Признание недействительной последующей сделки. Ничтожная сделка: понятие, виды, последствия. Недействительность оспоримых и ничтожных сделок

В финансовой системе РФ важным звеном являются государственные внебюджетные фонды денежных средств, которые создаются в соответствии с законодательством РФ и решениями представительных органов власти и местного самоуправления. Внебюджетные социальные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные социальные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных слоев населения. Создание таких фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Фонды создаются двумя способами: 1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение; 2) формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов. Состав государственных социальных внебюджетных фондов РФ: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4) Государственный фонд занятости населения РФ. Проекты бюджетов государственных и территориальных внебюджетных социальных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются на рассмотрение соответственно органами исполнительной власти в органы законодательной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ. Бюджеты государственных и территориальных фондов рассматриваются и утверждаются в форме Федерального закона одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и соответственно утверждаются законодательными органами субъектов РФ одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год законодательными органами субъектов РФ. Доходы внебюджетных фондовформируются за счет: 1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ; 2) добровольных взносов физических и юридических лиц; 3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. Как самостоятельное финансово кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Источники средств ПФР:

Добровольные взносы юридических лиц;

Страховые взносы работодателей;

Страховые взносы работающих;

Ассигнования из федерального бюджета и другие источники.

Страховые взносы являются преобладающими доходами ПФР, их плательщиками являются: работодатели (российские и иностранные юридические лица), крестьянские хозяйства, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой (нотариусы, охранники и др.), работающие граждане и др.

Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия.

Срок оплаты страховых взносов для работодателей - 1 раз в месяц, крестьянские (фермерские) хозяйства платят 1 раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников - ежемесячно до 5 числа следующего месяца.

Средства ПФР используются для выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, пособий на детей и другие цели.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 года. Является автономным и строго целевым.

Задачи фонда:

Обеспечение гарантированных государством пособий;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

Подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Из средств фонда осуществляется санаторно-курортное лечение.

Источники образования ФСС:

Страховые взносы предприятий и других хозяйственных субъектов независимо от форм собственности;

Ассигнования из федерального бюджета;

Доходы от инвестирования временно свободных средств фонда;

Добровольные взносы граждан и юридических лиц.

Плательщики перечисляют в ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности и другие цели своих работников. В конце года суммы подлежат регулированию.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28.06.91г.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств ОМС. С этой целью создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования, которые являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Федеральный фонд ОМС предназначен для:

Выравнивания условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

Финансирование целевых программ в рамках ОМС;

Осуществление контроля за региональным использованием средств.

Источники финансирования средств Федерального фонда ОМС:

Часть страховых взносов предприятий и других хозяйствующих субъектов на ОМС в размерах установленных Федеральным законом;

Взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;

Нормированный страховой запас средств фонда;

Другие поступления.

Территориальный фонд ОМС создается представительной властью субъектов федерации.

Фонд осуществляет:

Финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заключившими договор ОМС;

Финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы ОМС;

Выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

Предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

Накопление финансовых резервов;

Контроль за рациональным использованием финансовых резервов.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

Источники финансовых средств территориальных фондов:

Часть страховых взносов предприятий и других хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых Парламентом РФ;

Средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС;

Средства, взыскиваемые с юридических и физических лиц при предъявлении им регрессивных требований;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Доходы от использования временно свободных финансовых средств фонда;

Нормированный страховой запас финансовых средств территориальных фондов;

Другие поступления.

Тариф страховых фондов определяется Федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на государственную налоговую службы РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или работы выдается страховой полис, означающий право на бесплатное получение «гарантированного объема медицинских услуг».

При нарушении плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС и ГФЗН применяются финансовые санкции.

Недоимкой считается не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке. Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) создан по Закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» от 19.04.91г. Образован для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в фонде возникла в связи с появлением безработицы.

Порядок образования и расходования средств определен Положением о Государственном фонде занятости (утверждено Верховным Советом РФ от 08.06.93г.).

