Правосудие и его отличительные свойства

Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями. Статья 32 Конституции устанавливает право граждан РФ «участвовать в отправлении правосудия»; ст. 50 запрещает при осуществлении правосудия использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, ст. 52, посвященная охране прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, гласит: «Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Статья 118 Конституции содержит важнейшее для судебной власти правовое установление: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».

Термин «правосудие» подразумевает деятельность суда, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, справедливо.

Понятие правосудия - понятие прежде всего правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.

Первое свойство правосудия, его особенность - правосудие осуществляется только судом и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия - исключительная компетенция суда.

Второе свойство правосудия - особый, процессуальный порядок, подробно регламентированный законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок создает гарантии прав и охраняемым законом интересов тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле.

Правосудие - подзаконная, правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол. Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, -основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.

Статья 4 Закона о судоустройстве гласит, что правосудие в России «осуществляется путем:

1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;

2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».

При некоторой устарелости формулировок эта статья правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам и в настоящее время. Правосудие осуществляется путем рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений.

Судебное заседание суд проводит под руководством председательствующего - профессионального судьи. В нем участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела, - стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия - решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование или после подтверждения правильности вышестоящим судом. Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону. Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную ответственность.

Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 202 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест в соответствии со ст. 32 КоАП может назначаться только районным, городским судом (судьей). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются противоположные взгляды. В.И. Швецов, ссылаясь на ст. 4 Закона о судоустройстве, считает, что правосудие включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях. К.Ф. Гуценко полагает, что деятельность судей, связанную с рассмотрением и разрешением дел об административных правонарушениях, закон (ст. 4 Закона о судоустройстве) не включает в состав правосудия. Она находится за его пределами. Следует признать, что в настоящее время рамки, определенные Законом о судоустройстве, действительно ограничивают правосудие рассмотрением только гражданских и уголовных дел по правилам ПГК и УПК. Кроме того, круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьей упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требует соответствующего законодательного обоснования и теоретической разработки. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. Прежде в законодательстве такое понятие отсутствовало. В то же время отдельные ученые особый порядок рассмотрения судом дел об административных правонарушениях считали возможным условно называть «административным судопроизводством». Но при этом утверждалось, что правосудие осуществляется только в формах уголовного процесса или гражданского процесса.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды - судебные органы, которые входят в судебную систему Российской Федерации, они руководствуются специальным Арбитражным процессуальным кодексом, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия, обладает всеми его признаками. Сказанное выше позволяет дать следующее определение: правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов Российской Федерации.

В связи с положениями ст. 118 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учетом того, что компетенция Конституционного Суда и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов. Судопроизводство и правосудие - понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Судопроизводство часто понимают как весь процесс (гражданский, уголовный, арбитражный) с самого начала.

Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям исходя из их конституционности, а Конституционный Суд контролирует соответствие нормативных актов Конституции Российской Федерации или проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению при производстве по конкретному делу (ст. 120 и 125 Конституции).

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

1. Принцип законности

2. Принцип справедливости

3. Принцип осуществления правосудия только судом

4. Принципы независимости судей

5. Принцип равенства всех перед судом и законом

6. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту

7. Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

8. Национальный язык судопроизводства

9. Принцип состязательности сторон

10. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Формы участия:

· Арбитражные заседатели

· Присяжные заседатели

11. Принцип открытого разбирательства дел:

· Гласность (кроме тайных)

· Устность (в зале судебного заседания всё проговаривается)

· Публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично)

12. Принцип презумпции невиновности

13. Принципы законности и компетенции суда

14. Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

15. Принцип обязательности судебных решений

Понятие судебной системы Российской Федерации, её структура. Виды судопроизводства.

Судебная система- совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

1. Федеральные суды (Конст суд РФ, высший арб суд: фед. Арб. Суд, арб суд субъектов.

Верховный суд РФ: окруж. Флотс суды, гарниз. Военные суды, верховные суды республик, краевые обл. суды, районные суды, суды авт. Обл.)

