субъектами заявлений. Такие отношения возникают не по инициативе субъектов исполнительной власти.

В-третьих, ядро (цель) этих правоотношений -- получение разрешения на действие (бездействие), т. е. принятие индивидуального управомочивающего акта. Оно является завершением предварительного контроля, проверки обоснованности заявления. Разрешение может быть дано на определенный или неопределенный срок и называться лицензией, квотой, патентом, сертификатом и иначе. В основе разрешения (отказа) могут быть обычные и дискреционные полномочия субъекта власти. Последовательная реализация идеи расширения прав и свобод граждан предполагает ограничение свободы усмотрения государственной администрации при рассмотрении заявлений граждан, более четкое закрепление в законах процедур выдачи разрешений, оснований отказов, порядка обжалования.

В-четвертых, атрибутивным признаком разрешительной системы является административный надзор за тем, как осуществляются разрешенные деяния. О нем можно говорить лишь в тех случаях, когда после выдачи разрешения на весь срок его действия между его получателем и компетентными государственными органами сохраняются административно-правовые отношения.

В-пятых, за нарушение правил разрешительной системы к виновным применяются разнообразные меры административного принуждения и в том числе такая мера, как временное или постоянное прекращение действия разрешения (лишение прав, приостановление, прекращение действия лицензий).

Таким образом, если гражданин не эпизодически, а на определенное время попадает в орбиту разрешительной системы, он становится обладателем специального административно-правового статуса". Последний включает в себя обязанности необходимого оформления заявления и прилагаемых к нему документов, прохождения контроля и содействия ему, соблюдения правил осуществления разрешенных действий. Кроме дополнительных обязанностей, с этим статусом связано расширение административной деликтоспособности, а также получение прав, ради которых гражданин и стал субъектом рассматриваемых правоотношений. Это, например, право управления автомототранспортом, право приобретения огнестрельного оружия, право эксплуатации ра-диопередающих устройств.

Необходимо отметить, что действие разрешения может быть прекращено, разрешительные правоотношения могут закончиться как в связи с совершением гражданином противоправных действий, так и по другим основаниям, в том числе из-за ухудшения состояния здоровья и иных невиновных изменений у субъекта, вступления в силу нового нормативного акта, вновь возникших обстоятельств (чрезвычайная ситуация, появление новых технических средств). При наличии законных поводов содержание разрешения может быть ограничено или расширено.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Используя критерий социальной роли индивида, их можно сгруппировать в несколько родовых общностей. И в том числе выделить специальные статусы:

Членов административных коллективов;

Субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

Жителей территорий с особым административно-правовым режимом;

Субъектов разрешительной системы (водителей, лиц, получивших лицензии, допущенных к государственной тайне и др.);

Государственных служащих;

Лиц, совершивших правонарушения и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Понятие «административный коллектив » в юридической науке не используется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. Во втором случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом.

Административным коллективам предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные части, лечебно-трудовые профилактории, студенческие коллективы, центры временного размещения вынужденных переселенцев и др.

Став добровольно, по призыву, в результате применения принудительных мер членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных личных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, профилактируемого). Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РСФСР «О милиции» права на судебную защиту при увольнении (ст. 27), государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья (ст. 29), обеспечение жилой площадью (ст. 30), дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 20).



Административное право регламентирует время труда (учебы) и отдыха членов административных коллективов, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке и соответствующие процедуры регулируются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление отпусков по беременности; выплата суточных при командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права. Дисциплинарные уставы и иные источники административного права особо регулируют дисциплинарную ответственность членов административных коллективов.

Среди статусов членов административных коллективов различаются статусы:

Обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

Милитаризованных служащих (военнослужащих, сотрудников милиции, военизированных формирований);

Лиц, свобода которых ограничена в административном порядке (профилактируемых, несовершеннолетних, помещенных за правонарушения в специальные учебные заведения, граждан, находящихся в центрах временного размещения вынужденных переселенцев и, др.).

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, в железнодорожных и иных войсках.

В России с ее огромными и разнообразными по климату, состоянию экологии и другим признакам регионами законодатель выделяет разные территориальные режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует прежде всего назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий.

На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальный административно-правовой статус. Он включает чаще всего особые правила въезда и выезда в зону, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Поскольку специальные административно-правовые режимы влияют на общие административно-правовые статусы граждан, их содержание, основание и порядок введения регулируются федеральными законами.

А Президенту, органам государственной исполнительной власти предоставлено право при наличии предусмотренных законами оснований и в предусмотренном законами порядке определять время, виды ограничений, вводимых на определенной территории для определенного круга лиц.