Источники образования ГФЗН:

Обязательные страховые взносы работодателей;

Обязательные страховые взносы работающих;

Ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Другие средства.

Размер страховых взносов плательщиков устанавливается законодательными органами по представлению правительства РФ. Освобождены от уплаты в фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду.

Средства фонда направляются на:

Программы активной политики занятости (обучение, консультирование, создание рабочих мест, организацию общественных работ и т.п.);

Программы материальной поддержки безработных (пособия, материальная помощь и досрочная пенсия);

Информационную поддержка программ занятости;

Страховой резерв;

Управление фондом осуществляется государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственно руководит фондом Правление.

ЛЕКЦИЯ 8

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

    Пенсионный фонд РФ.

    Фонды обязательного медицинского страхования.

    Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев государственных финансов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Россий­ской Федерации в период перехода страны на новые экономические от­ношения на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», что привело к появлению нового звена общегосударственной системы фи­нансов. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

Следовательно, государственные внебюджетные фонды - это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управ­ляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления расходов в интересах граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социаль­ном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему Российской Федерации, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием Бюджетного кодекса федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются ст. 143-150 Бюджетного кодекса РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении - нормами бюджетного процесса Российской Федерации. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Бюджетный кодекс РФ включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоя­тельными финансово-кредитными учреждениями. Эта самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий (организаций). Функции внебюджетных социальных фондов заключаются в мобилизации и использовании имею­щихся в их распоряжении средств, в размерах и на цели, регламентирован­ные государством. Последнее законодательно устанавливает размеры страховых взносов, подлежащих зачислению в каждый внебюджет­ный фонд социальной направленности, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в ред. от 02.07.2013 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлены следующие категории плательщиков:

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяются следующие тарифы страховых взносов.

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 22 процента;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (в ред. Федерального закона от 16.10.2010 N 272-ФЗ).

    Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды. Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%. Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

    выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

    реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Доходами бюджета ПФР являются налоговые платежи, а также поступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

    Фонд социального страхования РФ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Фонд социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1922 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 10 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему соз­даваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получе­ния медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рис­ков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граж­дан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательною социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

На Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверж­даются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении - правлением данного Фонда и его председателем.

Основная задачаФСС - выплата страхового обеспечения по следу­ющим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахо­ванного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фонда социального страхования являются:

    страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

Основными направлениями использования средств Фонда являются выплаты пособий:

По временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Социальное пособие на погребение.

В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

4. Фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они были учреждены в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который был введен в полном объеме с 1 января 1993 г.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного соци­ального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами.

Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в Федеральную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, утверждается приказом Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ (Минздравсоцразвития России). В соответствии с ним граждане Российской Федерации бесплатно пользуются, например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет следующих источников:

1) налогов, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации, в размере, установленном Федеральным законом "О федеральном бюджете".

Они направлены на:

а) обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей);

б) реализацию мероприятий в рамках базовой Программы обязательного медицинского страхования;

в) проведение пилотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения;

г) дополнительную диспансеризацию работающих граждан;

д) диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

е) финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи;

ж) оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Среди основных функций фонда выделяют:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование – одна из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья по любой причине и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется путем предоставления денежных средств Федерального ФОМС бюджету территориального ФОМС на безвоз­мездной и безвозвратной основе (субвенции) на осуществление целевых расходов по финансированию территориальной программы обязательного медицинского страхования. В случае отсутствия на счете Федерального ФОМС достаточных денежных средств, а также в случае возникновения критических ситуаций с финансированием территориальных программ ОМС для предоставления субвенций привлекаются ресурсы норми­рованного страхового запаса Федерального фонда. Принятие решения о предоставлении территориальному ФОМС субвенции осуществляется комиссией Федерального ФОМС при условии соблюдения критериев, характеризующих финансовую деятельность территориального фонда.

Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обяза­тельного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления меди­цинской помощи в них.

В 2012 году в сфере обязательного медицинского страхования участвовали 8 059 медицинских организаций.

