Трудовой кодекс ст 128 тк рф. Теория всего. Как оформить отпуск без сохранения

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.

5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 — 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

10.2. В случае, предусмотренном пунктом 13 части 3 настоящей статьи, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию являются представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

Комментарий к Ст. 55 ГрК РФ

1 — 2. Комментируемая статья также является новеллой законодательства. Градостроительный кодекс РФ 1998 г. не регулировал вопросы ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем указанный вопрос регулировался многочисленными подзаконными нормативными актами: Постановлением Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (с изм. от 30 декабря 1988 г. N 1485), Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 июня 1981 г. N 302 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (с изм. от 17 сентября 1984 г.) , Ведомственными строительными нормами ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог» (утв. Минавтодором РСФСР 14 июля 1989 г. N НА-18/266), Приказом Минсвязи России от 9 сентября 2002 г. N 113 «Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи» , распоряжением Минтранса России от 1 октября 2002 г. N ИС-834-р «О рассмотрении и утверждении актов приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них» , СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84; с изм. от 18 ноября 1987 г.); СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение», СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», ВСН 123-90 «Инструкция по оформлению приемно-сдаточной документации по электромонтажным работам» (утв. Минмонтажспецстроем СССР 24 декабря 1990 г.) и др., а также территориальными строительными нормами, принятыми органами власти некоторых субъектов РФ.
———————————
СЗ РСФСР. 1988. Т. 6. С. 28.

Сборник руководящих документов Росавтодора и федеральных органов исполнительной власти, имеющих отраслевое значение. 2002. N 5.

В соответствии с указанными нормативными актами приемка законченных строительством объектов осуществлялась государственными приемочными комиссиями, в состав которых, как правило, входили представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов местного самоуправления, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, а также представители ведомств и иных организаций при строительстве соответствующих объектов. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформлялась актами. Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписывались председателем и всеми членами комиссии.

Комментируемая статья предусматривает качественно иной порядок ввода объекта в эксплуатацию в отличие от порядка, предусматриваемого подзаконными нормативными актами. Прежде всего исключается порядок приемки объектов государственными приемочными комиссиями. Кроме того, предусматривается единый порядок ввода объекта в эксплуатацию независимо от особенностей отдельных видов объектов. В связи с этим указанные подзаконные нормативные акты не подлежат применению.

3 — 4. Комментируемая статья устанавливает перечень документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанный перечень может быть расширен только Правительством РФ в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Это направлено на создание нового порядка, исключающего повсеместную инвентаризацию объектов, что является процедурой для застройщика достаточно затратной и растянутой во времени. Однако пока не принят федеральный закон о государственном учете, инвентаризации объектов недвижимости, Правительством РФ дополнительные документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию, помимо предусмотренных частью 3 комментируемой статьи, устанавливаться не могут.

Кроме того, Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 55 ГрК дополнена частью 4.1, согласно которой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в ч. 3 и 4 ст. 55 ГрК РФ документы.

В части документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необходимо отметить следующее.

Наибольшее затруднение среди строителей вызывает акт приемки объекта капитального строительства. Указанный акт — это не акт приемочной комиссии, составляемый при приемке объекта в эксплуатацию по ранее действовавшему порядку. В комментируемой статье под актом приемки объекта капитального строительства имеется в виду акт, которым оформляется сдача-приемка объекта, построенного, реконструированного, отремонтированного по договору между заказчиком (застройщиком) и лицом, осуществляющим строительство. Это прежде всего акт, предусмотренный ч. 4 ст. 753 ГК РФ: «Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами» .

Градостроительный кодекс РФ не предусматривает каких-либо особых требований к документам, предусмотренным пп. 5 — 7 ч. 3 комментируемой статьи. В связи с этим такие документы могут составляться произвольно в письменной форме в виде одного документа, подписанного указанными в соответствующих пунктах лицами. Рекомендуемая форма свидетельства о соответствии законченного строительством объекта назначению содержится в СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», одобренных Постановлением Госстроя России от 19 апреля 2004 г. N 70. Не содержит каких-либо особых требований ГрК РФ и к схеме, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка.

Особого пояснения требует ситуация, связанная с представлением заключений органа государственного строительного надзора. Поскольку с 1 января 2007 г. вступает в силу ч. 4 ст. 54 ГрК РФ, предусматривающая запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, за исключением предусмотренных ГрК РФ, то застройщик (заказчик) должен представлять для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заключение только одного уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа.