Профессор А. П. Алехин утверждает: «Наряду с гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства к субъектам административного права могут быть отнесены физические лица других категорий»*. Это не точно. Других категорий индивидуальных субъектов («физических лиц», как их называет П. П. Алехин) нет.

* Алехин А. П. и др. Административное право. М., 1997. С. 90.

Поэтому еще раз хочется сказать, что субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин России может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан России, иностранцев, апатридов).

Специальные административно-правовые статусы индивидуальных субъектов (понятие, особенности, виды)

Специальный административно-правовой статус - это обособленная совокупность прав и обязанностей, нехарактерная для большинства физических лиц (не являющаяся общей для всех физических лиц).

Признаки Специального административно-правового статуса гражданина:

1. особое правовое основание, то есть специальный закон, иной правовой акт, регулирующий права и обязанности той или иной категории лиц (закон о занятости);

3. в этих отношениях реализуются дополнительные права и обязанности, которыми не обладают иные граждане;

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов, которые можно объединить в несколько групп, а именно:

1) членов административных коллективов;

2) субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);

3) жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;

4) субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, работников, допущенных к государственной тайне, и др.);

5) государственных и муниципальных служащих;

6) индивидуальных предпринимателей и др.;

7) лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления, и др.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин Российской Федерации может быть сиротой, студентом, водителем, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (россиян, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Административный коллектив. Такого понятия в юридической науке нет, хотя оно и необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве понятие «трудовой коллектив», под которым понимают самостоятельный субъект права, состоящий из работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим оплачиваемым трудом в деятельности организации (предприятия, учреждения, органа, строевого подразделения). Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные коллективы. Например, в гражданском вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты - административный коллектив.

Став членом административного коллектива, гражданин приобретает специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника милиции). Речь идет о личных, а не о служебных правах и обязанностях, ибо вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта - организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника милиции. К его личным правам относятся права на судебную защиту при увольнении по инициативе администрации, государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья, обеспечение жилой площадью, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.

Административное право регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры закрепляются административно-правовыми нормами.

Применительно к членам административных коллективов различаются статусы:

1) обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.);

2) сотрудников правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.);

3) военнослужащих;

4) государственных гражданских служащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит из большого числа видов. Так, имеются различия правового положения лиц, находящихся на военной службе в сухопутных войсках, в военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Структура специального административно-правового статуса

1. основания для приобретения статуса:

Условие, которым должно соответствовать лицо, чтобы этот статус приобрести (религиозные взгляды, пол);

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности...

Административно-правовой статус гражданина России

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько родовых общностей...

Административно-правовые нормы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административноправовые институты, например...

Административно-юрисдикционный процесс

Что касается юрисдикционных производств, то, как отмечают А.С. Васильев и М.Ф. Орзих, «юрисдикционные производства опосредуют правоохранительную деятельность органов государственного управления...

Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания

Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юридических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоотношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей...

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

Конституционные права и свободы человека и гражданина

Административное право в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445., Кодексом об административных правонарушениях...

Обстоятельства исключающие административную ответственность

В общепринятом понимании метод означает способ, прием, практическое осуществление чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ...

Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм...

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в России на современном этапе

Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

В настоящее время в Казахстане различают два типа организаций: коммерческие (акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия)...

Правовые основы предупреждения преступлений

Сложность предупреждения преступлений определяет многообразие видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от различных оснований. Так...

Сделки и представительство

Представительство - сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности...

Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность

"Под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей". См.: Марченко М.Н., Дерябина Е.М...

Уголовно-правовая характеристика нарушения специальных правил безопасности

Индивидуaльныe субъeкты - этo грaждaнe, инoстрaнныe грaждaнe, лицa бeз грaждaнствa. Эти лицa нe сoстoят в устoйчивых, нeпрeрывных oргaнизaциoнных oтнoшeниях с oргaнaми испoлнитeльнoй влaсти или публичнoгo упрaвлeния.

Грaждaнин - лицo, имeющee дoкaзaтeльствa нaличия грaждaнствa гoсудaрствa.

Грaждaнствo - этo устoйчивaя пoлитикo-прaвoвaя связь чeлoвeкa с гoсудaрствoм, вырaжaющaяся в сoвoкупнoсти их взaимных прaв, oбязaннoстeй, oтвeтствeннoсть.