В 2012 году в медицинские организации поступило 727,2 млрд. рублей, в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 725,5 млрд. рублей. Структура системы обязательного медицинского страхования представлена 84 территориальными фондами медицинского страхования, 70 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 216 филиалами СМО.

Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, на 1 января 2012 года составила 141,2 млн. человек; в том числе 54,6 млн. работающих граждан и 86,6 млн. неработающих граждан.

Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно – 55 лет и 20 лет. Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

Минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Максимальный размер – на уровне 3-х минимальных пенсий, а для льготного списка – 3,5 и также +1% за каждый год сверх нормы, но не больше, чем на 20%.

Пенсия по инвалидности – вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I–II группа инвалидности – 75% заработка. Минимальная пенсия – в размере минимального размера пенсии по старости. III группа – 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

Максимальный размер:

I–II группы – равен максимальной по старости;

III группы – равен минимальной по инвалидности. Во всех случаях +1% за каждый год сверх нормы стажа.

Пенсии по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

· дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

· отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

· один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

Максимальный размер установлен на уровне минимального размера пенсии по старости.

Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам гражданской авиации). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

Социальная пенсия – начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

Устанавливается:

· инвалидам I и II групп, в т.ч. с детства;

· детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

· гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

· минимальная пенсия по старости;

· инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя – 2/3 пенсии по старости;

· инвалидам III группы – половина минимальной пенсии.

Руководство пенсионным фондом осуществляет правление и его постоянно действующий органИсполнительная дирекция . Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государствен ­ных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах).

Кромепенсионного фонда вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанк и.

Бюджет пенсионного фонда утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам и общая сумма расходов, в том числе по направлениям. Кроме государственных ПФ существуют и негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О негосударственных пенсионных фондах”.

Государственные внебюджетные фонды - это обособленные фонды денежных средств, находящиеся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти, образованные из обязательных страховых взносов хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения1. Фонды, выступая независимыми звеньями системы государственных финансов, одновременно являются специфическими страховыми фондами, чья основная задача состоит в аккумуляции тех средств, которые государство обязывает направлять на страховую социальную защиту, и в их распределении в соответствии с действием социальных рисков.

В отличие от иных составляющих бюджетной системы РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, во-первых, имеют ярко выраженный целевой и социальный характер, а во-вторых, они обеспечивают предоставление услуг на принципах социального страхования1, имеющего обязательный характер, установленный на государственном уровне.

Социальное страхование - это система гарантированного материального обеспечения людей в старости, в случае потери трудоспособности, при беременности и других обусловленных законом случаях за счет средств специальных фондов, которые аккумулируются государством из взносов организаций в соответствии с определенными нормами. Однако социальному страхованию, в отличие от бюджетного финансирования, присущи такие признаки, как персонификация взносов и персонификация услуг (адресный характер).

В состав государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 144 БК РФ в настоящее время входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования РФ;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - ОМС.

Государственные внебюджетные фонды функционируют на основании собственных бюджетов, которые включены в бюджетную систему РФ. Средства фондов являются федеральной собственностью. В состав бюджетов фондов входят бюджеты федерального уровня и уровня субъектов РФ (территориальные фонды ОМС).

Бюджеты государственных внебюджетных фондов федерального уровня по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Рассмотрению и утверждению подлежат:

  • прогнозируемые в очередном финансовом году и плановом периоде доходы с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • распределение расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
  • дефицит (профицит) бюджета государственного внебюджетного фонда РФ;
  • источники финансирования дефицита государственного внебюджетного фонда РФ.

Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ по представлению высших исполнительных органов государственной власти субъектов, не позднее принятия законов о бюджете субъектов РФ.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

В БК РФ закреплены источники доходов, подлежащих зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Следует обратить внимание на неналоговые доходы, к которым отнесены страховые взносы на соответствующие виды социального страхования, недоимки, пени и штрафы по взносам, доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба. Безвозмездные поступления включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета и прочие поступления.