В случае если разрешение на строительство объекта было выдано до введения в действие ГрК РФ или при выдаче разрешения на строительство был представлен не градостроительный, а кадастровый план земельного участка, для ввода объекта в эксплуатацию представление градостроительного плана земельного участка также не требуется.

5 — 9. Введение ГрК РФ нового порядка ввода объекта в эксплуатацию во многом обусловлено необходимостью четко разделить компетенцию органов власти. Так, органы, выдающие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (преимущественно это органы местного самоуправления), должны проверять его соответствие проектной документации, требованиям разрешения на строительство и градостроительному плану земельного участка; соответствие же построенного, реконструированного, отремонтированного объекта техническим регламентам, его оценка с точки зрения надежности и безопасности — предмет деятельности специально уполномоченных органов (прежде всего органов государственного строительного надзора).

Согласно новому ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается теми же органами, которые выдавали разрешение на строительство. Указанные органы обязаны осуществить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства (ч. 5 комментируемой статьи).

Части 6, 7 и 9 комментируемой статьи устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. В целях устранения неоднозначного толкования норм Кодекса на практике Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» п. 23 ст. 1 внесено уточнение о том, что в случае ввода в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства не допускается отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта проектной документации, поскольку для такого строительства проектная документация вообще не требуется.

В случае если разрешение на строительство выдавалось до введения в действие ГрК РФ или для выдачи разрешения на строительство в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» был представлен не градостроительный, а кадастровый план, то застройщику не может быть отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании несоответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона).

Орган, выдавший разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение семи дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию направляет копию такого разрешения, а также документов, представленных на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в орган местного самоуправления городского округа или муниципального района, на территории которого расположен объект, введенный в эксплуатацию, для размещения их в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (в дело о застроенных или подлежащих застройке земельных участках) (гл. 7 ГрК РФ).

10 — 11. Комментируемой статьей установлены требования к содержанию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию — в нем должны содержаться сведения об объекте в достаточном объеме для постановки построенного объекта на государственный учет или внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта. Это необходимо для того, чтобы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было достаточно для постановки объекта на государственный учет или внесения изменений в такой учет без проведения каких-либо дополнительных процедур инвентаризации объектов, которая является достаточно затратной и растянутой во времени процедурой для застройщика.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30 декабря 2004 г.) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Основанием для государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (также им может быть решение суда о признании права собственности на самовольную постройку).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 22.

Следует отметить, что вводу в эксплуатацию подлежат объекты построенные, реконструированные, отремонтированные. Не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если оформление прав осуществляется в отношении объектов незавершенного строительства. Особенности регистрации прав на объекты незавершенного строительства предусмотрены ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая закрепляет необходимость представления в регистрирующий орган правоустанавливающих документов на земельный участок, разрешения на строительство объекта и проектной документации (за исключением случаев индивидуального жилищного строительства).

Исходя из смысла комментируемой статьи, не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в случае строительства объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство. В то же время в законодательстве Российской Федерации долгое время оставался нерешенным вопрос: как оформить право собственности на такой объект?

В целях решения этой проблемы Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности» внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Предусмотрено, что для регистрации права собственности на созданный или создаваемый объект недвижимого имущества, если для его строительства, реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, достаточно документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок, отведенный для создания такого объекта, и документов, содержащих описание такого объекта (в настоящее время — технический паспорт на объект).

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 698 . Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до установления Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию она определялась уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5047.

Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 г. N 121.

Второй комментарий к Статье 55 Градостроительного кодекса

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выполняет следующие основные функции:

— удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме. В силу требований ГрК РФ как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ. Таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта (см. Апелляционное определение Кировского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-786/2016);

— является единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану и проектной документации (см. Определение Приморского краевого суда от 16 сентября 2014 г. по делу N 33-8186, Апелляционное определение Курганского областного суда от 4 февраля 2016 г. по делу N 33-475/2016). С 1 января 2017 г. построенный, реконструированный объект капитального строительства должен соответствовать также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Допустима выдача разрешения на ввод в эксплуатацию части объекта строительства. Возможность подготовки проектной документации на отдельные этапы строительства и выдача разрешения на эти этапы согласуются с условиями, при которых допускается ввод объектов капитального строительства в виде отдельных очередей (см. Определение ВС РФ от 18 июля 2007 г. N 59-Г07-10).

Закон исключает возможность подтверждения выполнения строительства какими-либо иными документами, кроме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 13 августа 2013 г. по делу N 33-4507/13).