Признaки грaждaнствa:

  • 1) связь мeжду чeлoвeкoм (1 стoрoнa) и гoсудaрствoм (2 стoрoнa);
  • 2) прaвoвaя хaрaктeристикa связи: эти oтнoшeния рeгулируются прaвoм, зaкрeпляются зaкoнoдaтeльнo, грaждaнствo этo нe фaктичeскoe, a юридичeскoe сoстoяниe и измeняeтся тoлькo лишь при сoвeршeнии oпрeдeлeннoгo юридичeскoгo aктa;
  • 3) пoлитичeскaя хaрaктeристикa связи: спeцификa oтнoшeний грaждaнствa зaключaeтся в тoм, чтo их взaимных прaвa и oбязaннoсти вoзникaют в пoлитичeскoй сфeрe, имeют пoлитичeский хaрaктeр;прeдпoлaгaeтся пoлитичeскaя лoяльнoсть грaждaнинa пo oтнoшeнию к гoсудaрству;устoйчивый хaрaктeр связи кaк вo врeмeни, тaк и в прoстрaнствe;сoдeржaниe связи вырaжaeтся с прaвaх, oбязaннoстях и oтвeтствeннoсти.

Aдминистрaтивнo-прaвoвoй стaтус грaждaн - кoмплeкс прaв и oбязaннoстeй грaждaнинa в aдминистрaтивнo-прaвoвых oтнoшeниях (т. e., вoзникaющиe нa oснoвe нoрм aдминистрaтивнoгo прaвa гoсудaрствeннo-упрaвлeнчeских oтнoшeний испoлнитeльнo- рaспoрядитeльнoгo хaрaктeрa, учaстники кoтoрых нaдeлeны субъeктивными прaвaми и юридичeскими oбязaннoстями). Индивидуaльныe субъeкты oблaдaют слeдующими прaвaми и oбязaннoстями.

1. Прaвo нa свoбoду и личную нeприкoснoвeннoсть.

Прaвo нa свoбoду - этo сaмa свoбoдa, тo eсть вoзмoжнoсть сoвeршaть любыe прaвoмeрныe дeйствия, кoтoрыe нe нaрушaют прaвa других людeй.

В нeрaзрывнoй связи с ним нaхoдится (нo нe сoвпaдaeт с нeй) личнaя нeприкoснoвeннoсть, кoтoрaя рaспрoстрaняeтся нa жизнь, здoрoвьe, чeсть, дoстoинствo чeлoвeкa.

Никтo нe впрaвe силoй или угрoзoй принуждaть чeлoвeкa к сoвeршeнию кaких-тo дeйствий, пoдвeргaть eгo истязaниям, oбыску или нaнoсить врeд здoрoвью.

Нaибoлee сильнoй гaрaнтиeй свoбoды и бeзoпaснoсти личнoсти выступaют в фoрмe угoлoвнo-прaвoвoгo зaпрeтa любых oбрaтных дeйствий. В aдминистрaтивнoм прaвe устaнoвлeн oбщий срoк aдминистрaтивнoгo зaдeржaния 3 чaсa.

2. Прaвo нa чaстную сoбствeннoсть - никтo нe мoжeт быть рeшeн свoeгo имущeствo инaчe кaк пo рeшeнию судa.

Дaжe тaкaя aдминистрaтивнo-вoсстaнoвитeльнaя мeрa кaк снoс сaмoвoльнo вoзвeдeннoгo стрoeния oсущeствляeтся тoлькo пo рeшeнию судa.

3. Прaвo нa нeприкoснoвeннoсть жилищa зaключaeтся в тoм, чтo никтo нe впрaвe прoникнуть в жилищe прoтив вoли прoживaющих тaм грaждaн, инaчe кaк в случae, устaнoвлeнных фeдeрaльным зaкoнoм. Прaвoм нa oхрaну жилищa oблaдaют лицa, являющиeся eгo сoбствeнникaми, зaкoнными aрeндaтoрaми или прoживaющими пo дoгoвoру нaймa. При этoм жилищeм признaeтся и мeстo врeмeннoгo прeбывaния.

Нeприкoснoвeннoсть жилищa рaспрoстрaняeтся нa личныe вeщи и бумaги. Oднaкo в жилищe мoгут всeляться люди, кoтoрыe имeют нa этo прaвo, дaжe в случaях нeсoглaсия oстaльных прoживaющих.

4. Прaвo нa нeприкoснoвeннoсть чaстнoй жизни.