Учитывая особенности пенсионного законодательства, состав доходов ПФР несколько расширен. Так, к примеру, неналоговые источники включают также дополнительные страховые взносы на формирование пенсионных накоплений и взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также взносы, уплачиваемые предприятиями угольной промышленности на выплату ежемесячных доплат к пенсии отдельным категориям работников.

К доходам территориальных государственных внебюджетных фондов, а именно территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относятся доходы от размещения временно свободных средств фондов, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС, межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из Федерального фонда ОМС и бюджетов субъектов РФ и прочие поступления, предусмотренные законодательством.

Как отмечено выше, основным доходным источником государственных внебюджетных фондов являются страховые взносы - периодические платежи, производимые в обязательном порядке законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости - государством1. В России физические лица (за исключением работодателей) не участвуют в формировании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов.

Взносы уплачиваются:

  • в ПФР - на обязательное пенсионное страхование;
  • ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на выплату иных социальных пособий;
  • ФФОМС - па обязательное медицинское страхование.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством о конкретных видах социального страхования в соответствии с утвержденными бюджетами.

Плательщики, обязанные уплачивать страховые взносы, разделены на две группы. К первой относят лиц, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Вторую категорию плательщиков представляют группы самозанятого населения, которые обязаны уплачивать фиксированные суммы взносов, это - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. В том случае, когда плательщик одновременно относится к нескольким категориям, он платит страховые взносы по каждому основанию.

Взносы начисляются па все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.

Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей - физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются па выплачиваемые вознаграждения.

Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленной минимальной заработной платы (МРОТ х 12).

База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат установлена в размере 415 000 руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. В 2014 г. предельная база составит 624 000 руб. На период 2015-2021 гг. в отношении предельной базы начисления взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование установлены иные нормы. Предельная величина будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз и повышающих коэффициентов (от 1,7 п 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). Обложению взносами не подлежит ряд выплат и вознаграждений, в том числе законодательно установленные государственные пособия; все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм и т.д.

База начисления для самозанятого населения устанавливается с учетом уровня индивидуальных доходов, и определяется фиксированным размером страхового взноса.

Общий тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (без учета взносов на страхование от несчастных случаев на производстве) в 2014 г. для первой категории плательщиков составит 30%, из них:

  • 22% - в ПФР;
  • 2,9%-в ФСС;
  • 5,1%-в ФФОМС.

Действует положение об уплате с суммы, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (624 000 руб. в 2014 г.), 10% в ПФР. Как можно видеть, при уплате страховых взносов применяется регрессивная шкала (см. параграф 7.1). Помимо этого, для предприятий и организаций с вредными и тяжелыми условиями труда установлены дополнительные тарифы в ПФР. В 2014 г. плательщики будут уплачивать страховые взносы в ПФР по общему тарифу, без разделения на уплату страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части пенсии.

Расчет фиксированного страхового взноса для самозанятого населения производится по следующим формулам:

  • на обязательное пенсионное страхование:
  • - если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12;

Если величина дохода плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период:

МРОТ х тариф х 12 и 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

При этом установлен максимальный размер взноса - 8 МРОТ х х тариф х 12."

На обязательное медицинское страхование:

МРОТ х тариф х 12.

Плательщиками, обязанными уплачивать взносы па обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в ФСС РФ, выступают работодатели определенных категорий, а именно: юридические лица любой организационно-правовой формы в отношении работников, нанимаемых по трудовым договорам (контрактам); физические лица, нанимающие других физических лиц по трудовому договору (контракту); юридические и физические лица, обязанные уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими лицами.

Тарифы страховых взносов установлены в пределах от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска. В зависимости от степени индивидуального профессионального риска предусматривается возможность ежегодного установления скидок (надбавок) в размере до 40% к страховому тарифу.

Страховые взносы в ФФОМС на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на эти цели. Базовый тариф страхового взноса установлен в размере 18 864,6 руб. В субъектах РФ тариф рассчитывается как произведение базового тарифа, коэффициента дифференциации (сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате) и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете ФФОМС на соответствующий финансовый год и плановый период.