Особенностью этого документа является то, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не удостоверяет правовой статус объекта, не определяет чьи-либо права на данный объект (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2012 г. по делу N А53-23441/2011).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч. 10 комментируемой статьи).

Необходимо отметить, что хозяйственное использование построенного объекта до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным (см. Апелляционное определение Кировского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-786/2016). Эксплуатация объекта капитального строительства в отсутствие разрешения на ввод его в эксплуатацию влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа, накладываемого на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей (см. Постановление ВС РФ от 17 июня 2016 г. N 303-АД16-5985).

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

2. Обратиться с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо в орган или уполномоченную организацию, выдавшие разрешение на строительство. Сделать это возможно как непосредственно, так и через многофункциональный центр. Форма заявления утверждена Приказом Минрегиона России от 2 июля 2009 г. N 251. Поскольку обязанность по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возложена на застройщика, то заявителем является именно он (см. Постановление ВС РФ от 17 июня 2016 г. N 303-АД16-5985; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 декабря 2015 г. по делу N А31-11732/2014).

3. Часть 3 устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые требуются для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Однако в ч. 4 содержится правило, что Правительством РФ могут устанавливаться иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет. Так, до 11 января 2016 г. действовало Постановление Правительства РФ от 1 марта 2013 г. N 175 «Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», которое предусматривало необходимость предоставления технического плана. Позже Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ перечень обязательных документов в ГрК РФ был дополнен техническим планом объекта капитального строительства.

Документы могут быть представлены непосредственно или в электронной форме через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Общим правилом является возможность не предоставлять документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Это правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (проект планировки территории и проект межевания территории), разрешение на строительство и заключение органа государственного строительного надзора. Такие документы могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

В судебной практике вызывает споры предоставление документа — акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), поскольку, как указывают суды, в законе не указаны название и форма этого документа (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2012 г. по делу N А65-2548/2011).

Также сложности могут возникнуть с предоставлением документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Такие документы представляются только при их наличии. Как указывают суды, в качестве документов, подтверждающих факт соответствия объекта капитального строительства техническим условиям, могут быть приняты любые документы (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 1 апреля 2011 г. по делу N А12-13985/2010).

4. После предоставления необходимых документов проводится проверка наличия и правильности их оформления, осмотр объекта капитального строительства. В случае если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществлялся государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится (ч. 5 комментируемой статьи). В результате должно быть принято решение о выдаче разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (ч. 8). Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (ч. 12). Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства (ч. 10.1).

5. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлены в ч. 6 комментируемой статьи. При этом с 1 января 2017 г. они дополняются отказом в случае несоответствия объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Дополнительным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является невыполнение застройщиком требования о безвозмездной передаче сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, экземпляра результатов инженерных изысканий и разделов проектной документации, копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ч. 7).

Необходимо отметить, что отсутствие заключения органа государственного строительного надзора не может являться безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пример: отсутствие заключения органа Госстройнадзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало администрации, выдавшей обществу разрешение на строительство, самостоятельно в пределах предоставленной ей компетенции, осуществить осмотр названного объекта на предмет соответствия его требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, и требованиям проектной документации (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. по делу N А53-19037/2014; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2016 г. по делу N А55-12355/2015).

Также не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истечение срока действия разрешения на строительство или реконструкцию объекта (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2015 г. по делу N А60-852/2015).

Основанием для отказа не может служить отсутствие возможности сопоставить представленную обществом документацию для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию с документами, послужившими основанием для выдачи разрешения на строительство объекта, по причине их изъятия следственными органами.

Пример: суды признали, что отсутствие подлинной проектной документации и разрешения на строительство не может являться основанием для отказа в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку не только противоречит общим правилам процедуры принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но и лишает застройщика возможности ввести спорный объект в эксплуатацию, зарегистрировать его в установленном законом порядке и использовать для осуществления своей предпринимательской и иной экономической деятельности (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 июля 2016 г. по делу N А19-13571/2015).

Спорным является требование об обязании в судебном порядке уполномоченного органа выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. С одной стороны, суд вправе обязать уполномоченный орган выдать застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку это является одним из способов восстановления нарушенного права по делам указанной категории (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 сентября 2015 г. по делу N А56-77233/2014; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 декабря 2014 г. по делу N А68-10961/2013). С другой стороны, возложение на контролирующий орган обязанности по выдаче такого разрешения означает подмену судом административно-распорядительных и публичных функций иного административного органа, осуществляющего публичную деятельность (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2015 г. по делу N А53-19037/2014).