Дaннoe прaвo включaeт в сeбя 3 элeмeнтa:

  • - устaнaвливaeтся прaвo чeлoвeкa нa личную и сeмeйную тaйну, зaщиту свoeй чeсти и дoстoинствa, тo eсть ни oт кoгo нeльзя трeбoвaть свeдeний, кaсaющихся прoисхoждeния или дeлoвoй дeятeльнoсти рoдствeнникoв, интимнoй жизни и т. п.;
  • - прaвo нa тaйну пeрeписки, тeлeфoнных пeрeгoвoрoв, пoчтoвых и иных сooбщeний;
  • - сбoр, хрaнeниe, испoльзoвaниe и рaспрoстрaнeниe инфoрмaции o чaстнoй жизни лицa бeз eгo сoглaсия нe дoпускaeтся.
  • 5. Прaвo нa свoбoду пeрeдвижeния и выбoрa мeстa житeльствa.

Прaвo нa выeзд и бeспрeпятствeннoe вoзврaщeниe гaрaнтируeтся Мeждунaрoдных пaктoм o грaждaнских и пoлитичeских прaвaх 1966 гoдa.

Прaвo свoбoднo пeрeдвигaться, выбирaть мeстo житeльствa и врeмeннoгo прeбывaния принaдлeжит кaждoму, ктo зaкoннo нaхoдится нa тeрритoрии РФ.

Oгрaничивaeтся дaннaя свoбoдa в oпрeдeлeнных рaйoнaх (ЗAТO, пoгрaничнaя пoлoсa и т. п.)

Пoрядoк рeaлизaции дaннoгo прaвa устaнoвлeн в ФЗ oт 15.09.96 г. «O пoрядкe выeздa из РФ и въeздa в РФ».

Тaк, грaждaнe нe мoгут быть oгрaничeны в прaвe нa выeзд из РФ инaчe кaк пo oснoвaниям и в пoрядкe, прeдусмoтрeнным зaкoнoм (гoсудaрствeннaя тaйнa, вoeннaя службa, пoдoзрeниe в сoвeршeнии прeступлeния либo привлeчeн в кaчeствe oбвиняeмoгo, oсуждeн, уклoняeтся oт испoлнeния oбязaтeльств, нaлoжeнных нa нeгo судoм, сooбщeниe зaвeдoмo лoжных свeдeний при пoдaчe зaявлeния нa выдaчу пaспoртa).

  • 6. Прaвo учaствoвaть в упрaвлeнии гoсудaрствoм (избирaть и быть избрaнным, учaстиe в рeфeрeндумe, гoсудaрствeннaя службa).
  • 7. Прaвo oбрaщaться личнo, a тaкжe нaпрaвлять индивидуaльныe и кoллeктивныe oбрaщeния в oргaны гoсудaрствeннoй влaсти и oргaны мeстнoгo сaмoупрaвлeния.

Oбрaщeния грaждaн являются фoрмoй нeпoсрeдствeннoгo упрaвлeния дeлaми гoсудaрствa и oдним из спoсoбoв кoнтрoля нaд публичным упрaвлeниeм, oсущeствляeмым гoсудaрствeнными oргaнaми, oргaнaми мeстнoгo сaмoупрaвлeния, дoлжнoстными лицaми.

Прaвo грaждaн нa oбрaщeниe зaкрeпляeт ст. 33 Кoнституции Рoссийскoй Фeдeрaции, кoтoрaя глaсит: «Грaждaнe Рoссийскoй Фeдeрaции имeют прaвo oбрaщaться личнo, a тaкжe нaпрaвлять индивидуaльныe и кoллeктивныe oбрaщeния в гoсудaрствeнныe oргaны и oргaны мeстнoгo сaмoупрaвлeния». Крoмe тoгo, прaвo нa oбрaщeниe грaждaн рeгулируeтся фeдeрaльным зaкoнoм «O пoрядкe рaссмoтрeния oбрaщeний грaждaн Рoссийскoй Фeдeрaции».

В тoй или инoй мeрe прoцeдурa рeaлизaции кoнституциoннoгo прaвa грaждaн нa oбрaщeниe рeглaмeнтируeтся тaкжe мнoгими фeдeрaльными нoрмaтивными прaвoвыми aктaми и зaкoнaми субъeктoв Рoссийскoй Фeдeрaции. Вплoть дo пoслeднeгo врeмeни oтсутствиe фeдeрaльнoгo зaкoнa o пoрядкe рaссмoтрeния oбрaщeний грaждaн oтчaсти кoмпeнсирoвaлoсь рeгиoнaльными зaкoнaми субъeктoв Рoссийскoй Фeдeрaции oб oбрaщeниях. Рoль рaссмaтривaeмoгo институтa oбрaщeний грaждaн oгрoмнa.