2. Суды субъектов РФ(Конст. Уст. Суды субъектов, мировые судьи)

Понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);

- основное звено - районные суды;

- среднее звено - верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов;



- высшее звено - Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

- основное звено - гарнизонные военные суды;

- среднее звено - окружные (флотские) военные суды;

- высшее звено - Военная коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

- основное звено - арбитражные суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

- среднее звено - федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

- высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

В Российской Федерации в гражданском и уголовном процессе различают:

· суд первой инстанции - суд, рассматривающий дело по существу.

· суд апелляционной инстанции - суд, в котором производится повторное и полное рассмотрение дела, по которому судебное решение не вступило в законную силу.

· суд кассационной инстанции - суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу, вынесенных судами первой и апелляционной инстанций.

· суд надзорной инстанции - суд, в котором проверяется законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Понятие конституционного контроля и его функции. Понятие и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе.

Конституционный контроль – это особый вид функ-я судебной власти, заключающейся проверки законом и иных норм. актов конституции РФ.

Функции:

Официальное толкование РФ

Разрешение дел о соответствии норм-х правовых актов конст РФ

Примирительная функция в разрешении споров между органами гос. власти.

Защита конст. Прав и свобод граждан.

Конституционный суд – судебный орган конст. Контроля осуществляющий судебную власть по средством конст. Судопроизводства. Конст. Суд решает вопросы искл. Прав и дает оценку правовой ситуации.

Полномочия, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия:

- разрешение дел о соответ. Конституции РФ, фед. законов.

Разрешение сопров о компетенции между высшими органами гос. власти.

Толкование конст. РФ

Проверка конст. законов по жалобам на нарушения конст. прав и свобод граж.

Структура:

Состоит из 19 судей. Суд разделен на 2 палаты. Возглавляет председатель, 2 заместителя. Срок – 6 лет(председатель)

Деятельность конст. Суда обеспечивает конст. Аппарат: секретариат, отдел кадров, финансовое управление, управление делами.

12. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды, содержание, форма и юридическое значение.

3 вида решения:

Заключение

Постановление

Определение

Путем открытого голосования принимается решение, либо большинством голосов, либо квалиф. больш. голосов. Воздержаться судья не имеет, судья который не согласен с решением имеет право на особое мнение, которое публикуется с судебным решением. Решение вступает в силу после его опубликования. Юрид. сила решения конст. суда о признании закона не может быть преодолена повторным принятием такого же закона.

Общая характеристика федеральных судов общей юрисдикции.

Систему фед. судов :

Общегражданские(районный суд, суд уровня субъектов РФ, верховный суд РФ)

Военные (гарнизонные, окружные флотские, верховный суд РФ влице военной коллегии)

Специализированные

Военные суды общ. юрисдикции выполняют: рассмотрение всех угол. дел и большинства гражданских и админ- х дел.

Районный суд: структура и полномочия.

Районный суд – это основное звено системы фед. судов общей юрисдикции, который создается на терр. судебного района.

Структура:

Федеральные судьи

Аппарат суда

Возглавляется председателем.

Районные суды рассматривают вопросы уголовных и гражданских дел.

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: структура и полномочия.

Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Верховный суд республики, краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеет следующие полномочия:

Рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Правосудие – это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства, на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Для определения понятия правосудия надо прежде всего установить отличительные черты, характерные для данного вида государственной деятельности.

Первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в законном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.

Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов.

Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридическихдел.

Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством. Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает также арбитражное судопроизводство.

Следующим отличительным признаком правосудия является то, что этот вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определен процессуальным законодательством.

Процессуальный порядок судебного разбирательства призван создать оптимальные условия для установления истины, обеспечивать обоснованность и законность, объективность и справедливость судебных решений, недопущение и устранение ошибок (система обжалования, пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора и др.), является важной гарантией защиты прав и интересов участников процесса. При осуществлении правосудия судьи обязаны быть беспристрастными и справедливыми (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судопроизводство не совпадает с правосудием, являющимся основной формой осуществления судебной власти, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия. Правосудие не исчерпывает всего объема судебной деятельности.

Таким образом, правосудие – это совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, подведомственных судам административных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Отправление правосудия осуществляется на основе принципов независимости судей и подчинения их только закону, несменяемости судей, их неприкосновенности, открытости судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

11. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Принципы организации и осуществления правосудия:

– принцип законности правосудия;

– принцип осуществления правосудия только судом;

– принцип доступности судебной защиты;

– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;

– принцип состязательности и равноправия сторон;

– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;

– принцип презумпции невиновности;

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Все законодательство о судоустройстве, значительная часть норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства призваны определять сущность, содержание и формы реализации этого важнейшего направления судебной деятельности.