1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляетсобой документ, который удостоверяет выполнение строительства,реконструкцииобъекта капитального строительства вполном объеме всоответствиис разрешением на строительство, соответствиепостроенного,реконструированного объекта капитальногостроительстваградостроительному плану земельного участка или вслучае строительства, реконструкции линейного объекта проектупланировкитерритории и проекту межевания территории, а такжепроектнойдокументации (в ред. Федерального закона от 20 марта 2011г. N 41-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2011,N13, ст. 1688; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст.4591).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается вфедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительнойвластисубъекта Российской Федерации, орган местного самоуправленияили уполномоченную организацию, осуществляющую государственноеуправление использованием атомной энергии и государственноеуправлениепри осуществлении деятельности, связанной с разработкой,изготовлением,утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетическихустановок военного назначения, выдавшие разрешение настроительство,непосредственно либо через многофункциональный центрсзаявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (вред. Федерального закона от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6246;Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2012, N 31, ст. 4322).

3. Для принятия решения о выдачеразрешения на ввод объекта вэксплуатациюнеобходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы наземельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случаестроительства, реконструкции линейного объекта проект планировкитерриториии проект межевания территории (в ред. Федеральногозакона от 28ноября 2011 г. N 337-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015);

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случаеосуществления строительства, реконструкции на основании договора)

(вред. Федерального закона от 18 июля 2011г. N 243-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного,реконструированного объекта капитального строительстватребованиямтехнических регламентов и подписанный лицом, осуществляющимстроительство (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N243-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N30,ст. 4591);

6) документ, подтверждающий соответствие параметровпостроенного,реконструированного объекта капитальногостроительства проектной документации, в том числе требованиямэнергетической эффективности и требованиям оснащенности объектакапитального строительства приборами учета используемыхэнергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющимстроительство(лицом, осуществляющим строительство, изастройщикомилитехническим заказчиком в случае осуществления строительства,реконструкции, капитального ремонта на основании договора, атакжелицом,осуществляющим строительный контроль, в случае осуществлениястроительного контроля на основании договора), за исключениемслучаев осуществления строительства, реконструкции объектовиндивидуальногожилищного строительства (в ред. Федерального законаот18 июля 2011 г. N 243-ФЗ - Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации, 2011, N 30, ст. 4591; Федерального закона от 28 ноября2011г. N 337-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011,N 49, ст. 7015);

7) документы, подтверждающие соответствие построенного,реконструированногообъекта капитального строительства техническимусловиями подписанные представителями организаций, осуществляющихэксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при ихналичии)(в ред. Федерального закона от 18 июля2011 г. N 243-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст.4591);

8) схема, отображающая расположение построенного,реконструированного объекта капитального строительства,расположение сетей инженерно-технического обеспеченияв границахземельногоучастка и планировочную организацию земельного участка иподписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом,осуществляющим строительство, и застройщиком или техническимзаказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции наосновании договора), за исключением случаев строительства,реконструкции линейного объекта (в ред. Федерального закона от 18июля2011 г. N 243-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 30, ст. 4591);

9) заключение органа государственногостроительного надзора (вслучае, если предусмотрено осуществление государственногостроительного надзора) о соответствии построенного,реконструированногообъекта капитального строительства требованиямтехнических регламентов и проектной документации, в том числетребованиямэнергетической эффективности и требованиям оснащенностиобъекта капитального строительства приборами учета используемыхэнергетическихресурсов, заключение федерального государственногоэкологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи54настоящего Кодекса (в ред. Федеральногозакона от 18 июля 2011г.N 243-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N30, ст. 4591; Федерального закона от 25июня 2012 г. N 93-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3446);

10) документ, подтверждающий заключениедоговора обязательногострахованиягражданской ответственности владельца опасного объектаза причинение вреда в результате аварии на опасном объекте всоответствии с законодательством Российской Федерации обобязательном страховании гражданской ответственности владельцаопасногообъекта за причинение вреда в результате аварии на опасномобъекте (пункт 10 введен Федеральным законом от 27июля 2010 г. N226-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N31,ст. 4195).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст.3880)

3-1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьидокументи заключение должны содержать информацию о нормативныхзначениях показателей, включенных в состав требованийэнергетическойэффективности объекта капитального строительства, иофактических значениях таких показателей, определенных в отношениипостроенного,реконструированного объекта капитальногостроительства в результате проведенных исследований, замеров,экспертиз, испытаний, а также иную информацию, наоснове которойустанавливается соответствие такого объекта требованиямэнергетическойэффективности и требованиям его оснащенностиприборами учета используемых энергетических ресурсов. Пристроительстве, реконструкции многоквартирного дома заключениеоргана государственного строительного надзора также должносодержать информацию о классе энергетической эффективностимногоквартирного дома, определяемом в соответствии сзаконодательством об энергосбережении и о повышенииэнергетическойэффективности(часть 3-1 введена Федеральным законом от 23 ноября2009г. N 261-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2009, N 5711, ст. 5711; в ред. Федерального законаот 18 июля 2011г.N 243-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N30, ст. 4591).