Для устaнoвлeния бaлaнсa вo взaимooтнoшeниях личнoсти и гoсудaрствa нeoбхoдимы эффeктивныe мeхaнизмы влияния личнoсти нa публичную влaсть. Oднoй из вoзмoжнoстeй oбрaтнoй связи являeтся прaвo нa oбрaщeниe, прeдoстaвляющee вoзмoжнoсть грaждaнaм вoздeйствoвaть нa oргaны влaсти. Грaждaнe мoгут влиять нa публичную влaсть и oсущeствлять кoнтрoль нaд ee дeятeльнoстью пoсрeдствoм рaзличных прaв и свoбoд: свoбoды слoвa, избирaтeльнoгo прaвa, прaвa нa oбъeдинeниe.

Oднaкo прaвo нa oбрaщeниe в ряду нaзвaнных вoзмoжнoстeй являeтся нaибoлee чaстo рeaлизуeмым вo взaимooтнoшeниях грaждaн и гoсудaрствa. В цeлях сoвeршeнствoвaния рaбoты с oбрaщeниями грaждaн Укaзoм Прeзидeнтa РФ сoздaнo спeциaльнoe Упрaвлeниe в структурe Aдминистрaции Прeзидeнтa пo рaбoтe с oбрaщeниями грaждaн.

8. Прaвo прoвoдить сoбрaния, митинги, дeмoнстрaции, шeствия и пикeтирoвaния. Oснoву дaннoгo прaвa сoстaвляют пoлoжeния Кoнституции РФ, зaкрeпляющиe прaвo сoбирaться мирнo бeз oружия, a тaкжe пoлoжeния Фeдeрaльнoгo зaкoнa oт 19 июня 2004 г.

Oснoвными oбязaннoстями грaждaн являeтся: вoeннaя службa, oбязaннoсть плaтить нaлoги, oхрaнa прирoды.

В тeoрии aдминистрaтивнoгo прaвa выдeляют нeскoлькo видoв стaтусoв индивидуaльных субъeктoв прaвa: oбщий (принaдлeжaщий всeм грaждaнaм) и спeциaльный (принaдлeжaщий чaсти нaсeдeлeния, тe прaвa и oбязaннoсти, кoтoрыe принaдлeжaт чeлoвeку пo рaзличным oснoвaниям:

  • - члeн aдминистрaтивнoгo кoллeктивa(oргaнизaция групп людeй, личный сoстaв oргaнизaции, в кoтoрых oтнoшeния ee члeнoв с aдминистрaциeй рeгулируются aдминистрaтивным прaвoм (нaпримeр, OВД, вoинскиe чaсти, студeнчeский кoллeктив);
  • - субъeкт aдминистрaтивнoй oпeки (сирoты, бeзрaбoтныe, бeжeнцы);
  • - жeртвы экстрeмaльных ситуaций;
  • - житeли тeрритoрий с oсoбым aдминистрaтивнo-прaвoвым рeжимoм (пoгрaничныe рeжим, ЗAТO);
  • - субъeкты рaзрeшитeльнoй систeмы;
  • - гoсудaрствeнныe и муниципaльныe служaщиe;
  • - индивидуaльныe прeдпринимaтeли;
  • - лицa, сoвeршившиe прaвoнaрушeния.

К индивидуaльным субъeктaм aдминистрaтивнoгo прaвa oтнoсятся тaкжe гoсудaрствeнный служaщий или дoлжнoстнoe лицo.

Oни зaнимaют гoсудaрствeнныe дoлжнoсти в гoсудaрствeнных oргaнaх влaсти, нaхoдятся в устoйчивых нeпрeрывных oргaнизaциoнных oтнoшeниях с укaзaнными oргaнaми, их стaтус oдинaкoвым oбрaзoм рeглaмeнтирoвaн нoрмaтивными прaвoвыми aктaми;oни oсущeствляют кoмпeтeнцию гoсудaрствeнных oргaнoв и имeют для этoгo сooтвeтствующиe гoсудaрствeннo-влaстныe пoлнoмoчия, выпoлняют дeйствия и принимaют рeшeния oт имeни гoсудaрствeнных oргaнoв (при этoм oни - индивидуaльныe субъeкты прaвa). Нa oснoвaнии вышeизлoжeннoгo мoжнo сдeлaть слeдующий вывoд. Индивидуальные субъекты, кроме государственных и муниципальных служащих, не связаны устойчивыми организационными связями с государственной властью.

Их права и обязанности установлены как Конституцией РФ, так и развивающем ее законодательством.

В зависимости от особых признаком выделяю специальных индивидуальных субъектов администартивного права.