Конституция РФ утверждает главную задачу правосудия, определяя его ведущую роль в обеспечении прав и свобод граждан (ст.

18). Она закрепляет право граждан на правосудие (ст. 46, 52) и устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118).

Раздел I. Общие положения

Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», утверждая значение общего статуса судей, подчеркивает, что только лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и этим Законом полномочиями судьи, могут осуществлять правосудие (ст. 11). Именно в деятельности по отправлению правосудия судьи никому не подотчетны.

Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях. Именно в судебном разбирательстве наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Государственно-правовая защита правосудия и носителей судебной власти выражается в установлении административной и уголовной ответственности за посягательства на деятельность по осуществлению правосудия. Правосудие как одна из форм государственной властной правоохранительной деятельности отличается от законодательной и управленческой деятельности рядом существенных признаков.

Характерными чертами правосудия являются: осуществление правосудия особыми компетентными государственными органами - судами; правосудие выполняется лишь установленными законом способами: рассмотрением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел в рамках установленной законом особой процедуры, каждая из которых регулируется отдельным самостоятельным законодательным актом (ГПК, УПК, АПК).

С учетом требований Конституции об установлении условий для полного и независимого осуществления судами правосудия (ст.

124), исходя из иных установлений федерального законодательства, содержание правосудия и принимаемых судами актов должно отличаться следующими свойствами: законностью, определяемой как соответствие принятых решений и порядка рассмотрения дел закону; обоснованностью, т. е. подтверждением принятых решений убедительными и достаточными доказательствами; объективностью, т. е. непредвзятостью, беспристрастностью судебного исследования всех обстоятельств дела; справедливостью решений суда как соответствующим нравственным представлениям современного общества; своевременностью и юридической точностью принимаемых решений, незамедлительностью и общеобязательностью их исполнения.

Исходя из этой краткой характеристики содержания и основных свойств правосудия, оно может быть определено как осуществление судом своеобразной правоохранительной и правозащитной деятельности, основанной на полном соблюдении демократических принципов, выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных и арбитражных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Еще по теме § 4. Содержание и свойства правосудия:

  1. 16.2. Педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия
  2. Билет №9. 2.Правосудие РФ. Демократические принципы правосудия
  3. Глава 12. Содержание психодиагностических методик исследования индивидных психологических свойств личности по параметру реактивности
  4. § 5. ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ ОРГАНОВ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ ЛИБО ОРГАНОВ СУДА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ, ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

П ра восудие - вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.

Право на правосудие - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека.

Существует также международное уголовное правосудие - международный судебный механизм и процедура, создаваемых мировым сообществом государств для рассмотрения уголовных деликтов и преступлений физических и юридических лиц, имеющих международный характер.

Признаки правосудия :

Принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающимся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);

О6щеобязатепьная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);

Правосудие осуществляется только двумя способами:

а) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

Правосудие осуществляется только судом (судьей);

Правосудие осуществляется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осуществления правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в судебном заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

6.Судопроизводство: понятие, признаки и виды.

Закон о судебной системе РФ, устанавливая правовые способы реализации судебной власти, признает таковыми указанные в Конституции РФ формы судопроизводства: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Судопроизводство представляет собой процедуру осуществления судебной деятельности в конкретном суде. Оно является существенным признаком судебной власти, характеризующим подвид судебной системы. Так, конституционное судопроизводство, связанное с разрешением дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и других актов, используется Конституционным Судом РФ. Правосудие осуществляется судами общей юрисдикции и сопровождается рассмотрением и разрешением в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводств.

При арбитражном разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений либо из правоотношений в сфере управления, применяются процедуры арбитражного судопроизводства. Таким образом, особенности судопроизводства определяются задачами и спецификой конкретного суда. Суды различных подсистем судебной власти не могут поручать друг другу выполнение своих полномочий.

Каждое из названных судопроизводств регламентируется соответствующим кодифицированным процессуальным актом (Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом) или отдельными нормами процедурного характера в материальных законах (Закон "О Конституционном Суде РФ", Кодекс РФ об административных правонарушениях).