3-2. Документы (их копии илисведения, содержащиеся в них),указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи,запрашиваютсяорганами, указанными в части 2настоящей статьи, вгосударственных органах, органах местного самоуправления иподведомственных государственным органам или органам местногосамоуправленияорганизациях, в распоряжении которых находятсяуказанные документы, если застройщик не представил указанныедокументы самостоятельно (часть 3-2 введена Федеральнымзаконом от1июля 2011 г. N 169-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 27, ст. 3880).

3-3. Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, еслиуказанныедокументы (их копии или сведения, содержащиеся в них)отсутствуютв распоряжении органов государственной власти, органовместного самоуправления либо подведомственных государственныморганам или органам местного самоуправления организаций. Еслидокументы, указанные в настоящей части, находятся в распоряженииорганов государственной власти, органов местного самоуправлениялибоподведомственных государственным органам или органам местногосамоуправленияорганизаций, такие документызапрашиваются органом,указаннымв части 2 настоящей статьи, в органах иорганизациях, враспоряжениикоторых находятся указанные документы, если застройщикнепредставил указанные документы самостоятельно (часть 3-3 введенаФедеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 27, ст. 3880).

4. Правительством РоссийскойФедерации могут устанавливатьсяпомимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы,необходимые для получения разрешения на ввод объекта вэксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений,необходимыхдля постановки объекта капитального строительства нагосударственныйучет.

4-1. Для получения разрешения на вводобъекта в эксплуатациюразрешаетсятребовать только указанные в частях 3 и 4 настоящейстатьидокументы (часть 4-1 введена Федеральным законом от 18декабря 2006 г. N 232-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2006, N 52, ст. 5498).

5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющаягосударственное управление использованием атомной энергии игосударственное управление при осуществлении деятельности,связаннойс разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружияи ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшиеразрешение на строительство, в течение десяти дней со дняпоступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта вэксплуатациюобязаны обеспечить проверку наличия и правильностиоформлениядокументов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотробъектакапитального строительства и выдать заявителю разрешение навводобъекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешенияс указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного,реконструированного объекта капитального строительстваосуществляетсяпроверка соответствия такого объекта требованиям,установленным в разрешении на строительство, градостроительномпланеземельного участка или в случае строительства, реконструкциилинейногообъекта проекте планировки территории и проекте межеваниятерритории,а также требованиям проектной документации, в том числетребованиямэнергетической эффективности и требованиям оснащенностиобъектакапитального строительства приборами учета используемыхэнергетических ресурсов, за исключением случаев осуществлениястроительства, реконструкции объекта индивидуального жилищногостроительства. В случае, если при строительстве, реконструкцииобъектакапитального строительства осуществляется государственныйстроительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшимразрешениена строительство, не проводится (в ред. Федеральногозакона от 27 июля 2006 г. N 143-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2006, N 31, ст. 3442;Федерального закона от23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2009, N 48, ст. 5711; Федерального закона от 22 ноября2010г. N 305-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2010, N 48, ст. 6246; Федерального закона от 20 марта 2011 г. N41-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 13,ст.1688; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст.4591).

6. Основанием для отказа в выдачеразрешения на ввод объекта вэксплуатациюявляется (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006г.N 143-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006,N31, ст. 3442):

1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящейстатьи;

2) несоответствие объекта капитального строительстватребованиям градостроительного плана земельного участка или вслучаестроительства, реконструкции, капитального ремонта линейногообъекта требованиям проекта планировки территории и проектамежеваниятерритории (в ред. Федерального законаот 20 марта 2011г. N 41-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2011,N13, ст. 1688);

3) несоответствие объекта капитального строительстватребованиям,установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного,реконструированногообъекта капитального строительства проектнойдокументации. Данное основание не применяется в отношенииобъектовиндивидуальногожилищного строительства (в ред. Федерального законаот 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 21;Федерального закона от 18июля 2011 г. N 243-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 30, ст. 4591).