Все государственные внебюджетные фонды получают трансферты из федерального бюджета, за счет чего обеспечивается дополнительное перераспределение всех доходов в обществе для поддержания уровня трудовых доходов, которым нанесен ущерб действием социальных рисков.

Участие государства в финансировании внебюджетных фондов определяется его обязательной ответственностью за финансовую устойчивость и платежеспособность системы управления социальными рисками. Однако возрастающая зависимость бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета свидетельствует о несбалансированности системы, что вызывает серьезные опасения. Одной из причин роста дефицита бюджета фондов является неблагоприятный демографический фактор - ухудшение соотношения работающих граждан и нетрудоспособного населения. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2013 г. соотношение нетрудоспособных и трудоспособных граждан составляет 1: 1,5, и в перспективе это соотношение будет ухудшаться. Как показывает практика, решение вопроса финансового наполнения фондов исключительно путем повышения социальной нагрузки на бизнес приводит к росту скрытой и просроченной заработной платы, а в некоторых случаях - к закрытию предприятий. Так, например, увеличение в 2013 г. в два раза платежей во внебюджетные фонды для индивидуальных предпринимателей привело к резкому сокращению их числа. Еще одной нерешенной проблемой остается совершенствование системы финансового контроля за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, определение четких критериев эффективности использования имеющихся в распоряжении фондов финансовых ресурсов.

По своему назначению внебюджетные фонды довольно разнообразны, они могут создаваться под конкретные цели и программы и функционировать как на федеральном и региональном, так и муниципальном уровне. Классификация внебюджетных фондов осуществляется по разным признакам: цели назначению, уровням управления, срокам действия и т.д.

1. В зависимости от целей создания внебюджетные фонды подразделяются на:

I. социальные - оказывают социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

II. экономические - влияют на экономические процессы в стране путем субсидирования, кредитования предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществляющие комплекс мероприятий по развитию экономики страны, т.е. одной из важнейших причин создания экономических внебюджетных фондов является сложная экономическая ситуация в стране и необходимость привлечения дополнительных финансовых средств на разрешение экономических проблем;

III. экологические - обеспечивают природоохранные и природа восстановительные мероприятия финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающее среды;

IV. правовые - расходуются на обеспечение и развитие правовой системы страны и судебного производства;

V. прочие - внебюджетные фонды, не относящиеся ни к одной из вышеприведенных категорий.

  • 2. В зависимости от предполагаемого периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический, долгосрочного действия - фонд регионального развития, краткосрочного - фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условное.
  • 3. По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области).
  • 4. Классификация внебюджетных фондов по уровням государственного управления:
  • 1) Общегосударственные - находятся в федеральном подчинении, решают общегосударственные задачи [Пенсионный фонд].
  • 2) Региональные - находятся под управлением региональной администрации, решают территориальные задачи.

При этом региональные внебюджетные фонды подразделяются на фонды:

  • а) созданные федеральным законодательством [Территориальный фонд обязательного медицинского страхования];
  • б) созданные территориальными органами власти;
  • 3) Местные - находятся под управлением местных органов самоуправления, решают муниципальные задачи;
  • 5. Классификация по способу образования внебюджетных фондов:
  • 1. Вновь образованные внебюджетные фонды.
  • 2. Внебюджетные фонды, образованные за счет выделения из государственного бюджета отдельных расходных статей.
  • 6. Классификация по органам управления фонда:
  • 1. Самостоятельные финансово-кредитные учреждения -- внебюджетные фонды, обладающие правом юридического лица, имеющие одноименный орган управления [Фонд социального страхования РФ].
  • 2. Управляемые сторонними органами государственной власти - внебюджетные фонды, не обладающие правом юридического лица и находящиеся в оперативном управлении других государственных учреждений [Экологический фонд, находящийся в оперативном управлении Комитета по экологии].