6-1. Неполучение (несвоевременное получение) документов,запрошенныхв соответствии с частями 3-2 и 3-3 настоящей статьи, неможетявляться основанием для отказа в выдаче разрешения на вводобъекта в эксплуатацию (часть 6-1 введена Федеральнымзаконом от 1июля2011 г. N 169-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 27, ст. 3880).

7. Основанием для отказа в выдаче разрешенияна ввод объекта вэксплуатацию,кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований,является невыполнение застройщиком требований, предусмотренныхчастью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешениенаввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачибезвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, органисполнительнойвласти субъекта Российской Федерации, орган местногосамоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющуюгосударственное управление использованием атомной энергии игосударственное управление при осуществлении деятельности,связаннойс разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружияиядерных энергетических установок военного назначения, выдавшиеразрешение на строительство, сведений о площади, о высоте иколичестве этажей планируемого объекта капитальногостроительства,осетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копиирезультатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копийразделовпроектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10и11-1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляракопии схемы планировочной организации земельного участка собозначением места размещения объекта индивидуального жилищногостроительства(в ред. Федерального закона от 31декабря 2005 г. N210-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1,ст. 21; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; Федерального закона от 22 ноября 2010 г. N305-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6246;Федеральногозакона от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4563).

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатациюможетбыть оспорен в судебном порядке (в ред. Федерального законаот27 июля 2006 г. N 143-ФЗ - Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации,2006, N 31, ст. 3442).

9. Разрешение на ввод объекта вэксплуатацию (за исключениемлинейного объекта) выдается застройщику в случае, если вфедеральный орган исполнительной власти, орган исполнительнойвластисубъекта Российской Федерации, орган местного самоуправленияили уполномоченную организацию, осуществляющую государственноеуправление использованием атомной энергии и государственноеуправлениепри осуществлении деятельности, связанной с разработкой,изготовлением,утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетическихустановок военного назначения, выдавшие разрешение настроительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающейрасположениепостроенного, реконструированного объекта капитальногостроительства, расположение сетей инженерно-техническогообеспечения в границах земельного участка и планировочнуюорганизацию земельного участка, для размещения такой копии винформационной системе обеспечения градостроительной деятельности

(вред. Федерального закона от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6246; Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ - Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1688;Федеральногозакона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591).

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являетсяоснованиемдля постановки на государственный учет построенногообъектакапитального строительства, внесенияизменений в документыгосударственного учета реконструированного объекта капитальногостроительства.

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны бытьотражены сведения об объекте капитального строительства в объеме,необходимомдля осуществления его государственного кадастровогоучета.Состав таких сведений должен соответствовать установленным всоответствиис Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "Огосударственномкадастре недвижимости" требованиям к составусведенийв графической и текстовой частях технического плана (вред. Федерального закона от 13 мая2008 г. N 66-ФЗ - СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2008, N 20, ст. 2251).

11-1. После окончания строительства объекта капитальногостроительствалицо, осуществляющее строительство,обязано передатьзастройщику такого объекта результаты инженерных изысканий,проектную документацию, акты освидетельствования работ,конструкций,участков сетей инженерно-технического обеспеченияобъектакапитального строительства, инуюдокументацию, необходимуюдляэксплуатации такого объекта (часть 11-1 введена Федеральнымзаконом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015).

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатациюустанавливается уполномоченным Правительством РоссийскойФедерациифедеральныморганом исполнительной власти (в ред. Федеральногозакона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2008, N 30, ст. 3616).

13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на вводобъектав эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляеткопиютакого разрешения в федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный на осуществление государственного строительногонадзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатациюобъектовкапитального строительства, указанных впункте 5-1 статьи6настоящего Кодекса, или в органисполнительной власти субъектаРоссийской Федерации, уполномоченный на осуществлениегосударственного строительного надзора, в случае, если выданоразрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитальногостроительства(часть 13 введена Федеральным законом от 28 ноября2011г. N 337-ФЗ - Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011,N 49, ст. 7015).

Глава 6-1. Саморегулирование в областиинженерных изысканий,

архитектурно-строительногопроектирования,

строительства, реконструкции,капитального ремонта

объектов капитальногостроительства

(Глава 6-1 введена Федеральным законом от 22июля 2008 г. N148-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N30,ст. 3604)

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральными законами от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ.

Предисловие

Первоначальный текст Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) был опубликован в "Российской газете" (N 290, 30.12.2004 года), "Собрании законодательства РФ" 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Порядок применения ГрК РФ установлен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"

ГрК РФ является одним из наиболее динамично меняющихся законов, в который, с момента его принятия, внесено десятки поправок.

Градостроительный кодекс РФ – комплексный законодательный акт, призванный регулировать отношения в сферах:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • проектирования и строительства объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений,
  • обеспечения безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий,
  • приобретения, прекращения права СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,
  • создания искусственных земельных участков и строительства объектов капитального строительства на таких земельных участках.

ГрК РФ является головным законом в своей сфере общественных отношений и согласно пп. 3, 4 статьи 3 ГрК РФ , законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных органов самоуправления, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Градостроительному кодексу РФ .

К иному (смежному) законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться Гражданский кодекс РФ , КоАП РФ , Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других законах. К смежным с градостроительными отношениям относятся прежде всего земельные отношения, регулируемые Земельным Кодексом РФ .

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления в области градостроительной деятельности

Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование
в области градостроительной деятельности,
федеральный реестр сметных нормативов

Глава 3. Территориальное планирование

Глава 4. Градостроительное зонирование

Глава 5. Планировка территории

Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство,
реконструкция объектов капитального строительства

Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции, капитального ремонта,
сноса объектов капитального строительства

Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства
и эксплуатации наемных домов

Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства

Глава 7. Информационное обеспечение
градостроительной деятельности

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства
о градостроительной деятельности

Глава 9. Особенности осуществления градостроительной
деятельности в субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Подскажите, пожалуйста, у нас 3 работника добровольно хотят взять отпуск за свой счет на 31 календарных дней без сохранения з/пл. Можем ли мы предоставить такой отпуск? Если да, то как правильно этот отпуск оформить?! Не будет ли это нарушением ТК?! Будет ли это влиять на расчет отпускных? Больничных? Трудового стажа? Спасибо!

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в материалах Системы Кадры

Отпуска за свой счет (без сохранения зарплаты) нужно разделить на отпуска, которые организация:*
- может предоставить (ч. 1 ст. 128 ТК РФ);
- обязана предоставить (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

Когда организация вправе предоставить отпуск

Администрация организации вправе предоставить сотруднику отпуск за свой счет по любой уважительной причине. Это могут быть, например, семейные обстоятельства: свадьба члена семьи, болезнь родителей, проживающих в другом городе, и т. п. Признавать ту или иную причину уважительной или нет, решает организация. Продолжительность отпуска определяется по соглашению сторон.*

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 128 Трудового кодекса РФ.

Когда организация обязана предоставить отпуск

Организация обязана предоставить отпуск без сохранения зарплаты:*
- участникам Великой Отечественной войны – до 35 календарных дней в году (абз. 2 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- работающим пенсионерам по старости (по возрасту) – до 14 календарных дней в году (абз. 3 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- родителям и женам (мужьям) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов УИС, погибших при исполнении военных обязанностей (прохождении службы) – до 14 календарных дней в году (абз. 4 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- работающим инвалидам – до 60 календарных дней в году (абз. 5 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- сотрудникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников – до пяти календарных дней (абз. 6 ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
- сотрудникам, совмещающим работу с обучением;
- супругам военнослужащих, если отпуск им предоставляется одновременно с мужьями (женами) и продолжительность отпусков не совпадает (п. 11 ст. 11 Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ);
- совместителям при превышении продолжительности ежегодного отпуска по основному месту работы по сравнению с продолжительностью отпуска, предоставляемого по совмещаемой работе (ч. 2 ст. 286 ТК РФ);
- сотрудникам, право которых на отпуска без сохранения зарплаты предусмотрено трудовым (коллективным) договором организации (абз. 7 ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

Документальное оформление

Вне зависимости от того, является отпуск обязательным или нет, для его предоставления сотрудник должен написать заявление (ст. 128 ТК РФ). На основании заявления сотрудника издайте приказ о предоставлении отпуска. Приказ должен подписать руководитель, сотрудника необходимо ознакомить с приказом под подпись.*

Унифицированная форма приказа о предоставлении отпуска (форма № Т–6) утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Организация может по собственному выбору:*
– либо использовать унифицированные формы документов, если это утверждено руководителем организации в приказе по учетной политике;
– либо применять самостоятельно разработанные формы, утвержденные руководителем (при условии, что в них содержатся все необходимые реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Такой порядок следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждается письмом Роструда от 14 февраля 2013 г. № ПГ/1487-6-1.

Записку-расчет о предоставлении отпуска (по форме № Т-60 или по самостоятельно разработанной форме) не составляйте.* Дело в том, что эта форма предусмотрена для расчета выплат, которые полагаются сотруднику при уходе в отпуск (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). А при уходе сотрудника в неоплачиваемый отпуск отпускные не начисляют.

Также сведения о предоставляемых отпусках сотрудник кадровой службы должен внести в личную карточку сотрудника:*
- в раздел VIII формы № Т-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1), если организация применяет унифицированную форму документа;
- в соответствующий раздел личной карточки, если организация применяет самостоятельно разработанную форму документа.

Аналогичную информацию отразите в лицевом счете сотрудника (по форме № Т-54 или по самостоятельно разработанной форме).

Нина Ковязина,

Время, исключаемое из стажа

В стаж, дающий право на основной отпуск, не входит:*
- время отсутствия сотрудника на работе без уважительных причин (в т. ч. в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ);
- время отпусков по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
- время отпусков без сохранения зарплаты, превышающее 14 календарных дней в рабочем году.*

Об этом говорится в статье 121 Трудового кодекса РФ.

Нина Ковязина,

Заместитель директора департамента

Образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Статья: Отпуск за свой счет

Последствия

Отправляясь в отпуск без сохранения заработной платы, работник должен знать, что во время отпуска за ним сохраняются место его работы или должность.

Отпуск за свой счет включается в страховой стаж, на основании которого рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности.*

Однако в стаж для ежегодного оплачиваемого отпуска время отпусков за свой счет войдет только в том случае, если их общая продолжительность в течение рабочего года не превысит 14 календарных дней.*

За период отпуска без оплаты работнику не будут начисляться взносы в ПФР, что в будущем уменьшит размер его пенсии.*

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» время нахождения работника в отпуске без оплаты относится к периодам, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается.*

В.В. Егоров,

Консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

Понятие трудового стажа

На что влияет трудовой стаж

Трудовой стаж представляет собой продолжительность трудовой или общественной деятельности граждан, которая исчисляется в установленном порядке.* Установление и исчисление трудового стажа необходимо для получения гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. Так, стаж является основанием для возникновения права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, отпуска, пенсионного обеспечения, а также надбавок к зарплате. Об этом сказано в части 3 статьи 121, статье 122 Трудового кодекса РФ.

Расчет трудового стажа

Как рассчитывать стаж работы

Порядок исчисления стажа работы установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и специальные правила исчисления для разных видов трудового стажа.*

Так, страховой стаж для назначения страховой пенсии рассчитывают в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводят в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы. Об этом сказано в пункте 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015.

Специальные правила подсчета трудового стажа предусмотрены для назначения пенсии:*
- по старости работникам летного состава гражданской авиации – постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537;
- за работу на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности –постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. № 381;
- за работу в организациях отраслей рыбной, мясной, молочной и сахарной промышленности –постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 498.

Общий трудовой стаж

В каких случаях применяют общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности сотрудника независимо от имевшихся в работе перерывов.*

В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 2002 года, общий трудовой стаж применялся для определения права на назначение пенсии по старости. А в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим с 1 января 2002 года до 31 декабря 2014 года, общий трудовой стаж применяли в отдельных случаях для определения пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет, а также по случаю потери кормильца Об этом говорится в статьях 30 и 30.3 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.

Непрерывный трудовой стаж

В каких случаях применяют непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж представляет собой продолжительность последней непрерывной деятельности сотрудника в организации, а также время его предыдущей работы или иной деятельности. Он сохраняется при переходе с одного места на другое при условии, что перерыв в работе не превышал по общему правилу одного месяца.*

Ранее непрерывный трудовой стаж рассчитывали по Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252. В настоящее время этот документ утратил силу.

Долгое время данный вид трудового стажа сохранял свое значение для определения размера пособия по временной нетрудоспособности. Вопросы, касающиеся выплаты этого пособия, регулировались постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191. Однако это противоречило части 1 статьи 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. С 1984 года по 2006 год пособие по болезни выплачивалось на основании подзаконного акта. Данная ситуация изменилась с принятием Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ. В соответствии с ним для определения размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж.*

Таким образом, с 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая.* Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года по нормам Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, рассчитанного по старым Правилам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа (ч. 2 ст. 17 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Валентина Андреева,

К. и. н., профессор кафедры трудового права и

Права социального обеспечения Российской академии правосудия